Самоанализ учителя результатов своей профессиональной деятельности

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя
методическая разработка по теме

В условиях модернизации образования особое значение приобретает умение педагогов осуществлять самоанализ профессиональной деятельности, направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качество образования.Представляю краткий алгоритм самоанализа профессиональной деятельности учителя.

Скачать:

Вложение Размер
samoanaliz_rezultatov_professionalnoi_deyatelnosti_uchitelya.doc 28 КБ
samoanaliz_ped.d.doc 18.5 КБ

Предварительный просмотр:

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя.

В условиях модернизации образования особое значение приобретает умение педагогов осуществлять самоанализ профессиональной деятельности , направленный на выявление ресурсов, условий, процессов, обеспечивающих качество образования. Цель, которую мы поставили перед собой — оказать помощь учителю в организации деятельности по повышению эффективности образовательного процесса.

Самоанализ результатов профессиональной деятельности учителя направлен на выявление и анализ причин отклонений полученных результатов от запланированных, что позволяет построить траекторию развития профессиональной компетентности.

Самоанализ рекомендуется осуществлять по следующему алгоритму:

1. Какие образовательные результаты я хочу получить?

обучающиеся должны знать: …; уметь: … ;

обучающиеся должны показать уровень качества знаний не ниже … %, по итогам полугодия и года;

обучающиеся должны стать призёрами предметных олимпад или конкурсов;

2.Какие результаты я получаю реально? (четвертные оценки)

Анализирую эти показатели.

3. Являются ли объективными данные оценки (действительно ли они реально отражают уровень освоения обучающимися знаний и умений, указанных в образовательной программе).

4. Уровень достигнутых результатов.

какие результаты соответствуют запланированным;

какие результаты выше запланированных;

какие результаты ниже запланированных;

Эти показатели свидетельствуют об эффективности организации образовательного процесса.

5. Каковы причины получения результатов ниже запланированных (правильно ли я организую образовательный процесс)?

6. Правильно ли определяю цели образовательной деятельности обучающихся?

(Цели образовательной деятельности определяются учителем на каждом уроке как конечный результат, т.е. по окончании урока каждый школьник должен приобрести конкретные знания и умения. Исходя из этого, каждый урок должен строится как интенсивная отработка конкретных знаний и умений, заданных учебной программой, при этом тема урока является одним из средств достижения целей урока.

1) Правильно ли я отбираю учебный материал?

Соответствуют ли он образовательной программе и тематическому планированию (а не содержанию учебника и моим предпочтениям)?

Не упускаю ли я основные понятия, причинно-следственные связи, умения, указанные в программе.

Достаточно ли качественно организую их отработку (или считаю, что школьникам понятно то, что очевидно для меня)?

Не перегружаю ли уроки массой интересных (или незначительных, или научных, или дополнительных) сведений, не содержащихся в образовательной программе.

Нацелено ли содержание практических (лабораторных, творческих, проектных) работ на отработку ключевых знаний и умений?

Нацелено ли содержание домашнего задания на отработку ключевых знаний и умений?

Отрабатываются ли основные программные знания и умения с обучающимися, пропустившими урок?

2) Учитываю ли я индивидуальные и возрастные особенности обучающегося: мотивация, уровень восприятия, уровень подготовки, отношение к предмету; стиль и темп работы на уроках?

3) Все ли ресурсы образовательной деятельности я использую.

4) Соблюдаю ли требования к современному уроку?

Целеполагание: правильно ли я определяю цели каждого урока? (Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные цели ). Обучающийся должен знать, какие знания, умения должен получить в процессе деятельности на уроке. Должен знать план достижения поставленных задач.

Происходит ли этап совместного целеполагания?

Мотивация: обеспечиваю ли я мотивацию обучающихся?(Учитель должен вызвать интерес как к процессу учебной деятельности, так и достижению конечного результата.

Практическая значимость знаний и умений. Учитель стоит перед необходимостью показать возможности их применения в реальной жизни школьников. Делаю ли я это?

