- Смысл служения – благо другим людям
- В чём служение отца? Понимание правильного смысла служения
- В чём смысл служения?
- Почему понять смысл служения так сложно?
- Что человек получает от служения?
- Творчество учащихся
- Введение
- О поисках своего места
- О смысле жизни
- О творческой деятельности
- О труде
- О карьеризме
- О добре истинном
- О добре ложном
- Цель и средства
- Через общество
- Заключение
- Список литературы
Смысл служения – благо другим людям
Служение остается для многих людей словом подобострастным, обозначающим бесправие, или напротив это слово рисует картину абсолютного альтруизма и самопожертвования под звуки аплодисментов и похвалы. Смысл служения теряется, когда человек совершает его не обладая полнотой понимая того, что означает служить по-настоящему. Служение – это высшая форма возможности построения отношений, как между людьми, так и по отношению к чему-то большему: обществу, стране, миру, Богу. В чем проявляется смысл служения, как оно придаёт смысл жизни и даёт бесконечный источник сил?
В чём служение отца? Понимание правильного смысла служения
Служение – это не попытка возвести объект служения в абсолют, а сознательное положение полной доброжелательности и осознания того, что благо для объекта служения важнее всего. Мало людей действительно понимают смысл служения, речь идёт не об униженном положении или стоянии на коленях, а о готовности занимать необходимую позицию в правильном умонастроении. Служение начинается с внутреннего осознания и понимания того, что и как необходимо делать.
Отец служащий детям – это не служка, а властный, авторитетный и справедливый глава семьи. И это происходит не из желания повелевать, а из желания правильно воспитать детей. Польза не всегда означает конфеты, подарки и приятные слова. Куда актуальнее это, если мы говорим не об одном поступке, а о полноценном воспитании человека. Воспитание подразумевает обязанность дать знания, культуру, правильный взгляд на мир, навыки. Если отец будет вести себя как мать, умасливая ребенка, то такая медвежья услуга приведет к негативным результатам. Отцу полагается быть строгим – таково служение отца, если он нарушит этот образ – он может принести вред, не дав понятие о том, что «нужно» и «нельзя» может быть важнее «хочется». Но и тут важно знать правильный баланс. Тирания, даже из добрых побуждения, становится причиной неправильного воспитания. Служение отца – в том, чтобы быть отцом, думая лишь о благе своих детей, а не о самом себе или своих чувствах.
В чём смысл служения?
Служение – это правильное исполнение своих обязанностей, построение правильных отношений с близкими и бескорыстная помощь каждому, кто в нём нуждается.
Отец может наказать ребенка. Ему самому это может быть неприятно, но это иногда требуется. Чтобы правильно служить и выполнять свою роль, человеку приходиться забыть о собственных желаниях и стремлениях удовлетворить какие-либо амбиции. Некоторые люди идут служить на разные профессии, но вскоре уходят оттуда, потому что разочаровываются. Следует понимать, что служение требует большого самопожертвования и оно заключается в том, чтобы забыть о своих чувствах и честно выполнять свой долг, даже если это делать больно или неприятно. Растворение всех сомнений в желании принести наибольшую пользу, уничтожение всяческого, даже самого тончайшего эгоизма – это есть смысл служения. Король может покинуть народ, потому что ему подумается что он недостоин, но погружаясь в такие рассуждения он нарушает исполнение своих обязанностей. И хотя его уход был бы обусловлен высокими мотивами, на самом деле это жалость к себе – эгоизм.
Мы привыкли тесно связывать служение с потребностью в благодарности, признании, вознаграждении. Но это не отражает истинного смысла служения, которое заключается в полном самопожертвовании внутри всеми корыстными интересами. Тот, кто сможет отринуть всяческое желание получить что-то взамен и будет способен претерпевать различные неудобства ради своего служение – понимает истинный смысл служения.
Милосердием называется такая добродетель, благодаря которой любовь, питаемая нами к самим себе, переносится на других, не связанных с нами узами дружбы или родства, и даже на совершенно неизвестных нам людей, перед которыми у нас нет никаких обязательств и от которых мы не надеемся ничего получить и ничего не ждем.
Служение это не звук фанфар и аплодисменты, порой самые полезные люди для общества осуждаемы и самые серьезные поступки требуют непопулярных решений. Примером может стать тот же отец. Дети недовольны наказанием, а мать сочувствует детям. Такое сочувствие приводит к разногласиям и мешает одному человеку исполнить свой долг. Так отец приобретает в собственной семье нескольких врагов. И хотя по прошествию лет всегда оказывается, что правильное воспитание целиком окупается, здесь и сейчас это становится причиной неодобрения.
Служением другим может быть не какое-то великое свершение, а наведение порядка на улице или в подъезде, даже если этого никто не увидит. Люди склоны осуждать тех, кто выделяется, но служение должно совершаться даже если вас осуждают, ибо только в служении другим человек находит высшее самоотречение. Такое самоотречение противовес самолюбию, которое проявляется в зацикленности на своих чувствах, желаниях, страхах, амбициях. Причём такой зацикленности, которая мешает адекватно воспринимать мир. Служа другим человек обретает высшее достоинство. Когда он прекращает видеть ценность во внешних, временных и пустых наградах – служение даёт возможность испытать высшее счастье, ощущение полной удовлетворенности. В таком состоянии человек лишается страха будущего и прошлого, лишается сомнений и ему становятся чужды слабости, зависимости и болезненные ожидания. Смысл служения в тотальном бескорыстии, отсутствии даже самой тонкой и незначительной награды. И только в таком состоянии, счастье раскрывается от служения и человека прекращает заботить всё, кроме желания принести в этот мир благо.
Почему понять смысл служения так сложно?
