Социальная инфраструктура города привлечение инвестиций

Инвестиционная инфраструктура

Для привлечения инвестиций необходимы условия, обеспечивающие и поддерживающие приток капитала, привлекающие потенциальных инвесторов.

Обязательным фактором формирования благоприятной инвестиционной среды является наличие критериев на базе которых способны появиться новые бизнес идеи и инвестиционные программы. Одним из таких критериев выступает наличие среды, способной минимизировать издержки, возникающие при осуществлении инвестиционной деятельности. В добавок к этому необходимо поле, обеспечивающие защиту прав и интересов инвесторов.

Перечисленные задачи способна обеспечить крепкая, современная и динамично развивающаяся инвестиционная инфраструктура.

Что такое инвестиционная инфраструктура, если её рассматривать на макро и микро уровне?

С точки зрения макро экономики , инвестиционная инфраструктура это набор информационных, материальных, организационных, финансовых, кредитных и других инструментов, обеспечивающих стабильную и эффективную реализацию вложений и взаимодействие всех её участников. Всё это формирует предпосылки для повышения эффективности инвестиционных отношений.

В микро масштабе, рассматривая отдельную компанию, занимающуюся инвестиционной деятельностью, это взаимосвязь отделов и подразделений фирмы, непосредственно отвечающих за анализ, оценку, планирование и реализацию инвестиционной программы.

Стоит отметить высокую роль инвестиционной инфраструктуры.

Ведь именно она позволяет воплотить в жизнь запланированные инвестиционные проекты и идеи. Реализуется это путём аккумулирования инвестиционных ресурсов и последующего их размещения на площадках, обладающих всеми условиями для плодотворного взаимодействия инвесторов, авторов идей, подрядчиков, консультантов и т.д.

Инфраструктура позволяет реализовать финансовые возможности её участников наиболее эффективно, что поддерживает рост экономики. Всё это способствует улучшению качества производимой продукции, а в конечном итоге и финансово-экономических показателей компаний. Признаком увеличения и ускорения движения капитала является повышение общего числа инвестиционных сделок на рынке.

Функции инвестиционной инфраструктуры, или совершенствованию каких направлений она способствует:

  • появление предпосылок и условий для осуществления инвестиционного процесса
  • снижение инвестиционных рисков
  • удобное и дешёвое привлечение инвестиционных средств
  • аккумулирование финансовых ресурсов.

Объекты и субъекты инфраструктуры

Субъектами или участниками здоровой инвестиционной инфраструктуры, способствующими её развитию, выступают:

  • инвестиционные компании и корпорации
  • страховые организации
  • банковские учреждения
  • инвестиционные фонды
  • различные участники валютных, фондовых, товарных рынков
  • консалтинговые организации
  • аудиторские компании и другие оценочные организации.

Наличие требуемых участников недостаточно для эффективной работы инфраструктуры вложений. Залогом успеха выступает отлаженное взаимодействие всех её участников.

По группам можно выделить компании, относящиеся к финансовому, технологическому и образовательному направлению деятельности. Образовательные учреждения готовят квалифицированных специалистов, финансовые регулируют денежное обращение, технологические отвечают за функционирование всего процесса.

Объектами инвестиционной инфраструктуры можно смело назвать активы и проекты, создающиеся в процессе её построения. Например, транспортные объекты (от дорог до логистических хабов), объекты коммунального хозяйства, объекты социального назначения и здравоохранения, туристические базы и т.д.

Инфраструктурные проекты в городах и регионах

В условиях экономического кризиса и дальнейшей финансовой нестабильности большинство стран и их регионов стали пересматривать собственные стратегические цели экономического развития. Применительно к России, кризис и действующие санкции существенно сократили доходную часть федерального бюджета, и, принимая во внимание, существующее экономическое неравенство между отдельными городами и регионами страны остро встал вопрос о незамедлительном восстановлении, а где-то и о создании, инвестиционной инфраструктуры для исправления существующего недостатка.

Какие задачи способна решить реализация инфраструктурных проектов в городах и регионах нашей страны?

  • выравнивание цен на продукты первой необходимости
  • выравнивание цен на услуги ЖКХ, электроэнергии
  • выравнивание уровня доходов населения
  • выравнивание уровня внутреннего валового продукта на регион/город.

Перечисленные меры способны заметно повысить уровень привлекательности отдельного города либо региона для потенциальных инвесторов, а самое главное увеличить размер доходной части регионального/городского бюджета.

