- Учимся самоконтролю: приёмы и упражнения
- Что такое система самоконтроля и для чего она нужна
- Правила самоконтроля
- Как повысить уровень самоконтроля
- Идентификация эмоций
- Упражнение «Дневник самоконтроля»
- Контроль эмоций
- Упражнение «Не плакать / Не смеяться»
- Выводы
- Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности
Учимся самоконтролю: приёмы и упражнения
Из этой статьи вы узнаете, как развить один из навыков успешных людей — навык управления желаниями и эмоциями. Также здесь вы найдёте полезные упражнения, которые помогут вам повысить самоконтроль.
Что такое система самоконтроля и для чего она нужна
Самоконтроль — это способность человека регулировать своё импульсивное поведение.
Не путайте самоконтроль с самоподавлением, когда чувства скрываются или игнорируются. Подавление эмоций приводит к раздражительности, тревожности и ухудшает продуктивность.
Самоконтроль предполагает осознанное управление эмоциями. Например, человека обрызгали на дороге, он разозлился, но не пытается делать вид, что «всё нормально», а переключает внимание на решение проблемы.
Испытывать эмоции, даже негативные, — это нормально. Важно их распознавать и управлять ими. В этом вам поможет развитие самоконтроля.
Самоконтроль необходим для успешной учёбы. Он помогает достигать целей и эффективно выполнять ежедневные рутинные задачи. Именно самоконтроль позволит остаться дома и готовиться к экзаменам, когда друзья позвали в кино.
Правила самоконтроля
Внутренний самоконтроль влияет практически на все сферы жизни, поэтому очень важно развить у себя это качество. Вот несколько правил, которые вам помогут:
- Введите режим дня — это поможет вам больше успевать, быть дисциплинированным и не делать всё в последний момент.
- Поработайте над своими привычками. К этому пункту относятся все привычки, которые так или иначе мешают вашей продуктивности: нерациональное питание, поздний отход ко сну, отсутствие спорта и так далее.
- Чаще выходите из зоны комфорта. Посещайте интересные места, пробуйте новое, преодолевайте свои страхи.
- Больше читайте. Приучите себя читать несколько страниц в день, и уже через месяц вы увидите первые положительные результаты.
- Занимайтесь спортом. Регулярные нагрузки тренируют не только тело, но и дух, помогают стать более выносливым и стрессоустойчивым.
Как повысить уровень самоконтроля
Техника самоконтроля предполагает наличие двух навыков: распознания эмоций и их контроля. Для эффективного обучения самоконтролю тренировать эти навыки следует по отдельности.
Идентификация эмоций
Тренируйте понимать, что именно вы чувствуете, какие эмоции вами овладевают в той или иной ситуации. Вот пара советов для начала:
- Изучите теорию на первых этапах обучения самоконтролю. Почитайте Пола Экмана, Кэролла Изарда и других авторов, пишущих о психологии эмоций. Простого жизненного опыта здесь недостаточно.
- Научитесь раскладывать вторичные эмоции на первичные. Существуют два вида эмоций: первичные (радость, страх, гнев, печаль, отвращение, удивление) и вторичные (комбинации базовых). Чаще всего человек испытывает именно вторичные эмоции, поэтому важно их распознавать и анализировать.
Упражнение «Дневник самоконтроля»
Заведите бумажный или электронный блокнот и записывайте туда чувства, которые выводят вас из равновесия (и хорошие, и плохие). Как называются эти эмоции? Каково их физиологическое проявление? Какие мысли и действия они побуждают?
Собрав «коллекцию» эмоциональных проявлений, вы сможете разработать стратегии поведения на будущее и научиться самоконтролю.
Контроль эмоций
В ситуации, когда эмоции берут верх над вами, необходимо снизить эмоциональный накал или переключиться на другие эмоции. Здесь могут помочь следующие приёмы:
- Дистанция. Прогуляйтесь, уйдите в другую комнату или сходите в гости. Расстояние отлично нивелирует негативные импульсы.
- Спорт. Несколько отжиманий или подтягиваний снизят накал страстей, а чтобы полностью привести мысли в порядок, проведите полноценную тренировку.
- Визуализация приятных воспоминаний. Представьте какой-нибудь положительный опыт как можно ярче и со всеми подробностями, сфокусируйтесь на нём.
Упражнение «Не плакать / Не смеяться»
Найдите фильм или видео, вызывающий у вас бурные эмоции. Что-то, что неизбежно вызывает у вас смех или слёзы. Включите ролик и постарайтесь в этот раз обуздать свои чувства. Воспользуйтесь вышеописанными техниками самоконтроля. Например, подумайте о другом или поставьте на паузу и пройдитесь по комнате. Также можно достать дневник самоконтроля и проанализировать свои ощущения.