На самом деле, даже в стремлении обрести высшее счастье кроется некая едва заметная корысть. Подходить к служению следует как к настоящему моменту, в котором не существует прошлого и будущего, а лишь то, что мы можем сделать для других. Но сам смысл служения использовался многими силами как средство, инструмент направления людей к определенным целям. И потому смысл служения исказился. Мы могли слышать многие истории, где служащий человек овеян почётом, уважением и всеобщим признанием. Надо ли говорить, что такой образ служения отдаляет от понимания истинной сути служения? Политические силы, под различным причинам, придали такой облик служению, как части профессиональных обязанностей, лишив его подлинного смысла. А потому мы воспринимаем благодарность не как что-то приходящее само собой, а как условие наше служение. Нам вбивают в голову, что мы должны служить обществу, государству, ближнему, а потому рассказывают сказки о том, как служащий человек превозноситься в обществе и его все почитают.
Вот только забывают рассказать о том, что предстоит преодолеть ради достижение такого уровня. Потому у нас и возникает такой идеалистичный образ, а это прямая причина множества разочарований и всеобщего понимания мира как гнилого, лишенного принципов и всяческой морали. Возможно, если бы не было ожиданий, не было бы и такого отношения. Поэтому, чтобы не разочароваться, не следует идеализироваться служение и ожидать чего-либо хорошего. Скорее следует ожидать чего-то плохого, ведь мы служим, отдаём и терпим ради других. Служить означает не просто выполнять обязанности или приносить благо, но делать это в правильном умонастроении. То есть не только механически служить, но и внутри своего сердца, встречая даже негатив, следует сохранить дух служения и преодолевать внутри чувство неблагодарности. Ощущение неблагодарности возникает как следствие ожидания благодарности. Если мы ничего не ожидаем – мы не будем предавать большого значения отсутствию фанфар, и в этом наша эмоциональная неуязвимость не только от недостатка положительного, но и от избытка негативного.
Когда мы поймём, что любое служение мы совершаем исключительно по своему желанию и осознаем, что такое настоящее служение, из нашего сердца должна уйти всяческая корысть и наше служение станет подлинным. Зная, что служение – это наша прихоть, мы должны отказаться от всякого ожидания и твердо отречься от стремления к любым плодам. Само служение даёт великое счастье, но это счастье ещё нужно заслужить. Люди не способны даровать нам счастья от служения, оно приходит изнутри, когда мы забываем о себе.
Что человек получает от служения?
Кто любит людей, тот владеет Вселенной.
Жестокий — силён, но сильнее — смиренный.
Пребудь в милосердии и обуздывай страсти,
Тогда обретёшь ты бессмертное счастье
Единственное, что получает человек от служения – это беспричинное счастье. К этому прилагается совершенствование характера и развитие добродетели внутри. Иногда можно получить благодарность, почёт и хорошие пожелания. Но, по-хорошему, следует приготовиться к тому, что ничего от служения получить нельзя, напротив нужно многое отдать. Люди с ожиданиями идут служить на разные профессии и вскоре бросают или начинают просто работать. Чтобы сохранить дух служения, необходимо отречься от всяческого эгоизма и принять на себя всю полноту ответственности. Порой служение не совместимо с понятием блага: палач убивает человека, но говорится, что служение палача – хорошо наточенный топор и точный удар, который сделает смерть быстрой и легкой. Мир устроен так, что не везде мы можем принести абсолютное благо, но смысл в том, что своим служением мы должны принести благо туда, куда можем. Мы ни спасители, ни боги, ни великие люди, может нам не дано изменить систему и заставить тьму исчезнуть. Но быть героем не означает сразить главного злодей, порой быть героем означает просто помочь и сделать то, что должно в духе служения.
Совершать служение означает стремиться приносить наибольшую пользу, а высшее служение означает служить тому, кто в этом нуждается больше всего. Мы привыкли думать, что в помощи нуждаются какие-то далёкие люди, но иногда наше служение больше всего необходимо нашим близким.
Иногда люди отказываются служить, это распространено и винить их не в чем. Но надо понимать, что когда уходит человек способный служить, на его место приходит человек способный работать. Достойные люди часто оставляют такие дела, но на их место приходят люди не слишком заботящиеся о других и так система рушиться и дальше. Высшее самопожертвование означает совершать самые трудные выборы. Порой ради того, чтобы изменить мир, следует отказаться от сантиментов и честно исполнять свой долг, сохраняя в сердце надежду на лучшее. Сильный человек сохранит своё сердце, даже в темнейший момент и пронесёт свет внутри сквозь самую тёмную ночь.
Смысл служения в том, чтобы отдавать себя целиком, не ожидая ничего взамен: почёта, уважения, признания, одобрения. Такое служение следует держать в тайне не только от других, но и самого себя, не размышляя в сердце о ценности собственного служения. Говориться, что каждый добрый поступок вознаграждается. Для тех, кто наслаждается почётом, уважением или самодовольством – всё это уже и является наградой. Если же человек способен в настолько глубокой степени проникнуть в смысл служения, что откажется от любого вознаграждения – его ждёт высшая награда. Но описывать что это за награда бессмысленно, ведь это невозможно понять, если не испытать самому:
Описать жар огня человек не сумеет, –
Не ожегшись пыланьем, вовек не сумеет!
Лишь тогда суть вещей познает он, когда
Весь сгорает до тла не оставив следа.
Смысл служения – это абсолютное самозабвение внутри сердца ради других. Служение – это величайшая сила, тот кто владеет ей способен менять сердца людей, ровно, как и своё собственное.
Источник
Творчество учащихся
«. В жизни надо иметь свое служение. » Конкурсное сочинение.
