- Результаты Видео Наше Дело Битва Не За Хайп 16 Мая 2021 Ушу Мастер vs Курд УСК Крылья Советов Москва
- Результаты Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
- В главном бою турнира «Наше дело» 16 мая 2021 года в Москве Азиз «Курд» Камалов победил Андрея «Ушу мастер» Ефимова.
- Онлайн Трансляция Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
- Кард Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
- Андрей «Ушу мастер» Ефимов — Азиз «Курд» Камалов 16.05.21 Москва
- Юрий «Берчик» Берченко — Назир «Волейболист» Кишуков 16.05.21 Москва
- Сергей «Тульский Токарев» Арбузов — Реваз «Черный танк» Верулашвили 16.05.21 Москва
- Абубакр «Добряк» Мамедов — Радомир Филиппов 16.05.21 Москва
- Чипинкос — Иван Эфиров 16.05.21 Москва
- Вячеслав Рябов — Даниял «Т-34» Эльбаев 16.05.21 Москва
- Видео Бой Скандал Даниял «Т-34» Эльбаев Наше Дело 16 Мая 2021 Москва
- Андрей Ореховский — Эрон Мамадасламов 16.05.21 Москва
- Филипп Косырев — Михаил Гогитидзе 16.05.21 Москва
- Малик Канаев — Жора Саркисян 16.05.21 Москва
- Армен Саркисян — Дмитрий Андрюшко 16.05.21 Москва
- Александр «Оксана» Новиков — Филл 16.05.21 Москва
- «Wargaming разозлилась, что люди сделали свой продукт». Суд с бывшими сотрудниками продолжается
- Создатель World of Tanks решил вложить деньги в создание ракеты «Таймыр»
- Танчики для твоего бати: как благодаря World of Tanks в России появился новый тип геймера
- Если раньше типичным геймером был школьник, студент — молодой, в общем, бездельник, благодаря «Танкам» появился еще один яркий образ.
- Ассоциация игрока с танком стала главной «проблемой» игры на ранних этапах и вызвала бурю непонимания еще за год до публичного показа, когда Wargaming приехали на КРИ показывать игру в поисках инвесторов.
- По всем вводным World of Tanks не находила отклика у геймерской аудитории, а представить аудиторию шире было непросто — кто, если не они?
- Помимо неожиданного сеттинга с танчиками Wargaming сразу сделали еще две вещи, определившие успех своего проекта.
- Истории Терехина, Аксенова и других, менее известных дедов и мужиков из World of Tanks как никакие другие ярко иллюстрируют, как много эта игра сделала для расширения аудитории видеоигр.
- Если вы уже играете в «Танки», или только хотите начать — Wargaming приготовила подарки к 10-летию World of Tanks.
Результаты Видео Наше Дело Битва Не За Хайп 16 Мая 2021 Ушу Мастер vs Курд УСК Крылья Советов Москва
Портал ТурСтат представил результаты и видео боев «Наше Дело» Битва не за Хайп в Москве 16 мая 2021 бои между Андрей «Ушу мастер» Ефимов и Азиз «Курд» Камалов, Юрий «Берчик» Берченко и Назир «Волейболист» Кишуков, Сергей «Тульский Токарев» Арбузов и Реваз «Черный танк» Верулашвили, рэпер Чипинкос и Иван Эфиров , Вячеслав Рябов и Даниял «Т-34» Эльбаев, Абубакр «Добряк» Мамедов и Радомир Филиппов по смешанным единоборствам ММА «Наше Дело» Битва не за Хайп в УСК «Крылья Советов» в Москве в воскресенье 16 мая 2021 года и где когда на каком канале во сколько смотреть прямую онлайн трансляцию прямой эфир «Наше Дело. Битва не за Хайп»из Москвы 16 мая 2021 года.
Результаты Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
16 мая 2021 года в УСК «Крылья Советов» в Москве прошел турнир по ММА смешанным единоборствам «Наше Дело» Битва не за Хайп.
В главном бою турнира «Наше дело» 16 мая 2021 года в Москве Азиз «Курд» Камалов победил Андрея «Ушу мастер» Ефимова.
Начало турнира «Наше Дело» Битва не за Хайп в Москве 16 мая 2021 в 19:00 в УСК «Крылья Советов» по адресу: Ленинградский проспект, 24а.
Онлайн Трансляция Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
Прямой эфир прямая бесплатная онлайн видео трансляция турнира «Наше Дело» Битва не за Хайп в Москве 16 мая 2021 в 19:00 на Wink и MEGOGO (в странах СНГ ).
Кард Наше Дело. Битва не за Хайп 16.05.21 Москва
Андрей «Ушу мастер» Ефимов — Азиз «Курд» Камалов 16.05.21 Москва
Азиз «Курд» Камалов победил Андрея «Ушу Мастер» Ефимова единогласным решением судей на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Юрий «Берчик» Берченко — Назир «Волейболист» Кишуков 16.05.21 Москва
Юрий «Берчик» Берченко не вышел (опоздал) на бой с Назиром «Волейболистом» Кишуковым 16 мая 2021.
