lib.kreatiffchik.ru
Каталог научных материалов
Влияние иностранных инвестиций на национальную экономику
На фоне постоянно растущего внимания к иностранным инвестициям со стороны самых различных стран не вызывает удивления чрезвычайная активизация научных исследований феномена иностранных инвестиций в экономической литературе последних лет. Но, хотя иностранные инвестиции стали объектом внимания широкого круга исследователей, однако пока изучаются преимущественно лишь частные, отдельные аспекты данного явления. Что же касается создания целостной социально-экономической концепции иностранных инвестиций как специфического внешнего фактора развития национальных воспроизводственных комплексов в условиях глобализации экономики, то такая концепция, на наш взгляд, пока еще только начинает формироваться. Представляется, что необходимой составной частью этой концепции должно, прежде всего, выступать обоснование специфики иностранных инвестиций в общей совокупности инвестиционных ресурсов. Выявление данной специфики, на наш взгляд, целесообразнее всего осуществить с помощью характеристик особых функций, которые выполняют иностранные инвестиции в процессе глобализации любой экономической системы, включая и экономику переходного периода.
Обобщенный вариант всех аспектов функций (общего и частного значения) представлен на схеме (рис. 1).
Рис. 1. Функции иностранных инвестиций
Начиная исследование функций иностранных инвестиций, следует, на наш взгляд, выделить из них функции прежде всего глобального (общемирового) и локального (внутринационального) характера.
Общемировые функции иностранных инвестиций непосредственно не являются предметом данного исследования, и поэтому представляется достаточным дать им лишь самую общую характеристику. При этом можно, на наш взгляд, выделить лишь одну, главную, функцию – функцию усиления тенденции к глобализации экономики.
Из числа функций иностранных инвестиций, которые характерны для любых экономик в качестве исходной целесообразно, на наш взгляд, выделить функцию дополнения внутренних инвестиционных возможностей страны за счет поступлений инвестиционных ресурсов со стороны. Выделяя данную функцию, мы имеем в виду, что страна-реципиент увеличивает свои внутренние инвестиционные возможности.
Дополняющая функция иностранных инвестиций обычно осуществляется не в чистом виде, а в тесной связи с другими их функциями, прежде всего – с функцией катализатора экономического роста. Она наиболее часто исследуется в современной экономической литературе (нередко рассматривается фактически как единственная, то есть к ней нередко сводится вся роль иностранных инвестиций в современной экономике). Иностранные инвестиции обычно привлекают с расчетом не просто добавить внешние ресурсы к внутренним с теми же техническими и технологическими характеристиками, а для того, чтобы повысить технико-технологические, управленческие и другие параметры национального производства.
Самым тесным образом связана с предыдущей функция усиления конкурентной среды на внутринациональных рынках. Объясняется это тем, что конкуренция, как известно, является одним из составляющих элементов механизма эффективного хозяйствования.
Функция оптимизации социально-экономической политики в целом, в т.ч., внутрихозяйственного воспроизводственного комплекса выполняется в странах, активно привлекающих иностранные инвестиции. Выделение этой функции связано с тем, что по мере ускорения перехода человечества от индустриальной к постиндустриальной стадии развития, задачи экономического роста (пусть даже и на основе интенсивных факторов) постепенно замещаются задачами создания так называемого «устойчивого общества».
Применительно к России и другим странам бывшей социалистической системы (переходным экономикам) иностранные инвестиции в настоящее время выполняют, по нашему мнению, еще по меньшей мере три специфические функции: 1) функцию роста жизненного уровня населения; 2) функцию изменения менталитета, систем ценностей населения и 3) функцию легализации незаконно вывезенного капитала.
Функция обеспечения роста уровня жизни населения выполняется в некоторой мере иностранными инвестициями в любых принимающих странах в той степени, в какой иностранные инвестиции способствуют реальному росту, например, конкурентоспособности отечественной продукции и соответственному увеличению объемов ее продаж и доходов от реализации.
Применительно к бывшим социалистическим странам и в первую очередь – к современной России необходимо выделять также функцию изменения менталитета населения (включающую психологические, идеологические и мировоззренческие составляющие). Можно по-разному относиться к «рыночной идеологии», но то, что она активно привносится в процессе использования иностранных инвестиций, очевидно, не станет отрицать никто. Привнесение рыночной идеологии через внешние инвестиции идет по многим направлениям, включая, например, новые принципы менеджмента, новую этику взаимоотношений с партнерами и т.п.
