Суть инвестиций, роль государства, инвестиционный рынок в России и постсоветских странах
Часто используемое нынче слово “инвестиции” означает вложение капитала в конкретный вид предпринимательской деятельности или в какую-либо экономическую сферу на краткий либо длительный срок с целью обретения прибыли.
Каждое государство заинтересовано в как можно большем получении иностранных инвестиций, но при этом активно поощряются и вложения частных лиц во всевозможные предприятия и компании, напримр QBF инвестиции, так как экономическое развитие нереально без постоянного притока денежных средств, а инвесторам это даёт хорошую возможность получения высокого дохода, хоть и сопряжённого с большими рисками.
На Западе инвестиционная деятельность имеет длинную историю развития, и население этих держав прекрасно понимает все выгоды от такого рода деятельности, да к тому же имеет свободный капитал для вложений в разные секторы экономики. В США, например, до 90% населения в той или иной форме участвует в развитие экономики, вкладывая деньги в разнообразные инвестиционные структуры или фонды.
Инвестиции в России и прочих постсоветских странах пока ещё доступны не всем из-за довольно низкого уровня жизни и недостатка опыта в такого рода деятельности.
Сказывается и низкая степень финансовой грамотности, и отсутствие доверия к компаниям, предлагающим инвестиционные программы. Чаще всего люди, желающие сохранить свои финансовые средства, открывают депозитный счёт в банке или же вкладывают деньги в недвижимость.
Доверить свой кровный капитал посредническим фирмам готовы далеко не все, хотя, вкладывая в них деньги, можно получить гораздо больший доход, чем от банковского депозита, не покрывающего порой даже инфляционные потери.
Большинство людей, чьи фамилии сегодня можно встретить на самых вершинах финансовых рейтингов, начинали свой путь к первому миллиону благодаря удачным вложениям небольших денежных сумм, которые и принесли им первый, пусть и совсем скромный доход, со временем обеспечивший им абсолютную финансовую независимость.
Современные российские инвестиционные фирмы действуют строго в рамках законодательства, имея различные способы и инструменты для обеспечения выплат своим вкладчикам даже при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Сегодня к услугам инвесторов, желающих иметь высокий и стабильный уровень дохода, существует множество различных компаний, осуществляющих свою деятельность на валютном, сырьевом или фондовом рынке.
Источник
Государственная инвестиционная деятельность
Роль государства в сфере инвестиций на сегодняшний день очень высока и её сложно переоценить. С возрастающей ролью инвестиций возрастает и роль прямого участия государства в инвестиционных процессах в стране.
Инвестиционная деятельность государства это вложение средств государственного бюджета и бюджетов низших уровней в конкурентоспособные отрасли и компании, имеющие национальное значение, в инвестиционные проекты, занимающиеся созданием продуктов и услуг потребителем которых выступает само государство.
У каждой страны существуют отрасли экономики, которые играют определяющую роль и вносят максимальный вклад в формирование внутреннего валового продукта.
Именно в таких отраслях прямое участие государства в инвестиционной деятельности проявляется наиболее ярко и заметно. Поддержание конкурентоспособности отрасли, её развития и увеличения тем самым доходов бюджета одна из приоритетных задач правительства любой страны.
Государственная инвестиционная деятельность способна проявляется в производстве товаров и услуг, где оно является одновременно заказчиком и потребителем.
Государство благодаря осуществлению инвестиций способно влиять на целые отрасли экономики как напрямую, так и косвенно. Оно не должно быть единственным инициатором инвестиционных процессов и единственным поставщиком инвестиционных ресурсов. Ему необходимо выступать соучастником и соинвестором, помогая инвестиционным проектам, которые отвечают стратегии развития страны.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности раскрывается в:
- финансировании приоритетных инвестиционных проектов по стране и федеральным округам/регионам
- софинансирование совместных инвестпроектов, разработанных вместе с иностранными партнёрами
- улучшение амортизационной и налоговой политики
- защита отечественных компаний от закупа морально устаревших видов техники, инструментария, оборудования
- предоставление государственного финансирования/государственных гарантий на конкурсной основе.
Косвенное участие государства в инвестиционной деятельности страны осуществляется путём опосредованного присутствия на финансовых, страховых, сырьевых и других рынках через посредников в лице центрального банка России, внебюджетных и инвестиционных фондов с государственным участием, органов местного самоуправления всех уровней, пенсионных фондов, страховых компаний и т.д. Такое влияние проявляется в форме постановлений, законов, новых способов взаимодействия с населением, новых услуг.
Источники формирования
- средства государственного бюджета (налоговые и иные поступления, приватизация государственного имущества, иная продажа государственного имущества)
- региональные, муниципальные и другие бюджеты
- средства пенсионных и иных фондов, существующих в стране.
