Примеры решения задач по бизнес планированию
Задание 1
Выбрать наилучший вариант капитальных вложений. Объемы продукции по всем вариантам одинаковы. Исходные данные приведены в таблице.
Варианты | Себестоимость годового выпуска продукции, тыс.руб. | Капитальные вложения, К тыс. руб. |
1 | 900 | 300 |
2 | 800 | 400 |
3 | 700 | 900 |
4 | 500 | 200 |
5 | 300 | 3000 |
6 | 200 | 4100 |
Е=0,3 |
Решение
Определяем приведенные затраты по вариантам
Варианты | Приведенные затраты, тыс.руб. (С+Е*К) |
1 | 990 |
2 | 920 |
3 | 970 |
4 | 560 |
5 | 1200 |
6 | 1430 |
По минимуму приведенных затрат оптимальным является 4-й вариант.
Выбираем наилучший вариант по критерию окупаемости дополнительных капитальных вложений. Сравним сначала первый и второй варианты:
Т(2-1) =(400-300)/(900-800) = 1 Ток.с.н. = 1/0,13 = 7,69
Так как срок окупаемости дополнительных капитальных вложений в варианте № 6 по отношению к лучшему варианту № 5 больше нормативного, пятый вариант лучше шестого, следовательно, пятый вариант является оптимальным.
Задание 2
Выручка от реализации компании А в январе составила 537 тыс. руб., в последующие месяцы ожидается ее прирост с темпом 1,28 % в месяц. Оплата за поставленную клиентам продукцию осуществляется на следующих условиях: 80% месячного объема реализации составляет выручка за наличный расчет; 10% продается в кредит с оплатой в течение месяца и представляемой клиентам скидкой в размере 1,5%; оставшаяся часть продукции оплачивается в течении двух месяцев, при этом 0,2 % этой суммы составляют безнадежные долги.
Решение
Выручка (апрель) = 537*1,0128*1,0128*1,0128 = 557,9 млн.руб.
Поступления в июне:
- за месячный объем реализации (апрель) = 0,8*557,9 = 446,3 млн.руб.
- оплата реализованной в кредит продукции со скидкой (март) =
= 537*1,0128*1,0128*(1-0,015)*0,1 = 54,26 млн.руб.
- оплата реализованной продукции с отсрочкой платежа с учетом безнадежных долгов (февраль) = 537*1,0128*(0,1-0,002) = 53,3
Всего поступлений в апреле = 446,3+54,26+53,3 = 553,9 млн.руб.
Ответ: денежные поступления в апреле составят 553,9 млн.руб.
Источник
ВВЕДЕНИЕ В БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ЭЛЕМЕНТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ (ПРЕДПРИЯТИЯ)
Выполнить тест (10 баллов)
1. Бизнес-планирование – это:
А) новая, современная концепция предпринимательства;
Б) современный способ управления проектами;
В) результат реализации общей задачи.
2. Совокупность взаимосвязанных элементов и процессов проекта, представленных с различной степенью детализации – это:
Б) функции бизнес-планирования;
В) структура проекта.
А) это доказуемый результат;
Б) желаемый результат деятельности, достигнутый в пределах некоторого интервала времени;
В) это ограниченное по времени целенаправленное изменение отдельной системы с установленными требованиями к качеству результатов, возможными рамками расхода средств и ресурсов и специфической организацией.
4. Заказчик проекта – это:
А) сторона, являющаяся автором идеи проекта, его предварительного обоснования и предложений по осуществлению проекта;
Б) главная сторона, заинтересованная в осуществлении проекта и достижении его результатов;
В) сторона, вкладывающая инвестиции в проект, например, посредством кредиторов.
5. Потребители конечной продукции – это:
А) юридические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции;
Б) физические лица, являющиеся покупателями и пользователями конечной продукции;
6. Потоки и остаток денежных средств, выручка и финансовый результат – это:
А) показатели объектов планирования;
Б) объекты планирования;
В) субъекты планирования.
7. Если горизонт планирования составляет от 2 до 5 лет, то планирование:
8. Бизнес-процессы, направленные на внутреннего потребителя, называются:
9. Внутренняя и внешняя среда предприятия должна учитываться как единый комплекс – это принцип:
10. Определение миссии – это:
А) начальный этап планирования;
Б) конечный этап планирования;
В) промежуточный этап.
СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНА
Выполнить тест (8 баллов)
1. Планирование сверху вниз с четко заданными показателями – это:
А. директивное планирование
Б. индикативное планирование
В. нет правильного ответа
2. Комплекс долгосрочных решений, которые вырабатываются в рамках политики достижения поставленных целей – это:
А. стратегическое планирование
Б. тактическое планирование
В. оперативное планирование
3. По особенностям оформления бизнес-планы бывают:
А. с приложениями и без приложений
Б. сжатые и развернутые
В. с использованием международной методики ЮНИДО или российских методик
4. Требованиями к разработке бизнес-планов являются:
А. краткость и доступность
Б. убедительность и лаконичность
Г. нет верного ответа
А. 5 основных разделов
Б. 10 основных разделов
В. 12 основных разделов
6. Раскрытие в бизнес-плане учетной политики предприятия, данные о налогах, закупках, продажах, о зарплате работников отражаются:
А. в разделе «Описание базового предприятия»
Б. в разделе «Описание продукта»
В. в разделе «Финансовый план»
7. Заключительным информационным разделом бизнес-плана является:
А. «Описание базового продукта».
Б. «Окружение и нормативная информация».
В. «Календарный план».
8. Рынки, доли рынков, производители и потребители описываются в разделе БП:
А. «Концепция, обзор, резюме»;
Б. «Анализ рынка, маркетинг и продажи»;
В. «Риски проекта и страхование».
ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ.
СТРАТЕГИЧЕСКОЕ И ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1. Ситуационная задача (12 баллов).
Создание Туристического комплекса «Байкал» (Иркутская обл.).
Внедрение комплекса в действие на территории Иркутской области увеличит приток туристов из других регионов РФ и зарубежья, кроме того:
Ø украсит берега Байкала и наиболее посещаемые туристами места;
Ø позволит сберечь заповедники и парки от пожаров и загрязнения;
Ø даст дополнительные денежные сред-ства на охрану парков и заповедников Иркутской обл.
Список этапов создания и внедрения в действие ТК «Байкал»
Разработка Бизнес-плана проекта
Разработка технической документации
Подписание документов на размещение ТК
Заключение соглашений с подрядчиками
Заключение договора на финансирование
Подбор персонала для работы в ТурКомплексе
Завоз материалов изготовителю (п. 1 – 6 табл.2)
Изготовление объектов ТурКомплекса
Пробная установка готового ТурКомплекса
Производство и функционирование
Благотворительный заезд для детей
Список необходимых ресурсов
1) материалы для Бани
2) материалы для Мусорки
3) материалы для Столовой
4) материалы для Туалета
5) материалы для Юрты (6шт х 1200)
6) оборудование Столовой
7) работа подрядчика
8) техническое проектирование
9) финансовое моделирование
Ответить на вопросы:
1. Какова стратегическая цель создания ТК «Байкал»?
2. Составьте план инвестиционных затрат для ТК «Байкал» (для расчетов используйте показатели таблиц 1, 2).
3. Составьте график подготовки и строительства ТурКомплекса в форме диаграммы GANTT (используйте таблицу 1, столбцы 3 – 5).
4. Как по-Вашему: рентабельно ли данное производство? Укажите примерные сроки возврата инвестиций, если известно, что с августа 2003 г. по август 2004 г. ТурКомплекс посетило 1200 туристов, стоимость туристической путевки в этот период составляла 2000 рублей.
2. Ситуационная задача (20 баллов).
Движение денежных средств.
Предположим, что промышленное предприятие «СВА» производит два вида деталей: А и Б. В плановом 20** году «СВА» планирует произвести и продать 1000 деталей А и 1500 деталей Б. Планируемая цена детали А — 50 $, детали Б — 90 $.
1. На основе этих данных построить бюджет продаж:
2. Далее нужно составить бюджет производства.
