- Виды бизнес-моделей и особенности построения
- Бизнес-модель: что это и для чего
- Как построить бизнес-модель — шаблон Остервальда
- Подписка на доступ к контенту
- Paywall
- Бесплатная подписка — платная подписка
- Покупка контента
- 7 элементов системного бизнеса
- Конкурентная бизнес-модель
- Эффективная модель маркетинга и продаж
- Создание организационной структуры и налаживание бизнес-процессов компании
- Подбор сильной команды и эффективная функция управления персоналом
- Организация эффективного управленческого финансового учета
- Стратегическое планирование
- Операционное управление
Виды бизнес-моделей и особенности построения
На сегодняшний день выделяется 7 общепринятых и наиболее популярных бизнес-моделей в интернете. Они не обязательно используются в чистом виде — кто-то удачно их комбинирует. Более того, гораздо выгоднее и правильнее сочетать и дополнять ими друг друга.
Бизнес-модель: что это и для чего
Бизнес-модель — это описание монетизации компании: из чего складывается ее прибыль и какие у нее расходы. Бизнес-модель — это обязательный раздел бизнес-плана любой уважающей себя фирмы.
Бизнес-модель нужна для того, чтобы сайт или компания понимала, как она планирует зарабатывать деньги и какие у нее статьи расходов. Благодаря ей легко выяснить целевую аудиторию, как будет выглядеть продукт и как его продавать.
Бизнес-модель компании нужна потенциальным инвесторам. Если инвестор желает вложить деньги в компанию, то он изучает ее бизнес-модель — она необходима как один из маркеров окупаемости вложений. С бизнес-моделью проект запускается гораздо проще, потому что его руководители имеют представление о том, над чем предстоит работать.
Обычно бизнес-модель состоит из трех взаимозависимых частей. Все упирается в создаваемый продукт, ведь именно за счет него компания получает прибыль:
- Создание продукта — его производство, работа над дизайном;
- Продвижение и продажа продукта — сюда входит маркетинг, реклама и пиар, а также сами каналы продаж;
- Монетизация продукта — его стоимость, как клиенты его покупают и от чего зависит цена.
Как построить бизнес-модель — шаблон Остервальда
А как построить бизнес-модель — на что стоит обратить внимание в первую очередь? Современный швейцарский теоретик бизнеса и консультант Александр Остервальдер, считает, что бизнес-модель должна состоять из 9 ключевых компонентов. Каждый из этих компонентов очень важен и участвует в генерации прибыли. Чтобы построить успешную бизнес-модель согласно Остервальдеру, надо заполнить каждый из этих компонентов с помощью ответов на крайне важные вопросы.
Список блоков бизнес-модели по Остервальдеру и ключевые вопросы:
- Ключевой партнер — кто это и что мы от них получаем?
- Ключевые виды деятельности — чем будем заниматься и в каком формате?
- Ключевые ресурсы — какие у нас ресурсы и что нам нужно для продаж? Какие должны быть каналы продаж и распространения продукта или услуги?
- Ценностные предложения — что предлагаем клиентам и почему они должны выбрать именно нас? Какие потребности мы удовлетворяем и какие проблемы решаем?
- Взаимоотношения с клиентами — как вы будете искать клиентов и сохранять их лояльность?
- Потребительские сегменты — кто наша целевая аудитория, которая будет приносить большую часть прибыли?
- Структура издержек — без каких расходов компания не сможет существовать?
Потоки поступления доходов — за что клиенты будут платить? Это будет одноразовая покупка или, например, подписка?
Главный принцип построения бизнес-модели предельно прост — вам необходимо знать и понимать, кто ваши потребители и како ваше УТП (уникальное торговое предложение) способно их заинтересовать. При этом важно понимать, что современный мир стремительно меняется, и поэтому бизнес-модель компании или сайта тоже может корректироваться. Это особенно актуально для бизнес-моделирования в интернете. Некоторые способы монетизации появились недавно в отличии от рекламной модели, которая стара как мир.
Можно выделить несколько способов генерации прибыли, на которых нужно сфокусировать внимание при построении любой бизнес-модели:
- Продажа активов — очень распространенный тип прибыли среди всех бизнес-моделей, это может быть как и продажа книг и музыки, так и автомобилей;
- Плата за использование — принцип предельно прост: чем больше пользуются каким-либо сервисом, тем больше итоговый ценник. Сюда относят доставку почты, мобильную связь, отели и так далее ;
- Абонентская плата — или подписка, с помощью которой клиент получает доступ к услугам или продукту;
- Аренда или лизинг — формируются из платы за временное использование актива, очевидный пример — каршеринг, съем квартиры и аренда профессионального оборудования;
- Лицензирование — такой способ прибыли популярен в интеллектуальном и технологическом секторах. Владелец сохраняет за собой авторское право, но за использование продукта или технологии получает плату;
Подписка на доступ к контенту
Обычно в этом случае предоставляется доступ к документам, видео, музыке или другому контенту — в течение месяца или года. Например, вы можете подписаться на новостной или аналитический ресурс и получить доступ к материалам публицистов и видных экспертов. Для обычных пользователей такой контент недоступен или отображается в ограниченном объёме. Эта бизнес-модель может стать альтернативой рекламной модели.
