Коррекционная работа психолога в образовательном учреждении
Психологическое консультирование и психологическая коррекция в деятельности психолога образования неразрывно взаимосвязаны. Это обусловлено тем, что психолог наблюдает ребенка в развитии на протяжении всего периода его пребывания в образовательном учреждении и своевременно выявляет все его недостатки и трудности. Коррекционная работа начинается всегда с проведения индивидуальной консультации – родителей ребенка или самого ребенка (в зависимости от его возраста). В психологической практике существует определенная модель консультации:
1. установление контакта – структурирование, достижение взаимопонимания;
2. сбор информации о клиенте – выявление сути его проблемы;
3. определение темы – выход на желаемый результат, осознание результата;
4. принятие решения – выработка решений, обсуждение разных вариантов;
5. резюме психолога – обобщение результатов, переход от обучения к действию.
В процессе консультации с родителями вырабатывается план коррекционной работы психолога с ребенком. Психологическая коррекция является одним из основных направлений практической деятельности психолога. Под психологической коррекцией понимается деятельность психолога по исправлению особенностей психического развития, не соответствующих оптимальной модели. Коррекционная работа осуществляется психологом с группой детей или индивидуально с ребенком при активном содействии родителей, воспитателей, учителей. В работе психолога образования коррекция представляет собой совокупность психолого-педагогических воздействий, направленных на исправление или профилактику недостатков и отклонений в развитии ребенка. Основными задачами коррекции психического развития ребенка являются: 1) коррекция отклонений в развитии на основе создания оптимальных условий для развития личностного потенциала ребенка; 2) профилактика нежелательных негативных тенденций личностного и интеллектуального развития.
В зависимости от характера коррекции различают две ее формы: симптоматическую – направленную на симптомы отклонений в развитии, и этиологическую коррекцию, направленную на источники и причины отклонений в развитии. Вторая форма коррекции имеет безусловный приоритет перед симптоматической формой. Недостаточность симптоматической коррекции обусловлена тем, что одни и те же симптомы отклонений в развитии могут иметь совершенно различную природу, причины и психологическую структуру и требовать различных способов преодоления и профилактики негативной симптоматики. Наиболее эффективной является взаимосвязь двух форм коррекционной работы – симптоматической и этиологической.
Психолог осуществляет коррекцию развития в случае его временной задержки, социально-педагогической запущенности и других девиаций, вызванных социально-психологическими и педагогическими причинами. Психолог, занимающийся коррекцией, работает по схеме: что есть – что должно быть – что надо сделать, чтобы было должное. Психолог должен определить норму психического развития, учитывая три уровня анализа этой категории: нейропсихологический, общепсихологический и возрастно-психологический. На нейропсихологическом уровне анализа психолог делает заключение о мозговой организации исследуемого явления (функциональная организация мозга, психические функции, локальные поражения мозга). Общепсихологический анализ содержания нормы психического развития предполагает использование данных об основных закономерностях и механизмах функционирования психики. Возрастно-психологический анализ позволяет конкретизировать полученные данные применительно к возрасту и индивидуализировать их в применении к конкретной личности.
Коррекционная работа определяется следующими основными принципами:
1) принцип единства диагностики и коррекции развития: задачи коррекционной работы могут быть правильно поставлены только на основе полной диагностики и ближайшего вероятностного прогноза развития;
2) принцип нормативности развития: существование некоторой «возрастной нормы» развития, своеобразного эталона возраста требует учета основных закономерностей психического развития и значения последовательных стадий развития для формирования личности ребенка;
3) принцип коррекции «сверху вниз»: основным содержанием коррекционной работы является создание зоны ближайшего развития личности; коррекция должна носить опережающий, предвосхищающий характер;
4) принцип коррекции «снизу вверх»: тренировка уже имеющихся психологических способностей человека;
5) принцип системности развития психической деятельности: необходимость учета сложного системного характера психического развития в онтогенезе;
6) деятельностный принцип коррекции: организация активной деятельности клиента, формирование обобщенных способов ориентирования в различных сферах предметной деятельности и межличностных взаимодействий.
Среди наиболее типичных трудностей можно выделить следующие: несоответствие уровня развития ребенка возрастной норме; неготовность к школьному обучению; низкий уровень произвольной регуляции; негативные тенденции личностного развития; коммуникативные проблемы, проблемы поведения, эмоциональные нарушения; дезадаптация в детском саду, школе; неуспеваемость; проблемы взаимоотношений в семье. Каждому возрастному периоду сопутствуют определенные психологические трудности и проблемы (таблица 10).
