Закон устанавливает ограничения на участие иностранных инвесторов или групп лиц в уставных капиталах хозяйственных обществ, имеющих стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства (далее — «Хозяйственные общества»), а также регулирует отношения, связанные с совершением иных сделок, в результате которых иностранные инвесторы или группы лиц устанавливают контроль над Хозяйственными обществами (ст. 2 Закона).
Закон содержит перечень из 42 видов деятельности, имеющих стратегическое значение для национальной безопасности России. К ним относятся, во-первых, виды деятельности, связанные с обороной страны, а именно деятельность, связанная с ядерными установками и материалами, радиоактивными веществами, шифровальными средствами, вооружением и боеприпасами, военной и авиационной техникой, авиационной безопасностью, космическими разработками. Во-вторых, к стратегически важным областям отнесена деятельность средств массовой информации, а именно телевизионное и радиовещание на территории, в пределах которой проживает население, составляющее половину или более численности населения субъекта РФ, деятельность редакции и (или) издателя периодического печатного издания, продукция которого выпускается тиражом отдельного номера не менее 1 млн. экземпляров, а также полиграфическая деятельность, осуществляемая субъектом, способным обеспечить печать не менее 200 млн. листов оттисков в месяц. В-третьих, стратегически важной признана деятельность хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение в географических границах РФ на рынке услуг связи (за исключением предоставления доступа к сети «Интернет») и включенным в реестр, предусмотренный Федеральным законом «О защите конкуренции», на рынке услуг фиксированной телефонной связи на территории 5 и более субъектов РФ, в области производства и реализации металлов и сплавов со специальными свойствами, а также оказание услуг хозяйствующим субъектом, внесенным в реестр субъектов естественных монополий, и некоторые другие. К четвертой категории можно условно отнести деятельность, связанную с полезными ископаемыми и природными ресурсами: геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения, добычу (вылов) водных биоресурсов, выполнение работ по активному воздействию на гидрометеорологические и геофизические процессы и явления и др. (ст. 6 Закона).
Законом установлены разрешительный и уведомительный порядок согласования установления контроля иностранного инвестора над Хозяйственными обществами. Та или иная процедура зависит от количества приобретаемых акций (долей) или иных факторов, позволяющих говорить о возможности контроля со стороны иностранного инвестора над Хозяйственным обществом. Необходимость согласования со специальной правительственной комиссией (которая еще не создана) предусмотрена для иностранных инвесторов или групп лиц в отношении сделок, в результате совершения которых они приобретают право прямо или косвенно распоряжаться более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал Хозяйственного общества, а также право назначать единоличный исполнительный орган и (или) более чем 50 % состава коллегиального исполнительного органа Хозяйственного общества, и (или) безусловную возможность избирать более чем 50 % состава совета директоров (наблюдательного совета) или иного коллегиального органа управления Хозяйственного общества (ст. 7 Закона). К сделкам, подлежащим предварительному согласованию относятся также сделки, совершенные иностранными государствами, международными организациями, а также находящимися под их контролем организациями, влекущие приобретение права прямо или косвенно распоряжаться более чем 25 % но не более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставные капиталы Хозяйственных обществ, или иную возможность блокировать решения органов управления Хозяйственных обществ (ст. 2 Закона). Изъятия в отношении данного правила предусмотрены для сделок, до совершения которых иностранный инвестор уже прямо или косвенно осуществлял контроль более чем над 50 % голосующих акций Хозяйственного общества (ст. 4 Закона). Несколько иные правила установлены в отношении Хозяйственных обществ, осуществляющих геологическое изучение недр и (или) разведку и добычу полезных ископаемых на участках недр федерального значения (ст. 7 Закона). К ним применяются более жесткие ограничения. Сделки, которые нарушают требования Закона, ничтожны (ст. 15 Закона).
Иностранный инвестор должен уведомлять о любой сделке, в результате которой приобретается 5 и более процентов акций (долей) в Хозяйственном обществе (ст. 14 Закона). Закон обязывает иностранного инвестора в течение 180 дней со дня вступления Закона в силу представить в уполномоченный орган в информацию о владении им 5 и более процентов акций (долей), составляющих уставный капитал Хозяйственного Общества, приобретенных до вступления Закона в силу (ст. 16 Закона).
