- Становление психологии, как науки о сознании человека
- Что это такое в психологии: определение понятия
- Возникновение
- Предмет исследования
- Что выступает психологическим механизмом самосознания?
- Свойство высокоорганизованной материи
- Психика, психофизиология и психодиагностика
- Измененные состояния
- Проблема изучения
- Бихевиоризм , критика психологии сознания
- Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
- Определение понятия «сознание» в психологии
- Функции сознания и свойства
- Активность
- Интенциональность
- Формы и виды
- Уровни сознания
- Проявления сознания человека
- Развитие сознания
- Управление сознанием
- Связь сознания и подсознания человека
- Как работает подсознание?
- Что такое общественное сознание?
- Уровни общественного сознания
- Проблемы сознания в психологии и их анализ
- Измененные состояния сознания
- Сознательные и бессознательные действия
- Сознание и самосознание
- Как владеть сознанием и подсознанием?
- Видео о сознании
Становление психологии, как науки о сознании человека
Еще в древние времена человека посещали мысли о том, как он воспринимает окружающую его среду и себя, как происходит этот процесс и на чем основан.
Давайте попробуем определить, что такое сознание, а также какое место данное понятие занимает в структуре научного знания.
Теории возникновения сознания вы найдете в нашей статье.
Что это такое в психологии: определение понятия
Сознание представляет собой высшую форму психики человека, образующуюся и развивающуюся под влиянием социально-исторических условий в процессе общения и трудовой деятельности человека.
Его называют также обобщающим элементом всех психических актов.
Ведь в деятельности психики отсутствуют отдельные явления и акты, так как все связаны между собой, хоть и сохраняют присущую им специфику.
Рассмотрим также основные характеристики данного понятия:
- разделение субъекта и объекта, то есть человек понимает, что относится к «,Я»,, а что нет,
- отражение при помощи различных познавательных процессов (таких как мышление, восприятие, воображение, ощущение и т.д.) мира, который окружает человека,
- обеспечение стремлений в деятельности человека. Это объясняется тем, что он становится способен понять свои мотивы и желания, поставить перед собой цель, вносить требуемые коррективы и прикладывать необходимые усилия,
- эмоционально-оценочное отношение ко всем аспектам жизнедеятельности,
- самооценка как собственных поступков, так и в целом по отношению к себе.
Поток сознания , это термин, введенный философом У. Джеймсом, который означает некий поток ощущений, мыслей, воспоминаний, непрерывно возникающих и переплетающихся между собой.
Это понятие исходит из того, что этот процесс является непроизвольным и непрерывным, остановить его невозможно. Кроме того, термин часто используют по отношению к внутреннему диалогу индивида.
Возникновение
Когда возникла психология как наука о сознании?
Термин «,сознание», появлялся еще в трудах древних философов.
Но только в конце 19 века исследователь В. Вунд предлагает использовать его в качестве предмета психологии. Таким образом начинается новое направление , психология как наука о сознании.
В.Вунд стал основоположником классической психологии сознания, объединяющая в себе идеи и достижения предшественников в этой сфере. Именно ему удалось организовать целостную научную психологическую школу.
Суть этого направления заключается в том, что явления этого акта невозможно свести к физическим стимулам, воздействующих на субъекта. Психическая жизнь отличается наличием самобытных причин.
Постепенно сужая класс психических процессов, представители данного направления смогли обнаружить ряд важных законов функционирования психики.
Таким образом, рассматриваемое направление в итоге выступило в качестве основы для выделения психологии как самостоятельной дисциплины.
Как общаться с подсознанием? Читайте об этом здесь.
Предмет исследования
Предмет психологии менялся вместе с развитием данной дисциплины, постоянно расширяясь и дополняясь.
Сперва это была наука о душе , этим объясняли все, что было непонятно для человека и что нельзя было разумно объяснить.
Но становление научного направление связано именно с термином «,сознание»,. Это определение изучали и трактовали различные исследователи, например, Дж. Локк считал, что это самое первое, что обнаруживает в себе человек.