Этот бюджет необходим для формирования производственной программы или плана закупок (для торговых фирм). Другими словами, нужно определить, сколько продукции необходимо произвести в плановом году. При этом обязательно нужно учитывать, сколько продукции у предприятия уже есть (осталось с прошлого периода) и сколько продукции оно должно иметь на складе в конце планового периода. Также используются данные бюджета продаж. «СВА» планирует на конец 20** года иметь 25 штук деталей А и 50 штук деталей Б. На начало 20** года на складе имеется 100 штук деталей А и 150 штук деталей Б.
Итак, нужно рассчитать, сколько изделий А и Б требуется произвести, чтобы обеспечить запланированный объем продаж. Проведите этот расчет по такой формуле:
Нужно произвести в плановом году = изделия, которые мы продадим в плановом году + изделия, которые мы должны иметь на складе в конце планового года, – изделия, которые уже есть у нас на складе на начало планового года.
На основе расчетов составить бюджет производства:
Источник
Методическое пособие для самостоятельной работы по дисциплине Бизнес-планирование для СПО
специалист в области арт-терапии
Федеральное агентство железнодорожного транспорта
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
«Уральский государственный университет путей сообщения»
Колледж железнодорожного транспорта
Методическое пособие для самостоятельной работы обучающихся
по дисциплине ОП.11 Бизнес – планирование
специальность: 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)
Методическое пособие рассмотрено и
Одобрено на заседании Цикловой комиссии
специальности 38.02.01 Экономика
и бухгалтерский учет (по отраслям)
Протокол № 1 от 01 сентября 2018 г.
Авторы: Новак Ирина Николаевна, преподаватель Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уральского государственного университета путей сообщения» Колледжа железнодорожного транспорта
Введение
План распределения часов самостоятельной работы
Тема 2.1. Бизнес-идея — Составление резюме (обзорный раздел бизнес-плана)
Тема 2.2. Рынок и конкуренты — Работа с интернет — ресурсами на тему: Анализ конкурентов
Тема 2.3. Производственный план — Описание производственного процесса
Тема 2.4. Организационный план — Составление штатного расписания
Тема 2.5. Маркетинговый план — Конспект по методам продвижения товара/услуг
Тема 2.6. Инвестиции бизнес — проекта — Планирование инвестиционной деятельности
Тема 2.7. Финансовый план — Решение ситуативных задач
Тема 2.8. Анализ результатов и оценка рисков проектов — Планирование рисков в бизнес-плане
Тема 2.9. Презентация бизнес – плана — Оформление бизнес-плана и подготовка к защите
Самостоятельная работа является одним из видов учебной деятельности обучающихся, способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня. Самостоятельная работа проводится с целью:
систематизации и закрепления полученных теоретических знаний и
практических умений обучающихся;
углубления и расширения теоретических знаний;
формирования умений использовать специальную литературу;
развития познавательных способностей и активности обучающихся:
творческой инициативы, ответственности и организованности;
формирования самостоятельности мышления, способностей к
саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации;
развития исследовательских умений.
Аудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя без его непосредственного участия.
Виды заданий для внеаудиторной самостоятельной работы, их содержание и
характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой учебной дисциплины, индивидуальные особенности обучающегося.
Контроль самостоятельной работы и оценка ее результатов организуется как
единство двух форм:
– самоконтроль и самооценка обучающегося;
– контроль и оценка со стороны преподавателя.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
При предъявлении видов заданий на внеаудиторную самостоятельную работу рекомендуется использовать дифференцированный подход к уровню подготовленности обучающегося. Перед выполнением внеаудиторной самостоятельной работы преподаватель проводит консультацию с определением цели задания, его содержания, сроков выполнения, ориентировочного объема работы, основных требований к результатам работы, критериев оценки, форм контроля и перечня литературы. В процессе консультации преподаватель предупреждает о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.
Самостоятельная работа может осуществляться индивидуально или группами студентов в зависимости от цели, объема, конкретной тематики самостоятельной работы, уровня сложности, уровня подготовленности обучающихся. Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками; учебно-исследовательская работа; использование аудио-и видеозаписей, компьютерной техники и Интернет-ресурсов и др.;
для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции
(обработка текста); повторная работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио-и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц, подготовка сообщений к выступлению на семинаре, подготовка и презентация бизнес-проекта.
для формирования умений: решение задач; составление схем; решение
ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым и ролевым играм; подготовка презентаций, творческого проекта.
