- Майнинг
- Из Википедии — свободной энциклопедии
- Объясняю на пальцах, что такое Майнинг и за что там платят деньги?
- Награда за вычисления
- Пулы для майнинга
- ASIC — мощный компьютер
- Как начать майнить новичку?
- О доходах
- Как менялась добыча биткоинов: от CPU до облачного майнинга
- Золотая лихорадка
- Первое поколение: CPU майнинг
- Второе поколение: GPU майнинг
- Третье поколение: FPGA майнинг
- Четвертое поколение: ASIC майнинг
- Облачный майнинг
- История майнинга. Часть I — эволюция устройств добычи биткоина
- Начало. Майнинг на процессорах
- Состязание фермеров. Майнинг на видеокартах
- Меньше, холоднее, мощнее. FPGA приходят и уходят
- Пришествие. Первые ASIC-майнеры
- ASICminer
- Avalon Project
- BFL – Butterfly Labs
Майнинг
Из Википедии — свободной энциклопедии
Майнинг, также добыча (от англ. mining — добыча полезных ископаемых) — деятельность по созданию новых структур (обычно речь идёт о новых блоках в блокчейне) для обеспечения функционирования криптовалютных платформ. За создание очередной структурной единицы обычно предусмотрено вознаграждение за счёт новых (эмитированных) единиц криптовалюты и/или комиссионных сборов. Обычно майнинг сводится к серии вычислений с перебором параметров для нахождения хеша с заданными свойствами. Разные криптовалюты используют разные модели вычислений, но они всегда достаточно длительны по времени для нахождения приемлемого варианта и быстры для проверки найденного решения (см. Доказательство выполнения работы). Такие вычисления используются алгоритмами криптовалют для обеспечения защиты от повторного расходования одних и тех же единиц, а вознаграждение стимулирует людей расходовать свои вычислительные мощности и поддерживать работу сетей.
Майнинг — не единственная технология создания новых блоков и обеспечения эмиссии. Альтернативами являются форжинг (минтинг) и ICO. Обычно используется только одна технология, но в некоторых криптовалютах используют комбинации из них.
Источник
Объясняю на пальцах, что такое Майнинг и за что там платят деньги?
Сегодня, я решил поговорить о майнинге, которым сейчас все хотят заняться, так как на нем можно сделать целое состояние.
Объяснить определение Майнинга простыми словами довольно-таки сложно. Майнинг — это добыча криптовалюты. Например, есть такая криптовалюта — Биткоин . Чтобы она могла существовать и имелась возможность обмена этими биткоинами, необходимы вычислительные мощности (мощные компьютеры- асики , видеокарты и пр.), которые вычисляют блоки в цепи .
Платформа на которой происходят все эти вычисления и передача криптовалюты называется Блокчейн . А, каждая цепочка из блоков имеет индивидуальный хеш .
Хеш — это результат от преобразования массива входных данных произвольной длины в битовую строку установленной длины.
Получается, чтобы вычислить один блок в цепи — это найти хеш от предыдущего блока. Для компьютера данная задача не является легкой, так как нужно вычислять много таких блоков, взаимосвязанных между собой.
Чем больше блоков вычислено за прошлый промежуток времени, тем будет выше сложность вычисления последующих блоков. То есть, сложность сети растет с увеличением вычислительных мощностей . При повышении сложности, Вы получите меньше криптовалюты, но за то, растет и курс этой криптовалюты.
Награда за вычисления
Вы получаете криптовалюту в виде награды за вычисления блока. Необходимо открыть специальный кошелек для криптовалюты, которую хотите майнить, туда и будет поступать ваша награда за вычисления.
После чего, обмениваете криптовалюту со своего кошелька на рубли, с помощью специальных обменников или через биржу, путем ее продажи.
Пулы для майнинга
Пул — это, можно сказать, такой сервер, который объединяет в себе мощности (асики) каждого пользователя, входящего в этот пул, для распределения задач между ними.
Пул нужен для более эффективного майнинга, но его минус в том, что он берет комиссию. Но плюсов больше, так как огромная ферма майнит на много продуктивнее, чем множество отдельных ферм, то есть доход тут выше.
ASIC — мощный компьютер
Давайте еще немного разберем, что же представляют собой Асики . Это компьютер, созданный специально для майнинга.
До появления Асиков , биткоин и прочая криптовалюта добывались при помощи видеокарт и обычных процессоров. Но, из-за увеличения мощностей и трат на электричество, они становились нерентабельными. После чего, и появились Асики .
