С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой

Вопрос 16.Возникновение государства в античном мире. Сущность античного полиса

Античное (греко-римское) общество сформировалось на юге Европы в бассейне Средиземного моря. Своего апогея и наибольшего динамизма античная цивилизация достигает в I тыс до н.э. — в начале I тыс н.э. Именно к этому времени относятся впечатляющие успехи греков и римлян во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и в политико-правовой.

Греко-римский мир сложился не на пустом месте, не изолированно, не по типу «закрытого общества». Ранние очаги цивилизации и первые протогосударства возникли в средиземноморском бассейне еще в III-II тысячелетии до н.э., причем не без заметного влияния восточного мира. В последующем, особенно в период «великой колонизации» (VIII-VII вв. до н.э.), с основанием целого ряда греческих поселений (городов) на азиатском побережье, взаимодействие двух цивилизаций стало еще более тесным и глубоким.

Одной из важнейших особенностей в образовании государства в Древней Греции было то, что сам этот процесс в силу постоянной миграции и перемещения племен шел волнообразно, прерывисто. Так, вторжение в XII в. до н.э. в Грецию с севера дорийских племен вновь отбросило весь естественный ход становления государственности назад.

Особенности процесса становления государственности в античном мире (в отличие от стран Востока) во многом предопределялись природно-географическими факторами. Греция, например, представляла собой горную страну, где было мало плодородных и пригодных для зерновых культур земель, которые требовали бы проведения коллективных ирригационных работ. В античном мире не могла получить распространение и сохраниться земельная община восточного типа, зато в Греции сложились благоприятные условия для развития ремесла, в частности металлообработки. Широкое развитие обменных, а затем и торговых отношений, способствовало быстрому становлению рыночного хозяйства и росту частной собственности. Усилившаяся социальная дифференциация стала основой острой политической борьбы, в результате которой переход от примитивных государств к высоко развитой государственности проходил более стремительно, чем в других странах древнего мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов. Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Географическая и политическая замкнутость полиса при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

В конце II тысячелетия до н.э. в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей. Однако во всем античном мире имело место уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии и создающих основу для развития демократических институтов.

Читайте также:  Как организовать свой бизнес чем заняться

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Полисная система античного мира

Полисная система была одной из самых значительных, практически уникальных черт государственности, характерных не только для Греции, но и для всего античного мира.

Природные условия повлияли на организацию государственной власти в Греции и в другом отношении. Горные хребты и заливы, которые рассекали морское побережье, где проживала значительная часть греков, оказались существенным препятствием для политического объединения страны и тем более делали невозможным и ненужным централизованное управление. Таким образом, сами естественные барьеры предопределили возникновение многочисленных, сравнительно небольших по размеру и достаточно изолированных друг от друга городов-государств — полисов.

Географическая и политическая замкнутость полиса (в материковой части и на островах) при далеко зашедшем разделении труда делала его зависимым от вывоза ремесленных изделий, от ввоза зерна и рабов, т.е. от общегреческой и международной морской торговли. Море играло огромную роль в жизни античного (прежде всего — греческого) полиса. Оно обеспечивало его связь с внешним миром, с другими полисами, с колониями, с восточными странами и т.д. Море и морская торговля связывали в единую полисную систему все города-государства, создавали открытую общегреческую и средиземноморскую политическую культуру, цивилизацию.

С точки зрения своей внутренней организации античный полис представлял собой закрытое государство, за бортом которого оставались не только рабы, но и чужаки-иностранцы, даже выходцы из других греческих полисов. Для самих же граждан полис являлся своего рода политическим микрокосмосом со своими священными для данного города формами политического устройства, традициями, обычаями, правом и т.д. Полис заменил у древних греков распавшиеся под влиянием частной собственности земельно-общинные коллективы гражданской и политической общиной. Большие различия в экономической жизни, в остроте политической борьбы, в самом историческом наследии являлись причиной большого разнообразия внутреннего устройства городов-государств. Но безусловное преобладание в полисном мире имели различные республиканские формы — аристократия, демократия, олигархия, плутократия и т.п.

Само развитие греческого общества от патриархальных структур и протогосударств гомеровской эпохи до классического рабства и расцвета античной демократии обнаруживает некоторые закономерности в развитии политической жизни и в смене самих форм устройства городов-государств. В конце II тысячелетия до н.э., о чем свидетельствует и гомеровский эпос, в греческом мире наблюдалась сравнительно общая тенденция к усилению власти царя как военачальника, судьи, верховного руководителя дворцового хозяйства и т.д. В методах его правления все более проступали деспотические черты, присущие монархам древности, особенно восточным. Аналогичную картину можно видеть несколькими веками позже в Риме в эпоху царей.

Распад патриархально-общинных связей, на которые опиралась единоличная власть царя (базилевса, рекса), рост оппозиции со стороны аристократических семей, обладающих большими богатствами и общественным влиянием, имели своим результатом практически во всем античном мире уничтожение царской власти, сопровождавшееся в ряде случаев (как было в Риме с Тарквинием Гордым) убийством самого царя.