Наиболее актуальными и востребованными направлениями развития и создания инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе считаются:

  1. транспортные проекты
  2. благоустройство городской среды
  3. жилищно-коммунальное хозяйство
  4. туризм
  5. другие сферы городского хозяйства.
Читайте также:  Если дисконтированный денежный поток больше инвестиций то

Финансирование и вложение средств в предложенные направления способно дать максимально положительный эффект для экономики города и региона, а также стать фундаментом дальнейшего развития.

Проблемы развития инфраструктурных проектов в России:

  • ограниченность финансирования (создание инфраструктуры требует крупных денежных вливаний, львиная доля финансирования происходит за счет средств федерального бюджета. В условиях экономического кризиса объём государственного финансирования сокращён.)
  • административные барьеры (большое количество процедур, связанных с получением разрешительной документации и подведением производственной инфраструктуры для реализации проекта)
  • отсутствие актуальных инструментов взаимодействия частного и государственного капитала.

В таких непростых условиях рынок всё же рождает инструменты способные посодействовать решению озвученных проблем. Развитие инфраструктуры в городах и регионах страны на сегодняшний день возможно благодаря использованию метода государственного частного партнёрства. Это вид партнёрства, где для решения вопросов государственной важности используется как федеральный, так и частный капитал.

Признаками, сигнализирующими о наличии успешной инвестиционной инфраструктуры в городе/регионе, будут:

  • информационные центры для инвесторов, где собрана информация о приоритетных направлениях развития региона и о проектах, планируемых к запуску
  • наличие подразделения, занимающегося экспертной оценкой будущих проектов
  • наличие подразделения для взаимодействия с федеральными органами власти
  • развитая региональная банковская структура
  • структура страхования рисков для участников всех инвестиционных проектов.

Источник

7.5. Привлечение инвестиций в социально-экономическое развитие муниципального образования

Реализация планов социально-экономического развития муниципальных обра­зований, а также отдельных целевых программ требует привлечения инвести­ций.

Под инвестициями понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имуще­ство и права, имеющие денежную оценку и вкладываемые в целях получения прибы­ли или иного полезного эффекта. Под инвестиционной деятельностью понимаются вложение средств (инвестирование) и практические действия по их использованию.

Законодательную базу инвестиционной деятельности в РФ составляют феде­ральные законы: «О бюджете развития РФ», «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений», «Об иностранных инве­стициях в РФ».

Различают два вида инвестиций — инвестиции в форме капитальных вложений, обеспечивающие воспроизводство основных средств, и портфельные инвестиции (приобретение ценных бумаг), обеспечивающие воспроизводство финансовых средств. Для муниципальных образований основную роль играют капитальные вложения — затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и тех­ническое перевооружение действующих объектов, приобретение оборудования, проектно-изыскательские работы и т. д.

Условия и предпосылки привлечения инвестиций на территорию муниципального образования

Для привлечения инвестиций на территорию муниципального образования необхо­димы как объективные, так и субъективные условия и предпосылки.

Инвестиционный потенциал территории складывается из ряда факторов (рис. 7.5.1)

Рис. 7.5.1. Инвестиционный потенциал территории муниципального образования

Инвесторы всегда тщательно изучают инвестиционный потенциал террито­рии, но прежде всего его должна хорошо изучить и представлять инвесторам сама муниципальная власть. Для этого она должна знать, в каком направлении будет развиваться экономика муниципального образования, т. е. иметь стратегический план развития, который можно продемонстрировать инвесторам.

Субъективные условия и предпосылки привлечения инвестиций на террито­рию муниципального образования связаны с регулирующей деятельностью орга­нов местного самоуправления. Здесь могут иметь место две ситуации.

В первом случае, когда в качестве инвесторов выступают организации немуни­ципальной формы собственности, роль органов местного самоуправления сво­дится к созданию благоприятных условий для инвестиционной деятельности. Это предполагает:

♦ исследование инвестиционного потенциала территории муниципального обра­зования и представление его результатов потенциальным инвесторам или маркетинг территории (подробнее об этом см. ниже);

♦ выделение земельных участков для строительства, обеспечение возмож­ности подключения к инженерным и транспортным коммуникациям;

♦ экспертиза и согласование проектной документации на строительство с точ­ки зрения интересов местного сообщества;

♦ установление льгот по уплате местных налогов, льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, находящимися в муниципальной собственности;

♦ защиту интересов инвесторов;

♦ расширение использования средств населения и иных внебюджетных источни­ков для финансирования жилищного и социально-культурного строительства.

