- Вопрос: Какое влияние оказывает рост дефицита государственного бюджета на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?
- РОСТ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
- EREPORT.RU
- мировая экономика
- Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг
- Государственный бюджет: расходы и доходы государства
- Виды состояний государственного бюджета
- Концепции государственного бюджета
- Способы финансирования дефицита государственного бюджета
- Государственный долг, его виды и последствия
Вопрос: Какое влияние оказывает рост дефицита государственного бюджета на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?
Предположим, что правительство увеличивает расходы без увеличения налогов, т. е. за счет роста дефицита государственного бюджета (или снижения профицита государственного бюджета). Какое влияние окажет это решение на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?
Национальные сбережения включают как частные сбережения (сбережения домашних хозяйств и бизнеса), так и государственные сбережения, эквивалентные профициту государственного бюджета. Рост дефицита государственного бюджета (или снижение профицита) сокращает государственные сбережения. Исходя из предположения, что частные сбережения остаются неизменными, сокращение государственных сбережений будет приводить к снижению величины национальных сбережений.
При любой данной реальной процентной ставке рост дефицита бюджета снижает величину национальных сбережений, вызывая сдвиг кривой сбережений влево, из положения S в положение S». В точке нового равновесия F реальная процентная ставка возрастает до г’, в то время как инвестиции и национальные сбережения сокращаются. Выражаясь экономическим языком, государство вытесняет частные сбережения и занимает средства для финансирования дефицита бюджета. Дополнительные заимствования правительства вызывают рост конкуренции инвесторов за меньшую величину доступных сбережений, что приводит к росту реальной процентной ставки. Более высокая реальная процентная ставка делает инвестиции менее привлекательными, вызывая сокращение инвестиций наряду с национальными сбережениями.
Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением. Сокращение инвестиционных расходов приводит к снижению темпов формирования капитала и, следовательно, к снижению темпов экономического роста, как мы показали в предыдущей главе. Это негативное влияние дефицита государственного бюджета на экономический рост является важнейшей причиной, по которой экономисты призывают правительства к сокращению дефицитов государственных бюджетов.
Вытеснение — тенденция к росту дефицита государственного бюджета, вызывающая сокращение инвестиционных расходов.
Предположим, что поведение людей становится все более похожим на поведение Стрекозы (из притчи про Стрекозу и Муравья) при принятии инвестиционных решений, т. е. люди меньше заботятся о сбережениях на будущее. Какое влияние окажет это изменение в общественных настроениях на темпы формирования капитала и экономического роста в стране?
Источник
РОСТ ДЕФИЦИТА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Какое влияние оказывает рост дефицита государственного бюджета на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку?
Предположим, что правительство увеличивает расходы без увеличения налогов, т.
Национальные сбережения включают как частные сбережения (сбережения домашних хозяйств и бизнеса), так и государственные сбережения, эквивалентные профициту государственного бюджета. Рост дефицита государственного бюджета (или снижение профицита) сокращает государственные сбережения. Исходя из предположения, что частные сбережения остаются неизменными, сокращение государственных сбережений будет приводить к снижению величины национальных сбережений.
На рис. 15.9 показано влияние роста дефицита государственного бюджета на рынок сбережений и инвестиций. При любой данной реальной процентной ставке рост дефицита бюджета снижает величину национальных сбережений, вызывая сдвиг кривой сбережений влево, из положения S в положение S’. В точке нового равновесия F реальная процентная ставка возрастает до г’, в то время как инвестиции и национальные сбережения сокращаются. Выражаясь экономическим
Рис. 15.9. Влияние роста дефицита государственного бюджета на национальные
сбережения и инвестиции
Рост дефицита государственного бюджета приводит к снижению предложения сбережений, что вызывает увеличение реальной процентной ставки и сокращение инвестиций. Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением.
языком, государство вытесняет частные сбережения и занимает средства для финансирования дефицита бюджета.
Тенденция к росту дефицита государственного бюджета при сокращении инвестиций в новый капитал называется вытеснением. Сокращение инвестиционных расходов приводит к снижению темпов формирования капитала и, следовательно, к снижению темпов экономического роста, как мы показали в предыдущей главе. Это негативное влияние дефицита государственного бюджета на экономический рост является важнейшей причиной, по которой экономисты призывают правительства к сокращению дефицитов государственных бюджетов.
