Снятие ограничений для инвестиций

Как правительство и ЦБ собираются оживлять инвестиции

Правительство и Банк России утвердили совместный «План мероприятий (дорожную карту) по формированию доступных финансов для инвестиционных проектов». Этот документ будет способствовать развитию инструментов долгосрочного финансирования, утверждается в сообщении на сайте ЦБ.

Дорожная карта направлена на решение двух основных задач: преобразование механизмов работы финансовых институтов для реализации инвестпроектов и расширение линейки финансовых инструментов, применяемых в таких проектах.

Всего 10-страничный документ (имеется у «Ведомостей») включает 32 мероприятия по запуску новых инвестиционных инструментов и вовлечению в них широкого круга инвесторов. В частности, предполагается введение многоголосых привилегированных акций, отмена ограничения на размещение привилегированных акций (не более 25% уставного капитала), формирование системы стандартов и стимулов выпуска и приобретения инструментов зеленого финансирования, введение механизма мезонинного финансирования, установление критериев высокотехнологичных и быстро растущих высокотехнологичных компаний («технологические газели») для целей предоставления им государственной поддержки и многое другое.

В частности, 32-й пункт дорожной карты предусматривает повышение втрое – с 1 млн до 3 млн руб. – максимальных сумм для индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) и внедрение ИИС третьего типа, счетов долгосрочного инвестирования, к концу следующего года. В этом же пункте содержится предположение об «исключении налоговых стимулов приобретения иностранных ценных бумаг иностранных эмитентов».

На прошлой неделе с такой инициативой публично выступил Банк России. «Мы выходим с предложением давать налоговые вычеты только по вложениям в российские финансовые инструменты, – заявила глава Центробанка Эльвира Набиуллина в ходе онлайн-сессии «Диалог с регулятором» в ­НАУФОР. – Потому что не считаем правильным, чтобы бюджет – а это, по сути дела, бюджетные деньги и бюджетная льгота – стимулировал инвестиции в иностранные ценные бумаги». То есть дорожная карта уже реализуется.

Мало того, в пунктах 17–19 этого документа идет речь о «совершенствовании института инвестиционных товариществ в целях развития прямого и венчурного инвестирования». А в конце прошлой недели глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков внес законопроект о расширении возможностей для инвестиционных товариществ.

Напомним: инвестиционное товарищество (ИТ) – это одна из форм предпринимательской деятельности, используемая для инвестиций в рисковые проекты. Участники товарищества заключают между собой инвестиционный договор и вносят вклады. При успешном ведении дел они делят между собой прибыль пропорционально размеру своего вклада. Если же прибыль получить не удается, инвестиционное товарищество может прекратить свою деятельность без официальной ликвидации.

По мнению Аксакова, к участникам инвестиционных товариществ сегодня предъявляются избыточные требования. Например, в соответствии с действующим законодательством максимальный срок действия договора инвестиционного товарищества не может превышать 15 лет. Соответственно, его члены не могут вкладываться в долгосрочные проекты. Кроме того, число участников договора не должно быть более пятидесяти. Излишние ограничения делают эту форму предпринимательства непопулярной, отмечает глава думского комитета по финрынку: в 2020 г., к примеру, было создано только 80 таких объединений.

Дорожная карта предполагает отмену «ограничения максимального числа участников договора ИТ, ограничения максимального срока договора ИТ и ограничения на финансирование путем внесения займов товарищами». Также в дорожной карте говорится об «исключении обязанности получения согласия кредиторов ИТ при уплате новым товарищем «вкладов на уравнивание» и о «предоставлении возможности приобретать исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности в долевую собственность в случае вклада их в общее имущество товарищей инвестиционного товарищества». Кроме того, предполагается «установление возможности размещения негосударственными пенсионными фондами средств пенсионных резервов в инвестиционное товарищество в пределах отдельного сублимита», создание саморегулируемой организации управляющих товарищей ИТ. Примечательно, что этот же пункт дорожной карты включает положения о «разработке и внедрении профессиональных и этических стандартов деятельности управляющих фондов прямых и венчурных инвестиций» и о «создании стандартизированной документации для сделок прямого и венчурного инвестирования».

