- Искренность – важное условие в поклонении!
- Как достичь искренности?
- Достоинство искренности
- Советы о том, как не уничтожить свои благие деяния
- Скрывайте свои благие дела
- ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ САЛЯФ
- Ибн ‘Умар (Т.1)
- Ар-Раби’ ибн аль-Хайсам (Т.2)
- ‘Али бин ХIусейн (Т.3)
- Са’ид ибн Джубейр (Т.3)
- Аль-ХIасан аль-Басри (Т.3)
- Мухаммад ибн Сирин (Т.3)
- Айюб ас-Сихтийяни. (Т.5)
- Ибраhим ан-Наха’и (Т.5)
- ‘АбдуЛлаh ибн аль-Мубарак (Т.9)
- Мухаммад бин Асляма (Т.10)
- ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ
Искренность – важное условие в поклонении!
Я начинаю с именем Аллаха. Вся хвала принадлежит Аллаху, да пребудет благословение и приветствие над Посланником Аллаха, его семейством и сподвижниками! Да направит Аллах нас всех на то, что Он любит и чем Он будет доволен!
Аллах сотворил людей для поклонения, повелел слушаться Его и сделал две основы для деяний, без которых Всевышний их не принимает. Первое – это чтобы деяния были искренними, а второе – чтобы соответствовали Шариату Пророка (мир ему и благословение).
Абу Давуд передаёт хадис:
إن الله لا يقبل من العمل إلا ما كان خالصا له وابتغى به وجهه
«Всевышний Аллах не принимает никаких деяний людей, кроме тех, которые искренне выполнены ради Него».
Всевышний в Коране говорит:
فَمَنْ كَانَ يَرْجُو لِقَاءَ رَبِّهِ فَلْيَعْمَلْ عَمَلًا صَالِحًا وَلَا يُشْرِكْ بِعِبَادَةِ رَبِّهِ أَحَدًا
(смысл): «Тот, кто надеется на встречу со своим Господом, пусть совершает праведные деяния и никому не поклоняется наряду со своим Господом» (сура «аль-Кагьф», аят 110).
Имам Шаърани говорит я слышал, как Али аль-Хавас сказал: ««Когда раб из-за своих знаний и действий гордится то, совершенные им дела сгорают согласно Корану и сунне, а когда сгорели его дела то он как бы нечего и не сделал никогда и как же тогда он возгордится над людьми после сгорания дел и обещания ему о мучительном наказании?» (см. в книге «Лявакихуль Анвар», стр. 19).
В другом аяте Аллах говорит:
الَّذِي خَلَقَ الْمَوْتَ وَالْحَيَاةَ لِيَبْلُوَكُمْ أَيُّكُمْ أَحْسَنُ عَمَلًا وَهُوَ الْعَزِيزُ الْغَفُورُ
(смысл): «Кто сотворил смерть (в мирской жизни) и жизнь (в ахирате), чтобы испытать вас (в мирской жизни) и увидеть, чьи деяния окажутся лучше. Он – Могущественный, Прощающий (тех, кто кается)» (сура «аль-Мульк», аят 2).
Фузайл ибн Ияз (да смилуется над ним Аллах), комментируя эти слова Всевышнего, сказал:
قال الفضيل بن عياض ــ رحمه الله ــ في تفسير قوله تعالى : الذي خلق الموت والحياة ليبلوكم أيكم أحسن عملاً وهو العزير الغفور
هو أخلصه وأصوبه ، قالوا : يا أبا علي ، ما أخلصه وأصوبه ؟ فقال : إن العمل إذا كان خالصاً ولم يكن صواباً لم يًقبل ، وإذا كان صواباً ولم يكن خالصاً لم يقبل حتى يكون خالصاً صواباً .. ثم قرأ قوله تعالى : فمن كان يرجوا لقاء ربه فليعمل عملاً صالحاً ولا يشرك بعبادة ربه أحداً .
