Шрек (франшиза)
Из Википедии — свободной энциклопедии
«Шрек 2»
«Шрек Третий»
«Шрек навсегда»
«Шрек 5»
«Шрек» (англ. Shrek ) — франшиза компании «DreamWorks Animation SKG» [1] [2] , основанная на рассказе «Шрек!» и персонажах из него.
Компания снимает анимационные фильмы про главного героя по имени Шрек по мотивам рассказа-сказки «Шрек!», который написал и проиллюстировал американский детский писатель и художник-мультипликатор Уильям Стейг. Его рассказ был впервые издан в 1990 году [3] [4] .
Первый фильм в серии так и назывался, — «Шрек», — и вышел в 2001 году. Фильм собрал в кассах по всему миру 284 миллиона долларов и получил первый в истории «Оскар» Американской киноакадемии в категории «Лучший полнометражный мультфильм». Так франшиза и родилась. Это была первая франшиза в истории студии. (Вторая стартует с выходом на экраны в 2005 году первого фильма из цикла «Мадагаскар».) [1] .
Второй фильм про Шрека вышел в 2004 году. Несмотря на то, что это был самый дорогой фильм в истории компании DreamWorks Animation SKG, он полностью оправдал риски, принеся в мировом прокате 919 миллионов долларов [1] . Потом вышло ещё два полнометражных мультфильма про Шрека: «Шрек Третий» (2007) и «Шрек навсегда» (2010).
В 2011 году свет увидел спин-офф основной серии, полнометражный мультфильм «Кот в сапогах» про одного из других героев «Шрека» — Кота в сапогах. А с 2015 по 2018 на телеэкраны выходил телевизионный мультсериал с Котом в сапогах в главной роли — «Приключения Кота в сапогах».
Источник
Как создавался Шрэк
«Постмодернистское развлечение для взрослых» — так окрестили серию мультфильмов художники-аниматоры, работавшие в проекте. Действительно, «Шрэк» на самом деле адресован просвещённому зрителю, — не только знакомому со сказочным наследием мира, замешанным в неподражаемо комическое тесто сюжета, — но и уже искушённому известными фильмами кинематографической классики, пародию на которые знающий человек моментально поймёт, и оценит пикантность мультяшной ситуации. Невозможно перестать улыбаться от уха до уха, когда на экране разворачивается эта феерическая сатира, в которой задействованы самые разные характеры, и никогда наперёд нельзя угадать, какой давно забытый сказочный герой появится из чащи заколдованного леса, чтобы вызвать у публики новый взрыв хохота. Это небольшое расследование приоткрывает таинственный занавес над рождением «Шрэка».
Литературная основа
Живущий на болоте зелёный флегматичный людоед Шрэк – отголосок кельтской мифологии. Эти злобные великаны, обитающие в лесной глуши, обладали невероятной силой, поэтому даже в безоружном бою их трудно было победить. Общалась эта лесная нечисть нецивилизованными выкриками, а дома украшались трофеями из костей их жертв. Огры не раз появлялись в европейских сказках и художественной литературе.
Однако детский писатель Уильям Стейг в 1990 году издал совсем не кровожадную книгу о добродушном огре и болтливом ослике. Автор намеренно сделал своё чтиво «лёгким», поскольку был уверен: «Необходимо всегда помнить о том, что пишешь для детей, иначе можно написать «Войну и мир». Кроме литературной деятельности Стейг долго занимался так же скульптурой, графикой и созданием карикатур – именно он придал мультяшному герою такой внешний облик.
Прототип
И, оказывается, этот облик – вовсе не случайность. Стейг срисовал Шрэка с франко-американского профессионального борца рестлинга Мориса Тийе (Maurice Tillet) 1903 года рождения. Впервые он появился на ринге под псевдонимом «Уродливый огр кольца», и поговаривают, будто строгие матери водили своих чад посмотреть на «страшилище» — чтобы попугать детишек («Вот не будешь слушаться…») Правда, совершенно напрасно молва окрестила Мориса огром – это был весьма застенчивый, благожелательный человек, знающий 14 языков и прекрасно играющий в шахматы.