Обращаем внимание на то, что положения Закона применяются к сделкам, совершенным за пределами территории России, если они касаются установления контроля со стороны иностранных инвесторов или групп лиц над Хозяйственными обществами. При этом действие Закона не распространяется на отношения, связанные с осуществлением иностранных инвестиций и урегулированные другими федеральными законами или ратифицированными в установленном порядке международными договорами, участником которых является Россия (ст. 2 Закона). Действие закона также не распространяется на сделки, совершенные до даты его принятия (ст. 16 Закона).
Помимо перечисленных выше положений, Закон подробно регламентирует признаки нахождения Хозяйственного общества под контролем (ст. 5 Закона), дает четкие дефиниции (ст. 3 Закона), прописывает порядок и процедуру предварительного согласования сделок (ст. 12 Закона)
Анна Белицкая, юрисконсульт компании «Гарант»
Источник
Система ограничений деятельности иностранных инвесторов на территории принимающих государств
Читайте также:
A) Продукт интеллектуальной деятельности квалифицированных специалистов различных профессиональных групп
C. получения систематической информации о ходе производства
ERP — информационная система масштаба предприятия
Gt; 89. Предмет и функции СО как научной дисциплины и практической области деятельности. (не до
I этап: Подъем промышленности в Германских государствах и отсталость сельского хозяйства.
I. 2. Нормативное регулирование аудиторской деятельности
I. Военная служба как особый вид государственной службы
I. Місцеві фінанси як система.
I. Основные признаки и систематика водорослей.
II пара ЧМН — зрительный нерв и зрительная система.
Исторически многие страны мира применяли различные ограничения на иностранные инвестиции, прежде всего прямые.
Причины введения ограничений:
· опасения стран по поводу установления излишне высокого иностранного контроля над национальной экономикой;
· опасения потери части национального достояния;
· стремление содействовать участию местных жителей в руководстве компаний, содействовать росту их занятости;
· желание контролировать приток технологий и управленческого опыта с точки зрения их тщательного отбора с учетом качества.
Средства ограничения притока иностранных инвестиций условно делят на две группы:
· прямые, или формальные;
· скрытые, или неформальные.
К прямым (формальным)относятся средства, регулирующие приток зарубежных инвестиций на основе законодательных норм и правил. Они носят очевидный характер и оказывают основное влияние на приток инвестиций.
К ним относят:
· порядок регистрации и деятельности компаний с иностранными инвестициями;
· законодательные или иные ограничения на долю иностранной собственности и контроль в отдельных отраслях;
· требования, связанные с торговыми аспектами инвестиций, — установление минимального объема экспорта, требование максимального уровня цен на сбыт продукции на внутреннем рынке и др.;
· требования в отношении условий производственной деятельности компаний — доля местного компонента в стоимости готовой продукции, требование минимального объема внутрифирменных исследований, минимального объема использования местной рабочей силы.
В свою очередь, прямые ограничения делят на абсолютные и относительные..
Абсолютные ограничения включают в себя определение максимальной доли иностранной собственности или контроля над деятельностью компании (т. е. процентные ограничения на долю в уставном капитале) или в отдельных отраслях (процентные ограничения на долю в объеме активов в той или иной отрасли). Абсолютные ограничения на иностранную собственность и/или контроль по конечному эффекту эквивалентны квотам на импорт.
Примеры относительных ограничений: требования в отношении найма местной рабочей силы, проведения внутрифирменных исследований в принимающей стране, передачи торговой марки материнской компании и др.
Относительные ограничения аналогичны тарифам, так как они негативно сказываются на притоке инвестиций за счет увеличения издержек при регистрации и/или функционировании иностранных филиалов в принимающей стране.
Как уже упоминалось, последние два десятилетия характеризуются либерализацией прямого регулирования инвестиций, прежде всего в промышленно развитых государствах. Были снижены отраслевые ограничения, но есть и исключения. Например, можно назвать американскую практику, когда в 80-е гг. была принята поправка Эксон-Флорио, разрешающая правительству страны запрещать допуск прямых зарубежных инвестиций в отдельные отрасли из-за угрозы нарушения национальной безопасности.
Условия допуска инвестиций в промышленно развитые страны практически не изменились, несмотря на либерализацию. Причина этого в том, что либерализация прямого регулирования допуска ПИИ не ведет к увеличению транспарентности правовых режимов. Практически все страны сохранили, хотя и мало используют, механизм запрета допуска ПИИ в отдельные отрасли в целях национальной безопасности. Кроме того, действуют антитрестовское законодательство, отраслевые ограничения.
