Составление учащимися бизнес плана

Методическое выступление: «Бизнес-план на уроках экономики в школе (из опыта работы).
учебно-методический материал (10 класс) по теме

Чтобы приблизить уроки экономики в школе к реальной жизни можно использовать метод создания ученических бизнес-планов. а чтобы учащимся было интереснее работать над материалом — приглашать представителей бизнес-сообщества города в качестве эксперто. Предлагаю ознакомиться с шаним опытом работы.

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskoe_vystuplenie.doc 852 КБ

Предварительный просмотр:

БИЗНЕС-ПЛАН на уроках экономики в школе.

В нашей школе как возможно и в большинстве экономика преподается в рамках 1 часа в неделю, а где-то является частью обществознания, где-то наряду с правом преподается по 0,5 часа в неделю, в зависимости от учебного плана.

В связи с популярностью у сдающих ЕГЭ экзамена обществознание от преподавания экономики отказаться нельзя, так как приблизительно одна четвертая часть вопросов именно из этой сферы.

В тоже время сухое изложение необходимых понятий, зависимостей, цифр и фактов хочется разнообразить, и для каждой параллели обязательно проводятся хотя бы 2 экономические игры (это такие распространенные игры как «ЭКОНО», «Книжная фабрика», «Книжный рынок», «Остров»), а в 10 классе предусмотрено составление школьного бизнес-плана и его защита.

Таким образом, школьный бизнес-план составляется не отдельными учащимися в рамках подготовки, например к НПК, а всеми учащимися как одна из обязательных форм работы.

Данные уроки проводятся после изучения тем «Производство» и «Предпринимательство», когда учащиеся получают представление об организационно-правовых формах предприятий, об источниках финансирования, о страховании и риске, о выручке, прибыли и затратах и т.д.

Конечно, все мы понимаем, что школьный бизнес-план отличается от реального, он упрощен. И поэтому его правильнее было бы называть проектом , в рамках такого метода преподавания, как проектная деятельность учащихся.

Многие современные школьники обладают креативным мышлением, направление которого может быть не связано непосредственно с каким либо школьным предметом, следовательно, до конца обучения их способности так и остаются не раскрытыми. Более того, бизнес-проект позволяет учащимся рассказать аудитории о том, чего, по их мнению, не хватает в окружающей их действительности. Данная деятельность раскрывает их со стороны их увлечения, пристрастий, наклонностей, иногда даже позволяет утвердиться в глазах одноклассников.

Существует немало пособий, руководств по составлению бизнес-планов. И в начале изучения данной темы учащимся предлагается познакомиться со структурой бизнес-плана.

Предварительно обсуждается вопрос о цели составления данного документа и то, какие структуры могут им интересоваться (это и государственные органы для получения разрешения на деятельность и банки для получения кредита).

Далее идет изучение непосредственно структуры :

— данный раздел готовится в самом конце работы, где кратко предоставлены сведения, содержащиеся в бизнес-плане.

2. Проектируемый продукт или вид услуг

— это основная часть документа, где описывается то какие потребности, призван удовлетворить проектируемый к производству продукт или услуга, его особенности и отличительные качества, наличие авторских прав и свидетельств, наглядное изображение и т.п.

3. Оценка рынка сбыта

— отражаются условия снабжения, производства и сбыта продукции, потенциал возможных конкурентов, источники получения информации и т.п.

— содержит объективные ответы на вопросы, кто является крупнейшим производителем аналогичных товаров, как обстоят их дела, что собой представляет продукция конкурентов, каков их уровень цен.

5. Стратегия маркетинга

— указывается схема распространения товаров, ценообразование, реклама, методы стимулирования продаж, организация послепродажного обслуживания клиентов, формирование общественного мнения о фирме и товарах.

( Данный раздел учащиеся также в состоянии составить, так как темы «Маркетинг» и «Менеджмент» к этому времени изучены).

6. План производства

— содержит сведения о месте производства товаров, необходимых мощностях и их роста из года в год, о том, где и у кого будет закупаться сырье, материалы, предполагаемая кооперация, здесь же рекомендуется составить схему производственных потоков.

7. Организационный план

— здесь отмечается, какие специалисты, и с какой заработной платой необходимы, на каких условиях они принимаются на работу, приводится организационная структура предприятия (взаимодействие служб, их координация).