Выводы
Развитие самоконтроля — путь к успешной реализации во всех сферах жизни. Самоконтроль помогает сохранять спокойствие даже в самых сложных ситуациях и управлять своими эмоциями, грамотно распределять приоритеты и целенаправленно идти к достижению результатов. Человек, обладающий самоконтролем, действует эффективнее и чувствует себя увереннее и сильнее.
Источник
Контроль и самоконтроль в профессиональной деятельности
И начинаем мы с ответа на первую часть: «Что такое контроль?». Во время своих семинаров я часто задаю этот вопрос аудиториям руководителей. Вы себе не представляете, насколько редко я слышу ответы, которые бы меня устраивали, ответы, которые бы описывали суть процесса контроля. А суть процесса в том, что это сравнение.
Это сравнение:
- цели с фактом;
- указания с результатом;
- инструкции с ее исполнением;
- процесса с технологической картой.
Если у нас нет целей, инструкций, указаний и технологических карт, можем ли мы контролировать? Если руководитель идет к подчиненным или вызывает их для контроля, а у него нет параметров для измерения и сравнения, то это не контроль, это что-то другое, у чего нет названия. Если параметры, которые начальник предъявляет к результатам или работе подчиненных, не доведены заранее до подчиненных, то подчиненные не понимают, что хочет от них начальник при очередном контроле. Если параметры для контроля разные при каждом контроле, то отношение подчиненных к начальнику может быть не очень (или совсем не) позитивным.
Второй вопрос — зачем нужен контроль? Ответ такой — регулярно исполняется только то, что регулярно или внезапно контролируется. Вряд ли можно рассчитывать на то, что все наши сотрудники будут делать все, что от них требуется, если не будет четкого контроля. Именно поэтому руководитель обязан контролировать все указания, отданные им.
Контроль может осуществляться через наблюдение за подчиненными, устный доклад или письменный отчет. Фактически контроль — это сбор информации и сравнение с тем, что мы задумывали. Таким образом, методы контроля — это:
- опрос (устные и письменные отчеты, доклады и т.д.);
- наблюдение (фотография рабочего дня и т.п.);
- измерение (сравнение со шкалами и параметрами);
- эксперимент (практические задачи и упражнения, имитация и моделирование и т.д.) .
Вопрос третий — каким бывает контроль? Можно рассматривать несколько форм или классификаций контроля. Первая классификация связана со временем. По этой классификации контроль бывает:
Плановый контроль мы осуществляем по заранее определенным плану и методам. При этом и план, и методы заранее известны подчиненным. Это контроль дискретен, т. е. не осуществляется непрерывно и постоянно.
Постоянный контроль осуществляется непрерывно по заранее определенным показателям и определенными заранее методами. Постоянный контроль дороже дискретного по затратам ресурсов на него. Поэтому постоянный контроль уместен там, где идут важные процессы, особенно те, которые могут привести к серьезным потерям или несут угрозы серьезных несчастных случаев или катастроф.
Внезапный контроль представляет отдельный интерес. Он может сочетаться как с плановым, так и с постоянным контролем и дополнять их. При этом при плановом контроле он может проводиться по тем же самым параметрам, которые контролирует плановый контроль, а при постоянном — оценивать неконтролируемые обычно параметры или оценивать те же параметры, только контролерами от вышестоящей инстанции или независимыми внешними контролерами.
Особенностью внезапного контроля является его внезапность (прошу извинить за тавтологию). Такой контроль должен проводиться неожиданно для подчиненных, а это означает, что, например, не может быть такого документа, как график внезапного контроля. Для правильной организации внезапного контроля есть смысл пользоваться таблицей или генератором случайных чисел. Только в этом случае в контроле не будет ни одного случайного ритма, который смогут просчитать подчиненные. Ведь руководитель живет в ритмах — в понедельник совещание, во вторник планерка и т. д. И то, что руководитель может счесть внезапной проверкой на самом деле окажется плановым мероприятием с точки зрения сотрудников. Преимущество внезапного контроля в том, что подчиненные ВСЕГДА ожидают контроля и НИКОГДА не могу его предсказать. Это стимулирует их к постоянству в хорошей работе.
Вторая классификация контроля относится к его объему. С этой точки зрения контроль бывает:
Выборочный контроль — это обычное действие руководителя, да и самого сотрудника при самоконтроле. Для этого рекомендуется выбрать 5-6 основных и самых важных параметров и контролировать только их. Большее количество параметров требует слишком много затрат на контроль при возможной нецелесообразности контролировать все.
Тотальный контроль необходим там же, где есть смысл в постоянном контроле, т. е. в условиях возможных больших потерь или угроз несчастных случаев или катастроф. Тотальный контроль — дорогое удовольствие, которое иногда по затратам дороже, чем основной производственный процесс, особенно когда есть двойной, тройной или многоуровневый контроль. Но и такой контроль иногда необходим.
Третья классификация — это классификация по субъекту контроля. Здесь возможны следующие варианты:
- самоконтроль;
- внутренний контроль;
- внешний контроль.