Сергей «Тульский Токарев» Арбузов — Реваз «Черный танк» Верулашвили 16.05.21 Москва
Реваз «Черный танк» Верулашвили победил Сергея «Тульский Токарев» Арбузова техническим нокаутом на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Абубакр «Добряк» Мамедов — Радомир Филиппов 16.05.21 Москва
Абубакр «Добряк» Мамедов победил Радомира Филиппова единогласным решением судей на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Чипинкос — Иван Эфиров 16.05.21 Москва
Блогер Иван Эфиров победил рэпера Чипинкос техническим нокаутом (травма руки) в первом раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Вячеслав Рябов — Даниял «Т-34» Эльбаев 16.05.21 Москва
Вячеслав Рябов победил Данияла «Т-34» Эльбаева в первом раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Видео Бой Скандал Даниял «Т-34» Эльбаев Наше Дело 16 Мая 2021 Москва
Андрей Ореховский — Эрон Мамадасламов 16.05.21 Москва
Андрей Ореховский ( Украина ) победил Эрона Мамадасламова удушающим приемом в первом раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Филипп Косырев — Михаил Гогитидзе 16.05.21 Москва
Филипп Косырев победил Михаила Гогитидзе техническим нокаутом в первом раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Филипп Косырев вызвал на бой «Персидского дагестанца» Моххамада Хейбати.
Малик Канаев — Жора Саркисян 16.05.21 Москва
Малик Канаев победил Жору Саркисяна техническим нокаутом во втором раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Армен Саркисян — Дмитрий Андрюшко 16.05.21 Москва
Дмитрий Андрюшко победил Армена Саркисяна болевым приемом (армбар) в третьем раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Александр «Оксана» Новиков — Филл 16.05.21 Москва
Александр «Оксана» Новиков победил Филла техническим нокаутом во втором раунде на турнире «Наше дело» в Москве 16 мая 2021 года.
Источник
«Wargaming разозлилась, что люди сделали свой продукт». Суд с бывшими сотрудниками продолжается
19 декабря мы сообщали о том, что разработчик World of Tanks — компания «Варгейминг» — подала иск к своим бывшим сотрудникам, которые сейчас работают в Blitz Team. Сотрудники, которых обвиняют в размещении на GitHub контрафактных копий исходных текстов движка DAVA Framework (движок принадлежит компании «Варгейминг») и создании форков от этих копий на личные аккаунты в GitHub, поделились мнением о ситуации и рассказали о истинных целях исков.
Пятеро бывших сотрудников считают, что разработчик World of Tanks просто обиделся на них, что они уволились и ушли делать свой продукт. В декабре 2019 года компания Blitz Team, в которой работают бывшие сотрудники «Варгейминг», выпустила на мобильных устройствах свой первый проект — экшен от первого лица Battle Prime. За первые недели Battle Prime установили более миллиона раз, а игра получила 4,6 баллов из 5 в App Store.
Игорь Соловей, программист Blitz Team:
Я 5 лет проработал в минском подразделении WG — Game Stream, добросовестно выполнял поставленные мне задачи и делал все для развития этого Open Source движка так, как в компании было фактически заведено! World of Tanks Blitz, основанный на этом движке, принес Wargaming сотни миллионов долларов и, вероятно, все еще хорошо зарабатывает, благодаря в том числе моей работе и работе коллег. Я всегда соблюдал правила и следовал политикам компании, никогда не получал претензий по своей работе. Скорее даже наоборот, меня неоднократно премировали. Уволился я тоже без каких-либо претензий по обоюдному согласию сторон. В результате, спустя полтора года после ухода, но сразу же после релиза нашей игры, я получил иск на сумму превышающую мою зарплату за 5 лет. Что это вообще? Разве я не имею права сменить работу и должен откупаться?
Иван Петроченко, технический директор:
Wargaming неоднократно говорила, что заявляла, что движок игры World of Tanks Blitz под названием DAVA Framework свободно доступен под Open Source с лицензией BSD3, поэтому удивительно было видеть в иске, что руководство якобы «не знало об этом». Интересно, что ждет других разработчиков, ведь десятки программистов одинаково работали с одним и тем же хранилищем кода. Знаю, что у Wargaming много других Open Source проектов на GitHub’e — сотне ребят, которые над ними трудятся, тоже стоит приготовиться к искам?
Виктор Клещенко, зам. директора:
Я вижу ситуацию так: на Кипре разозлились, что люди посмели уйти из WG и сделать свой продукт. Приказали «разобраться», чтобы другим неповадно было. Мы не крепостные, товарищи миллиардеры!
Кирилл Поляков, директор Blitz Team:
Формально WG считает, что ребята что-то сделали «не так», разрабатывая Open Source продукт. Но это что-то они годы делали у компании на виду и под контролем, и всех все устраивало. Так что же теперь не так? Что же хочет WG на самом деле? Какова истинная цель обращения в Верховный Суд? Какова цель написания на нас жалобы в антимонопольный орган? Запугать нас? Не дать нам возможности спокойно работать над нашим проектом? Не дать возможности привлечь иностранные инвестиции, которые сейчас так важны для развития продукта? Поставить нас на колени и заставить вернуться, раскрыть код своего движка? Или WG боится, что разбегутся и другие сотрудники и перестанут делать сотни миллионов для кипрского «дяди», и хочет, используя это дело, показать что их ждет в случае чего?