Paywall
Такой способ монетизации часто называют paywall. Многие СМИ используют paywall и, судя по нарастающей популярности этой модели, такая стратегия генерации прибыли способна давать результат. Так, американский медиа The New York Times, The Wall Street Journal, The Financial Times, The Times давно перешли на подписку, которая дает доступ к особенно эксклюзивному или уникальному контенту. В России же такие СМИ пока можно пересчитать по пальцам — « Ведомости» и Republic тоже предлагают подписку, но при этом она не распространяется на новости.
Бизнес-модель по подписке на доступ к контенту перекочевала из медиабизнеса в сферу развлечений, онлайн-услуг и программного обеспечения. Первым на ум приходит Netflix. Netflix — это американская компания, которая занимается производством и дистрибуцией фильмов и сериалов. Чтобы получить доступ к их контенту, пользователю необходимо приобрести платную подписку. По состоянию на 2019 год, у Netflix было 139 миллионов подписчиков по всему миру.
Бесплатная подписка — платная подписка
Многие сервисы и приложения (в особенности мобильные) предоставляют бесплатный доступ к пакету услуг, но расширенный функционал возможен только за платную подписку. Так, бизнес-модель, в основе которой лежит платная подписка, меняется в целях расширения клиентской базы. Например, облачное хранилище Dropbox бесплатно, но платная подписка даст больше места для документов и фотографий. Такую бизнес-модель часто называют freemium, где free означает « бесплатный», а premium « улучшенный».
Покупка контента
Здесь происходит оплата за однократный доступ к документу, видео или музыкальному клипу, который можно загрузить. Он может быть защищен или не защищен паролем либо системой управления цифровыми правами. Например, так можно купить справочные материалы, чек-листы и обучающие курсы по интернет-маркетингу или другой специальности.
Один из ярких примеров использования этой бизнес-модели — Coursera. Coursera — это проект массового онлайн-образования, который разработан профессорами Стэнфордского университета. У платформы сложная схема монетизации, однако основной источник прибыли — покупка целого курса, куда входят видеолекции, тесты и другие обучающие материалы.
Пользователи Apple могут покупать музыку и на iTunes — как отдельные песни, так и целые альбомы за определенную сумму. При этом компания предлагает подписку Apple Music, с помощью которой можно слушать миллионы песен. Такое сочетание бизнес-моделей доказывает, что компании не останавливаются на одной конкретной бизнес-модели и постоянно находятся в поисках.
Например, видеохостинг YouTube предлагает не только приобрести фильмы в хорошем качестве, но и рекомендует подписку YouTube Premium. Хотя, казалось бы, прибыль сервиса генерируется только за счет рекламы.
Компании, которые продают контент, вынуждены прибегать к управлению цифровыми правами (DRM) — это использование различных технологий для защиты распространения цифровых услуг или контента, такого как программное обеспечение, музыка, фильмы или другие цифровые данные. Это особенно актуально для рынка электронных книг, где сайты крупных книжных компаний терпят большой ущерб от пиратства.
Источник
7 элементов системного бизнеса
Системный бизнес – это эталонная модель, к которой стремится каждый собственник. Вот только представления о системе управления бизнесом у всех разные. Чтобы развеять сомнения, в этой статье расскажем о 7 обязательных элементах каждого системного бизнеса.
Систематизация бизнеса нужна даже стартапам с тремя сотрудниками. Она описывает ключевые процессы бизнеса и указывает путь дальнейшего развития.
Подгонять под идеал каждую мелочь не обязательно, достаточно ввести 7 элементов.
Конкурентная бизнес-модель
Бизнес-модель – это ДНК бизнеса, в которую заложен будущий успех, развитие и перспективы компании. Она графически отображает, какие в компании будут отделы, где она будет брать ресурсы для существования, как обеспечивать продажи и прибыль. Бизнес-модель – это основа замысла, на которой строится компания.
После формирования бизнес-модели вы точно найдете пробелы в структуре и дополнительные ресурсы для будущего масштабирования или экономии расходов.
Будьте готовы и не паникуйте:
1. Модель бизнеса меняется десятки раз в процессе доработки и испытания реальными условиями.
2. Не начинайте с пустого места. Возьмите за основу рекомендации специалистов – хотя бы бизнес-модель Александра Остервальдера. Если хотите получить более современные представления о построении бизнес-моделей – приходите на практикум Кирилла Куницкого «Систематизация бизнеса».
3. При создании бизнес-модели акцентируйте внимание не на прибыли, а на создании уникального предложения и ценности.
Эффективная модель маркетинга и продаж
Модель продаж и маркетинга – это тот мостик, который соединяет продукт и целевые сегменты рынка. Вам нужно понять, Как, Где и С Кем коммуницировать, чтобы заявить о себе.
