Система ограничений иностранных инвестиций

Ограничения для иностранных инвесторов

Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).

Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети «Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).

Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).

Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).

Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).

Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)

Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»

Источник

Система ограничений деятельности иностранных инвесторов на территории принимающих государств

Исторически многие страны мира применяли различные ограниче­ния на иностранные инвестиции, прежде всего прямые.

Причины введения ограничений:

· опасения стран по поводу установления излишне высокого иностранного контроля над национальной экономикой;

· опасения потери части национального достояния;

· стремление содействовать участию местных жителей в руковод­стве компаний, содействовать росту их занятости;

· желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.

Средства ограничения притока иностранных ин­вестиций условно делят на две группы:

· прямые, или формальные;

· скрытые, или неформальные.

К прямым (формальным)относятся средства, регулирующие при­ток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. Они носят очевидный характер и оказывают основное влияние на при­ток инвестиций.

К ним относят:

· порядок регистрации и деятельности компаний с иностранными
инвестициями;

· законодательные или иные ограничения на долю иностранной соб­ственности и контроль в отдельных отраслях;

· требования, связанные с торговыми аспектами инвестиций, установление минимального объема экспорта, требование максимально­го уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;

· требования в отношении условий производственной деятельности
компаний — доля местного компонента в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований, минимального объема использования местной рабочей силы.

В свою очередь, прямые ограничения делят на абсолютные и отно­сительные..

Абсолютные ограничения включают в себя определение максималь­ной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью компании (т. е. процентные ограничения на долю в уставном капитале) или в отдельных отраслях (процентные ограничения на долю в объеме активов в той или иной отрасли). Абсолютные ограничения на иностранную собственность и/или кон­троль по конечному эффекту эквивалентны квотам на импорт.

Примеры относительных ограничений: требования в отношении най­ма местной рабочей силы, проведения внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачи торговой марки материнской компа­нии и др.

Относи­тельные ограничения аналогичны тарифам, так как они негативно ска­зываются на притоке инвестиций за счет увеличения издержек при ре­гистрации и/или функционировании иностранных филиалов в принимающей стране.

Как уже упоминалось, последние два десятилетия характеризуются либерализацией прямого регулирования инвестиций, прежде всего в промышленно развитых государствах. Были снижены отраслевые огра­ничения, но есть и исключения. Например, можно назвать американс­кую практику, когда в 80-е гг. была принята поправка Эксон-Флорио, разре­шающая правительству страны запрещать допуск прямых зарубежных инвестиций в отдельные отрасли из-за угрозы нарушения националь­ной безопасности.

Условия допуска инвестиций в промышленно развитые страны прак­тически не изменились, несмотря на либерализацию. Причина этого в том, что либерализация прямого регулирования допуска ПИИ не ведет к увеличению транспарентности правовых режимов. Практически все страны сохранили, хотя и мало используют, механизм запрета допуска ПИИ в отдельные отрасли в целях национальной безопасности. Кроме того, действуют антитрестовское законодательство, отраслевые ограни­чения.

Скрытые (неформальные) государственные ограничения на при­ток иностранных инвестиций (вторая группа) представляют собой барье­ры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, с деятельностью политических и социально-культурных организаций. То есть они непосред­ственно не ограничивают приток инвестиций и не применяются из дис­криминационных соображений против иностранных инвесторов. Но их нельзя игнорировать. Более того, в настоящее время они пользуются при­оритетом с учетом значительного влияния на деятельность иностран­ных компаний.

Под административными барь­ерами принято понимать труднос­ти, препятствующие инвестицион­ной и предпринимательской дея­тельности, которые появляются из-за несовершенства государст­венной политики или плохой орга­низации работы органов власти, сознательного ущемления интере­сов хозяйствующих субъектов пу­тем принятия актов, совершения действий или бездействия. Эти ба­рьеры могут возникнуть от нали­чия целого ряда факторов: методов регулирования экономикой; уров­ня перераспределения ВВП; соста­ва и структуры государственных и общественных институтов, их вза­имодействия и распределения пол­номочий между ними; от качества, гармоничности и полноты законо­дательной базы; механизма приня­тия государственных решений; степени влияния частного сектора, а также ряда внешних и внутрен­них факторов, влияющих на поли­тическую и экономическую ситуа­цию в стране.

