Эссе «Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы?»
Алина Гайдаенко
Эссе «Как педагогу ДОО провести самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы?»
Как же педагогу получить высокую оценку самооценивания? Учиться, учится и еще раз учиться. Как же именно мы педагоги повышаем качество своего образования? Какие формы организации методической работы отслеживаются?
Например, традиционные формы, в которых место по-прежнему отводится докладам и прямой передаче знаний, утрачивают свое значение из-за низкой эффективности и недостаточной обратной связи. Сегодня нас стараются вовлечь в активную учебно-познавательную деятельность, применяя приемы и методы, получившие обобщенное название «активные методы обучения». Они строятся в основном на диалоге, предполагающем свободный обмен мнениями о путях решения той или иной проблемы, направлены на самостоятельное овладение знаниями в процессе активной познавательной деятельности.
Хорошо. А как же самообразование? Конечно, оно играет огромную роль в педагогической деятельности. Самообразование наиболее эффективный способ повышения педагогической компетентности педагогов. Э.Берк писал: «Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования».
Самообразование – это деятельность педагога с целью расширять и углублять свои теоретические знания, совершенствовать имеющиеся и приобретать новые профессиональные навыки и умения в свете современных запросов. Педагог должен углублённо заниматься проблемой, решение которой порождает определённые затруднения или которая является предметом его особого интереса.
Что же еще по-моему мнению важно для, того чтобы повысить качество своего образования?
Умение транслировать свой профессиональный опыт является обязательным для современного работника любой сферы деятельности. Для педагога – это не только обязательное качество, свидетельствующее о его профессиональной компетентности, но и инструмент саморазвития. Одной из форм трансляции являются публикации методических наработок в педагогических интернет- сообществах, электронных журналах, а также участие в методических объединениях, мастер-классах.
Если ты молодой специалист помощь так же обязательна. Тренинги, творческие группы и т. д. — все это помогает повышать качество нашего дошкольного образования.
Самооценивание своей квалификации и качества педагогической работы, как же правильно оценить себя? Существует Концепция мониторинга качества дошкольного образования. Что же из себя представляет Концепция МКДО? Я взяла небольшой отрывок из введения Концепции, чтобы хоть немного понять, что же это за концепция такая и с чем ее едят. «Основа высоких результатов школьного образования ребенка закладывается в дошкольном детстве. Именно в дошкольном детстве формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе. Это убедительно показано в ряде широко — масштабных исследований долгосрочных эффектов образовательных программ для детей дошкольного возраста. Однако данные исследования также показали, что не все программы дошкольного образования оказывают позитивное влияние на детское развитие в долгосрочной перспективе, но только программы высокого качества. Ошибки образовательных программ дошкольного образования приводят к негативным последствиям для образовательной биографии ребенка, а ошибки в системе образования — для общества и экономики в целом.
Именно поэтому в фокусе образовательной политики во всех экономически развитых странах, наряду с обеспечением доступности дошкольного образования стоят задачи обеспечения и повышения качества дошкольного образования. Переосмысление значения образования и развития детей дошкольного возраста, изменение его статуса, происходит и в Российской Федерации.
С момента принятия Закона об образовании в декабре 2012 года дошкольное образование стало первым уровнем общего образования. Следуя требованиям Закона, был разработан, принят и вступил в силу в 2014 году Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО, в 2015 году была разработана и одобрена Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Примерная основная образовательная программа дошкольного образования (ПООП ДО). ФГОС ДО в полном соответствии с мировыми трендами в области оценки качества дошкольного образования обозначил новые образовательной системы и,прежде всего: сформулировал новые требования к образовательным программам дошкольного образования, к их структуре, содержанию, условиям и результатам; вывел образовательные результаты обучающихся за рамки систем контроля, надзора и мониторинга качества системы дошкольного образования. Сформулировал новые требования к качеству системы образования, которые фокусируются на создании условий для реализации образовательного процесса высокого качества, способного привести каждого обучающегося к наилучшим образовательным результатам.»
Приложение 3 к «Механизмам, процедурам и инструментарию МКДО-является Лист самооценки профессиональной квалификации и качества педагогической работы. Лист самооценки профессиональной квалификации и качества педагогической работы предназначен для сбора, систематизации, обработки и анализа информации о качестве педагогических кадров ДОО, являющемся одним из основных факторов качества дошкольного образования в ДОО. Данный лист разработан в соответствии с требованиями п. 11.2. Концепции МКДО и позволяет собрать, систематизировать, обработать и проанализировать информацию в разрезе областей и показателей качества МКДО непосредственно связанных с качеством педагогических кадров ДОО.