Во втором случае органы местного самоуправления напрямую участвуют в ин­вестиционной деятельности. Наряду с перечисленными мерами по созданию бла­гоприятных условий для инвестирования, такое участие предполагает:

♦ использование средств местных бюджетов для полного или частичного фи­нансирования инвестиционных проектов;

♦ разработку и утверждение инвестиционных проектов, осуществляемых за счет или с участием бюджетных средств;

♦ привлечение для инвестиционной деятельности кредитных ресурсов путем выпуска муниципальных займов (подробнее об этом см. ниже);

♦ проведение конкурсов исполнителей, экспертизы и отбора инвестиционных проектов.

Контроль над целевым и эффективным использованием средств местных бюд­жетов, направляемых на капитальные вложения, осуществляют уполномоченные органы местного самоуправления.

Важным направлением инвестиционной политики органов местного самоуп­равления является работа по включению инвестиционных проектов, важных для жизнеобеспечения муниципального образования, в федеральные и региональные инвестиционные программы. Эта работа особенно актуальна для таких сфер, как снос ветхого жилья, коммунальная энергетика, социальная сфера и т. п. Как пра­вило, мероприятия федеральных и региональных программ финансируются из бюджетов нескольких уровней на основе долевого участия. При участии органов местного самоуправления в финансировании инвестиционных проектов на уров­не всей страны или субъектов РФ их разработка и утверждение согласовываются с органами местного самоуправления.

Маркетинг территории муниципального образования

Под маркетингом территории понимается деятельность органов местного са­моуправления, направленная на создание, развитие, эффективное продвижение и использование конкурентных преимуществ территории в интересах привлече­ния внутренних и внешних инвесторов.

В СССР вопросы размещения инвестиционных объектов решались централи­зованно, на уровне Госплана. В условиях рыночной экономики этот процесс носит стихийный характер и его результат во многом зависит от случайных факторов.

В основе маркетинга территории муниципального образования, согласно ми­ровой практике маркетинга, лежат четыре компонента: продукт, цена, позицио­нирование, продвижение (рис. 7.5.2):

Рис. 7.5.2. Компоненты маркетинга территории муниципального образования

Применение этого подхода к муниципальному маркетингу характеризуется следующим.

Маркетинговым продуктом в муниципальном образовании является его инве­стиционный потенциал.

Цена продукта (инвестиционного потенциала территории) определяется с учетом того, что в стоимости каждого инвестиционного проекта есть две составляющих: одна зависит от технологических характеристик самого объекта строительства, другая — от условий его размещения. Именно вторая составляющая определяется условия­ми конкретного муниципального образования. Она включает в себя: транспорт­ные расходы, расходы, связанные с выбором и подготовкой площадки, стоимость местных строительных материалов, стоимость и время оформления необходимых документов, доступность и своевременность получения достоверной информа­ции. Как производитель любого товара ищет пути снижения его себестоимо­сти, так и муниципальная власть должна искать пути снижения расходов воз­можных инвесторов, связанных с использованием территории.

Позиционирование маркетингового продукта. Для потенциальных инвесторов важно знать, какие товары или услуги выгоднее всего производить на той или иной территории.

Продвижение маркетингового продукта. Для муниципального маркетинга это означает проведение грамотной рекламной кампании, чтобы как можно лучше использовать имеющиеся возможности в целях привлечения инвесторов. С этой целью необходимо определить каналы продвижения информации, разработать формы и объемы доносимой информации, определить степень ее воздействия на инвесторов и вносить в свои действия своевременные изменения.

Одним из направлений привлечения инвесторов могут стать объекты незавер­шенного строительства. В этом случае необходима полная инвентаризация таких объектов, оценка степени строительной готовности, возможностей их перепрофи­лирования с учетом стратегических целей развития муниципального образования.

Другое возможное направление — высвобождающиеся в результате сокраще­ния производства здания цехов и промышленных предприятий с транспортными подходами и инженерной инфраструктурой. И здесь муниципальной власти не­обходимы четкий перечень и технические характеристики таких зданий, а также соглашения с их собственниками о возможном размещении новых производств по инвестиционным проектам.

Третье возможное направление привлечения инвесторов — использование ноу-хау мирового уровня. Такие разработки и технологии имеются в ряде муни­ципальных образований с развитым научным потенциалом. Крайне важно знать об имеющихся разработках, провести их соответствующую экспертизу, осуще­ствить рекламу.