Читайте также:  Что такое инвестиции за счет амортизации

Законопроект Анатолия Аксакова «О внесении изменений в федеральный закон «О рынке ценных бумаг» и отдельные законодательные акты» тоже предполагает отмену срока действия договора инвестиционного товарищества и ограничение по количеству участников договора инвестиционного товарищества. Кроме того, законопроект разрешает создавать несколько общих имуществ в рамках одного товарищества – для того чтобы инвесторы могли участвовать в разных проектах. Сейчас у участников инвестиционного товарищества может быть только одно имущество.

«Инвестиционные товарищества – это довольно узкий рынок участников, и его серьезное увеличение не прогнозируется, но некоторое оживление в этом направлении ожидается за счет тех, кто собирается на нем работать уже сейчас, но не подходил по параметрам, и у кого есть намерение расширить инвестиционный портфель, – считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. – Новые возможности позволят профессионалам этого направления, как юридическим лицам, так и физическим, более полно работать с инвестиционным портфелем».

Директор по стратегии ИК «Финам» Ярослав Кабаков настроен в отношении новых инициатив ЦБ и правительства по оживлению инвестиций скептичнее. «Существенно оживить инвестиции в Россию могут реформа судебной системы, соблюдение прав миноритарных акционеров или среднесрочное снижение геополитических и санкционных рисков, – уверен он. – А предлагаемые дорожной картой изменения лишь позволят в незначительной степени расширить инструментарий, дав возможность собственникам компаний привлекать внешнее финансирование в случае с многоголосыми привилегированными акциями, не теряя при этом контроля, или более динамично привлекать спекулятивный капитал, как в случае развития механизма SPAC. В любом случае речь не идет о существенном улучшении инвестиционного климата России. А в случае с многоголосыми привилегированными акциями права миноритарных акционеров даже могут существенно пострадать».

По реформе механизма инвестиционного товарищества также могут возникнуть дополнительные опасения у регулятора, так как ограничения числа участников в определенной степени ограничивало использование данного механизма различными недобросовестными участниками, отмечает Кабаков. «Однако общая либеральная направленность предлагаемых изменений может оживить рынок инвестиций, и любое создание экспертной площадки способствует налаживанию диалога между регулятором и бизнесом, что нельзя не приветствовать», – подчеркивает он.

По мнению управляющего активами «БКС Мир инвестиций» Андрея Русецкого, не стоит ожидать чудес от дорожной карты, пока не сформирован внутренний капитал.

«В российской практике привлекать финансирование через рынки капитала не очень принято – бизнес больше полагается на собственный и банковский капитал, – отмечает он. – Только крупные холдинги и компании могут претендовать на привлечение акционерного капитала, при этом 2/3 средств привлекаются из-за рубежа через IPO или SPO. Для мелких и средних компаний акционерный капитал фактически недоступен, так как доля розничных инвесторов, которые интересуются приобретением акций мелких компаний, пока на российском рынке незначительна».

Часть перечисленных в дорожной карте проблем обсуждается уже несколько лет, напоминает начальник управления аналитических исследований «Универ капитала» Дмитрий Александров. Например, еще осенью 2018 г. Минэкономразвития поднимало вопрос о введении многоголосых акций. Тогда Банк России указывал, что это потребует существенного изменения законодательства. «Жесткая связка «одна акция – один голос» минимизирует возможности ущемления прав миноритарных акционеров, – поясняет Александров. – Но она же, вместе с ограничением на долю привилегированных акций от общего размера уставного капитала, делает саму форму ПАО негибким для привлечения финансирования инструментом. Поэтому многие проекты делаются и будут делаться либо через создание ООО, либо через простое инвесттоварищество».-

Источник

Госдума одобрила реформу инвестиций граждан на бирже

Госдума приняла в третьем чтении поправки в закон «О рынке ценных бумаг», которые ограничат доступ начинающих инвесторов к иностранным акциям и сложным инструментам. Закон вступит в силу с 1 апреля 2022 года.