Вытеснение — тенденция к росту дефицита государственного бюджета, вызывающая сокращение инвестиционных расходов.
ПРОВЕРКА ПОНИМАНИЯ КОНЦЕПЦИЙ 15.5
Предположим, что поведение людей становится все более похожим на поведение Стрекозы (из притчи про Стрекозу и Муравья) при принятии инвестиционных решений, т. е. люди меньше заботятся о сбережениях на будущее. Какое влияние окажет это изменение в общественных настроениях на темпы формирования капитала и экономического роста в стране?
Какой должна быть государственная политика, приводящая к росту национальных сбережений?
Большинство политиков считает, что Соединенные Штаты в конечном итоге только выиграют, если уровень национальных сбережений повысится. Правительство может увеличить государственные сбережения, сокращая дефицит государственного бюджета. Однако это было бы затруднительно сделать в предстоящие годы. Ранее мы отмечали, что бюджетный дефицит возник главным образом из-за снижения налогов в первом пятилетии 2000-х гг и роста расходов на оборону, необходимых для ведения войны в Ираке и Афганистане. Снижение налоговых доходов и рост государственных расходов ассоциируются с нынешней рецессией.
Альтернативой является увеличение стимулов для домашних хозяйств и бизнеса к сбережению, обеспечивающих рост частных сбережений. К примеру, некоторые экономисты считают, что федеральный подоходный налог должен быть преобразован в федеральный налог на потребление. Налог на потребление был бы подобен налогу с продаж, существующему в большинстве штатов, при котором люди подвергаются налогообложению только тогда, когда они тратят деньги. Налогообложение той части дохода, которая потребляется, а не сберегается, могла бы увеличить стимулы к сбережению. Другие экономисты обосновывают необходимость дальнейшего снижения ставок налогов на дивиденды и прирост капитала, начатого во времена первого срока президентства Дж. Буша. Это снижение налогов привело бы к росту уровня доходности сбережений после налогообложения
и, следовательно, способствовало бы дополнительным частным сбережениям. Если частные сбережения возрастут больше, чем единовременные потери налоговых доходов, национальные сбережения также возрастут.
Для страны в целом более высокий уровень сбережений вызывает увеличение инвестиций в новые капитальные товары и поэтому приводит к повышению уровня жизни. Для индивидов или семей более высокий уровень сбережений обеспечивает накопление богатства и более высокий уровень экономической безопасности. В этой главе мы изучили некоторые факторы, которые обусловливают сбережения и инвестиционные решения. В следующей главе мы более подробно рассмотрим инструменты, используемые сберегателями для удержания своего богатства, и механизм работы финансовой системы по распределению доступных сбережений по наиболее продуктивным инвестиционным проектам.
Выводы В общем, сбережения равны разности текущего дохода и расходов на текущее потребление; уровень сбережений — это процент сбереженного дохода. Богатство, или чистые активы (чистый капитал), — это рыночная стоимость имущества (реальных или финансовых активов) за вычетом обязательств (долгов). Сбережения являются потоком и измеряются в денежном выражении в единицу времени; богатство является за-
пасом и измеряется в денежном выражении на определенный момент времени. Точно так же как количество воды в ванной изменяется с той скоростью, с которой вода втекает в нее, запас богатства увеличивается со скоростью роста сбережений. Богатство также увеличивается, если стоимость имеющихся активов растет (прирост капитала), или уменьшается, если стоимость имеющихся активов снижается (потери капитала). (Цель изучения № I.) Сбережения всей страны — это национальные сбережения 5. Национальные сбережения определяются как S=Y-C-G, где Y — совокупный объем производства; С — расходы на потребление и G — государственные закупки товаров и услуг. Национальные сбережения могут быть разделены на частные сбережения Y-T- Си государственные сбережения T-G, где T — налоги, уплаченные государству, за вычетом трансфертных выплат и процентов, выплаченных государством частному сектору. Частные сбережения далее могут быть разделены на сбережения домашних хозяйств и бизнеса. В США большая часть частных сбережений образуется в сфере бизнеса. (Цель изучения № 2.) Государственные сбережения эквивалентны профициту государственного бюджета T-G; если правительство работает с дефицитом бюджета, величина государственных сбережений является отрицательной. Уровень национальных сбережений в США невелик в сравнении с другими промышленно развитыми странами, но выше и более стабилен, чем сбережения американских домашних хозяйств. (Цель изучения № 2.) Индивиды и домашние хозяйства сберегают по различным причинам, среди которых достижение целей жизненного цикла (сбережения для обеспечения старости или покупки нового жилья), необходимость подстраховаться на случай неблагоприятных обстоятельств (предупредительные сбережения), желание оставить наследство (завещательные сбережения).