Итак, предмет исследования этого явления рассматривали многие научные деятели. В конце 19 века начинают активно проводить эксперименты. Наиболее значительными из них стали эксперименты В. Вундта, которого мы уже упоминали выше.
Что выступает психологическим механизмом самосознания?
Самосознание личности , это понимание и оценка индивидом себя как личности и субъекта познавательной и практической деятельности.
Иными словами, человек выделяет самого себя из всего окружающего мира, определяет в нем свое место. Важное значение в этом понятии имеет формирование и становление личности.
Это понятие имеет непосредственную связь с обществом и деятельностью человека, так как возникает у человека не сразу, а складывается в процессе его развития под воздействием множества социальных факторов.
Стоит отметить, что рассматриваемое определение также тесно связано с рефлексией, которая и выступает в качестве его психологического механизма.
Под рефлексией понимают размышления человека о самом себе, о своей жизни и своем предназначении.
При этом ее уровни могут быть очень разными. Так, это может простое понимание себя или же глубокие мысли о содержании и смысле своего существования.
Свойство высокоорганизованной материи
Многие исследователи соглашаются с тем, что сознание можно охарактеризовать в качестве продукта или свойства высокоорганизованной материи, то есть человека. Природа и сущность связи между свойством и самой материей активно изучается в различных дисциплинах.
При этом довольно часто его характеризуют как свойство именно мозга. Но такое определение ошибочно. Дело в том, что мозг , это в первую очередь биологический орган.
Сознание же формируется под воздействием социальных факторов. Поэтому правильнее определять его как свойство такой высокоорганизованной материи как человек.
Психика, психофизиология и психодиагностика
Такие понятия как «,психика», и «,сознание», тесно связаны между собой. Попробуем разобраться в этом вопросе.
Так, если рассматривать определение психики в ее широком смысле, как пространство внутреннего мира человека, то, в таком случае, сознание следует характеризовать как высшую форму психики, то есть как все явления, которые осознает человек и в которых отдает себе отчет.
Но довольно часто эти определения трактуют в более узком понимании. Тогда психика скорее направлена на внешний мир, а сознание , на внутренний.
В качестве психофизиологического феномена оно является одним из самых сложных проявлений функционирования мозга.
Самосознания занимает важное место в структуре дисциплины. Как мы уже отмечали ранее, это такой процесс, в ходе которого субъект становится способен определить отношение к самому себе и познать себя.
Психодиагностика самосознания направлена на выявление его продукта представления субъекта о самом себе. При этом можно использовать следующие методики психодиагностики:
- Самоотчет , выполняется в форме описаний своих чувств и эмоций.
- Контрольные списки , предлагаются списки качеств и из них человеку нужно выбрать те, что наиболее подходят ему.
Что такое бессознательное по Фрейду? Ответ узнайте прямо сейчас.
Измененные состояния
Под измененным состоянием сознания понимают особенное состояния человека, являющееся непривычным для него самого и заметным для окружающих.
Для лучшего понимания отметим, что к нормальным состояниям относят бодрствование и сон.
От ясного и нормального сознания измененное отличается тем, что индивид теряет способность к четкому самоопределению.
При этом появляются нарушения в обычном мышлении, человек больше действует согласно чувствам и неким образам. Он теряет ощущения времени, а иногда и реальности.
Измененные состояния, если они переживаются кратковременно, являются характерным свойством здоровой психики.
Они могут быть вызваны различными способами. При этом иногда они появляются как результат какой-либо патологии.
В основном возникновение измененного состояния используют различную химию, такую как этиловый спирт (алкоголь), наркотические вещества (например, марихуана, кокаин, медикаменты и т.д.). При этом вызывает их чаще всего сам человек по своей воле.
Если же измененное состояние возникает часто и не от употребления химических веществ, то, скорее всего, речь идет о психических заболеваниях.
Проблема изучения
В структуре научного знания данное понятие и его исследование отличается несколькими существенными затруднениями, возникающими у исследователей. Особенно это касается непосредственного изучения его природы.