Модель состоит из 3 элементов:
1. Создание знания о компании и продукте. Используйте любые виды доступных коммуникаций с людьми: контекстная и наружная реклама, SMM и другие виды рекламы. Выступайте на бизнес-мероприятиях – так вы сразу создадите образ экспертов в отрасли. И не забывайте о сарафанном радио – этот канал коммуникации лучше использовать в своих целях, чем ждать, когда он заработает против вас.
2. Развитие лояльности ЦА к бренду и продукту. Коммуницировать с целевой аудиторией нужно системно и регулярно. Главная цель – превратить потребителей в адвокатов бренда. Я вас знаю -> Я готов с вами взаимодействовать -> Я готов вас рекомендовать – по такому пути вы должны провести клиентов.
3. Стимулирование продаж. Разогретую лояльную аудиторию нужно подтолкнуть к решению о покупке. Специальные условия, ограниченное предложение и качественная работа менеджеров по продажам стимулируют клиентов к принятию решения о сделке.
Создание организационной структуры и налаживание бизнес-процессов компании
Организационная структура – это каркас, на котором держится стабильное функционирование бизнеса. Создайте понятную иерархию, центры ответственности и обязанности каждого сотрудника. Тогда в компании не будет путаницы по распределению работы, поиска ответственных в случае ошибки и каждый будет понимать свое место в компании.
Еще один плюс организационной структуры бизнеса – при увольнении кого-то из сотрудников, система работы не рухнет и вы без труда найдете нового человека на замену. Поэтому, не создавайте гибридных сотрудников, которые занимаются всем подряд. Их эффективность в компании невысокая, а незаменимость – очевидна.
Когда в компании есть орг.структура и системный подход к управлению, бизнес-процессы продвигаются быстрее, потому что не возникает «затыков» и вопросов «что дальше?». Коллектив превращается в команду, которая идет общим курсом и не требует постоянного контроля руководства.
Подбор сильной команды и эффективная функция управления персоналом
От решений руководителя зависит 90% эффективности сотрудников. И решения по подбору персонала тоже влияют. Для успешной команды важно найти «своих» людей. Научитесь отличать их от «не своих» еще на этапе собеседования.
Команда единомышленников, разделяющих корпоративную культуру компании и ценности, идеологию бренда, сделает гораздо больше, чем коллектив людей, которые не понимают друг друга.
Наладить HR-функцию и эффективный подбор персонала важно еще в начале работы компании. Создайте психологический портрет подходящих сотрудников, разработайте систему адаптации, введите инструменты развития персонала и оценку продуктивности – все это внутренние механизмы, которые вырастят из сотрудников настоящих «звезд» в своем деле.
Организация эффективного управленческого финансового учета
Не надо становиться волком с Уолл-стрит или финансовым аналитиком. Собственнику достаточно разбираться в балансовом отчете, P&L и Cashflow. На основании показателей всего 3-х отчетов руководитель сможет принимать решения по управлению бизнес-процессами. Делайте решения взвешенными и у вас не будет возникать вопрос: «Зарабатывали же, куда делись средства?»
Стратегическое планирование
Стратегическое планирование – это обязательный этап, одна из функций управления бизнесом, без которой он двигается «на ощупь». Процесс стратегического планирования дает понять, по какому сценарию развиваться бизнесу, к чему стремиться и какими способами.
Этапы стратегического планирования:
1. Определение миссии и целей организации. В первую очередь разработайте концепцию и определите направление, в котором компания будете двигаться.
2. Анализ конкурентной среды. На этом этапе нужно проанализировать ресурсы, нынешнее положение, сильные и слабые стороны компании, перспективы развития. Уделите время и внешней среде: ситуации на рынке, экономике, анализу конкурентов.
3. Выбор стратегии. Стратегическое планирование бизнеса предполагает разработку альтернативных направлений развития компании. Проработав все возможные варианты, вам будет легче понять, какой путь выбрать для компании.
4. Реализация стратегии. Разработка этапов, процессов реализации, выделение бюджета – на этом этапе переходим от теории к практике. При необходимости, можно вносить правки в стратегию.
5. Оценка и контроль выполнения. На этапе реализации, нужно контролировать краткосрочные и среднесрочные планы, корректировать методы и инструменты достижения поставленных целей. Не забудьте определить центры ответственности и установить комплекс мероприятий по промежуточному контролю достижения целей.
Операционное управление
Отдайте пальму первенства в операционном управлении компанией ТОП-менеджерам. Собственнику важно сконцентрироваться на стратегии.
Избавляйтесь от бюрократии, сокращайте время принятия решений и грамотно распределяйте операционные задачи между центрами ответственности. Системный подход поможет освободиться от рутинных вопросов в пользу стратегического бизнес-планирования и развития компании. Регулярный менеджмент поможет запустить механизм функционирования компании без постоянного контроля собственника.
Читайте наш блог и повышайте культуру бизнеса в стране вместе с «Бизнес-Конструктор».
Источник