Для обеспечения внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине преподавателем разрабатывается перечень заданий для самостоятельной работы, который необходим для эффективного управления данным видом учебной деятельности обучающихся.
Преподаватель осуществляет управление самостоятельной работой, регулирует ее объем на одно учебное занятие и осуществляет контроль выполнения всеми обучающимися группы. Для удобства преподаватель может вести ведомость учета выполнения самостоятельной работы, что позволяет отслеживать выполнение минимума заданий, необходимых для допуска к итоговой аттестации по дисциплине.
В процессе самостоятельной работы обучающейся приобретает навыки самоорганизации, самоконтроля, самоуправления и становится активным самостоятельным субъектом учебной деятельности.
Обучающийся самостоятельно определяет режим своей внеаудиторной работы и меру труда, затрачиваемого на овладение знаниями и умениями по дисциплине.
При выполнении внеаудиторной самостоятельной работы обучающийся имеет право обращаться к преподавателю за консультацией с целью уточнения задания, формы контроля выполненного задания.
Контроль результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся
может проводиться в письменной, устной или смешанной форме с представлением продукта деятельности обучающегося.
План распределения часов самостоятельной работы
Раздел 2 . Основные элементы бизнес-планирования
Тема 2.1. Бизнес-идея
Составление резюме (обзорный раздел бизнес-плана)
Тема 2.2. Рынок и конкуренты
Работа с интернет-ресурсами на тему: Анализ конкурентов
Тема 2.3. Производственный план
Описание производственного процесса
Составление штатного расписания
Тема 2.5. Маркетинговый план
Написание конспекта по методовам продвижения товара/услуг
Тема 2.6. Инвестиции бизнес-проекта
Планирование инвестиционной деятельности
Тема 2.7. Финансовый план
Решение ситуативных задач
Тема 2.8. Анализ результатов и оценка рисков проектов
Планирование рисков в бизенес-плане
Тема 2.9. Презентация бизнес – плана
Оформление бизнес-плана и подготовка к защите .
Тема 2.1. Бизнес-идея — Составление резюме
(обзорный раздел бизнес-плана)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана. Этот раздел должен привлечь интерес того, кому будет адресован бизнес-план. Именно из этого раздела потенциальные инвесторы получают своё первое впечатление, которое часто имеет решающее значение для судьбы проекта в целом.
В этом разделе в нескольких пунктах в сжатой форме излагается весь бизнес-план, раскрывая сущность и цель Вашего предприятия.
Этот раздел должен быть заполнен уже после написания самого бизнес-плана. В разделе должны обобщаться следующие сферы:
цель и задачи бизнес-плана;
описание предприятия, его специализацию, предысторию его развития;
краткие сведения о квалификации управленческого персонала, какими способностями они обладают применительно к настоящему бизнес-проекту;
преимущества продукции (работ, услуг) предприятия на рынке и в отрасли;
описание ситуации на рынке и в отрасли;
потребности в инвестициях, источники финансирования проекта, порядок возврата заемных средств;
экономическое обоснование и эффективность проекта.
Основное требование к резюме — простота и лаконичность изложения, минимум специальных терминов.
Помните, что потенциальные инвесторы часто делают предварительное заключение на основе резюме, и их решение о просмотре основной части бизнес-плана будет зависеть от информации, представленной здесь. Приложения в конце бизнес-плана содержат более детальную информацию, подкрепляющую основной текст бизнес-плана.
Фактически этот раздел может быть составлен из резюме, содержащихся в конце всех остальных разделов, и, как правило, заполняется на финишной стадии разработки бизнес-плана.
Тема 2.2. Рынок и конкуренты — Работа с интернет-ресурсами на тему: Анализ конкурентов
А нализ конкурентов – это получение конкретной информации о деятельности предприятий, занимающих аналогичную или схожую нишу, работа которых может повлиять на ваши продажи.
Прежде чем анализировать конкурентов, необходимо их выявить. Сперва определите географию своего рынка (лучше брать районную единицу). Далее, начинайте выявлять конкурентов. Для этого необходимо составить список всех предприятий, кто существует на вашем географическом (и прилегающем к нему) рынке, занимается похожей деятельностью и может привлечь ваших клиентов в будущем.