Страх темноты, незнакомого лица; проблемы сна, питания
Негативизм, застенчивость, страх покинутости
Агрессивность, гиперактивность, речевые трудности, энурез, страхи
Младший школьный возраст
Школьная дезадаптация, социальные страхи, низкая самооценка
Проблемы общения, девиантное поведение, чувство одиночества
Отклоняющееся поведение, тревожность, подавленность
В зависимости от характера трудностей предлагаются следующие пути психокоррекции:
1. Коррекция умственного развития – развитие сенсорных способностей, мышления, внимания, памяти, речи; развитие познавательной мотивации.
2. Коррекция готовности ребенка к обучению – коррекция внутренней позиции ребенка; формирование положительной мотивации, адекватной самооценки; развитие мелкой моторики, пространственной ориентации, представлений о количестве, величине и др.
3. Коррекция поведения – 1) мотивационный блок: четкое выделение цели, принятие и осознание ее ребенком; выделение поэтапных подцелей; обеспечение достижения цели и одобрение успеха; перенос успеха на самостоятельное поведение; перенос произвольной регуляции на фрустрирующую ситуацию; 2) операционно-регулятивный блок: совместное со взрослым планирование содержания и последовательности операций по достижению цели; предметное и знаковое моделирование пути действия; овладение различными способами планирования; распределение функций в деятельности; формирование мотивационной готовности к деятельности; формирование действий самооценки и контроля и др.
4. Коррекция личностного развития – изменение воспитательных установок родителей; родительский тренинг; тренинг педагогического общения; игры психолога с ребенком (развитие отношений равноправия и партнерства); игры ребенка с родителями (проба на совместную деятельность); коллективные игры (распределение ролей и регуляция отношений); игровая коррекция поведения, арттерапия, психогимнастика и др.
Психокоррекционная работа может носить как комплексный характер, так и симптоматический, направленный на определенные области развития, поведения и общения ребенка. Главным является реализация индивидуального подхода, создание условий для развития тех или иных психологических качеств ребенка или взрослого. «Непланируемость» личностного роста, признание бесконечности и неограниченности этого процесса является одной из главных особенностей психокоррекции. Задача психолога – создать условия для более полного личностного роста, но ни в коем случае не подталкивать человека к достижению определенных, заранее регламентированных результатов. Психокоррекционные приемы должны основываться на естественных движущих силах психического и личностного развития. Такими силами являются деятельность ребенка и система его отношений.
В психокоррекции следует использовать те виды деятельности и те системы отношений, которые являются значимыми для участников коррекции, имеют яркую индивидуальную окраску, по отношению к которым имеются острые эмоционально насыщенные переживания. Особое значение имеет психокоррекционный контакт с участниками психокоррекции. Специфичность контакта связана с признанием субъект-субъектных, диалоговых отношений. Специалист становится активным субъектом психологического воздействия и достигает как можно более полного принятия индивидуального облика и личности пациента во всем сложном переплетении сильных и слабых сторон человеческой души.
В процессе психокоррекции отношения между объектами коррекции и специалистом строятся по принципу партнерства, когда признается право каждого на ответственность, руководство, поиск, личностный рост, психологическую независимость. Такая позиция психолога создает наилучшие условия для реализации всех рычагов психокоррекционного действия. Главными в психокоррекции являются эмоциональные процессы, переживания, а эмоции – весьма подвижные и динамичные психологические образования. Переживания с яркой эмоциональной окраской создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на близких людей, на систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, перестройка элементов сознания и самосознания – это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в психокоррекционном процессе.
Психолог должен использовать доступный, понятный язык, убедительный, внушающий, вызывающий эмоциональный отклик. Необходимо быть предельно искренним в своих эмоциональных переживаниях, чтобы вербальный и невербальный языки соответствовали друг другу. В психокоррекции все конкретные реальные действия, все ситуации должны быть не только понятными и доступными участникам, но и эмоционально значимыми. Создание высших форм гуманного отношения между людьми – главная специфика психокоррекционного процесса.
Формы организации коррекционной работы с детьми и подростками могут быть самыми разнообразными: индивидуальные и групповые коррекционные занятия, тренинги, уроки общения, сеансы психологической разгрузки и др. По характеру и направленности воздействия методы коррекции делятся на развивающие, седативные, активизирующие, мобилизующие. По числу участников – на групповые и индивидуальные. По принципу воздействия – на гетерогенные (направленные на других) и аутогенные (на себя). По использованию средств искусства выделяются такие методы, как изотерапия, библиотерапия, музыкотерапия, танцевальная терапия.