«То есть, у кого из вас деяния окажутся более искренними и более правильными». Его спросили: «О Абу Али! Что значит: более искренними и более правильными?» Он ответил: «Если деяние совершено искренне, но не является правильным, оно не принимается. Если же оно правильно, но не искренне, оно также не принимается. Деяние принимается лишь тогда, когда оно является искренним и правильным. Искренним деянием является то, что совершено ради Аллаха, а правильным – то, что соответствует Сунне Пророка (мир ему и благословение)» (см. в книге «Мадаридж Саликин»).
Искренность – это когда ты поклоняешься только Аллаху и не желаешь воздаяния не от кого, кроме Него.
Сахлу ибн Абдулла ат-Тустури об искренности сказал: «Это чтобы все движения и бездействия, все состояния были ради Аллаха, не прибавляя к этому никого и ничего из мирского».
Необходимо добиться искренности в деяниях, очистив их от показухи, гордыни, любви к похвалам и т. п. – это сложное дело для верующих, нужно бороться против нафса, приложить к этому много усилий. Перед совершением того или иного благого поступка нужно помнить, что всё это делается благодаря Аллаху, с Его помощью.
Некоторые учёные говорили: «Проявление искренности в один час – это вечное спасение, однако искренность – это редкая вещь».
Имам Газали (да смилуется над ним Аллах) сказал: «Тот у кого в жизни будет мгновение искренности ради Аллаха, тот спасётся из-за величественности его состояния и трудности очистить сердце от пороков. Более того, искренний – это тот, который не ищет ничего, кроме приближения к Аллаху».
Праведные предки говорили: «В Судный день появятся люди, у которых благие дела будут подобны горам, однако эти дела им не помогут, поскольку в них будет отсутствовать важное условие – искренность».
Как достичь искренности?
Самое большее, что способствует достижению искренности, это возвеличивание Всевышнего Аллаха, твёрдая убеждённость в том, что Аллах ведает обо всём. В Коране сказано:
يَعْلَمُ خَائِنَةَ الْأَعْيُنِ وَمَا تُخْفِي الصُّدُورُ
(смысл): «Он (Аллах) знает о предательском взгляде (о взгляде на запретное) и том, что скрывают груди (сердца)» (сура «аль-Гъафир», аят 19).
Важно стремиться к довольству Аллаха, не обращая внимание на похвалы или упрёки людей. Всегда стараться совершать благие дела тайно, не напоказ. Чем больше деяние скрыто между рабом и Аллахом, тем больше шансов совершить его искренне, поэтому наши праведные предки прятали свои благие дела от людей, некоторые старались, чтобы даже жена не знала о поклонении Аллаху, ложились с женой, а когда она засыпала, вставали и выстаивали молитвы.
Следует часто обращаться к Аллаху, просить искренности в делах и отдаления от гордости, для этого является желательным читать следующее дуа:
اللهم إني أعوذ بك أن أشرك بك شيئاً وأنا أعلمه ، وأستغفرك لما لا أعلمه
«О Аллах, поистине мы прибегаем к тебе за помощью от того, чтобы приравнять к Тебе что-либо, зная об этом, и просим у Тебя прощения за то, что мы совершили это, не зная».
Умар ибн Хатаб (да будет доволен им Аллах) читал такое дуа: «О Аллах, сделай все мои дела благими и сделай их искренними ради Тебя».
Также те, кто всей душой желают добиться искренности в делах, могут вступить под духовную опеку наставника, как это сделали такие учёные, как Имам аш-Шафии, Абу Ханифа, Имам Газали (да будет доволен ими Аллах) и так далее.
Достоинство искренности
1. Возвеличивание совершённого благого поступка и многочисленное воздаяние за него. В Коране сказано:
وَاللَّهُ يُضَاعِفُ لِمَنْ يَشَاءُ
(смысл): «Аллах увеличивает награду, кому пожелает» (сура «аль-Бакара», аят 261). Ибн Касир сказал: «Это из-за искренности в делах».
