Славится мастер своими делами

Знаменитые мастера музыкальных инструментов

Никоколо Амати (итал. Nicolo Amati) (3 декабря 1596 — 12 апреля 1684) — один из известнейших мастеров семейства Амати. Создатель многих струнных инструментов, в том числе и виолончелей. Учитель таких прославленных мастеров по созданию струнных инструментов как Антонио Страдивари и Джузеппе Гварнери.

Николо Амати родился 3 декабря 1596 года в Кремоне. Его отцом был Джироламо (Иеронимус) Амати — сын Андреа Амати, основателя скрипичной школы. Он, как и вся его семья, жил и работал в Кремоне. Николо является наиболее известным представителем семейства.

Амати довёл тип скрипки, выработанный его предшественниками, до совершенства. В некоторых скрипках увеличенного формата (364—365 мм) так называемых Grand Amati, он усилил звучание сохранив мягкость и нежность тембра. При изяществе формы его инструменты производят более монументальное впечатление, чем работы его предшественников. Лак золотисто-желтый с легким коричневым оттенком, иногда встречается и красный. Отличны и виолончели Николо Амати. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати — Николо, сохранилось очень немного — чуть больше 20.

Также одним из его учеников был его сын Джироламо Амати 2-й (1649—1740). Но он не оправдал надежд отца, и при нём знаменитая школа была закрыта.

СТРАДИВАРИ , Страдивариус Антонио (ок. 1644—1737) — итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н. Амати. С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером и отличающихся изяществом формы, непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К. Бергонци (1683—1747) и Дж. Гварнери (1698—1744). “Русским Страдивари” называли знаменитого скрипичного мастера И. А. Батова.

Иван Андреевич Батов (1767 — 1841, Санкт-Петербург) — первый знаменитый российский мастер по изготовлению музыкальных инструментов.
Был крепостным графа Н. И. Шереметева. Учился в Москве у мастера Владимирова. Изготовлял музыкальные инструменты в имении графа под Москвой для его оркестра. С 1803 года проживал в Санкт-Петербурге. Шереметев пожелал, чтобы Батов изучил также новое по тем временам ремесло — изготовление фортепиано. Этому Батов учился у мастера Гаука. Шереметев позволял ему принимать заказы только от музыкантов. По преданию, Батов сделал скрипачу и балалаечнику князя Потёмкина из старой гробовой доски балалайку, за которую граф А. Г. Орлов предлагал тысячу рублей. Батов неоднократно ремонтировал инструменты для музыкантов царского двора. В 1822 году получил от Д. Н. Шереметева вольную, по рассказам, за виолончель своей работы. Особого мастерства И. А. Батов добился при изготовлении струнных инструментов — гитар, скрипок, виолончелей. Изготовление контрабасов считал делом неблагодарным, делал их только в мастерской Владимирова.

За свою жизнь Батов создал 41 скрипку, 3 альта, 6 виолончелей и 10 гитар. Отреставрировал множество старинных скрипок итальянской работы. Особое внимание Батов обращал на качество дерева для инструментов. На приобретение его он не жалел денег и нередко покупал на материал старые двери и ворота.

Краснощёков И. Я.
Иван Яковлевич (30 I (10 II) 1798, с. Знаменка Зарайского у. Рязанской губ. — 19 (31) VII 1875, Москва) — рус. инстр. мастер. Обучался с 1810 у М. Дубровина в Москве, где в 1824 открыл собств. мастерскую. Изготовлял преим. 7-струнные гитары, а также скрипки. На инструментах его работы играли почти все выдающиеся рус. гитаристы. Был дружен с М. Т. Высоцким, советами к-рого пользовался. Инструменты К., отличавшиеся мягким серебристого тембра звуком и тонкой художеств. отделкой, высоко ценились. В 1872 гитара его работы была удостоена золотой медали на Моск. политехнич. выставке.

Семен Иванович Налимов (1857—1916) — выдающийся выльгортский мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя и снискавший славу «коми Страдивари».

В 1886 году С. И. Налимов изготовил свою первую домру — музыкальный инструмент, давно вышедший из употребления. Налимов дал этому инструменту новую жизнь. С. И. Налимов изготовил свыше 250 инструментов. Инструменты, изготовленные мастером, высоко ценились специалистами, удостоились бронзовой медали на Всемирной выставке в Париже в 1900 году и золотой медали на выставке «Музыкальный мир» в Петербурге в 1907 году. Выдающийся мастер по изготовлению струнных русских народных инструментов, создавший замечательные образцы балалаек, домр и гуслей различного размера и строя. Он работал при Великорусском оркестре В. В. Андреева, в специально для него оборудованной мастерской в имении В. В. Андреева (с. Марьино Бежецкого уезда Тверской губернии).

