- Сергей Собянин: На каждый вложенный в инфраструктуру рубль мы получаем три рубля частных инвестиций
- Новая энергетика
- Инвестиции для людей
- Бум частных инвестиций: как зарабатывают и чем рискуют инвесторы в России
- Рубль бюджетных инвестиций «притягивает» 4-5 рублей корпоративных
- Законопроект о бюджете на 2018-2020 годы предусматривает рост инвестиций по годам на 4,7 — 5,5 — 5,7 процента.
- Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
- Определение
- На что тратим бюджетные деньги
- Порядок получения государственной помощи
- Заключение
Сергей Собянин: На каждый вложенный в инфраструктуру рубль мы получаем три рубля частных инвестиций
Комплексное развитие городов без инфраструктурного развития невозможно, поэтому в столице огромные средства идут на модернизацию транспортной системы, а также систем электро-, тепло-, водо- и газоснабжения. Их не только обновляют, но и делают более эффективными и экологически безопасными. Об этом Сергей Собянин рассказал на пленарной сессии «Развитие инфраструктуры для роста экономики и уровня жизни граждан», которая прошла в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя».
«Должен сказать, что на каждый вложенный в инфраструктуру рубль приходится три рубля частных инвестиций. Благодаря не просто какому-то спонтанному разовому решению инвестировать, а системному ежегодному развитию и коммунальной, и транспортной инфраструктуры мы увеличили рост вложений в основной капитал за последние годы на 70 с лишним процентов», — отметил Мэр Москвы. По его словам, в стране в целом за тот же период рост инвестиций составил около 10 процентов.
Сергей Собянин подчеркнул, что развитие инфраструктуры необходимо в первую очередь горожанам.
«Это экономика, новые рабочие места, налоги в бюджет, социальная сфера, социальная поддержка, развитие и благоустройство города — все это составляет город, который живет. Без этого будет город, который умирает. Для нас инфраструктура — это кровеносные артерии города, если их не развивать, не чистить, к сожалению, возникнет коллапс», — добавил он.
Новая энергетика
В 2018 году, по оценке Мэра Москвы, бюджет столицы в сопоставимых цифрах оказался меньше, чем десять лет назад, в 2008 году. Но при этом доля бюджета, направленная на инвестиции, сегодня оказалась в три раза больше. «Это вопрос приоритета, вопрос оптимизации текущих расходов, направления их на развитие», — отметил Сергей Собянин.
Так, почти на 50 процентов увеличился уровень освещенности города — по этому показателю Москва вошла в пятерку самых светлых городов мира. При этом расход электроэнергии не вырос благодаря применению энергоэффективных технологий.
За счет инновационных подходов энергоемкость валового регионального продукта (ВРП) Москвы за последние семь лет уменьшилась на треть. «И в 2020 году мы достигнем показателя 40 процентов. Это серьезные вложения — вложения в генерацию, в сети, в оптимизацию расходов, в счетчики, в контроль за расходованием электроэнергии, тепла и воды. Мы практически на четверть уменьшили потребление газа. А что это значит? Это значит, что меньше наши ТЭЦ, котельные дымят, особенно зимой. Мы перестали использовать мазут», — добавил он.
Инвестиции для людей
Способствует развитию города и совместная работа властей и бизнеса. Так, председатель правления Сбербанка Герман Греф отметил, что в Москве есть много удачных примеров государственно-частного партнерства: «Если посмотреть на Москву, то сегодня это, наверное, самая продвинутая площадка для государственно-частного партнерства».
В свою очередь Сергей Собянин ответил, что основные вложения делаются в нематериальные активы, потому что главная ценность, за которую сейчас борются мегаполисы, — это человеческий капитал.
«А человеческий капитал — это что такое? Это люди. А люди живут там, где красиво и удобно. Вот простая формула», — подчеркнул он.
Форум «Российская энергетическая неделя» продлится в столице до 6 октября. На площадках форума будут проходить дискуссии, круглые столы, презентации и обсуждения.
Источник
Бум частных инвестиций: как зарабатывают и чем рискуют инвесторы в России
Мосбиржа сообщила о рекордном притоке частных инвесторов в 2019 году — за год их стало больше в два раза. Количество инвесторов выросло с 1,96 млн до 3,86 млн. На Санкт-Петербургской бирже, которая специализируется на торгах акциями иностранных компаний, за прошлый год число частных инвесторов выросло втрое — с 910 тыс. до 3,06 млн.
Причинами роста интереса частных инвесторов к рынку ценных бумаг Банк России в обзоре ключевых показателей профессиональных участников рынка ценных бумаг назвал снижение ставок по депозитам, бурный рост цен акций и облигаций, а также отмену депозитарной комиссии рядом брокеров. Хорошим стимулом для инвесторов также стали налоговые льготы, в первую очередь вычеты по индивидуальным инвестиционным счетам (ИИС).