Ликвидация монархии привела к победе в античном мире республиканского строя, а также к окончательному утверждению (до эпохи кризиса и разложения рабовладельческого общества) полисной системы организации государства. Но в раннереспубликанский период демократический потенциал, присущий полисной системе, предусматривающей элементы непосредственной демократии (народные собрания и т.д.), не получил полного развития. Простой народ в полисах, не имевший политического опыта и черпавший свои представления о власти из патриархально-религиозного прошлого, уступил бразды правления практически во всех античных полисах родовой, жреческой и новой имущей аристократии. Именно таковой была государственная власть в Афинах накануне реформ Солона, в ранний период патрицианской республики в Риме и т.д. Дальнейший процесс демократизации политической жизни в античных городах-государствах сопровождался обострением борьбы между аристократией, державшей в своих руках власть и стремившейся законсервировать старые полисные порядки, и народом (демосом), все более осознающим свое гражданское единство. Результатом этой борьбы (эвпатридов и демоса в Афинах, патрициев и плебеев в Риме и т.д.) стала серия законодательных реформ, подрывающих монополию аристократии в государственных органах и создающих основу для развития демократических институтов.

Читайте также:  Каршеринг как открыть бизнес класс

Во многих греческих городах-государствах окончательному утверждению демократического строя предшествовала узурпация власти единоличными правителями-тиранами, обычно выходцами из аристократической среды, но использующими свою власть для подрыва старых аристократических и патриархальных порядков, для защиты интересов широких слоев населения полиса. Такие режимы личной власти, получившие название тирании, установились в Милете, Эфесе, Коринфе, Афинах, Мегаре и способствовали укреплению частной собственности и ликвидации привилегий аристократии, утверждению демократии как формы государства, в наибольшей степени отражающей общие интересы гражданской и политической общины.

К VI-V вв. до н.э. на первый план среди нескольких сотен древнегреческих полисов выдвигаются два наиболее крупных и сильных в военном отношении государства-города: Афины и Спарта. Под знаком антагонизма этих двух полисов развертывалась вся последующая история государственности Древней Греции. В Афинах, где наиболее полное развитие получили частная собственность, рабство, рыночные отношения, где сложилась гражданская община, связывающая ее членов при всем различии их имущественных и политических интересов в единое интегральное целое, античная демократия достигает своей вершины и становится, как свидетельствует последующая история, огромной созидательной силой.

В противоположность Афинам Спарта вошла в историю как образец аристократического военно-лагерного государства, которое ради подавления огромной массы подневольного населения (илотов) искусственно сдерживало развитие частной собственности и безуспешно пыталось сохранить равенство среди самих спартиатов. Таким образом, соперничество Афин и Спарты вылилось в своеобразное соревнование двух разных гражданских и политических общин в Греции. Поучительным в истории древнегреческой государственности является то, что конфронтация двух «полисных сверхдержав» втянула весь греческий мир в кровопролитную и затяжную Пелопоннесскую войну, результатом которой стало ослабление всей полисной системы и падение демократических институтов. В конечном итоге и Афины, и Спарта оказались добычей Македонской монархии.

Причиной гибели дневнегреческой государственности, в частности Афин, ставших идеалом демократического государства, основанного на автономии частного собственника как полноправного члена гражданской общины, является не столько рабство, сколько внутренняя слабость самого полисного устройства государства. Это устройство, связанное с заранее данными территориальными и политическими параметрами, не имело простора для политического маневра и для дальнейшей поступательной эволюции.

К I в. до н.э. исчерпала себя и полисная система в Риме, когда особенно стало очевидным, что республика-город не может справиться с восстаниями рабов и не в состоянии обеспечить внутреннее гражданское единство. В этих условиях сохранение республиканской системы, рассчитанной на управление государством-городом, становится анахронизмом. На смену республике, превратившейся к I в. до н.э. в мировую державу, приходит империя. Влияние полисной системы за долгую историю Римской республики стало столь велико, что в течение первых веков (принципат) императоры, стремящиеся создать централизованную бюрократическую монархию, еще долго не могли освободиться от республиканских полисных институтов.

Укрепление власти поздних римских императоров и принятие христианства подводят окончательную черту под полисными порядками. Что же касается самой поздней Римской империи, то она окончательно порывает с республиканско-полисной демократией и все больше приобретает, особенно в восточной своей части черты средневековой государственности.

Источник

Что представлял из себя, с точки зрения внутренней организации, античный полис?

2. гражданскую общину

3. политическую общину

5. закрытое государство

6. Высшее сословие в средневековой Византии было:

7. Право средневековой Европы включает в себя:

а) обычное, каноническое, ленное, городское, торговое, манориальное право;

б) абсолютная монархия, конституционная монархия, республика.

в) царский, республиканский, императорский период.

Генеральные штаты.