«Техника изготовления балалаек и домр Семёна Ивановича Налимова была недосягаема, — что в связи с подбором лучшего материала делает каждый, выпускаемый им из рук инструмент — идеалом совершенства» — писал Николай Привалов в статье «Балалаечный Страдивариус». Кроме превосходных музыкально-акустических данных, налимовские инструменты отличаются редкостной по изяществу формой и красотой внешней отделки. Помимо наклеенной внутри корпуса этикетки с указанием фамилии мастера, даты и порядкового номера, все инструменты Налимова имеют в правом верхнем углу головки особую марку в виде герба, инкрустированного цветным деревом. «Великорусский оркестр никогда не доведен был бы до настоящей степени инструментального совершенства, если бы Андрееву не посчастливилось встретить и завербовать себе С. И. Налимова». Совместная работа Андреева с Налимовым и другими мастерами и музыкантами привела к тому, что русские народные музыкальные инструменты снискали мировую славу.

АРХУЗЕН Роберт Иванович (род. 4 октября 1844, Петербург, – ум. 20 января 1920, Москва), – известный русский гитарный мастер. Сын знаменитого инструментального мас-тера И.Ф. Архузена, младший брат Ф.И. Архузена. Получил домашнее образование. С четырнадцати лет учился искус-ству изготовления музыкальных инструментов у своего отца. Работал сначала в Петербурге, а с 1875 года – в Москве. Был одним из лучших русских гитарных мастеров. Инструменты его работы, отличавшиеся силой и разнообра-зием звука, красотой тембра, изяществом отделки, высоко ценились и удостаивались наград на Всероссийских промышленных выставках в 1871, 1872 и 1882 гг. Свою деятельность начал с изготовления недорогих гитар – по 25 рублей за штуку, а по настоянию В.А. Русанова стал конструировать их очень высокого качества, в связи с чем поднялась и цена – до 200 рублей. Конструирование одной гитары занимало до месяца работы. Лучшей гитарой Р.И. Архузена считается большая гитара, подаренная им летом 1908 г. В.А. Русанову. К числу лучших терц-гитар относится одиннадцатиструнный инструмент работы 1908 года, сде-ланный по заказу В.П. Машкевича. Из семьи гитарных мастеров Архузенов пользовался наибольшей славой.

Читайте также:  Как открыть акционерную компанию

АРХУЗЕН Иван (Иоганн) Фёдорович (род. 1795, Копенгаген, Дания, – ум. 21 февраля [5 марта] 1870, Санкт- Петербург, Россия), – знаменитый инструментальный мастер. Отец гитарных мастеров Р.И. и Ф.И. Архузенов. С трехлетнего возраста и до конца жизни жил в Петербурге. В молодости работал на инструментальной фабрике Бреля. В 1818 году открыл собственную мастерскую по изготовлению арф, гитар и роялей, где делал хорошие, но дорогие инструменты (гитары по 40 рублей за штуку и дороже). В 1856 году одна из гитар И.Ф. Архузена была удостоена второй премии (500 франков) за лучший инструмент на Международном конкурсе гитаристов в Брюсселе, организованном Н.П. Макаровым (первую премию получила гитара австрийского мастера И. Шерцера).

АРХУЗЕН Федор Иванович – гитарный мастер, сын и ученик И.Ф. Архузена, старший брат Р.И. Архузена. После смерти отца работал вместе с братом в Петербурге, а после отъезда последнего в 1875 году в Москву продолжил работу самостоятельно. Инструменты Ф.И. Архузена отличаются солидностью конструкции и чистотой работы. Мастер под-ражал модели Шерцера, но делал гитары с очень большой мензурой – 66,0 — 66,5 см при длине корпуса в 46,5 — 48,0 см, а также шел своим путем, делая различные эксперименты. Об этом свидетельствует гитара его работы 1890 года с четырьмя деками (верхняя, две нижних и одна внутри корпуса)

Гитарные мастера. Австрия

* Scherzer, Johann Gottfried (Шерцер, Иоганн Готфрид). – Вена.

