III. Инвестиции и эффект мультипликатора
Теперь рассмотрим инвестиции – второй компонент совокупных расходов и совокупного спроса.
Инвестиции – это долгосрочные вложения частного или государственного капитала в различные сферы экономики с целью получения прибыли (частные инвестиции) и/или регулирования национальной экономики (государственные инвестиции). Лица, осуществляющие инвестиции, называются инвесторами.
Инвестиционная деятельность может осуществляться за счет следующих источников:
— собственные средства инвестора (амортизационные отчисления, прибыль, денежные накопления);
— заемные средства (кредиты банков, заемные средства других организаций);
— привлеченных средств (от продажи акций, облигаций, других ценных бумаг);
— средства бюджета и внебюджетных фондов.
В зависимости от направления вложений капитала различают следующие виды инвестиций.
1. Реальные (прямые) инвестиции – вложения капитала непосредственно в машины, оборудование, землю, недвижимость, то есть те производственные ресурсы, которые направляются на расширение или модернизацию реального производственного потенциала общества. Ту их ведущую часть, которая вкладывается в основной капитал, нередко называют капитальными вложениями.
2. Финансовые (портфельные) инвестиции или инвестиции в денежный капитал – вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, дающие право на получение доходов от собственности. Портфельные инвестиции могут рано или поздно стать дополнительным источником капитальных вложений (в случае вложения их в акции производственных предприятий), но они могут и не стать ими – например, в случае вложения средств в акции компании, которая затем разоряется. Поэтому во избежание повторного счета нельзя суммировать реальные и финансовые инвестиции.
3. Интеллектуальные инвестиции – расходы фирм на приобретение патентов, лицензий, финансирование подготовки персонала, оплата НИОКР.
Экономисты изучают инвестиции для лучшего понимания того, как изменяется уровень выпуска и занятости в экономике, поэтому важное место в теории инвестиций занимает вопрос о том, от каких факторов зависит инвестиционная активность фирм.
Факторы, определяющие динамику инвестиций:
1) ожидаемая норма чистой прибыли;
2) реальная ставка процента;
3) уровень налогообложения;
4) изменения в технологии производства;
5) наличный основной капитал;
6) экономические ожидания;
7) динамика совокупного дохода.
Эмпирические исследования показывают, что существенное влияние на объем и динамику инвестиций на макроуровне оказывают – динамика реального объема национального дохода (DY) и реальная ставка процента (r).
В зависимости от роли дохода в формировании инвестиционных расходов (инвестиционного спроса) различают следующие виды инвестиций.
1) Автономные инвестиции (IA) – это инвестиции, которые не зависят от уровня национального дохода или ставки процента. Появление автономных инвестиций связано с внешними факторами – инновациями (нововведениями), главным образом с техническим прогрессом. Примером автономных инвестиций можно назвать инвестиции государственных или общественных организаций. Они связаны со строительством военных и гражданских сооружений, дорог и т. д. Графически их можно представить в виде линии параллельной оси абсцисс (рис. 5).
Автономные инвестиции сами становятся причиной увеличения национального дохода, а не его следствием. Дж. М. Кейнс доказывал, что увеличение инвестиций приводит к росту национального дохода, причем на величину большую, чем первоначальный прирост инвестиций. Инвестиции, брошенные в экономику, вызывают цепную реакцию в виде прироста дохода и занятости, как камень, брошенный в воду, вызывает круги на воде. Такая реакция получила название мультипликативного эффекта.
Понятие «мультипликатор» (от лат. multiplicator – умножающий) впервые было введено в экономическую теорию в 1931 г. английским экономистом Р. Каном. Рассматривая влияние общественных работ, которые организовала для борьбы с экономическим спадом и безработицей администрация Рузвельта, он отмечал, что государственные инвестиции в общественные работы приводят к «мультипликационному» эффекту занятости: возникает не только первичная, но и вторичная, третичная и т.д. занятость. Иначе говоря, первоначальные инвестиционные расходы бюджетных средств приводили к мультипликации покупательной способности и занятости населения. Эти представления выразились вскоре в кейнсианской теории мультипликационного эффекта.
Под мультипликатором в кейнсианской теории понимается коэффициент, показывающий зависимость изменения объема производства (валового национального продукта) или национального дохода (DY) от изменения инвестиций (DI).
m = DY / DI, (13)
Рассмотрим условный пример, иллюстрирующий суть мультипликативного эффекта. Известно, что объем первоначальных инвестиций – 1000 ден. ед. (DI), причем население расходует на потребление 80% получаемого дохода (MPC = 0,8), а остальные 20% сберегает (MPS = 0,2), соответственно функция потребления имеет вид C = C0 + 0,8´Y.