Самооценка профессиональной квалификации и качества педагогической работы в инструментарии МКДО основывается наследующей уровневой модели педагогической компетентности,каждый уровень которой является дополнением к предыдущему:
1 уровень «Я знаю программу». Я знаю образовательную программу, учебно-методическую документацию к ней. Я знаю предмет
обучения и методы обучения, возрастные особенности обучающихся группы.
2 уровень «Я понимаю и могу выполнить программу». Я понимаю все положения образовательной программы, могу реализовывать и реализую свою педагогическую работу в соответствии с ее требованиями и учебно-методическим инструментарием. Могу организовать образовательный процесс в соответствии методическими инструкциями и примерами педагогической работы.
3 уровень «Я могу адаптировать свою педагогическую работу по программе с учетом интересов и уровня развития детей своей группы». Я могу реализовывать образовательную программу, адаптируя свою педагогическую работу с учетом детской инициативы и интересов, уровня развития обучающихся группы. Я могу реализовывать педагогические задачи, поддерживая при этом активность, самостоятельность, инициативу детей, в том числе, могу адаптировать обустройство предметно-пространственной среды, образовательное содержание и процесс. Я могу вовлекать семьи воспитанников в реализуемый образовательный процесс.
4 уровень «Я могу участвовать в разработке программы». Я хорошо знаю педагогические подходы образовательных программ, могу проанализировать и оценить качество программы, могу сформулировать свои предложения по разработке программы. Я понимаю детей группы, их индивидуальные особенности и потребности, особенности их семейного воспитания, потребности семей. Я могу участвовать в разработке программы, которая лучшим образом подходит для обучающихся группы. Я могу вовлекать семьи воспитанников и других заинтересованных лиц в образовательный процесс, обеспечивая достижение образовательных ориентиров каждым ребенком.
5 уровень «Я могу самостоятельно разрабатывать программу». Я могу самостоятельно разрабатывать программу педагогической работы, и даже образовательную программу, с одной стороны, обеспечивая выполнение нормативно-правовых требований и достижение инвариантных целей, с другой стороны, подбирая вариативные методы достижения целей с учетом интересов, особенностей развития детей и их семейного воспитания, потребностей детей и их семей. Я могу вовлекать семьи воспитанников и других заинтересованных лиц в разработку программ, нацеленных на достижение образовательных ориентиров каждым ребенком группы.
Результаты самооценки педагога собираются по показателям качества МКДО, непосредственно связанных с педагогической работой в ДОО, интегрируются в сводную оценку по Области качества МКДО согласно следующим алгоритмам и далее в Итоговую оценку профессиональной квалификации и качества педагогической работы ДОО.
Результаты самооценки педагога обсуждаются в коллективе ДОО с целью повышения объективности оценок, соотносятся с оценками по итогам наблюдения за реализуемой педагогической деятельностью в группе с использованием Шкал комплексного мониторинга качества дошкольного образования (Шкал МКДО) и являются основой для разработки и актуализации программы профессионального развития педагога, плана повышения его квалификации и других мероприятий, нацеленных на совершенствование качества педагогической работы в ДОО.
При помощи МКДО педагог может оценить себя и свой труд. Понять вносит ли он свой вклад в дошкольное детство воспитанника, где формируются ценностные установки ребенка, основы его идентичности, отношение к миру, обществу, семье и самому себе!
Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.
«Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» «Организация коррекционно-педагогической работы в группах ОНР» Осталось совсем немного времени до поступления ребенка в школу, а его речь.
Форма работы с педагогами ДОУ по повышению качества дошкольного образования. Мастер-класс для педагогов «Ознакомление дошкольников с художественной литературой» Данный мастер класс будет полезен воспитателям. Его.
Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя-логопеда Годовой план коррекционно-педагогической работы учителя – логопеда ЦЕЛЬ: формирование предпосылок учебной деятельности, компетенций, обеспечивающих.
Отчет воспитателя за 2019–2020 учебный год (повышение квалификации, распространение опыта работы) За отчетный период в рамках самообразования по повышению квалификации и распространению педагогического опыта участвовала — на муниципальном.
План работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с историей Кубани-своей малой Родины Совсем скоро Краснодарскому краю — 80 лет. Город Краснодар и весь край – в преддверии значимой даты. И, конечно, мы с ребятами не остались.
Самоанализ педагогической деятельности: цели, задачи и методика работы Я, Прилепко Евгения Александровна, работаю в МКДОУ № 196 воспитателем, педагогический стаж работы 26 лет. Приоритетным направлением в детском.
Содержание психолого-педагогической работы с сенсорным оборудованием с дошкольниками Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине,.
Источник
Самооценка учителем своей педагогической деятельности
Автор: Щепова Наталья Николаевна
» учитель МОУ «СОШ № 32» г. Магнитогорска
Самооценка педагога в образовательной среде.
Самооценка педагога в образовательной среде.
Щепова Н.Н. учитель высшей категории
МОУ «СОШ № 32» г. Магнитогорска
Самооценка выступает важным регулятором поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.