Знаменитый гитарный мастер. Происходил, по видимому, из Фогтлянда. Кроме гитар, конструировал мандолины и скрипки. Очень культурный мастер, внесший множество нововведений (металлический прут внутри корпуса, вторая нижняя дека, скрытая механика из слоновой кости и т.д.). Конструировал гитары трех размеров: кварт, терц и большие. Все время стремился к усилению тона инструмента и в связи с этим увеличил размеры ее корпуса. Scherzer ввел в Австрии десятиструнную гитару Ferrari, конструировал гитару-арфу Petzval, хранящуюся в коллекции Венского общества «Друзья Музыки» и, по заказу М.Д.Соколовского, семнадцатиструнную гитару. Самостоятельно поставил несколько опытов по акустике и много содействовал физикам и ученым, охотно идя навстречу выполнению их идей. Он жил сначала на Гундштрумштрассе, 65, а затем на Маргаретенштрассе, №99.

F.Buek в своей книге ”Die Gitarre und ihre Meiser” о Шерцере говорит следующее:

“Johann Gottfried Scherzer /1834-1870/, по-видимому, был учеником Jogann Georg Staufer. Он имел свою мастерскую на Гундштурмштрассе, № 65, а позже на Маргаретенштрассе, №99. Его гитары отличались большим форматом, чистотой работы и сильным тоном. Он первый ввел добавочные басы на шестиструнной гитаре, а так же применял механику вместо деревянных колков. Русский гитарист-виртуоз Макаров, который отыскал в Вене и заказал ему много гитар, назвал его лучшим гитарным мастером Германии и отдавал предпочтение его инструментам перед всеми инструментами того времени. Поэтому гитары Шерцера в большом количестве шли в Россию, и ими пользовались преимущественно гитаристы-профессионалы и виртуозы. Русский гитарист-виртуоз Соколовский обладал гитарой Шерцера, как и его последователи Соловьев и Лебедев. В Брюсселе на конкурсе Макарова Шерцер получил Первую премию за гитару с тремя добавочными басами. Гитарист-виртуоз Соколовский заказал Шерцеру гитару с пятнадцатью басами. Когда этот инструмент проходил русскую границу, таможня не знала, как ее назвать, так как гитары такой формы и объема не были известны. Ввиду того, что этот инструмент нельзя было отнести к обыкновенной гитаре, ей дали название «арф-гитары» и считали ее переходом от арфы к гитаре. Гитара своеобразной грушевидной формы с очень широким корпусом и мензурой в 59 см. принадлежит и г.Kern из Мюнхенского гитарного квартета. Этот прекрасно звучащий и чисто сделанный инструмент относится к сольным гитарам, которые появились в Вене, были сделаны для маленьких рук и позже переделаны инструментальным мастером Lux и другими. Строй этих гитар, которые всегда имеют грушевидную форму, по высоте соответствует прим-гитаре. Шерцеровские гитары, как концертные, вышли из употребления современных артистов, так как басовый характер делает их непригодными для игры соло, а гриф не соответствует современным требованиям. В качестве аккомпанирующего инструмента эти гитары оказывают большую услугу, как об этом свидетельствует Sepp Summer.»

Эта заметка требует некоторых корректив, а именно:

1.) Если 1834 г. указан, как дата рождения Шерцера, то это ошибка, так как не может быть, что бы он работал подмастерьем в возрасте моложе 16 лет у Staufer, умершего в 1850 г. Макаров, отыскавший Шерцера в 1852 г. не называет его юношей.

2.) Введение добавочных басов на шестиструнной гитаре приписывается итальянскому мастеру и гитаристу Giambattista Ferrari, работавшему в Модене в 1853-1889 гг., хотя уже L.Legnani в 1808 г. выступал в концертах на гитаре с двумя добавочными басами (6+2). Ferrari считается изобретателем десятиструнной гитары.

3.) Еще до Шерцера механические колки применял Штауфер и Панармо.

4.) Гитара М.Д.Соколовского имела двенадцать, а не пятнадцать добавочных басов.

5.) Мнение Buek о гитарах Шерцера вызывает недоумение. Большая часть лучших инструментов этого мастера шла в Россию и судить об их качестве по гитарам, сохранившимся в Австрии и Германии, может быть и невозможно. Но заявлять о непригодности гитар Шерцера для сольного исполнения в концертах «вследствие их басового характера» и «узости грифа» — необоснованно, так как подбором басов соответствующей толщины можно достигнуть одинакового звучания жильных и басовых струн, а гриф расширить или сменить на более широкий. Ведь допустил же он модернизацию грифа своей терц-гитары работы F.Schenk!

