Характеристика одного из предприятий машиностроения
3.Характеристика одного из предприятий машиностроения по плану: а) название; б) год возникновения; в) выпускаемая продукция; г) экологические проблемы; д) проблемы функционирования предприятия.
ЗАО «кабельный завод «Кавказкабель» создан на базе государственного предприятия — завода «Кавказкабель». Первая продукция — обмоточные провода была выпущена в 1959 году. В настоящее время завод — крупнейшее многопрофильное предприятие Северного Кавказа и кабельной отрасли. Предприятие освоило и выпускает более 300 марок кабелей, поддерживает производственные связи и деловые партнерские отношения со всеми регионами России, т. к. продукция применение практически во всех отраслях народного хозяйства. Особенно большим спросом она пользуется в машиностроении, энергетике, транспорте, связи, угле — и нефтедобыче. Постоянными заказчиками и потребителями продукции завода являются такие гиганты российской экономики как «ЛУКОЙЛ», «РОСНЕФТЬ», «ТЮМЕНСКАЯ НЕФТЯНАЯ КОМПАНИЯ». Продукция предприятия имеет высокий авторитет на рынках не только России, но и ближнего зарубежья: Украина, Белоруссия, Азербайджан, Казахстан.
К сожалению, Кавказкабель является одним из загрязняющих окружающую среду предприятий нашего города. В результате деятельности предприятия загрязняется атмосфера, стоки предприятия сбрасываются в Малку, т. е очищающие фильтры не совершенны.
Проблемы функционирования заключаются в конкуренции на рынке кабелей. Но это является стимулирующим фактором для расширения ассортимента продукции и улучшения качества.
3.Назвать предприятия пищевой промышленности, располагающиеся в своем
населенном пункте. Объяснить, почему эти предприятия основаны именно здесь. Доказать правильность выбора.
В нашем городе существует несколько предприятий пищевой промышленности: хлебокомбинат, маслосырзавод, винзавод, до недавнего времени в городе имелись соковый завод, консервный завод. Предприятия пищевой промышленности могут быть ориентированы как на сырье (когда перевозить его на большие расстояния невыгодно. Либо оно является скоропортящимся), так и на потребителя (когда скоропортящейся является продукция или ее невыгодно превозить).
Хлебокомбинат производит хлебобулочные изделия, кондитерские мучные изделия с кремом – пирожные, торты. Вся эта продукция является скоропортящейся, поэтому главный фактор размещения этого предприятия – потребительский. Люди любят есть свежий хлеб. Несвежие пирожные могут привести к заболеваниям.
Винзавод производит известные по всей стране виноградные вина. Сырьем является виноград, выращивемый на полях Прохладненского района. Это скоропортящееся сырье.
Поэтому главным фактором размещения этого предприятия является сырьевой фактор.
3.Построение диаграммы «Грузооборот транспортного комплекса».
Приемы построения столбиковой и круговой диаграммы рассмотрены в предыдущих билетах. Для построения диаграммы необходимо воспользоваться таблицей «Грузооборот транспортного комплекса» в приложении к билетам
3. Определение по карте районов с преобладанием водной, ветровой и антропогенной эрозии.
Для ответа на этот вопрос необходимо помнить, что эрозия почв – это процесс разрушения почв. Проанализировать карты в атласе: осадки, направление ветра, климатическая, агроклиматическая.,
Водная эрозия характерна для районов с неровным рельефом, где имеются уклоны поверхности, а также выпадает большое количество осадков, кроме того это районы с высокой степенью распаханности территории. Такие факторы имеются в предгорных районах республики: Урванский, Баксанский, часть Чегемского, Черекского районов.
Ветровая эрозия характерна для районов с высокой степенью распаханности территории в области засушливого климата. Такие факторы имеются в Прохладненском. Майском и терском районе, которые находятся в равнинной зоне, где преобладающее направление ветра – восток, северо-восток, т. е чаще всего дуют суховеи.
Антропогенная эрозия. Эрозия почв в тех масштабах, в которых она наблюдается сейчас, является, несомненно, результатом человеческой деятельности, поэтому ее называют антропогенной эрозией.
Для всех вышеперечисленных районов характерна антропогенная эрозия, она связана с интенсивным развитием сельского хозяйства.
3. Определение по климатической карте средней январской и июльской температуры воздуха в своей местности. Объяснение их особенностей.