В его внешности виновата редкая и тяжёлая болезнь – акромегалия. Это заболевание связано с нарушением функции гипофиза, вследствие чего в чрезмерном количестве вырабатывается гормон соматоропин. Так, после завершения естественного роста организма продолжают расширяться и утолщаться кости черепа (с непропорциональным изменением лица), кистей и стоп. И если сегодня акромегалию лечат рентгенотерапией, а так же гормональным и хирургическим вмешательством, то в 30-е годы 20 века, когда Морис Тийе находился на пике карьеры, об этом ещё не было речи. Позже рестлер стал знаменит и получил новый псевдоним — «Французский ангел».
Работа над мультфильмом
Стартовала работа над первым «Шрэком» ещё в 1997 году, и продолжалась четыре с половиной года. Атмосфера вокруг создателей мультфильма была поначалу довольно напряжённая. Мультипликаторы не могли согласиться с руководством «Dream Works» относительно «начинки» проекта – уж слишком «приперчили» детскую сказку сценаристы. Первый штат художников с треском уволился, однако это не помешало мультяшной истории развиваться.
По мере работы над частями мультфильма компьютерные технологии развивались, — совершенствовался и «движок» компьютерной графики: вешняя «оболочка» персонажей не меняется, но внутри заложен совершенно иной «мотор», делающий Шрэка и его команду более поворотливыми. Если раньше качество графической проработки персонажей оставляло желать лучшего и крупные планы были проблемой – к третьей части «Шрэка» эту проблему окончательно «убили». Зато пришлось много работать над деталями одежды, причёсок, телосложением и мимикой персонажей – став «ближе» зрителю, они просто обязаны быть идеальными.
Озвучивали мультфильм известные голливудские звёзды – Майк Майерс (Шрэк), Камерон Диаз (Фиона), Эдди Мёрфи («великолепный» Ослик) и Антонио Бандерас (Кот в сапогах).
Юмор в мультфильме
Создатели «Шрэка», кажется, собрали воедино все тысяча и одну сказки Шахерезады, чтобы перевернуть их вверх дном: главных героев в приключениях сопровождают Белоснежка с гномами, Пиноккио, Рапунцель, бармен-трансвистит, Золушка, Спящая красавица, Робин Гуд, волк и трое поросят, говорящая печенюшка Пряня и так далее.
Принцесса Фиона, заколдованная злой феей, томится в башне, охраняемой свирепым драконом, и ждёт не дождётся поцелуя любви от «прекрасного принца» – вместо этого является зелёный людоед в компании осла, и бойкая красавица счастливо «расколдовывается», превращаясь в огра. Не удивительно, ведь её король-отец и вовсе был жабой (до матушкиного волшебного поцелуя). Дракон оказывается очень одинокой и влюбчивой дамой с ресницами длиннее зубов – и жили они с Ослом долго и весело, окружённые своими гибридными «херувимчиками». Сам же Шрэк оказался безобидным, немного замкнутым «феодалом», ставящим автографы на крестьянских вилах…
На стене спальни принцессы Фионы висит портрет «Сэр Джастин» с мультяшным изображением Джастина Тимберлейка (у «голоса» Фионы — Камерон Диаз — на момент выхода фильма был роман с певцом). В мультфильме есть пародии на сцены из фильмов «Крёстный отец», «Властелин Колец», «Индиана Джонс», «Миссия невыполнима», «Астерикс и Обеликс против Цезаря», «Человек-Паук», «Чужой», «Франкенштейн», «Гарфилд», а так же отсылки к Майклу Джексону (танец Пиноккио), Мерлин Монро (сцена с раздуванием юбки), к игре «Need For Speed» — и это не полный список. Центральные ворота Тридевятого королевства подозрительно напоминают вход на студию «Paramount», а его англоязычное название «Far Far Away» выглядит в точности как холмы Лос-Анджелеса, на которых размещены легендарные белые буквы «Hollywood». Сквозь сказочную жизнь прорывается так же немало реальных сюжетов: мультяшные герои говорят о профсоюзах, страховке, контрактах с мелким шрифтом внизу и других не особенно детских понятиях.