Источник
Создатель World of Tanks решил вложить деньги в создание ракеты «Таймыр»
Один из создателей известной онлайн-игры World of Tanks , вице-президент Wargaming по геймдизайну Сергей Буркатовский, может вложить несколько миллионов рублей в российского разработчика ракет-носителей «Лин Индастриал» – резидента космического кластера фонда «Сколково». Об этом сообщает ТАСС со ссылкой на генерального конструктора «Лин Индастриал» Александра Ильина. Речь идет о проекте по созданию сверхлегкой ракеты «Таймыр».
«Рассматривается два варианта: покупка 5% акций компании за 5 млн руб. и 10% акций – за 10 млн руб.», – уточнил Ильин. Сам Буркатовский подтвердил РБК, что намерен вложить деньги в проект «Лин Индастриал». Он рассказал, что генеральный конструктор «Лин Индастриал» Александр Ильин и два других сотрудника компании являются его друзьями. О том, что в «Лин Индастриал» ищут инвестора, Буркатовский узнал от сотрудников компании.
По его словам, он с детства увлекался космосом, эта тема всегда была ему близка. «После того как стало известно, что я финансирую создание ракеты, другие ключевые сотрудники Wargaming захотели поучаствовать в этом проекте», – сказал Буркатовский РБК. Сотрудники Wargaming проведут переговоры с «Лин Индастриал», уточнил он.
Буркатовский пока не решил, какую сумму вложит в проект, это будет зависеть от его «финансового положения на конец года». Он рассчитывает получить миноритарный пакет акций в «Лин Индастриал», размер которого не превысит 10%.
ООО «Лин Индастриал» разрабатывает проект модульной сверхлегкой ракеты-носителя «Таймыр» совместно с Московским авиационным институтом. Ракета сможет доставлять в космос спутники массой до 100 кг и сможет стартовать с любой, даже необорудованной, площадки.
Проект был представлен в конце октября. «Несколько представителей венчурных фондов обратили внимание на наше предложение, были проведены предварительные переговоры», – заявили тогда в компании.
Агентству ТАСС Ильин заявил, что консалтинговые агентства оценивают объем мирового рынка малых космических аппаратов до 2020 года более чем в $2 млрд. «Мы с ракетой «Таймыр» рассчитываем занять 30% этого рынка», – заявил генконструктор. В первые несколько лет, по прогнозам Ильина, «Лин Индастриал» рассчитывает на три ежегодных пуска «Таймыра» с чистой прибылью $1–1,5 млн от каждого старта. В дальнейшем при необходимости компания сможет выпускать по ракете в неделю, добавил он.
Источник
Танчики для твоего бати: как благодаря World of Tanks в России появился новый тип геймера
Все читатели Disgusting Men знают, что это неправда. Все люди в игровой индустрии, игровой журналистике и наконец, просто все игроки — а мы все игроки! — знают, что это чушь, ахинея и самое тупо клише, которое только можно придумать. «Видеоигры — для детей». Занятие для школьников, в крайнем случае — для студентов, которым позволительно развлекать себя «игрушками», пока не пришло время завести семью, детей, найти «серьезную» работу и заняться «серьезными» делами, как подобает взрослому человеку. Особенно мужчине! Клише чрезвычайно живучее. В 2020 году все еще легко можно встретить человека, который в свои 20, 25 или 30 лет твердо уверен, что видеоигры — это какое-то инфантильное увлечение, из которого вырастают. То ли дело пить пивко перед телевизором, копаться в гараже или сычевать на берегу с удочкой! Что угодно, лишь бы не эта пустая трата времени. Так до сих пор думают многие мужчины, да и для многих женщин геймер до сих пор не самый мужественный образ.
За годы работы на Disgusting Men и в других изданиях мы многое сделали, чтобы это клише умерло. Мы взрослеем, заводим семьи и «серьезные» работы, нам уже почти под сорок, но каким-то чудом мы продолжаем играть и рассказывать об этом. Но не меньше нашего сделали и сами разработчики игр. В этом году свое десятилетие празднует World of Tanks, и можно без преувеличения сказать, что в свое время эта игра создала совершенно новый образ геймера в России и странах СНГ.
Если раньше типичным геймером был школьник, студент — молодой, в общем, бездельник, благодаря «Танкам» появился еще один яркий образ.
Теперь геймер — это еще и мужик сорока, а то и пятидесяти лет. Возможно, раньше он тоже относился к играм как к «игрушкам», или вообще никак не относился и был с компьютером на «вы». Но сейчас он с серьезным видом сидит за компьютером после тяжелого рабочего дня. На мониторе перед ним ползут танки, в гарнитуре — уже давно не юношеские голоса виртуальных однополчан. Возможно, все это происходит под то же самое пивко. Возможно, его может слегка подпиливать за это жена — ей такой досуг может казаться странным. Но пора бы привыкнуть: геймер — это уже не только школьник, но и взрослый мужик. Да и что там, при должной гибкости ума геймером может быть кто угодно, но об этом как-нибудь в другой раз. А пока что «Танки» волевым движением превратили в геймеров немалую часть мужского населения России. Как это произошло?