Допустим, государство направляет эти инвестиции на организацию общественных работ, например, озеленение улиц, то есть деятельность, которая требует только найма рабочей силы. Первый результат – повышение доходов на 1000 ден. ед. тех, кто был нанят для озеленения улиц (инвестиционные расходы государства превращаются в доходы наемных работников). Прирост своего дохода люди распределят между текущим потреблением (800 ден. ед.) и сбережениями (200 ден. ед.). Можно допустить, что сбережения на какое-то время исчезают из экономики (это вполне оправданно, так как, пока сбережения через банковскую систему или фондовую биржу вернутся в экономику, пройдет много времени). Расходы на потребление (800 ден. ед.), например, на покупку продовольствия, превращаются в доходы того субъекта, кто занимается реализацией этой продукции. Продолжая рассуждать подобным образом, получаем, что прирост национального дохода, вызванный первоначальными инвестициями, составит:
DY = 1000 + 800 + 640… или
DY = 1000 + 0,8 ´ 1000 + 0,8 ´ 800… или
DY = 1000 + 0,8 ´ 1000 + 0,8 2 ´ 1000… = 1000 ´ (1 + å ¥ k=1 0,8 k )
Соответственно, чем больше предельная склонность к потреблению, тем больше будет прирост дохода, и наоборот. Другими словами, мультипликатор – величина, обратная предельной склонности к сбережениям:
m = 1 / MPS, (14)
Последнее выражение для расчета мультипликатора можно получить, используя равенства (1), (3), (6), (9).
Так как совокупные доходы в рассматриваемой модели равны совокупным расходам, то Y = C + I, а прирост дохода равен сумме прироста потребления и инвестиций: DY = DС + DI. Используя формулу предельной склонности к потреблению, получим DС = DY ´ MPC. Подставив полученное выражение DС в предыдущее равенство, получим: DY = DY ´ MPC + DI. Отсюда DY ´ (1 – MPC) = DI. И, наконец: DY / DI = 1/ (1 – MPC) или DY / DI = 1/ MPS.
Следует заметить, что в принципе мультипликационный эффект могут вызывать любые автономные затраты, а не только инвестиции. Речь идет об изменении величин автономного потребления, государственных закупок, экспорта. В таком случае говорят о мультипликаторе затрат. Он рассчитывается как отношение прироста национального дохода к изменениям всех автономных затрат, вызвавших прирост дохода.
Мультипликатор выражает лишь прямую связь между инвестициями и доходом. Однако в экономике может наблюдаться и обратное воздействие, при котором рост дохода порождает дальнейшее увеличение инвестиций.
2) Индуцированные (производные) инвестиции (IИ) – инвестиции, порождаемые ростом совокупного дохода. Появление индуцированных инвестиций вызвано увеличением спроса на товары и услуги, в производстве которых эти инвестиции и используются (рис. 6).
Американский экономист Джон Морис Кларк (1884-1963), активно изучавший проблему экономических циклов, полагал, что возрастание спроса на предметы потребления порождает цепную реакцию, ведущую к многократному увеличению спроса на оборудование и машины, то есть индуцированным инвестициям. Эта закономерность, являвшаяся, по мнению Кларка, ключевым моментом процесса циклического развития, была определена им как «эффект акселератора» (англ. accelerator – ускоритель).
Акселератор – это коэффициент, характеризующий количественное отношение прироста инвестиций текущего периода к приросту дохода прошлого периода:
где t – текущий период; (t-1), (t-2) – предшествующие годы.
Еще раннее французский экономист Альбер Афтальон для объяснения эффекта акселератора приводил сравнение экономики с печью. Печь сначала загружают топливом (углем или дровами). Поскольку сгорание происходит постепенно, то помещение какое-то время нагревается медленно, и печь все больше и больше загружается топливом. Аналогично в экономике. Для достижения желаемого уровня производства при возрастающем спросе на товары и услуги резко увеличиваются инвестиции в той сфере, где изготавливаются инвестиционные блага (средства производства), необходимые для изготовления этих товаров и услуг. Через некоторое время, как рассуждал Афтальон, в помещении устанавливается нормальная температура, но печь продолжает отдавать все больше и больше тепла и, скорее всего, через некоторое время жара станет невыносимой. Если провести параллели, то в экономике всякий возрастающий спрос на товары и услуги способен вызвать гораздо более значительное увеличение спроса на производственные фонды, что ведет к росту производства.
