«Сад нарциссов» Яёи Кусамы перенесут в Rockaways
Инсталляция состоит из 1500 зеркальных сфер из нержавеющей стали.
Инсталляция «Сад нарциссов» Яёи Кусамы, которую она впервые показала на Венецианской Биеннале в 1966 году, откроется в Rockaways 1 июля. Работа будет установлена в бывшем гараже в Форт-Тилдене в Rockaways (Нью-Йорк).
Инсталляция «Сад нарциссов», состоящая из 1500 зеркальных сфер из нержавеющей стали, впервые была представлена Кусамой на 33-й Венецианской биеннале. В то время сферы были сделаны из пластика, а сама инсталляция и ее исполнение были неофициальными.
Кусама стояла среди своих творений со знаками, которые гласили: «Нарциссизм на продажу», а также предлагая приобрести сферы за 2 доллара. Работа была установлена для критики коммерциализации современного искусства, а также для продвижения творчества художницы. После показа в Венеции в конце 1960-х годов Кусама перенесла работу в разные районы Нью-Йорка, такие как Центральный парк и Парк Томпкинс-сквер; и вот спустя пять десятилетий инсталляция триумфально возвращается в город.
«Сад нарциссов» Кусамы также был экспонирован в стеклянном доме Филиппа Джонсона в 2016 году и в Чатсуорт-хаусе в Англии в 2009 году. Но, по словам организаторов, предстоящая установка в Rockaways будет слегка отличаться от прежней версии.
«Зеркальные поверхности будут отражать индустриальное окружение заброшенного военного здания, обращая внимание на историю Форт-Тильдена, а также на тот разрушительный ущерб, нанесенный многим зданиям в этом районе ураганом Сэнди в 2012 году», – говорится в заявлении MoMA PS1.
Интересно! Прошлой зимой 75 тысяч человек увидели выставку Кусамы в галерее Дэвида Цвирнера в Нью-Йорке, а ее выставки в художественном музее Сиэтла и музее Брод в Лос-Анджелесе побили рекорд посещаемости. Ожидается, что и эта новая выставка соберет толпы поклонников, особенно среди пользователей Instagram.
Кусама также остается одной из самых популярных женщин-художников на рынке. Самая высокая цена, заплаченная за работу художницы White № 28 (1960) на аукционе Christie’s Нью-Йорк в ноябре 2014 года, составляет $7,1 млн.
На сегодняшний день 79 работ Яёи Кусамы проданы на аукционе более чем за $1 млн.
Источник
Арт-объекты Яёи Кусамы в поместье Филипа Джонсона в Коннектикуте
Японка Яёи Кусама воссоздала свою инсталляцию «Сад Нарцисса», придуманную пятьдесят лет назад, разместив ее в пруду поместья, где находится Стеклянный дом (1949) — известная модернистская вилла архитектора Филипа Джонсона. Инсталляция, впервые показанная публике на 33-й Венецианской биеннале в 1966 году, первоначально представляла собой «озеро» из пластиковых шаров с зеркальным напылением и служила одновременно скульптурой и объектом перформанса: художница продавала шары по $2 за штуку под вывеской «Распродажа вашего Нарциссиума (sic)».
Для создания «Сада Нарцисса» образца 2016 года были использованы тысяча триста шаров из тонкой стали, которые плавают на поверхности пруда и отражают холмы, деревья, небо и павильон, построенный в 1962 году. Дом архитектора — его последнее место жительства (после смерти Джонсона в 2005 году здесь был открыт музей) — виднеется на пригорке рядом с прудом. «Сферы, движимые ветром и водой, формируют уникальную кинетическую скульптуру», — рассказывают специалисты Национального траста по охране исторического наследия США, который управляет поместьем.
Версия инсталляции в пруду Стеклянного дома — не первый случай воспроизведения этой работы Кусамы. В 2010 году она участвовала в выставке скульптуры, организованной Лувром в саду Тюильри в Париже, в 2004-м показывалась на Биеннале Уитни, проходившей в Центральном парке Нью-Йорка, и несколько раз была воссоздана вблизи исторических особняков, например, рядом с Чатсуорт-хаус в Великобритании.