Сейчас сложно описать масштабы скепсиса, с которым был встречен анонс World of Tanks больше десяти лет назад. За прошедшие несколько лет онлайн-игры про танки стали мощным направлением в игровой индустрии с жесточайшей конкуренцией, куда по-хорошему уже лучше не лезть. Чуть раньше, в начале десятых годов, это был жанр, в котором начинающие разработчики могли выступить и поднять денег, руководствуясь таким ходом мыслей: сеттинг заходящий, танки-то все любят, проверено! Но проверено кем?
Tank (1974). До настоящего «танкового» прорыва в играх — еще десятки лет.
В конце двухтысячных игры про танки были жанром типа симуляторов рыбалки — кучка тягомотных экшенов для фанатов военной истории, которые и экшеном назвать было сложно. Игры еще более нишевые, чем авиа или вертолетные симуляторы. И вот малоизвестная белорусская компания анонсирует онлайн-игру про танки. С онлайн-играми 10 лет назад все тоже было довольно однозначно. За несколько лет до анонса «Танков» вышел World of Warcraft и на годы вперед определил, как должны выглядеть MMORPG. Возможно, к 2010 году его хватка уже слегка ослабла, а игроков уже слегка утомил и WoW, и его конкуренты — но все равно анонс MMO про танки выглядел совершенно дико.
«Мы с 98-го года делали стратегические игры — хардкорные, для взрослой аудитории, которая рубится в пошаговые стратегии, — рассказывает глобальный паблишинг-директор World of Tanks Максим Чувалов. — Потом перешли к RTS, в том числе и в тематике Второй мировой — что отчасти и сподвигло нас выбрать такой сеттинг для онлайн-игры».
Ну и будем откровенны: при всем уважении к геймдеву СНГ, от белорусской студии революций никто не ожидал. Так думали примерно все, кто стал свидетелем публичной презентации World of Tanks на «Конференции Разработчиков Игр» и в 2010-м, когда представили первый билд журналистам и игрокам.
Wargaming на КРИ 2010 — улыбаются, как будто уже что-то знают о будущем своей игры.
«Тогда про танки серьезно вообще никто не думал, а компания Wargaming мне была известна как «те чуваки из Белоруссии, которые делают военные стратегии», а основной бизнес у них, как мне рассказывали — программирование на аутсорсе для каких-то кипрских компаний», — рассказывает Александр Кузьменко, бывший главный редактор крупнейшего на тот момент игрового журнала «Игромания». — Я пришел к ним на стенд, посмотрел, поиграл минут сорок — несколько каток, мне еще запомнилось, что они почему-то были очень короткими. Ко мне подходит кто-то из разработчиков, спрашивают про ощущения. Я им говорю: братцы, можно честно? Смотрите — все весело, катаешься, стреляешь, танчики красиво взрываются… но это же у вас онлайновая игра? «Онлайновая». С прокачкой? «С прокачкой». Ну то есть, типа ролевая? «Ну типа да». Ну в какой нормальной ролевой игре человек захочет ассоциировать себя с танком? Это же долбаный танк! Машинка с гусеницами и дулом. То ли дело орк, мужик с топором, женщинами с огромными очками статуса. Это я понимаю! Но танк — ни одному нормальному человеку это не может быть интересно. В итоге, как показала практика, я был неправ. С танками себя захотело себя ассоциировать полстраны».
Главред главного конкурента «Игромании» на тот момент, Игорь Бойко из «Навигатора Игрового Мира», тоже не разглядел тогда в World of Tanks суперхит. «По типичному «украинскому» сосновому лесу ехал танк, оставляя за собой след. Ничего особенного, ничего многообещающего, — вспоминает Бойко; больше ему запомнилась гостеприимность Wargaming на стенде КРИ, которая еще станет их визитной карточкой. — Очень приветливые разработчики, которые были готовы все показывать и рассказывать. С тех пор этот момент не изменился».
Ассоциация игрока с танком стала главной «проблемой» игры на ранних этапах и вызвала бурю непонимания еще за год до публичного показа, когда Wargaming приехали на КРИ показывать игру в поисках инвесторов.
«В 2009-м все на КРИ перешептывались и посмеивались над тем, что белорусы решили сделать MMO про танки, — вспоминает продюсер Илья Овчаренко, на тот момент работавший пиарщиком в издательстве «Акелла». — Апофеозом было выступление вице-президента Astrum Алисы Чумаченко, которая рассказывала, что MMO должна быть красивой, и кому захочется играть за танк — лучше же за красивую эльфийку! В общем, никто не понимал, каким образом это может выстрелить».
По словам Овчаренко, именно Astrum, крупнейшая тогда игровая компания России, могла стать одним из возможных инвесторов Wargaming. «Насколько мне известно, [основатель Wargaming] Виктор Кислый предлагал игру [президенту Astrum] Игорю Мацанюку. Тот отказался, и до сих пор считает это одной из своих самых больших ошибок».
По всем вводным World of Tanks не находила отклика у геймерской аудитории, а представить аудиторию шире было непросто — кто, если не они?