К основным проблемам этого понятия можно отнести:
- в отличие от других психических функций оно не локализуется во времени и пространстве. В результате этого возникают определенные трудности его исследования в определенных направлениях науки,
- психологические явления появляются у человека непосредственно в тот момент, когда он начинает их осознавать.
Кроме того, необходимо отметить, что сам термин довольно долгий период времени не имело четкой характеристики и определения.
Оно являлось отличием сознательных психических процессов от бессознательных.
Иными словами, так называли некую окраску, сопровождающую большую часть актов психики.
Только спустя большое количество времени организация данного психического акта была изменена и дополнена. Так, теперь сюда включали такие компоненты, как предмет и знак, входящих в структуру этого понятия.
Таким образом, несмотря на проблемы сознания, его все равно относят к высшему уровню понимания процессов психики и саморегуляции, которые имеются у человека.
Бихевиоризм , критика психологии сознания
Бихевиоризм в качестве направления появился благодаря трудам ученого Дж. Уотсона. Он решил пересмотреть предмет психологии, так как решил, что необходимо исследовать не сознание, а непосредственно поведенческие процессы. Именно на этом и основан бихевиоризм.
Основоположники и последователи бихевиоризма не признают идею изучения этого процесса совсем, они считают метод познания себя и рефлексии несостоятельным.
По их мнению, предметом науки может выступать лишь то, что можно внешне наблюдать, то есть факты поведения индивида.
Их можно явно видеть и наблюдать. Кроме того, по поводу поведенческих явлений можно добиться явного согласия нескольких наблюдения.
Что касается фактов сознания, то они доступны только самому субъекту и их невозможно наблюдать извне. В связи с этим совершенно невозможно доказать их достоверность.
Как мы уж отметили, началось это с идей Дж. Уотсона, который не признавал существование данного процесса в качестве представителя или элемента научного исследования.
Он заявлял, что необходимо заниматься теми актами и процессами, чье существование определенно точно доказано. Кроме того, они должны подвергаться наблюдению извне.
Понимание и осознание самого себя имеет важное значение для человека, в связи с этим такое направление как сознание активно изучается и разрабатывается и в наши дни. Тем не менее, еще много вопросов, касающихся данного психического явления, остаются неоднозначными и нераскрытыми.
Источник
Сознание в психологии. Что это такое, функции, свойства, измененные состояния, проявления
Сознание человека изучают разные науки, в число которых входят философия, педагогика, психиатрия и психология. Каждая из наук по-своему интерпретирует понятие сознания. Психология наиболее широко охватывает изучение этого понятия.
Определение понятия «сознание» в психологии
Сознание в психологии — это отраженная в памяти человека совокупность взаимосвязанной информации об окружающем мире и жизнедеятельности человека, которая включает в себя также осознание самого человека в этом мире и его отношение к обществу, людям и всему миру в целом.
Сознание формируется в процессе взаимодействия человека с окружающей средой, а также в процессе обучения и общения с людьми.
Процессами организма человека, благодаря которым формируется сознание, можно назвать следующие процессы:
Если какой-либо из вышеперечисленных процессов нарушается, то это может приводить к различным сбоям в работе сознания и его расстройствам. Человек, в отличие от животного, может осознавать самого себя, а также заниматься самопознанием.
Благодаря присутствию в сознании своего “Я” человек может ставить перед собой цели, продиктованные не только инстинктами и физиологическими потребностями (как в случае с животными), но и цели, сформированные, благодаря индивидуальному, абстрагированному мышлению на основе социальных, научных и бытовых знаний.
Функции сознания и свойства
Сознание выполняет важнейшие функции в жизнедеятельности человека. С помощью сознания и взаимодействия составляющих его структур, человек анализирует получаемую информацию извне, оценивает ее и осуществляет обработку этой информации для принятия всевозможных решений в процессе жизни.
Сознание обладает следующими функциями:
- Познавательная (сознание способно не только субъективно отражать окружающий мир, но и познавать его с помощью анализа накопленной информации и знаний, полученных в результате жизни, как отдельного человека, так и всех предыдущих поколений).