реальной процентной ставки. К примеру, рост дефицита государственного бюджета будет приводить*к сокращению национальных сбережений и инвестиций, а также росту равновесной реальной процентной ставки.
Балансовый отчет (бухгалтерский баланс)
Дефицит государственного бюджета Профицит государственного бюджета Обязательства
Сбережения жизненного цикла Национальные сбережения Предупредительные сбережения Частные сбережения Государственные сбережения Сбережения Уровень сбережений Запас
Трансфертные выплаты Богатство
Обзорные вопросы Объясните взаимосвязь сбережений и богатства, используя концепцию потоков и запасов. Являются ли сбережения единственным способом увеличения богатства? Поясните свой ответ. (Цель изучения № I.) Назовите три основных мотива сбережения. Проиллюстрируйте каждый из них примером. Какие другие важные для сбережения факторы называют психологи? (Цель изучения № 3.) Дайте определение национальным сбережениям, увязав с общей концепцией сбережений. Почему стандартное определение национальных сбережений для США потенциально преуменьшает действительную величину сбережений в экономике? (Цель изучения № 2.) Уровень сбережений домашних хозяйств в США очень невысокий. Является ли это проблемой для США? Почему да или почему нет? (Цель изучения № 2.) Почему рост реальной процентной ставки приводит к снижению величины спроса на сбережения? (Подсказка: кто предъявляет спрос на сбережения?) (Цель изучения № 3.) Назовите один фактор, который может вызвать увеличение предложения сбережений, и один фактор, который может привести к росту спроса на сбережения. Покажите влияние каждого из них на сбережения, инвестиции и реальную процентную ставку. (Цель изучения № 5.)
Ответы на вопросы блоков «Проверка понимания концепций» Если бы студенческий заем Консуэло составлял $6,5 тыс., а не $3 тыс., ее обязательства составили бы $6750 (студенческий заем плюс отрицательное сальдо по кредитной карточке), а не $3250. Стоимость ее чистых активов осталась бы неизменной, $6280. В этом случае богатство Консуэло имело бы отрицательное значение, так как ее активы $6280 меньше обязательств $6750 на $470. Отрицательные чистые активы, или богатство, означают, что она должна больше, чем имеет. (Цель изучения № I.)
Если вода сливается из ванны, поток будет отрицательным и равным 3 галлонам в минуту. Запас воды в ванне будет составлять 37 галлонов в 19 часов 16 минут и 34 галлона в 19 часов 17 минут. Скорость изменения запаса составит минус 3 галлона в минуту, т. е. она и является потоком. (Цель изучения № I.) а) Консуэло, как обычно, вносит на счет в банке $20 в конце недели, но у нее возника
ют и новые обязательства на $50. Поэтому ее чистые сбережения за неделю равны минус $30. Так как ее активы (счет в банке) выросли на $20 за неделю, а обязательства (отрицательное сальдо по кредитной карточке) увеличились на $50, то ее богатство также уменьшилось на $30. (Цель изучения № I.)
б) Переводя средства со своего счета в банке, Консуэло уменьшает свои активы на $300 по счету в банке, но и сокращает обязательства по кредитной карточке, доводя их до нуля. Поэтому в ее богатстве изменений не происходит. He происходит и изменений в ее сбережениях (заметьте, что доход Консуэло и расходы на текущие нужды не изменялись).
в) Рост стоимости автомобиля Консуэло приводит к увеличению ее активов на $500. Поэтому ее богатство также увеличивается на $500. Однако изменения в стоимости ее активов не связаны со сбережениями, поэтому ее сбережения остаются неизменными.
