Научно-исследовательский журнал
Development trends of socially responsible investing in the European Union
Бикеева Марина Викторовна
доцент кафедры статистики, эконометрики и информационных технологий в управлении
Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва, г. Саранск
Bikeeva Marina Victorovna
Ph. D. in Economics, assistant professor of the Chair of Statistics, Econometrics and Information Technologies in Management
National Research Ogarev Mordovia State University, Saransk
Аннотация: Материалы исследования включены в цикл статей, посвященных распространению опыта стран Европейского Союза в области корпоративной социальной ответственности. КСО может выражаться в проведении разнообразных социальных программ внутренней и внешней направленности. Социально ответственное инвестирование представляет собой процесс вложения средств инвесторов с учетом факторов социального, экологического и этического характера. Этот механизм реализации КСО становится очень популярным в странах Европейского Союза, что требует его подробного изучения.
Abstract: The study materials are included in the series of articles devoted to the dissemination of knowledge in the field of corporate social responsibility of European Union countries. CSR can be expressed in a variety of social programs, internal and external orientation. Socially responsible investing is the process of investing investors taking into account factors of social, environmental and ethical issues. This mechanism of implementing CSR is becoming very popular in the European Union countries, which requires its detailed study.
Ключевые слова: Европейский Союз, корпоративная социальная ответственность, инвесторы, социальные инвестиции, направления и стратегии социально ответственного инвестирования.
Keywords: The European Union, corporate social responsibility, investors, social investment, direction and strategy of socially responsible investing
Статья подготовлена при финансовой поддержке фонда ERASMUS+: Programme – Jean Monnet Modules (проект № 575358-EPP-1-2016-1-RU-EPPJMO-MODULE «Policy for Corporate Social Responsibility: the EU experienc
Системой, в рамках которой осуществляется баланс между социальной справедливостью и экономической эффективностью, является инвестиционная сфера. При этом под инвестициями понимаются долгосрочные вложения средств посредством создания новых или модернизации уже действующих предприятий с использованием достижений науки и техники. Целью инвестирования традиционно принято считать доход для инвестора. Однако, если целью инвестирования становится достижение и материального, и социального эффектов, то такое инвестирование приобретает характер социально ответственного.
Для современного времени характерен сложившийся механизм социально ответственного инвестирования и рост числа его сторонников, приобретающего все большие обороты в странах Европейского Союза (ЕС). Финансовые цели социально ответственных инвестиций не вступают в противоречия человеческим ценностям и соответствуют желаниям инвесторов видеть свои средства работающими во благо. Так, объем социально ответственных инвестиций под профессиональным управлением превышает 5 трлн. евро. Развиваясь высокими темпами, социально ответственное инвестирование стало занимать значительную долю финансового рынка – практически каждый десятый доллар в странах ЕС вкладывается с учетом социальных, экологических или этических критериев [3, с. 131].
Активное развитие социально ответственное инвестирование в странах Европы получило во второй половине ХХ в. Повышенное внимание инвесторов к тому, на какие цели направляются их средства, связано с многочисленными социальными и экологическими движениями того времени – от выступлений за гражданские права и равноправие женщин до манифестаций антивоенного и экологического характера. Уже в 80 – 90 гг. ХХ в. сформировалось значительное число этических фондов, специализированных информационно-аналитических агентств и некоммерческих организаций по развитию социально ответственного инвестирования. Появились разнообразные фондовые индексы, учитывающие социальные и экологические критерии, на основании которых происходит рейтингование современных компаний с позиции их социальной активности [1].
Европейский рынок социально ответственного инвестирования неоднороден. В странах ЕС и США преобладают различные стратегии финансирования:
— скандинавская (социально-демократическая) [4, с.43].
Особенностью англо-американской стратегии является взаимное участие частных и государственных социальных инвестиций в оказании помощи незащищенным слоям населения [7]. Для франко-германского подхода характерно преобладание государственных социальных инвестиций, направляемых на сохранение социальной структуры [6]. При скандинавском – гарантируются социальные права лишь за счет государственного социального инвестирования. При этом функционирование прогрессивной налоговой системы позволяет выражать социальную направленность государства в отношении ко всему населению страны, а не только к ее беднейшей части, как во многих других странах [8].