Чем более детально проработаете с конкурентами, тем более будет полная информация о рынке, о преимуществам и недостатках вашего товара/услуги. Для анализа необходимо взять 3 — 7 предприятий, занимающейся схожими или аналогичными товарами/услугами.
Тема 2.3. Производственный план — Описание производственного процесса
Данная самостоятельная работа обучающегося направлена на описание всего производственного процесса. Он готовится только теми предпринимателями, которые собираются заниматься производством какой-либо продукции или услуги. Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно производить продукцию или услуги и поставлять их потребителю.
Тема 2.4. Организационный план — Составление штатного расписания
Штатное расписание и штатная расстановка – это основной документ, который применяется для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации в соответствии с уставом (положением).В штатном расписании указываются следующие данные:
Информация о кадровом составе организации и окладе каждого работника;
Структура предприятия – отделы, филиалы, другие подразделы;
Должности в соответствии со специальными классификаторами.
Объем единиц штата для каждой вакансии. В случае вакансии, предусматривающей работу по совместительству, в соответствующей строке фиксируется значение 0.5 или 0.75;
Оклад для каждой должности.
Тема 2.5. Маркетинговый план — Конспект по методам продвижения товара/услуг
Методические рекомендации по написанию конспекта
Конспект – это систематическая, логически связная запись, объединяющая план, выписки, тезисы.
В отличие от тезисов и выписок, конспекты при обязательной краткости содержат не только основные положения и выводы, но и факты, и доказательства, и примеры, и иллюстрации. Поэтому то, что в начале кажется второстепенным, может со временем оказаться ценным и нужным. С другой стороны, утверждение, не подкрепленное фактом или примером, не будет убедительным и трудно запоминается.
1. Плановый конспект: являясь сжатым, в форме плана, пересказом прочитанного, этот конспект – один из наиболее ценных, помогает лучше усвоить материал еще в процессе его изучения. Он учит последовательно и четко излагать свои мысли, работать над книгой, обобщая содержание ее в формулировках плана. Такой конспект краток, прост и ясен по своей форме. Это делает его незаменимым пособием при быстрой подготовке доклада, выступления. Недостаток: по прошествии времени с момента написания трудно восстановить в памяти содержание источника.
2. Текстуальный конспект – это конспект, созданный в основном из отрывков подлинника – цитат. Это прекрасный источник дословных высказываний автора и приводимых им фактов. Текстуальный конспект используется длительное время. Недостаток: не активизирует резко внимание и память.
3. Свободный конспект представляет собой сочетание выписок, цитат, иногда тезисов, часть его текста может быть снабжена планом. Это наиболее полноценный вид конспекта.
4. Тематический конспект дает более или менее исчерпывающий ответ на поставленный вопрос темы. Составление тематического конспекта учит работать над темой, всесторонне обдумывая ее, анализируя различные точки зрения на один и тот же вопрос. Таким образом, этот конспект облегчает работу над темой при условии использования нескольких источников.
5. Конспект-схема. Удобно пользоваться схематичной записью прочитанного. Составление конспектов-схем служит не только для запоминания материала. Такая работа становится средством развития способности выделять самое главное, существенное в учебном материале, классифицировать информацию.
Наиболее распространенными являются схемы типа «генеалогическое дерево» и «паучок».
В схеме «генеалогическое дерево» выделяют основные составляющие более сложного понятия, ключевые слова и т. п. и располагаются в последовательности «сверху — вниз» — от общего понятия к его частным составляющим.
В схеме «паучок» записывается название темы или вопроса и заключается в овал, который составляет «тело паучка». Затем нужно продумать, какие из входящих в тему понятий являются основными и записать их в схеме так, что они образуют «ножки паука». Для того чтобы усилить его устойчивость, нужно присоединить к каждой «ножке» ключевые слова или фразы, которые служат опорой для памяти.
Схемы могут быть простыми, в которых записываются самые основные понятия без объяснений. Такая схема используется, если материал не вызывает затруднений при воспроизведении.