Читайте также:  Процесс восстановления белковой молекулой своей структурной организации называется

* Источник: Историко-биографический словарь-справочник «Энциклопедия гитарного искусства».- Тюмень, Издательство «Вектор Бук», -608 стр., илл.32.

Источник

Исследовательская работа на тему «Мастера — умельцы нашего села»

специалист в области арт-терапии

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Благовещенка

Авторы: Багина Кристина , ученица 4 класса,

Мисюкова Аделина , ученица 4 класса.

Р уководитель: учитель начальных классов

Усманова Роза Ягафаровна.

с. Благовещенка — 20 16 г од.

Актуальность темы . 2

2. Мастера своего дела. 4

Мастера – умельцы. 4

Мастер по дереву. 5

4. Список используемых источников и литературы. 8

На свете есть много профессий: врачей, учителей, юристов, сантехников, художников. Одни из них сложные, опасные, интересные, другие не очень престижные и не модные. Важно не то, какая профессия у человека, главное, что он любит свое дело и умеет делать его так, как никто другой. Не зря говорят, что не то дорого, что красного золота, а то дорого, что доброго мастерства. Нам захотелось узнать, есть ли в поселении с.Благовещенка мастера своего дела и рассказать о них другим.

Наша исследовательская работа напр авлена на выявление и сохранение для будущего поколения имен мастеров нашего села.

Объект исследования : Мастера – умельцы нашего села .

Цель исследования заключается в том, чтобы отыскать мастеров – умельцев в разных видах деятельности, сохранить для будущего поколения имена мастеров своего дела села Благовещенка .

Найти и изучить информации в сети Интернет о людях – мастерах в разной области.

Провести встречу с мастерами села, записать и сфотографировать их работы.

Проанализировать, сделать выводы вместе с руководителем по результатам проведенной исследовательской работы.

чтение различной литературы; работа в интернете;

опрос и интервью;

метод изучения источников;

сравнение и уточнение выводов.

экскурсия к мастерам своего дела

Живут ли в нашем селе мастера, увлеченные любимым делом?

Гипотеза: Есть в нашем селе люди, которые увлечены любимым делом, которого можно возродить и сохранить для будущего поколения.

Собранный материал поможет иметь представление о жителях села, знать, чем они увлекаются, может являться дополнительным материалом для школьного музея. Все, увлеченные каким — либо делом, почерпнут для себя что-то интересное, полезное и нужное.

Наша исследовательская работа началась с того, что мы решили выяснить в сети Интернет , какими мастерами славилась Россия. Выяснили, что еще в 18 веке в России было множество гениальных людей. Особое место среди них занимает изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин (Приложение, рис. 1.) Он рано начал интересоваться тем, «как все устроено внутри». В своей комнате он устроил небольшую мастерскую, где у него были собраны все имеющиеся к тому времени приспособления для слесарных, токарных и прочих работ. Юный Кулибин придумал гидравлическое устройство, при котором вода с соседней горы собиралась в бассейн, оттуда шла в пруд, а лишняя вода из пруда выводилась наружу, превращая пруд в проточный, в котором могла водиться рыба. Особенно много внимания И. П. Кулибин уделил работе над часами. Часы имели размер всего лишь с утиное или гусиное яйцо (Приложение, рис. 2.). Они принесли ему славу. Первое изобретение, которое сделало имя Кулибину в столице, был прожектор. С помощью небольшого источника огня и отражателя, инженер-самоучка создал “огненный шар”. Он сконструировал

прообраз современного автомобиля. Оптический телеграф, изобретенный Кулибиным, будет через 35 лет после описываемого события закуплен царским правительством у французов. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца (Приложение, рис.3.). Созданная им «механическая нога» для офицера, потерявшего конечность при Очаковском штурме, ляжет в основу нынешних протезов (интернет ресурс : http://zema.su/blog/velikii-russkii-izobretatel-samouchka-ivan-petrovich-kulibin)

Мы провели опрос жителей села Благовещенка. Нами было опрошено 30 жителей села разного возраста.