В дальнейшем прогнозируется рост активов социально ответственного инвестирования. Этому способствуют и тенденции укрепления нормативно-правовой базы Европейских государств. В настоящее время в Великобритании, Германии, Италии, Бельгии, Швеции, Норвегии и Австрии уже приняты требования по размещению активов пенсионных фондов с учетом социальных и экологических критериев. Еще в ряде стран ЕС планируется принятие подобных законов. Кроме того, постоянно растут требования к прозрачности нефинансовой отчетности коммерческих организаций.
Исследование показало, что направления социального инвестирования в странах ЕС могут быть разными: от инвестиций в человеческий капитал и благотворительности до соучастия в крупных инфраструктурных проектах. Речь идет о принятии частными инвесторами решений о поддержке тех компаний, которые не только имеют высокие показатели рентабельности, но и отличаются ответственным поведением по отношению к окружающей среде, развитию местного сообщества и не участвуют в производстве продукции, потребление которой негативно сказывается на здоровье населения.
В настоящее время выделяют три основных направления социально ответственного инвестирования:
— социальное (соблюдение прав человека, запрет эксплуатации детского труда и др.);
— этическое (отказ от работы с компаниями по производству, продаже и распространению оружия, алкоголя, табака, порнографической продукции, азартных игр и др.);
— экологическое (охрана и сохранение окружающей среды).
Среди стратегий социально ответственного инвестирования в практике стран ЕС различают следующие (рисунок 1):
Рисунок 1. Существующие стратегии социально ответственного инвестирования в странах ЕС
а) screening («просеивание» компаний) предполагает удаление из списка рассматриваемых объектов для инвестирования тех компаний, чья деловая практика противоречит этическим или моральным ценностям. В последнее время большую популярность обретает «просеивание», предполагающее целевой поиск ценных бумаг тех компаний, которые характеризуются положительным влиянием на развитие общества и вносят вклад в дело защиты окружающей среды. Критерии отбора для формирования социальных портфелей включают:
— широко используемые фильтры (применяются более чем в 50% «просеянных» портфелей);
— обычно используемые фильтры (применяются в 30 – 49% «просеянных» портфелей);
— специальные фильтры (применяются менее чем в 30% «просеянных» портфелей) [2; 5].
б) shareholders advocacy (действия акционеров в защиту общественных интересов). Инвесторы, выступая совладельцами компании, получают возможность поднимать волнующие их вопросы в отношении деловой практики этой компании, заострять внимание на социальных или экологических проблемах, тем самым добиваясь их решения. Активность акционеров в основном затрагивает вопросы социальной ответственности бизнеса и корпоративного управления.
в) community investing (инвестиции в местные сообщества). Средства, предоставленные инвесторами в рамках подобных программ, в целом способствуют снятию социальной напряженности. Так, программа финансирования под низкий процент малообеспеченных слоев населения, проживающих в беднейших районах европейских и отсталых развивающихся стран, открывает им доступ к заемным средствам. Направление средств вкладчиков банков местного развития и кредитных союзов на займы для финансирования строительства муниципального жилья, на развитие малого бизнеса и другие проекты способствуют решению конкретных проблем этих территорий.
Таким образом, оформившись как явление, социально ответственное инвестирование придает новый импульс развитию инструментов, позволяющих анализировать информацию о степени воздействия социальных корпоративных программ на общество и бизнес. К сожалению, в России пока не сложились предпосылки для развития социально ответственного инвестирования в современных условиях. Это проявляется, прежде всего, в отсутствии соответствующей инфраструктуры, слабости финансового рынка, несовершенстве корпоративного права, низкой информированности населения, а также в отсутствии доверия со стороны потенциальных инвесторов и соответствующих традиций.
Источник
Что такое ESG-инвестиции
В мире активно развивается новое направление в инвестициях, которое имеет аббревиатуру ESG. Расшифровка каждой буквы поможет понять, что оно означает:
E или Environmental — окружающая среда (экологическая сфера);
S или Social — социальная сфера;
G или corporate Governance — сфера управления.
ESG-инвестиции — это вложение денег в компании, которые ведут бизнес на принципах экологичности, социальной ответственности и высокого качества корпоративного управления.