Ибн Мубарак (да смилуется над ним Аллах) сказал:
ويقول ابن المبارك ــ رحمه الله ــ رُبَّ عمل صغير تعظمه النية ، ورب عمل كبير تصغره النية .
«Иногда деяние бывает малым, но его возвеличивает намерение, а иногда поступок бывает большим, но его уменьшает намерение».
2. Сохранение сердца от вероломства и злобы.
3. Сохранение уммы и получение помощи от Всевышнего.
4. Сохранение раба от бед. Всевышний в Коране сказал:
كَذَلِكَ لِنَصْرِفَ عَنْهُ السُّوءَ وَالْفَحْشَاءَ إِنَّهُ مِنْ عِبَادِنَا الْمُخْلَصِينَ
(смысл): «Так Мы отвратили от него зло (обман) и мерзость (прелюбодеяние). Воистину, он был из числа Наших искренних рабов» (сура «Юсуф», аят 24).
5. Спасение от трудностей. В хадисе говорится, что Аллах снимает трудности с тех людей, которые творили благое ради Аллаха.
6. Шайтан не сумеет сбить с пути истинного. В Коране сказано:
قَالَ فَبِعِزَّتِكَ لَأُغْوِيَنَّهُمْ أَجْمَعِينَ إِلَّا عِبَادَكَ مِنْهُمُ الْمُخْلَصِينَ
(смысл): «Он (шайтан) сказал: «Клянусь Твоим могуществом! Я совращу их всех, кроме Твоих искренних рабов (верующих)» (сура «Свад», аят 82–83).
7. Возвышение духовной степени.
8. Приближение к Аллаху.
9. Благой конец, наслаждения в могиле.
10. Обретение рая, в хадисе сказано:
من قال لا إله إلا الله خالصاً من قلبه دخل الجنة
«Тот, кто скажет «ля иляха илляллах» искренне, тот войдёт в Рай».
Мы просим Аллаха одарить нас искренностью в словах и действиях, отдалить от нас гордость, показуху. Мир и благословение Пророку Мухаммаду, его семейству и всем уверовавшим.
Источник
Советы о том, как не уничтожить свои благие деяния
Будучи мусульманами, мы стремимся к довольству Всевышнего посредством совершения как можно большего количества благих дел. Мало совершать благие дела, важно также прилагать усилия, чтобы не свести их на нет другими поступками и поведением. В противном случае, это как лить воду в дырявое ведро. Поэтому наша религия призывает верующих ревностно защищать своих благодеяния от поступков, которые могут навредить им.
Что делает верующий, который хочет совершить благое? Искреннее намерен сделать его ради довольства Аллаха, и совершает его наилучшим образом. Благие деяния в исламе должны исходить из чистого сердца и быть искренними. Если человек совершает что-то благое из-за своего собственного тщеславия, ради довольства людей или славы, оно не имеет значимости. Оно лишены души и чистоты.
Поступки, которые разрушают благодеяния
Некоторые поступки, которые мы совершаем намеренно или непреднамеренно, сводят на нет наши хорошие дела. Знание этих поступков поможет защитить благодеяния:
Показушничество
Если человек совершает хороший поступок для одобрения других людей или для признания, то он занимается показушничеством, от чего нас предостерег посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха).
Каким бы красивым и достойным ни был поступок показушного человека, если его намерение – только впечатлить людей, то он не имеет ценности перед Всевышним. Такое благое дело не принесет вознаграждения в мире вечном.
Сплетни
Может ли безобидное обсуждение других людей перечеркнуть благие дела человека? Да, если это распространение сплетен, обсуждение жизни людей, которая его не касается. Сплетник отдает свои благие дела человеку, о котором сплетничает. Представьте, что в Судный день все благодеяния, которые вы совершали, окажутся на счету другого человека, который их не совершал, в ущерб за то, что вы приносили ему вред своим языком.