Наконец, для современной России можно, на наш взгляд, выделить еще одну специфическую функцию легализации незаконно вывезенного капитала (обратного ввоза). Имеется в виду, что осуществляющийся в течение всех лет реформ вывоз российских капиталов по теневым каналам (в форме нелегального депонирования экспортной выручки за рубежом, непогашения импортных авансов, неэквивалентного бартера, доходов от контрабандного экспорта и т.п.) сочетается с некоторым ввозом этого же капитала обратно в Россию, но уже под видом иностранного.
Иностранные инвестиции в условиях глобализации экономики – это специфическая подсистема в структуре мировых инвестиционных ресурсов, порожденная преимуществами сформировавшейся глобальной экономики и способная играть роль своеобразного дополнительного резерва увеличения и усовершенствования национальных инвестиционных потенциалов. Специфика этого ресурса проявляется в особых функциях иностранных инвестиций, которые они выполняют в любой экономической системе. Проведенная нами структуризация функций позволяет выделить функции общего и национального значения. Все рассмотренные функции проявляются на территории России (с учетом их масштаба). Специфические функции носят относительно временный характер, и рано или поздно они нивелируются, т.к. транзитивная экономика сама по себе имеет тенденцию выходить на уровень мировых стандартов.
Источник
Влияние иностранных инвестиций на экономику страны
Рубрика: Экономика и управление
Дата публикации: 06.05.2016 2016-05-06
Статья просмотрена: 6207 раз
Библиографическое описание:
Бекмухамедова, Б. У. Влияние иностранных инвестиций на экономику страны / Б. У. Бекмухамедова, Б. Э. Матрасулов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 10 (114). — С. 622-624. — URL: https://moluch.ru/archive/114/28956/ (дата обращения: 12.06.2021).
Иностранные инвестиции приветствуются во всех странах, экономика которых является открытой. Иностранные инвестиции служат толчком экономического развития стран, особенно, развивающихся стран. Объемы иностранных инвестиций продолжают стремительно возрастать, усиливая роль международного производства в мировой экономике. Можно утверждать, что влияние иностранных инвестиций на экономику принимающей страны противоречиво: оно может быть как положительным, так и отрицательным. [1.]
Инвестирование иностранного капитала повышает конкурентоспособность принимающей страны. Поток инвестиций, повышает производительность. Инвестиции также повышают качество выпускаемой продукции, а это влияет на конкурентоспособность выпускаемой продукции, выводит её на международный уровень, то есть расширяет связи с внешними рынками. Данные положительные последствия инвестирования иностранного капитала, являются наиболее значимыми для экономики принимающей страны. Несмотря на явные плюсы внедрения иностранных инвестиций, существуют и определённые минусы.
Иностранные инвестиции повышают спрос на высококвалифицированную рабочую силу, в связи с чем растёт уровень благосостояния населения, так как иностранные инвесторы платят более высокую заработную плату по сравнению с местными фирмами. Но соответственно сокращаются прибыли местных фирм из-за несправедливой конкуренции. Иностранные инвестиции стимулируют производство промежуточной продукции, так как создаётся спрос именно на неё. Местные фирмы вынуждены создавать дополнительные производственные мощности, поскольку они не производили бы данные товары при отсутствии спроса со стороны зарубежных компаний, стран. [2.]
Другим аспектом отрицательного влияния иностранных инвестиций на экономику принимающей страны служит эффект вытеснения внутренних капиталовложений иностранными инвестициями, вытеснения местных фирм более конкурентоспособными зарубежными, то есть местные фирмы просто не имеют возможности развиваться, расти, пробиваться на мировой рынок. Можно сказать, что этот эффект далеко неоднозначен, так как иностранные инвестиции могут содействовать развитию национальных фирм за счет роста производительности труда, внешнего эффекта от передачи технологии, что является одним из положительных влияний иностранных инвестиций на экономику принимающей страны.
В сегодняшнее время, при глобализации мирового хозяйства поток иностранного капитала между странами достиг высокого уровня. Величина функционирующего за рубежом иностранного капитала огромна. Ежегодно международное движение капитала оценивается примерно 0,7–1,2 трлн. долл., в т. ч. прямых инвестиций — около 0,13–0,24 трлн., портфельных — 0,12–0,67 трлн. долл. Только объем накопленных в мире прямых инвестиций составляет около 3 трлн. $. Картина современной международной экономической жизни создается, прежде всего, теми компаниями, которые не только активно торгуют с зарубежными странами, но и активно инвестируют там. [3.]
В общем объеме вывоза капитала повышается роль и доля вывоза государственного капитала (около 25 %). Среди общего объема экспортируемого капитала в развивающиеся страны 90 % является государственным капиталом, а в страны Восточной Европы и СНГ — 35 % (при этом в виде льготных кредитов — 35 %, беспроцентных кредитов — 65 %).