Источник
Шрек (мультфильм)
Из Википедии — свободной энциклопедии
фэнтези
приключения
(короткометражный)
«Шрек 2»
«Шрек Третий»
«Шрек мороз, зелёный нос»
(короткометражный)
«Шрек навсегда»
«Шрек: Страшилки»
(короткометражный)
«Кот в сапогах»
«Кот в сапогах: Три дьяволёнка»
(короткометражный)
«Кот в сапогах 2: Последнее желание»
«Шрек 5»
Вики Дженсон
Джон Г. Уильямс
Джеффри Катценберг
Терри Россио
Джо Стиллман
Эдди Мёрфи
Камерон Диас
Джон Пауэлл
«Шрек» (англ. Shrek ) — полнометражный анимационный фильм киностудии Dreamworks Pictures режиссёров Эндрю Адамсона и Вики Дженсон по мотивам детской книги Уильяма Стейга «Шрек!». Всего создано 4 части «Шрека».
Это первый полнометражный мультфильм в истории, получивший премию «Оскар» за лучший анимационный полнометражный фильм. Также награждён премией BAFTA, «Энни» (в 8 номинациях) и другими кинематографическими наградами.
Производство мультфильма было завершено в ноябре 2000 года.
В мультфильме собраны и действуют герои известных и любимых в европейской культуре сказок, традиционные сюжетные линии которых умело и комично вплетены в совершенно иную историю. Комический эффект создаётся не только неожиданным соединением совершенно разных историй в одну — сказочные персонажи сами читали сказки и знают, что в них положено, а что нет. Однако каждую секунду они нарушают зрительские ожидания. Герои мультфильма живут в условном Средневековье, но их речь сочетает с высоким поэтическим стилем (например, традиционными сказочными зачинами):
- современную разговорную речь со стилистически сниженной лексикой, просторечными оборотами и беспорядочными упоминаниями современной нам техники;
- пародийное обсуждение жизни знаменитостей и киноиндустрии.
Источник
Шрек кто создал компания
Рискованный проект, который из сомнительной идеи превратился в шедевр, хотя ему пророчили провал. Как при помощи упрямства и креатива создателям удалось сделать культовый мультфильм?
Что было до «Шрека»
Все начинается с Джеффри Катценберга – сооснователя Dreamworks animation. До того, как создать собственную студию, он работал в Disney, и во многом благодаря ему компании удалось пробудиться от почти двадцатилетней творческой спячки. Катценберг поспособствовал началу прибыльного партнерства Disney и Pixar. При нем были выпущены наиболее успешные фильмы студии: «Кто подставил кролика Роджера», «Русалочка», «Красавица и Чудовище», «Аладдин» и «Король Лев». А также он помог приобрести кинокомпанию Miramax Films.
Несмотря на все это в 1994 году Катценбергу отказывают в повышении. Майкл Эйснер, который когда-то и привел Катценберга в Disney, отказался назначить его на освободившуюся должность президента компании. Катценберг выдвинул ультиматум – либо его повышают, либо он уходит, громко хлопнув дверью. Этим он никого не впечатлил, и его уволили. Но дверью хлопнуть разозленному Катценбергу все же удалось. Он подал на Дисней в суд, выиграл $280 млн, которые задолжала ему компания, и только потом ушел (впрочем, все еще недовольный).
Что ж, дверь захлопнута, теперь Катценбергу открыты все пути. И он решает выбрать тот, который идет поперек широкой ковровой дорожки Disney, уважаемой в мультипликационной сфере компании.