Скрытые (неформальные) государственные ограничения на приток иностранных инвестиций (вторая группа) представляют собой барьеры, связанные со спецификой административных процедур, жесткой институциональной структурой принимающих стран, с деятельностью политических и социально-культурных организаций. То есть они непосредственно не ограничивают приток инвестиций и не применяются из дискриминационных соображений против иностранных инвесторов. Но их нельзя игнорировать. Более того, в настоящее время они пользуются приоритетом с учетом значительного влияния на деятельность иностранных компаний.
Под административными барьерами принято понимать трудности, препятствующие инвестиционной и предпринимательской деятельности, которые появляются из-за несовершенства государственной политики или плохой организации работы органов власти, сознательного ущемления интересов хозяйствующих субъектов путем принятия актов, совершения действий или бездействия. Эти барьеры могут возникнуть от наличия целого ряда факторов: методов регулирования экономикой; уровня перераспределения ВВП; состава и структуры государственных и общественных институтов, их взаимодействия и распределения полномочий между ними; от качества, гармоничности и полноты законодательной базы; механизма принятия государственных решений; степени влияния частного сектора, а также ряда внешних и внутренних факторов, влияющих на политическую и экономическую ситуацию в стране.
Административные барьеры на пути бизнеса и деловой активности существуют во всех странах мира вне зависимости от уровня экономического развития и роли в нем государства. Так, по данным Организации экономического сотрудничества и развития, в отдельных странах преодоление этих барьеров уже на стадии организации бизнеса повышает издержки компаний и задерживает начало предпринимательской деятельности. К числу стран с высоким уровнем формальностей относят Грецию, Италию, Испанию и Францию. Минимальные административные ограничения применяются в практике Дании, Великобритании и США. В числе наиболее благоприятных экономик для основания и ведения бизнеса иностранными компаниями выделяются малые европейские страны – Швеция, Бельгия, Финляндия, Ирландия и Нидерланды.
По данным Конференции ООН по торговле и развитию, для того чтобы создать новую компанию, в Австрии необходимо пройти через 12 процедур, что займет минимум 154 рабочих дня, и заплатить 11612 долларов в качестве различных сборов. В Боливии создание компании требует прохождения 20 процедур, и на это придется потратить, по крайней мере, 82 рабочих дня и 696 долларов. В Канаде для основания нового предприятия потребуется два дня (необходимо пройти только две процедуры) и всего 280 долларов. Чтобы создать компанию в Российской Федерации, необходимо пройти 16 процедур, стоимость которых составляет 1145,6 доллара с учетом лишь официальных выплат. Естественно, объем расходов компаний на прохождение всех этих процедур возрастает, если учитывать неофициальные выплаты.
В среднем в мире для создания новой компании необходимо пройти 10 процедур, на что у предпринимателя уйдет 63 рабочих дня (если прохождение через эти процедуры не задерживается).
Хотя сводная информация о количестве бюрократических процедур и стоимости их прохождения предпринимателями, начинающими свой бизнес в Республике Беларусь, отсутствует, по мнению иностранных инвесторов, их издержки в республике также высоки.
С точки зрения хронологии осуществления капиталовложений все ограничения можно разделить на следующие группы:
1) средства регулирования на стадии допуска — связано с регистрацией и лицензированием отдельных видов деятельности. В этой группе административных барьеров главная сложность для иностранных инвесторов связана с задержкой получения соответствующих разрешений, а значит, и дополнительные издержки вследствие излишнего контроля со стороны государства при проведении отбора и одобрения проектов, детального изучения их характеристик, а также из-за отсутствия транспарентности или информации. Простым, но существенным источником задержки выдачи разрешения на вложение иностранных капиталов является соответствие инвестиционного проекта различным требованиям, которые выдвигают правительственные органы — регистр компаний, налоговые власти, статистические органы. Как привило, отсутствие информации у зарубежного инвестора о специфике подобных требований является серьезным неформальным барьером.
Другое ограничение — отсутствие координации между местными и центральными органами власти принимающей страны при выдаче разрешения и проведении налоговых процедур;
2) средства регулирования на стадии вложения — специфические или отраслевые разрешения, необходимые фирмам в отдельных отраслях.