г) Снижение стоимости мебели Консуэло в результате повреждения представляет собой потери капитала в размере $300. Ее активы и богатство уменьшаются на $300, а сбережения остаются неизменными. Снижение стоимости на $200 за год — это еще одни финансовые издержки владения газонокосилкой, которые Ларри должен учитывать при принятии решения. Его общие издержки теперь составляют $200 процентных платежей и $200 неожидавшихся потерь стоимости газонокосилки (в виде износа), а всего — $440. Это превышает стоимость маржинального продукта в $400, и поэтому Ларри не следует покупать газонокосилку. (Цель изучения № 4.) Сбережения домашних хозяйств — это часть национальных сбережений. Сокращение сбережений домашних хозяйств и, следовательно, национальных сбережений при любой данной реальной процентной ставке приводит к сдвигу кривой предложения сбережений влево. Результат будет таким, как показан на рис. 15.9. Реальная процентная ставка возрастает, а равновесный уровень национальных сбережений и инвестиций снижается. Снижение инвестиций означает снижение темпов формирования капитала, которое будет приводить к замедлению экономического роста. (Цель изучения № 5.)
Источник
EREPORT.RU
мировая экономика
Фискальная политика. Дефицит государственного бюджета и государственный долг
Автор — Матвеева Татьяна Юрьевна, преподаватель НИУ-ВШЭ
«Макроэкономика: Курс лекций для экономистов», 2001 год
Государственный бюджет: расходы и доходы государства
Государственный бюджет – это баланс доходов и расходов государства за определенный период времени (обычно год), представляющий собой основной финансовый план страны, который после его принятия законодательным органом власти (парламентом, государственной думой, конгрессом и т.п.) приобретает силу закона и обязателен для исполнения.
При выполнении своих функций государство несет многочисленные расходы. По целям расходы государства могут быть разделены на расходы:
• на политические цели: 1) расходы на обеспечение национальной обороны и безопасности, т.е. содержание армии, полиции, судов и т.п.; 2) расходы на содержание аппарата управления государством
• на экономические цели: 1) расходы на содержание и обеспечение функционирования государственного сектора экономики, 2) расходы на помощь (субсидирование) частному сектору экономики
• на социальные цели: 1) расходы на социальное обеспечение (выплату пенсий, стипендий, пособий); 2) расходы на образование, здравоохранение, развитие фундаментальной науки, охрану окружающей среды.
С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:
- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП);
- трансферты (их стоимость не включается в ВВП);
- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга).
Основными источниками доходов государства являются:
- налоги (включая взносы на социальное страхование);
- прибыль государственных предприятий;
- сеньораж (доход от эмиссии денег);
- доходы от приватизации.
Виды состояний государственного бюджета
Разница между доходами и расходами государства составляет сальдо (состояние) государственного бюджета. Государственный бюджет может находиться в трех различных состояниях:
1) когда доходы бюджета превышают расходы (Т > G), сальдо бюджета положительное, что соответствует излишку (или профициту) государственного бюджета;
2) когда доходы равны расходам (G = Т), сальдо бюджета равно нулю, т.е. бюджет сбалансирован;
3) когда доходы бюджета меньше, чем расходы (Т
Циклический дефицит – это разность между фактическим дефицитом и структурным дефицитом:
Во время спада фактический дефицит больше структурного, поскольку к структурному дефициту добавляется циклический, так как при рецессии Y Y*. Структурный дефицит является следствием стимулирующей дискреционной фискальной политики, а циклический дефицит – это результат автоматической фискальной политики, следствие действия встроенных стабилизаторов.
Выделяют также текущий дефицит бюджета и первичный дефицит. Текущий бюджетный дефицит представляет собой общий дефицит государственного бюджета. Первичный дефицит – это разница между общим (текущим) дефицитом и суммой выплат по обслуживанию государственного долга.
Концепции государственного бюджета
Отношение к дефициту государственного бюджета, как правило, отрицательное. Наиболее популярной выступает идея сбалансированного бюджета. Исторически в отношении состояния государственного бюджета выдвигалось три концепции: 1) идея ежегодно сбалансированного бюджета; 2) идея бюджета, сбалансированного по фазам экономического цикла (на циклической основе); 3) идея сбалансированности не бюджета, а экономики.
Концепция ежегодного сбалансированного бюджета состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что, например, в период спада, когда доходы бюджета (налоговые поступления) минимальны, государство для обеспечения сбалансированности бюджета должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку снижение и государственных закупок, и трансфертов ведет к уменьшению совокупного спроса, и, следовательно, объема производства, то эта мера приведет к еще более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличить государственные расходы, провоцируя еще больший перегрев экономики и, следовательно, еще более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна.
Концепция государственного бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума (наиболее высокой деловой активности), когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии (минимальной деловой активности), когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток. Дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине, поэтому суммы бюджетного излишка, который можно накопить в период бума, и дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому сбалансированный бюджет обеспечить не удается.