Совершение грехов
Естественно, что грехи влияют на принятие благих дел. Если благодеяния делают нас ближе к Аллаху, то грехи, напротив, зачеркивая благое, отдаляют от Всевышнего. Переходя границы дозволенного, переступая предписаний Всевышнего, человек сводит на нет свои благодеяния.
Как защитить свои благие дела?
Очищать намерения
Правильное намерение направляет наши деяния в правильное русло, защищает от влияния шайтана и дарует успех. Намерение помогает осознать, для чего мы совершаем то или иное дело. Совершая искреннее намерение, верующий фокусирует свое внимание на довольстве Всевышнего Аллаха.
Не рассказывать о благом деле
Благие дела должны по возможности оставаться между рабом и Всевышним. Естественно, будут дела, которые невозможно скрыть, и о которых узнают окружающие, но если есть возможность, то нужно скрыть свое благое деяние, тем самым защитив его от своего собственного эго – желания признания и почета.
Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорил:
«Тот, кто совершал деяния, чтобы люди прослышали о нем, Аллах выявит это, и все услышат, какой он лицемер, а тот, кто будет совершать поклонения и благие дела не ради довольства Всевышнего, не ради получения награды от Аллаха, а для того, чтобы казаться людям набожным, то в День воскрешения Аллах выявит Своим творениям его истинное лицо и покажет всем, какой он лицемер и лжец» (Бухари).
Истигфар
К сожалению, человек постоянно оступается и совершает грехи, такова его несовершенная природа. Верующий должен раскаиваться в содеянных грехах и просить Аллаха о прощении. По милости Аллаха, постоянное покаяние станет причиной прощения наших грехов и не повлияет на наши благодеяния.
Источник
Скрывайте свои благие дела
Хвала Аллаhу Господу Миров, мир и благословение посланнику Аллаhа, его семье и верным сподвижникам, затем:
Основа в том, что верующий скрывает свои благие деяния, не показывает их никому, не рассказывает о них никому. Всевышний сказал:
إِن تُبْدُوا الصَّدَقَاتِ فَنِعِمَّا هِيَ ۖ وَإِن تُخْفُوهَا وَتُؤْتُوهَا الْفُقَرَاءَ فَهُوَ خَيْرٌ لَّكُمْ
Если вы раздаете милостыню открыто, то это прекрасно. Но если вы скрываете это и раздаете ее нищим, то это еще лучше для вас
Также в хадисе аль-Бухари о семерых, среди которых: «…и тот, кто давал милостыню правой, когда не видела левая».
С аляфы боялись делать добровольные благие деяния открыто, всячески скрывали их. Я приведи примеры некоторых из них.
ПРИМЕРЫ ИЗ ЖИЗНИ САЛЯФ
Ибн ‘Умар (Т.1)
Однажды Ибн ‘Умар, да будет доволен им Аллаh, увидел человека, совершающего два ракаата, одним за одним, ‘Умар сказал ему: «Что это?» , тот сказал: «Я не совершил их вчера», Ибн ‘Умар ответил: «И теперь ты хочешь мне рассказать о них?!»
Ар-Раби’ ибн аль-Хайсам (Т.2)
Это ученик Ибн Мас’уда и Абу Айюба аль-Ансари. Он застал пророчество.
Когда кто-то приходил, закрывал Коран, чтоб не застали его читающим Коран.
‘Али бин ХIусейн (Т.3)
Это внук ‘Али бин Аби ТIалиб, да будет доволен ими Аллаh. Его называют Зейн аль-‘Абидин. Он по ночам таскал хлеб на своей спине, чтобы никто не видел, и кормил бедняков в это время. И он говорил:
إن الصَّدَقة في جوف الليل تطفئ غضب الرب
Милостыня в глубокую ночь душит гнев Аллаh
Са’ид ибн Джубейр (Т.3)
Это один из главных сподвижников Ибн ‘Аббаса, да будет доволен им Аллаh.