Правительство принимающей страны может потребовать дополнительную оценку инвестиционного проекта для отдельных отраслей — туризма, газодобычи, рыбного хозяйства, инфраструктуры,сельского хозяйства. Условия процедуры могут быть нетранспарентными, особенно в туризме и инфраструктуре.
3) на стадии деятельности, что связано с установлением взаимоотношений с правительственными органами и исполнением правил и норм в области охраны труда, социальной безопасности.
Наиболее часто встречающимися средствами государственного контроля в отношении деятельности иностранных инвесторов являются: регистрация, лицензирование, установление доли участия иностранного инвестора, запрет на вложение прямых иностранных инвестиций, требование защиты окружающей среды, ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы, требования использования местного сырья, контроль над экспортом из принимающей страны продукции, произведенной на предприятиях с иностранными инвестициями.
Следствием возрастания в мире заинтересованности в изучении проблем административных препятствий (барьеров) на пути предпринимательской деятельности стало образование в 1985 г. в структуре группы Всемирного банка новой специализированной организации — Консультативной службы по иностранным инвестициям (Foreign Investment Advisory Service). Консультативная служба по иностранным инвестициям (КСИИ) дополняет в своей практической деятельности организации, входящие в группу Всемирного банка и работающие в сфере изучения и содействия потоков международных инвестиций, а именно: Международный банк реконструкции и развития, Международная финансовая корпорация и Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций.
Целями деятельности КСИИ является помощь правительствам в совершенствовании общей экономической политики, инвестиционного и налогового законодательства, политики в области приватизации, деятельности государственных органов, а также проведение специальных исследований и другие мероприятия, направленные на смягчение инвестиционного климата и привлечение прямых иностранных инвестиций.
С момента своего создания Консультативная служба оказала помощь более чем 120 странам мира. Необходимо особо подчеркнуть, что многие страны, исходя из своих желаний по улучшению элементов экономической и инвестиционной политики, многократно обращались за помощью по различным вопросам в КСИИ.
– общее состояние экономики и инвестиционного климата (степень государственного вмешательства в экономику, ограничения в переводе капитала и дивидендов (доходов), налоговая система, общая характеристика и эффективность действующей правовой системы, доступ иностранных инвесторов к приобретению и управлению национальных (местных) компаний, возможность доступа иностранных инвесторов к земле, местным технологиям, рабочей силе и т. д.);
– правовая система и государственное регулирование (исследование национальной правовой системы и государственного регулирования, рекомендации в области ограничительных процедур для иностранных инвестиций, ограничения к покупке (приобретению доли) местных компаний, конвертируемость валюты, доступ к приобретению земли и недвижимости, степень защиты местным законодательством и международными соглашениями иностранных инвестиций);
– административные ограничения и барьеры (исследование и помощь правительствам в снижении административных барьеров и ограничений, а также выработка практических рекомендаций по их устранению);
– инвестиционные льготы (анализ действующих льгот и поощрений, выработка рекомендаций по повышению их эффективности);
– стимулирование и поощрение инвестиций (помощь и рекомендации государственным органам, национальным инвестиционным агентствам в составлении инвестиционной стратегии и программ, эффективно стимулирующих и поощряющих иностранные инвестиции в наиболее нуждающиеся отрасли и сферы экономики);
– исследование вопросов взаимоотношений иностранных инвесторов и местных компаний и фирм. Выработка рекомендаций по улучшению бизнес-контактов и связей между ними;
– исследование вопросов по ведению статистического учета притока прямых иностранных инвестиций. Формирование эффективной и современной информационной системы и потоков информации (статистическая информация по влиянию прямых иностранных инвестиций на рынок рабочей силы, экспортный потенциал, повышение конкуренции на национальном рынке страны-реципиента и др.);
– помощь странам в координации и повышении эффективности усилий в области привлечения производительных иностранных инвестиций со стороны специализированных международных организаций (ЮНКТАД, МАГИ, ЮНИДО и др.).
С началом рыночных реформ страны Центральной и Восточной Европы, а затем и СНГ начали активно сотрудничать с КСИИ. Наличие квалифицированной и многосторонней помощи со стороны соответствующих структур Консультативной службы позволяет многим государствам приводить свое законодательство, экономические механизмы, инструментарий, роль и деятельность заинтересованных государственных органов, инфраструктуру к общепринятым нормам, что оказывает положительное влияние на приток иностранного капитала.
Мировая практика показывает, что государства используют различные направления политики регулирования допуска и функционирования иностранных инвестиций на основе применения разнообразных средств.