- Целеполагающая (на основе материальных и духовных потребностей человека, сознание обладает способностью к постановке целей, которые способствуют развитию самого человека, а также преобразованию внешнего мира).
- Аксиологическая (человек может оценивать происходящее вокруг, а также деятельность других людей через призму своих убеждений и потребностей, существующих в его сознании).
- Творческая (человек способен не только познавать окружающий мир, но и создавать новые материальные и социальные блага, которые развивают и улучшают его жизнедеятельность).
- Рефлексивная (способность анализировать самого себя и содержание собственного сознания).
- Духовная (формирование мировоззрения и отношения личности к социальной сфере жизни).
Активность
Сознание функционирует в постоянной активности (даже во сне оно продолжает работать, частично обрабатывая информацию, полученную в течение дня).
Эта активность подразумевает не только физическую особенность организма, но и постоянное движение мыслительной, целеполагающей деятельности сознания, направленной на достижение определенных целей, связанных с деятельностью человека, преобразованием его личности и внешнего мира.
Интенциональность
Основным свойством сознания является его способность быть направленным на определенный объект, в процессе мыслительной деятельности. Благодаря постоянному взаимодействию собственного “Я” человека с отдельными элементами сознания происходит процесс его развития и выполнение всех существующих функций сознания.
Формы и виды
Сознание в психологии – это двоякое понятие, которое может означать такие формы сознания, как общественное и индивидуальное сознание.
Общественным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов, присущих определенному обществу или всему человечеству, на определенном этапе его развития.
Структура сознания в психологии
Индивидуальным сознанием называют совокупность знаний, идей и взглядов отдельного человека.
Обе формы сознания воздействуют друг на друга на протяжении всего времени их существования. В результате этого взаимодействия происходит развитие как общественного, так и индивидуального сознания всех людей.
В зависимости от степени ясности индивидуального сознания, различают несколько его видов:
- Ясное (когда человек активно мыслит, четко отвечает на вопросы и адекватно реагирует на окружающие события).
- Неясное (когда у человека наблюдается безразличие по отношению к себе, а на поставленные вопросы он отвечает медленно и не всегда верно).
- Ступор (если человек не может самостоятельно ориентироваться в пространстве и медленно реагирует на внешние раздражители).
- Отупление (если человек почти всегда находится в спячке, вывести из которой его можно только на непродолжительное время).
- Кома (когда человек находится в глубокой спячке и ни на что не реагирует).
- Бред (когда человек воспринимает реальность в искаженном виде и неадекватно реагирует на внешние события).
- Галлюцинации (если у человека наблюдаются слуховые или зрительные искажения воспринимаемой извне информации).
Уровни сознания
В процессе эволюции человека, развивается также и его сознание. Отношение человека к людям и окружающему миру напрямую зависит от степени развитости его сознания. В результате многолетних исследований сознания человека, известный психолог Дэвид Хокинс определил 18 уровней, на которых может находиться сознание человека, а каждый из этих уровней определяет степень развития сознания человека.
- Отчаяние и позор (когда человек, будучи глупцом и совершая множество ошибок из-за этого, часто впадает в депрессии и ненавидит все вокруг и себя в том числе).
- Чувство вины (когда человек не может себя простить за прошлые негативные поступки).
- Апатия (когда у человека пропадает интерес к жизни, в результате чего он избегает какой-либо ответственности и может впадать в зависимые отношения).
- Горе (если человек впадает в состояние постоянных сожалений и депрессий в результате каких-либо неудач или потерь в жизни).
- Страх (когда человек воспринимает окружающую действительность слишком опасной, в результате чего происходит подавление интереса к жизни).
- Желания (если человек считает смыслом жизни удовлетворение своих страстей и чрезмерно стремится к материальным благам).
- Гнев (такое состояние сознания возникает от неудовлетворенности желаний предыдущего уровня, в результате чего такой человек может постоянно раздражаться и ссориться с окружающими).
- Гордыня (такое состояние сознания возникает при достижении некоторых успехов, в результате которых человек чрезмерно повышает свою самооценку и начинает делить людей на своих и чужих, думая, что он выше других).