ESG-инвестирование предполагает, что инвестор оценивает компанию по трем сферам деятельности. Внутри каждой изучаются различные факторы. Примеры некоторых из них:
- окружающая среда — выбросы парниковых газов, изменение климата, влияние на сокращение лесов, питьевой воды, истощение других природных богатств планеты;
- социальная сфера — условия труда на предприятии, мероприятия по охране труда и здоровья, технике безопасности, взаимоотношения с поставщиками и потребителями, гендерный состав работников;
сфера управления — коррупция, права акционеров, вознаграждение ТОП-менеджерам, гендерный состав управленцев.
В результате такого анализа инвесторы отказываются или сокращают долю своего участия в компаниях, деятельность которых загрязняет окружающую среду, истощает ресурсы, связана с табачным, игорным или алкогольным бизнесом.
Впервые принципы ответственного инвестирования были сформулированы в 2005 г. группой международных институциональных инвесторов под эгидой ООН и лично по инициативе генерального секретаря Кофи Аннана. К ним могут присоединиться любые организации. По состоянию на начало 2021 г. список насчитывает 3 586 участников.
Принципы ответственного инвестирования:
- включать экологические, социальные аспекты и вопросы управления в процессы проведения инвестиционного анализа и принятия решений;
включать экологические, социальные аспекты и вопросы управления в политику и практическую деятельность;
требовать от получателей инвестиций надлежащего раскрытия информации об экологических, социальных проблемах и вопросах управления;
содействовать принятию и осуществлению Принципов в рамках инвестиционного сектора;
повышать эффективность осуществления Принципов;
сообщать о деятельности и достигнутом прогрессе в плане осуществления Принципов.
В мире сложился устойчивый тренд роста ответственного инвестирования. Инвесторы хотят поддерживать компании, которые не только думают о прибыли любой ценой, но и заботятся об окружающей среде и своих работниках, нетерпимо относятся к коррупции, расовой и гендерной дискриминации.
Эксперты утверждают, что наибольший интерес к ESG-инвестициям проявляют люди, которые родились в конце XX века. Представители этого поколения считают, что такой подход поможет им бороться с изменением климата на планете, социальным неравенством в обществе, ущемлением прав и свобод.
Исследование Edelman Trust Barometer, проведенное в 2020 г., свидетельствует о том, что 71% потребителей готовы отказаться от бренда, работающего только ради денег, который не заботится о клиентах, влиянии на окружающую среду, внутреннем потреблении.
Источник
Социальные инвестиции за рубежом
На протяжении всей российской истории камнем преткновения любых реформ было отношение к опыту развития других государств, прежде всего, стран Западной Европы и США. Всегда встает вопрос: идти ли России по пути западной цивилизации или оставаться верной национальным традициям государственности, хозяйственности, ментальности.
В разных государствах степень социального прогресса экономической системы неодинакова. Однако любой должны решаться такие задачи, как:
— экономический рост, обеспечивающий высокое качество жизни;
— обеспечение финансовой стабильности, противодействие инфляции;
— сохранение и преумножение общественных ценностей и обеспечение равных условий доступа к ним;
— учет социальной эффективности любых экономических решений;
— создание благоприятных условий жизнедеятельности для некоторых, наименее защищенных групп общества: детей, лиц пенсионного возраста, инвалидов, беженцев и переселенцев и т.п.;
— установление налоговых льгот для лиц с низким доходом и т.д.
Нет сомнения в том, что сравнительный анализ содержания социальной политики разных государств, изучения структуры социальных инвестиций, выявления особенностей в общем и единичном в организации социальной защиты населения в разных странах позволят значительно обогатить теорию и практику этой деятельности. В то же время при освоении зарубежного опыта в сфере социальной поддержки населения необходимо в полной мере учитывать исторические условия и национальные особенности России.
Надо иметь в виду уже сложившуюся в нашей стране (и имеющую место в прошлом) систему социального обеспечения населения (а также, естественно, особенности культуры, менталитета, образа жизни российского общества), разумно дополняя ее нововведениями, исходя из новой общественно-политической ситуации. На предстоящий обозримый период, на наш взгляд целесообразно сохранение преимущественно государственной помощи в сфере здравоохранения, распределения жилья и т.д. в первую очередь для неимущих и малообеспеченных слоев населения.
Известно, что в разных странах сложилась разная система социального инвестирования в сферу здравоохранения, жилищно-коммунальную сферу, улучшение качества жизни населения помощи «слабым» слоям населения. Если, к примеру, в США и Японии делается акцент, в основном, на частный сектор, благотворительные, общественные организации, то в большинстве европейских стран главную роль в решении этих проблем играет государство. Так, к примеру, для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством.