Самооценка — это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности.
Самооценка может быть адекватной (мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет) и неадекватной (человек оценивает себя не объективно). В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной(человек недооценивает себя) и завышенной (человек переоценивает себя)
Чрезмерно высокая самооценка влечет за собой свои трудности. У таких педагогов колоссальная самооценка и исключительно высокое самомнение. Вместе с тем они обидчивы и легко выходят из себя, когда их критикуют, даже если критика незначительная!
Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога: на уроках, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.
Педагог с низкой самооценкой, испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Такая самооценка приводит к деструктивной активности педагога (самоутверждение за счет других и т. п.).
Психологи утверждают, что хуже именно заниженная.
Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит
Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле.
Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он использует слова «должен», «обязан». Он всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.
Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:
-постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;
-отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;
-эмоционально-психологические перегрузки педагога
-если действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.
— если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни.
-сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.( Источник: https://www.menobr.ru/news/61101-qqq-20-m03-kak-uchitelya-rabotayut-s-uchenikami-s-ovz
Оптимальным вариантом самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует.
При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Позитивно оценивая свои возможности, педагог будет пытаться реализовать себя; начнет принимать на себя больший риск и не бояться отказа; не будет ориентироваться на одобрение других людей; взаимоотношения будут намного полезней как для него, так и для других; будет делать то, что приносит радость и удовлетворение. Особенно важно то, что адекватная профессиональная самооценка педагога способствует и развитию положительной самооценки учащихся
Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:
первый – общение с окружающими,
второй – собственную деятельность субъекта.
Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет повышение самооценки и профессиональное творческое долголетие.
Рекомендации может иметь следующие пункты:
-активная позиция в профессиональной жизни , реализовать себя как активную личности в активной профессиональной среде;
-готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);
быть автором в своей жизни даже в сложных обстоятельствах;
-делать акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;-способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; принят себя и действовать в союзе с собой;
-установка на творчество даже в малоподходящих для этого ситуациях;-
Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит «быть на дружеской ноге» со своей работой.
Сегодня, для того чтобы педагоги были способны выполнять полный спектр своих служебных обязанностей, они должны уметь определить собственную потребность:
- в повышении квалификации,
- технических средствах,
- умение и желание исследовать проблемы,
- умение справляться с личностными трудностями,
- определять цели и задачи образования.
Такая подготовка является основной составляющей развития организации и профессионального развития педагога. Самооценка определяет потребность, к самообразованию, профессиональному развитию, а так же формирует запрос на изменения качества и объема получаемой информации, формирование новых профессиональных сообществ, развитие общепринятых ценностей и как следствие развитие среды образовательного учреждения.
тест Самооценка профессиональных качеств педагога
Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется. На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда —
- Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.
- В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.
- Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
- Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
- Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.
- Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
- Считаю все свои действия профессионально оправданными.
- Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
- Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
- Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.
- На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
- С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
- Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
- Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
В данном тесте адекватная оценка профессиональных качеств педагога соответствует высокому уровню равной 5-7 баллов по каждому утверждению.
Ознакомьтесь с выявленными профессиональными качествами педагога). Определите какое профессиональное качество у вас «западает».
Правила на каждый день для повышения самооценки:
Дневник достижений. Заведите тетрадку и записывайте в нее свои планы и достижения. Можно писать любые, даже самые незначительные факты. Сначала будет трудно привыкнуть. Старайтесь записывать все, что хоть как-то относится к вашим планам и достижениям, не упускайте мелочей.
Выпишите на бумагу все свои положительные качества. Перечитывайте этот список каждый раз, когда только начинает портиться настроение и приходит ощущение себя ничтожным. Любите себя таким, какой вы есть.
Совершайте добрые дела. Помогайте и дарите тепло окружающим вас людям. Это не сложно) И речь здесь не о материальном, а о элементарной физической помощи и моральной поддержке. Если вы будете поддерживать родных, друзей и близких, то ощущение всеохватывающей нужности захлестнет вас. Это способствует улучшению настроения и значительному повышению самооценки.
Займитесь любимым делом. Очень сложно реализовать себя на нелюбимой и ненавистной работе, даже если она высокооплачиваемая.
Двигайтесь в ритм с жизнью. Если вы ведете пассивный образ жизни, много сидите, не выходите гулять, не занимаетесь спортом, то все это приведет к плохим последствиям. Не в моей компетенции перечислять заболевания, которые появляются от пассивного образа жизни. Минимальное зло – неудовлетворительный внешний вид, который доставит много негативных ощущений. А это прямой удар по самооценке.
Успешность воспитания и обучения учащихся напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Его самооценка имеет важное значение, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом — на эффективность профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятней климат в коллективе и тем результативней работа. Все взаимосвязано.
Источник