- Храбрость (когда у человека возникает смелость и решимость преодолевать препятствия на пути для достижения новых успехов).
- Нейтралитет (когда у человека появляется моральная независимость от других людей и внешних обстоятельств, в результате чего он начинает лояльно относиться к окружающим людям и событиям, даже если они каким-то образом пытаются влиять на него).
- Готовность (когда целью человека становятся не материальные блага, а развитие внутренней гармонии, воли и дисциплины, в результате чего человек становится более искренним и дружелюбным).
- Принятие (осознание человеком того, что источник счастья и любви находится внутри него самого, в результате чего человек перестает требовать или ждать чего-либо от других, а сам начинает дарить людям положительные эмоции, перестает судить других).
- Интеллект (когда человек начинает жизнь преимущественно разумом, а эмоции переходят на второй план).
- Любовь (когда человек осознает, что любовь выше разума, в результате человек начинает действовать не от логических рассуждений, а от искреннего состояния любви).
- Радость и безусловная любовь (когда любовь человека расширяется до всеобъемлющей любви к миру, природе и всем людям).
- Гармония, блаженство (когда человек находится в состоянии единения с миром и происходит стирание границ между субъектом и объектом, в результате чего человек ощущает себя одним целым вместе с природой и вселенной).
- Осознание “Я” (уровень сознания, при котором исчезают индивидуальные переживания, а мысли человека становятся трансцендентными на уровне вселенной).
- Полное просветление (высшее состояние сознания, когда сознание человека полностью сливается с божественным началом и человек становится его частью).
На самом высшем уровне сознания находились такие личности как Будда, Иисус и возможно некоторые великие мудрецы (Адвайты или Веданты).
Проявления сознания человека
Сознание человека проявляет себя в поведении человека, его отношении к людям и окружающему миру. Насколько развито сознание человека, настолько оно может принести пользу как ему самому, так и миру в целом. Реакция человека на те, или иные события, происходящие в мире или его личной жизни, зависят от его взглядов, мировоззрения и других составляющих его сознания.
Развитие сознания
В процессе обучения, получения новой информации, а также в результате взаимодействия человека с другими людьми и обществом происходит преобразование его сознания. В зависимости от того, какую информацию человек выбирает и с какими людьми он взаимодействует, это преобразование может приводить к деградации или, наоборот, к развитию сознания.
В результате развития сознания происходит повышение разумного поведения человека, а его стремления направляются на созидание и становятся более осознанными.
Чем лучше развито сознание, тем выше становится качество жизни этого человека, а его поступки и действия осуществляются под действием осознанного и разумного выбора (человек становится более мудрым, сдержанным, терпеливым, сообразительным, дружелюбным). Развитие сознания просто необходимо человеку, поскольку это требование эволюции, продиктованное самой природой.
Управление сознанием
Сознание в психологии – это нематериальная часть человеческого тела, с помощью которой можно управлять человеком. В психологии существуют приемы, с помощью которых одни люди могут влиять на поведение других людей.
С помощью этих психологических приемов, используя особенности характера человека, его социальные и индивидуальные потребности, происходит воздействие на эмоциональную сторону сознания человека.
В результате, если человек не знаком с подобными методами или если его сознание не достаточно развито, им могут манипулировать другие люди и побуждать его делать те или иные действия которые выгодны этим людям, а не самому человеку.
Управление сознанием бывает нескольких типов, основными из которых являются агитация, пропаганда и манипуляция.