Отбор содержания, обязательного для усвоения каждым обучающимся. Для выполнения данного требования обучающимися на уроке должны быть качественно освоены знания, определённые образовательным стандартом и программой. Делаю ли я это?

Интегративность (межпредметность) знаний; отработка общеучебных умений и навыков как средств самообразования обучающихся: опираюсь ли я на общеучебные умения школьников?

Построение каждого этапа урока по схеме: постановка перед обучающимися учебной задачи — деятельность обучающихся по выполнению задачи — подведение итогов деятельности — контроль уровня выполнения.Соблюдаю ли я это правило дидактики?

Использование разнообразных приёмов организации учебной деятельности обучающихся с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей: организую ли я познавательную деятельность обучающихся или предпочитаю излагать ученикам материал?

Подведение итогов и осуществление контроля наличия обратной связи на всех этапах урока: добиваюсь ли я получения полного ответа или ограничиваюсь ответом обучающихся «да» на вопрос, понятен ли материал?

Наличие блока самостоятельного получения знаний обучающимися в процессе работы с различными источниками информации: организую ли я такой блок урока?

Качественная положительная оценка деятельности обучающихся, способствующая формированию их положительной учебной мотивации: всегда ли я хвалю школьников за достигнутые ими результаты?

Рефлексия (самооценка своей деятельности и её результатов): даю ли я возможность школьникам самостоятельно оценить свой учебный труд и его результаты?

Организация домашней самоподготовки обучающихся с учётом следующих позиций:

-цель домашнего задания-обеспечить качественное усвоение обучающимися знаний и способов деятельности, указанных в образовательной программе.

-д/з должно охватывать только содержание знаний, определённых образовательным стандартом и программой.

-д/з должно содержать ряд заданий на выбор школьников, задания, выполнение которых является необязательным, разноуровневые задания: соблюдаю ли я указанные требования?

Умею ли я формировать благоприятный психологический климат на уроке?

Способствует ли внеурочная работа по предмету реализации образовательных задач?

По результатам самоанализа определяю «проблемные поля».

Что конкретно не получается?

К кому я могу обратиться за методической помощью (к учителям моей школы, к методистам, к руководителям методических объединений)?

По каким проблемам и где мне необходимо пройти повышение квалификации (взаимопосещение уроков, курсы повышения квалификации, мероприятия методического объединения).

Итоговое мероприятие — это составление плана ликвидации выявленных проблем профессиональной деятельности.

СПАСИБО ЗА РАБОТУ!

Функции современного учителя:

1. Содействие образованию ученика.

2. Проектирование ИОМ.

3.Управление образовательным процессом (образования, воспитания и развития личности ученика).

Источник

Самооанализ профессиональной деятельности учителя

Современные изменения российского образования определили переход от традиционной системы обучения и воспитания к расширению спектра образовательных услуг, требующий от учителя способности самостоятельно выстраивать и реализовывать собственную концепцию деятельности. Определение учителем образовательной стратегии обеспечивается непрерывным изучением собственного педагогического потенциала, в основе которого лежит самоанализ профессиональной деятельности.

Анализ собственной деятельности как процесс осмысления педагогического опыта является важнейшим и своеобразным инструментом преодоления существующих в работе трудностей, стимулом самосовершенствования. Поэтому развитие способности учителя к самоанализу является основным условием определения лучших аспектов своей профессиональной деятельности и затруднений.

Значение самоанализа педагогической деятельности повышается также в связи с тем, что в настоящее время наблюдается тенденция к формированию содержания курсовых занятий на основе образовательных запросов.

Вместе с тем в существующей системе методической работы не уделяется должного внимания вопросу формирования у педагогических работников умений анализировать собственную деятельность. В то же время целенаправленное развитие способности к самоанализу невозможно без организационно-педагогического обеспечения. Поэтому формирование у учителя готовности к выявлению реально существующих затруднений возможно при наличии специально организованной в этом направлении работы муниципальной и школьной методических служб, которые в силу постоянной приближенности к учителю в условиях конкретного образовательного социума может реализовать этот процесс комплексно и системно.