Выбор инсталляции «Сад Нарцисса» не случаен: Джонсон всегда восхищался творчеством японской художницы и даже купил для своего дома несколько ее работ, а недавно в парке поместья разместили скульптуру Кусамы 2015 года «Тыква». В сентябре «нашествие» Кусамы на Стеклянный дом продолжится: художница покроет стены и двери виллы своим фирменным узором в горошек. Инсталляцию под названием «Одержимость точками» можно будет увидеть с 1 по 26 сентября. В этом году архитектору исполнилось бы сто десять лет, а музей Стеклянного дома отмечает свой десятилетний юбилей. По словам куратора проекта Айрин Шам, работы Кусамы создадут праздничную атмосферу и помогут посетителям взглянуть на архитектуру Джонсона с новой точки зрения.
Источник
Когда весь мир в горошек: 10 фактов из жизни Яёи Кусама
91-летняя японская художница Yayoi Kusama (Яёи Кусама) — самая дорогая и успешная в своей стране. Она проживает в Токио, где более 45 лет обитает в больнице для душевнобольных.
1. Мать не позволяла дочери рисовать. Та даже хотела покончить с собой и повредилась умом. Чтобы избавиться от галлюцинаций и видений, девочка начала рисовать повторяющиеся узоры.
Горошек, которым она покрывала все, что встречала на своем пути, стал наваждением, спасением от приступов болезни и фирменным знаком. Символизируя энергию мира и путь в бесконечность, горошины остались с ней навсегда.
2. Яёи Кусама училась в художественной школе, где пробовала разные стили. В 1950 году из галлюцинаций пришли белые круги на красном фоне.
3. Яёи Кусама прибыла в Сиэтл в 1957 году с двумя кимоно и 200 картинами. Это первый город, который Кусама посетила, когда переехала в США. Без денег и знакомств она начинает посещать лигу студентов-художников.
4. В 1960-х годах Яёи Кусама уже в рядах хиппи. В Америке она «хулиганила» как могла: разрисовывала горохом тела мужчин, написала письмо президенту Никсону с предложением интимной связи взамен на окончание вьетнамской войны. Когда слухи дошли до японских берегов, Кусама стала «национальным бедствием». Ее мать от позора даже пожалела, что Яёи не умерла в детстве.
5. В 1960 годах появляются ее «зеркальные комнаты», создающие иллюзию бесконечности и погружающие зрителя в диковинную сюрреалистичную среду.
В 1965 году Яёи Кусама создает Бесконечную зеркальную комнату, наполняет ее объектами в горошек. Таким образом художница проявляет феминизм.
6. 33-й Венецианская биеннале в 1966 году отвергла Яёи Кусама из-за скандальной репутации художницы. Японка не осталась в долгу: разместила свою инсталляцию Narcissus Garden (Сад Нарцисса) напротив входа на выставку.
Инсталляция состояла из 1500 зеркальных шаров с надписью Your Narcisium [sic] for Sale. Нарядившись в кимоно в знак протеста против «белой» элиты, она продавала шарики по $2, пока ее не забрали в полицию.
7. В 1970-х годах Яёи Кусама возвращается на родину и ее домом навсегда становится психиатрическая лечебница. Но храбрая японка не сдается и продолжает творить. Находясь в инвалидном кресле, Кусама ежедневно работает по 9 часов.
Источник
Знакомимся ближе: Яёи Кусама
Японская художница, раскрасившая весь мир узором в горошек.
«Я надеюсь, что искусство сможет сделать мир спокойнее», – Яёи Кусама.
С 2013 года выставки Яёи Кусамы посетили более пяти миллионов зрителей, что делает её самой успешной из ныне живущих художников. Кроме того, её также можно смело назвать самой богатой художницей: в 2014 году картина Кусамы «Белый №28» была продана за $7,3 млн. Всё это не было бы столь удивительным для поклонников искусства без упоминания ещё одного интересного факта – Яёи Кусама уже более чем 40 лет находится в психиатрической клинике.
Творчество Кусамы глубоко психологичное. Уже с самого детства девочка выражала свои чувства и эмоции через картины: яркие краски символизировали эмоциональный подъем и жизнерадостность, тёмные – обычно совпадали с сильной психологической неустойчивостью и депрессией. Вдобавок к этому Яёи часто посещали слуховые и зрительные галлюцинации, и творчество помогало ей справляться с пугающими видениями.
В возрасте 10 лет Яёи обнаружила, что самое большое наслаждение она получает, когда рисует точки. «Когда я рисую точки, мои глаза начинают ярче блестеть. Точки вдохновляют меня», – призналась она в одном из интервью.