Примеры удачной совокупности административных усилий и финансовых мер, направленных на изменение качественных и количественных показателей развития страны (системные изменения, модернизация страны) и жизни населения, в отведенные временные рамки и при известном ресурсном обеспечении, имеются в зарубежной практике еще в прошлом веке.
Одним из удачных примеров реализации национального проекта в условиях системного экономического кризиса можно считать «новый курс Рузвельта». Тяжелая экономическая ситуация, крах банковской системы, рост безработицы и гиперинфляция 1929—1933 гг. («Великая депрессия») в США могли привести к социальному бунту и даже разрушению страны. Президент США Ф.Д. Рузвельт предпринял ряд структурных преобразований и ввел в действие национальную программу по снижению уровня безработицы — этот проект предполагал реализацию в масштабах всей страны программ по озеленению парков, строительству дорог, а также реализацию других инфраструктурных проектов. Предпринятые меры помогли стабилизировать ситуацию, восстановить деловую активность и отчасти решить проблему безработицы.
Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще.
Представление о наиболее заметных различиях в подходах к социальной защите, существующих в мире, дает получившая в настоящее время широкое признание классификация Г. Эспинг-Андерсена. Им выделены три основные модели социальных государств: либеральная (англо-американская модель), консервативная (корпоративная или франко-германская) и социал-демократическая (скандинавская). Espring-Andersen проводит разделение между разными стратегиями социальной политики, которые заключаются в том, что либеральный режим направляет социальные программы на самых бедных, консервативный сохраняет статусные различия социальных групп, включая ориентацию на традиционную структуру семьи и традиционную роль женщин. Наконец, социал-демократический режим в скандинавских странах гарантирует как универсализм социальных прав, так и нерушимость индивидуальной автономии.
Формирование либеральной модели, присущей таким странам, как США, Канада, Австралия, Великобритания, происходило при господстве частной собственности, преобладании рыночных отношений и под влиянием либеральной трудовой этики. Основными условиями функционирования данной модели являются минимальная вовлеченность государства в рыночные отношения и ограниченное применение мер государственного регулирования, не выходящее за рамки выработки макроэкономической политики; во внутреннем валовом продукте (ВВП) государственному сектору экономики принадлежит лишь небольшая доля. Социальная поддержка граждан осуществляется за счет развитых систем страхования и при минимальном вмешательстве государства, являющегося регулятором определенных гарантий. Размеры страховых выплат, как правило, невелики. Незначительны и трансфертные платежи, т. е. переводимые со счетов госбюджета финансовые средства, полученные от налогов, непосредственно различным группам населения в виде пособий и субсидий.
Материальная помощь имеет адресную направленность и предоставляется лишь на основании проверки нуждаемости.
Американской модели социальной работы свойственна система признаков. К числу важнейших из них следует отнести:
— наличие сильного либерального компонента в социальной политике;
— преобладающее значение ассоциативных организаций в сфере социальной помощи и поддержки при финансовой поддержке со стороны государственных структур;
— важная роль страховых механизмов социальной защиты;
— децентрализация системы социальной работы.
Для США характерно минимальное вторжение государства в частный сектор. Несмотря на это Америка известна традициями систематического участия бизнеса и/или его представителей в финансировании самых разнообразных некоммерческих проектов. Классическим примером может являться Фонд Билла и Мелинды Гейтс с капиталом почти 27 миллиардов долларов, полностью финансируемый из личного состояния супругов Гейтс для целей улучшения систем образования и здравоохранения в различных странах мира.
Поскольку повышение качества человеческих ресурсов становится условием обеспечения национальной конкурентоспособности и безопасности, возрастает значение результатов политической деятельности как фактора воспроизводственного процесса, экономического роста, укрепления позиций на мировом рынке. И в этом плане именно опыт США может быть наиболее полезен для России, так как эта страна является лидером в области инновационных технологий, применяемых в социальной сфере, нацеленных на создание и совершенствование мотивационной среды для развития человеческих ресурсов, реализации их трудового, предпринимательского и интеллектуального потенциала.