Административные барьеры на пути бизнеса и деловой активнос­ти существуют во всех странах ми­ра вне зависимости от уровня эко­номического развития и роли в нем государства. Так, по данным Организации экономического со­трудничества и развития, в отдельных странах преодоление этих барьеров уже на стадии орга­низации бизнеса повышает из­держки компаний и задерживает начало предпринимательской дея­тельности. К чис­лу стран с высоким уровнем фор­мальностей относят Грецию, Ита­лию, Испанию и Францию. Мини­мальные административные огра­ничения применяются в практике Дании, Великобритании и США. В числе наиболее благо­приятных экономик для основания и ведения бизнеса иностранными компаниями выделяются малые европейские страны – Швеция, Бельгия, Финляндия, Ирландия и Нидерланды.

По данным Конференции ООН по торговле и развитию, для того чтобы создать новую компанию, в Австрии необходимо пройти через 12 процедур, что займет минимум 154 рабочих дня, и заплатить 11612 долларов в качестве различ­ных сборов. В Боливии создание компании требует прохождения 20 процедур, и на это придется потра­тить, по крайней мере, 82 рабочих дня и 696 долларов. В Канаде для основания нового предприятия по­требуется два дня (необходимо пройти только две процедуры) и всего 280 долларов. Чтобы создать компанию в Российской Федера­ции, необходимо пройти 16 проце­дур, стоимость которых составля­ет 1145,6 доллара с учетом лишь официальных выплат. Естествен­но, объем расходов компаний на прохождение всех этих процедур возрастает, если учитывать неофи­циальные выплаты.

В среднем в мире для создания новой компании необходимо прой­ти 10 процедур, на что у предпри­нимателя уйдет 63 рабочих дня (если прохождение через эти про­цедуры не задерживается).

Хотя сводная информация о количестве бюрократических про­цедур и стоимости их прохожде­ния предпринимателями, начина­ющими свой бизнес в Республике Беларусь, отсутствует, по мнению иностранных инвесторов, их из­держки в республике также высоки.

С точки зрения хронологии осуществления капиталовложений все ограничения можно разделить на следующие группы:

1) средства регулирования на стадии допуска — связано с регистрацией и ли­цензированием отдельных видов деятельности. В этой группе административных барье­ров главная сложность для иностранных инвесторов связана с задержкой получения соответствующих разрешений, а значит, и дополнительные издержки вследствие излишнего контроля со стороны государства при проведении отбора и одобрения проектов, детального изучения их ха­рактеристик, а также из-за отсутствия транспарентности или информа­ции. Простым, но существенным источником задержки выдачи разре­шения на вложение иностранных капиталов является соответствие ин­вестиционного проекта различным требованиям, которые выдвигают правительственные органы — регистр компаний, на­логовые власти, статистические органы. Как привило, отсутствие ин­формации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является серьезным неформальным барьером.

Другое ограничение — отсутствие координации между местными и центральными органами власти принимающей страны при выдаче раз­решения и проведении налоговых процедур;

2) средства регулирования на стадии вложения — специфические или отраслевые разрешения, необходимые фирмам в отдельных отраслях.

Правительство принимающей страны может потребовать дополнительную оценку инвестиционного проекта для отдельных отраслей — туриз­ма, газодобычи, рыбного хозяйства, инфраструктуры,сельского хозяйства. Условия процедуры могут быть нетранспарентными, особенно
в туризме и инфраструктуре.

3) на стадии деятельности, что связано с установлением взаимоотношений с правительственными органами и исполнением правил и норм в области охраны труда, социальной безопасности.

Наиболее часто встречающимися средствами государственного контроля в отношении деятельности иностранных инвесторов являются: регистрация, лицензирование, установление доли участия иностранного инвестора, запрет на вложение прямых иностранных инвестиций, требование защиты окружающей среды, ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы, требования использования местного сырья, контроль над экспортом из принимающей страны продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями.

Следствием возрастания в мире заинтересованности в изучении проблем административных пре­пятствий (барьеров) на пути пред­принимательской деятельности стало образование в 1985 г. в структуре группы Всемирного бан­ка новой специализированной ор­ганизации — Консультативной службы по иностранным инвести­циям (Foreign Investment Advisory Service). Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ) дополняет в своей практической деятельности орга­низации, входящие в группу Все­мирного банка и работающие в сфере изучения и содействия пото­ков международных инвестиций, а именно: Международный банк ре­конструкции и развития, Между­народная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.