Источник
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА
консультация по психологии на тему
ЧТО МОЖЕТ ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ
Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного психолога по сравнению с психологами
психолого-медико-социальных центров,сопоставим его со школьной медсестрой.
Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки,
осуществляет профилактическую работу. Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать,
к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспе-чении здоровья детей очень велика,
но никому и в голову не приходит обра-щаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба.
То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные,
глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
napravleniya_deyatelnosti_shkolnogo_psikhologa.docx | 163.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Школьный психолог — основные направления деятельности
Основные направления деятельности психолога в школе
Психологическая служба или служба психолого-педагогического сопровожде-ния образовательного процесса есть в каждой школе. Но ее деятельность до сих пор для многих педагогов – загадка. Автор этой статьи, методист психоло-гической лаборатории, активно взаимодействующей с учителями и завучами, расскажет об основных направлениях деятельности психолога в школе.
Психолог и школа
Во время семинаров или тренингов для учителей я неоднократно слышала вопросы: «Скажите, а наш школьный психолог это может?», «А чем психолог мне может помочь в такой ситуации. »
Деятельность школьного психолога организуется по двум направлениям . Первое направление – плановое . Это те виды работы, которые закладываются заранее: мониторинг, профилактические занятия, выступления на родительс-ких собраниях. Однако невозможно предугадать, какие сложные ситуации возникнут в школе в течение учебного года. Поэтому второе направление работы школьного психолога – это работа по запросу , то есть в ответ на появляющиеся у учащихся сложности, причем сам психолог непосредственно об этих трудностях узнать не может. Даже в маленькой школе специалисту, не ведущему уроки, не решающему с детьми организационные вопросы, невоз-можно немедленно понять, что в классе возникла какая-то проблема, а уж в большой школе – тем более.
Безусловно, первый, кто сталкивается с детскими трудностями, – классный руководитель. Поэтому задачу привлечения психолога к работе с ребенком и/или семьей решает чаще всего именно он. И когда классный руководитель понимает, каким образом он может использовать ресурсы психолога, их про-фессиональное взаимодействие становится более эффективным и продуктив-ным.
Чем же школьный психолог может помочь классному руководителю?
Работа психолога с классом
Одной из наиболее типичных задач, которые традиционно решает школьный психолог, является фронтальная диагностика (или мониторинг). Помимо неизбежных мониторинговых исследований, обязательных в рамках новых образовательных стандартов, классный руководитель может обратиться к психологу с запросом на какую-то специфическую диагностику, необходимую для решения педагогических задач: выявление эмоционального состояния, тревожности, особенностей мотивации, определение предпочитаемых и отвергаемых учеников в классе. Особый интерес может представлять диагнос-тика личностных и характерологических особенностей детей, которая может помочь педагогу на начальном этапе работы с классом. Кроме того, школьный психолог может помочь классному руководителю при возникновении труд-ных ситуаций в классе . Среди таких проблем могут быть конфликты, травля (сейчас это часто называют английским словом «буллинг»), появление отвер-гаемых детей, низкий уровень сплоченности класса. Психолог может провести углубленную диагностику причин таких проблем, принять участие в разработке системы мер по разрешению трудностей. Умение психолога работать с классом, используя элементы тренинга, проводить различные групповые игры и упражнения можно также задействовать при проведении воспитательных мероприятий, например, тематических классных часов.
Работа с отдельными школьниками
Большую помощь психолог может оказать учителю в работе с отдельными учениками. Наличие у ребенка учебных проблем может быть связано с не-достаточным уровнем сформированности психических функций или психоло-гических навыков, причем одни и те же трудности учеников могут иметь самые разные причины. Например, низкая успеваемость может быть вызвана не-сформированностью учебной мотивации, низким уровнем самоорганизации, высокой утомляемостью, высокой тревожностью. Некоторые из этих причин довольно очевидны, учитель и сам их может увидеть, наблюдая за ребенком. Однако в ряде случаев для выявления того, почему у ребенка имеются затруд-нения, требуется специальная диагностика. Психолог обладает профессио-нальными инструментами, позволяющими ему определить специфику сформи-рованности у ребенка тех или иных психологических характеристик и функций: познавательных способностей, личностных особенностей, коммуникативных навыков. Такая диагностика позволяет глубже понять причины проблем уче-ников и более точно выбрать стратегию поведения по отношению к ним, а также обозначить пути педагогической поддержки.
ВИДИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА.
По итогам диагностики психолог может сформулировать рекомендации по раз-витию этих функций или навыков, а также организовать индивидуальные и групповые занятия, направленные на их формирование. Например, если выяснится, что низкая успеваемость ученика связана преимущественно с несформированностью у него навыков самоорганизации, психолог подскажет родителям способы развития этих навыков у ребенка и (по возможности и по необходимости) будет проводить занятия с ребенком, направленные на развитие этих навыков.
Еще больше сложностей вызывает работа с детьми, у которых проблем-ное поведение . Зачастую просьба о помощи психолога формулируется при-близительно так: «Поговорите с ним», «Скажите ему», «Объясните ей». Од-нако крайне редко причиной нежелательного поведения ребенка является именно непонимание им правил и требований школы. В большинстве случаев дети прекрасно знают, что от них требуется, и не делают этого по двум при-чинам: либо у ребенка опять же не сформированы психические функции, ко-торые обеспечивают выполнение этих требований, либо невыполнение правил является более привлекательным, чем их выполнение (например, позволяет получить больше внимания от взрослых).
Допустим, подросток грубо разговаривает с учителем, хотя великолепно осведомлен, что этого делать нельзя. Причиной этого может быть неумение выражать свое несогласие в корректной форме или же стремление почувст-вовать свою власть, добившись того, что взрослый выйдет из себя.
Разъяснение может быть эффективно только в том случае, когда ребенок ока-зался в новой для него ситуации и ему не очень ясно, что происходит и как себя вести, к примеру, в беседе с пятиклассником, которому трудно адапти-роваться к условиям средней школы. Во всех остальных случаях объяснять и растолковывать что-либо ребенку бессмысленно. Поэтому чаще всего занятие ребенка с психологом предполагает не объяснение того, как следует себя вести, а определенные игры и упражнения, направленные на формирование необходимых ребенку функций или выражение эмоциональных переживаний. Так что не нужно удивляться, если на вопрос: «Что вы делали с психологом?» – дети отвечают: «Мы играли». Для ребенка встреча с психологом – это действительно прежде всего увлекательная игра.
Поскольку формирование новых навыков и развитие психологических функций – процесс довольно длительный, потребуется некоторое количество занятий, прежде чем их результат будет заметен. Как показывает практика, ожидать ви-димых изменений в поведении ребенка, занимающегося с психологом, имеет смысл хотя бы после восьми-десяти регулярных занятий.
Каждый классный руководитель сталкивается с необходимостью помогать детям, попавшим в трудные жизненные ситуации и испытывающим сильные чувства. Например, у кого-то из учеников разводятся родители, умер кто-то из близких. Психолог может помочь ребенку выразить свои чувства, подскажет взрослым, как лучше взаимодействовать с ним на таком трудном этапе его жизненного пути.
Работа со взрослыми
Школьный психолог может также оказать большую поддержку классному руководителю в работе с родителями .
Прежде всего, взаимодействие с психологом позволяет более эффективно решать задачи, связанные с повышением психолого-педагогической компе-тентности родителей. В ходе родительских собраний психолог может позн-комить родителей с возрастными особенностями различных периодов раз-вития, обратить их внимание на неэффективные способы воспитания в семье и пути их изменения, показать приемы формирования познавательных характеристик у детей и решить множество других педагогических задач. Психолог также владеет приемами работы с группой, которые он может использовать для разнообразия форм работы с родителями. Помимо новых методов работы на родительском собрании, классный руководитель при участии психолога может реализовать новые формы работы с родителями: родительские клубы, гостиные, лектории.
Большую поддержку психолог может оказать классному руководителю в рабо-те с родителями трудных учащихся или учеников, переживающих трудные жизненные ситуации. В ходе индивидуального консультирования психолог помогает родителю осмыслить трудности, возникающие во взаимодействии с ребенком, увидеть, что сам родитель делает для усугубления или разрешения проблем ребенка, найти новые способы общения с сыном или дочерью. В отличие от беседы с классным руководителем, индивидуальная работа роди-теля с психологом больше направлена на рефлексию, анализ общения с ре-бенком, осмысление эффективных и неэффективных стратегий взаимодейст-вия, формулировку рекомендаций. Психологические консультации не заменят работу классного руководителя, но помогут значительно усилить их результативность.