Все виды управления сознанием используют следующие приемы:
Прием воздействия | Описание процесса воздействия | Противодействие |
Чувство вины или жалости | Манипулятор притворяется обиженным и пытается убедить человека в том, что будто этот человек перед ним в чем то виноват. Если человек поверит в свою вину, которой на самом деле нет, то манипулятор может с легкостью побудить его к определенным действиям, поскольку человек будет готов выполнить что-нибудь, чтобы загладить свою вину. | Необходимо трезво оценить ситуацию, и если вины никакой нет, прямо сказать это манипулятору. Также всегда нужно помнить, что почти всегда, каждый сам виноват в своих проблемах и сам должен за себя отвечать. |
Лесть, тщеславие | Манипулятор льстит человеку, в результате чего человек расслабляется и ощущает себя таким, каким хочет казаться в глазах других. В состоянии эйфории от мнимого возвышения над другими людьми, этот человек может выполнить то, что попросит его манипулятор. | Не реагировать на выявленную лесть внутренне, а внешне можно поблагодарить оппонента и также ответить каким-нибудь комплиментом. Следует помнить, что человек по своей природе больше сконцентрирован на себе, чем на других, поэтому излишние восхищения и похвала от каких-либо людей должна настораживать. |
Гнев | Манипулятор старается напугать человека, унижая его и демонстрируя свой гнев в виде угрозы причинить вред этому человеку в случае, если тот не пойдет на уступку или не сделает то, что просит его манипулятор. | Необходимо оставаться в спокойном состоянии и объяснить манипулятору, что навязываемое вам действие для вас неприемлемо (или предложить компромиссное решение). Поскольку манипулятор использует искусственный гнев, то реализовывать свои угрозы он не будет и изменит свое поведение. |
Надежда и обещания | Манипулятор обещает человеку лучшую жизнь, много денег и золотые горы, которые возникнут, если этот человек сделает определенное действие (вступит в какую-либо организацию, купит какие-либо товары или ценные бумаги). Если человек поверит манипулятору и у него возникнет ощущение надежды, он может находиться под влиянием манипулятора длительное время, в течение которого будет исполнять действия, навязанные манипулятором, ожидая, что жизнь улучшится благодаря этим действиям. | Как правило, жизнь может улучшиться только благодаря самостоятельным решениям и действиям самого человека. Если какие-то решения продиктованы манипулятором, то они обычно выгодны лишь самому манипулятору. Рекомендуется всегда рассчитывать только на собственные силы и ум, не поддаваясь на обещания других людей что-либо улучшить. |
Взятие на слабо | Манипулятор, используя потребность человека в самореализации и признании обществом, демонстрирует перед ним сомнение в том, что этот человек способен выполнить то или иное действие. В результате, чтобы получить признание, человек может выполнить это действие, а манипулятор подкрепит действие исполнителя похвалой. | Признание отдельными людьми на самом деле вовсе не нужно человеку, и он не должен ничего им доказывать. Признание и самореализация важны только перед той частью общества, в которой действительно человек трудится и самореализовывается. Человек может объяснить манипулятору, что навязываемое действие ему не интересно, и если он не может его выполнить, в этом нет ничего плохого. |
Наводящие вопросы | С помощью наводящих вопросов, манипулятор подводит человека к одному единственному ответу, который и является тем действием, что должен выполнить человек. | Не позволять манипулятору сужать круг мыслей вокруг той мысли, которая выгодна только манипулятору. Для этого можно сменить тему разговора. |
Связь сознания и подсознания человека
Сознание в психологии – это сложная система, которая неразрывно связана с подсознанием, которое является автоматическим исполнителем определенных действий и задач, ранее заложенных в него с помощью сознания. Сознание можно сравнить с капитаном корабля, а подсознание — с его обслуживающим персоналом. Сознание и подсознание не могут существовать друг без друга.
В подсознании формируются навыки работы тела человека, мыслительные навыки, а также набор реакций, которые автоматически запускаются при тех или иных внешних условиях.
Примером физических навыков, хранящихся в подсознании, могут служить такие навыки как умение человека ходить, правильно держать ложку в руках или ездить на велосипеде. Обучение подсознания навыкам происходит осознанно с помощью сознания.
Как работает подсознание?
Скорость работы подсознания в десятки тысяч раз быстрее, чем скорость сознания. Подсознание тесно связано с функциональностью нашего организма и напрямую взаимодействует со всеми органами тела (включая органы чувств), контролируя и изменяя их состояние в зависимости от внешних условий и обстоятельств.