Брокеры утверждают, что новые частные инвесторы действуют очень рационально. Но риски для начинающих на фондовом рынке велики. Такая высокая динамика частных инвестиций делает еще более актуальным вопрос о защите вложений. Подробнее о том, чем может обернуться такой рост и как частному инвестору обезопасить свои вложения на бирже, смотрите на видео:
Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные.
Источник
Рубль бюджетных инвестиций «притягивает» 4-5 рублей корпоративных
Законопроект о бюджете на 2018-2020 годы предусматривает рост инвестиций по годам на 4,7 — 5,5 — 5,7 процента.
Фото: ПГ / Юрий Инякин
Но чтобы экономика активно развивалась, этого мало, считает председатель Комитета Государственной Думы по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Сергей Жигарев.
— Сергей Александрович, какой объем инвестиций нужен России, чтобы она развивалась быстрее, чем в среднем мировая экономика?
— Чтобы догнать и хотя бы чуть-чуть превзойти среднемировые темпы, ВВП страны должен ежегодно возрастать на 7-9 процентов. По прогнозу социально-экономического развития на ближайшее трехлетие этот показатель не превысит 5,3 процента. По мнению разработчиков прогноза, это увеличит долю инвестиций в ВВП до 23,8 процента (в 2016 году — до 20,4 процента ВВП).
— Но в проекте бюджета на 2018-2020 годы прописаны еще более скромные объемы капвложений.
— Да, около 4,5 процента. И при сегодняшней инерционной экономической политике — это, к сожалению, предел. Чтобы экономика активно развивалась, Правительству необходимо перестать сокращать бюджетные инвестиции, что происходило в последние годы, и планомерно наращивать их в проекты, реализация которых подтолкнет развитие смежных отраслей и даст мультипликативный эффект. Чем больше в экономике высокодоходных проектов, тем выше качество и устойчивость ее роста, тем ниже зависимость от внешних факторов. При этом, разумеется, необходима система жесткого контроля за целевым и эффективным использованием бюджетных средств. Пока технологический и ценовой аудит инвестиционных программ применяется крайне редко и реальной экономии не дает, поскольку аудиторские проверки чаще всего лишь необходимая формальность.
— Чем вызвано падение инвестиций в последние годы?
— Прежде всего, последовательным сокращением государственных вложений в основной капитал. Политика Правительства противоречит мировому опыту — именно бюджетные инвестиции эффективно запускают экономическое развитие и привлекают частные средства в реальный сектор экономики. Выбранный Правительством курс, а он, судя по проекту бюджета-2018, остается неизменным, обрекает отечественную экономику на длительную стагнацию. При сохранении высоких процентных ставок, низком платежеспособном спросе населения, малой рентабельности предпринимательской деятельности у большинства предприятий не остается ресурсов на технологическое развитие и совершенствование производства. И что принципиально важно, рубль бюджетных инвестиций «притягивает» 4-5 рублей корпоративных. Поэтому уменьшение бюджетных вложений приводит к существенному угнетению инвестиционной активности в стране. Урезая инвестиционные расходы, государство подает негативный пример частному бизнесу, который и без того не уверен, что в сложившихся условиях сможет вернуть свои затраты. Такая бюджетная политика подавляет эффективность бизнеса, вызывает его недоверие к решениям и действиям Правительства.
— Насколько оправданы утверждения, что без иностранных инвестиций России не поднять свою экономику?
— К сожалению, большая часть зарубежного капитала, приходящего в Россию, — финансовые инвестиции. Поэтому их нередко еще называют спекулятивными. Для нас намного нужнее прямые инвестиции в развитие экономики. Они приносят с собой не только необходимые средства, но и новые технологии, системы управления производствами, высокопроизводительные рабочие места, стимулируют внутреннюю конкуренцию. Зарубежные вложения положительно сказываются на платежном балансе, уменьшают затраты на импорт за счет наращивания внутреннего производства, на какое-то время сокращают дефицит по текущим операциям.
Безусловно, нельзя не учитывать и негативное влияние иностранного капитала, обусловленные им риски. Они известны: возможная зависимость от фирм, поставляющих новые технологии, отток «умов» в исследовательские центры транснациональных корпораций, их возможное экономическое и политическое вмешательство в деятельность государственных структур «осваиваемых» стран, подавление национальных компаний под флагом конкуренции. Эти опасности достаточно серьезны, но развивающиеся страны в условиях постоянного финансового дефицита вынуждены привлекать иностранный капитал, предоставляя различные, прежде всего налоговые, льготы. Они оправдывают себя только тогда, когда помогают решать наши собственные задачи, работают на нашу экономику. Инвестиции должны быть взаимовыгодны.
— Последние три года мы, казалось бы, занимаемся деофшоризацией экономики. Но деньги по-прежнему уходят в офшоры. Как удержать национальный капитал — основной источник развития?