Сказать проще, чем сделать – Disney к тому времени почти полностью монополизировал анимационную индустрию. В свое время он четко обозначил правила игры: мультфильмы – волшебные сказки для детей, милые и красивые. Катценберг рассудил, что для того, чтобы достойно сражаться с Диснеем, необходимо нечто диаметрально противоположное.
Основатели DreamWorks: Стивен Спилберг, Джеффри Катценберг и Дэвид Геффен
История создания
Шрек не был первым проектом компании. Работа Джеффри Катценберга в новой компании шла с переменным успехом: одни мультфильмы были хорошо приняты, другие – проваливались в прокате.
Идею «Шрека» в студию принес Стивен Спилберг. Он приобрел права на экранизацию еще до появления DreamWorks, однако работа над ней началась именно в новой студии.
С самого начала проект зарекомендовал себя как «проблемный».
Уже на этапе написания сценария стало понятно, что будет непросто. Спилберг хотел сделать классическую сказку, в то время как Катценберг был категорически против. Разве для этого он создавал новую компанию – чтобы повторять за Disney?
Сценарий, основанный на одноименной детской книжке Уильяма Стейга, много раз переписывался. В книжной версии Шрек – добрый великан, не способный причинять зло людям. Он отправляется в путешествие на своем жеребце, и в финале встречает любовь – великаншу Фиону. В мультфильме коня решили заменить на Осла, Фиона стала прекрасной принцессой, а сам Шрек приобрел более сложный характер.
В одной из сцен герой сравнивает себя с луковицей. «Мы (великаны) многослойные», – говорит он. Его доброта не очевидна, он проявляет ее только к близким ему существам. За сюжетом и героями, которых мы увидели в финальной версии, стояли долгие годы работы и тысячи зачеркнутых слов.
Трудности на этом не закончились. Первый состав аниматоров, работавших над Шреком, был уволен. Позже на проект стали ссылать художников, которые не справлялись с работой над «Принцем Египта», в качестве наказания. Сложность составляла технология создания мультфильма – motion capture. Сначала движения реальных актеров захватывали с помощью камеры, а после применяли к компьютерным моделям. Обычно подобная технология применяется при создании кино (Например, «Халк»), с мультфильмами в то время редко так делали. В общем, аниматором пришлось знатно попотеть.
На какое-то время ситуацию с проектом улучшил комик Крис Фарли – первоначальный претендент на озвучивание Шрека. Его согласие озвучить главного героя воодушевило создателей, и премьеру мультфильма уже начали ждать не со скептицизмом, а с интересом. Однако Фарли умер, так и не завершив работу над проектом, из-за чего пришлось нанимать другого актера.
Крис Фарли — первый претендент на роль Шрека и Майк Майерс, озвучивший Шрека на английском языке
Все 4,5 года работа продолжалась только, казалось, из-за чистой ненависти продюсера проекта Катценберга. Выпускать «Шрека» в свет было большим риском. Режиссеры и аниматоры понятия не имели, как отреагируют привыкшие к сказочности зрители на страшного огра и его историю. Не добавляли оптимизма и терпящие неудачи другие мультфильмы студии – например, «Дорога на Эльдорадо», провалившаяся в прокате. Но создатели «Шрека» смогли определить, чем проект будет отличаться – он будет полной противоположностью классических диснеевских сказок.
Особенности
«Шрек» выстрелил неожиданно и оглушительно. На то было сразу несколько причин:
1. Специфический юмор сыграл создателям на руку. Чего стоит одно только первое появление главного героя – он распахивает дверь туалета и стряхивает прилипшую к ноге бумажку. Дисней так не шутил, потому что в их историях подобное было бы неуместно. В «Шреке» же все вписалось идеально. Отвратительный, на первый взгляд, юмор целиком оправдывался самой идеей. С таким главным героем подобные шутки были уместны – и потому были смешными.