Алгоритм составления конспекта:
прочитайте текст учебника;
определите в тексте главное содержание, основные идеи, понятия, закономерности, формулы и т.д.;
основное содержание каждого смыслового компонента законспектируйте в виде кодированной информации после наименования темы в тетради;
прочтите еще раз текст и проверьте полноту выписанных идей;
сформулируйте не менее трех вопросов разного уровня сложности, запишите вопросы в тетрадь;
каждому вопросу определите значок степени сложности и найдите возможный ответ.
внимательно прочитайте материал;
определите основные смысловые части учебной информации по плану общей схемы;
определите центральную часть, т.е. его «ассоциативный узел» в виде систематического класса и его особенностей;
определите цель составления конспекта.
читая изучаемый материал в первый раз, подразделяйте его на основные смысловые части, выделяйте главные мысли, выводы.
если составляется план-конспект, сформулируйте его пункты и определите, что именно следует включить в план-конспект для раскрытия каждого из них.
наиболее существенные положения изучаемого материала (тезисы) последовательно и кратко излагайте своими словами или приводите в виде цитат.
в конспект включаются не только основные положения, но и обосновывающие их выводы, конкретные факты и примеры (без подробного описания).
составляя конспект, можно отдельные слова и целые предложения писать сокращенно, выписывать только ключевые слова, вместо цитирования делать лишь ссылки на страницы конспектируемой работы, применять условные обозначения.
чтобы форма конспекта как можно более наглядно отражала его содержание, располагайте абзацы «ступеньками» подобно пунктам и подпунктам плана, применяйте разнообразные способы подчеркивания, используйте карандаши и ручки разного цвета.
используйте реферативный способ изложения (например: «Автор считает. «, «раскрывает. «).
собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.
Записать название конспектируемого произведения (или его части) и его выходные данные.
Осмыслить основное содержание текста, дважды прочитав его.
Составить план — основу конспекта.
Конспектируя, оставить место (широкие поля) для дополнений, заметок, записи незнакомых терминов и имен, требующих разъяснений.
Помнить, что в конспекте отдельные фразы и даже отдельные слова имеют более важное значение, чем в подробном изложении.
Запись вести своими словами, это способствует лучшему осмыслению текста.
Применять определенную систему подчеркивания, сокращений, условных обозначений.
Соблюдать правила цитирования — цитату заключать в кавычки, давать ссылку на источник с указанием страницы.
Научитесь пользоваться цветом для выделения тех или иных информативных узлов в тексте. У каждого цвета должно быть строго однозначное, заранее предусмотренное назначение.
Учитесь классифицировать знания, т.е. распределять их по группам, параграфам, главам и т.д. Для распределения можно пользоваться буквенными обозначениями, русскими или латинскими, а также цифрами, а можно их совмещать.
Критерии оценки конспекта:
• содержательность конспекта, соответствие плану;
• отражение основных положений, результатов работы автора, выводов;
• ясность, лаконичность изложения мыслей студента;
• наличие схем, графическое выделение особо значимой информации;
• соответствие оформления требованиям;
Тема 2.6. Инвестиции бизнес — проекта — Планирование инвестиционной деятельности
Раскрыть сущность инвестиций и инвестиционного процесса на предприятии. Охарактеризовать состояние инвестиций в России и факторы активизации инвестиционной деятельности. Дать содержание методики оценки инвестиционных проектов.
Раскрыть основные показатели, используемые при планировании инвестиций: чистый приведенный эффекта (дисконтированный доход), рентабельность инвестиций, норма рентабельности, срок окупаемости, коэффициент эффективности инвестиций. Раскрыть необходимость анализа альтернативных проектов и выбора наиболее предпочтительного.
Изучить порядок и методику составления плана инвестиций, его связь со стратегией предприятия. Отметить необходимость составления бизнес — плана по инвестиционному проекту. Раскрыть содержание сводного планирования инвестиций на предприятии.
Тема 2.7. Финансовый план — Решение ситуативных задач
Методические рекомендации по решению ситуационных задач
Это вид самостоятельной работы обучающегося по систематизации информации в рамках постановки или решения конкретных проблем. Такой вид самостоятельной работы направлен на развитие мышления, творческих умений, усвоение знаний, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем. Такие знания более прочные, они позволяют обучающему видеть, ставить и разрешать как стандартные, так и не стандартные задачи, которые могут возникнуть в дальнейшем в профессиональной деятельности.