Асики производят для добычи именно определенных криптовалют. Нельзя использовать, например, биткоиновский Асик для добычи другой криптовалюты.
Мощнее Асиков пока ничего нет, он мощнее любой видеокарты и прочих устройств. И сейчас, данные машины в дефиците из-за ажиотажа.
Как начать майнить новичку?
Я уже писал немного об этом в этой статье . Так как, достать сейчас асики практически невозможно, то можно собрать майнинг ферму на видеокартах . Также, можно арендовать мощности, но делать этого не советую, слишком много там мошенничества.
После того, как собрали ферму, создаем кошелек для криптовалюты, скачиваем специальную программу или подсоединяемся к пулу и начинаем майнить.
О доходах
Многие видеокарты на данный момент окупаются всего-лишь за 4 месяца . Это из-за подскочившего курса практически всех криптовалют. Так что, через, грубо говоря, пол года, можно спокойно выйти в плюс, если, конечно, курс не упадет. Риски никто не отменял.
Для примера, вот как выглядит майнинг ферма моего товарища.
Она состоит из 4-х видеокарт RTX 3080 . Приобретались еще до лихорадки, в декабре за 80 000 руб каждая. Доход с 4-х видеокарт составляет 3 680 руб или 106 000 руб в месяц . Поэтому, все и скупают видеокарты, а обычным геймерам не достается даже одной видеокарты))
У криптовалюты нет печатного станка, следовательно, их количество монет ограничено. Если рассматривать биткоин, то у него всего 21 млн монет, при чем 18 млн уже добыто.
На данный момент криптовалюта очень волатильная. Но, она растет, хоть и с большими провалами. Думаю, по мере признания обществом криптовалюты, волатильность ее будет уменьшаться.
Ставьте палец👍если статья была полезна для Вас. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующих статей.
Источник
Как менялась добыча биткоинов: от CPU до облачного майнинга
Привет, Гик! Первый пост в нашем блоге мы хотели бы посвятить истории возникновения и развития самой известной и популярной криптовалюты, а также ещё раз ответить на вопрос «Что такое биткоины».
Надеемся, этот небольшой экскурс в историю вы найдёте полезным, т.к. мы попытались описать события максимально просто.
Началось все еще в далеком 1983 году, когда Дэвид Чаум и Стефан Брендс впервые предложили протоколы «электронной наличности».
После них было представлено ещё несколько идей криптовалют, даже были просчитаны модели рыночного механизма. Но только в 2008 году был опубликован файл с описанием протокола и принципа работы одноранговой сети BitCoin.
До сих пор не известно был ли это один человек или группа лиц, но он или они известны всем под псевдонимом Сатоси Накомото. В 2009 Сатоси была закончена разработка клиента и сеть была запущена.
Впервые обмен биткоинов на товар состоялся в 2010 году, когда американец Ласло Ханеч за 10 000 биткоинов приобрел 2 пиццы. Напомним, что сегодня 1 биткоин стоит порядка 300 американских долларов, а максимальное значение переваливало за 1000 долларов за 1 биткоин.
Существует огромное количество других криптовалют: Лайткоины, Пирокоины, Зетакоины и даже Догекоины. Но Биткоины самая распространённая из них. На данный момент, тысячи ресторанов и магазинов принимают Биткоины как средство оплаты.
Золотая лихорадка
Майнинг, т.е. добыча биткоинов, по сути – решение некой криптозадачи, ответом на которую является последовательность символов находящаяся грубым перебором. Это и определяет потребность в огромных вычислительных мощностях.
Ключевая часть всей системы безопасности биткойна — майнинг. Основная идея заключается в том, что майнеры группируют биткойн-транзакции в один блок, который уже подвергают хэшированию неисчислимое число раз для нахождения очень редкого значения хэша, подпадающего под специальные условия. Когда такое значение находится, блок считается смайненным и попадает в цепочку блоков. Само по себе хэширование не несёт никакой полезной цели кроме увеличения сложности поиска правильного блока. Таким образом, это одна из гарантий того, что никто в одиночку с любым существующим набором ресурсов не сможет взять под контроль всю систему. За каждый найденный блок получается вознаграждение. Изначально оно составляло 50 биткоинов, но, чтобы предотвратить бесконтрольную эмиссию валюты, оно уменьшается в два раза после каждых 210 000 добытых блоков. Каждый новый блок появляется примерно раз в 10 минут, что означает длительность поисков может занимать как 9 минут, так и 11. Для удобства расчетов возьмем 10 минут — исходя из этого, количество всех биткоинов в мире не превысит 21 миллиона. Примерно 55% из них уже добыто, и прогнозы обещают 99% добычи к 2032 году.