Читайте также:  Binance комиссия за ордер

Законопроект, который еще должен пройти чтение в Совете Федерации, введет в законодательство понятие неквалифицированного инвестора. По умолчанию таковыми будут считаться новички на фондовом рынке. Сейчас такой градации нет, но есть возможность получить статус квалифицированного инвестора, чтобы вкладывать в сложные структурные инструменты и ценные бумаги, которые не представлены на российских биржах. А чтобы стать квалифицированным инвестором, нужно либо владеть активами более чем на 6 млн руб., либо иметь экономическое образование, либо совершить в течение года сделки с ценными бумагами более чем на 6 млн руб.

Новый подход

Требований для неквалифицированных инвесторов не будет, но и инвестировать они смогут только в наиболее защищенные активы. Это акции из котировальных списков бирж (наиболее ликвидные бумаги), простые облигации российских эмитентов, ОФЗ, паи открытых и интервальных биржевых ПИФов, ряд наиболее надежных иностранных облигаций. Для неквалифицированных игроков также будут доступны иностранные бумаги, входящие в индексы, перечень которых определен Банком России. Предварительный список содержит 40 индексов, среди них есть американские NASDAQ-100, S&P 500 и Dow, британский FTSE и т.д.

Брокеры неоднократно выступали с критикой планов ЦБ, настаивая, что те не защищают инвесторов от серьезных угроз, но при этом ограничивают для них право выбора инструментов для вложений. Изменения приведут к тому, что часть иностранных ценных бумаг, обращающихся на биржах, и практически все внебиржевые срочные продукты будут недоступны инвесторам, которые не являются квалифицированными, объясняет директор по юридическим вопросам ФГ «БКС» Марина Цамалаидзе: этим рынок «не очень доволен», поскольку такие иностранные ценные бумаги по большей части «являются надежными».

Доступ к остальным иностранным бумагам, договорам РЕПО, производным финансовым и структурным инструментам инвестор получит после прохождения тестирования у брокера или другого участника финансового рынка. Формат тестирования еще не разработан, но, как следует из законопроекта, вопросы должны быть составлены таким образом, чтобы «ответы на них могли оценить опыт и знания» клиента, а также свидетельствовать о том, что инвестор «в состоянии оценить риски с учетом характера предполагаемых сделок». «Если вы покупаете какую-то иностранную ценную бумагу, которая предполагает самостоятельную уплату налога на доход по такой ценной бумаге, клиент должен продемонстрировать понимание, что он должен этот налог заплатить», — объяснял задачи тестирования первый зампред ЦБ Сергей Швецов.

Участники рынка, которые нарушат процедуру тестирования, в случае необходимости должны будут выкупить приобретенный клиентом финансовый инструмент. Клиенты брокеров, провалившие тестирование, смогут обратиться к праву «последнего слова», позволяющему вложить до 100 тыс. руб. в любую сделку. В этом случае брокер должен будет предупредить такого клиента о рисках.

Квалифицированные инвесторы, признанные таковыми до вступления закона в силу (1 апреля 2022 года), сохранят свой статус. Тестирование можно будет не проводить и тем, кто до дня вступления нового закона в силу уже совершал подобные сложные сделки.

Инициатор изменений — Центральный банк, выступающий за то, чтобы защитить неквалифицированных инвесторов. «Здесь не будет запрета, здесь будет некая процедура допуска, которая позволит самого же инвестора защитить от потенциальных рисков, а такие риски, к сожалению, бывают», — объясняла логику законопроекта председатель ЦБ Эльвира Набиуллина в июне.

