Систему своей педагогической деятельности выстраиваю

Педагогическая деятельность и её цели

наталья тунегова
Педагогическая деятельность и её цели

Педагогическая деятельность и её цели.

Воспитатель Тунегова Н. В.

МАДОУ № 12, г. Армавир

Профессиональная педагогическая деятельность,как любая деятельность, представляет собой осознаниецели. Если нет цели нельзя считать работу воспитателяс детьми какдеятельность профессионала, эта работаможетсчитаться лишь как некоторая активность, или совокупность действий, но ни как воспитательный процесс. Данную деятельность организует педагог, которая в свою очередь воспринимается воспитанником. Грамотно поставленная цель является центральным звеном образовательного процесса и непростой задачей. Которая определяет эффективность методического, дидактического инструмента организации образовательно — воспитательного процесса, определяет выбор форм, методов и приемов педагогического воздействия.

Конечно же развитие индивидуальной личности ребенка может проходить и без заранее поставленной цели, недостаточно осознанно и потому не организованно. Но ждать тогда определенного результата развития не приходится. Они могут быть как благоприятными, так и противоречащими интересами самой личности, и образовательного запроса общества. Достижение цели осуществляется через решение системы задач.

Задача — это ступень на пути общего достижения цели, это частичное достижение результата деятельности, без которого не достичь общего результата. На практике, в ходе деятельности цель часто забывается, но последовательно выстроенная система задач определяет их решение. Так, например, цель педагогической деятельности — «воспитание у детей культуры речи» имеет и воспитательный, и учебный аспекты. Чтобы достичь этой цели,необходимо решать ряд образовательно-воспитательных задач: выработка навыков грамотного письма, обогащение словарного запаса; работа с выразительностью речи, ее эмоциональности и т. п. На своих занятиях мы используем дидактические игры, карточки и картины по развитию речи для каждого ребёнка. Педагогические задачи будут учитывать как индивидуальные особенности речи отдельных групп воспитанников, так и каждого ребенка. Тем самым расширяя границы свободы деятельности педагога, профессиональный стандарт одновременно повышает его ответственность за результаты своего труда, определяет все виды педагогической деятельности воспитателя детского сада и раскрывает необходимые педагогические компетенции, способствует выстраиванию педагогической деятельности в свете требований ФГОС.

Для современного педагога важно знать, что, определяя задачи, необходимо учитывать следующие этапы целеполагания. Во-первых необходим анализ результатов ранее выполненной деятельности, во-вторых проведение мониторингового диагностирования всего воспитетельно-образовательного процесса. В третьих моделируются задачи, которые педагог считает целесообразными для данного вида деятельности. В заключении осуществляется комплексное целеполагание, с учетом всех требований учреждения, коллектива и родителей.

Направления воспитания ребенка в ДОУ является речевое, познавательное, физическое, социально-коммуникативное и художественно-эстетическое развитие. Именно это является основой воспитания дошкольников. То есть целью воспитания в дошкольном учреждении является развитие дошкольника по всем личностным параметрам. И не так важно, когда ребенок, например, выучит буквы – в четыре или пять лет. Главное, чтобы у него возник интерес к новым знаниям, навыкам и умениям. Для этого педагоги используют различные игры, которые позволяют вовлечь его в образовательный процесс.

Основная задача воспитателей-педагогов – общеразвивающее обучение. Оно должно создавать условия для полноценного физического и психологического развития малышей. Также как цели дошкольного образования, можно отметить создание душевного комфорта, без которого невозможно полноценное психологическое развитие ребенка. Нравственно-патриотическое воспитание, которое призвано посеять в душе ребенка любовь и уважение в первую очередь к родителям, родственникам и друзьям. Это то что, в последствии, позволит развить в малыше умение беречь и ценить родной дом, улицу, школу, природу и все живое. Из этих целей исходят и задачи, которые педагоги ставят перед собой в воспитании ребёнка. Есть несколько основных задач, призванных обеспечить полноценное развитие и воспитание ребенка до семи лет. Это приучение детей к здоровому образу жизни, развитие положительного ощущения малыша, обеспечение его эмоционального фона, поощрение активности, любознательности, стремление к творческому самовыражению. Так же это развитие компетенции в общении с детьми и взрослыми, выявление и развитие способностей ребенка. Это общие задачи, которым должны следовать не только педагоги в детских садах, но и родители ребёнка.

Читайте также:  Строительная организация свой парк техники

Есть и более узкие задачи: охрана жизни, укрепление психологического и физического состояния ребенка, воспитание уважения к правам и свободам человека, коррекция (при необходимости) недостатков физического и психологического развития детей, патриотическое воспитание, развитие творческих задатков, взаимодействие с семьями с целью оказания консультативной или методической помощи родителям.

Добросовестное отношение к выполнению этих задач со стороны воспитателей в детском саду и родных, окружающих ребенка дома, поможет обеспечить малышу полноценное психологическое и физическое развитие и подготовит его к взрослой, школьной жизни.