Оставались лишь те самые военно-исторические гики, аудитория старых игр про танки. Но на самом деле не только они — кроме них был еще чуть более обширный пласт поклонников военных стратегий, зачастую даже не в реальном времени, а пошаговых — и варгеймов. Это тоже были далеко не миллионы и даже не сотни тысяч игроков. Зато это уже была весьма возрастная аудитория — и на момент анонса WoT это были люди, с которыми Wargaming умели работать.
«Мы изначально целили в аудиторию постарше, причем специфическую — например, любителей истории, реконструкции, моделирования. Это была узкая ниша любителей наших стратегий, которая еще раньше играла в «Противостояние» (одна из первых российских RTS, выпущена компанией «Дока» в 1997 году — прим. DM), — рассказывает Чувалов.
«Первое впечатление было — нет, это какая-то странная забава для людей, которые любят раскрашивать танчики и клеить фигурки, — вспоминает Кузьменко. — Но почему вдруг раскрашивать танчики и клеить фигурки захотело еще 100 миллионов человек, для меня до сих пор загадка. В общем, это был непредсказуемый и величайший успех и показатель того что я, да и практически все, кто тогда увидел «Танки», были неправы, а Wargaming что-то такое уже знали».
Помимо неожиданного сеттинга с танчиками Wargaming сразу сделали еще две вещи, определившие успех своего проекта.
«Мы пошли не просто в онлайн, а взяли фритуплей-модель, которая тогда уже хорошо зарекомендовала себя в Азии, но имела смешанные отзывы на Западе — считалось, что бесплатное же должно быть только низкого качества, — говорит Чувалов. — Плюс мы выбрали сессионную модель — без рейдов, бой идет ограниченное время, после него ты возвращаешься в гараж, что-то там делаешь — и дальше либо возвращаешься, либо останавливаешься. Было много новаторства, поэтому критики было много, а веры — довольно мало».
Бесплатность вкупе с короткими сессиями без рейдов обеспечивала игре очень низкий порог вхождения. Для кор-аудитории геймеров все это было непривлекательно и едва ли понятно — зато позволяло зайти в «Танки» людям, которые были не готовы сидеть за компьютером часами и днями и побаивались призрачной «игровой зависимости». По крайней мере, сначала!
«Медленный мультиплеер», который в самом деле на тот момент тоже выглядел необычно, в итоге сыграл важнейшую роль именно для возрастной аудитории игры.
«Тебе не нужно постоянно двигаться, стрейфится влево-вправо, чтобы уклоняться от выстрелов — говорит Чувалов. — Есть время подумать, есть возможность допустить ошибку. Есть броня, за счет которой ты можешь танковать. Мы раньше еще шутили, то «Танки» — это пенсия для контрстрайкеров. Людям, у которых уже нет реакции 17-летнего школьника, просто легче в нее играть и чувствовать себя комфортно».
Пиар-менеджер Blizzard Activision Дмитрий Лазарев также в то время плотно сидел в WoW и испытал на себе неожиданную популярность «Танков». «Сложно забыть момент, когда ты потерял часть своих согильдийцев, покинувших Азерот, чтобы гонять фашистов на полях сражений и апгрейдить свой Т-34, — вспоминает Лазарев. — Мне тогда показалась необычной концепция игры, где ты играешь в роли танка. Даже не экипажа, так как он играет вспомогательную роль в виде «бафов» в игровой механике, а именно танка. Тем не менее, на многих наших гильдейских посиделках в пабе все чаще стали чаще звучать фразы в духе «А вот у нас давеча в танках…», так что не заметить выход игры с такой бешеной популярностью было просто невозможно».
Сам Лазарев сыграл в «Танки» позже — «по работе», когда в качестве пиар-менеджера PlayStation запускал игру на PS4 в России. «Уже пару недель спустя я активно прокачивал китайскую версию танков, выкрикивая в начале каждой катки дежурное «За Мао!», обильно донатил на апгрейды и проводил за игрой внушительное время каждый вечер».
«Вот это сочетание — относительно медленный мультиплеер, короткие сессии и — неожиданно! — миллионы человек, которые полюбили танчики — все сошлось, бабахнуло, и получился феномен международного масштаба», — Александр Кузьменко о формуле успеха «Танков» у широкой аудитории.
Эффект этого феномена не так давно описал журналист Андрей Подшибякин в книге «Время игр». В главе про World of Tanks он рассказывает историю о радиоэфире, где ему, как это часто бывает с людьми из игровой индустрии, нужно было развенчать пресловутый миф про «игры для детей». Переубедить ведущих было непросто — пока в эфир не начали звонить слушатели. «Взрослые (в некоторых случаях явно пожилые) люди говорили одно и то же: «Не знаем, о каких детях вы говорите, а я играю в World of Tanks». По мнению Подшибякина, WoT — «первый, единственный и абсолютно уникальный случай, когда игра стала не просто успешной — она изменила и модель потребления игр, и общественный консенсус по их поводу».
На участие в бета-тесте World of Tanks в начале 2010 года было подано 40 тысяч заявок. К началу открытого бета-тестирования летом того же года эта цифра перевалила за 100 тысяч. В этот момент в Wargaming поняли, что ситуация выходит из под контроля и все идет не совсем по плану — в лучшем смысле этого слова. Судя по фидбеку на форумах, в игру приходили не только обычные геймеры.