Это задание выполняется с помошью карт атласа на стр. 11 «Климатическая карта. Зима» и стр. 12 «Лето»
С помощью изотерм определяем, что средняя температура января в г. Прохладном равна -4,2 градуса, а июля +25 градусов
Особенности температурного режима (достаточно тёплая зима и умеренно жаркое лето) объясняются влиянием одного из главных климатообразующих факторов — широтой местности, 43,5 градуса северной широты (посередине между экватором и северным полюсом). Кроме того, КБР находится в южной части умеренного климатического пояса, поэтому столбик термометра зимой редко опускается ниже -10 градусов.
3.Определение по карте селе — и лавиноопасных районов республики.
Это задание выполняется по карте на стр. 21 в атласе «Оценка опасных явлений природы»
В условных знаках находим значки, обозначающие лавины и сели. Затем, на карте находим территории с такими значками.
Даем заключение: лавиноопасными районами республики являются высокогорья, верховья Малкинского, Баксанского, Чегемского и Черекского ущелий, склоны Главного Кавказского и Бокового хребтов.
Наиболее опсными по сходу селей также являются названные районы, а также склоны Скалистого хребта
3. Показ на карте административных районов КБР
1-Прохладненский 2.Майский 3. Терский 4. Лескенский 5. Урванский 6. Черекский 7. Чегемский 8. Эльбрусский 9. Зольский 10. Баксанский
Источник
Технологические стадии машиностроения
методическая разработка по географии (9 класс) по теме
Цели урока:
• Раскрыть состав и значение машиностроения.
• Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
• Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
Ценностный компонент урока: машиностроение — ключевая отрасль экономики.
Проверка домашнего задания:
1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
а) КМА;
б) Оленегорское;
в) Костомукшское?
3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
а) цинка;
б) алюминия;
в) меди;
г) титана?
Изучение нового материала:
Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10—12 лет, а в Японии — 6—8 лет.
Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
— «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
— нарушением связей по поставкам продукции;
— высоким уровнем монополизации производства;
— высокой ресурсоемкостью производства.
Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей — экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
Формируя понятие специализация, учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.
Вводя понятие кооперирование, учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.
Материалоемкое с большим потреблением металла, относительно малая трудоемкость
Средние нормативы потребления металла, энергии, невысокая трудоемкость
Малая металлоемкость, повышенная трудоемкость, энергоемкость
Производство металлургического, горно-шахтного оборудования, кузнечно-прессовых машин, судов, вагонов, локомотивов
Оборудование для лесной, целлюлозно-бумажной, строительной, легкой, пищевой промышленности
Приборостроение, производство средств вычислительной техники
Вблизи металлургических баз, районов потребления готовой продукции
В районах потребления с учетом близости сырьевой базы
Наличие квалифицированных кадров: рабочих, инженеров, конструкторов
Далее речь идет о проблемах машиностроения. При их обсуждении учитель отсылает учащихся к тексту параграфа, и они постепенно включаются в дискуссию.
1. В настоящее время на автодорогах России появилось большое количество импортных автомобилей, которые отличаются хорошим качеством, великолепным дизайном, высокой надежностью. Машины отечественного производства не выдерживают с ними конкуренции. В то же время за рубежом стараются поддерживать своих производителей (несмотря на широкий выбор иностранных автомобилей). Этому способствуют реклама, воспитание патриотизма в школе, государственная политика в автомобилестроении. Как решить данную проблему? Предложите варианты.
2. Предприятия машиностроения значительно снизили производство бытовой техники: телевизоров, стиральных машин, пылесосов, холодильников, магнитофонов. Это во многом объясняется тем, что отечественный рынок наполнен конкурентоспособными, хорошего качества зарубежными товарами. Как вы считаете, лучше ориентироваться на зарубежную технику или развивать отечественное производство?
Увидеть перспективы машиностроения поможет создание проекта (задание 9 на с. 175 учебника, рубрика «Это мне интересно»). При выполнении данного задания школьники могут использовать текст на с. 174—175 учебника, дополнительную литературу, публикации СМИ.
Домашнее задание: 1) изучить § 36; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 10 на с. 175 учебника; 3) выполнить задания 9 на с. 49; 18 на с. 52 тренажера.