8. Юридический план

— заполнение раздела зависит от выбранной формы организации, которая и указывается.

9. Оценка риска и страхование

— здесь указываются все возможные типы рисков, меры профилактики, программа страхования.

10. Финансовый план

— поскольку это самый сложный пункт плана и его составление требует специфических знаний (а научить этому — задача ВУЗа), учитель только называет его составляющие (прогноз объемов реализации, баланс денежных расходов и поступлений, таблица доходов и затрат, сводный план активов и пассивов, график достижения безубыточности), не требуя заполнения.

11. Стратегия финансирования

— сколько требуется средств, источники финансовых ресурсов, срок ожидаемого полного возврата вложенных средств.

Ознакомившись со структурой, учащиеся приступают к самостоятельной работе. Опускается пункт 10. а в пункте 11 называется только источник средств.

Выше уже было отмечено, что цель подобного занятия стимулирование творчества учащихся, и главным здесь становиться выбор идеи .

В основе любого плана лежит идея бизнеса. Идея – это пока только общее представление о том, чем следует заняться.

Когда может быть успешной идея? Наличие образца свидетельствует о том, что достаточное количество людей уже занимается этим бизнесом. А если этот бизнес так распространен, то высока и конкуренция. Высокая конкуренция способствует снижению цен, следовательно, прибыль у всех этих предпринимателей невелика. Но они уже закрепились на этом рынке: имеют своих постоянных поставщиков и покупателей, новичку же придется свой бизнес налаживать с самого начала.
Сейчас практически невозможно найти массовый бизнес, который бы был высокоприбыльным.
Успешной в первую очередь надо признать бизнес-идею, которая находит незанятую нишу на рынке, является оригинальной. Как же найти оригинальную идею?
Оригинальные идеи приходят в голову каждому, только мы их отбрасываем как глупые или нереальные. Сейчас по телевидению предлагают множество товаров, и большинство из них основано на простой, но оригинальной идее. Например, некоторое время назад активно рекламировались швабры, позволяющие выжимать «тряпку», не замочив руки. Казалось бы, ничего сложного. Непонятно, почему это раньше никому в голову не приходило. Наверное, никому не хотелось мочить руки, многие думали, что стоило бы изобрести такую швабру, но только один взялся реализовать эту идею.

Перед учащимися ставится задача не просто сформулировать идею, а выбрать такую, которая была бы социально значимой для нашего города. Итак. Перед учащимися задание: подумайте и запишите ВСЕ бизнес-идеи, которые вам приходят в голову в первую колонку. Затем заполните влияние внешних и личных факторов.

Почему этот бизнес будет успешным?

Почем у этот бизнес может не быть успешным?

Почему именно мне стоит этим заняться?

Почему именно мне не стоит этим заниматься?

Изготовление деревянной мебели

1. Все больше ценятся индивидуальные вещи.
2. Люди озабочены экологической чистотой.

1. Ручная мебель стоит дороже.
2. Из Белоруссии привозят качественную и не очень дорогую деревянную мебель.

1. Я профессионал в изготовлении мебели.
2. У меня есть оборудованная мастерская.

1. Я плохо разбираюсь в моде на мебель.
2. У меня аллергия на мебельные лаки.

После того, как идея выбрана, она анализируется по приведенным выше составляющим бизнес-плана. В ходе анализа учащиеся формулируют ответы на такие вопросы как

— кто же будет вашим клиентом? Работа с клиентами заслуживает отдельного разговора. Ваши клиенты – основа вашего бизнеса. Какими бы ни были замечательными товары или услуги, но если клиент почему-то не захочет за них платить – с мечтами о прибыли придется проститься. Необходимо нарисовать портрет среднего клиента.

С помощью среднего портрета клиента удается сделать важные выводы об ассортименте продукции, времени работы и уровне цен.