Яёи Кусама – Одержимая горошком, Tate. Источник: YouTube
Приступая к созданию нового шедевра, Яёи никогда не растягивает творческий процесс надолго: картина должна создаваться немедленно, ведь её направляют идея и желание автора изобразить целую вселенную на бумаге. Такая специфичная особенность художницы творить «здесь и сейчас» связана с тяжёлыми детскими воспоминаниями, когда мама часто вырывала из рук маленькой Яёи незаконченные рисунки и уничтожала их прямо на глазах у ребёнка. Чувство паники и страха от того, что картину у художницы могут отобрать в любой момент, сохранилось на всю оставшуюся жизнь. Все свои шедевры Кусама создает в максимально короткие сроки.
Родители никогда не хотели, чтобы Яёи становилась художницей. Воспитываясь в строгой патриархальной японской семье, девочка с самого детства должна была готовиться к тому, чтобы стать примерной женой. Мать сделала дочери выгодное предложение: если она будет посещать курсы по этикету, то также иногда сможет ходить в художественную школу. Яёи согласилась и полностью посвятила себя искусству, напрочь забыв про условия соглашения.
Сложные отношения в семье были не только между родителями и детьми: у отца Кусамы были романы на стороне, и мать отправляла девочку шпионить за ним. Такой травматический опыт сильно отразился на мировосприятии Яёи. В будущем тема секса часто будет проскальзывать в её творчестве, однако сама художница в течение всей своей жизни избегала интимных отношений с мужчинами.
Непонимание и многочисленные конфликты с родителями сделали своё: в возрасте 27 лет, когда Яёи, отказав нескольким мужчинам в замужестве, окончательно разочаровала свою мать, та предложила ей больше никогда не появляться в её доме. В ответ на это художница показательно сожгла две тысячи своих картин на глазах изумлённых родственников и в тот же день отправилась в Нью-Йорк, чтобы полностью посвятить себя занятию всей своей жизни.
Самые знаменитые творения Яёи Кусама
Текстильные скульптуры: предметы из множества мягких отростков и «стулья-пенисы»
Кусама была одной из первых японских художников, переехавших жить и творить в Нью-Йорк. Она была полна вдохновения и готовности удивлять американскую публику своим творчеством.
«Моей целью было только создание нового искусства в США. Я думала только об этом», – рассказывает Яёи Кусама
Однако творческий путь Кусамы был не таким однолинейным и простым, как она его себе представляла: в 60-е и 70-е годы положение женщин в сфере искусства было ограниченным. Большинство галерей выставляли работы исключительно мужчин-художников, а женщинам вообще не разрешалось проводить персональные выставки. Яёи была обескуражена этим фактом, ведь она специально переехала в прогрессивную страну, чтобы продемонстрировать себя широкой аудитории.
Тем не менее у художницы была возможность показывать свои картины и скульптуры совместно с другими современными художниками того времени, чем она успешно пользовалась. К примеру, знаковыми произведениями в творчестве Яёи Кусамы можно назвать её инсталляции из мягких текстильных скульптур.
Приходя на коллективную выставку нескольких художников, зритель сразу обращал внимание на большой диван в углу помещения, со всех сторон оббитый продолговатыми мягкими фигурами. Сама Яёи называла эти фигуры пенисами. Странный, притягательный внешний вид и броское название создали небывалый ажиотаж вокруг инсталляции художницы: каждый второй посетитель желал посидеть на волшебном диване.
Инсталляцией Кусамы были потрясены не столько зрители, сколько сами художники: некоторые из них даже решили перенять идею Яёи и воплотить её уже в своих произведениях. Например, Клас Олденбург также начал создавать текстильные скульптуры, а Энди Уорхолл позаимствовал у художницы повторяющиеся изображения в обоях в своём знаменитом шедевре «Банки с супом Кэмпбелл». Такое копирование очень расстраивало Яёи (в основном потому, что искусство мужчин-художников замечалось чаще и привлекало к себе больше внимания), что послужило одним из поводов к дальнейшей затяжной депрессии.
Тема цикличности и постоянного вездесущего повторения постоянно присутствует в творчестве художницы. Таким своеобразным способом она стремится побороть свои страхи и справиться с психологической нестабильностью. Яёи разрушает пространственные границы между вещами и создаёт совершенно новое произведение искусства – многоликое и бесконечное.
Источник
Яёи Кусама в галерее Тейт Модерн. 5 интересных фактов о художнице
Если в современном искусстве и царит матриархат, то во главе его однозначно стоит Яёи Кусама. Эту японскую художницу, известную своими яркими и галлюциногенными работами, сложно спутать с кем-то другим. У нее есть свой необычный взгляд на окружающий мир (преимущественно – в горошек, из-за психических расстройств, которыми страдает художница), свой авторский стиль и тысячи поклонников в разных странах, которые мечтают увидеть «бесконечные комнаты» Кусамы вживую.