Консервативная (корпоративная) модель характерна для стран с социально-ориентированной рыночной экономикой. В их числе — страны континентальной Европы, такие как Австрия, Германия, Италия, Франция. Позиции государства здесь значительно сильнее: бюджетные отчисления на социальные мероприятия примерно равны страховым взносам работников и работодателей, основные каналы перераспределения находятся либо в руках государства, либо под его контролем. Вместе с тем государство стремится уступать материальную поддержку граждан системе страховой защиты. Благодаря этому величина социальных пособий находится в пропорциональной зависимости от трудовых доходов и, соответственно, от размеров отчислений на страховые платежи. Отличительной особенностью является «самоуправляемость» страховых касс, находящихся в совместном ведении владельцев предприятий и влиятельных профсоюзов, представляющих интересы наемных работников.
Размер гарантированных выплат в случае безработицы зависит от трудового стажа, а сроки выплат — от продолжительности уплаты страховых взносов, их величины и возраста работника.
Ярким представителем такой политики является Германия, где государственные социальные инвестиции достаточно широко охватывают такие сферы, как здравоохранение, социальное страхование, жилищно-коммунальную сферу. Финансовая система Германии построена таким образом, что она вполне соответствует правительственной политике социальной рыночной экономики. Огромное внимание в ней уделяется социальному обеспечению и поддержанию нормального уровня жизни населения.
Так, в Германии существуют специальные правительственные фонды (помимо основных бюджетов), которые формируются в основном за счет отчислений с заработной платы. И преобладают в основном фонды социального обеспечения, по объему они стоят на втором месте после государственного бюджета страны. Главное место среди них занимает Фонд социального страхования, который охватывает отдельные виды страхования — по временной нетрудоспособности, на случай безработицы, от несчастных случаев, пенсионное страхование рабочих и служащих, пенсионное страхование лиц, не работающих по найму.
Социальное страхование, основывается на профессионально-трудовой социальной солидарности, что позволяет аккумулировать крупные финансовые ресурсы, обеспечивающие гарантии предоставления качественной медицинской и реабилитационной помощи, высокий уровень страховых выплат (пенсий и пособий). Данная модель характеризуется демократичностью управления и прозрачностью финансовых потоков. Товарищества взаимного страхования действуют на основе самоуправления, самофинансирования и некоммерческого хозяйствования под государственным правовым контролем.
В сложившейся в странах Северной Европы модели общественного развития важнейшее место занимает политика, основанная преимущественно на социал-демократических ценностных ориентациях. Это — социальная справедливость, выравнивание доходов. Сглаживание имущественного неравенства и в перспективе — создание общества демократического социализма скандинавского типа на базе государства благосостояния. К последним обычно причисляют промышленно развитые страны с высоким жизненным стандартом, широкой системой соцобеспечения и развитой инфраструктурой в основном на государственном уровне.
Первые места в этой группе благоденствующих государств Социал-демократической (скандинавской) модели неизменно отводились скандинавским странам и прежде всего Швеции. Именно здесь наглядно воплотились как возможности социальной политики, основанные на высоком уровне развития производительных сил и богатстве этих стран, так и ее пределы, обусловленные экономическими и по- 93 литическими факторами.
Социальная политика Северных стран имеет характерные черты, отличающие их от других развитых государств Запада.
Во-первых, ее отличает универсальность, всеобщность. Системой социального страхования охвачено все население, а не только ее беднейшая часть, как во многих других странах.
Во-вторых, доминирующую роль в социальной защите населения играет государства в лице центрального правительства и местных органов власти. Отсюда — высокий удельный вес социальных расходов государства в ВВП и госбюджете. Достижение всеобщего благосостояния и высокого при этом уровня предоставляемых социальных гарантий требует значительных затрат со стороны шведского государства. С этой целью в стране функционирует прогрессивная налоговая система, которая позволяет аккумулировать в государственном бюджете большие объемы ресурсов и перераспределять тем самым значительные объемы первично распределяемых доходов.
В-третьих, социальная политика тесно связана с государственным регулированием экономики, которое имеет явную социальную направленность.
В-четвертых, особую роль играет обеспечение занятости. В Швеции, например, полная занятость считается главной и неизменной целью экономической политики.