Имам Муслим передал, что однажды Са’ид ибн Джубейр сказал своим сподвижникам: «Кто видел вчера ночью падающую комету?» Сказал ХIусейн ибн ‘Абд ар-Рахман: «Я видел», з атем Ибн Джубейр:
أما إني لم أكن في صلاة ولكني لدغت
«Я не выстаивал ночь, но меня что-то ужалило (я и тоже видел)».
Он побоялся сказать: «Я видел вчера ночью», ибо люди-бы поняли, что раз он видел, значит он не спал ночью, следовательно, занимался поклонением. Он Ибн Джубейр сказал: «Меня что-то ужалило», мол из-за этого он проснулся. И здесь не обязательно подразумевать ложь, его действительно что-то могло ужалить.
Аль-ХIасан аль-Басри (Т.3)
Это тот, который застал шестьдесят сподвижников пророка ﷺ.
لقد أدركنا أقواما لا يستطيعون أن يسروا من العمل شيئا إلا أسروه
«Я застал людей (т.е сподвижников), который скрывали из своих дел все, что возможно скрыть».
Мухаммад ибн Сирин (Т.3)
Встретил сподвижников не меньше, чем аль-Басри. Это сподвижник Абу Хурайры.
≡ Сказал имам Ибн аль-Джаузи:
علامة المخلص أن يكون في جلوته كخلوته، وربما تكلف بين الناس التبسم والانبساط لينمحي عنه اسم زاهد ،فقد كان ابن سيرين يضحك بالنهار فإذا جن الليل فكأنه قتل أهل القرية
«Признаки искренности, когда человек наяву такой-же, какой он наедине. Бывает такое, что он улыбается среди людей через не волю, чтобы не подумали о нем «аскет». А ведь Ибн Сирин улыбался среди людей днем, но когда наступала ночь, то он (плакал), словно убил всех жителей села».
Айюб ас-Сихтийяни. (Т.5)
Его называют господин ученых. У него брали знания: Суфьян ас-Саури, Суфьян ибн ‘Уейна, Шу’ба, Малик, Му’тамир бин Сулейман, оба ХIаммада, Исма’иль бин ‘Уляйя и другие видные табиины.
Однажды Айюб ас-Сихтийяни в маджлисе вышла слеза, и он сказал: «Ох уж эта простуда».
Ибраhим ан-Наха’и (Т.5)
Великий куфийский табиин. Его ученики: аль-ХIакам, Ибн Аби Сулейман, Симак, Мансур ибн аль-Му’тамир, Ибн ‘Аун, Ибн ас-Саиб и другие таби-табиины.
Имам аль-А’маш рассказывал:
كنت عند إبراهيم النخعي وهو يقـرأ في المصحف ، فاستأذن عليه رجل فغطّى المصحف ، وقال : لا يراني هذا أني أقرأ فيه كل ساع
Я был с Ибраhимом ан-Наха’и, когда он читал Коран. Кто-то попросил разрешение войти, он тут же убрал Коран, сказав: «Не хочу, чтобы он подумал, что я читаю каждый час читаю Коран»».
‘АбдуЛлаh ибн аль-Мубарак (Т.9)
Это известный таби-табиин, нет нужды говорить кто это. Достаточно знать, что имам Ахмад, Ибн Ма’ин и аль-Къаттан являются его учениками.