Самоконтроль — это когда сотрудник оценивает результаты и процессы своей работы по заранее определенным алгоритму и параметрам.
Внутренний контроль осуществляется силами организации. При этом могут быть задействованы внутренние контролеры. К ним относятся служба внутреннего аудита, служба инженера по технике безопасности, отдел труда и заработной платы и др.
Внешний контроль осуществляется внешними независимыми контролерами. Они могу быть из государственных (разного рода надзоры, например) или из коммерческих (аудиторские компании, например) организаций.
В дополнение к вышесказанному можно разделять контроль на контроль процессов и контроль результатов.
Контроль процессов осуществляется путем сравнения технологических процессов с инструкциями и технологическими картами. Контроль результатов осуществляется путем сравнения результатов труда с ранее установленными целями.
Основные составляющие самодисциплины:
1. самоорганизация (организация своей деятельности). Если представить идеальную картинку, то сотрудник, получая задачу от руководства, самостоятельно разрабатывает план ее решения с наименьшими потерями времени и трудозатрат. Он подходит творчески к любой работе, стремясь превратить даже повседневные дела в источник вдохновения и совершенствования в своей профессии. Управление такими сотрудниками сводится к четкому распределению задач и обработке полученных результатов.
2. самовоспитание (формирование приоритетных качеств). У каждой профессии есть ряд особенностей, работать с которыми удобнее, если у сотрудника определенные качества более развиты чем прочие. Так, например, для бухгалтера больше важна точность, чем коммуникабельность, в отличии от специалиста по работе с клиентами или рекрутера, где картина прямо противоположная.
3. саморегуляция (поддержание внутреннего равновесия). Каждая работа время от времени подкидывает ситуации, где психологическое напряжение переходит границу и выплескивает в рабочие конфликты. Сотрудник, стремящийся к саморегуляции, менее конфликтен, он ищет пути решения конфликтных ситуаций без участия или провоцирования. Лучше всего это описывает анекдот:
— Как вы расслабляетесь?
— А я не напрягаюсь…
4. самоконтроль (оценка и корректирование своей деятельности). При развитом самоконтроле сотрудник превращается сам для себя и в руководителя и в подчиненного: он производит регулярный анализ своей деятельности, стремясь достичь максимальной выгоды за минимальное время. В европейской модели это называется «работать по Парето» (20% времени приносят 80% прибыли), где время, затраченное не на получение дохода, отсекается.
5. выбор целей в жизни и в работы. «Какой солдат не мечтает стать генералом» Если сотрудник наметил себе карьерную цель, то уровень качества его работы стремительно повышается. Ведь он приходит не для того, что «отсидеть» положенные 8 часов, а в конце месяца получить зарплату: его цель – как можно быстрее довести навыки до совершенства, чтобы шагнуть на новую ступень.
6. планирование времени. Это тайм-менеджмент. О нем я буду писать много и отдельно.
7. информационный поиск. Стремление к новым знаниям, овладение новыми технологиями и мониторинг рынка своей отрасли позволяет специалисту постоянно расти в профессионально плане.
8. рационализация мышления;
9. самообразование. По данным статистики, большее число слушателей курсов и семинаров составляют руководители среднего звена и высший менеджмент. Те, кто знает о дороге наверх, стремятся идти только вперед. А сотрудник, приносящий в свою работу новую технологию, самостоятельно апробирующий ее и получающий результаты, фактически выполняет работу руководства, в обязанности которого входит оптимизация технологии работы сотрудников и повышение прибыли компании.
10. технология здоровья (сохранение и укрепление здоровья как первоосновы высокой трудоспособности и полноценной жизни).
Предполагая, что внутренний мир человека нерасторжимо связан с его профессиональной успешностью, японцы включают сюда также и стремление к совершенству внутреннего мира, добавляя:
- самопознание (познание самого себя, своего места и своей роли в этой действительности);
- общение;
- ритмы и гармония;
- работа в группе;
- риск творческого мышления;
- работа с конфликтами.
И в качестве рекомендаций:
- Поставьте перед собой ясные цели: люди иногда терпят неудачу из-за того, что слабо представляют себе цели, к которым стремятся.
- Определите, по каким признакам вы будете судить об успехе: цели становятся гораздо полезнее, если их можно измерить.
- Будьте довольны скромным прогрессом: невозможно изменить себя за один день.
- Рискуйте в незнакомых ситуациях. Лучше сделать и пожалеть, чем не сделать и пожалеть.
- Вся ваша жизнь – это ваш выбор. Вы и только вы решаете расти на основе жизненного опыта либо игнорировать полученные уроки, сосредоточиться на безопасности и остановиться. Личная эффективность требует, чтобы вы научились отвечать за свою жизнь.
- Не упускайте возможностей.
- Пробуйте учиться у других.
- Не отрицайте своих неудач и ошибок: признайте их и сделайте выводы. «Умный учится на своих ошибках, дурак указывает на чужие».
Источник