«Это были люди, которые раньше вообще ни во что не играли, — вспоминает Чувалов. — Увидели у детей или друзей танки на экране, начали спрашивать, и так про нас узнали. Мы поняли, что вскрывается новый пласт аудитории, которая была на «вы» с компьютером и раньше ничем не пользовалась кроме «Ворда». Через пару дней после релиза в августе, когда мы таскали на руках сервера, чтобы хоть как-то запуститься, мы поняли, насколько все востребовано».
О том, что в «Танки» гоняет не только молодежь, но и люди всех возрастов, говорила не только внутренняя статистика. Таких игроков нередко встречают и сами «Варгейминги». «Лично встречал людей старше 70, это было лет 5-6 назад. Но есть игроки и более возрастные — в Японии у нас есть игрок, которому за 80 лет. Ну и в США — там уже такие, устоявшиеся дедушки, в летах, с сединой, с внуками, ветераны военных кампаний. У нас все же помоложе, но у нас и геймеры моложе».
Тем не менее, в России возрастные игроки в «Танки» в России тоже дали о себе знать практически с самого релиза игры. В начале десятых годов, задолго до расцвета Twitch, поднималось стримерское движение — и страны СНГ не оставались в стороне. Первые прямые трансляции (не только по играм, но и вообще) хостились на сайте smotra.com, который впоследствии был приспособлен под нужды вебкама. Это довольно темная страница в истории рунета, где, что скрывать, происходила совершенно лютая дичь — от жестоких пранков до пьянок и драк в прямом эфире. Эти стримы вели самые обычные люди — не только из Москвы или Питера, но и из провинции. Отовсюду, где только был возможен интернет. Именно там вел свои стримы по World of Tanks Валентин Витальевич Терехин из Тольятти, более известный как Дед Вахрамей. На момент релиза игры ему было уже 68 лет. Не вдаваясь в подробности, стоит сказать, что это был один самых популярных персонажей «Смотры». Он страшно матерился, воюя с троллями, всячески поучал молодежь, давая советы по жизни — и играл в «Танки». Несмотря на всю противоречивость этой фигуры, Вахрамей олицетворял невероятную широту аудитории World of Tanks. В 2018 году Вахрамей скончался от обширного инфаркта.
Дед Вахрамей — легендарный стример World of Tanks.
«Я очень долго смотрел деда и поверьте мне, он был хорошим добрым человеком. Настоящий советский работяга, однолюб (с бабкой всю жизнь вместе). Вырезанные крики в роликах — это ответная реакция на троллей в чате. Вахрамей призывал не бухать и не курить (сам бросил много лет назад), не заниматься ******, уважать пожилых отцов и матерей и просто ценить жизнь. Он любил свою кошку и слушать «блатняк» на трансляциях. Покричать на троллей и смотреть биатлон по ТВ. Земля пухом, Валентин Витальевич» — комментарий пользователя на Youtube.
Терехин был не единственным возрастным стримером «Танков» в России. К сожалению, о многих из них становится широко известно, лишь когда они умирают. Другой легендарный игрок из комьюнити Wolrd of Tanks, Сергей Аксенов из города Югра, скончавшийся в 2017 году в возрасте 45 лет, был известен своими фирменными фразами вроде «поймали тишину» и громогласными командами в эфире, которыми он гонял более известных и юных стримеров. Привести их тут мы, к сожалению, не можем — искренние мужские эмоции малосовместимы с нашими медиа — но вы знаете, где их можно найти.
Сергей Аксенов — другая легенда World of Tanks
В апреле этого года появилось интервью с другим возрастным игроком в World of Tanks, и пожалуй, самым примечательным. О нем мало что известно, кроме его ника Sashapobedit; в интервью он рассказал, что ему 66 лет. На счету мужчины уже более 250 тысяч боев. По его словам играет он порядка 16 часов в день, иногда — с сыном и внуком. Судя по аккаунту, игрок жив и здоров — заходил в «Танки» буквально в начале июня. На вопрос, откуда у него столько часов в игре, игрок отвечает — «А что делать? Водку пить здоровья нет».
Истории Терехина, Аксенова и других, менее известных дедов и мужиков из World of Tanks как никакие другие ярко иллюстрируют, как много эта игра сделала для расширения аудитории видеоигр.
С одной стороны, это и самые обычные люди, пресловутые «работяги», далекие от«продвинутой» геймерской тусовки — и эта тусовка нередко смотрит на этих людей с нескрываемой ухмылкой, а порой, к сожалению, даже издевкой. С другой — это признанные селебрити, публичные люди, звезды шоу-бизнеса, даже политики. Порой игроков в «Танки» можно найти в совершенно немыслимых местах. «Мы ведь можем смотреть по IP откуда играют, вплоть до конкретного района в городе, — говорит Чувалов. — Было много прикольных кейсов. Из Северной Кореи, например, было 17 айпишников. Понятно же, у кого там есть доступ в интернет. Нередко о каких-то неординарных игроках мы обычно узнаем лично от них, когда они выходят на связь с руководством через знакомых, когда они хотят поблагодарить, попросить какой-то танк. Много спортсменов, много людей в правительствах, в силовых структурах, руководители государств, королевские семьи. В том числе и довольно возрастные игроки».