Обучающий должен опираться на уже имеющуюся базу знаний. Решения ситуационных задач относятся к частично поисковому методу. Характеристики выбранной для ситуационной задачи проблемы и способы ее решения являются отправной точкой для оценки качества этого вида работ. Преподаватель определить тему, либо раздел, рекомендует литературу, консультирует обучающего при возникновении затруднений.
Обучающему необходимо изучить предложенную преподавателем литературу и характеристику условий задачи, выбрать оптимальный вариант (подобрать известные и стандартные алгоритмы действия) или варианты разрешения, оформить и сдать на контроль в установленный срок.
• решение задачи правильное, демонстрирует применение аналитического и творческого подходов;
• продемонстрированы умения работы в ситуации неоднозначности и неопределенности.
Перечень ситуативных задач/вопросов
1. Новые предприятия нередко терпят финансовый крах, даже если их деятельность прибыльна. Объясните возможные причины подобных ситуаций.
2. Какие основные документы входят в состав финансового плана?
3. Какова последовательность разработки финансового плана?
4. Что такое денежный поток и для чего он прогнозируется?
5. Какие виды деятельности предприятия оказывают непосредственное влияние на формирование денежного потока проекта?
6. Всегда ли получение значительной прибыли за период означает увеличение денежных средств предприятия? Объясните, почему.
7. Какое влияние оказывает амортизация на налоги
Тема 2.8. Анализ результатов и оценка рисков проектов — Планирование рисков в бизнес-плане
Деятельность любого предприятия сопряжена с рисками: их сущность, место и роль в планировании. Источником риска является неопределённость, под которой понимается отсутствие полной и достоверной информации, используемой при составлении и реализации плана.
Наиболее распространённой характеристикой риска является угроза или опасность возникновения ущерба, потерь ресурсов при ведении хозяйственной деятельности. Под риском понимается мера ожидаемой неудачи в той или иной деятельности, опасность наступления неблагоприятных последствий, изменений во внешней среде, которые могут вызвать потери ресурсов, убыток, а также опасность, от которой следует застраховаться.
Планирование риска представляет собой прогнозную оценку возможных потерь ресурсов при наступлении неблагоприятных обстоятельств и отклонений от намеченной стратегии, а также упущенной выгоды при осуществлении хозяйственных операций. При этом необходимо количественно оценить прогнозные величины потерь. Потери, связанные с риском, могут быть: материальные, трудовые, финансовые, потери времени и прочие потери.
В зависимости от причин риски классифицируются: на внешние риски
(непредсказуемые внешние риски, предсказуемые внешние риски); внутренние
риски (внутренние организационные риски, внутренние технические риски) и
на прочие риски.
В хозяйственной деятельности для оценки риска используются следующие показатели: допустимого риска, критического риска, катастрофического риска. Для количественной оценки риска используются статистический, экспертный, расчетно-
Среди мер, применяемых для снижения рисков, выделяются следующие группы: технические, правовые, организационно-экономические.
Методика анализа и планирования риска предполагает выявление возможных рисков, их оценку и включение в план деятельности мероприятий, позволяющих скомпенсировать негативное воздействие на результаты неблагоприятных факторов.
Тема 2.9. Презентация бизнес – плана — Оформление бизнес-плана и подготовка к защите
Методические рекомендации по разработке бизнес-плана
Бизнес-план – план, программа осуществления бизнес-операций, действий фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Бизнес-план – краткое, точное, доступное и понятное описание предполагаемого бизнеса, важнейший инструмент при рассмотрении большого количества различных ситуаций, позволяющий выбрать наиболее перспективный желаемый результат и определить средства для его достижения. Бизнес-план является документом, позволяющим управлять бизнесом, поэтому его можно представить как неотъемлемый элемент стратегического планирования и как руководство для исполнения и контроля. Важно рассматривать бизнес-план как сам процесс планирования и инструмент внутрифирменного управления.
Бизнес-план представляет собой документ, в котором формулируются цели предприятия, дается их обоснование, определяются пути достижения, необходимые для реализации средства и конечные финансовые показатели работы. Как правило, он разрабатывается на несколько лет (чаще на три – пять лет) с разбивкой по годам. При этом данные по первому году обычно даются с разбивкой по месяцам, а на последующие годы – в годовом исчислении. Часто при составлении планов действующих предприятий используется скользящий график, при котором ежегодно разрабатывается детальный план на предстоящий год, а также уточняется и продлевается еще на год общий бизнес-план.