Связь между объемом инвестиций и реальной ставкой процента называют функцией инвестиций – I = I (r) (рис. 7).
Связь между изменением объема инвестиций и изменением реальной ставки процента определяется субъективным фактором – предельной склонностью предпринимателей к инвестированию (MPI):
MPI = DI / Dr, (16).
С учетом данного параметра функция инвестиций может быть записана в виде:
I = I0 + MPI ´ r, (17)
Предельная склонность к инвестированию является изменчивым параметром, так как на ее значение влияют не только динамика процентных ставок, но и ожидания самих предпринимателей (ожидания прибыли, роста цен, изменений экономической конъюнктуры и т.д.).
Чувствительность инвестиционных решений предпринимателей определяет высокую нестабильность инвестиций. Это основная особенность инвестиций как элемента совокупных расходов, что обуславливает не только экономический рост, но и циклические колебания в экономике.
Источник
Мультипликационные эффекты в экономике (на примере мультипликатора инвестиций и государственных расходов).
Сущность мультипликативных эффектов – изменение составляющих совокупного спроса оказывает умноженное (мкльтиплицированное) воздействие на национальный выпуск и доход.
Мультипликативный эффект – это изменение национального дохода (или ВНП) в большее количество раз, чем первоначальное изменение автономных расходов.
Эффекты были раскрыты в 30-ых годах 20вв, когда стали исследовать результаты политики проведения общественных работ в США. В ходе анализа выяснилось, что первичная занятость породила вторичную, третичную…,т.е. имеет место эффект умножения занятости и совокупного спроса.
Термин мультипликатора ввел в эк.теорию английский ученый Канн, а автор теории мультипликатора — Кейнс.
Мультипликатор работает только в тех экономических системах, в которых есть неиспользованные ресурсы (т.е. безработные, свободные производственные мощности, финансовые ресурсы).
Мультипликативный эффект основан на двух экономических явлениях:
— Для экономики характерны повторяющиеся, непрерывные потоки доходов и расходов;
— Любое изменение в доходах влечет за собой изменение в потреблении и сбережении.
На основе этих явлений дополнительное увеличение инвестиций предпринимателей превращаются в дополнительный доход домохозяйств, которые часть своего дополнительного дохода направляют на потребление. ТО потребительские расходы одних домохозяйств являются доходами других. Т.к. домохозяйства тратят не весь располагаемый доход, то процесс расширения национального дохода (сумма доходов всех владельцев факторов производства) конечен. Он заканчивается, когда дополнительный прирост дохода становится бесконечно малой величиной.
Мультипликационные эффекты может вызвать любой из компонентов, изменяющий величину автономных расходов.
Коэффициент, характеризующий зависимость изменения объема ВНП от изменения объема инвестиций называется мультипликатором инвестиций.
МI=изменение ВНП / изменение инвестиций;
I — Инвестиции; S – сбережения.
Пример: доход (или объем инвестиций) вырос на 6000, из него 2/3 расходуется, а 1/3 идет на сбережения. Таким образом, 6000*2/3=4000 – является доходом других субъектов, которые в свою очередь 2/3 от 4000 (=2666) расходуют…В результате дополнительный доход всех участников = 6000+4000+2666+…=1/(1-2/3)*6000=18000. ТО увеличение инвестиций на 6000 привело к росту ВНП на 18000.
Мультипликатор оказывает двухстороннее воздействие на экономику. С одной стороны увеличение инвестиций приводит к мультипликационному росту дохода. С другой стороны, уменьшение инвестиций приводит к многократному уменьшению дохода.
Мультипликатор государственных расходов – отношение изменения объема национального дохода к вызвавшему его изменению государственных расходов.
Mg=изменение ВНП / изменение государственных расходов.
т.А – точка равновесия. При росте государственных расходов кривая расходов сдвигается вверх на ∆G. т.В – точка нового равновесия. Объем производства (или ВНП) вырос с Q1 до Q2, на ∆Q. Причем ∆Q > ∆G.
99. Фискальная политика и ее эффективность.
Фискальная (бюджетно-налоговая) политика — это система регулирования правительством экономики с помощью изменений государственных расходов, налогов и состояния государственного бюджета, с целью изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Посредством проведения финансово-бюджетной политики государство регулирует глобальные экономические процессы в стране, поддерживает устойчивость финансов, денежного обращения, обеспечивает финансирование государственного сектора, способствует лучшему использованию производственно-экономического и научно-технического потенциала.