Имам аз-Заhаби передавал рассказ имама Абу ‘Амра ‘Абдаты бин Сулеймана, сказавшего:
قال عبدة بن سليمان : كنا في سرية مع عبد الله بن المبارك في بلاد الروم فصادفنا العدو ، فلما التقى الصفان خرج رجل من العدو فدعا إلى البِراز فخرج إليه رجل فطارده ساعة فطعنه فقتله ، ثم آخر فقتله ثم دعا إلى البِراز ، فخرج إليه رجل فطارده ساعة فطعنه فقتله ، فازدحم عليه الناس وكنت فيمن ازدحم عليه فإذا هو مُلَثّمٌ وجهه بكمـه ، فأخذت بطرف كمه فمددته ، فإذا هو عبد الله بن المبارك فقال : و أنت يا أبا عمرو ! ممن يشنع علينا
«Я был в отряде с ‘АбдуЛлой ибн аль-Мубараком на Рим. И вот мы столкнулись с врагом. Когда два отряда встретились, вышел один из войска врагов и позвал на дуэль. Вышел к нему (один из нас), гнался за ним около часа и зарубил его. Затем вышел другой (из войска врага) и позвал на дуэль, вышел к нему (с нашего отряда тот-же), гнался за ним около часа и зарубил его.
Люди начали толпиться к нему, и я был из тех, кто толпился к нему, но он закрыл свое лицо рукавом свой одежды, но я схватил его за рукав и потянул, и им оказался ‘АбдуЛла бин аль-Мубарак. Он сразу возразил мне, сказав: «О Абу ‘Амр, ты из тех, кто порочит нас»».
Мухаммад бин Асляма (Т.10)
Это великий имам, взявший знания от Язида бин Харуна, ан-Надра бин Шумейля, Къабисы, Абу Ну’аймы и других.
У него учились такие имамы, как Ибн Хузейма, Ибн Аби Дауд и другие.
Мухаммад бин аль-Къасим рассказывал:
قال محمد بن القاسم : صحبت محمد بن أسلم أكثر من عشرين سنة لم أره يصلي حيث أراه ركعتين من التطوع إلا يوم الجمعة ، وسمعته كذا وكذا مرة يحلف لو قدرت أن أتطوع حيث لا يراني ملكاي لفعلت خوفاً من الرياء ، وكان يدخل بيتا له ويُغلق بابه ، ولم أدرِ ما يصنع حتى سمعت ابناً لـه صغيرا يحكي بكاءه ، فنهته أمُّه ، فقلت لها : ما هذا ؟ قالت : إن أبا الحسن يدخل هذا البيت فيقرأ ويبكي فيسمعه الصبي فيحكيه ، وكان إذا
أراد أن يخرج غسل وجهه واكتحل فلا يرى عليه أثر البكاء
«Я сопровождал Мухаммад бин Асляма (учителя Ибн Хузеймы) более двадцати лет, и никогда не видел, чтобы он совершал добровольные молитвы, не считая двух ракаатов пятницы. Однажды он сказал: «Если-бы я мог делать добровольны дела так, чтобы даже мои два ангела об этом не знали, то я сделал-бы это, опасаясь показухи».
Он заходил в свою комнату, закрывал дверь, и я не знал, чем он там занимается, пока не услышал его сына, рассказывающего о плаче его отца. Затем мать запретила ему. Я сказал ей: «Что это (т.е почему запрещаешь ребенку рассказывать это?)» Она сказала: «Абу аль-Хасан (Мухаммад ибн Аслям) заходит в этот дом, читает и плачет, а ребенок слышит и рассказывает это другим»?
Когда он хотел выйти, помыл свое лицо, нанес сурьму, чтоб скрыть следы плача».
ВЫСКАЗЫВАНИЯ УЧЕНЫХ
≡ Имам Абу Бакр ибн аль-‘Араби, да помилуете го Аллаh,в «АхIкаму аль-Къуръан»:
لأصل في الأعمال الفرضية الجهر، والأصل في الأعمال النفلية السر، وذلك لما يتطرق إلى النفل من الرياء والتظاهر بها في الدنيا والتفاخر على الأصحاب بالأعمال وجبلت قلوب الخلق بالميل إلى أهل الطاعة
«Основа в обязательных поклонениях, что они делаются открыто. Основа в добровольных поклонениях, что они делаются с крыто. Это потому, что к добровольных поклонениям может подкрасться показуха, хвастовство ими в дунья и гордыня над людьми, а сердца людей созданы со склонностью к поклоняющимся».