Назначение бизнес-плана – показать реальные шансы реализации бизнес идеи. Он не только дает правдивую оценку возможностей и рисков, но показывает необходимость (или же отсутствие таковой) в привлечении дополнительных инвестиций, открытии кредитных линий. По сути, бизнес-план показывает успешность управления и пути развития предприятия для достижения поставленной цели.
Бизнес-план служит трем основным целям:
он дает инвестору ответ на вопрос, стоит ли вкладывать средства в данный инвестиционный проект;
служит источником информации для лиц непосредственно реализующих проект;
кредитор при принятии решения о выдаче кредита получает исчерпывающую информацию о существующем бизнесе заемщика и его развитии после получения кредита.
Бизнес-план должен отвечать ряду требований:
быть написанным простым и понятным языком с использованием кратких и четких формулировок;
его объем не должен превышать 20-25 машинописных страниц;
носить всеобъемлющий характер, т.е. включать всю информацию по проекту, представляющую интерес для инвестора;
опираться на реальные факты и обоснованные предложения;
иметь завершенный характер, т.е. содержать стратегию достижения поставленных целей;
обладать комплексностью, т.е. содержать производственное, маркетинговое, организационное, финансовое обеспечение;
иметь перспективный характер, т.е. обеспечивать возможность разработки на его основе дальнейших планов с сохранением преемственности развития;
обладать гибкостью, обеспечивающей возможность внесения корректировок в разработанные программы;
иметь контролирующий характер, связанный с четкой характеристикой графиков работ, контрольных сроков и показателей.
Методические рекомендации по презентации бизнес-плана
Чаще всего презентация выполняется с помощью пакета Microsoft Power Point, либо аналогичного пакета в других программных средах. Виды презентаций:
1) рекламные презентации , они должны привлекать внимание, объём содержащейся в презентации информации небольшой, широко применяют различные мультимедийные эффекты, показ, как правило, автоматический. Главная задача этого вида презентации – завладеть вниманием аудитории;
2) обучающие презентации , которые просматриваются индивидуально за компьютером, объём информации может быть большой, должна быть возможность выборочного просмотра, необходимо использовать управление навигацией (управляющие кнопки, гиперссылки), анимация по необходимости. Основное требование к таким презентациям – удобная навигация и доступность по содержанию;
3) демонстрационные презентации , сопровождающие публичное выступление (доклад, объяснение на уроке), такие презентации небольшие по объёму, текстовая информация оформляется чаще всего в виде списка или небольшого тезиса, уместны мультимедийные эффекты, часто используются слайды с диаграммами, графиками и схемами, просмотр последовательный, управляемый докладчиком. Основное требование – отражение самой главной информации и удобство просмотра с большого расстояния.
Проект – презентация должен содержать НЕ БОЛЕЕ 15-20 слайдов, включая слайд-заголовок и слайд-заключение. В заголовке или заключении презентации должна быть размещена информация об авторе и руководителе проекта, желателен слайд-содержание.
Содержание презентации должно соответствовать заявленной теме, материал должен быть изложен логично, последовательно, язык изложения должен быть понятен аудитории. В презентации необходимо использовать различные виды слайдов.
Требования к оформлению:
гармоничность цветовой гаммы (цвет фона и шрифта),
единый стиль слайдов,
наглядность шрифта (размер, различение линий),
размещение и комплектование объектов,
использование и уместность анимационных эффектов.
Форма контроля и критерии оценки
Презентацию необходимо предоставить преподавателю для проверки в электронном виде.
«Отлично» — выставляется в случае, если презентация выполнена аккуратно, примеры проиллюстрированы, полностью освещены все обозначенные вопросы.
«Хорошо» — выставляется в случае, если работа содержит небольшие неточности.
«Удовлетворительно» — в случае, если презентация выполнена неаккуратно, не
полностью освещены заданные вопросы.
«Неудовлетворительно» — работа выполнена небрежно, не соблюдена структура, отсутствуют иллюстрации.
Источник