— что делать, когда придется столкнуться с конкуренцией? Выход всегда только один – стать в представлении покупателей не похожим на других продавцов. Когда перед покупателем целый ряд практически идентичных продавцов и товаров, покупатель выбирает по цене. Если же кто-то создаст о себе особенное мнение, этот продавец сможет установить свою особенную цену. Покупатель не будет уже сравнивать его цену с ценами других продавцов.
Особенным можно стать различными путями
— действительно изменить товар или услугу (например, некоторые химчистки почищенную и отглаженную одежду отдают клиенту вместе с вешалкой; возникающие при этом дополнительные затраты химчистки невелики, т.к. оптом плечики можно купить по очень низкой цене, зато клиенты сразу выделили эту химчистку из ряда других);
— не изменяя товар, обратить внимание покупателей на одно из его свойств (так, например, стиральные машины «Аристон» рекламируются как бережно стирающие, «Индезит» – как очень надежные, а «Самсунг» – как тихие; в этой ситуации ценители тишины купят машину «Самсунг», даже если она будет дороже «Аристона»);
— попытаться утвердить в сознании основной группы покупателей, что этот товар произведен специально для них (реклама мятных таблеток «Рондо» нацелена на людей среднего возраста, а «Минтон» — на молодежь).

Вот лишь несколько возможных примеров, каким образом учитель создает нужную для разработки бизнес-плана атмосферу, наталкивает на выбор идеи, предлагает шаблоны для последующих действий.

Подготовка самого бизнес-плана является домашним заданием, а защита происходит на уроке, затем проводится голосование, и лучший проект получает лучшую оценку.

Вообще варианты оценивания могут быть разными – это и отмеченное выше тайное голосование учащихся (недостаток – выбор по принципу «мой друг»), оценивание учителем (недостаток- традиционность и отсутствие ощущения, что тебя выделил твой коллектив), оценивание приглашенными экспертами – очень значимо для учащихся, но требует предварительной договоренности.

В основном я не требую сложного и подробного оформления (ввиду экономии времени), главное защитить проект, убедить остальных, что он будет работать.

Но весной, узнав о наших подобных уроках, специалисты «Чувашкредитпромбанка» в рамках профориентации попросили пригласить их на подобное занятие и изъявили желание выступить в роли экспертов. Мы согласились, поскольку публичные выступления детям нужны и стимулом здесь явились не только оценки.

Любой опыт требует последующего применения. Что же можно сделать, получив навыки составления бизнес-проекта? Во-первых, его можно развить до уровня выступления на НПК. Во-вторых, использовать как основу для составления предвыборной программы во время проведения школьных выборов для дня самоуправления. В-третьих, уже обучаясь в ВУЗе учащиеся смелее берутся за выполнение поставленных перед ними творческих заданий и тверже отстаивают свое мнение при их защите, так как имеют подобный опыт.

И сейчас я хотела бы познакомить вас с сопровождением проектов , которое ребята приготовили к защите. (Приложение №1-презентации). Для представления проектов мы использовали оборудование для конференц-связи, полученное школой в рамках программы «Гимназический союз России», которое можно использовать в качестве экрана.

Итак, вы видите, что все проекты разные, но тем они и интересны. В каждом есть свои плюсы и свои минусы. Один интересен рекламой, второй собственным дизайнерским подходом, третий мечтой, четвертый «убеждает цифрами». Конечно. Они не идеальны, но в этом и состоит учебная задача – увидеть недостатки в сравнении с конкурентами и удалить их. Ведь, когда не с кем себя сравнить, ты и не узнаешь какой ты. В проектах действительно звучит идея улучшить родной город, сделать жизнь в нем более удобной и привлекательной. Победителем, по мнению, наших экспертов стал проект «Думы», они отметили, что на него действительно банк мог бы выделить деньги.

Учитель экономики МБОУ «Гимназия №6» г. Новочебоксарск – Цибуля Е.В.

Источник

Бизнес-план.(учебный проект)

Россия- страна с развитыми рыночными отношениями. Большая часть населения занимается предпринимательством. Предприниматели — люди расчетливые, желающие получить прибыль от своего дела. Каждый хочет застраховать себя от различных неурядиц. И, чтобы дело приносило доход и прибыль, а компания стабильно развивалась, необходимо сначала все хорошо спланировать и рассчитать. Предприниматели создают свои компании не на пустом месте, а руководствуются определенными правилами. Одним их таких правил и являтся составление бизнес –плана.