Задачи, которые решает государственная инвестиционная деятельность:
- внедрение новых технологий, развитие инновационных отраслей экономики
- поддержание конкурентоспособности ключевых отраслей экономики
- создание рабочих мест
- повышение благосостояния и уровня жизни людей
- обеспечение ведения надлежащей социальной политики
- поддержание приемлемой экологической обстановки
- обеспечение инвестиционной привлекательности и положительного инвестиционного климата страны.
Инструменты воздействия
Благодаря чему государство способно добиться поставленных перед собою задач? Основные инструменты инвестиционной деятельности государства:
- законотворческая деятельность
- банковская система страны
- инвестиционные/внебюджетные фонды
- страховые компании
- центральный банк
- органы исполнительной власти.
Формы участия
И в заключении выделим те формы участия государства в инвестиционной деятельности, в которых оно влияет на инвестиционные процессы в стране:
- правовая защита инвесторов, ведущих деятельности на территории страны
- законотворческая деятельность в области инвестиций
- финансирование инвестиционных проектов, отвечающих стратегии развития страны
- предоставление гарантий проектам, участником которых является
- представление государственных средств только на возвратной основе
- мониторинг и составление соответствующего списка объектов инфраструктуры, незавершенного строительства требующих доработки и модернизации
- мониторинг, контроль и регулирование вновь запускаемых крупных инвестиционных проектов на соблюдение законодательства страны.
Основные функции государственной инвестиционной деятельности:
- стимулирующая
- регулирующая
- мобилизационная
- контролирующая.
Источник
Роль государства на рынке инвестиций
Главные задачи: контроль, гос. гарантии, поддержка, стимулирование, участие.
Государственное регулирование включает:
♦регулирование условий инвестиционной деятельности (косвенное регулирование);
♦прямое участие государства в инвестиционной деятельности.
Косвенное регулирование включает разнообразные методы и рычаги воздействия, стимулирующие развитие инвестиционной деятельности, а именно: налоговую, амортизационную политику, защиту интересов инвесторов и другие меры экономического воздействия. Его задачей является создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:
♦совершенствования системы налогов, механизма начисления амортизации и использования амортизационных отчислений;
♦установления субъектам инвестиционной деятельности специальных налоговых режимов, но не носящих индивидуального характера;
♦защиты интересов инвесторов;
♦предоставления субъектам инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству Российской Федерации;
♦расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительства объектов социально-культурного назначения;
♦создания и развития сети информационно-аналитических центров, осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;
♦принятия антимонопольных мер;
♦расширения возможностей использования залогов при осуществлении кредитования;
♦развития финансового лизинга в Российской Федерации;
♦проведение переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;
♦создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов.
Прямое участие государства в инвестиционной деятельности заключается в осуществлении за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации капитальных вложений в соответствии с федеральными и региональными целевыми программами, а также по предложениям Правительства и Президента РФ. Конкретными формами такого участия являются:
♦разработка, утверждение и финансирование инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также проектов, финансируемых за счет федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
♦формирование перечня строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;
♦предоставление государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации;
♦размещение средств федерального бюджета и средств бюджетов Российской Федерации на конкурсной основе на условиях срочности, платности и возвратности;
♦закрепление в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ, которые через определенный срок будут реализованы на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы соответствующих бюджетов;
♦проведение экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством Российской Федерации;
♦защита российских организаций от поставок морально устаревших и материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, конструкций и материалов;
♦разработка и утверждение стандартов (норм и правил) и осуществление контроля за их соблюдением;
♦выпуск облигационных займов (гарантированных целевых займов);
♦вовлечение в инвестиционный процесс временно приостановленных и законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;
♦предоставление концессий российским и иностранным инвесторам по итогам торгов (аукционов и конкурсов) в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Источник
Роль государства в формировании инвестиционного климата
Механизм формирования инвестиционного климата складывается из инвестиционной политики государства и действий самих предприятий — предполагаемых объектов инвестирования. За последнее десятилетие роль последних резко возросла, как и инвестиционная привлекательность иных. В настоящее время предприятия приобрели полную коммерческую самостоятельность. Они сами определяют, что и сколько им производить, ориентируясь на рыночные индикаторы. Государство же пытается воздействовать на процессы, которые рынок регулирует не достаточно эффективно. К ним относится и инвестиционная деятельность, риски которой рынок не может сгладить.
Поскольку инвестиционный процесс формирует будущее страны, ее конкурентоспособность и процветание, государство пытается расширить его рамки, усилив стимулы для инвесторов. При этом государство воздействует лишь на экономический интерес инвестора.
Так, привлекательность может возрасти, если хозяйственная конъюнктура способствует увеличению доходов от инвестиций. Государство поэтому пытается создать условия для осуществления этого процесса. Для выполнения этой задачи государство в рыночной экономике использует ряд экономических рычагов.