В последние годы начался заметный приток частных инвесторов на фондовый рынок: в мае Московская биржа отчиталась о том, что уже более 5,1 млн человек открыли свои брокерские счета. За пять месяцев 2020 года объем операций физических лиц с акциями в сравнении с тем же периодом 2019-го увеличился более чем в 2,5 раза, до 7,9 трлн руб. Приток инвесторов происходит на фоне смягчения денежно-кредитной политики ЦБ: ключевая ставка сейчас находится на рекордно низком уровне — 4,5%, а вслед за ней снижаются и ставки по вкладам.

Читайте также:  Изменение доходности займа что это

ЦБ против брокеров

Законопроект был принят в первом чтении в мае 2019 года и затем разные его версии, которые отличались жесткостью ограничений, обсуждались до начала нынешнего лета. Так, в одной из прошлогодних версий законопроекта, сумма сделки по праву «последнего слова» не превышала 50 тыс. руб., а иностранные акции и вовсе не были доступны неквалифицированным инвесторам. Более того, в первых версиях законопроекта вводились четыре категории инвесторов, но ЦБ согласился упростить регулирование, а затем поддержал ряд предложений участников рынка, просивших вводить как можно меньше новых ограничений.

«Успокоить регулятора»

«Проект закона предполагает, что тестовые вопросы и порядок проведения тестирования будут прописаны в базовых стандартах по защите прав потребителей, разработанных СРО на финансовых рынках. Банк России определяет требования к содержанию таких стандартов. Регулятор и СРО начали первые обсуждения этого вопроса», — сообщил РБК представитель ЦБ. Так как стандарты должны быть приняты к 1 апреля 2022 года, у профессионального сообщества и ЦБ «будет достаточно времени, чтобы определиться с подходами к проведению тестирования», добавил он.

«Текущая версия законопроекта вполне сбалансирована, делает возможным развитие рынка и не вредит, как это произошло бы, если бы был принят первоначальный вариант законопроекта», — сказал РБК глава Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексей Тимофеев. По его словам, тема иностранных акций живо обсуждалась, потому что рынок отечественных бумаг практически не развивается, а инструментов, подходящих неквалифицированным инвесторам, не так много.

«Пригласив больше 5,5 млн инвесторов, мы рисковали тем, что они не найдут необходимых инструментов и тогда бенефициарами наших усилий станет иностранная инфраструктура и индустрия. Сейчас, когда в России сформировался внутренний рынок иностранных ценных бумаг, мы об этом меньше беспокоимся и при этом не сомневаемся в том, что главным спросом будут пользоваться именно отечественные инструменты», — отметил Тимофеев.

В конце апреля НАУФОР и Национальная финансовая ассоциация (НФА) направили в ЦБ образцы тестов по тем группам инструментов, по каким с ЦБ не было разногласий. По словам Тимофеева, ассоциации предложили Центробанку сгруппировать вопросы по типу финансовых инструментов — всего сделать семь-восемь групп, где в каждой не более семи вопросов. Вопросы будут публичными. «У компаний будет возможность задавать дополнительные вопросы к предусмотренным стандартом», — добавил он.

Законопроект стал более компромиссным, признает руководитель департамента по работе с ключевыми и корпоративными клиентами ГК «ФИНАМ» Александр Бирман, но он скорее призван «успокоить» регулятора, чем реально защитить российских инвесторов от недобросовестных практик.

«Скорее всего, аттестация не будет мотивировать клиентов к повышению финансовой грамотности», — говорит Бирман, добавляя, что «ответы на тестовые вопросы быстро окажутся в свободном доступе, проконтролировать это будет сложно, в итоге есть все риски выхолащивания самой идеи квалификации». Аттестация, по словам Бирмана, может стать дополнительным барьером, из-за которого клиенты «пойдут за инвестиционными решениями в иностранные компании, а в худшем случае даже могут попасть в лапы финансовых мошенников».

Нелогичной выглядит концепция «последнего слова», считает Цамалаидзе из БКС: «Даже если клиент формально не соответствует критериям квалифицированного, но по сути таковым является и неплохо разбирается в продукте, он не сможет купить такой продукт более чем на 100 тыс. руб. и еще охотнее уйдет в другую юрисдикцию».

Источник

Оцените статью