На данный момент есть четыре поколения майнеров, начиная от простого CPU-майнинга — и до современного ASIC-майнинга. Это не означает, что вы уже не можете майнить биткоины дома с вашим процессором — просто объем прибыли будет в разы меньше.
Первое поколение: CPU майнинг
Объем дохода зависит от процессора — имея самый топовый Core i7, можно добывать порядка 33 MH/s (мегахашей в секунду, так измеряется скорость добычи биткоинов). Все вычисления выполняются над 512-битными блоками данных и состоят из множества различных операций. Каждая из которых зависит от результатов предыдущего.
Второе поколение: GPU майнинг
Следующее поколение майнеров основывалось на операциях происходящих в видеокарте. Подобные майнеры состояли из реализации bitcoin-протокола на языке вроде Java или Python и алгоритма перебора в виде OpenCL-файла, который надлежало скомпилировать под ISA соответствующего GPU.
Как только не пытались увеличить свои доходы майнеры: играли с напряжением, увеличивая его для увеличения производительности, но повышая затраты на электричество, или, наоборот, уменьшая его для экономии на свете (чтобы мамка не заругала, наверное). Также изменения затрагивали и ядра GPU и параметров кода, как увеличение потоков.
В отличие от процессора, который на материнке может быть всего один, видеокарт на плате может быть несколько — в связи с этим создавались целы фермы для майнинга биткоинов на основе графических процессоров.
Типовые GPU от AMD показывают большую производительность, чем GPU от NVidia, если речь идет о GH/s на $. Поэтому майнеры использовали именно их.
Третье поколение: FPGA майнинг
Царствование FPGA было не долгим, так как на смену пришло новое поколение аппаратуры — ASIC. Платы на основе FPGA Spartan XC6SLX150 позволили достигнуть производительности 860MH/s, при частоте 215 MHz, энергопотреблении 39W и стоимости $1060. Проприетарная разработка компании Butterfly Labs (BFL), расположенной в Канзасе, показала похожую производительность 830 MH/s при цене $599. Топовое решение от той же компании на основе FPGA Altera показало производительность 25.2 GH/s при цене $15K (650-750 MH/s на чип).
Главная проблема FPGA майнинга на фоне GPU была их стоимость. В среднем стоимость FPGA майнера была выше на 30% относительно видеокарт, более того GPU платы имеют больший потенциал к перепродажи после окончания службы в роли майнера.
Четвертое поколение: ASIC майнинг
С приходом ASIC пришел конец всем предыдущим типам майнинга. ASIC майнеры заметно отличаются отношением размера к производительности и потреблению относительно других типов майнеров. Первым на рынок вышла компания BFL, предложившая свои решения, за ними уже появились такие компании как ASICMINER и Avalon.
Цена на майнеры четвертого поколения была невероятно высока. На волне роста популярности криптовалюты вырос и интерес к майнингу. Не все могли себе позволить майнеры даже в минимальной комплектации. Дороговизна оборудования заставила искать новые решения, ими был даунгрейд оборудования, продажа лайт версий майнеров. Но цена, как правило, все равно оставалась высокой и все проблемы с настройкой ложились на самих пользователей. Оптимальным решением стал облачный майнинг, который открыл доступ к миру биткоинов практически любому желающему.
Облачный майнинг
Майнинг биткоинов должен был выйти в массы, когда он станет доступен любым желающим. Облачный майнинг — именно такое событие: наш проект, https://hashflare.io/, позволяет арендовать часть мощности нашего оборудования и начать зарабатывать биткоины в несколько кликов. Все что вам нужно — это желание и несколько баксов для старта.
Пройдя регистрацию, выбрав один из двух вариантов майнера и, конечно, привязав кошелек, вы можете начать добывать свои первые биткоины.
Калькулятор рассчитает и покажет вам размер вашего допустимого дохода, а графики позволят следить за успехами в разных пулах.
Вы можете распределить купленные мощности по разным пулам и попытаться
увеличить свой доход. В случае, если вы поймете что хотите больше, вы можете в любой момент докупить некоторые вычислительные мощности.