Помимо работы с детьми и родителями, психолог может оказать поддержку самому педагогу . Конечно, школьный психолог не методист, он не подскажет, как лучше спланировать урок или построить воспитательную работу. Но он может помочь учителю провести самоанализ педагогической деятельности, увидеть свои сильные стороны, обратить внимание на недостаточно эффек-тивные способы взаимодействия с детьми и родителями. Наконец, школьный психолог может помочь педагогу в профилактике выгорания: заметить его при-знаки и найти личные способы сохранения позитивного эмоционального состояния.
Границы возможностей школьного психолога
Однако необходимо понимать, что для решения некоторых проблем как ре-бенка, так и его родителей требуется длительная регулярная психоло-гическая работа , которая приведет к получению результата только в том случае, если она будет продолжаться несколько месяцев, а то и лет. Школьный психолог такую работу осуществить не может, даже если владеет необходимыми для этого знаниями: это не входит в его функционал. В этом случае индивидуальную работу с ребенком может вести специалист – психолог другого учреждения, например, психолого-медико-социального центра.
Для того чтобы лучше представить себе специфику работы школьного пси-холога по сравнению с психологами психолого-медико-социальных центров, сопоставим его со школьной медсестрой. Школьная медсестра не лечит хронические заболевания, она оказывает неотложную медицинскую помощь, делает прививки, осуществляет профилактическую работу. Если ребенку нужна специализированная медицинская помощь, она может посоветовать, к какому специалисту лучше обратиться. Роль школьной медсестры в обеспе-чении здоровья детей очень велика, но никому и в голову не приходит обра-щаться к ней за рецептом на очки или по поводу больного зуба. То же самое касается психологов: школьный психолог не может разрешить серьезные, глубинные проблемы семьи, для этого нужны посторонние специалисты.
Психолог не может решать задачи, связанные с воспитанием . Он не мо-жет научить детей здороваться, ценить дружбу, переобуваться в сменную обувь и так далее. Однако это совсем не значит, что его нельзя привлекать к обсуждению и поиску способов решения воспитательных задач. Психолог может помочь проанализировать, почему не удается эти задачи решить.
Никакая психологическая работа не может сделать так, чтобы ребенок что-то захотел, расхотел или полюбил. Если ребенок не уважает бабушку или не любит читать, занятия с психологом этого не изменят. Даже при том, что в ходе индивидуальной работы у ребенка будут формироваться необходимые функции и навыки, следует содействовать переносу этих новых навыков в повседневную жизнь ребенка и их закреплению. Оказание помощи ребенку требует кооперации всех взрослых, так или иначе взаимодействующих с ним.
Важным условием эффективности психологической помощи является принцип конфиденциальности, который считается также одним из основных этических требований в работе психолога. Информация, полученная школьным психо-логом, является закрытой. Конфиденциальность позволяет установить контакт с детьми и взрослыми, построить доверительные рабочие отношения. Именно в силу этого принципа ряд документов школьного психолога являются закры-тыми или зашифрованными.
Правила профессиональной этики запрещают психологу разглашать инфор-мацию, которая стала ему известна в ходе работы. Поэтому он не вправе рассказывать о том, что говорили дети или родители на консультации, пере-сказывать их слова, сообщать полученные им сведения из жизни семьи. Школьный психолог может поделиться с классным руководителем общими соображениями по поводу проблемы, своими наблюдениями за ребенком или родителем, но он не может рассказывать, о чем шла речь на индивидуальной консультации.
Однако не стоит бояться, что психолог не поделится действительно важными сведениями. Те же самые правила профессиональной этики требуют от пси-холога нарушить принцип конфиденциальности, если ему становится известна информация о том, что существует угроза жизни и здоровью его клиента, будь то ребенок или взрослый, или кого-то из их окружения. В большинстве случаев такие ситуации станут прежде всего известны социальному педагогу и клас-сному руководителю. Если это происходит, классному руководителю важно обсудить с психологом, какие шаги следует предпринять и как в максимально щадящей для ребенка и семьи форме оказать им необходимую помощь.
Конечно, школьный психолог никогда не сможет заменить ни классного руко-водителя, ни педагога-организатора. У него совершенно другой функционал, другой профессиональный багаж знаний и навыков. Но если учитель этим багажом пользуется, он тем самым значительно облегчает решение многих педагогических задач.
Источник