Система целенаправленной деятельности человека по своему совершенствованию называют

Целенаправленная деятельность

Всякая деятельность (движение, изменение, развитие и т. п.) является целенаправленной— направлена на достижение определенной цели.

Примеры. Студент учится, чтобы получить профессию. Рабочий обтачивает заготовку, чтобы получить деталь. Спортсмен тренируется, чтобы завоевать медали и чемпионские звания. Целевой характер имеют отдых, развлечения, прогулки, игры, физзарядка, чтение, коллекционирование и т. п.

Цель — это субъективный образ желаемого состояния объекта.

Причинной и движущей силой любой деятельности является наличие противоречия — своеобразной «разности потенциалов» между имеющимся и желаемым (целевым) состояниями объекта. Если пути устранения противоречия не являются очевидными, то противоречие становится проблемой.

Цели и проблемы

Цели тесно связаны с проблемами: с одной стороны, поставленная цель порождает проблему ее достижения, а с другой для решения проблемы ставится цель как путь ее решения. При этом проблемы могут иметь объективный или субъективный характер, а цели могут носить характер желания или направления деятельности.

Примем за аксиому, что высшая цель сохранение функционирования и развития объекта. Это порождает потребность в обменных явлениях: в материальных, энергетических и информационных потоках подводимых ресурсов и отводимых потоках продуктов функционирования.

Потребность — это объективная необходимость во взаимодействии с окружающей средой для сохранения функционирования и развития объекта.

Следует различать удовлетворенную и неудовлетворенную потребности. Неудовлетворенная потребность порождает проблемную ситуацию — проблему, которую назовем объективной проблемой.

Объективная проблема — это разность между необходимым и существующим.

Пример. Для управления необходима информация, для жизни человека — воздух и т. п. Если всего этого хватает, то нет никаких проблем; они начинаются, если потребность не удовлетворена.

Источник

А) сознательная, целенаправленная самосостоятельная деятельность ведущая к совершенствованию

А) педагог

б) форма взаимодействия

В) академический час

154. Управление коллективом, осуществляемое его членами через выборные органы самостоятельно, называется

А) самоуправлением

155. Предметом педагогики являются…

а) технологии воспитательного процесса

б) личность воспитанника

в) содержание воспитания

г) развитие человека

Д) закономерности процесса воспитания

156. Дополните перечень функций педагогического процесса:

Воспитательная

157. Дайте определение понятия: базисный учебный план– это нормативный документ, содержащий перечень предметов, последовательность и сроки их изучения, количество часов на каждый предмет………..

158. Определите понятие: Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека – это развитие

159. Определите понятие: Усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе и воспроизводство им социальных связей и социального опыта – это социализация

160. Дополните определение понятия: Государственный образовательный стандарт – это нормативный документ, включающий федеральный и национально-региональный компоненты, определяющие обязательный минимум содержания и максимальный объём учебной нагрузки обучающихся…..

161. Перевоспитание- это

А) перестройка установок взглядов и способов поведения, противоречащих этическим нормам

б) специально организованная познавательная деятельность

в) адаптация человека к различным ценностям

г) воспитание правил хорошего тона и культуры поведения

д) воспитание чувства национального достоинства

Читайте также:  Как начать рекламировать свою компанию

162. Укажите правильные номера элементов, которые раскрывают содержание образования:

А) учебники

б) лабораторное оборудование

В) справочники и словари

д) аудиторная доска

163. Назовите три ступени системы высшего профессионального образования… бакалавр, специалист, магистр

164. Определите понятия: эффективное взаимодействие преподавателей и студентов, направленное на достижение заданной воспитательной цели – это процесс воспитания

165. Определите понятия: способы воздействия на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников для выработки у них заданных целью воспитания качеств – это методы воспитания

166. Выделите формы воспитания:

А) индивидуальные

В) микрогрупповые

Д) групповое

Е) массовые

167. Дайте определение понятия: принцип – это обобщенное руководство или правило, постоянно при различных условиях и обстоятельствах приводимое в жизнь…

168. Определите понятия: Часть общего метода, отдельное действие (воздействие), конкретное улучшение – это прием воспитания

169. Определите понятия: Система знаний, убеждений, навыков, качеств и черт личности, устойчивых привычек поведения, которыми должны овладеть учащиеся в соответствии с поставленными целями и задачами, понимается как содержание воспитания

170. Дайте определение понятия: средство воспитания– это явление окружающей действительности, которое преподаватель подчиняет своему влиянию и использует в воспитании….