Конкретнее, государство использует налоговую систему, увязывает ее с инвестиционным процессом, стимулирует инвестора налоговыми льготами. Механизм инвестиционных налоговых льгот исключает из налогообложения полученную прибыль, пропорциональную вложенного капитала. Эти части или нормы дифференцируются по отраслям, причем в передовых отраслях они достигают максимальных размеров. В результате, чем больше инвестиций и прогрессивнее их структура, тем меньше становится налог, отдаваемый в бюджет.
Государство с помощью этого экономического рычага уменьшает издержки процесса инвестирования и тем самым увеличивает доходность вложенного капитала. Одновременно расширяются и источники финансирования капиталовложений за счет уменьшения изъятий в государственный бюджет. Безусловно, такая система активно стимулирует инвестора, создавая преимущества против того, кто игнорирует инвестиционную деятельность. Ведь у предприятия, не включившегося в инвестиционный процесс, доля налогов в общей сумме полученной прибыли оказывается выше, что ухудшает его конкурентоспособность.
Примерно также действует и инвестиционный налоговый кредит. Он строится на использовании показателя, отражающего долю средств на разработку, приобретение и освоение новых технологий в издержках производства. Фирмы, у которых такой показатель превышает среднеотраслевой уровень, получают возможность воспользоваться специальным кредитом, предназначенным для уплаты налога. Кредит предоставляется под низкий процент и на продолжительный срок, то есть является достаточно выгодным. Чтобы не ущемить интересы коммерческих банков, выдающих такой кредит, он обеспечивается государственным страхованием, льготным налогообложением банковской прибыли и иными способами поощрения.
Механизм льготного налогообложения предприятий, осуществляющих инвестиции в передовые технологии, дополняется и политикой ускоренной амортизации. Она позволит увеличить нормы списания основного капитала. В результате размеры бухгалтерских издержек расширяются, а величина налогооблагаемой базы уменьшается. Предприятиям становится выгодным режим ускоренной амортизации, и они активизируют свои усилия в обновлении основного капитала. Все это ведет к увеличению инвестиционного спроса, раздвигает емкость товарных рынков, содействует росту национальной экономики. Фискальные действия государства могут быть усилены Центральным Банком, который имеет свои рычаги стимулирования инвестиций, связанные со снижением ставки процента, что ведет к удешевлению кредита, делая его более доступным для всех предпринимателей.
Государство может содействовать процессу накопления и превращения сбережений в инвестиции и через применение государственных закупок. Увеличение государственных закупок на внутреннем рынке расширяет емкость рынка, что создает у бизнеса стимулы расширения производства.
Распределение выгодных государственных заказов на конкурсной основе содействует расширению производства наиболее эффективных производителей. Это не только стимулирует инвестиции, но и обеспечивает их эффективное направление. Ради расширения емкости рынка государство может стимулировать и потребительский спрос, что возможно осуществить при отсутствии угрозы инфляции. Формирование стимулов инвестирования не ограничивается рамками возможностей получить дополнительные доходы от более масштабной инвестиционной деятельности. Государство делает попытки создать условия, содействующие сокращению возможностей потерь, сопровождающих бизнес. Тем самым государство уменьшает риски инвестиционной деятельности.
Антимонопольная политика во многом устраняет риски вхождения в отрасль. Противодействие государства инфляции смягчает риски обесценивания капитала. Совершенствуя хозяйственное право, государство более действенно защищает предпринимателя от недобросовестных партнеров, заставляет их компенсировать нанесенный ими ущерб и передать его ущемленной стороне. Это тоже одна из форм, обеспечивающая снижение коммерческих рисков.
По отношению к крупным иностранным инвесторам современные государства используют в качестве стимулятора предоставление своих гарантий под вложенные средства. В этом случае государство уже напрямую берет риски на себя. После второй мировой войны повысилась роль наукоемкого производства, требующего больших капиталовложений. Эта сфера хозяйственной деятельности сопровождается длительным сроком окупаемости и неопределенностью конечных результатов. Для бизнеса это оборачивается высокими коммерческими рисками, что сдерживает его участие в развитии этого перспективного направления экономики.
Государство, стремясь к инвестиционным вливаниям частного сектора в эту область, пытается снизить уровень коммерческих рисков, становясь долевым участником проектов развития наукоемкого производства.[6]
Заключение
В результате проведенной работы, мы выяснили, что в последнее время роль инвестиций в социально-экономическом развитии значительно возросла. Улучшение инвестиционного климата является одной из ключевых задач, стоящих перед страной.
Экономическая политика государства по формированию благоприятного инвестиционного климата использует два направления. Одно способствует капиталообразованию, другое уменьшает риски этого процесса. Использование государством этих дополняющих друг друга направлений экономической политики ведет к повышению привлекательности коммерческой деятельности и ее вида — инвестиционного бизнеса.
Список использованной литературы
Источник