Повышение роли методической работы на школьном и муниципальном уровнях по организационно-педагогическому обеспечению процесса развития способности учителя к самоанализу связано с тем, что в рамках существующего тесного взаимодействия этих структур открывается возможность анализировать работу педагога в этом направлении. Именно в рамках методической деятельности возможно построение целостной системы обеспечения с учетом единства содержания и форм работы с педагогическими работниками. Научные публикации по проблеме самоанализа (Ю.А. Конаржевский, С.В. Кульневич и др.) направлены преимущественно на выявление основных аспектов анализа учителем собственной деятельности и определение структуры, средств, алгоритма его проведения.

Однако процесс осмысления, целостное видение педагогических проблем успешны только в ходе самой профессиональной деятельности учителя и при его активном участии. Поэтому идея развития способности учителя к самоанализу профессиональной деятельности в процессе методической работы является в значительной степени важной для педагогической науки. Научные исследования по данному вопросу малочисленны и не отражают системного видения этой проблемы в современных условиях.

Теоретические аспекты проблемы развития способности учителя к самоанализу в процессе методической работы.

Развитие способности учителя к самоанализу базируется на формировании умений проводить анализ собственной деятельности и выработки потребности в нем. Поэтому самоанализ имеет глубокую психологическую основу, которая связана с появлением индивидуального рефлексивного сознания. Содержательный аспект проблемы базируется на внутреннем саморегулирующем механизме, который, по словам Г.К.Селевко, составляет потребность, направленность, Я –концепция (9). Исходя из этого, учитель рассматривается как субъект, испытывающий потребность в профессиональном познании и самопознании. А это, в свою очередь, ведет к формированию таких личностных характеристик как самоутверждение, самоопределение, самовыражение, самореализация в педагогической практике. Такой подход способствует становлению педагогов как субъектов своей активности.

В то же время самоанализ является средством успешного взаимодействия и взаимопонимания учителя с учениками, родителями, коллегами. В связи с этим акцент переносится на способы и приемы проведения анализа, в котором особое место отводится осознанности средств и методов изменений конечных результатов. Поэтому анализ собственной деятельности можно рассматривать как целенаправленный процесс установления отношений между действиями, мотивами и средствами (3).

Рассматривая процесс самоанализа, исследователи исходят из того, что в ходе профессиональной деятельности учитель, познающий мир, по словам А.С.Рубинштейна, сталкивается с противоречием и внутренним дискомфортом.(8)

Выявление учителем несоответствия между тем, что есть и тем, что требуется, выводит его на дальнейшую ступень – определение проблемы и установление причин. Обозначение четких позиций профессиональных затруднений позволяют перейти к поиску путей их устранений. Опорой для осознания противоречий, определения проблем и служит знание механизма самоанализа и умение адекватно его использовать в анализе собственной деятельности.

Процесс осознания учителем самого себя как профессионала базируется на самопознании и осуществляется путем самоконтроля, самодиагностики, осмысления затруднений и самооценки. Именно эти составляющие выделяют как компоненты, способствующие развитию способности учителя к самоанализу.

Самоконтроль рассматривается с точки зрения начальной стадии анализа. Это связано с тем, что контроль помогает устанавливать несоответствие между нормативно заданными параметрами и фактическим состоянием. В связи с этим самоконтроль осуществляется путем сравнения идеальной модели профессиональной деятельности и собственных действий, что позволяет учителю определять противоречия.

Самоанализ способствует выявлению учителем причин профессиональных затруднений с помощью получения систематической оперативной информации и установления педагогического диагноза. Данный процесс обеспечивается самодиагностикой, с помощью которой учитель, с одной стороны, сам выстраивает информационные потоки, определяет круг педагогических проблем и выделяет главные, с другой – ориентируется на внутреннее развитие, видение своих сильных и слабых сторон, осознание существующих противоречий и проблем, прогнозирование дальнейшего самосовершенствования.