а) сословно-представительный орган средневековой Франции

б) совещательный орган средневековой Германии.

в) представительный орган государства франков.

Каролина» 1532 г

а кодекс феодального гражданского и гражданско-процессуального права Германии;

б) кодекс феодального уголовного и уголовно-процессуального права Германии;

Читайте также:  Пищевое предприятие разрабатывает свое ту

в) кодекс феодального уголовного права Англии;

Территория Арабского Халифата делилась

ЗАДАНИЕ № 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Дайте характеристику Великой Хартии Вольностей: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

ЗАДАНИЕ № 3 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Общественный и государственный строй Рима в республиканский период.

ЗАДАНИЕ № 4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Корабельщик построил корабль по заказу одного купца. Но оказалось, что корабль был построен непрочно и вскоре затонул вместе с товаром. Купец потребовал от корабельщика выплатить ущерб. Как должен разрешиться спор по Законам Хаммурапи?

ВАРИАНТ 6

ЗАДАНИЕ № 1 ТЕСТ

1. В Древнем Риме по Законам XII таблиц наказание за лжесвидетельство предусматривало:

а) телесное наказание;

б) штраф в размере суммы иска;

в) лишение гражданских прав;

г) смертную казнь.

В каком виде предстает право в античном мире?

3. как обязательный регулятор полисной жизни

Назовите верховный орган власти Афин в V в. до н.э.

2. народное собрание

4. Византийская империя прекратила свое существование:

а) 29 мая 1453 года в результате захвата Константинополя турецкими войсками;

б) 29 мая 1453 года в результате захвата Константинополя войсками арабского Халифата;

в) 29 мая 1452 года в результате крестовых походов.

5. Основные источники права франков:

а) «варварские правды», королевские распоряжения, обычаи, церковное законодательство;

б) эклога, индексы, прохирон;

в) моисеев закон, салическая правда, земельный кодекс.

6. «Великий мартовский ордонанс» 1357 г. — это:

а) документ, по которому Генеральные штаты получили право контролировать расходы правительства, наделялись права объявления войны и мира и назначения советников короля.

б) документ, по которому Генеральные штаты получили право формировать правительство, лишились права объявления войны и мира и контролировали сбор налогов.

в) документ, по которому в Генеральные штаты вошли представители всех завоеванных территорий и представители католической церкви..

Золотая булла» 1356 г

а) юридически закрепила феодальную раздробленность;

б) юридически закрепила абсолютную монархию;

в) юридически закрепила статус городов;

Англосаксонские правды — это:

а) конституционные законы, записанные королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только королевским судьям.

б) поздние законы, записанные королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только правительству.

в) ранние законы – древнейшие записи правовых обычаев королевской властью. Записанные в этих законах правила были и адресованы только королевским судьям.

9. Великая хартия вольностей является памятником:

а) средневекового права Англии и частью современной британской конституции;

б) средневекового права Германии.

в) средневекового права Византии.

10. Шариат опирается:

а) на Коран и Сунну и включает элементы конституционного, гражданского, уголовного, административного, семейного и процессуального права, а также моральные, этические нормы

б) на Коран и Сунну и включает только религиозные нормы, а также моральные, этические нормы

в) на Сунну и включает нормы, регулирующие государственное устройство страны на основе религии

ЗАДАНИЕ № 2 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Дайте характеристику Законам XII Таблиц: история создания, характеристика, содержание и историко-правовое значение.

ЗАДАНИЕ № 3 ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Образование и государственный строй Арабского Халифата.

ЗАДАНИЕ № 4 ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ

Француженка Аннет Кордье была обвинена в колдовстве. Подвергнутая допросу, она под пыткой признала свою вину. Какое наказание ожидает Аннет Кордье? 2 Двенадцатилетний Фридрих Маер совершил кражу булки. Задержанный городской стражей, он предстал перед судом. Какие смягчающие вину обстоятельства будут приняты во внимание и какое наказание ожидает Фридриха Маера по Каролине?

ВАРИАНТ 7

ЗАДАНИЕ № 1 ТЕСТ

1 Основная цель наказаний в странах древнего Востока

б) возмещение ущерба;

2. Договор дарения считался не действительным по законам Ману:

а) если заключен человеком нишей варны или ребенком;

б) если заключен пьяным, безумным ребенком, старым рабом;

в) если заключен без участия паришада.

3. Философское учение, которое стало основой права Китая:

а) учение Аристотеля

б) учение Конфуция

в) учение Ван Мана.

Источниками права древнего Египта являются

а) обычаи и законодательная деятельность фараонов.

б) обычаи и писания жрецов

в) Законы Аменемхета III.

Манципация в Древнем Риме?

а) форма обращения с иском в суд;

б) форма договора;

в) порядок расторжения договора;

г) серия обязательных формальных действий, сопутствующих возникновению права собственности на вещь.

5. В Древнем Риме по Законам XII таблиц наказание за лжесвидетельство предусматривало:

Источник

Оцените статью