Для майнинга криптовалют на алгоритме SCRYPT мы используем майнер Ares. При его разработке был учтен негативный опыт, который получили при создании майнеров на алгоритме SHA-256. Очень многих проблем удалось избежать уже на этапе проектирования, поэтому на выходе получили очень надежный и неприхотливый аппарат.
В свою очередь для SHA-256 мы используем модифицированный майнер Apollo, в который устанавливаем по 2-4 платы. Именно такие модели, в специальных серверных корпусах, мы устанавливаем в ДЦ. По привычке мы называем их просто Apollo.
В своих платах мы используем знаменитый чип Golden Nonce компании HashFast, вложившей миллионы долларов в разработку этого чипа, который продолжает служить верой и правдой многим майнерам по всему миру, несмотря на банкротство самой HashFast.
Отдельно стоит сказать про майнер Uranus. Это абсолютно новая модель, с новым чипом. Основная особенность майнера — высокая эффективность при низком энергопотреблении. Мы планируем сделать его нашей основной рабочей машиной. Спрос на этот майнер очень высокий и сейчас все наши силы брошены на его производство.
Готовы начать? Мы с вами! Пишите, о чём вам было бы интересно почитать в следующих наших постах.
Витаем в облаках
Источник
История майнинга. Часть I — эволюция устройств добычи биткоина
Многие авторитетные экономисты признают, что появление криптовалют может стать отправной точкой для радикальных преобразований всей мировой финансовой системы. Но финансовые технологии – не единственная сфера, где Биткоин создал стимул к развитию и усовершенствованию. Еще одно направление – это добыча биткоинов, известная нам как майнинг.
В самом деле, эволюция устройств майнинга всего за несколько лет поразительна. Фактически, &lquot;монетодобывающая&rquot; отрасль всего за три года создала новый класс вычислительных машин и прошла путь от давно устаревшего техпроцесса 130 нм до переднего края современной электроники.
В первой части статьи мы расскажем о развитии технологий майнинга от запуска системы Bitcoin до начала массового производства специализированных устройств.
Несмотря на то, что более половины периода существования Биткоина майнинг шел на компьютерах общего назначения, мы не будем останавливаться на подробном описании этого процесса. Вряд ли вас заинтересуют обзоры самых обыкновенных процессоров и видеокарт.
Но история бурного развития ASIC-майнеров, жесткая конкуренция, быстрое обогащение и разорение производителей, разработки энтузиастов и выжимание всех возможностей из нового и старого железа – на самом деле увлекательна, даже для тех, кто когда-то принимал в ней участие и сейчас, в шуме вентиляторов или журчании охладителя, продолжает добывать новые монеты.
Начало. Майнинг на процессорах
Несложно догадаться, кто стал самым первым майнером в истории Биткоина. Разумеется, это был создатель (или создатели) криптовалюты – Сатоши (Сатоси) Накамото. В сообществе широко распространено мнение, что Сатоши долгое время майнил один и на его кошельках лежит более миллиона BTC.
Однако, обосновать это мнение фактами очень трудно. Единственным доказательством приводят то, что все эти монеты до сих пор не пришли в движение. Но причин этого может быть очень много.
Будем оперировать только известными фактами. Между созданием генезис-блока 3 января 2009 года и публикацией первого клиента сети Bitcoin v0.1 было добыто всего 15 блоков – с 0 до 14. Таким образом, «гарантированный» премайн Сатоши составляет всего 750 BTC. Дальше ему уже могли составить конкуренцию другие майнеры.
Сейчас этих людей называют «ранними адептами» – early adopters. Большинство из них неизвестны сообществу. Первая транзакция в сети Bitcoin произошла через 3 дня – 12 января 2009 года между Сатоши и Хэлом Финни на сумму 10 BTC. Всего с этого адреса, бесспорно принадлежащего Сатоши, в этот же день было совершено 5 транзакций, на общую сумму 32 BTC.
С технической точки зрения добыча Bitcoin на процессорах не представляет интереса – это обычная операция расчета хэшей по алгоритму SHA256, которая выполняется и во многих других случаях, не связанных с криптовалютой.
Вероятно, Сатоши не предполагал, как быстро начнет развиваться индустрия майнинга. Именно добыча на процессорах ПК, самых массовых чипах в мире, должна была сделать Биткоин по-настоящему децентрализованным. Здесь есть только одна уязвимость – перед ботнетами, которые могут заставить майнить на один кошелек компьютеры десятков тысяч пользователей.
