Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
материал на тему
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов за 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz_pedagogicheskoy_deyatelnosti_egorova_l.p.doc | 107 КБ |
Предварительный просмотр:
Самоанализ педагогической деятельности
учителя начальных классов
МБОУ Ново – Павловской СОШ
Егоровой Любови Петровны
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требований времени. Человек, посвятивший ей жизнь, должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет взрастить в своих воспитанниках. Новый человек может быть воспитан только новым человеком. Учитель в нашем обществе – это человек из будущего, пришедший к детям для того, чтобы воодушевить их мечтой о будущем.
Учитель сам должен быть личностью, ибо личность может быть воспитана только личностью; он сам должен быть высокогуманным, ибо гуманность можно привить ребенку только добротой души; он обязательно должен быть широко образованным и творческим человеком, ибо страсть к познанию может зажечь только тот, кто сам горит ею; учитель должен быть патриотом и интернационалистом, ибо любовь к Родине может пробудить только любящий свое Отечество».
Данные постулаты известного педагога Ш. Амонашвили стали своеобразным девизом моей работы.
Важным в своей педагогической деятельности считаю создание ситуации успеха – обстановки, располагающей ученика к деятельности, вызывающей положительные эмоции и направленной на то, чтобы ученик обязательно справился с работой.
Каждый ребёнок талантлив по-своему, только нужно разглядеть его, помочь ему проявиться, а для этого необходимо любить каждого ребёнка.
Вы загляните в детские глаза.
Вам истина откроется простая:
Нельзя учить, души не отдавая,
И в этом смысла жизни красота!
Современные стандарты требуют воспитания духовно развитой личности, способной к созидательной деятельности в современном мире, формирования гражданской позиции, чувства патриотизма, любви к литературе и языку, к ценностям отечественной культуры, социализированной и адаптированной к жизненным условиям. В этом суть и назначение учительского труда.
Целью своего аналитического отчета считаю самоанализ и самооценку профессиональной деятельности, определение круга проблем для дальнейшей работы.
Целью моей деятельности являлось обновление и совершенствование образовательного процесса через применение педагогических технологий, в том числе и ИКТ.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
- изучить и обобщить опыт эффективного использования педагогических технологий в своей педагогической деятельности;
- формирование у учащихся ключевых компетенций;
- овладеть приёмами разработки творческого обновления и реорганизации образовательного процесса с использованием ИКТ;
- создать оптимальные условия для взаимодействия субъектов образовательного процесса, для повышения общественной значимости процесса и результата образования через применение педагогических технологий.
- создание комфортных условий для учащихся, исходя из их интересов и способностей, через использование методов, безопасных для психологического здоровья младших школьников.
В школу поступают дети с разным уровнем подготовки: одни и букв ещё не знают, а другие уже бегло читают, у значительной части ребят наблюдается недостаточное развитие мелкой моторики, графического навыка, встречаются дети, которые испытывают трудности в общении со сверстниками, всё чаще встречаются семьи, когда между родителями и ребенком устанавливается дистанция. Одна из серьёзных проблем современного воспитания – увеличивающаяся доля детей, которые находятся в ситуации дезадаптации к школьной жизни.
Научить ребёнка плавать можно только в воде, а научить ребёнка действовать можно только в процессе деятельности.
Каждый ребёнок от рождения наделён одному ему свойственным потенциалом развития, и этот потенциал может развиться только в процессе собственной деятельности.
Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определённые навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, умение давать адекватную самооценку, быть ответственным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир. И задача каждого учителя так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться духовным силам ребёнка.
Поэтому мне , как учителю начальных классов , необходимо не только доступно всё рассказать, но и научить ребёнка мыслить, привить ему навыки практических действий.
Исходя из этого, организацию учебной деятельности учащихся я строю на основе
системно- деятельностного подхода и делаю опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
— технологию организации проектной деятельности;
В качестве стратегических задач образования Российской Федерации Национальная инициатива «Наша новая школа» определяет модернизацию и инновационное развитие. Основанием инновационных процессов в образовании являются информационно- коммуникационные технологии (ИКТ).
