Социальное предпринимательство привлечение инвестиций

Электронный журнал о благотворительности

Филантроп

  1. Home
  2. Новости организаций
  3. Как привлечь инвестиции в социальный стартап

Как привлечь инвестиции в социальный стартап

В Москве прошли публичные дискуссии «Headliner Talks», главной среди которых стала коучинговая сессия «Как привлечь инвестиции в социальный стартап». Члены Экспертного совета и партнеры премии «Headliner года», ведущие российские специалисты по развитию бизнеса и фандрайзингу Светлана Горбачева (PHILIN), Виктория Вирта (Академия интернет-резерва), Сергей Мосунов (SMG Capital) и Дмитрий Богданов (Фонд поддержки социальных проектов) обсудили, как превратить гуманитарные идеи в преуспевающий бизнес-проект.

Третий сезон премии «Headliner года» показал, что за год число значимых проектов в области социального предпринимательства выросло в два раза. Это доказывает, что в обществе потребления наметился мощный антитренд – филантропный и гуманитарный. Однако распространенный стереотип, будто создать успешную, долгоиграющую и независимую историю про соучастие и помощь легко – это иллюзия.

«В России нет школы социального предпринимательства, – пояснила бизнес-эксперт Виктория Вирта. – Корень проблемы в том, что наши предприниматели не чувствуют разницы между проектом и бизнесом. У них преобладает социальное начало – они хотят, чтобы их активно поддерживали, но не хотят учиться ведению дел».

Социальное предпринимательство – это не просто заниматься бизнесом и отдавать деньги на благотворительность. У таких успешных примеров, как Гузель Санжапова, вначале организовавшая производство меда в родной уральской деревне Малый Турыш, а с 5 февраля запустившая лимитрированную коллекцию с IKEA, или хедлайнер в номинации «Бизнес и инновации» Владимир Платов, на примере омской экофермы «Планета коров» доказавший, что в России можно построить агротуризм на местных органических и волонтерских ресурсах, в основе проекта – не только желание изменить мир к лучшему, но и успешная бизнес-модель, задействующая локальный благотворительный ресурс. Выясняется, что крупный грант на нулевом цикле или опыт функционирования в качестве НКО – не подспорье социальным проектам, а тяжелый финансовый наркотик: такие предприниматели учатся искать помощь и отчитываться за нее, а не реализовывать собственный продукт.

«Если ты предприниматель и хочешь зарабатывать для того, чтобы отдавать на благотворительность, умение получать доход вдвойне важно», – подчеркнул основатель собственной инвестиционной компании Сергей Мосунов.

Если благотворительность в чистом виде зиждется на краудфандинге, то бизнесу как воздух нужны инвесторы. В отличие от таких форм донорства, как поддержка малоимущих семей или спонсирование лечения больным детям, поддержка любого бизнеса строится не на эмоциях, а на расчете. Главное – сделать свой проект финансово привлекательным, доказать, что твой механизм получения дохода не просто интересный и перспективный, а способен обогнать инфляцию и принести больше прибыли, чем альтернативные способы вложения – например, банковский депозит или паевые фонды. Венчурная подоплека и риски есть в каждом проекте, но в филантропии они особенно высоки: как правило, социальному стартаперу понятно, на что он в конечном итоге будет жертвовать средства, но непонятно, на чем он может их заработать.

Читайте также:  Как пользоваться стоп лимитом бинанс

Помочь как молодому, так и зрелому бизнесу могут акселераторы – такие, как акселератор Фонда поддержки социальных проектов, которым руководит Дмитрий Богданов. Их главная задача – улучшить бизнес-показатели предприятия: количество клиентов, выручку, прибыль.

«Социальные проекты надо обязательно заставлять считать, – подчеркнул Богданов. – Такие показатели, как красота и добро трудноизмеримы, но выручку и прибыль, а также социальный эффект вполне можно и нужно посчитать. При этом в отсутствии единой методики расчета социального эффекта его можно посчитать по-разному. Например, при проведении программы закаливания дети в три раза меньше болеют – а значит, мамы в три раза реже берут больничный, возрастает положительный эффект на экономику и здравоохранение. Как следствие, работодатели и государство экономят деньги. Есть и более простой пример: сегодня при неумолимо стареющем населении появляется растет рынок услуг для целевой аудитории т.н. «третьего возраста» — активно развиваются пансионаты для престарелых, к тому же строительство любого здания – это девелопмент, на котором можно построить доход».