Пока криптовалюта оставалась забавой для гиков, майнинг на CPU был не очень популярен. Первое изменение сложности Bitcoin, показавшее, что майнингом занимается уже несколько сотен процессоров, случилось почти через год после создания генезис-блока – 30 декабря 2009 года.
Самое же большое увеличение сложности за один пересчет – в 4 раза – случилось 16 июля 2010 года в блоке 68544. Произошло это вследствие публикации о Биткоине 11 июля на популярном среди гиков сайте Slashdot. Всего за несколько дней количество пользователей Bitcoin, а значит и майнеров, выросло во много раз.
Состязание фермеров. Майнинг на видеокартах
К лету 2010 года популярность и курс Биткоина выросли настолько, что его добыча стала приносить реальный доход, хотя и скромный. В июле за 1 BTC давали около 10 центов, то есть добыча одного блока приносила около 5$. Майнинг стал переходить на коммерческие рельсы – а значит, конкуренция не могла не привести к технологической гонке.
18 июля некто ArtForz впервые запустил майнинговую ферму на GPU и добыл первый блок, используя параллельные вычисления, реализованные в драйвере OpenCL. Так началась эпоха промышленного майнинга.
Переход на видеокарты стал огромным рывком по сравнению с «классическим» процессорным – мало того, что одна видеокарта считает в несколько десятков раз больше хэшей, чем процессор, на одну дешевую материнскую плату уже тогда можно было установить до 4 видеокарт, а позже – до 6, с ограничением в 8 GPU (одна двухпроцессорная карта считается за два GPU). Компьютер даже с двумя процессорами в минимальной конфигурации стоит практически столько же, сколько ферма из нескольких топовых видеокарт. Таким образом, видеокарты сразу отодвинули процессоры на второй план.
Но некоторое время программы для майнинга на GPU оставались недоступными для массового применения. Только в сентябре 2010 года был опубликован майнер на базе CUDA для карт nVidia, а в октябре – для ATI Radeon на базе OpenCL.
18 сентября открылся первый пул в истории криптовалюты – Bitcoin.cz, известный как Slush’s pool. Он работает и сейчас, а его создатель, чешский программист Марек Палатинус, до сих пор является активным членом сообщества. В первых числах января 2011 года пул набрал мощность в 10 Гх/с, теперь кажущуюся смешной. Но тогда сложность добычи Bitcoin едва превышала 10 000 – всего в 5 миллионов раз меньше, чем сейчас!
9 февраля 2011 года курс Биткоина на MtGox поравнялся с долларом, и за несколько месяцев без остановок преодолел планку в 20$. Добыча одного блока теперь приносила 1000$, а в сутки добывалось почти на 150 тысяч долларов.
Почувствовав легкие деньги, майнеры по всему миру бросились скупать видеокарты. Конкуренция нарастала, сложность продолжала нестись вверх, к середине июня достигнув 1 000 000. Однако, взлом MtGox, а потом еще нескольких сервисов, вызвал отток пользователей Биткоина и снижение мощностей майнинга, продолжавшееся до осени.
23 августа 2011 года был добыт первый блок децентрализованным пулом – P2Pool. К сожалению, из-за сложной настройки и нестабильности добычи большинство майнеров до сих пор отдает предпочтение централизованным сервисам, и p2pool влачит жалкое существование, очень редко добывая больше 1 блока в сутки.
7 октября 2011 был запущен Litecoin – первый форк Биткоина на альтернативном алгоритме хэширования. Он был предназначен для того, чтобы остановить засилье видеокарт и дать шанс для майнинга на CPU. По иронии судьбы, через 2 года именно LTC стал убежищем и для майнеров на видеокартах, спасавшихся от нашествия ASIC. Об этом мы расскажем в другой статье.
Почти три года видеокарты безраздельно правили в майнинге. 28 ноября 2012 года произошло первое уполовинивание награды за блок – с 50 до 25 BTC. Но и оно не остановило постепенного роста сложности. На начало 2013 года, несмотря на небольшую коррекцию, она колебалась около 3 000 000. Однако… это была только подготовка к новому прыжку.
Меньше, холоднее, мощнее. FPGA приходят и уходят
Еще в 2011 году некоторые энтузиасты начали осознавать, что фермы из видеокарт потребляют слишком много электричества, требуют постоянного внимания и дополнительных затрат. Они начали искать решение, способное сократить расходы.