Заданы были следующие вопросы: «Какие виды изобретения больше всего распространено у мастеров – умельцев нашего села? Кого из мастеров – умельцев вы знаете?»

По результатам опроса выяснилось, что в селе распространены следующие виды изобретения: изделия из древесины, минитрактор, электрическая прялка, зарядка для аккумулятора. (Приложение, рис. 4.)

Среди мастеров, увлекающихся разными видами деятельности по данным опроса стали бывший тракторист села Байгузин Фарит Иксанович, бывший учитель технологии МОБУ СОШ с.Благовещенка Юлбарисов Равиль Хазиевич, житель села Абдульманов Ришат Габдрахманович (Приложение,рис.5.)

Следующим этапом нашей исследовательской работы стали беседы с местными умельцами.

Все они живут в селе Благовещенка. Из этих бесед мы узнали, что мастера — самоучки умельцами стали благодаря увлечению любимым делом. Многие жители близлежащих деревень обращаются к ним за помощью, умельцы с радостью помогают им, за небольшую плату

выполняют заказ. Для многих из них любимое дело — увлечение, а не средство пополнения семейного бюджета. Мы узнали, что умельцы издавна славились столярным делом, комплектованием самоходных устройств.

Таким образом, в ходе исследования мы пришли к выводу, что мастерство наших умельцев нужное и полезное дело не только для себя, но и для окружающих.

Мастера своего дела.

1. Мастера – умельцы .

Каждая деревня по-своему самобытна: славится либо природой, либо людьми — народными умельцами. А н аше село богата мастерами – умельцами. Одними из них являются Юлбарисов Равиль Хазиевич, родом он из деревни Кумурлы и Байгузин Фарит Иксанович . Равиль Хазиевич с малых лет интересовался техникой, много читал, занимался изобретательством. Ещё подростком делал сани, лыжи и, продавая их, зарабатывал себе деньги (Приложение, фото 1.). В 16 лет начал работать на комбайне, 5 лет держал по району первое место по сбору зерна. Впоследствии работал в школе учителем труда и черчения. Первым изобретением стал ветряной двигатель, сделал в 12 лет. Этот двигатель приводил в движение токарный станок, мельницу, генератор. Также как у Равиля Хазиевича – золотые руки. Он своими руками изготовляет самые необходимые вещи в хозяйстве: лопату, табуретку, скамейки, двери, окна, богато украшенные резным узором. Уникальной работой является электрическая самопрялка, с помощью которой была облегчена работа многих женщин села. А зарядник для аккумулятора стал незаменимым помощником для многих автолюбителей (Приложение, фото 2.). Все эти сделанные руками умельца Равиля Хазиевича предметы можно встретить не

Читайте также:  Каждый занят своим делом дети

только в нашей деревне, но и далеко за его пределами. На тракторе, сделанном своими руками, Равиль Хазиевич выполняет всю сельскохозяйственную работу в своем подворье (косит, убирает сено, подвозит дрова). Он в свои 79 лет полон энергии и творческих сил.

Таким образом, мы установили, что первые навыки столярного дела мастер получил еще в детском возрасте, а затем развивал, изменяя и совершенствуя свои детали.

Уникальным человеком и последователем дела Юлбарисова Равиля Хазиевича можно считать Байгузина Фарита Иксановича.

Радует он своих односельчан своим мастерством. Он и виртуоз – гармонист, и любитель – самоучка по созданию различных технических совершенств (Приложение, фото 3.) . Он рассказал, что его воспитывала одна мама, и учиться ему долго не пришлось. Играть на гармони научился в 8-9 лет. Учился долго, мучительно. Нотной грамоты не знал, учился играть по слуху. С тех пор он не выпускает гармонь из рук.

В районном конкурсе «Играй гармонь» занял призовое место и в награду получил Тульскую гармонь. Вдвоем с женой принимают активное участие в художественной самодеятельности. Основным его творением является самодельный минитрактор, с помощью которого он помогает селянам в разных видах деятельности: посадке картофеля, заготовке сена ( Приложение, фото 4 .). Действительно, его можно назвать мастером золотых рук, поскольку за какую работу не берется, все выполняет с умом и идеально красиво.