Наибольшее распространение получила концепция, согласно которой целью государства должна быть не сбалансированность бюджета, а стабильность экономики. Эта идея была выдвинута Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег» (1936 г.) и активно использовалась в экономиках развитых стран до середины 70-х годов. Согласно воззрениям Кейнса, инструменты государственного бюджета (государственные закупки, налоги и трансферты) должны использоваться в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах цикла. Если в экономике спад, то государство в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъема должно увеличивать свои расходы (государственные закупки и трансферты) и уменьшать налоги, что приведет к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум (перегрев), то государство должно сокращать расходы и увеличивать налоги (доходы), что сдерживает деловую активность и «остужает» экономику, ведет к ее стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом значения не имеет. Поскольку теория Кейнса была направлена на разработку рецептов борьбы с рецессией, со спадом в экономике, что предлагалось осуществлять, используя, в первую очередь, инструменты бюджетного регулирования (увеличение государственных закупок и трансфертов, т.е. расходов бюджета и снижение налогов, т.е. доходов бюджета), то эта теория основана на идее «дефицитного финансирования». В результате использования в большинстве развитых стран в 50-е — 60-е годы кейнсианских рецептов регулирования экономики проблема хронического дефицита государственного бюджета к середине 70-х годов стала одной из основных макроэкономических проблем, что послужило одной из причин усиления инфляционных процессов.
Способы финансирования дефицита государственного бюджета
Дефицит государственного бюджета может быть профинансирован тремя способами: 1) за счет эмиссии денег; 2) за счет займа у населения своей страны (внутренний долг); 3) за счет займа у других стран или международных финансовых организаций (внешний долг).
Первый способ называется эмиссионным или денежным способом, а второй и третий – долговым способом финансирования дефицита государственного бюджета. Рассмотрим достоинства и недостатки каждого из способов.
Эмиссионный способ финансирования дефицита государственного бюджета. Этот способ заключается в том, что государство (Центральный банк) увеличивает денежную массу, т.е. выпускает в обращение дополнительные деньги, с помощью которых покрывает превышение своих расходов над доходами. Достоинства эмиссионного способа финансирования:
• Рост денежной массы является фактором увеличения совокупного спроса и, следовательно, объема производства. Увеличение предложения денег обусловливает на денежном рынке снижение ставки процента (удешевление цены кредита), что стимулирует инвестиции и обеспечивает рост совокупных расходов и совокупного выпуска. Эта мера, таким образом, оказывает стимулирующее воздействие на экономику и может служит средством выхода из состояния рецессии.
•Это мера, которую можно осуществить быстро. Рост денежной массы происходит, либо когда Центральный банк проводит операции на открытом рынке и покупает государственные ценные бумаги и, оплачивая продавцам (домохозяйствам и фирмам) стоимость этих ценных бумаг, выпускает в обращение дополнительные деньги (такую покупку он может сделать в любой момент и в любом необходимом объеме), либо за счет прямой эмиссии денег (на любую необходимую сумму).
• Главный недостаток эмиссионного способа финансирования дефицита государственного бюджета состоит в том, что в долгосрочном периоде увеличение денежной массы ведет к инфляции, т.е. это инфляционный способ финансирования.
• Этот метод может оказать дестабилизирующее воздействие на экономику в период перегрева. Снижение ставки процента в результате роста денежной массы стимулирует увеличение совокупных расходов (прежде всего инвестиционных) и ведет к еще большему росту деловой активности, увеличивая инфляционный разрыв и ускоряя инфляцию.
Финансирование дефицита государственного бюджета за счет внутреннего долга. Этот способ заключается в том, что государство выпускает ценные бумаги (государственные облигации и казначейские векселя), продает их населению (домохозяйствам и фирмам) и полученные средства использует для финансирования превышения государственных расходов над доходами.
Достоинства этого способа финансирования:
• Он не ведет к инфляции, так как денежная масса не изменяется, т.е. это неинфляционный способ финансирования.
• Это достаточно оперативный способ, поскольку выпуск и размещение (продажа) государственных ценных бумаг можно обеспечить быстро. Население в развитых странах с удовольствием покупает государственные ценные бумаги, поскольку они высоколиквидны (их легко и быстро можно продать – это «почти-деньги»), высоконадежны (гарантированы государством, которое пользуется доверием) и достаточно доходны (по ним платится процент).