Всероссийский конкурс творческих работ старшеклассников
«Идеи Д. С. Лихачева и современность»
Конкурсное сочинение ученицы 11 «Z»НОУ Гимназии «Немецкая гимназия «Петершуле» Красногвардейского района Бланковой Софии Вячеславовны
Педагог — наставник: Бероева Юлия Эдуардовна, учитель русского языка и литературы гимназии «Петершуле»
Санкт — Петербург, 2009
Введение | стр. 3 — 4 |
О поисках своего места | стр. 4 — 5 |
О смысле жизни | стр. 5 — 6 |
О творческой деятельности | стр. 6 — 7 |
О труде | стр. 7 — 8 |
О карьеризме | стр. 8 — 9 |
О добре истинном | стр. 9 — 10 |
О добре ложном | стр. 10 |
Цель и средства | стр. 11 — 12 |
Через общество | стр. 12 — 13 |
Заключение | стр. 13 |
С деятельностью Дмитрия Сергеевича Лихачева я знакома еще с самого детства и, как ни странно, во многом благодаря телевидению, когда я вместе с кем — то из взрослых смотрела передачи и документальные фильмы об этом выдающемся человеке. Разумеется, запомнила я очень немногое, но свои знания о Дмитрии Сергеевиче я смогла пополнить, будучи школьницей, ведь автором многих текстов, которые мя читали и обсуждали, был именно он. Глубина его идей всегда поражала меня и вызывала уважение к этому великому деятелю русской культуры.
Стоит заметить, что изучение взглядов и позиции Лихачева кажется на первый взгляд не самой сложной задачей, ведь он всегда старался сделать свои статьи наиболее понятными простым людям, всем поколениям, стремясь донести до них свои идеи, и повысить тем самым культуру и нравственность в нашей стране. Когда читаешь статьи Лихачева, кажется, что все написанное в них совершенно понятно и давно известно, но в то же время удивляешься, как раньше та или иная проблема ускользала из виду, невольно спрашиваешь себя, почему так трудно было осознать всю ее значимость раньше. Несмотря на внешнюю простоту призывов Лихачева, все мысли, которые он когда — либо высказывал, глубоки и многогранны. Осмыслить все, что хотел сказать их автор, очень сложно, однако, даже осознав основную их суть, можно открыть для себя очень много нового и неожиданного, уделить внимание тому, что раньше практически не интересовало.
Введение
Когда мне предложили принять участие в « Конкурсе творческих работ старшеклассников «Идеи Д. С. Лихачева и современность», я, признаюсь, согласилась не сразу. Однако, поразмыслив и вняв советам моего классного руководителя (и по совместительству учительницы русского языка и литературы), ее словам о прекрасном опыте и об отличной возможности показать себя, я все — таки решилась. Выбирая тему я, разумеется, искала лишь то, что хоть как — то меня волнует, что может найти отклик именно в моей душе, о чем мне будет интересно размышлять и писать. Но я и не подозревала, что в данных на выбор высказываниях я найду изречение, которое настолько привлечет мое внимание.
Из всех тем именно она сразу же бросилась мне в глаза. Выбрать направление, в котором можно наиболее ярко и убедительно выразить свою позицию, которое просто вызовет какие — либо рассуждения, уже достаточно для того, чтобы хотя бы собрать мысли воедино и подобрать нужный материал, однако я еще не была до конца уверена в верности своего выбора. Но сомнения рассеялись довольно быстро. Прочитав одно из «Писем о добром», в котором была раскрыта эта тема, я неожиданно для себя поняла, насколько она актуальна в наше время. По моему мнению, она относится к разряду бессмертных тем, напрямую связанных с такими глобальными вопросами нашего бытия, как смысл жизни и цель существования человека. И я окончательно сделала выбор в пользу следующей цитаты: «В жизни надо иметь свое служение — служение какому — то делу. Пусть дело будет маленьким, оно станет большим, если будешь ему верен».
Довольно трудно писать на тему, которая сформулирована недостаточно четко. Всегда тяжело выбрать в ней ключевые слова, понять проблему. На мой взгляд, в подобных изречениях каждый выбирает для себя то, что важно именно ему, поэтому позиция разных людей на этот счет субъективна. Однако цель Лихачева, вероятно, и заключалась в том, чтобы пробудить в самых различных слоях общества множество мыслей, напрямую связанных с нравственностью и светлыми идеалами.
О поисках своего места
Сейчас мне пятнадцать лет. Казалось бы, прекрасная пора. Но это на первый взгляд. Именно в этот период времени у совсем ещё юного человека происходит полное переосмысление всех жизненных приоритетов и ценностей, формирование его личности постепенно приходит к завершению, а детские фантазии и нелепые мечты плавно исчезают, перерастая в нечто гораздо менее привлекательное, однако более близкое к реальности. Но что еще более важно – появляется огромное количество вопросов. Но вопросов не детских, вроде «откуда берется радуга?», на которые ребенок обязательно получит ответ от родителей или других детей. Нет, это вопросы другие, вопросы, на которые готового ответа они никогда не получат ни от взрослых, ни от друзей — ни от кого, вопросы извечные, вопросы мучительные и пугающие. Среди них вопросы о смерти, о любви, о настоящем человеке и о том, как им можно стать, о смысле жизни и, конечно же, о своем жизненном предназначении.
В свое время французский писатель Хафид Агун сказал: «Отрочество − время выбора: жить или умереть». Как трудно приходится человеку, еще только вошедшему в реальную жизнь, еще не знающему, во что верить, как поступать. У многих людей этот период проходит очень болезненно, ведь не каждый способен достойно встретить суровую реальность, особенно впервые в жизни. Дело не только в том, что молодой человек недоволен действительностью, но еще и в том, что не знает, какие убеждения выбрать для себя, какие ценности уважать и защищать, чем заниматься и как претворять свои мечты, задумки и надежды в жизнь. Не менее трудно смириться с резким контрастом между тем, что он ожидал и тем, что получил.