Мастер по дереву

Каждый живёт по-своему: кто-то ради себя, кто-то ради семьи, кто-то ради Родины, кто-то ради наживы. От того, как мы её проживём, какие дела

сделаем, как будем относиться к другим, зависит, какой след оставим в памяти народа. Именно о человеке, который приносит в дом своими творениями уют и тепло, хочется рассказать еще об одном жителе нашего села. Это скромный, трудолюбивый и очень талантливый наш селянин, мастер – умелец Абдульманов Ришат Габдрахманович (Приложение, фото 5.) Он умеет превратить простой предмет в красиво оформленную вещь. Спроси любого: «Кто лучше всех узоры вырезает? Кто лучший печник?» И , конечно, ответят: «Ришат Габдрахманович!».

Он так рассказал о себе: родился 8 октября 1962 года в д. Акъяр. В школе очень любил уроки рисования, черчения, частенько работал в школьной мастерской под руководством Юлбарисова Равиля Хазиевича, которого до сих пор считает своим учителем.

После 8 класса Ришат Габдрахманович поступает в Стерлитамакское СГПТУ-24, где обучается профессии каменщика-монтажника. Работал на стройке в городе Стерлитамаке. Приехав в Благовещенку и не найдя работу по душе, он становится печником, затем постепенно переходит к столярному делу. Вместе с бригадой плотников Ришат Габрахманович выезжает далеко за пределы Архангельского района и везде оставляет о себе только хорошие впечатления.

При работе мастер использует различные узоры, в особенности любит растительные. Всюду его любопытный взгляд примечает тот или иной орнамент. Сначала зарисовывает, дополняет своим узором и после наносит на предмет. Самый лучший материал, по его словам,- это сосна и липа.

Из рассказа мастера мы узнали, как поэтапно готовит материал к работе. Оказывается, это очень долгий и кропотливый труд. Нужно иметь выдержку и терпение.

Ришат Габрахманович использует плавные линии: волны, мягкие зубцы, завитки. Все узоры симметричные, которые свойственны башкирскому орнаменту. А резьбы на наличниках напоминают растения: стебли лиан, листья и побеги цветов.

Подставки для комнатных цветов сделал в форме фигуры птиц или конечности зверей (Приложение, фото 6.).

Также в его работах встречаются геометрические узоры: треугольники, ромбы, полукруги и круги. Мы узнали, что кускар, основной башкирский узор, и мастер использовал его на наличниках и для обрамления зеркала.

Подставка для телефона, подставка для цветов, обрамление зеркала, люстры и табуретки – всё это радует глаз гостей Абдульмановых (Приложение, фото 7.).

В ходе исследования мы получили следующие результаты:

— узнали биографию односельчан мастеров – умельцев;

— выяснили, что мастера — умельцы, получив первые навыки, сами развивали их;

— у мастеров — умельцев есть свои ученики, тем самым передают свое мастерство для потомков;

— односельчане уважительно относятся к мастерам — умельцам, обращаются к ним за помощью.

Гипотеза подтвердилась. Есть в нашем селе люди, которые увлечены любимым делом. Это позволит возродить и сохранить его для будущего поколения.

Выполняя эту работу, мы еще больше узнали о жителях нашего села, об их увлечениях. Побеседовав со своими односельчанами, пришли к выводу:

Все умельцы разные, но их объединяет одно — увлечение, желание самому научиться и радовать окружающих своими творениями.

Нам надо изучать свой край и людей, живущих в нем.

С нами рядом живут настоящие мастера своего дела. И подрастающее поколение должны знать их имена.

Нужно иметь только желание, тогда и у нас все получится.

Практическая значимость нашей исследовательской работы заключается в том, что мы научились искать информацию по поставленной цели, проводить беседу с жителями. Мы можем выступать с нашей работой в школе, на краеведческих конференциях. Думаем, что наши работы будут интересны и полезны не только для учащихся, но и для родителей.

1.Великий русский изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин . [электронный ресурс] Режим доступа: http://zema.su/blog/velikii-russkii-izobretatel-samouchka-ivan-petrovich-kulibin-

2. Липовка на рубеже веков. [электронный ресурс] Режим доступа: http://blagoveshenka.ucoz.ru/

Рис.1. Изобретатель-самоучка Иван Петрович Кулибин,

живший в 18 веке

Рис. 2. Изобретенные И.П.Кулибиным часы имели размер всего лишь с утиное или гусиное яйцо.

Рис. 3. Трехколесный экипаж-самокатка Кулибина с маховым колесом, тормозом, коробкой скоростей через сто лет ляжет в основу ходовой части автомобиля Карла Бенца.

Источник

Оцените статью