«Границы понятий социального предпринимательства и социальных инвестиций часто размыты и каждый из участников рынка подразумевает под этим что-то свое. И эти нечеткие очертания приводят к тому, что в обществе возникают неадекватные ожидания, например, что подобные проекты должны оказывать услуги бесплатно или ниже рыночной стоимости. При этом сейчас все больше некоммерческих организаций начинают развивать коммерческую деятельность или даже открывают коммерческое юридическое лицо и действуют по формату гибридных организаций. Это явный тренд, обусловленный нехваткой ресурсов в секторе и потребностью в финансовой устойчивости НКО.», – затронула еще одну тему Светлана Горбачева, директор по развитию инфраструктурной платформы для НКО PHILIN, член совета Ассоциации фандрайзеров, имеющая экспертизу как в социальном предпринимательстве, так и благотворительных проектах. “Для развития этого тренда необходима качественная подготовка и профессионализация лидеров НКО, а также поддержка социальных инвесторов. На этом поле сейчас есть заметные игроки – это проекты Impact Hub, Фонда “Навстречу переменам” и другие. А мы в PHILIN можем обеспечить грамотную юридическую поддержку и комплексное сопровождение таких проектов», – предложила решение эксперт.

Со вступлением в силу в июле 2019 года изменений в закон 209-ФЗ понятие социального предпринимательства существенно расширилось, и теперь в него легко вписываются проекты, набирающие большие обороты – такие, как сеть частных детских садов для малышей с особенностями развития или продажа мерча с работами художников с ментальной инвалидностью. Отныне социальным предприятием считается юридическое лицо, имеющее в штате не менее 50% работников из числа социально незащищенных групп и отчисляющее им не менее 25% оплаты труда, а также ЮЛ, деятельность которого направлена на улучшение уровня жизни определенных групп населения (одиноких и многодетных родителей, людей с инвалидностью, выпускников детских домов – полный список можно найти здесь), оказание им бытовых, медицинских, психологических, педагогических услуг, их трудоустройство и вывод производимой ими продукции на рынок. Уже в апреле 2020 будет сформирован первый российский реестр социальных предпринимателей — самое время задуматься о том, чтобы превратить свой проект из нуждающегося в поддержке в приносящий прибыль или придать уже существующему бизнесу социальный вектор.

Источник

Дополнительные источники финансов для социальных предпринимателей

Любому предприятию (социальные не исключение) для развития нужны свободные средства. Капитал — это «кровь» бизнеса. В отличие от некоммерческих организаций и благотворительных фондов львиную долю денег социальные предприниматели зарабатывают на свободном рынке. Тем не менее у социального бизнеса есть возможность воспользоваться такими дополнительными источниками капитала, как государственные или муниципальные субсидии, частные пожертвования, займы на особых условиях или налоговые льготы.

В этом материале, продолжающем цикл бизнес-советов от «Школы социального предпринимательства», мы рассмотрим несколько вариантов нерыночного пополнения капитала социального предприятия.

Читайте также:  Инновации инвестиции наука образование

1. Конкурсы

В России с каждым годом растет число конкурсов, предназначенных для поддержки социальных предпринимателей. Так, Фонд «Наше будущее» проводит ежегодные конкурсы: по предоставлению беспроцентных займов и прямых инвестиций. Фонд «Навстречу переменам» помогает социальным предпринимателям, работающим с детьми. В 2015 году появился конкурс социальных стартапов для предпринимателей из России и Казахстана.

2. Благотворительные деньги

Пока федеральный закон не принят, социальные предприниматели работают в форме коммерческих и некоммерческих организаций, ведущих деятельность, приносящую доход. Для НКО существует масса фондов, которые проводят конкурсы грантов. Никто не запрещает предоставлять платные услуги и параллельно реализовывать благотворительные проекты. Главное, чтобы бухгалтер организации четко разделял коммерческие и некоммерческие деньги, поскольку они подлежат разной отчетности.

3. Как найти конкурсы грантов

Для начала можно заглянуть на сайт «Форума Доноров», где размещена карта донорской активности. В каталоге «Яндекса» есть отдельный раздел «Благотворительные фонды», в котором содержится информация о более чем 160 организациях-донорах. Кроме того, в сети есть специальные площадки, собирающие информацию о подобных конкурсах с самых разнообразных сайтов, например ресурсы: vsekonkursy.ru или konkursgrant.ru.

4. Международные конкурсы

Возможности участия российских НКО в получении зарубежных грантов существенно сократились после принятия закона «Об иностранных агентах». Однако у социального бизнеса в этом плане есть некоторое преимущество: для таких проектов, оформленных в виде некоммерческих или коммерческих организаций, существует масса международных конкурсов, предлагающих индивидуальную поддержку. Зарубежные фонды готовы поддерживать не только организации, но непосредственно социальных предпринимателей, что снимает массу организационных проблем. Если вы владеете английским языком, стоит поискать информацию на следующих сайтах: ashoka.org; skoll.org; schwabfound.org; echoinggreen.org; eurasia.org.