Тема: Общая характеристика хозяйства России
Урок: Машиностроительный комплекс: состав, значение и технологические особенности
Машиностроительный комплекс – это совокупность отраслей промышленности, которая занимается производством и ремонтом разнообразных машин и оборудования, а также производством различных металлических изделий и конструкций
Машиностроительный комплекс сложный по своей структуре. В его состав входит более 70 отраслей, которые обычно объединяют в группы в зависимости от назначения производимой продукции, сходной технологии и используемого сырья.
Рис. 1. Состав машиностроительного комплекса
В состав машиностроения входят:
1. Тяжелое и энергетическое (производство энергетического, горного и подъемно-транспортного оборудования, тепловозостроение, вагоностроение, турбиностроение, атомное и полиграфическое)
2. Станкостроение. Производство разнообразных станков.
3. Транспортное (автомобилестроение, судостроение, авиационная и ракетно-космическая отрасли)
4. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение
5. Машиностроение для легкой и пищевой промышленности
6. Точное машиностроение (приборостроение, электроника, электротехника)
Машиностроение играет очень большую роль в жизни страны.
1. Оно обеспечивает оборудованием все другие комплексы страны
2. От уровня развития машиностроения зависит развитие всех отраслей экономики
3. Здесь в первую очередь внедряются все достижения научно-технического прогресса
4. Оно обеспечивает обороноспособность страны
5. Это самый крупный комплекс в промышленности России
6. В настоящее время на машиностроение и металлообработку приходится:
7. 20% промышленного производства,
8. 1\3 занятых в промышленности.
9. Действует более 50 тыс. машиностроительных предприятий, что составляет примерно 1\3 всех промышленных предприятий России.
Технологический процесс в машиностроения включает три стадии: заготовку, механическую обработку, сборку.
Рис. 2. Технологический процесс в машиностроении
При этом конечная продукция состоит из большого числа отдельных деталей и комплектующих, которые невозможно произвести в рамках одного предприятия. Поэтому в машиностроении широко развиты специализация и кооперирование.
Специализация – производство на предприятии какого-либо одного продукта, отдельных частей и деталей
Рис. 3. Виды специализации
1. предметная – производство готовых изделий, (производство автомобилей, самолетов, компьютеров)
2. подетальная – производство отдельных частей и деталей, (производство автомобильных двигателей или металлических изделий (метизов)
3. технологическая – производство полуфабрикатов , выполнение отдельных операций технологического цикла, (сборочное производство)
4. функциональная – производство и предоставление услуг (продажа автомобилей заводом производителем)
На крупных машиностроительных заводах специализация наблюдается на уровне отдельных цехов, даже такое предприятие не выпускает всего объема необходимых комплектующих.Небольшие предприятия обычно бывают узкоспециализированы и их работа зависит от работы предприятий смежников. Поэтому так важно кооперирование.
Кооперирование –это установление производственных связей между предприятиями совместно участвующими в изготовлении конечной продукции.
Рис. 4. Кооперирование
Кооперирование бывает внутриотраслевое, когда взаимодействуют предприятия одной отрасли, одного межотраслевого комплекса.
Межотраслевое, когда взаимодействуют производства разных отраслей, разных комплексов.
Машиностроительные, электротехнические, инструментальные, метизные заводы, поставляющие свою продукцию на автосборочный завод – это предприятия машиностроения и кооперирование с ними носит внутриотраслевой характер, предприятия черной и цветной металлургии, химические, кожевенные, стекольные заводы, текстильные фабрики – это предприятия других межотраслевых комплексов. Кооперирование с ними это пример межотраслевого кооперирования.
За 90-е годы значение машиностроительного комплекса в экономике России уменьшилось. Ряд предприятий были закрыты, на других сократился объем производства.
Особенно сильно сократились объемы производства сельскохозяйственной техники, станков, многих видов точного машиностроения.
Главной причиной этого являлось низкое качество производимой продукции по сравнению с импортной и разрыв после распада СССР производственных связей с предприятиями бывших республик.
В настоящее время положение несколько улучшилось благодаря инвестициям. Построены и строятся новые заводы, проведены реконструкция многих старых предприятий, налажены новые и восстановлены старые производственные связи.
Рекомендованное домашнее задание
1. Нарисуйте схему связей машиностроительного комплекса с другими отраслевыми комплексами. Приведите примеры продукции, которую он им поставляет.