• По долгам надо платить. Очевидно, что население не будет покупать государственные облигации, если они не будут приносить дохода, т.е. если по ним не будет выплачиваться процент. Выплата процентов по государственным облигациям называется «обслуживанием государственного долга». Чем больше государственный долг (т.е. чем больше выпущено государственных облигаций), тем большие суммы должны идти на обслуживание долга. А выплата процентов по государственным облигациям является частью расходов государственного бюджета, и чем они больше, тем больше дефицит бюджета. Получается порочный круг: государство выпускает облигации для финансирования дефицита государственного бюджета, выплата процентов по которым провоцирует еще больший дефицит.
• Парадоксально, но этот способ в долгосрочном периоде не является неинфляционным. Два американских экономиста Томас Саржент (лауреат Нобелевской премии) и Нейл Уоллес доказали, что долговое финансирование дефицита государственного бюджета в долгосрочном периоде может привести к еще более высокой инфляции, чем эмиссионное. Эта идея получила в экономической литературе название «теоремы Саржента-Уоллеса». Дело в том, что государство, финансируя дефицит бюджета за счет внутреннего займа (выпуска государственных облигаций), как правило, строит финансовую пирамиду (рефинансирует долг), т.е. расплачивается с прошлыми долгами займом в настоящем, который нужно будет возвращать в будущем, причем возврат долга включает как саму сумму долга, так и проценты по долгу. Если государство будет использовать только этот метод финансирования дефицита государственного бюджета, то может наступить момент в будущем, когда дефицит будет столь велик (т.е. будет выпущено такое количество государственных облигаций и расходы по обслуживанию государственного долга будут столь значительны), что его финансирование долговым способом будет невозможным, и придется использовать эмиссионное финансирование. Но при этом величина эмиссии будет гораздо больше, чем если проводить ее в разумных размерах (небольшими порциями) каждый год. Это может привести к всплеску инфляции и даже обусловить высокую инфляцию.
Как показали Сарджент и Уоллес, чтобы избежать высокой инфляции, разумнее не отказываться от эмиссионного способа финансирования, а использовать его в сочетании с долговым.
• Существенным недостатком долгового способа финансирования является «эффект вытеснения» частных инвестиций. Мы уже рассмотрели его механизм при анализе недостатков фискальной политики с точки зрения воздействия на экономику увеличения расходов бюджета (государственных закупок и трансфертов) и сокращения доходов бюджета (налогов), что порождает дефицит бюджета. Теперь рассмотрим экономический смысл «эффекта вытеснения» с точки зрения финансирования этого дефицита. Этот эффект заключается в том, что увеличение количества государственных облигаций на рынке ценных бумаг приводит к тому, что часть сбережений домохозяйств расходуется на покупку государственных ценных бумаг (что обеспечивает финансирование дефицита государственного бюджета, т.е. идет на непроизводственные цели), а не на покупку ценных бумаг частных фирм (что обеспечивает расширение производства и экономический рост). Это сокращает финансовые ресурсы частных фирм и, следовательно, инвестиции. В результате объем производства сокращается.
Экономический механизм «эффекта вытеснения» следующий: увеличение количества государственных облигаций ведет к росту предложения облигаций на рынке ценных бумаг. Рост предложения облигаций приводит к снижению их рыночной цены, а цена облигации находится в обратной зависимости со ставкой процента, следовательно, ставка процента растет. Рост ставки процента обусловливает сокращение частных инвестиций и сокращение объема выпуска.
• Долговой способ финансирования дефицита государственного бюджета может привести к дефициту платежного баланса. Не случайно в середине 80-х годов в США появился термин «дефициты-близнецы» («twin-deficits»). Эти два вида дефицитов могут быть взаимообусловлены. Вспомним тождество инъекций и изъятий: I + G + Ex = S + T + Im, где I – инвестиции, G – государственные закупки, Ex – экспорт, S – сбережения, T – чистые налоги, Im – импорт.
Перегруппируем: (G – Т) = (S – I) + (Im – Ex)
Из этого равенства следует, что при росте дефицита государственного бюджета должны либо увеличиваться сбережения, либо сокращаться инвестиции, либо увеличиваться дефицит торгового баланса. Механизм воздействия роста дефицита государственного бюджета на экономику и финансирования его за счет внутреннего долга уже рассматривался при анализе «эффекта вытеснения» частных инвестиций и выпуска в результате роста ставки процента. Однако наряду с внутренним вытеснением рост ставки процента ведет к вытеснению чистого экспорта, т.е. увеличивает дефицит торгового баланса.