С вышеизложенных позиций развитие способности к самоанализу профессиональной деятельности можно рассматривать как сложный многофакторный аналитический процесс изучения учителем своего педагогического опыта, основанного на самоконтроле, самодиагностике, осознании затруднений и оценивании дальнейших перспектив самосовершенствования.

Формирование готовности педагога к самоанализу требует соответствующей организации, которой присуще следующее: она гибко реагирует на изменение условий образовательного социума; взаимодействие учителей основано на сотрудничестве; педагоги управляют изменениями; в ней есть благоприятные возможности для профессионального роста и самоактуализации.

Содержание методической работы, ориентированное на развитие способности к самоанализу, включает в себя определенную последовательность этапов ее проведения. А именно: диагностика, которая обеспечивает определение учителем круга затруднений, планирование учебной и внеучебной деятельности с учетом выбора содержания и вариативных форм, методическое сопровождение, создание комфортных условий для повышения квалификации, получения обратной связи.

Степень освоения основ анализа собственной деятельности зависит от активной профессиональной позиции учителя. Для ее развития в методической работе необходимо использовать инновационные формы, которые обеспечивают раскрепощение, профессиональное самоутверждение и самовыражение учителя. В ходе активной работы учителя формируются такие качества, как самостоятельность, логика рассуждения, аналитическое и ассоциативное мышление, которые необходимы для развития способности к самоанализу.

Критическая позиция учителя по отношению к собственной деятельности находится в зависимости от его самообразования в сочетании с содержанием работы школьной методической службы. Выработка устойчивой направленности педагогов на самоанализ сопровождается проведением соответствующих тренингов, которые включают в себя работу межпредметных групп по решению профессиональных проблем. Важным аспектом в организации методической работы является проведения консультаций опытными учителями и методистами, а также деятельность творческих групп, научно-практических конференций, круглых столов с обсуждением конкретных задач. Такой подход позволяет видеть конкретные проблемы учителя и на их основе создавать гибкую систему развития способности педагогов к самоанализу.

Процессуальность самоанализа опирается на логический прием познания, который включает в себя разложение ситуации на элементы, соединение их в единое целое, определение причин и видение перспектив их развития. Анализ собственной деятельности выстраивается с позиции критического отношения учителя к профессиональной деятельности в прошлом, настоящем и будущем. Такой подход требует наличие у учителя развитости аналитических и ассоциативных способностей, самостоятельности, логики.

Согласно характеристикам и критериям оценки исследователями выделены следующие уровни сформированности самоанализа учителя: низкий(чувственно-эмоциональный), средний (осознанный), высокий (системно-осознанный) – разработаны показатели их развитости.

Критерии уровней сформированности компонентов самоанализа

Компоненты самоанализа

Уровни и показатели

Высокий Самоконтроль Спонтанный контроль, когда все определяется с помощью интуиции Осознанный отбор, сравнение, сопоставление необходимых фактов,

явлений Установление ассоциаций с ранее изученными и знакомыми фактами, а также с новыми качествами предмета в целостности их связей и характеристик Самодиагностика Невладение навыками проведения диагностики Умение определять

проблему и причины их возникновения Выявление проблем и определение их приоритетности, а также причины возникновения Осознание затруднений слабо выражена осознанность затруднений Осознание результатов деятельности Предвидение возможных последствий принимаемых решений, установление причинно-следственных связей Самооценка Слабо развитые навыки самооценки Комбинирование ранее используемых методов и нахождение причин их возникновения Критическая оценка педагогической проблемы и умения прогнозировать результаты своего труда

По показателю сформированности компонентов самоанализа можно определить уровни развития способности учителя к анализу собственной деятельности, которые имеют следующие характеристики:

спонтанное аналитическое действие, когда все определяется с позиции эмоций и чувств;

  • осознанность выделения существующих и значимых педагогических ситуаций, обращение мысли на результат;
  • выделение противоречий, осознанность, системность, обращение мыслей на результат и процесс его получения с позиции критического анализа.
  • Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что предлагаемая модель развития способности к самоанализу в процессе методической работы обеспечивает появление у учителя новообразований, ориентированных на фиксацию того, что педагог как личность и профессионал приобретает. Более того, данный процесс позволяет формировать потребность и устремленность педагогов на осознанное повышение профессионального роста.