В середине мая лондонская галерея Тейт Модерн открыла долгожданную выставку работ Яёи Кусамы под названием Infinity Rooms. Однако поклонники творчества японской художницы так изголодались по культурной жизни во время локдауна, что мгновенно раскупили билеты. Как результат – полный солд-аут на сайте музея до конца октября текущего года. Впечатляет, правда?
Предлагаем разобраться, почему выставка Яёи Кусамы вызвала такой ажиотаж среди лондонцев, и ближе познакомиться с ее творчеством. Вот 5 интересных фактов из биографии художницы.
Первый приступ галлюцинаций случился у художницы, когда ей было всего десять лет. Она сама вспоминала, как рассматривала скатерть в цветочек, и в какой-то момент ей показалось, что цветочки начали распространяться на все поверхности предметов в комнате, на окна и стены. Впоследствии это детское впечатление стало главным принципом и символом искусства Кусамы, по которому ее узнает весь мир.
«Моё искусство берёт своё начало в моих галлюцинациях, которые только я могу видеть. Я перевожу галлюцинации и навязчивые образы, которые досаждают мне, в картины и скульптуры. Все мои работы являются продуктами навязчивого невроза и, следовательно, неразрывно связаны с моей болезнью. Впрочем, я создаю что-то даже когда не вижу галлюцинаций,» – рассказывала художница в одном из интервью.
Карьера японской художницы начала постепенно развиваться в Америке, куда она перебралась без денег и связей. Большую популярность ей принесли провокационные перформансы (вроде обнаженного выступления на Бруклинском мосту) и знаменитый горошек, которым она покрывала свои работы. Однако в связи с резким ухудшением здоровья Кусама вернулась в Японию, где врачи обнаружили у неё диффузный зоб и миому матки.
После выздоровления художница стала арт-дилером и занялась продажей работ западных художников. Однако кризис фактически разрушил карьеру и здоровье японки. Тогда, в 1977 году, она переехала в психиатрическую клинику в Токио и продолжила заниматься искусством. Для этого она содержала студию рядом с больницей, где могла выставлять свои крупномасштабные инсталляции.
С детства Кусама была одержима горошком. Сначала она покрывала им рисунки, затем холсты, стены, предметы домашнего обихода и даже своих помощников. Затем, в 1965 году, ей пришла идея создания бесконечных зеркальных миров. Она стала продолжением гороховой одержимости, а еще – крупнейшим событием в мире современного искусства.
«Зеркало — это устройство, которое уничтожает все, включая меня и других,» — писала Кусама.
Яёи Кусама неоднократно меняла дизайн комнаты на последующих выставках и создала более двадцати зеркальных пространств, однако каждый раз их принцип оставался тем же — зрители приходили и растворялись в бесконечном психоделическом пространстве отражений. Неудивительно, что рядом со входом в комнаты висят таблички с предупреждением о том, что зрелище может быть опасным для людей, страдающих психическими расстройствами или эпилепсией.
Свои работы Кусама рассматривает как дневниковые записи. Охваченная очередной галлюцинацией, она садится за холст и начинает документировать то, что рисует ее воображение, часто завершая работу за один присест. Несмотря на яркие цвета, многие картины являются отражением ее глубоких переживаний и духовных терзаний. Например, работы «Дальний конец моей печали» или «Все о радости».
Тем не менее, ментальные расстройства не мешают художнице занимать высокие позиции в мире арт-рынка. Так, ее картина «Белый №28», написанная в 1960 году, была продана семь лет назад на аукционе Christie’s за 7 млн 109 тыс долларов, став одним из самых дорогостоящих произведений искусства, созданных женщиной-художницей. Кроме того, сотрудничать с ней мечтают многие известные бренды. Например, в 2012 году художница покрыла ярким горошком коллекцию для модного дома Louis Vuitton.
Музей Яёи Кусамы расположился в пятиэтажном здании, которое было спроектировано в 2014 году архитектурной студией Kume Sekkei. Интересно то, что художница лично заказала строение в токийском районе Синдзюку, но о планах открыть там музей стало известно только в 2017 году.
Все пять этажей музея посвящены творчеству художницы. На втором и третьем разместились залы с ее картинами, скульптурами и другими арт-объектами, на четвертом – экологические инсталляции. Кроме того, в здании музея есть архив с материалами Кусамы и читальные залы (а еще много горошка – и в лифте, и в залах, и даже в туалете).
Источник