Но юность человека – это лишь точка отсчета, с которой начинается беспрерывный поиск себя. И в связи с тем, что наши взгляды и жизненная позиция не раз меняются, поиск этот продолжается на протяжении всей жизни. Человеку вообще не свойственно полное удовлетворение своим положением. И это совершенно нормально, ведь быть всем довольным, ни к чему не стремясь, означает не жить. Но и стремление постоянно за чем — то гнаться тоже уводит человека от счастья, приводя к хаотичному образу жизни, когда времени не остается даже на самые элементарные человеческие радости. Таких людей вечно преследует ощущение того, насколько коротка жизнь, ведь им необходимо переделать сотню дел в самые короткие сроки. Конечно, постоянно заботиться о времени и ничего не делать еще противнее, чем делать множество дел наспех. Ведь так человек хотя бы видит плоды своей неудержимости, хоть они и не всегда утешают. Но иногда нужно уметь остановиться и насладиться этими плодами. Иначе в чем весь смысл этой гонки?
В разные периоды развития человечества, как известно, люди имели и различные ценности. В средневековом обществе человек был смиренен, но безынициативен; в период раннего капитализма — предприимчив, но склонен к авантюризму; а в периоды, последовавшие после полного утверждения капитализма – практичен, но расчетлив и прагматичен. Влияние внешних факторов на личность человека всегда было очень сильным, но, разумеется, каждый сам решал, стоит ли им поддаваться. Период, в котором живем мы с вами, и к которому принадлежал Дмитрий Сергеевич Лихачев, к сожалению, относится к последнему из мной перечисленных этапов.
Нынешняя умеренность и расчетливость людей выражается в приземленности их стремлений, а также в нежелании развиваться духовно. В наше время практически каждый может позволить себе посетить какие — либо культурные мероприятия, приобрести в библиотеке или в магазине книги, а Интернет и телевидение дают нам уникальную возможность познавать культуру и историю, не прикладывая к этому почти никаких усилий. Но почему — то мы сами отказываемся от этого шанса, мы предпочтем книгам глянцевые журналы, набитые рекламой и эталонами искусственной красоты, развивающим телепередачам –бесчисленные хит — парады о звездах эстрады и кино или бессмысленные фильмы, имеющие наиболее значительные кассовые сборы. Да, это помогает убить время, но именно убить, а не провести. Ведь каждая минута ценна, когда можно потратить ее на самообразование и саморазвитие. Разумеется, человек, совершенно не интересующийся культурой и вообще плохо понимающий, что это такое, никогда всерьез не задумается о своем интеллектуальном развитии. В этом не только его вина, но и родителей, общества, в котором он рос и существовал. Таких людей трудно возродить для просвещения, вернее, практически невозможно, ведь и от самого человека должна исходить инициатива, а заставить его искренне тянуться к знаниям нельзя.
О смысле жизни
Вопрос цели и смысла жизни существует, наверно, столько, сколько существует и сам мир. Все выдающиеся философы и деятели культуры пытались хоть немного приблизиться к истине.. Возможно, задаваясь этим вопросом на протяжении всей жизни, люди обречены никогда не получить на него точного ответа. Однако даже попытки поиска важны. Так, Дмитрий Сергеевич Лихачев писал: «Смысл жизни должен быть большой, это прежде всего. Жизнь – это драгоценнейший дар, он дается не зря: не для мелочей, не для собирания мебели и устройства своей квартиры, не для покупки машин. Он дается для какой — то огромной, великой цели». И в этом с ним нельзя не согласиться. Особенно актуальна это проблема в наше время, когда целью жизни большинства людей являются лишь низменные развлечения и накопительство. А счастливы ли они? Д. С. Лихачев также упоминал об уровне счастья, от которого мы ведем отсчет в жизни. Он призывал повышать его посредством творчества и великодушия. Какой же уровень счастья могут повысить современные люди?
Люди, которые меняют, например, одну машину на другую, удовлетворяют лишь самые примитивные потребности и на самое короткое время, не становясь счастливее, а просто теша самолюбие. Да и довольно часто эта преувеличенная бережливость превращается в обычную жадность человека и, как правильно отмечал Лихачев, «овладевает его умом».
Материальная сторона жизни, конечно, тоже может являться своеобразным смыслом, хоть и не приносящим особого удовлетворения. Однако это лучше, чем вообще не иметь тяги ни к духовным богатствам, ни даже к материальным благам. Такое безразличие ко всему окружающему – самое страшное для человека, когда уже ничто не держит на земле, не видно никаких причин для продолжения существования, а все ошибки, сделанные в прошлом, не дают спокойно начать новую жизнь. Стоит отметить, что для человека, чьи нравственные и ценностные ориентиры направлены в основном на улучшение своего финансового положения, тоже рано или поздно наступает такой период. Обычно это осознание происходит у человека уже на закате жизни, когда он понимает, что поставил неправильную цель, что все, чего он достиг такими усилиями, не представляет в сущности никакой ценности. А изменить что — либо уже поздно. Многие смиряются с этой мыслью, продолжая жить, как и раньше. Но осознание бесцельности и бесполезности собственного существования, думаю, непростое испытание для любого человека. Самые яркие герои русской классической литературы, это ищущие осмысленной деятельности персонажи, страдающие от пустоты собственной жизни, ничтожности помыслов или от невозможности служения подлинному делу. «Служить делу, а не лицам» мечтает Чацкий, бежит из Петербурга от праздной жизни Онегин, не находит своего места Обломов, страдают чеховские «дядя Вани» и вампиловские интеллигенты. Думаю, поиск человеком смысла жизни — это общечеловеческая черта, так называем генетический код вида, отличающий нас от всего мира.
Вопрос о смысле жизни напрямую связан с религиозными представлениями человека. Обычно верующие люди живут скромнее и смиреннее, чем люди, о вере не задумывающиеся или совсем ее отрицающие. Верующие терпят удары судьбы, объясняя все волей Божьей, стараются меньше грешить и живут во имя спасения своей души. Они гораздо сильнее тех, кто этой верой не обладает, кто постоянно сомневается, ищет ответы, заботиться об утраченном времени, о столь коротком сроке своего существования. Но это не значит, что такие люди безнравственны. Просто они не обладают опорой в жизни, практически лишены надежды, ждут от мира худшего. И при этом они могут помогать другим людям, стараться приносить пользу обществу, развиваться морально. Я думаю, что вера или ее отсутствие не может быть преградой на пути к добродетели. Здесь все зависит исключительно от природы того или иного человека. Можно исполнять все христианские обряды, внешне совершать добрые дела, а в душе не желать этого вовсе.