Введение ФГОС второго поколения предполагает широкое использование информационно – коммуникационных технологий в учебном процессе.
Чтобы соответствовать требованиям квалификации, учитель должен владеть современными образовательными технологиями, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Самостоятельно я изучила назначение и возможности программ: Microsoft Word, Microsoft Power Point, Microsoft Excel, литературу по созданию сайтов.
Я считаю, что учителю можно нести детям только то, что интересно ему самому. В процессе работы я заметила: чем чаще используешь компьютер в учебном процессе, тем глубже осознаешь практически безграничный диапазон его применения.
При проведении уроков я использую мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. К.Д. Ушинский считал, что именно наглядность служит опорой для развития разума, действия и речи ребёнка, что является результатом качественного обучения. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока при изучении и закреплении учебного материала, для систематической проверки правильности выполнения домашнего задания всеми учениками класса, для устных упражнений, предлагаю учащимся образцы оформления решений, записи условия задачи.
Современный урок литературного чтения невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Организую на уроках литературного чтения , развития речи сопоставление иллюстраций, работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в виртуальном музее.
На уроках закрепления часто использую цифровые образовательные ресурсы по русскому языку и литературе, электронные тренажеры («Техника чтения»), с помощью которых учащиеся могут не только применить свои знания в процессе практической деятельности, но и увидеть свой результат.
Использование презентаций на уроках позволяет сформировать учебно-познавательную и коммуникативную образовательные компетенции, что соответствует требованиям ФГОС, современной образовательной парадигме.
Сегодня одним из самых удобных современных способов поиска и передачи информации является интернет.
Ресурсы сети Интернет я использую как для поиска дополнительного материала к урокам и презентациям, так и для самообразования и повышения своей квалификации.
Одно из эффективных средств развития интереса к учебному предмету – является игра. Поэтому игровая технология – самая актуальная для учителя начальной школы, особенно при работе с 1-м и 2-м классами. Первый год обучения является стартовым и крайне важным для формирования универсальных учебных действий, т.к. именно в этот год у детей происходит плавный переход от игровой деятельности к учебной. На уроках обучения грамоте используются игры, совершенствующие слуховое восприятие: “Хлопки”, “Твердый — мягкий”, “Идем на День рождения”. Для уроков математики — игры на отработку состава числа “Домики”, “Собери елочку” и др.
Сегодня вновь ставится вопрос об оптимизации обучения, в том числе и в начальных классах – о более полном, системном переходе от былого «знаниевого» подхода к деятельностному.
Я работаю по учебно – методическому комплекту «Школа 2100». В учебно-методическом комплекте на первом месте стоит не накопление у обучающихся знаний, умений и навыков в узкой предметной области, а деятельностный подход в обучении при котором идёт становление личности, ее «самостроительство» в процессе деятельности ребенка в предметном мире, причем не только в индивидуальной, а в совместной, коллективной деятельности.
Изучаю и активно внедряю в практику своей работы здоровьесберегающие технологии. С целью предотвращения перегрузки учащихся и сохранения их здоровья использую различные приемы и методы: динамические дидактические материалы, смену видов деятельности, свободное обсуждение и дискуссию на уроке, разноуровневые домашние задания и т.п. В зависимости от ситуации и степени напряженности работы на уроке, провожу на выбор: гимнастику по технологии В. Ф. Базарного, гимнастику для глаз, физкультразминку, музыкальную паузу или даже минутный «сон».
Сегодня остро стоит вопрос об организации учебного процесса, направленного на развитие творческих способностей личности и навыков исследовательской деятельности, и в новых учебниках включена проектная деятельность. Поэтому в межаттестационный период я начала изучение педагогической технологии – метод проектов.