2. Назовите машиностроительные предприятия вашего региона. Чем, по-вашему, объясняется специализация машиностроительных предприятий в вашем регионе?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9kl_mash_tekhn_stadii.docx | 93.13 КБ |
9kl_mashinostroenie.docx | 17.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Технологические стадии машиностроения 9 класс 27.12.13
Цели урока:
• Раскрыть состав и значение машиностроения.
• Объяснить особенности размещения машиностроительных предприятий.
• Сформулировать проблемы и перспективы развития машиностроения.
Основное содержание: состав и значение машиностроения. Факторы размещения. Специализация. Кооперирование. Размещение отдельных отраслей машиностроения. Проблемы и перспективы машиностроения.
Практикум. Составление характеристики машиностроительного предприятия своей местности.
Способы действия учащихся: работать с текстом § 36, проанализировать рисунок «Отрасли машиностроения», карту «Основные центры автомобилестроения», дать характеристику машиностроительного предприятия.
Ценностный компонент урока: машиностроение — ключевая отрасль экономики.
Проверка домашнего задания:
1. Почему размещение металлургических комбинатов полного цикла определяется близостью к сырьевой базе (месторождениям угля и железной руды)?
2. Выберите верный ответ. На каких месторождениях железных руд работает Череповецкий металлургический комбинат:
а) КМА;
б) Оленегорское;
в) Костомукшское?
3. Выберите верный ответ. Производство каких металлов относится к наиболее энергоемким:
а) цинка;
б) алюминия;
в) меди;
г) титана?
Изучение нового материала:
Рассматривая значение машиностроения, учитель отмечает, что это ведущая отрасль промышленности, определяющая эффективность развития экономики. Он просит учащихся обратиться к рисунку 65 на с. 171 учебника и убедиться, что машиностроение имеет очень сложную структуру. Следует добавить, что в структуре машиностроения насчитывается 19 крупных отраслей, более 100 специализированных подотраслей и производств.
Несмотря на развитие машиностроения, его современная научно-техническая и производственная база не соответствует требованиям НТР. В частности, велика доля устаревшего оборудования, которое эксплуатируется в нашей стране десятилетиями, в то время как в странах Европы оно эксплуатируется 10—12 лет, а в Японии — 6—8 лет.
Современное машиностроение переживает сложный кризис. Он обусловлен:
— «кризисом спроса»: потребители не имеют средств для закупок либо предпочитают более качественные (и зачастую более дешевые) импортные изделия;
— нарушением связей по поставкам продукции;
— высоким уровнем монополизации производства;
— высокой ресурсоемкостью производства.
Далее учитель объясняет, какие факторы влияют на размещение машиностроительных предприятий. Следует подчеркнуть, что, в отличие от других межотраслевых комплексов, на размещение машиностроения в слабой степени влияют природные факторы, а в большей — экономические (наличие высококвалифицированных трудовых ресурсов, устойчивые транспортные связи, специализация и кооперирование производства). Школьники приводят примеры, подтверждающие это.
Формируя понятие специализация , учитель обращается к его определению в учебнике (с. 171). Чтобы раскрыть варьирующие признаки этого понятия, учащиеся определяют виды специализации, вычерчивая схему.
Вводя понятие кооперирование , учитель отмечает, что оно означает участие в производстве готового продукта нескольких предприятий, выполняющих определенную технологическую операцию. В качестве примера приводит тот факт, что знаменитый Волжский автозавод (ВАЗ) связан поставками по кооперации более чем с 300 смежниками, поставляющими ему свыше 100 комплектующих изделий и 500 наименований материалов. На их долю приходится более 55% себестоимости производства автомобилей.
Затем школьники рассматривают рисунок 66 на с. 172 учебника, подтверждающий рассказ учителя.
При изучении размещения отдельных отраслей машиностроения необходимо ориентироваться на краеведческий материал. Ученики выясняют, какую продукцию машиностроения выпускают в их регионе и какие проблемы характерны для этих машиностроительных предприятий. Они составляют характеристику и схему связей одного из машиностроительных предприятий своего региона с другими предприятиями, участвующими в производстве готового продукта (кооперирование).
В зависимости от таких факторов, как материалоемкость и трудоемкость, выделяют тяжелое, общее и среднее машиностроение, что наглядно демонстрирует следующая таблица.
Источник