• Разрешение (регистрация) на инвестиционную деятельность. Все иностранные инвестиции подлежат обязательной регистрации в уполномоченном государственном органе. Разрешение на осуществление деятельности фирме выдается при соблюдении обязательных требований. Количество таких требований может способствовать приливу капитала или, наоборот, тормозить его. Например, в Нидерландах выдача разрешений – несложная процедура: иностранные фирмы, создающие филиал, обязаны в течение одного месяца предоставить местному регистру компаний сведения о владельцах и директорах, а также заверенную копию устава компании. В Мексике предварительное разрешение на допуск инвестиций требуется только в том случае, если иностранные капиталовложения превышают 10 % стоимости проекта.
• Лицензирование являлось основной формой государственного контроля над допуском инвестиций во многих странах до середины 80-х гг. XX в. Требование лицензирования может действовать в отраслевом разрезе, особенно в автомобилестроении, химической, нефтехимической отраслях, в производстве компьютеров, с учетом объема вкладываемых инвестиций, доли иностранного инвестора в уставном капитале. Например, в Южной Корее подлежат лицензированию прямые иностранные инвестиции, вкладываемые в телекоммуникации, здравоохранение, горнодобывающую индустрию, издательское дело, оптовую торговлю.
• Процентное ограничение доли иностранного инвестора применяется, главным образом, в отдельных отраслях принимающей экономики. Так, на Филиппинах доля иностранного инвестора ограничена 40 %, если отрасль, в которую вкладывается капитал, находится в следующем списке: банковское дело, строительство, земельная собственность, эксплуатация природных ресурсов, морское судоходство, общественный транспорт; доля иностранного инвестора в сфере рекламы ограничена 30 %.
• Запрет на вложение ПИИ применяется очень редко и ограничен в основном отраслями военно-промышленного комплекса, газо- и водоснабжения и некоторых других стратегических направлений. Так, в списке запрещенных для иностранных инвестиций отраслей, например, на Филиппинах – оптовая торговля, торговля рисом и кукурузой, эксплуатация природных ресурсов небольшими фирмами, образование, СМИ; в Таиланде – недвижимость, реклама, строительство.
• Требования защиты окружающей среды. Национальное законодательство многих государств определяет сферы, вложения в которые требуют предварительной экспертизы, чтобы не нанести ущерб окружающей среде.
• Процедурные ограничения могут иметь различный характер. Они связаны, например, с порядком регистрации компании в местном реестре, необходимостью предоставления соответствующих документов, определения стоимости регистрации и др.
• Ограничения на возврат капитала и перевод прибыли за рубеж касаются определения минимального периода инвестиционных вложений, по истечении которого разрешается перевод прибыли и капитала из принимающей страны.
• Ограничения, связанные с наймом иностранной рабочей силы, что объясняется желанием принимающей страны хотя бы частично решить проблему увеличения числа занятых с помощью иностранных инвестиций. Это касается порядка выдачи виз; сроков пребывания иностранных работников и консультантов; получения разрешения на работу для иностранного персонала; установления минимального уровня заработной платы и т. д. Такие ограничения актуальны, когда руководящие работники филиалов ТНК – исключительно иностранцы с соответствующими полномочиями и заработной платой, т. е. имеет место дискриминация со стороны иностранного инвестора по отношению к национальным работникам. Так, на Филиппинах использовалась практика, при которой иностранный инвестор, имеющий регистрацию в стране, может нанимать иностранных граждан в качестве советников, руководящего и инженерно-технического персонала в течение пяти лет, начиная со дня регистрации организации с иностранными инвестициями.
• Требование продажи части акций, принадлежащих иностранному инвестору, национальным юридическим и физическим лицам. Данная практика встречается в некоторых странах Юго-Восточной Азии, например, на Филиппинах зарубежная фирма должна принять филиппинские инвестиции, а по истечении 30 лет передать 60% уставного капитала филиппинским юридическим и физическим лицам. Но это требование не действует, если фирма экспортирует 100% произведенной продукции.
Перечисленные методы могут применяться правительствами в различных комбинациях. Но их воздействие на объем и эффективность иностранных инвестиций должно быть согласовано с элементами инвестиционного климата, а также методами политики стимулирования иностранных инвестиций в страну-реципиент.
Дата добавления: 2015-08-05 ; просмотров: 65 ; Нарушение авторских прав