Механизм внешнего вытеснения следующий: рост внутренней ставки процента по сравнению с мировой делает ценные бумаги данной страны более доходными, что увеличивает спрос на них со стороны иностранных инвесторов, это в свою очередь повышает спрос на национальную валюту данной страны и ведет к росту обменного курса национальной валюты, делая товары данной страны относительно более дорогими для иностранцев (иностранцы теперь должны обменять большее количество своей валюты, чтобы купить у данной страны то же количество товаров, что и раньше), а импортные товары становятся относительно более дешевыми для отечественных покупателей (которые теперь должны обменять меньшее количество национальной валюты, чтобы купить то же количество импортных товаров), что снижает экспорт и увеличивает импорт, вызывая сокращение чистого экспорта, т.е. обусловливает дефицит торгового баланса.
Финансирование дефицита государственного бюджета с помощью внешнего долга. В этом случае дефицит бюджета финансируется за счет займов у других стран или международных финансовых организаций (Международного валютного фонда – МВФ, Мирового банка, Лондонского клуба, Парижского клуба и др.). Т.е. это также вид долгового финансирования, но за счет внешнего заимствования.
Достоинства подобного метода:
- Возможность получения крупных сумм
- Неинфляционный характер
- Необходимость возвращения долга и обслуживания долга (т.е. выплаты как самой суммы долга, так и процентов по долгу)
- Невозможность построения финансовой пирамиды для выплаты внешнего долга
- Необходимость отвлечения средств из экономики страны для выплаты внешнего долга и его обслуживания, что ведет к сокращению внутреннего объема производства и спаду в экономике
- При дефиците платежного баланса возможность истощения золотовалютных резервов страны
Итак, все три способа финансирования дефицита государственного бюджета имеют свои достоинства и недостатки.
Государственный долг, его виды и последствия
Государственный долг представляет собой сумму накопленных бюджетных дефицитов, скорректированную на величину бюджетных излишков (если таковые имели место). Государственный долг, таким образом, это показатель запаса, поскольку рассчитывается на определенный момент времени (например, по состоянию на 1 января 2000 года) в отличие от дефицита государственного бюджета, являющегося показателем потока, поскольку рассчитывается за определенный период времени (за год). Различают два вида государственного долга: 1) внутренний и 2) внешний. Оба вида государственного долга были рассмотрены выше.
По абсолютной величине государственного долга невозможно определить его бремя для экономики. Для этого используется показатель отношения величины государственного долга к величине национального дохода или ВВП, т.е. d = D/Y. Если темпы роста долга меньше, чем темпы роста ВВП (экономики), то долг не страшен. При низких темпах экономического роста государственный долг превращается в серьезную макроэкономическую проблему.
Опасность большого государственного долга связана не с тем, что правительство может обанкротиться. Подобное невозможно, поскольку, как правило, правительство не погашает долг, а рефинансирует, т.е. строит финансовую пирамиду, выпуская новые государственные займы и делая новые долги для погашения старых. Кроме того, правительство для финансирования своих расходов может повысить налоги или выпустить в обращение дополнительные деньги.
Серьезные проблемы и негативные последствия большого государственного долга, заключаются в следующем:
- Снижается эффективность экономики, поскольку отвлекаются средства из производственного сектора экономики как на обслуживание долга, так и на выплату самой суммы долга;
- Перераспределяется доход от частного сектора к государственному;
- Усиливается неравенство в доходах;
- Рефинансирование долга ведет к росту ставки процента, что вызывает вытеснение инвестиций в краткосрочном периоде, что в долгосрочном периоде может привести к сокращению запаса капитала и сокращению производственного потенциала страны;
- Необходимость выплаты процентов по долгу может потребовать повышения налогов, что приведет к подрыву действия экономических стимулов
- Создается угроза высокой инфляции в долгосрочном периоде
- Возлагает бремя выплаты долга на будущие поколения, что может привести к снижению уровня их благосостояния
- Выплата процентов или основной суммы долга иностранцам вызывают перевод определенной части ВВП за рубеж
- Может появиться угроза долгового и валютного кризиса
Источник