О творческой деятельности
Наполнить обыденную жизнь истинным смыслом и радостью бытия, ощущением значительности, некой предназначенности собственного пребывания на земле человек может через творчество, через созидательную деятельность. Творчество делает нашу жизнь красочной, полной, творчество — двигатель прогресса, творчество — кладезь всех мирских радостей, творчество — путь к самовыражению и более глубокому познанию мира, поэтому свести его на нет в нашей жизни недопустимо. «Жизнь — прежде всего творчество, но это не значит, что каждый человек, чтобы жить, должен родиться художником, балериной или ученым. Можно творить просто добрую атмосферу вокруг себя, как сейчас выражаются, ауру добра вокруг себя», — писал Лихачёв Зачастую мы просто не замечаем, что в повседневной суете иногда проявляем свои творческие способности. Организация праздника для коллег по работе, оформление домашнего интерьера — все это отражение нашей творческой деятельности, и помимо этого, есть гораздо большее количество неприметных мелочей, которые и составляют мелкие радости нашей жизни. Если бы человечество всегда существовало по определенным образцам поведения, боясь выйти за рамки общепринятого, то мы бы так и остались неразвитыми животноподобными существами, практически не отличающимися друг от друга.
Именно творческая сторона человеческой натуры помогает ему найти свое место, выявить индивидуальность, определить цель своего существования, то есть предназначения. Но у людей разные мнения на этот счет. Многие верят, что для каждого в этом мире уже предопределено особое место, но не у каждого хватает сил, желания и найти его. Другие же считают, что человек сам должен строить свое будущее, постоянно искать и пробовать себя. Но и для тех, и для других очевидно, что каждый должен вкладывать все силы в свое дело. Нужно лишь правильно определить, каким оно должно быть.
О труде
Жить в нравственном отношении надо так, как если бы ты должен был умереть сегодня, а работать так, как если бы ты был бессмертен.
Д.С. Лихачев
В цитате, выбранной мной в качестве темы для работы, ключевым словом является слово «дело». Наверно, при мысли о нем каждому на ум приходят ассоциации, связанные с каким — либо действием, занятием, работой, трудом.
Но что — то постоянно пытается вмешаться в светлое человеческое желание трудиться, все сильнее и сильнее замедляя этот процесс.
Часто жизнь и молодого, и старшего поколений омрачает обычная лень и страх перед трудностями. Такие, казалось бы, обыкновенные вещи являются самыми большими преградами на пути к жизненной определенности и гармонии. Однако преодолеть их становится невозможным во многом потому, что они создают иллюзию своей незначительности. Каждому из нас знакомо самооправдание, поиск причин, почему то или иное дело остается незавершенным в течение многих дней, месяцев или даже лет. «Все руки не доходят», — говорим мы как о бытовых мелочах, так и важнейших делах. Но если постоянно убеждать себя, что так и должно быть, то ваши руки никогда «не дойдут» не только до неприятных и нежелательных для вас моментов, но и до реализации вашей мечты.
Труд – самое главное в жизни. Он обогащает человека, заставляет его двигаться дальше. Д. С. Лихачев, рассуждая о христианской вере, причислял трудолюбие к «особенностям религиозного сознания русских». Он был убежден, что христианский идеал в России представлялся «трудолюбием, заботой о богатстве всего коллектива». Но в то же время именно лень и апатичность во многом являются не менее укоренившимися чертами характера русского народа. Большинство русских писателей исследовали в своих произведениях именно этот национальный порок. Достаточно вспомнить Митрофана из «Недоросля»
И. Фонвизина, мужа и сыновей Арины Петровны из «Господа Головлевы»
М. Е. Салтыкова — Щедрина, и, конечно же, Обломова из одноименного романа И. А. Гончарова и т. д. Все беды этих людей шли в основном от их лени, страха перед трудом и, как следствие – полным безразличием к окружающему миру. Как правило, эти герои либо вовсе не менялись к концу произведения, либо трагически заканчивали свою жизнь, ведь апатия, которая дошла до высокой степени, обычно уже не отпускает свою жертву, поглощая ее полностью и уже не давая никакой надежды на спасение.
Надо уметь вовремя пресечь в себе эту наклонность и не оставлять поиски своего дела и предназначения. А найдя его, отыскать в себе силы развить свои начинания, продолжить становление личности, непрерывно идти вперед. Ведь любая, даже самая светлая задумка или идея рассыпается вдребезги, если не приложить все силы и волю, чтобы прочно связать ее с реальностью, привнести в свое дело стабильности и определённость. Это самое важное, ведь зачастую мы бросаем все дела на полпути, как только сталкиваемся с первыми неприятностями и трудностями. Но разве триумф, который последует за черной полосой, не стоит всех испорченных нервов и пережитых неудач? Конечно, да. И пересилить себя, перебороть свою неуверенность и страх — вот самая сложная сторона любых начинаний. Поэтому каждому стоит помнить, что избегая трудностей, мы их только увеличиваем. Лучше сразу побороть их, чем всю жизнь избегать. Чем больше мы прячемся, тем меньше у нас шансов начать жизнь, о которой мы мечтали. Да и помимо этих проблем, возникают другие, в частности психологические: недовольство собой, неуверенность в своих силах, низкая самооценка. Конечно, самоанализ, рефлексия необходимы для личностного роста. Не прибегая к ним, мы не только не можем адекватно оценивать самих себя, но и общество, и жизнь в целом. Правда, здесь важно знать меру, ведь излишнее «самокопание» и «самобичевание» ведет к потери себя как личности.