5. Краудфандинг

Краудфандинг успешно осваивается социальными предпринимателями. Соответствующие онлайн-платформы позволяют собирать деньги под проекты без участия банков, венчурных фондов или биржи. Вообще, краудфандинг довольно прост и демократичен, что вполне соответствует духу социального предпринимательства. Любой желающий может зайти на краудфандинговую платформу и поддержать проект, который ему понравился. В России наиболее популярны две платформы: www.planeta.ru и www.boomstarter.ru. Они разные — по подходам и философии, но и там, и там есть специальные консультанты, которые помогут зарегистрировать и продвигать проект. Подробнее о том, как привлечь деньги с помощью краудфандинга, мы рассказали в седьмой статье цикла «Школа социального предпринимательства».

6. Прямая помощь государства

Несмотря на экономические трудности, государство помогает социальным предпринимателям. В частности, Министерство экономического развития economy.gov.ru с 2012 года, в рамках реализации федеральной финансовой программы поддержки малого и среднего предпринимательства, предоставляет безвозмездные субсидии на реализацию социальных проектов в размере до 1,5 млн рублей. С помощью этого механизма была уже оказана поддержка 1 800 социальным предприятиям в 32 субъектах Российской Федерации. В 2015 году в соответствии с Указом Президента была создана «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (Корпорация МСП), которая также осуществляет деятельность в качестве института развития малого и среднего предпринимательства. Всего в 2017 году на поддержку малого и среднего бизнеса выделено 7,5 млд рублей субсидий.

Читайте также:  Get started bitcoin wallet

7. Государство как заказчик

Социальные предприниматели могут побороться за государственные деньги через систему закупок. Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе» предусматривает, что государственные и муниципальные заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства и СОНКО в объеме не менее чем 15% совокупного годового объема закупок. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн рублей. Участником закупок может стать любое лицо, независимо от организационно-правовой формы. Главный принцип закупок — состязательность сторон. На портале zakupki.gov.ru размещена информация о всех государственных или муниципальных закупках, а также тендерах госкорпораций, госкомпаний, унитарных предприятий и автономных учреждений. Участие в закупках осуществляется в разных формах: закупка у единственного поставщика (при сумме не более 100 000 рублей), электронный аукцион на специальных интернет-площадках при наличии электронной цифровой подписи, открытый конкурс и запрос котировок.

8. Поставщики социальных услуг

Государство предлагает всем желающим стать поставщиками социальных услуг. Для этого был принят закон «Об основах социального обслуживания граждан в РФ» от 28.12.2013 № 442-ФЗ. Он закрепил понятие и виды социальных услуг, ввел реестр поставщиков, утвердил порядки и стандарты предоставления социальных услуг и т.д. Войти в реестр может любая организация и индивидуальный предприниматель, с тем чтобы получать налоговые льготы и компенсации за предоставление социальных услуг. Фактически государство готово обеспечить социальных предпринимателей стабильным потоком клиентов. Компенсация происходит по утвержденным расценкам, но социальный предприниматель вправе предоставлять дополнительные услуги (ускоренные или повышенного качества) за отдельную плату. Также поставщики социальных услуг вправе временно применять нулевую ставку по налогу на прибыль организаций, при соблюдении ряда условий.

9. Разнообразие механизмов государственной поддержки

Для того чтобы привлечь предпринимателей к работе на рынке социальных услуг, государство использует целый ряд разнообразных механизмов. Многие из них перечислены в дорожной карте «Поддержка доступа негосударственных организаций к предоставлению услуг в социальной сфере», принятой распоряжением Правительства РФ от 8 июня 2016 г. № 1144-р. В регионах активно применяются целевые потребительские субсидии на оплату социальных услуг, безвозмездное или льготное предоставление имущества, механизм концессий (когда частное лицо может взять у государства или муниципалитета имущество, обязуясь выполнять определенную деятельность) и т.д. Среди некоммерческих организаций появился новый правовой статус «НКО — исполнитель общественно полезных услуг», утвержденный федеральным законом от 3 июля 2016 г. № 287-ФЗ.

10. Поддержка со стороны бизнеса

Последние годы к поддержке социального предпринимательства подключился крупный бизнес. Такие системообразующие компании, как «Лукойл», СУЭК, «Северсталь», РУСАЛ, «Металлоинвест», «Норильский никель», ОМК и другие, имеют свои центры социальных программ и используют социально-предпринимательские механизмы для развития потенциала территорий своего присутствия. Многие из них проводят корпоративные конкурсы проектов, предоставляя гранты или займы, и субсидируют образовательные курсы для социальных предпринимателей.

Таким образом, у социального бизнеса есть целый ряд потенциальных дополнительных источников капитала, которые могут стать хорошим подспорьем в обеспечении финансовой устойчивости проектов.

Источник

Оцените статью