Более 50 % мигрирующего капитала в мировом хозяйстве принадлежит частным субъектам (корпорациям, ТНК, банкам, инвестиционным, пенсионным, страховым фондам и др.). В последние десятилетия отмечается тенденция сокращения доли банков с 50 до 25 % и одновременный рост доли капиталов ТНК. Растут объемы частного капитала мигрирующего между промышленно развитыми странами (около 75 %) Увеличивается доля прямых инвестиций в общем объеме частного и государственного капитала. Растет число интернациональных слияний и приобретений фирм (около 79 % совокупного объема прямых зарубежных инвестиций). Отмечается сдвиг в отраслевой структуре иностранных инвестиций от обрабатывающей промышленности и торговли к инвестициям в наукоемкие отрасли и сферу услуг (более 55 %).
В последние годы утверждена Инвестиционная программа Республики Узбекистан Она сфокусирована на модернизации производственных мощностей как крупных объектов промышленности и инфраструктуры, так и небольших перерабатывающих производств частного сектора.
Программой предусмотрены капиталовложения на общую сумму 27,1 трлн. сум., из которых 6,7 трлн. сум. — централизованные инвестиции. В том числе:
− 1,3 трлн. сум. — инвестиции, финансируемые из Государственного бюджета. Из них 408 млрд. сум. выделено на развитие сельскохозяйственного комплекса, преимущественно на развитие обрабатывающих производств;
− 925,2 млрд. сум. инвестирует Республиканский дорожный фонд на строительство, ремонт и реконструкцию автодорог, а также необходимой инфраструктуры;
− $20 млрд. предусмотрены адресной программой поддержки инвестиционных проектов, реализуемых с привлечением прямых иностранных инвестиций и кредитов;
− около $1,2 млрд. будут инвестированы для ввода в эксплуатацию объектов и производственных мощностей. Это также позволит создать 8,5 тыс. рабочих мест.
Среди крупных инфраструктурных проектов можно отметить:
− строительство высоковольтной линии ВЛ-500кВ «Талимарджанская ТЭС — ПС Согдиана»;
− строительство двухпутной электрифицированной железной дороги «Джизак-Янгиер» протяженностью 187 км;
− модернизацию и реконструкцию объектов водоснабжения в Сурхандарьинской области, что повысит мощности обеспечения населения питьевой водой до 108,8 тыс. м 3 ;
− строительство вузов на 9.4 тыс. уч. мест, колледжей и лицеев на 6,6 тыс. уч. мест, общеобразовательных школ на 61,5 тыс. уч. мест, 112 детских спортивных учреждений.
Следует отметить, что объём инвестиций составил 22,9 % к ВВП. При этом более 22 процентов, иными словами свыше 2,5 млрд. долларов приходится иностранным инвестициям, из которых более 79 % — прямые иностранные инвестиции [3.].
Динамика основных показателей инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан показывает, что за 2010–2015 годы общий объем инвестиций в нефинансовые активы в стране увеличился с 3778,1 до 19689,6 млрд. сумов, или в 5,2 раза. За данный период доля инвестиций, направленных в основной капитал увеличилась с 83,8 % до 95,1 %, а расходы на капитальный ремонт основных средств снизились с 9,8 % до 4,5 %. Это свидетельствует о том, что в последние годы большая часть инвестиций направляется на обновление капитала, т. е. на приобретение новых основных средств. [3.]
В Узбекистане обеспечивается интенсивное развитие базовых отраслей промышленности, проводится огромная работа по перепрофилированию существующих и созданию новых мощностей на основе использования передовых, в частности информационных технологий, производится конкурентоспособная, экспортоориентированная и импортозамещающая продукция. Растут объемы производства, открываются новые предприятия, в том числе с участием иностранного капитала, расширяется сфера малого бизнеса и частного предпринимательства.
Созданный в стране инвестиционный климат, льготы, предоставляемые иностранным инвесторам, позволяют привлекать инвестиции на долгосрочной основе, дают возможность зарубежным партнерам активно участвовать в программах приватизации и модернизации производственных предприятий. Росту заинтересованности деловых кругов других стран в сотрудничестве с Узбекистаном также способствует ежегодное проведение в Ташкенте более 50 специализированных международных торговых ярмарок. Узбекистан является одной из тех стран мира, которые достигаются высоких макроэкономических показателей за последние годы. Эти высокие показатели осуществляются за счет притока иностранных инвестиций.
- Э. Р. Махиудов. Мировая экономика: современные экономические системы. Ташкент. 2004.
- Е. Ф. Авдокушин. Международные экономические отношения. Учебное пособие. Москва. 2000.
- Доклад Президента РУз. И. А. Каримова на заседании КАБМИН, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2014 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2015 год.
Источник