О карьеризме
Сегодня труд человека направлен, прежде всего, на улучшение своего благосостояния. Понятие «карьеризм» прочно вошло в сознание современных людей. В наше время на виду успешные люди, ценится так называемая «престижность» профессии. Родители готовят своих детей к получению работы, которая в первую очередь хорошо оплачивается. При этом мало кого волнует, будет ли нравиться она самому ребенку. Все это происходит потому, что в обществе потребления, в котором мы живём, ценятся внешние атрибуты успешности: материальное положение, престижность профессии, Какой человек, каковы его нравственные и профессиональные качества, мало кого волнует. Поэтому многие стараются найти как можно более простой путь к успеху, выбирая ту профессию, где меньше конкурентов, где проще выделиться, легче заработать. «Внутреннее беспокойство, делающее человека несчастным лично и нестерпимым для окружающих», — такое описание карьеризма предложил Лихачев. И это вполне оправданно, ведь карьеризм делает из людей бесчувственных и безразличных машин, движущихся к своей цели. Это некий род душевной болезни, излечиться от которой невероятно трудно.
Мне могут возразить, что карьеризм не так плох, ведь он является отражением стремления человека двигаться вперед, развиваться и улучшать свое положение в обществе. Но все же карьеризм всегда подразумевает это стремление в неумеренной форме, что и делает его неким отклонением от нормы, придавая негативный оттенок. Карьерист всегда жертвует многим ради работы, в первую очередь, личным счастьем, поэтому теряет он гораздо больше, чем приобретает. И как я уже сказала, жертвует нравственными принципами. Но жить в обществе среди безнравственных людей становится опасным для жизни самих граждан.
О подлинной профессиональной самореализации Лихачев писал: «Я не знаю такой профессии, которая не могла бы быть в каком — то отношении полезной, где нельзя было бы проявить человечность, где нельзя было бы работать чуть лучше, чем другие. Это очень важный принцип: надо работать чуть лучше в своей области, чем другие. Тогда будешь получать удовлетворение».
этом от абсолютного успеха на работе иногда приходится отказываться.
О добре истинном
Цитата, вынесенная мною в заголовок работы, продолжается следующим образом: «А в чем самая большая цель жизни? Я думаю: увеличивать добро в окружающем нас». Как было мной уже упомянуто, почти у каждого человека есть потребность сделать не только свою жизнь лучше, но и облагодетельствовать других людей. Л.Н. Толстой даже причислял ее к естественным, природным человеческим нуждам.
Большинство тех, кто исследовал тему смысла жизни, приходило к выводу, что цель человеческого существования – это сотворение добра и пользы по отношению к другим. Альберт Эйнштейн говорил: «Человек может найти смысл в жизни, только посвятив себя обществу». Позиция Д. С. Лихачева также перекликается с этим высказыванием: «Одно правило в жизни должно быть у каждого человека, в его цели жизни, в его принципах жизни, в его поведении: надо прожить жизнь с достоинством, чтобы не стыдно было вспомнить. Достоинство требует доброты, великодушия, умения не быть узким эгоистом, быть правдивым, хорошим другом, находить радость в помощи другим». Однако добро это должно исходить из самого сердца и, как говорил А.П. Чехов, «быть потребностью души». Добро всегда бескорыстно и безгранично. Когда мы совершаем его, мы просто не имеем права требовать или даже надеяться на что — либо взамен. Само совершение добра является лучшей наградой для того, кто делает его искренне. Радость и благодарность тех, кому помог, — уже высшее счастье.
Добро не просто делает человека светлее и благороднее, но и саму его жизнь менее тяжелой. Ведь люди забывают только плохое, а хорошее надолго задерживается в их памяти. Высказывая эту позицию, Лихачев писал о людях, делающих добро, следующим образом: «Помнят их слова, поступки, их облик, их шутки, а иногда чудачества. О них рассказывают». Во многом в связи с этим, добро всегда возвращается к его вершителю, причем в самых неожиданных формах.
«Большая цель добра начинается с малого — с желания добра своим близким, но, расширяясь, она захватывает все более широкий круг вопросов.
Это как круги на воде. Но круги на воде, расширяясь, становятся все слабее. Любовь же и дружба, разрастаясь и распространяясь на многое, обретают новые силы, становятся все выше, а человек, их центр, мудрее», — писал Дмитрий Сергеевич. Я думаю, что человек, распространяющий добро вокруг себя, становится не только «мудрее», но и гораздо счастливее. Ведь его совесть чиста, а счастье других не пробуждает в нем зависть, а только преумножает его собственное.
О добре ложном
«Люди делают добро часто лишь для того, чтобы обрести возможность безнаказанно творить зло» — утверждал Франсуа де Ларошфуко. На мой взгляд, это абсолютно верное замечание. Лицемерие — страшнейший человеческий порок, который порой бывает просто невозможно распознать. Люди, страдающие им, могут манипулировать другими, при этом, почти всегда получая желаемое. Но, все больше и больше утопая в собственной лжи, они не замечают, что зачастую делают хуже себе же. Тот, кто хоть раз обжегся на лжи лицемера и его фальшивой благодетели, уже никогда не поверит в его пустословие, никогда не примет помощи и, возможно, даже предостережет других. В то же время лицемер в итоге совершенно перестает понимать, кто же он на самом деле. Постоянно примеряя разные маски, он начинает вязнуть в собственной игре. А люди вокруг постепенно отворачиваются от него, так и не узнав, каким человеком он был на самом деле. Разумеется, лицемеры заслуживают осуждения, однако и сожаления тоже. Ведь обманывают они прежде всего себя, а от сотворенного «добра» не получают никакого удовлетворения и радости. Хотя на какой — то период времени они чувствуют себя счастливчиками, ощущая свое превосходство над теми, кто поверил их игре, в конце концов, они остаются совсем одни. А момент осознания ничтожности своего существования дается лицемерам слишком нелегко. Эти несчастные люди, моральные самоубийцы, лишают себя счастья, простых радостей жизни. Они живут в постоянном напряжении, подозрении ко всему окружающему и даже к себе. Все это приносит лишь беспокойство, нервность и временные блага, которые ничего не значат в сравнении с затраченными на обман силами и временем. Все это не просто красивые слова. Это правда жизни. Слишком много людей страдает от этого порока внутри себя. И судьба их зачастую становится еще трагичнее судеб тех, кто был ими обманут.