В то время самым очевидным было использование чипов FPGA – менее универсальных, чем CPU, но более энергоэффективных. Их было гораздо проще распараллеливать на одной плате и требования к линиям питания и охлаждению заметно снижались. Конечное устройство выходило достаточно дорогим, но гораздо более компактным и стабильным, чем ферма на видеокартах. А выигрыш по энергопотреблению составлял тысячи процентов.
И все же, видеокарты оставались самым массовым решением, дешевым и доступным. Людей, готовых заплатить несколько тысяч долларов за устройство с очень ограниченным применением, тогда было немного. FPGA-майнеры просуществовали недолго и оставались нишевым продуктом, который не сыграл заметной роли в массовом майнинге. Но эти наработки потом пригодились производителям ASIC-майнеров, так как разводка плат, компоновка устройств и программное обеспечение были очень похожи.
Среди производителей FPGA-майнеров можно отметить две компании, позже занявшие гораздо более заметное место в истории:
- Шведская KnC Miner, основанная в сентябре 2012 года, со своим KnC Mars мощностью 6 Гх/с
- Американская Butterfly Labs с двумя устройствами: BitForce SHA256 Single с хэшрейтом 832 Мх/с и Mini Rig с хэшрейтом 25 Гх/с.
Для того времени это было очень мощное оборудование, потреблявшее всего 20 Вт на 1 Гх/с – в 20-30 раз меньше, чем аналогичная ферма из видеокарт. Но и стоило оно соответственно: за Mars просили 6 000 $, а за Mini Rig – 15 000 $. Количество выпущенных устройств не публиковалось.
Все остальные производители не смогли окупить затраты и тем более разработку новых чипов. Со временем все они закрылись. Окупаемость FPGA-майнеров вызывала много вопросов, однако те, кто получил их до начала 2013 года, имели все шансы если не на сверхдоходы, то на достойную прибыль.
Пришествие. Первые ASIC-майнеры
В отличие от FPGA, которые выпускаются массово и используются для самых разных задач, чипы ASIC (Application Specific Integrated Cirquit) могут выполнять только одну задачу, для которой их проектировали. Но выполняют они ее гораздо лучше любого процессора широкого профиля – разница в производительности аналогичных по прочим параметрам устройств может отличаться в десятки раз.
Есть и обратная сторона – только проектирование и выпуск прототипа чипа ASIC на современных технологиях обходится в несколько миллионов долларов. Это долгий и трудоемкий процесс, положительный результат которого никем не гарантирован. Кроме самого чипа, разработчику приходится делать все – от материнской платы, «обвязки» и системы охлаждения до программного обеспечения, а потом проводить все этапы тестирования.
Самые дальновидные производители начали разработку специализированных чипов сразу же, как только в серию пошли первые FPGA – то есть летом-осенью 2012 года. А самые предприимчивые решили, что незачем брать весь риск на себя – его прекрасно могут оплатить покупатели. Так появились предзаказы на ASIC-майнеры.
Первой общеизвестной тройкой создателей ASIC стали две китайских компании — ASICminer и Avalon и одна американская — BFL (Butterfly Labs).
Создатели первых ASIC, слева направо: Сэм Коул (KnC Miner), Джош Зерлан (Butterfly Labs), FriedCat (ASICminer) [предположительно] и Йифу Гуо (Avalon)
На фото вы можете видеть четырех человек – вероятно, самых известных в ходе «ASIC-революции». Оно сделано в Сингапуре в августе 2013 года, и является действительно уникальным – больше эта компания не собиралась вместе ни разу. Запомните эти имена и лица. С этими людьми оптом и в розницу сотни, если не тысячи покупателей ASIC-майнеров мечтали поговорить по душам.
Но расскажем о каждом из производителей по порядку.
ASICminer
Эта компания с говорящим названием была основана 18 июля 2012 года тремя гражданами Китая. Инвестиции она собирала через публичные форумы, но далеко не у первых встречных.
Подход к клиентам у ASICminer был совершенно другой, нежели у остальных производителей. Они долгое время не торговали в розницу, а ориентировались на крупных вкладчиков, которые получали свою долю акций. На открытом рынке эти акции начали продаваться только после того, как основные инвесторы получили свой кусок прибыли. Представители компании отвечали на абсолютно все вопросы, в том числе касающиеся глубоко технических моментов.
До сих пор остается неизвестной личность главного основателя и вдохновителя ASICminer – в сообществе его знают только по нику «FriedCat» (Жареный кот). Возможно, он не китаец, хотя и сумел обжиться и построить бизнес в этой стране. Сотрудники компании не выдают своего босса.