Для реализации целей муниципального маркетинга необходим ряд условий (рис. 7.5.3).

Рис. 7.5.3. Условия реализации целей маркетинга территории муниципального

образования

Случаи, когда внешний инвестор полностью финансирует инвестиционный про­ект, достаточно редки.

Основным способом привлечения финансовых ресурсов для инвестирования подобных программных мероприятий являются муниципальные займы. Феде­ральный закон 2003 г. предоставляет муниципальным образованиям право на привлечение заемных средств, в т. ч. за счет выпуска ценных бумаг, в порядке, ус­тановленном представительным органом муниципального образования в соот­ветствии с действующим законодательством.

Специфика муниципальных займов состоит в том, что их цель — решение мест­ных проблем — существенно отличается от целей других эмитентов. Основные держатели муниципальных облигаций и жилищных сертификатов (жители му­ниципального образования, а также расположенные на его территории предпри­ятия и учреждения) заинтересованы именно в решении проблем, ради которых выпускаются займы, а не в получении дивидендов по займу. Они должны быть готовы получить всю или часть своей выгоды иным, не денежным способом, а, на­пример, квартирами или объектами муниципальной инфраструктуры, которыми они в дальнейшем будут пользоваться. Муниципальный заем в этом смысле ма­лопривлекателен для внешних инвесторов.

Алгоритм выпуска муниципального займа включает ряд этапов (рис. 7.5.4).

Рис. 7.5.4. Алгоритм выпуска муниципального займа

Для организации размещения займа привлекается специальная организация или банк. После размещения муниципальных облигаций не менее сложными процедура­ми являются управление займом в процессе его исполнения, обеспечение координа­ции взаимодействия участников займа, мониторинг, своевременное предотвраще­ние рисков. От уровня выполнения этой работы будет зависеть конечный результат.

Отбор инвестиционных проектов

С вопросом привлечения средств тесно связан вопрос отбора наиболее эффек­тивных инвестиционных предложений. Если инвестор сам исполняет свой проект, та­кой проблемы не возникает. Однако когда инвесторов много, в роли распорядите­ля средствами муниципального бюджета, включая заемные средства, выступает местная администрация.

Порядок размещения на’конкурсной основе средств местных бюджетов и заем­ных средств для финансирования инвестиционных проектов утверждается пред­ставительным органом муниципального образования. При участии органов местно­го самоуправления в финансировании инвестиционных проектов, осуществляемых федеральными органами государственной власти и субъектами РФ, их разработ­ка и утверждение осуществляются по согласованию с органами местного самоуп­равления. Последние гарантируют всем субъектам инвестиционной деятельно­сти равные права при осуществлении инвестиционной деятельности и гласность при обсуждении инвестиционных проектов. Однако, выбирая исполнителей, му­ниципальная власть должна учитывать определенные требования к инвесторам, претендующим на получение муниципальных инвестиций, и к победителям кон­курсов инвестиционных проектов (рис. 7.5.5).

Рис. 7.5.5. Требования к инвесторам

Бизнес-планы претендентов на реализацию проекта должны быть подвергну­ты всесторонней экспертизе, по результатам которой принимается решение о до­пуске проекта к конкурсу на получение муниципальных инвестиций. Конкурс проводится после проведения экспертизы. С его победителем заключается дого­вор о предоставлении заемных средств на возвратной и платной основах. Возврат и уплата процентов за полученные бюджетные средства должны иметь надлежа­щее обеспечение. В качестве его могут выступать: залог ликвидного имущества, гарантия банка, поручительство третьих лиц, обладающих необходимыми денеж­ными средствами или ликвидным имуществом.

Бизнес-план заемщика по реализации инвестиционного проекта прилагается к договору и подписывается обеими сторонами. Финансирование инвестицион­ных проектов начинается после официального решения о включении их в пере­чень муниципальных инвестиционных программ.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое инвестиционный потенциал территории муниципального обра­зования?

2. В чем состоят объективные и субъективные условия и предпосылки для при­влечения инвестиций на территорию муниципального образования?

3. Что такое маркетинг территории муниципального образования?

4. Каковы основные компоненты маркетинга территории?

5. Какую роль в привлечении инвестиций на территорию муниципального об­разования могут играть муниципальные займы?

6. Каков порядок (алгоритм) выпуска муниципального займа?

7. Каковы критерии отбора инвестиционных проектов органами местного са­моуправления?

Источник

Читайте также:  Bcn криптовалюта новости сегодня
Оцените статью