Например, подсознание вратаря-хоккеиста, во время того, как шайба летит к воротам, за сотые доли секунды принимает решение о необходимом изменении положения тела, мобилизует и напрягает необходимые группы мышц вратаря, чтобы удачно защитить ворота в данной, конкретной ситуации.
Если подобную задачу поручить сознанию, то оно бы с ней не справилось, поскольку скорость принятия решения сознанием на несколько порядков ниже. Таким образом, во время осознанных тренировок, в подсознании оттачиваются реакции человека, на те, или иные внешние события, а когда приходит время их использования, сознание передает управление подсознанию и оно выполняет свою задачу.
Что такое общественное сознание?
В результате развития сознания каждого человека, развивается и формируется общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, взглядов и принципов всех людей определенного общества.
В психологии существуют такие формы общественного сознания, как нравственное, политическое, правовое и экономическое общественное сознание.
Уровни общественного сознания
Существует два уровня, на которых может формироваться общественное сознание:
- Бытовой уровень (когда общественное сознание формируется на основе опыта повседневной, бытовой жизни людей).
- Научно-теоретический уровень (когда общественное сознание формируется в результате духовного и интеллектуального опыта человечества).
Проблемы сознания в психологии и их анализ
В процессе изучения сознания, ученые столкнулись с некоторыми проблемами, основными из которых являются:
- Психологические процессы человек понимает на том уровне, на котором он их осознает.
- Невозможно локализовать сознание в пространстве и времени для его изучения в различных направлениях психологии.
В результате анализа этих проблем представление о сознании было изменено. Были введены знаковые и предметные элементы, описывающие структуру сознания, а само сознание, получило статус наивысшего уровня саморегуляции жизнедеятельности человека.
Измененные состояния сознания
Сознание человека может находиться в различных состояниях. Во время бодрствования человек полностью отдает себе отчет о происходящем, может контролировать свои действия и осознавать их.
Во время сна, сознание переходит в другое состояние, которое называется измененным состоянием сознания. В таком состоянии отключаются некоторые функции организма, но сознание продолжает работать и обрабатывать полученную ранее информацию.
В состоянии гипноза или медитации сознание также переходит в измененное состояние. В данных случаях, непосредственно перед переходом в такое состояние, можно поставить перед сознанием какую-либо задачу, и сознание будет выполнять ее во время этого состояния.
Сознательные и бессознательные действия
Сознательные действия человека — это действия, которые человек осуществляет с помощью сознания. К таким действиям можно отнести осознанные действия и поступки в бытовой или социальной среде, мыслительная деятельность в течение дня или в процессе обучения, общение с людьми.
Бессознательные действия — это действия, выполняемые с помощью подсознания. К этим действиям относятся все моторные функции организма, рефлекторные действия и различные навыки. В качестве бессознательных действий, например, можно назвать такие действия как ходьба, бег, навыки игры на музыкальных инструментах, навыки письма и речи.
Сознание и самосознание
Сознание представляет собой отражение внешнего мира (как бытовой, так и социальной сферы). Главной частью сознания является самосознание, которое позволяет человеку осознавать самого себя в этом мире, свои мысли, действия, а также несет в себе функцию отношения человека к внешнему миру, людям, а также и к себе самому.
Самосознание, или собственное “Я” человека, на основе информации сознания, формирует свое мировоззрение, ставит цели в процессе жизнедеятельности и направляет развитие сознание в необходимом ему направлении.
Как владеть сознанием и подсознанием?
Для того чтобы научиться контролировать свое сознание и подсознание необходимо в первую очередь развить силу воли и научиться терпению.
Изменить запрограммированные в подсознании шаблоны действий и переживаний на определенные внешние события, можно осознанным перепрограммированием этих шаблонов с помощью медитаций или постоянным повторением нового шаблонного действия на эти события.
Сознание в психологии и других науках еще не изучено в полной мере, и существует много неразрешенных вопросов в этой области. Но психология стремительно движется вперед и возможно именно она поможет в ближайшем будущем раскрыть тайны этой части вселенной.
Видео о сознании
Понятие, свойства и функции сознания в психологии:
Источник