И, наконец, социальная политика североевропейских стран имеет свои особенности финансирования. Прежде всего, это — целенаправленное регулирование социальных процессов преимущественно на государственном уровне путем перераспределения национального доход. Доля государственных расходов в ВВП составляет в Швеции 66 процентов, в Дании — 61 процент, в Финляндии — 56 процентов. Основная часть этих расходов идет на удовлетворение потребностей объектов социального назначения. Весьма значительную часть среди них составляют и трансфертные платежи, благодаря которым происходит перераспределение национального продукта в пользу наименее обеспеченных слоев населения.
Отмеченные три модели нигде в мире не встречаются в чистом виде, представляя собой «идеальные типы» социального государства, каждый из которых имеет свои достоинства и недостатки. На практике обычно можно наблюдать сочетание элементов либеральной, корпоративной и социал- демократической моделей при явном преобладании черт одной из них.
Излишне и говорить, что копировать опыт другой страны невозможно и бессмысленно. Но все же некоторые базисные принципы современной социальной политики заслуживают внимания. Речь идет о таких общепризнанных принципах, как вложение в человеческие ресурсы, приоритетное развитие образования, медицины, науки. В США, к примеру, несмотря на смену общественного настроения, изменения идеологии и политики правящих партий, эти принципы уцелели. Нужно понять, что активная социальная политика, вложение в человеческие ресурсы — важнейшие условия успешного экономического развития. Если что-то заимствовать у США, то именно эту философию, а, скажем, не планы повышения пенсионного возраста. Или возьмем другой принцип — участие бизнеса в социальных программах. Он стал аксиомой для американцев, но все еще является спорным для нас.
Весьма плодотворно в социальной инфраструктуре многих стран ведут деятельность некоммерческие организации. Целесообразно было бы определить на общероссийском и региональном уровнях приоритетные области, в которых наиболее эффективна деятельность НКО. Некоммерческим организациям, имеющим возможность предоставлять весьма широкий спектр социальных услуг, обладающим большой динамичностью, возможностями привлекать дополнительные финансовые источники, использовать потенциал волонтеров, надо дать возможность активно участвовать в оказании негосударственных социальных услуг.
Органы государственной власти, действующие в социальной сфере, могли бы более широко использовать возможности НКО по созданию дополнительного количества рабочих мест, на конкурсной основе передавая им часть финансовых ресурсов на выполнение социальных проектов. Необходима тщательно разработанная процедура предоставления социальных грантов органами государственной и муниципальной власти некоммерческим организациям.
Очень распространенный источник финансирования — гранты, предоставляемые частными фондами, хотя их пока мало в России. Поэтому все большее количество организаций обращается в фонды и представительства зарубежных организаций за финансовой поддержкой.
Государство не должно поощрять иждивенчество, ему следует выступить в качестве интеллектуального информационного центра, который помогает сформировать среду самообеспечения. Для этого задействуются различные общественные структуры, объединяющие предпринимателей, представителей малого бизнеса, научных, финансовых, проектных организаций, фондов, их объединения и сети.
Таким образом, обобщив опыт зарубежных стран, можно констатировать, что основным направлением модернизации социальной сферы во многих странах, является переход к смешанной системе инвестирования в социальные отрасли (бюджетное финансирование, страховые взносы и частные инвестиции) предоставление свободы хозяйственной деятельности предприятиям и организациям социальной сферы, развитие частного сектора; либерализация налогового режима для социальных отраслей или видов деятельности. Для этого не только увеличиваются объемы, выделяемых из бюджета средств, но и продолжаются работы по совершенствованию законодательства.
В настоящее время во многих странах ЕС достигли высокого уровня развития программы защиты семейного дохода, опускающегося ниже установленной планки, которые финансируются из бюджетных средств. В скандинавских странах, отличающихся наибольшей широтой охвата населения подобными программами, им придан общегосударственный статус. В центрально-европейских странах такие программы действуют на региональном и местном уровнях. Такой опыт, на наш взгляд, также небезынтересен для России.
Обращение к новым ресурсам позволит изменить существующий сегодня стереотип, рассматривающий экономику как пополняющую доходную часть бюджета, а социальную сферу как расходную его составляющую. Возникает новое видение не только «реальной» или «социально-ориентированной» экономики, но и целостной «социальной экономики», что, в свою очередь, может устранить снисходительно-патронирующее отношение местной власти к населению и общественности, мобилизовать активность жителей на развитие города, района, территории; а также раскрыть возможности человеческого потенциала для решения общих насущных проблем.
Источник