В начале 2013 года в ASICminer был разработан чип по давно устаревшему в потребительской электронике техпроцессу 130 нм. Он был выбран из-за относительно низких затрат — всего на разработку абсолютно нового ASIC было израсходовано 150 000$.
Майнеры первого поколения от ASICminer были реализованы в виде плат Blade Block Erupter с хорошими на то время характеристиками: хэшрейтом 10 Гх/с и энергопотреблением около 100 Вт. Показатель энергоэффективности, несмотря на грубый техпроцесс, был вдвое лучше, чем у самых современных FPGA.
Платы Block Erupter можно было устанавливать по несколько штук в один корпус, совместимый со стандартными 19″ серверными стойками. Именно ASICminer стал первой компанией, которая открыла специальный датацентр для майнинга.
Весной 2013 года в нем были установлены устройства первой партии, которые раскупили за 1 час по цене 12 500$ акционеры компании. Их суммарная производительность была до 40 Тх/с, в то время как на 1 января 2013 года хэшрейт всей сети Bitcoin составлял около 25 Тх/с. Этот датацентр несколько месяцев удерживал абсолютное лидерство в майнинге Биткоина, опережая самые крупные пулы.
Blade Block Erupter v.2 продавался в апреле уже по цене 7 500$ на открытом рынке. Майнер получился удачный, поэтому компания решила усовершенствовать ASIC и летом начала широкомасштабные продажи ASICminer Cube по цене в 7 000$. Его характеристики: 30-37 Гх/с и 430 Вт.
Одновременно с Blade Block Erupter вышла портативная версия — USB Block Erupter с одним чипом, в корпусе, похожем на флешку. Брелок мощностью в 330 Мх/с сначала продавался за 1 BTC и в первое время спрос был ажиотажным – их покупали десятками и подключали через USB-хабы целыми гроздьями. Однако, идея была неудачной, майнеры стремительно дешевели – за несколько месяцев их цена рухнула в 30-40 раз. Сейчас такой любопытный девайс можно купить на Ebay за несколько долларов. Этот сувенир годится и для того, чтобы изучить работу ASIC чипов и устройство схемы.
К концу лета 2013 года ASICminer был вынужден отступить под натиском конкурентов – его чипы быстро устарели, а разработка новых шла медленно. Акции падали. На рынок фирма смогла вернуться только через год, но вскоре окончательно закрылась после таинственного исчезновения «Жареного кота» с большой суммой денег. Он так и не был найден.
Avalon Project
Avalon звучит с достоинством, не правда ли? Все верно, этой компании есть чем гордиться. Она была основана Йифу Гуо (Yifu Guo) в сентябре 2012 года.
Несмотря на то, что Йифу – чистокровный китаец, ассоциация его фирмы со сказочным городом короля Артура говорит о том, что он хорошо знаком с европейской культурой и рассчитывал в первую очередь на европейских и американских покупателей.
Команда Avalon начала разработку чипов одновременно с конкурентами, но выпускала только ограниченные партии по высокой цене. Так называемые «батчи» от Авалона возбуждали в сообществе слухи и легенды. Первые ASIC-майнеры были выпущены по технологическому процессу 110 нм, с хэшрейтом по умолчанию 60-65 Гх/с (82-88 Гх/с в разгоне) и энергопотреблением около 700 Вт.
Выпуск первого поколения проходил в три приема:
- Первый батч из 300 устройств продавался на самом старте – в 2012 году по 1300$, когда идея казалась слишком смелой, и начало предпродаж не вызвало сильного ажиотажа. Покупатели получили майнеры в феврале-марте 2013 года. Они окупались буквально за считанные дни и начинали приносить чистую прибыль. Владельцы первой партии от Авалона действительно озолотились, и их пример стал приманкой для покупателей следующих партий. Но они оказались гораздо менее удачливыми.
- Второй батч, уже из 600 майнеров, поступил в продажу в середине февраля по 1500 $ (по курсу в биткоинах – на то время около 50 BTC) и был раскуплен за несколько дней, несмотря на общепринятый в то время скептицизм относительно «асиков». Здесь покупателям повезло гораздо меньше – устройства приходили с большой задержкой и уже побывавшими в употреблении. Однако и они оказались удачным приобретением. Подробный обзор одного из них читайте в этой статье.