Целями деятельности КСИИ является помощь правительствам в совершенствовании общей эконо­мической политики, инвестицион­ного и налогового законодательст­ва, политики в области приватиза­ции, деятельности государствен­ных органов, а также проведение специальных исследований и дру­гие мероприятия, направленные на смягчение инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций.

С момента своего создания Консультативная служба оказала помощь более чем 120 странам мира. Необходимо особо подчеркнуть, что многие страны, исходя из своих желаний по улуч­шению элементов экономической и инвестиционной политики, мно­гократно обращались за помощью по различным вопросам в КСИИ.

Спектр рассматриваемых Кон­сультативной службой вопросов следующий:

– общее состояние экономики и инвестиционного климата (сте­пень государственного вмешатель­ства в экономику, ограничения в переводе капитала и дивидендов (доходов), налоговая система, об­щая характеристика и эффектив­ность действующей правовой сис­темы, доступ иностранных инвес­торов к приобретению и управле­нию национальных (местных) компаний, возможность доступа иностранных инвесторов к земле, местным технологиям, рабочей си­ле и т. д.);

– правовая система и государ­ственное регулирование (исследо­вание национальной правовой сис­темы и государственного регули­рования, рекомендации в области ограничительных процедур для иностранных инвестиций, ограни­чения к покупке (приобретению доли) местных компаний, конвер­тируемость валюты, доступ к при­обретению земли и недвижимости, степень защиты местным законо­дательством и международными соглашениями иностранных инве­стиций);

– административные ограни­чения и барьеры (исследование и помощь правительствам в сниже­нии административных барьеров и ограничений, а также выработка практических рекомендаций по их устранению);

– инвестиционные льготы (анализ действующих льгот и по­ощрений, выработка рекоменда­ций по повышению их эффектив­ности);

– стимулирование и поощре­ние инвестиций (помощь и реко­мендации государственным орга­нам, национальным инвестицион­ным агентствам в составлении ин­вестиционной стратегии и про­грамм, эффективно стимулирую­щих и поощряющих иностранные инвестиции в наиболее нуждаю­щиеся отрасли и сферы экономи­ки);

– исследование вопросов взаи­моотношений иностранных инвес­торов и местных компаний и фирм. Выработка рекомендаций по улучшению бизнес-контактов и связей между ними;

– исследование вопросов по ве­дению статистического учета при­тока прямых иностранных инвес­тиций. Формирование эффектив­ной и современной информацион­ной системы и потоков информа­ции (статистическая информация по влиянию прямых иностранных инвестиций на рынок рабочей си­лы, экспортный потенциал, повы­шение конкуренции на националь­ном рынке страны-реципиента и др.);

– помощь странам в координа­ции и повышении эффективности усилий в области привлечения производительных иностранных инвестиций со стороны специали­зированных международных орга­низаций (ЮНКТАД, МАГИ, ЮНИДО и др.).

С началом рыночных реформ страны Центральной и Восточной Европы, а затем и СНГ начали ак­тивно сотрудничать с КСИИ. На­личие квалифицированной и мно­госторонней помощи со стороны соответствующих структур Кон­сультативной службы позволяет многим государствам приводить свое законодательство, экономиче­ские механизмы, инструментарий, роль и деятельность заинтересованных государственных органов, инфраструктуру к общепринятым нормам, что оказывает положительное влияние на приток иностранного капитала.

Мировая практика показывает, что государства используют различные направления политики регулирования допуска и функционирования иност­ранных инвестиций на основе применения разнообразных средств.

Разрешение (регистрация) на инвестиционную деятельность. Все иностранные инвестиции подлежат обязательной регистрации в уполномоченном государственном органе. Разрешение на осуществление деятельности фирме выдается при соблюдении обязательных требований. Количество таких требований может способствовать приливу капита­ла или, наоборот, тормозить его. Например, в Нидерландах выдача разрешений – несложная процедура: иностранные фирмы, создающие филиал, обязаны в течение одного меся­ца предоставить местному регистру компаний сведения о владельцах и директорах, а также заверенную копию устава компании. В Мексике предварительное разрешение на допуск инвестиций требуется только в том случае, если ино­странные капиталовложения превышают 10 % стоимости проекта.