    Самоанализ профессиональной деятельности учителя

    Самостоятельный анализ педагогом своей профессиональной деятельности – довольно сложная аналитическая операция, требующая определенных навыков исследовательского труда. В центре внимания следует расположить опыт своей профессиональной деятельности за прошедшие три года, но, по существу дела, — попытаться сопоставить опыт трех последних лет с траекторией своего профессионального развития за более длительный период “профессиональной биографии”.

    Если самоанализ есть исследовательско-аналитическая процедура, то, в соответствии с законами науки, до каких бы то ни было обобщений необходимо собрать факты, которые следует подвергнуть первичному “описанию-обобщению”, и лишь потом сделать итоговые выводы, теперь уже по всему объему наработанного за три года профессионального опыта. При этом свой опыт необходимо соотнести с ключевыми задачами, решаемыми в образовательном учреждении в анализируемый период, задачами, обозначаемыми часто в нашем сегодняшнем обиходе как “тема”, над которой работал педагог.

    После разностороннего анализа собранных фактов, в комментариях “Общих выводов” можно произвести “проблемный анализ”, который содержит в себе по крайней мере три параметра:

    Опыт успешно решенных методико-дидактических и психолого-педагогических проблем

    Содержит краткий перечень основных, на взгляд педагога, проблем, которые педагог успешно разрешил за истекшие три года. Часть из них, вероятно, решалась по инициативе администрации, часть – по собственной. Желательно указать, в каком виде представлены результаты разрешения проблем, обобщены ли они в сообщениях, публикациях, выступлениях перед коллегами, на совещаниях и заседаниях других объединений (метод. объединение, семинар с учителями, лекторий для родителей, участие в районных, городских, региональных конференциях и др.).

    Опыт решаемых на сегодняшний день проблем

    Желательно проиллюстрировать понимание сути существующих проблем, имеющихся ресурсов для их устранения.

    Ключевые задачи совершенствования своей профессиональной деятельности

    Это весьма показательный раздел в оценке инновационного потенциала педагога, ресурсов совершенствования его профессионализма, перспективности как практического работника для “педагогического производства”. Здесь можно эскизно представить те грани своего профессионального опыта, которые предстоит в ближайшее время ( и в более отдаленной перспективе) усовершенствовать, обогатить, развить. Ответить на вопрос: как такая работа по профессиональному самообразованию “работает” на повышение качества учебно-воспитательной деятельности педагогического коллектива конкретного образовательного учреждения.

    Схема для первичного сбора фактической информации для подготовки самоанализа

    “Тема”, над которой работал педагог (обусловленная задачами деятельности учреждения образования на данный период)

    Фактическая информация, свидетельствующая об инициативах, делах, достижениях педагога

    ПЕРВИЧНЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ

    (Как фактические действия влияли на совершенствование учебно-воспитательного процесса, повышение его качества, в том числе и рост профессионализма самого педагога) разработаны уроки по темам; дидактическое обеспечение к ним;

    методические разработки, рефераты, пособия;

    подготовка учащихся к участию в конкурсах,фестивалях;

    кружки, секции, клубы (внеклассная работа, работа классного руководителя);

    работа в методическом объединении, выступления на семинарах, конференциях и др.;

    практическое знакомство с каким-либо передовым педагогическим опытом;

    учеба на курсах повышения квалификации (где, когда, по какой теме);

    другие события за истекшие три года

    (Как шла работа над “темой”, где произошли “подвижки”, в чем сегодня видится проблема, какова перспектива решения)

    Программа самоанализа затруднений деятельности учителя

    Источник

    Читайте также:  Стратегическое планирование для своей организации
    Оцените статью