Помимо уже устоявшегося образа «танкиста-мужика» характерной стала и история про то, как это мужика пилит недовольная жена. Это известный предмет шуток, но и он, на самом деле, имеет не только плохую, но и хорошую сторону — и тоже сообщает о том, что «Танки» давно перестали быть просто популярной игрой.
«Будучи частью культуры, быта, игра неизменно становится и частью семейных взаимоотношений, — подтверждает Чувалов. — Пилит жена за «Танки», или за то, что ты где-то бухаешь — это разные вещи. С другой стороны, мы получаем большое количество положительных кейсов. Нам писал, например, ребенок двенадцати лет: отец-афганец сначала пил, потом начал играть, пить бросил, начал приносить какие-то деньги в семью — и такого довольно много. Наша игра в целом объединяет в комьюнити мужчин — здесь ты можешь найти друзей, соратников. Это нормальное мужское хобби».
В довесок к сказанному мы собрали несколько историй реальных игроков в World of Tanks — тех самых мужиков, с семьями, работой и всеми прочими атрибутами «взрослой жизни», которые когда-то считались несовместимыми с видеоиграми. Мы искренне восхищаемся открытостью и незашоренностью этих людей и надеемся, что их будет только больше — и не важно, в «Танки» они будут играть, или во что-то другое. Лишь бы не строили из себя серьезных мужчин, которые выросли из «игрушек».
Если вы уже играете в «Танки», или только хотите начать — Wargaming приготовила подарки к 10-летию World of Tanks.
Предвзятого отношения к играм у меня никогда не было. Играть я начал, когда еще программы загружались с помощью кассетного магнитофона. Собирались с ребятами кучей у кого-то одного, был собранный на коленке компьютер. Тогда это еще была дорогая штучка, а в 90-е я уже приобрел свой компьютер и пошло конкретное погружение и в интернет, и в игры. Программистом я никогда не был, в IT не работал — просто был живой интерес, из чего оно состоит и как устроено. Дочка у меня тоже играет, и жена. Жена любит «Симс», а дочка в Serious Sam сейчас увлеченно играет, в первую часть. Она взрослая уже.
Я и раньше играл в разные игрушки — Doom, Quake, Far Cry, например. А в танки начал играть, когда перешел на новую работу. И там были молодые ребята, 25-30 лет. Услышал их разговоры про «Танки», заинтересовался. Я когда в советской армии служил, был танкистом, на Т-72. Ребята еще говорили, что там очень подробно были прорисованы танки. Я заинтересовался — и подсел, начал играть.
Поначалу «Танки» занимали очень много времени, доходило до конфликтов в семье. Даже утром, вставая на работу — немного поиграю, срублю двойной опыт. Жена, конечно, была недовольна — мол, много времени посвящаю компьютеру, а не семье. Но в итоге достигли баланса, притерлись, конфликты ушли. Сейчас могу в выходные или вечером чуть-чуть посидеть. Первое время скучал по игре, когда уезжали куда-то надолго, в отпусках или где-то еще — была прямо тоска. Но в силу возраста выбираешь главное, а сейчас главное несколько другое. Сначала семейные дела, а «Танки» — по остаточному принципу.
Убеждать кого-то своего возраста, что игры это здорово, не собираюсь. Люди разные, некоторые даже не дружат с компьютером, у кого-то гараж-машина, кто-то охотник или рыбак. Но когда рассказываешь кому-то — слушают, спрашивают, поддерживают разговор. Как и я, если кто-то был на охоте и рассказывает — куда ходил, кого подстрелил — тоже слушаю. Приведу отвлеченный пример. У меня есть приятель, он абсолютно отрицает какие-либо поездки, путешествия. Говорит: зачем мне куда-то ехать и тратить деньги, море везде одинаковое — что в Черногории, что в Таиланде, вода и вода, и так далее. Ну как ему объяснить, что это интересно? Если у него нет предрасположенности, особенно если он уже мой ровесник, сформировавшаяся личность. Никакой дискуссии тут не получится. А некоторые узнавали про игру и тоже пробовали, бывало и такое.
Чем мне интересны «Танки»? Если взять просто технику — о ней можно читать, рассматривать, это интересно с точки зрения истории. Потом карты — я, например, в Париже ни разу не был. Есть карты в Белоруссии, или карта в Харькове — интересно сравнить. Сначала разработчики не очень старались, но со временем все прорисовывают детально, молодцы ребята. Иногда думаешь — что за карта, никогда на ней не был, а оказывается, карта старая, просто теперь добавили виды красивые. Как будто такое путешествие по другим странам. Отчасти, конечно.
За очками я не гонюсь, играю для удовольствия, всю графику ставлю на максимум, мне приятно все рассматривать. Даже те же самые поля. Есть карта, где просто поле, а там маки и ковыль шевелится, трава такая, мне это напомнило мое детство, около речки.
Если меня беспокоит какая-то проблема в жизни, я себя даже заставляю поиграть — знаю, что игра меня отвлечет. Захожу — и она реально отвлекает, на втором-третьем бою я уже забываю о той проблеме. Понятно, что она никуда не исчезает, но на определенном этапе игра дает разгрузку.