Надо уметь отличать истинное добро от видимого. Даже, когда нет прямых доказательств, нам всегда подсказывает интуиция, желает ли нам добра тот или иной человек. Нужно прислушиваться к этому чувству и не пропускать мимо подсказки нашего подсознания, ведь в основном они не обманывают, а помогают прозреть и не поддаться чужой лжи. Пострадав от нее, надо стараться простить и не озлобиться. Ведь подобные пороки всегда заразны, и чем они страшнее, тем чаще и в большей степени они овладевают душами людей. Нельзя уподобляться своему обидчику, иначе можно стать его еще более злой и никчемной пародией.
Лишь тот, кто делает добро вследствие душевной потребности, действительно может познать счастье. Оно возвращается к нам еще в большем объеме, чем было отдано. Эта нравственная польза гораздо шире материальной. В письме «Цель и самооценка» Д. С. Лихачев написал: «Если человек ставит перед собой задачу приобрести все элементарные материальные блага, он и оценивает себя на уровне этих материальных благ: как владельца машины последней марки, как хозяина роскошной дачи, как часть своего мебельного гарнитура. Если человек живет, чтобы приносить людям добро, облегчать их страдания при болезнях, давать людям радость, то он оценивает себя на уровне этой своей человечности. Он ставит себе цель, достойную человека».
Цель и средства
В письме «Большое в малом» Лихачев написал: «Если есть у человека великая цель, то она должна проявляться во всем — в самом, казалось бы, незначительном. Надо быть честным в незаметном и случайном:. Он размышляет о том, верна ли поговорка «цель оправдывает средства», приводя в пример Родиона Раскольникова, героя романа Достоевского «Преступление и наказание». Этот персонаж был уверен, что преступление в конечном итоге перестает быть злодеянием, если совершено во имя общего блага. Но оказался не прав, просчитав собственную натуру и возомнив о себе слишком много. Великая цель всегда далека, а злодейства реальны и намертво прирастают к тому, кто их совершил. Чем ниже мы опускаемся, чем больше делаем зла, тем дальше отдаляемся от нашей светлой цели. На мой взгляд, понятия «зло во имя добра» вообще не существует. Есть лишь подобная иллюзия, которая затмевает рассудок человека, делая его самого безнравственным злодеем, совершенно уверенным в том, что он настоящий благодетель.
В независимости от того, что каждый из нас определяет смыслом и целью жизни, можно утверждать одно: «Жизнь не должна рассыпаться на мелочи, растворяться в каждодневных заботах» (Д. С. Лихачев). Цель нашего существования должна быть великой, полезной другим и обогащающей нас. Неважно, долго ли вы будете идти к цели, достигните ли ее вообще. Главное, чтобы она была светлой и чистой, а способы продвижения к ней – достойными и нравственными. Самое трудное здесь – понять, куда идти и к чему стремиться. Важно, чтобы цель была нравственной и достойной человека, заставляющей его двигаться вперед и навстречу добру.
Но если цель велика, то надо быть готовым выдерживать натиск невзгод на пути к ней, и, естественно, проходить через собственные ошибки. За какое бы дело человек ни взялся, будь то духовное развитие, сотворение добра, продвижение по карьерной лестнице, помощь ближнему, самообразование, он всегда обречен их совершать. Особенно больно даются ошибки, когда они совершаются в каком – либо великом деле. И тогда оправиться после них, продолжать быть верным своей цели становится особенно трудно.
Но еще труднее эту ошибку признать, даже исключительно перед самим собой, ведь это значит уязвить собственную гордость, изменить свою позицию, осознать неправоту. Рассматривая эту проблему, Лихачев утверждал: «Для меня лично нет никакого сомнения в том, что нам нужно научиться признавать собственные ошибки, ибо признание ошибки не только не умаляет достоинство и человека, и общества, а, напротив, вызывает чувство доверия и уважения как к человеку, так и к обществу». Избежать ошибок невозможно, поэтому всегда надо быть к ним готовым.
Род нашей деятельности, наше поведение по отношению к окружающим, наши стремления – все это, разумеется, может рассказать о нас наиболее полно. В соответствии с вышеизложенной точкой зрения Д. С. Лихачева, если самим хорошенько проанализировать то, к чему мы стремимся, сформулировать в голове свою цель, то можно очень многое понять про себя, что, возможно, раньше ускользало из виду. Это открытие может обрадовать, удивить, однако и ужаснуть. Хотелось бы, чтобы цели, которые мы выбираем, совершенствовали нас, а поступки, которые мы совершаем на пути к цели, были бы направлены на благо и других людей.
Через общество
Определив цель, выбрав мечту, расставив все приоритеты, чаще всего мы спешим поведать приятную новость своим близким, надеясь заручиться их поддержкой, набраться от них уверенности и сил. Но не менее часто мы встречаем либо недоверие, либо равнодушие. Когда наши близкие пытаются отговорить нас от какой — либо затеи, они просто пытаются защитить нас от разочарований. Размышляя об этом, Лихачев говорил: «Любовь не должна быть безотчетной, она должна быть умной. Это значит, что она должна быть соединена с умением замечать недостатки, бороться с недостатками — как в любимом человеке, так и в окружающих людях». Но безразличие со стороны близких людей — это, на мой взгляд, как раз то, на что можно затаить долгую обиду. Ведь именно семья и друзья должны заботиться о нас, когда мы слепо увлечены какой — либо идеей, не замечая всей глупости и авантюрности этого предприятия. Не важно, поддержат они вас или станут отговаривать, важно, чтобы они просто принимали в этом активное участие. Но стоит отметить, что, прислушиваясь к их советам, нужно продолжать отстаивать свою точку зрения до конца, ведь если вложить всю душу и силы в свое дело, то можно претворить все казавшиеся вначале невероятными задумки в жизнь.