Государство обладает возможностями влияния на объем и структуру совокупного спроса и косвенно воздействовать на спрос со стороны частных предприятий и домашних хозяйств, сдерживая или стимулируя его с помощью налогов и таких трансфертных платежей, как пенсии, стипендии, пособия.
Цели фискальной политики:
Сглаживание колебаний экономического цикла;
Обеспечение устойчивости экономического роста;
Достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Стимулирующая бюджетно-налоговая политика (фискальная экспансия) в краткосрочной перспективе имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и предполагает увеличение госрасходов G, снижение налогов Т или комбинирование этих мер. В более долгосрочной перспективе политика снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства и росту экономического потенциала. Осуществление этих целей связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной политикой Центрального Банка и оптимизацией структуры государственных расходов.
Сдерживающая бюджетно-налоговая политика (фискальная рестрикция) имеет своей целью ограничение циклического подъема экономики и предполагает снижение госрасходов G, увеличение налогов или комбинирование этих мер. В краткосрочной перспективе эти меры позволяют снизить инфляцию спроса ценой роста безработицы и спада производства. В более долгом периоде растущий налоговый клин может послужить основой для спада совокупного предложения и развертывания механизма стагфляции, особенно в том случае, когда сокращение государственных расходов осуществляется пропорционально по всем статьям бюджета и не создается приоритетов в пользу государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.
В краткосрочной перспективе меры бюджетно-налоговой политики сопровождаются эффектами мультипликаторов государственных расходов, налогов и сбалансированного бюджета.
Дискреционная фискальная политика — целенаправленное изменение величин государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства, направленных на изменение уровня занятости, объема производства, темпов инфляции и состояния платежного баланса.
Недискреционная фискальная политика — автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода. Недискреционная фискальная политика предполагает автоматическое увеличение (уменьшение) чистых налоговых поступлений в госбюджет в периоды роста (уменьшения) ВВП, которое оказывает стабилизирующее воздействие на экономику.
При дискреционной фискальной политике в целях стимулирования совокупного спроса в период спада целенаправленно создается дефицит госбюджета вследствие увеличения госрасходов (например на финансирование программ по созданию новых рабочих мест) или снижения налогов. Соответственно в период подъема целенаправленно создается бюджетный излишек.
При недискреционной фискальной политике бюджетный дефицит и излишек возникают автоматически, в результате действия встроенных стабилизаторов экономики.
Встроенный (автоматический) стабилизатор — экономический механизм, позволяющий снизить амплитуду циклических колебаний уровней занятости и выпуска, не прибегая к частым изменениям экономической политики правительства. В качестве таких стабилизаторов в индустриальных странах обычно выступают прогрессивная система налогообложения, система государственных трансфертов (в том числе страхование по безработице) и система участия в прибылях. Встроенные стабилизаторы экономики относительно смягчают проблему продолжительных временных лагов дискреционной фискальной политики, так как эти механизмы включаются без непосредственного вмешательства парламента. Степень встроенной стабильности экономики непосредственно зависит от величин циклических бюджетных дефицитов и излишков, которые выполняют функции автоматических амортизаторов колебаний совокупного спроса.
Эффективность фискальной политики.
К сожалению, существует огромная разница между фискальной политикой на бумаге и фискальной политикой на практике. Специфические проблемы, с которыми может столкнуться правительство при реализации своей фискальной политики:
1. Разрыв восприятия, под которым подразумевается промежуток времени между началом спада или инфляции и тем моментом, когда происходит осознание этих явлений. Порой проходит 4-6 месяцев, пока инфляция или спад, набиравшие силу в этот период, проявятся в соответствующей статистике и будут осознаны.
2. Административный разрыв. Обычно значительный промежуток времени отделяет момент, когда происходит понимание необходимости фискальных мер, от того момента, когда эти меры на самом деле принимаются.
3. Функциональный разрыв — разрыв между тем моментом, когда правительство принимает решение о фискальных мерах, и временем, когда эти меры начнут оказывать воздействие на производство, занятость или уровень цен.
4. Эффект вытеснения, сущность которого состоит в том, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика способствует росту процентных ставок и сокращению инвестиционных расходов, таким образом ослабляя или полностью подрывая стимулирующий эффект фискальной политики. Если эффект вытеснения меньше, чем эффект роста выпуска, то, при прочих равных условиях, фискальная политика эффективна.
Относительная эффективность бюджетно-налоговой определяется в зависимости от:
а) степени чувствительности функций инвестиций и чистого экспорта к динамике рыночной ставки процента
б) степени чувствительности спроса на деньги к динамике рыночной ставки процента.
Источник