≡ Имам Шараф ат-ТIейби сказал:
جَاءَ آثَارٌ بِفَضِيلَةِ الْجَهْرِ بِالْقُرْآنِ ، وَآثَارٌ بِفَضِيلَةِ الْإِسْرَارِ بِهِ وَالْجَمْعُ بِأَنْ يُقَالَ : الْإِسْرَارُ أَفْضَلُ لِمَنْ يَخَافُ الرِّيَاءَ ، وَالْجَهْرُ أَفْضَلُ لِمَنْ لَا يَخَافُهُ بِشَرْطِ أَنْ لَا يُؤْذِيَ غَيْرَهُ مِنْ مُصَلٍّ أَوْ نَائِمٍ أَوْ غَيْرِهِمَا ، وَذَلِكَ لِأَنَّ الْعَمَلَ فِي الْجَهْرِ يَتَعَدَّى نَفْعُهُ إِلَى غَيْرِهِ أَيْ مِنْ اِسْتِمَاعٍ أَوْ تَعَلُّمٍ أَوْ ذَوْقٍ أَوْ كَوْنِهِ شِعَارًا لِلدِّينِ ، وَلِأَنَّهُ يُوقِظُ قَلْبَ الْقَارِئِ وَيَجْمَعُ هَمَّهُ وَيَطْرُدُ النَّوْمَ عَنْهُ وَيُنَشِّطُ غَيْرَهُ لِلْعِبَادَةِ . فَمَتَى حَضَرَهُ شَيْءٌ مِنْ هَذِهِ النِّيَّاتِ فَالْجَهْرُ أَفْضَلُ
«Пришли асары о достоинстве чтения Корана в слух, также пришли о асары о достоинстве читать его про себя. Объединить это можно следующим образом: читать скрытно лучше для тех, кто опасается показухи, а читать вслух лучше для тех, кто не опасается ее с условием, что он чтением в слух не мешал молящимся или спящим. Ведь польза открытого совершения дел, как слушание, обучение, или ощущение того, что это исламский обряд, достается другим тоже. Это пробуждает сердцу читающего, собирает его решительность, отгоняет вялость и вызывает желание к поклонению у других».
См «ТухIфату аль-АхIвази» 8/191.
≡ Сказал имам аш-Шаукани:
الإسرار به؛ فإن ذلك أقطع لعرق الرياء وأحسم لباب ما يخالف الإخلاص
«Сокрытие дел, это закрывает показуху, закрывает доступ к тому, что противоречит искренности».
≡ Сказал шейх муфассир аш-Шанкъити:
إنما كان الإخفاء أفضل من الإظهار لأنه أقرب إلى الإخلاص، وأبعد من الرياء
«Сокрытие благих деяний лучше раскрытия их именно потому, что это ближе к искренности, и дальше от показухи».
Я скажу: бывают исключения, о которых я говорил здесь: 308. Когда разрешается указывать на свое превосходство?
Также бывает такое, что иногда надо сделать благое деяние перед всеми, тем самым дав людям, чтобы они последовали за этим примером, как это пришло в многочисленных хадисах и асарах.
Бывает и такое, что ты не хотел похвалы, но тебя все равно похвалили. Абу Зарр, да будет доволен им Аллаh, посланника Аллаhа ﷺ спросили: «Что ты скажешь о человеке, сделавшем добро, и люди похвалил его (против его воли)?» Он ﷺ сказал:
تِلْكَ عَاجِلُ بُشْرَى الْمُؤْمِنِ
Это скорая радостная весть для верующего
Муслим и другие.
Следует скрывать не только благие деяния, но и хорошие внутренние качества. Если Всевышний даровал кому-то хорошую память, или выносливость, или силу и скорость и тому подобное, то аль-хафиз Ибн ‘Абд аль-Барр предпочитал не показывать этого тоже, если того не требует нужда.
Прошу Милостивого очистить наши сердца от показухи!
Источник