Что же касается людей, выходящих за круг близких, будь то приятели, коллеги или просто знакомые, то здесь работают немного другие законы. В этом случае нужно обижаться скорее на повышенное внимание к вашей идее, нежели на безразличие с их стороны. Не каждый обрадуется, когда к нему начнут откровенно лезть со своими советами. Это может не только обидеть, но и сбить с толку. А когда над вашей затеей просто смеются, желая стать свидетелем вашей неудачи, то это лишний стимул дойти до самого конца, чтобы показать обидчикам свои возможности, хотя бы из принципа. В жизни, как ни странно, так обычно и случается: те, в чьи силы никто не верит, достигают высот, а те, от кого с детства ждут слишком многого, в основном добиваются гораздо меньшего.
Перешагнуть через неприятие общества – один из сложнейших моментов на пути к своей цели. Но, преодолев это препятствие, человек становится в моральном плане гораздо сильнее. Правда, совершить этот шаг становится зачастую просто невозможно, так как, чтобы мы ни делали, мы всегда мучаемся одним и тем же вопросом: «А что скажут люди?». И особенно он вырывается наружу именно тогда, когда мы находимся почти в полной решимости взяться за то или иное дело. Надо уметь обходиться без поддержки в некоторых вопросах, но нельзя ради своей цели, будь то построение карьеры или просто детская мечта, идти по головам, разрушая чужие судьбы и надежды. Ведь желанная цель уже не покажется такой привлекательной, когда не с кем будет поделиться радостью, некому принести пользу. Одиночество может омрачить радость даже от самой достойной жизни, даже от реализации самой заветной мечты, даже от самой выгодной должности. Об этом не стоит забывать, когда ради всего этого решаешь солгать, обмануть, «подставить кому — нибудь подножку», ведь общество – это то, без чего мы не можем ни трудиться, ни радоваться, ни жить. Каждый – часть общества, равно как и общество – неотделимая часть каждого из нас.
Заключение
В заключении хотелось бы процитировать Н. Пуссена: «То, что стоит сделать, стоит сделать хорошо». Такая короткая, но очень важная мысль. На мой взгляд, она напрямую связана с основной сутью изречения Лихачева. Что бы мы ни делали в жизни, мы должны трудиться ради этого, затрачивать свои силы и энергию. Но при этом нельзя забывать и о нравственности, в первую очередь о нравственной задаче этого дела, его пользы для общества, и главное, для нас самих.
В то же время нельзя позволять своему делу овладевать всей вашей жизнью, менять вас, как личность. Только вы выбираете, как жить и ради чего. Да и оступившись, поняв свои ошибки, никогда не поздно их исправить. Нужно лишь немного усердия и смелости. Если слушать совесть, желать помочь кому — либо, устанавливать себе лишь самые высокие цели, то можно обрести простое человеческое счастье, важнейшим «критерием» которого является ощущение
самоудовлетворения и самореализации.
Сейчас я только в начале пути. Пока я могу гордиться очень немногим. Но у меня уже есть свои стремления, свои мечты, к которым я буду стремиться. Да, тот, кто гонится за чем — то большим и великим, очень редко его находит, но зато тот, кто даже не старается, вообще не имеет никаких шансов.
Труд, доброта, целеустремленность, умеренность и порядочность – вот то, что ведет человека к заслуженному успеху и гармонии с собой, а также делает общество цельнее и нравственней.
Список литературы
Бакун Д. Н. Лихачев Д. С. Избранное: Мысли о жизни, истории, культуре. М. : Российский Фонд Культуры, 2006. – 336 с.
Княжицкий А. И. Д. С. Лихачев. Письма о добром. Экспериментальное учебное пособие. СПб. : НПО «Школа» — Издательство «Открытый мир», 1996. – 96 с.
Лихачев Д. С. Воспоминания, раздумья, работы разных лет:в 3 т. – СПб. : АРС, 2006. – 1428 с.
Лихачев Д. С. Книга беспокойств: воспоминания, статьи, беседы / Д. С. Лихачев. — М. : Новости, 1991. — 526, [1] с. : ил. ; 20 см.
Лихачев Д. С. Письма о добром. М. : Logos, 2006. – 256 с.
Лихачев Д. С. Я вспоминаю/Д. С. Лихачев. — М. : Прогресс, 1991. — 255с.
orthgymn. ru/publish/likhachev/khrestomatia/letters/11. php
ru. wikipedia. org/wiki/Лихачёв, _Дмитрий_Сергеевич
Отзыв о творческой работе Бланковой С., ученицы 10 класса «Z» гимназии «Петершуле» г. Санкт — Петербурга
Цитата Д. С. Лихачёва, выбранная Бланковой Соней в качестве темы работы, дала возможность высказаться ученице по вопросам, актуальным сегодня для молодого поколения. Труд, карьера, служение делу, истинные и ложные цели — вот круг проблем, над которыми размышляет ученица. Работа Сони демонстрирует личностную зрелость, независимость суждений, смелость оценок. Неоднозначность некоторых взглядов подчёркивает самостоятельность мышления автора.
Несомненным достоинством работы является то, что это взгляд современного молодого человека, который осмысливает себя и мир через диалог с Лихачёвым, через его идеи и взгляды. Читая работу ученицы, убеждаешься ещё раз не только в глубине и истинности взглядов Лихачёва, но в современности его идей, которая открывается и молодёжи.
Работа Сони ещё одно доказательство, что духовное наследие Лихачёва — это необходимый источник самопознания и самосовершенствования любого человека. Литературные аллюзии, знание трудов академика Д.С. Лихачёва, хорошее владение русским языком позволяют говорить о том, что Соня справилась с поставленной задачей — созданием творческой работы по заданной теме.
Бероева Ю.Э. — учитель русского языка и литературы гимназии «Петершуле»
Источник