Играть планирую и дальше, бросать не собираюсь. Тем более, игры все время качественно усиливаются, это очень интересно.
В 2013 году я впервые услышал от друзей и коллег об игре «Мир танков» — я заинтересовался, потому что для меня это было что-то новое. Раньше-то в компьютерных играх я был, скорее, наблюдателем, нежели участником. А потом еще и реклама «Танков» на ТВ подтолкнула меня попробовать.
На момент регистрации и первых боевых выходов интерес вызывал, в первую очередь, игровой процесс и осознание того, что такие же как я ребята встречаются со мной в команде. Ну а простое управление и близкая для меня военная тематика в итоге полностью погрузили меня в игру.
Раньше я к играм относился просто нейтрально. Но после «Танков» я даже пробовал играть во что-то еще. Ведь игры сейчас — для людей. Я вижу, что для каждого возраста разработчики представляют свои продукты. Однако танки для меня все же остаются ежедневным приоритетом.
До «Танков» мой досуг был самым обычным: просмотр ТВ и общение через социальные сети. Но сейчас «Мир танков» — моя главная соцсеть. Мы с друзьями даже создали клан в игре — [B1O1S] .Balls of Steel.. Нас там уже много собралось, мы весело проводим время, общаемся, а география наших участников не ограничивается РФ. Супруга, как настоящая любящая женщина, конечно, недовольна тем, сколько времени я трачу на игру… Но все равно меня поддерживает!
Про World of Tanks я впервые услышал от коллег на работе — примерно восемь лет назад. Так что увлекаюсь «Танками» я довольно давно. В первую очередь заинтересовала, конечно, возможность играть с реальными людьми. Ну и тематика близкая: военная техника разных стран — это интересно.
Компьютерные игры я любил и раньше, особенно шутеры, но это было забытое увлечение, про которое «Танки» напомнили. После них я вспомнил и о других играх, несколько раз прошел Half-Life (только не Alyx, шлема у меня нет, да и комп не потянет), DOOM 3, Crysis и несколько частей Call of Duty. Но прямо регулярно играю все-таки только в «Танки» — времени маловато. Но игры как любил, так и продолжаю любить! Приятно отвлечься вечерком от работы и прочих забот.
Игры, само собой, не только для детей. Они — как способ отвлечься и провести досуг — понятны и доступны в любом возрасте, тем более сейчас такой огромный выбор игр на разных платформах на любой вкус и возраст. Хочешь на компьютере играй, хочешь на приставках или даже на телефоне. У меня и дочь активно играет (правда, не в танки) на PlayStation. Но не очень много — учеба мало времени оставляет.
Родные к увлечению World of Tanks относятся спокойно и с пониманием. Жена постоянно шутит, говорит: «Опять страну спасаешь». Но я и не сутки напролет за компьютером сижу. Кроме «Танков» у меня и другие увлечения есть: дача, самогоноварение, вялю мясо дома. Но «Танки» — это совсем другой вид отдыха. Всегда интересно, как пройдет следующий бой!
Про «Танки» я узнал от коллег и знакомых — как, наверное, и большинство игроков. Впервые я об игре услышал давно, еще до того, как сам начал играть. Поначалу не особо заинтересовался — не очень было понятно, что там за игра-то, что в ней делать нужно. Да и в голове «Танки» почему-то ассоциировались с простенькими «танчиками» в которые мы еще на «Денди» играли в 90-х. Но очень уж увлеченно коллеги иногда игру обсуждали, так что попробовать все-таки захотелось.
Сначала я в World of Tanks играл у сына на приставке Xbox. Очень понравилось: военная тематика затянула, и реалистичная графика впечатлила. Я до этого игры больше помнил по временам Quake и Doom, а тут вон все какое детальное и красивое! Только вот с джойстиком разобраться было трудно, пару недель к нему привыкал. Зато под впечатлением от «Танков» я и в другие игры на приставке поиграл — в основном в стрелялки: точно помню Call of Duty, Gears of War, Far Cry и Crysis. А по поводу того, что «взрослый мужик, а в игрушки играешь» шутил, кстати, только сын, который и сам полдня за приставкой просидеть может.
Со временем, конечно, с приставки перешел на компьютер, потому что все знакомые в «Танки» играли на нем — а с одними незнакомцами играть надоело. Совместная игра и общение — наверное, как раз самое лучшее в «Танках». Сын мне предлагал и другие онлайновые игры попробовать, но они все в стилистике фэнтези и потому как-то не затянули, хотя фэнтези литературу и фильмы я люблю.
Дома никаких конфликтов из-за «Танков» нет и не было, потому что я играю умеренно — не гонюсь за статистикой, просто расслабляюсь. Игры для меня — один из главных видов досуга, они лучше всего «отключают» от внешнего мира и отвлекают от проблем. Ну а помимо них я всякие ролики на ютубе смотрю, читаю фантастику и езжу на дачу иногда — там огород с картошкой, он тоже времени отнимает много!
Текст — Стас Ломакин.
С мужиками беседовал Денис Майоров.
Арт — Андрей Трамваев.
Источник