Таким образом, разнообразные приемы помогают мне не только активизировать
познавательный интерес обучаемых, но и способствуют эффективному использованию времени
У моих выпускников сформировано стремление к самоопределению и самообразованию:
они умеют самостоятельно работать с источником знаний, ведут экспериментальную практическую работу; понимают и принимают учебные задания, проверяют свою работу и работу напарника;
умеют сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать и систематизировать материал;
активно участвуют в диспутах, грамотно ведут диалог; а главное – у них особый стиль общения, в котором преобладает дух сотрудничества, сопереживания и взаимоуважения.
Использование данных технологий и приемов обучения позволило мне достигнуть хороших результатов обучения.
Результаты освоения обучающимися образовательных программ по итогам мониторингов, проводимых организацией*
Источник
Самоанализ педагогической деятельности учителя начальных классов.
методическая разработка на тему
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoanaliz.doc | 484 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №24 г. Коврова
учителя начальных классов
Щёткиной Елены Евгеньевны
Я, Щёткина Елена Евгеньевна, стаж работы 15 лет, образование высшее, закончила ШГПУ имени Д.А.Фурманова по специальности педагогика и методика начального обучения в 1995 году. За период обучения в ШГПУ изучила цикл дисциплин дополнительной изобразительное искусство. Присвоена квалификация учитель начальных классов, учитель изобразительного искусства в начальных классах. Работаю учителем начальных классов в МОУ СОШ №24 г. Коврова Владимирской области с 16.08.95года. С 14. 02.2006 года имею 1 квалификационную категорию.
Исходя из новых целей и задач современного образования, целью своей педагогической деятельности считаю, формирование знаний, умений, навыков и ключевых компетентностей, развитие творческих способностей учащихся, при сохранении их физического и психического здоровья, в соответствии с индивидуальными возможностями.
Для реализации данной цели ставлю перед собой следующие задачи:
- Использование технологии проектной деятельности с целью формирования универсальных учебных действий, академических знаний, умений, навыков и развития творческих способностей младших школьников.
- Внедрение интерактивных форм организации учебного процесса с целью формирования ключевых компетентностей и повышения мотивации учащихся.
- Воспитание патриотических чувств, приобщение к национальной культуре и традициям, формирование экологического мышления, воспитание нравственных и духовных качеств личности.
- Создание наиболее благоприятных условий для сохранения психического и физического здоровья детей.
С 2008 года наша школа является городской экспериментальной площадкой по теме «Формирование общеучебных умений и навыков, навыков социальной направленности через включение учащихся в технологию проектной деятельности». Я работаю в составе группы учителей экспериментаторов, т.к. данная тема согласуется с задачами моей педагогической деятельности и моей темой самообразования «Развитие творческих способностей младших школьников через их включение в технологию проектной деятельности».
Работать по данной теме начала 3 года назад. Мною была изучена методическая литература, я знакомилась с опытом учителей новаторов, прослушала лекции на курсах ВИПКРО и стала активно внедрять данную технологию.
С 2002 года работаю по УМК «Школа ХХI века» научный руководитель Н.Ф. Виноградова. Он носит личностно – ориентированный характер с приоритетом духовно – нравственного развития, обеспечивает гражданско-ориентированное образование младшего школьника, иначе говоря, предлагает воспитывать гражданина России. Учебники позволяют организовать индивидуальную работу учащихся, подготовить учащихся к защите творческих работ, учить аргументировать и доказывать свою точку зрения. Развивающие упражнения способствуют развитию творческих способностей, интереса к предмету, углубляют формируемые знания, побуждая учащихся применять их в изменённой ситуации. Работая по данному комплексу, применяю педагогические технологии развивающего обучения: игровые технологии, технологию проектной деятельности, технологию интерактивного обучения.
Цель работы над проектами в начальной школе – развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся. (ФГОС второго поколения).
Приведу примеры проектов, которые были реализованы во 2 – 3 классе:
Источник