Цели и задачи личностного развития дошкольника Цели и задачи личностного развития дошкольника Социально-коммуникативное развитие детей. Данное направление является наиболее важным,.

Цели и задачи предметно-развивающей среды Предметно-развивающая среда в дошкольном учреждении Цель воспитателя : сконструировать многоуровневую многофункциональную предметно- развивающуюся.

Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду Цели и задачи ТРИЗ-педагогики в детском саду. «Каждый ребёнок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться.

Очерк «Как началась моя педагогическая деятельность в Доме творчества» Немного о себе и свое семье. Мне 61 год,работаю с детьми 30 лет,в «Доме творчества» 18 лет. У меня трое детей и 7 внуков,которых я очень люблю. Ну.

Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию в дошкольном возрасте Образовательная область «Музыка». Общие цели и задачи по музыкальному воспитанию (ранний возраст, 1 младшая группа) Цель: Воспитывать.

Преемственность детского сада и школы: цели и формы работы Составитель: воспитатель 1 категории Худякова С. В Преемственность детского сада и школы. Школа и детский сад нацелены на реализацию комплекса.

Проект «Театр и дети». Цели, этапы, показатели актуальности Проект «Театр и дети» музыкального руководителя МБДОУ д/с №17 Попереко Елены Анатольевны Краткая аннотация проекта «Вы никогда не думали,.

Синквейн в работе с дошкольниками: цели обучения, методика составления Компьютеры, телевизоры, планшеты прочно вошли в жизнь современных дошкольников. Просмотр мультфильмов вытеснил бабушкины сказки, мамины.

Цели и задачи экологического воспитания младших дошкольников Экологическое воспитание младших дошкольников. Цель экологического воспитания в современном ДОУ — становление начал экологической культуры.

Источник

Педагогическая деятельность как система

Системный подход в педагогике является одним из способов построе­ния педагогической деятельности как целостного процесса, обеспечи­вающего эффективное взаимодействие всех его составляющих. Под системой обычно понимается сложный объект, многоуровневое образование, сос­тоящее из множества элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих целостность. Сложнейшей многоуровневой системой являет­ся сам человек. Естественно, что и процесс его образования, сложный, многоаспектный и многофакторный, должен строиться как система.

Читайте также:  Свой мини бизнес фаст фуд

Понятие «педагогическая система» неоднозначно, его можно отнести к целому ряду систем, выполняющих образовательную функцию. Педагоги­ческой системой является система общего образования в це­лом, педагогический процесс конкретного учебного заведения, включающий в себя систему воспитания и систему обучения как его составные части. Педагогическая деятельность учителя, направленная на ор­ганизацию целостного педагогического процесса, также может быть предс­тавлена как система; наконец, отдельное занятие можно рассматривать как элемент и в то же время как подсистему его деятельности. Таким об­разом, существует иерархия педагогических систем, в которой каждая из них выступает элементом (подсистемой) более общей системы.

Сущность любой педагогической системы определяется наличием в ней одних и тех же, независимо от ее уровня, элементов, без которых она функционировать не может (рис.2)

В отличие от существующих структурных схем, данная рассматривает педагогическую систему не столько субстанционально, сколько процессу­ально, поэтому расположение всех элементов выстроено в логике самого педагогического процесса и деятельности педагога, управляющего им.

В центре любой педагогической системы находятся личности учащего­ся и педагога, выступающие как совокупный субъект данной системы, оп­ределяющий ее цели, содержание воспитания и обучения и т.д. В некото­рых работах наблюдается попытка отнести личность учителя лишь к условиям, средствам обучения. Между тем несостоятельность снижения ведущей роли педагога, постепенного вытеснения его техническими средствами обучения доказана слабой эффективностью столь популярного в 60-ые годы программированного обучения.

Личностный (совокупный субъект педагогического процесса)
личность ученика личность учителя
целевой (цели обучения и воспитания)
содержательный (содержание обучения и воспитания)
операционально-деятельностный (формы, методы, технологии обучения и воспитания)
педагогические условия (организационные, материальные, психологические)
результативно-рефлексивный (результаты деятельности, критерии оценки эффективности педагогической системы)

Рис.2 Педагогическая система (структурные компоненты)

Даже в современных моделях обучения, где роль педагога внешне незамет­на (дистанционное обучение, компьютерное обучение, телевизионное обучение), его личность остается полноценным субъектом пе­дагогического процесса, создателем и творцом данных моделей и реализу­емых ими программ, осуществляющим опосредованное взаимодействие с обу­чающимися с помощью технических средств. От его мастерства, общей и профессионально-педагогической культуры, уровня развития профессио­нальных способностей зависит педагогический процесс, эффективность функционирования педагогической системы. На уровне системы конкретного учреждения образования таким субъектом выступает весь педагогический коллектив.