Также мы можем проследить еще одну яркую черту шрековского юмора – постоянный обман ожиданий. Мы ждем, что Шрек аккуратно разбудит Фиону – он трясет ее за плечи и кричит «Вставай!», мы ждем, что именно Шрек наваляет разбойникам – это делает принцесса. И главное – мы ждем, что в финале все каким-то чудом образуется: проклятье с Фионы спадет, и она останется прекрасной принцессой. Но наши ожидания опять обмануты – Фиона остается великаншей. В этом, кстати, основной посыл мультфильма – необязательно быть красивым внешне, чтобы быть любимым. «Долго и счастливо» заслуживают все, а не только сказочные принцы и принцессы.
Юмора в «Шреке» хватило всем. Там были сцены, где персонаж забавно падает (как Осел в эпизоде их появления в Дюлоке). Были смешные диалоги. Например, на подходе к башне Осел спрашивает: «Ну, и где же это огнедышащее чудовище?». На что Шрек отвечает: «Ждет, пока мы его спасем». Были и завуалированные пошлые шутки. Волшебное зеркало, «рекламируя» Фаркуаду Белоснежку, говорит: «Пусть она живет с семью мужчинами – она не дешевка».
Разносторонний и необычный для того периода юмор – одно из главных преимуществ «Шрека».
2. Отсылки. Не было в истории мультипликации до этого проекта с таким количеством отсылок. Часто встречаются моменты из популярных фильмов. Вспомним, к примеру, драку с разбойниками в первом фильме – Фиона дерется как Тринити из «Матрицы», даже «камера», прокручиваясь вокруг принцессы, замирает так же. Или во втором фильме Пиноккио спускается в темницу к Шреку так, что становится очевидна отсылка к фильму «Миссия невыполнима». Можно заметить сразу две сцены-отражения из фильмов про Индиану Джонса: в первом фильме – когда Шрек и Осел висят на остатках моста, убегая от дракона, а во втором – когда Кот выхватывает свою шляпу из-под опускающейся двери. В финале Дракониха съедает злодея – точно, как в «Парке юрского периода», только там был динозавр вместо дракона. Отсылок на фильмы много, и почти все они хорошо узнаваемы.
Но отсылки к мультфильмам Диснея не просто узнаваемы – они являются увесистыми булыжниками в огород анимационной корпорации. Так, нам часто встречают знакомые персонажи. «Нет, дохлой девке здесь не место», – говорит Шрек, когда гномы задвигают на его стол гроб со спящей в ней Белоснежкой. Во второй части приглашенная на бал Спящая Красавица вываливается из кареты, Дюймовочку и Мальчика-с-пальчика заметают веником в совок, а русалочку, похожую на Ариэль, Фиона зашвыривает в море. Отец Пиноккио продает его как волшебное существо, как и многих других сказочных персонажей сдают за деньги.
Многие сцены – явные отражения диснеевских мультфильмов. Например, момент, когда Фиона соревнуется в пении с лесной птицей сопоставлен с похожим момент из «Белоснежки». Но если в диснеевском произведении птичка, допев, мило садится на протянутый палец Белоснежки, то в «Шреке» птица лопается. Сцена превращения Фионы повторяет превращение принца из «Красавицы и чудовища», но только принц превращался из чудовища в красавца, а Фиона из человека превратилась в великаншу. Фильм начинается и заканчивается с книги – как сказка о Спящей красавице, да и образ Драконихи оттуда же. Это становится понятно, когда она грозно возвышается над героями – прямо как ее диснеевский предшественник.
Все эти отсылки издеваются над Диснеем и его произведениями. Катценберг насмехается над волшебством и предсказуемостью волшебных сказок, над их оторванной от реальности красотой. Он даже над очередью в Диснейленде посмеялся: в первом фильме Шрек продирается сквозь ограждения в Дюлок – такие же ленты регулируют очередь в известном парке развлечений. Конечно, не обошлось без отсылок к Майклу Эйснеру.
Именно он уволил Катценберга и именно он стал прототипом лорда Фаркуада. Уж на нем продюсер «Шрека» отыгрался по полной программе: сделал злодея алчным, жестоким и комичным, наградил его маленьким ростом (хотя в жизни Эйснер высокий) и позволил другим персонажам шутить над ним.