Лицензирование являлось основной формой государственного контроля над допуском инвестиций во многих стра­нах до середины 80-х гг. XX в. Требование лицензирования может действовать в отраслевом разрезе, особенно в автомобилестроении, химической, нефтехимической отраслях, в производстве компьютеров, с учетом объема вкладываемых инвестиций, доли иностранного инвестора в уставном капитале. Например, в Южной Корее подле­жат лицензированию прямые иностранные инвестиции, вкла­дываемые в телекоммуникации, здравоохранение, горнодо­бывающую индустрию, издательское дело, оптовую торговлю.

Процентное ограничение доли иностранного инвестора применяется, главным образом, в отдельных отраслях прини­мающей экономики. Так, на Филиппинах доля иностранного инвестора ограни­чена 40 %, если отрасль, в которую вкладывается капитал, находится в следующем списке: банковское дело, строительство, земельная собственность, эксплуатация природ­ных ресурсов, морское судоходство, общественный тран­спорт; доля иностранного инвестора в сфере рекламы огра­ничена 30 %.

Запрет на вложение ПИИ применяется очень редко и ограничен в основном отраслями военно-промышленного комплекса, газо- и водоснабжения и некоторых других стра­тегических направлений. Так, в списке запрещенных для иностранных инвестиций отраслей, например, на Филиппинах – оптовая торговля, торговля рисом и кукурузой, эксплуатация природ­ных ресурсов небольшими фирмами, образование, СМИ; в Таиланде – недвижимость, реклама, строительство.

Требования защиты окружающей среды. Национальное законодательство многих государств определяет сферы, вло­жения в которые требуют предварительной экспертизы, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.

Процедурные ограничения могут иметь различный характер. Они связаны, например, с порядком регистрации компании в местном реестре, необходимостью предоставле­ния соответствующих документов, определения стоимости регистрации и др.

Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минимального периода инвес­тиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала из принимающей страны.

Ограничения, связанные с наймом иностранной рабо­чей силы, что объясняется желанием принимающей страны хотя бы частично решить проблему увеличения числа занятых с помощью иностранных инвестиций. Это касается порядка выдачи виз; сроков пребыва­ния иностранных работников и консультантов; получения разрешения на работу для иностранного персонала; установления минимального уровня заработной платы и т. д. Такие ограничения актуальны, когда руководящие работники фи­лиалов ТНК – исключительно иностранцы с соответствующими полномочиями и заработной платой, т. е. имеет место дискриминация со стороны иностранного инвестора по отно­шению к национальным работникам. Так, на Филиппинах использовалась практика, при которой иностранный инвестор, имеющий регистрацию в стране, может нанимать иностранных граж­дан в качестве советников, руководящего и инженерно-тех­нического персонала в течение пяти лет, начиная со дня ре­гистрации организации с иностранными инвестициями.

Требование продажи части акций, принадлежащих иностранному инвестору, национальным юридическим и физическим лицам. Данная практика встречается в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, на Филиппинах зарубежная фирма должна принять филиппинские инвестиции, а по истечении 30 лет передать 60% уставного капитала филиппинским юридическим и физическим лицам. Но это требование не действует, если фирма экспортирует 100% произведенной продукции.

Перечисленные методы могут применяться правитель­ствами в различных комбинациях. Но их воздействие на объем и эффективность иностранных инвестиций должно быть согласовано с элементами инвестиционного климата, а также методами политики стимулирования иностранных инвестиций в страну-реципиент.

Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 65 ; Нарушение авторских прав

Источник

Читайте также:  Показатели доходности инвестиций отражают
Оцените статью
Читайте также:
  1. A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
  2. C. получения систематической информации о ходе производства
  3. ERP — информационная система масштаба предприятия
  4. Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
  5. I этап: Подъем промышленности в Германских государствах и отсталость сельского хозяйства.
  6. I. 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
  7. I. Военная служба как особый вид государственной службы
  8. I. Місцеві фінанси як система.
  9. I. Основные признаки и систематика водорослей.
  10. II пара ЧМН — зрительный нерв и зрительная система.