Начинающие предприниматели очень часто не знаю с чего начать. Огромное множество мыслей посещает будущего бизнесмена по поводу создания своего дела. Мы решили создать наш бизнес – план салона солярия для того, что бы начинающие предприниматели видели перед собой пример, и на основе его могли создать свой собственный бизнес план или воспользовались данным

создать бизнес — плана салона солярия «Sunnysiti»,

выработать рекомендации по созданию бизнес- плана

. изучить Интернет-ресурсы по данной теме

2. Разработать бизнес — план

3. создать бизнес — план

4.проверить и проанализировать содержание выполненного проекта

5. выступить с готовым проектом на конкурсе в школе

6. предложить бизнес – план в качестве учебного пособия учителям экономики и учащимся экономических классов

Скачать:

Вложение Размер
biznes_plan_proekt.doc 94 КБ
biznes-plan.doc 120 КБ
prezentaciya_biznes_plan.pptx 84.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 49 г. Белгорода

Автор: Бутурлакина Мария Александровна

обучающаяся 11 А класса

Данилова Евгения Вениаминовна,

учитель истории и обществознания

г. Белгород, 2012

Мудр тот, кто знает нужное, а не многое.

Наша страна в начале 90-х гг. прошлого века встала на путь рыночной экономики. Тогда появились реальные возможности зарабатывать большие деньги, многие граждане решили, что смогут стать бизнесменами и предпринимателями [1] . Профессия предпринимателя до сих пор очень актуальна, она многих притягивает, и многие молодые люди мечтают получить образование по предпринимательской деятельности. На самом деле это сделать очень сложно, ни у каждого это получается.

Перед любым человеком, решившим заниматься предпринимательством, стоит вопрос: «С чего начать?»

Создание своего дела необходимо начинать с планирования. Об этом много говорят, и начинающие предприниматели естественно с этим согласны, но в большинстве случаев этого не делают. Не делают из-за того, что они думают, что это дорого, что у них не достаточно знаний, что планирование необходимо только для большого бизнеса, что они смогут и без плана начать бизнес. Также, часто начинающий предприниматель воспринимает бизнес планирование как нечто глобальное и шибко заумное, с кучей непонятных расчетов, формул и таблиц. Это не совсем так. Планирование для малого бизнеса можно упростить, но не как не отказаться от него. Пусть бизнес план не будет содержать кучу аналитических таблиц и расчетов, но основные данные необходимые для начала бизнеса, состав постоянных расходов, упрощенный план движения денежных средств, анализ локального рынка, прогноз объемов продаж, рекламный бюджет, а также перечень инструментов рекламы должен содержать бизнес план начинающего предпринимателя. Пусть даже эта информация будет на клочках бумаги, в виде пометок, в виде записей, главное чтобы она была. Имея ее можно делать уже конкретные шаги по созданию своего дела [2] .

Для будущих и начинающих предпринимателей мы решились предложить свой вариант бизнес плана на примере план бизнес – плана Студии загара «Sunny siti». Мы решили, что создание такой студии может стать выгодным вложение капитала и может принести хорошую прибыль. Наша уверенность основывалась на том, что большинство людей хотят выглядеть привлекательными, ведь это нам придает уверенность в общении с другими людьми. Загар всегда остается популярным способом выглядеть лучше. Но многие люди хотят выглядеть загорелыми не только летом, но и в другие времена года, а некоторые просто не могут загорать на солнце, потому что их кожа моментально обгорает. В том, что бы воплотить их желания в действительность, мы предлагаем таким господам посещать солярий.

Солярий – это специальное оборудование с лампами для загара.

В 1895 году датскому врачу Ниельсу Рюбергу Финзену удалось изобрести лампу испускающую ультрафиолет. Ее использовали исключительно в медицинских целях: для лечения оспы и кожного туберкулеза.В 1926 году доктор инженерии Феликс Мюллер основал фабрику в г. Эссене, Германия. Он специализировался на УФ-излучении и его воздействии на тело человека. Эксперты предприятия, расположенного по соседству с шахтами Рурского бассейна, были знакомы с жалобами шахтеров на недостаток солнечного света и тепла, вызванного солнечным светом. Очевидным выбором стала разработка компанией терапевтического оборудования, которое бы устранило и психологический эффект недостатка солнечного света. При помощи специальных УФ-инфракрасных ламп шахтеры смогли получать необходимую дозу тепла и света для поддержания здоровья и хорошего самочувствия. В 1975 г. Фридрихом Вольфом был открыт и запатентован принцип локального облучения на расстоянии нескольких сантиметров.В 1976 году был создан первый профессиональный солярий – установка с лампами высокого давления для всего тела. В настоящее время солярий очень популярен

Источник

Читайте также:  Бизнес план предприятия порядок составления
Оцените статью