- Но третий батч, также из 600 штук, очень сильно подмочил репутацию производителя. Во-первых, цена поднялась почти в 5 раз – 75 BTC по среднему курсу около 100$. И во-вторых, задержка поставок оказалась еще большей – многие покупатели получили свои устройства в июле и даже в августе, когда сложность многократно выросла и на рынок пошли ASIC второго поколения. Большинство владельцев Авалонов третьей партии потеряли деньги и не без причин обвиняли в этом производителя.
Майнеры от Avalon работают стабильно, но к сожалению производитель использует неудачный контроллер TP-Link, отличившийся своей недоработанностью и постоянными «зависаниями». Этот недостаток сопровождал устройства Avalon не один год. Однако, компания не сбавила темпа и до сих пор остается в строю после преобразования в Canaan Creative, хотя и потеряла накопленные в начале пути преимущества – теперь Avalon всего лишь один из многих производителей.
BFL – Butterfly Labs
Компания BFL, она же «Бабочка» и «Бабушка Лабс» – одна из самых неоднозначных в истории майнинга, ее название стало нарицательным для описания ненадежного поставщика, не выполняющего обязательства. Она бесспорно и со значительным перевесом обеспечила себе место лучшего производителя предзаказов на ASIC-майнеры. Только получить готовые устройства оказалось гораздо сложнее.
Butterfly Labs стала первым производителем, начавшим предварительные продажи ASIC. Уверенность в успехе внушали предыдущие разработки в области FPGA-майнеров, которые своевременно поставлялись и хорошо работали. В июне 2012 компания предложила покупателям такой модельный ряд:
- Jalapeno за 149$ и производительностью в 4.5 Гх/с
- SC Single за 1299$ и производительностью в 60 Гх/с
- SC MiniRig за 30 000$ и производительностью в 1 500 Гх/с
В первый же день было выкуплено предзаказов на сумму 250 000$, и в дальнейшем интерес «инвесторов» еще долго не угасал. Чипы были обещаны с 65 нм техпроцессом, энергоэффективностью в 0.9 Вт на 1 Гх/с и в QFN корпусе.
Но когда приступили к делу, оказалось, что создать передовой ASIC гораздо сложнее, чем собрать предзаказы. Сроки отгрузки многократно переносились, энергоэффективность поменялась до 5.5 Вт на 1 Гх/с, корпус изменился с QFN на BGA, а мощности SC MiniRigs снизились до 500 Гх/с – вместо одного «ящика» клиентам было обещано 3!
Интернет был полон гневных отзывов, ведь компания далеко не всегда сообщала причины очередного срыва сроков, а получить компенсацию удалось очень немногим счастливцам. Фраза «just two weeks» (еще две недели), которой PR-директор BFL Джош Зерлан пытался успокаивать клиентов, стала крылатой среди майнеров.
Первые устройства Jalapeno появились в обзорах в конце апреля и начали приезжать заказчикам только в мае 2013, а массовые отгрузки пошли в июне — июле. В августе рост сложности снизил доходность устройств от BFL до черты окупаемости. А те, кто стоял в конце очереди, получили заказы в последние месяцы 2013 года, когда майнеры от BFL на фоне конкурентов были пригодны только в качестве электрообогревателей.
В августе 2013 года компания анонсировала уникальный 28 нм ASIC — Мonarch, выполненный в формате видеокарты, вставляющийся в обычный слот PCI-e персонального компьютера, но со внешним блоком питания. Второй вариант поставки был с подключением через USB. «Монархи» продавались по следующим расценкам: 300 Гх/с за 1497$ и 600 Гх/с за 2196$.
Незадачливым покупателям, которые еще ожидали заказанные год назад Single и MiniRig, предлагалось сконвертировать свои заказы в «Монархи» с доплатой и подождать еще N*»just two weeks». Таких людей нашлось уже немного. В марте 2014 поставки Монархов действительно начались, но в очень ограниченных количествах. Средств на массовое производство у Butterfly Labs уже не было.
На компанию было подано несколько исков от покупателей за задержки и отказ в возврате, и в конце 2014 года она была на несколько месяцев закрыта FTC — Федеральной Торговой комиссией США. Но в январе 2015 снова открылась и даже выдала некоторое количество компенсаций.
Дальнейшие перспективы Butterfly Labs не внушали оптимизма – доверие сообщества было окончательно потеряно, кроме небольших усовершенствований «Монарха» новых разработок не было. Аппаратный кошелек BitSafe не вышел из стадии тестирования. Вскоре «бабушка» криптовалютного майнинга незаметно скончалась.
Но история майнинга на этом не заканчивается. Продолжение следует…
Источник