171. Дайте определение понятия: дидактика – это наука об обучении, образовании, их целях, содержании, методах, средствах, организации достигаемых результатов…..

172. Определите понятие: принципы дидактики– исходное, руководящее положение, определяющее деятельность учителя и характер познавательной деятельности студентов…

173. Выделите современные технологии в обучении:

Б) развивающие

В) наблюденческие

Д) личностно-ориентированные

Е) коммуникативного обучения

174. Дайте определение понятия: методы обучения– это способы организации учебно-познавательной деятельности студента с заранее определенными заданиями, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей….

175. Дополните определение: Сущность метода «работа с книгой» заключается в овладение новыми знаниями, когда студент изучает материал и осмысливает содержащиеся факты, примеры, закономерности и параллельно с этим приобретает умение работать с книгой…..

176. Ответьте на вопрос: Кем впервые был введён термин «социальная педагогика»?

В) А. Дистерверг

177. Раскройте понятие: Социальная педагогика– позволяет узнать, что может произойти в жизни человека того или иного возраста, в тех или иных обстоятельствах…

178. Ответьте на вопрос: В каком веке социальная педагогика обрела статус самостоятельной науки?

В) XIX

179. Раскройте понятие: Социальная педогогика – система понятий, законов, раскрывающих процесс социального становления личности, социального управления с учётом влияния на них факторов среды, сформировавшиеся в совокупности учений и концепций, подтверждающиеся педагогической практикой

180. Раскройте понятие: социально-педагогический процесс– это целенаправленная деятельность по диагностике и прогнозированию социального развития, коррекции и воспитанию, перевоспитанию………..

181. Выберите, какая из наук заложила методологические основы развития социальной педагогики:

Б) философия

д) социальная работа

182. Самовоспитание — это

а) сознательная, целенаправленная самосостоятельная деятельность ведущая к совершенствованию

б) целенаправленная деятельность как результат активного взаимодействия личности со средой

в) опыт формирования сознания, чувств и навыков поведения

г) преобразование отрицательных способов поведения осложняющих процесс формирования личности

д) устранение обстоятельств, способствующих формированию право нарушающего поведения

Читайте также:  Компания выпускает свою газету

183. Общие принципы познания и категориальный срой науки в целом составляют содержание такого уровня методологии, как…

Б) философский

184. Выберите из перечисленных наук (областей знания) четыре, которые оказали основное влияние на становление и развитие (генезис) идей социальной педагогики:

Б) педагогика

Д) религия и церковь

185. Дайте определение понятия: Микросоциум – это ближайшее окружение человека, зона непосредственного взаимодействия человека и среды, где осуществляется его повседневная деятельность, отношения и общение…

186. Определите понятие: институты десоциализации — криминогенные неформальные группы людей, преступные группировки, семьи аморального, асоциального типа….

187. Раскройте понятие: воспитание – это передача общественного опыта от одного поколения к другому…..

188. Раскройте понятие: Социально-педагогическая деятельность – это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи человеку в процессе его социализации, освоение им социокультурного опыта и создание условий для его самореализации в обществе…

189. Выберите правильный ответ: Какие перечисленные ниже функции являются функциями социальной педагогики:

А) познавательная

В) прогностическая

Д) воспитательная

190. Раскройте понятие: Социальное обучение– это целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирование социальных умений и навыков, способствующих социализации человека…

191. Ответьте на вопрос: Кто первый сформулировал принцип природосообразности?

А) А. Дистерверг

б) И. Г. Песталоцци

г) Я. А. Коменский

192. Какому термину соответствует определение:Социально-педагогический процесс — это целенаправленная последовательность действий социального педагога, обеспечивающая наиболее оптимальное достижение определённой социально-педагогической цели в социальном развитии, воспитании (перевоспитании, исправлении) овладение умениями и навыками в самообслуживании, обучении, профессиональной подготовке объекта ….

193. Ответьте на вопрос: Кто первый сформулировал принцип культуросообразности?

б) И. Г. Песталоцци

Г) Я. А. Коменский

194. Раскройте понятие: При субъект – объектном – субъект социализации –общество, объект – человек (индивид), при субъект – субъектном – и индивид, и общество являются одинаково активными субъектами процесса социализации – это социализация

195. Раскройте понятие: Уровень развития личности, проявляющаяся в совокупности между поведением, знанием, убеждением и характеризующийся степенью оформленности общественно-значимых качеств – это воспитанность

196. Отметьте известные Вам макрофакторы социализации:

Источник

Это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодоление отрицательных

Предмет, задачи, методологические основы педагогики.