Личность ученика, являясь своеобразным «объектом-субъектом» пе­дагогической системы, одновременно выступает и в качестве ее цели: оп­ределение целей своей педагогической деятельности учитель осу­ществляет не только на основе социального заказа, содержащегося в тре­бованиях государственного образовательного стандарта, но прежде всего через соотнесение данного заказа с индивидуальны­ми особенностями, возможностями, потребностями обучающихся на основе изучения их образовательного потенциала и проектирования перспектив интеллектуального и личностного развития и становления. Распространенное явление в педагогической среде — искажение в сознании учителя целей педагогической деятельности, сме­щении средства на цель. «Эгоцентризм» и «предметоцентризм», присущий некоторым педагогам, ярко проявляется в их направленности прежде всего на свои собс­твенные цели, в качестве которых чаще всего выступает усвоение учащимся системы предметных знаний и способов деятельности. Цель педагога должна быть прежде всего спроеци­рована на личность обучающегося, на ее становление и развитие, а преподаваемый им предмет восприниматься как средство реализации данной це­ли.

Педагогическая деятельность любого уровня начинается с диагностики: изучения и анализа исходного состояния педагогической системы: возможностей учащихся и своих собственных возможностей, имеющихся ресурсов, результатов ее предыдущего этапа развития. Затем осуществляется целепола­гание: выстраивание педагогом своей профессиональной концепции (системы взглядов), которая содержит его целевые установки: осознание им целей и за­дач воспитания и обучения в целом, целей и задач данн­ого учебного заведения и конкретизация их на уровне своего собственно­го предмета, курса. Общая структура целей педагога представ­ляет собой иерархию целей: общегосударственные цели – цели определенного учреждения образования – цели обучения и воспитания конкретного класса и ученика.

Читайте также:  Бизнес инкубатор идеи для малого бизнеса

Общегосударственная цель — это социальный заказ системе общего среднего образования, сформулированный в государственном общеобразовательном стандарте. На основе этой глобальной цели ведется аттестация выпускников как итог работы учебного заведения.

В современной образовательной ситуации, когда социальный заказ недостаточно четко определен и сформулирован и существует целый ряд концепций воспитания и обучения, когда возрастает роль самого учебного заведения в определении стратегии и тактики учебно-воспитательного процесса, педагогические коллективы школ все чаще разрабатывают и создают модели выпускника своего учебного заведения, опирающиеся на избранную ими концепцию и имеющиеся в их распоряжении человеческие и материальные ресурсы. В связи с этим возникает необходимость формиро­вания методологической культуры педагогов, позволяющей осущест­влять целеполагание на высоком теоретическом уровне, на основе анализа сложившейся социально-экономической ситуации, а так­же потребностей и возможностей данного учреждения образования.

Осознанное целеполагание определяет отбор содержания обучения и воспитания, форм, методов и технологийреализации поставленных целей, создание соответствующих педагогических условий, в число которых входят: организационные, направленные на создание актив­ной развивающей среды и культурно-образовательного пространства, организацию де­ятельности учащихся; материальные — техническое обеспечение учеб­но-воспитательного процесса;психологические — построение межличност­ных и деловых отношений, адекватных заданным педагогическим целям.

Наконец, результативно-рефлексивный компонент педагогической дея­тельности включает анализ и оценку ее результатов, при этом критерии оценки эффективности педагогической системы должны соответствовать за­данным целям и задачам.

Необходимо отметить, что любая педагогическая система является составной частью социальной системы, вот почему ее совершенствование рассматривается как важнейшее условие общественного развития. Преобразования педагогических систем инициируются потребностями общества и определяются тема задачами, которые стоят перед ним на определенных этапах его развития. К сожалению, зачастую эти преобразования касаются отдельных элементов педагогической системы (чаще всего содержания об­разования), в то время как ее изменение в целом предполагает одновре­менное совершенствование всех ее компонентов. Как справедливо отмечает В.А.Сластенин, любые преобразования, локализирующиеся на отдельных элементах педагогической системы и не затрагивающей другие, приводят к тому, что этот элемент выпадает из системы, либо вступает в противоре­чие с ними (17, с.196). Педагогу также необходимо уходить от поиска какого-либо «уединенного средства», которое поможет ему усовершенствовать педагогический про­цесс, и обратить свое внимание на целостное преобразование и построе­ние своей педагогической деятельности как индивидуальной педагогичес­кой системы на основе гармонизации и соответствия всех ее составляющих.

Основные компоненты педагогической деятельности, обеспечивая ее целостность, в то же время отражают ее многофункцио­нальный характер, что позволило исследователям выделить данные компо­ненты как самостоятельные деятельности, определить составляющие их действия, освоение которых учителем обеспечивает профессиональную умелость и компетентность. На основе анализа существующих подхо­дов (Н.В.Кузьмина, Е.И.Рогов, В.А.Сластенин) выстраивается следующая система данных деятельностей и действий (табл.2):

Источник

Оцените статью