3. Главный герой. В привычных нам историях главные герои с самого начала находятся в конфликте: Ариэль хочет стать человеком, когда ее сестры даже не думают о надводном мире, Белль любит читать и мечтать, в отличие ото всех жителей городка, слоненок Дамбо рождается с необычайно большими ушами, поэтому над ним насмехаются. Герои страдают от этого.
Шрек также изгой, общество не может принять великана. Но он как будто и не в обществе. Он одинок, и наслаждается этим.
4. Новый подход к музыке – компиляция. Во всех диснеевских сказках песни были написаны специально для мультфильма, и герои обычно пели сами и выстраивали целые номера. «Шрек» поступил иначе. Почти все композиции, звучащие в нем, были написаны до его появления, но подбирались они так, чтобы полностью отражать не столько происходящее на экране, сколько душевное состояние героя.
В самом начале, когда нам показывают самого Шрека и его образ жизни, играет песня Smash Mouth – All star, суть которой в том, что герой блистает несмотря на то, что ему говорят другие. Таков Шрек в начале – его не волнует чужое мнение, он будет принимать грязевой душ и вытаскивать свечи из ушей, потому что он хозяин своего болота и своей жизни. Как уже было указано, каждая песня отражает состояние героя или действия на экране: «I don’t give a damn about my reputaion» – одна из фраз песни Halfcoced, когда Шрек дерется с рыцарями на ринге, показывает отношение героя к установленным правилам, «I’m on my way» – песня The Proclaimers отражает действия на экране, когда они с Ослом идут спасать принцессу. Всего несколько композиций было написано специально для фильма (например, приветственная песня города Дюлок). И это тоже подкупило зрителей, а именно аудиторию постарше, которая уже слышала эти песни раньше. Знакомые мотивы внушают доверие – к ним не нужно заново привыкать.
5. Аудитория. С развлечениями для зрителей постарше, кстати, очень постарались. В Шреке впервые используется система трех аудиторий – благодаря этому мультфильм интересен всем, а не только детям. Для них в Шреке яркие сменяющиеся картинки, для подростков – сюжет, а для взрослых отсылки и завуалированные шутки. Вспомним, что говорит Шрек, когда впервые видит замок лорда Фаркуада: «Интересно, какие у него комплексы?». Дети и подростки навряд ли поймут, о чем речь, в отличие от взрослой аудитории. Благодаря этому Шрек увеличил количество зрителей. И впервые мультфильм стал интересен всем.
6. Финал. Концовка Шрека вполне счастливая и предсказуемая, но она отличается от привычных нам финалов – Фиона из прекрасной принцессы окончательно превращается в великаншу и выходит замуж за Шрека, а не за прекрасного принца. Они остаются жить на своем болоте. Концовка второй части снова ломает привычные шаблоны. «Я хочу того, чего хочет любая женщина – жить с мужем долго и счастливо, – говорит Фиона. – А мой муж – великан». Фиона отказывается от возможности навсегда остаться прекрасной принцессой, потому что для нее важна не внешность. Фиона полюбила Шрека со всеми недостатками, и она готова измениться ради любви, как и сам Шрек.
Награды
Мультфильм прошёл в прокате с успехом, собрав $268 миллионов в США и $484 миллиона во всём мире при бюджете $60 миллионов. Его сиквелы входят в список самых кассовых мультфильмов в истории.
«Шрек» стал первым в мире мультфильмом, получившим «Оскар» в номинации «лучший анимационный фильм». До 2002 года подобной номинации не было.
В 2020-м стал национальным достоянием США. В национальный реестр фильмов каждый год добавляют картины, которые имеют «культурное, историческое или эстетическое значение».
Жажда мести, энтузиазм и креативность сделала Шрека культовым произведением, и несмотря на все первые неудачи Катценберг сумел показать свое видение «Долго и счастливо».
Источник