Объект (от лат. оbjecio – противопоставляю) – это то, что противопоставляется субъекту, на что направлена его познавательная или иная деятельность. Объектом педагогики является человек, развивающийся в результате воспитательных отношений.

Предмет – это то, что изменяется в деятельности. Данная категория обозначает некоторую целостность, выделенную из мира объектов в процессе познания мира. Главное отличие предмета от объекта состоит в выделении свойств и признаков. Педагоги-исследователи по-разному подходят к определению предмета педагогики.

Задачи педагогики.Выделяют научные и практические задачи педагогики. Задачи науки – вести исследования, увеличивая запас открытий, разработок, конструирования моделей образовательно-воспитательных решений, задачи практики – осуществлять воспитание, образование школьников.

Все задачи, решаемые педагогической наукой, делятся на два класса: постоянные и временные. Постоянные задачи педагогики не могут быть решены до степени исчерпаемости. Возникновение временных задач диктуется потребностями практики и самой науки, они отражают необозримое богатство педагогической действительности.

Читайте также:  Какая компания создала сталкера

К постояннымзадачам относятся: вскрытие закономерностей в областях воспитания, образования, обучения, управления образовательными и воспитательными системами; изучение и обобщение практики, опыта педагогической деятельности; разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления образовательными структурами; прогнозирование образования на ближайшее и отдаленное будущее; внедрение результатов исследования в практику.

Примерами временныхзадач могут быть: создание библиотек электронных учебников; разработка стандартов педагогического профессионализма; выявление типичных стрессоров в работе учителей; создание дидактических основ обучения школьников с ослабленным здоровьем; разработка новых технологий подготовки будущих учителей; выявление условий, оказывающих влияние на выбор школьниками профессии и т. д.

Одним из основных методологических принципов признан системный подход,сущность которого заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики отдельных элементов, составляющих систему.Системность – одна из ключевых характеристик педагогических явлений и процессов.

Большое внимание системному подходу в педагогике уделяли В.П. Беспалько, М.А. Данилов, Т.А. Ильина, Ф.Ф. Королев и др.

В рамках системного подхода следует иметь в виду, что система характеризуется следующими особенностями:

1) целостностью.Свойства целого принципиально несводимы к механической сумме его элементов. Вместе с тем каждый элемент в системе имеет свое место и свои функции;

2) структурностью.Функционирование системы обусловлено не столько особенностями отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры;

3) иерархичностью.Каждый элемент системы может быть рассмотрен как относительно самостоятельная подсистема;

4) взаимозависимостью системы и среды.Система функционирует и развивается в тесном взаимодействии со средой;

5) множественностью описаний.В связи со сложностью системных объектов в процессе их познания могут быть использованы различные схемы, модели их описания.

Следует особо обратить внимание на необходимость целостного подхода к образовательным системам, т. е. соблюдать принцип целостности в исследовании.

В педагогическом процессе явно выявляются взаимодействия, изучаемые синергетикой (от греч. – ynergo– совместно действующий) – современной теорией совместного действия. Эта теория фокусирует внимание на неравномерности, нестабильности как естественном состоянии нелинейных систем, на многовариантности и неопределенности путей их развития в зависимости от множества влияющих факторов и условий. Исходя из этого следует, что педагогической системе нельзя навязывать способ поведения или развития, но можно выбирать и стимулировать один из заложенных в конкретных условиях вариантов, рассчитывая на синергетический (самоуправляемый) процесс.

Категориальный аппарат педагогики.

1. Воспитание.

В широком смысле воспитание – все воздействия общества на личность. В узком смысле воспитание – целенаправленная деятельность, направленная на формирование качеств личности.

С содержательной точки зрения можно выделить восптание: нравственное, гражданское, умственное, физическое и т.д.По институционному признаку можно выделить воспитание: семейное, общественное, школьное, религиозное и т.д.По стилю взаимоотношений педагога и воспитанника: авторитарное, демократическое.

2. Обучение.

Это совместная целенаправленная деятельность учителя и учащегося, в ходе которой осуществляется развитие личности, образование, воспитание, учение и преподавание.

3. Самовоспитание.

Это сознательная целенаправленная деятельность человека по совершенствованию своих положительных качеств и преодоление отрицательных.

Источник

Оцените статью