— Ответ известен — создать комфортные условия для бизнеса и инвестирования в него. За последние годы немало сделано для улучшения делового климата, поощрения капитальных вложений в экономику. Активно применяется налоговое стимулирование инвестиций, снизились регуляторные нагрузки на бизнес, административное давление на него. Несомненно, оправдывают себя налоговые льготы резидентам особых экономических зон и резидентам территорий опережающего развития. Установлены преференции компаниям, заключающим специальные инвестконтракты на создание, модернизацию или освоение производства на российской территории. Создан единый реестр проверок бизнеса. В прошлом году введен трехлетний мораторий на плановые проверки малого предпринимательства и на два года малым предприятиям, не оказывающим существенного влияния на уровень конкуренции, предоставлен «антимонопольный суверенитет»…
— Ваш комитет готовит законопроект о господдержке нескольких направлений машиностроения. Потом, видимо, подойдет очередь других, менее приоритетных, если так можно сказать, отраслей. Но вряд ли спасут экономику отдельные, пусть и нужные законы, если не работает важнейший закон о стратегическом планировании, увязывающий все народное хозяйство в единый комплекс.
— Не могу согласиться с вами. Закон о стратегическом планировании принят, правда, ввод его в действие пока отложен. Но уже сформирована достаточная законодательная и нормативно-правовая база, определяющая государственную политику по развитию промышленного потенциала. Стержень ее — Указ президента страны (от 7 мая 2012 года) «О долгосрочной государственной экономической политике в РФ», Федеральный закон (от 31 декабря 2014 года) «О промышленной политике в РФ» и отраслевые стратегии и программы. Основной механизм поддержки промышленных отраслей — государственные программы создания высокотехнологического, конкурентоспособного отечественного машиностроительного комплекса.
Госпрограммы предусматривают различные формы и механизмы поддержки отечественной промышленности. С этой целью принято 45 федеральных и 175 региональных нормативных правовых актов. Среди финансовых мер поддержки — финансирование НИОКР, научное сопровождение инновационных проектов государственного значения, инвестиции в капитальное строительство. Важны и нематериальные меры поддержки — формирование арсенала нормативно-правовых и фискальных инструментов, обеспечивающих устойчивость промышленности, ее модернизацию и инновационное развитие, совершенствование систем технического регулирования и стандартизации, защита внутреннего рынка. Определяющей, на мой взгляд, частью государственной промышленной политики стало создание интегрированных корпораций и компаний для концентрации усилий на приоритетных проектах и направлениях. В их числе — Ростех, РЖД, «Объединенная судостроительная корпорация», «Объединенная авиастроительная компания»…
Законодательная, нормативно-правовая база, обеспечивающая развитие экономики, несомненно, будет укрепляться и совершенствоваться. Но необходим контроль за тем, как исполняются у нас уже принятые решения и используются выделяемые в соответствии с ними государственные вложения.
Источник
Что такое бюджетные инвестиции: цели и порядок предоставления государственных денег
Износ основных фондов за 2018 год в России составил 46,6 % (по данным Госстата). По некоторым отраслям он превысил 50 и даже 60 %. О каком экономическом росте может идти речь, если активы предприятий и организаций в таком плачевном состоянии? За счет чего им догонять и перегонять развитые страны Запада?
Для восстановления инфраструктуры и ее модернизации требуются инвестиции. Далеко не все предприятия могут себе позволить многомиллионные вливания в обновление. Бюджетные инвестиции – это деньги, которые как раз и предназначены для исправления сложившейся ситуации.
Но доступны государственные средства не всем. Вы не найдете описания этого инструмента в книгах об инвестировании, потому что частные инвесторы не могут рассчитывать на госконтракты и многомиллионные инвестиции в свои проекты. В статье поговорим о том, что такое бюджетные инвестиции, на что они тратятся, рассмотрим порядок предоставления государственных денег.
Определение
Прежде чем дать определение бюджетных инвестиций, давайте разберем классическое определение инвестиций в целом. Часто спрашиваю своих студентов, как они понимают этот термин. Ответ, как правило, один – это вложение денег в какой-то проект с целью получения прибыли. Тогда я задаю встречный вопрос: “А если речь идет о строительстве, например, детского сада? Никакой прибыли с него нет. Значит, это уже не инвестиции?” Конечно же, инвестиции. Но определение надо уточнить.
Инвестиции – это вложения средств (движимого и недвижимого имущества, нематериальных активов, земельных участков и пр.) в объекты с целью получения прибыли или достижения другого эффекта. В качестве эффекта не всегда выступает коммерческая составляющая, но также экологическая, социальная и т. д.
И инвестирование строительства детского сада как раз преследует достижение другого эффекта. Например, снижение социальной напряженности в конкретном районе путем сокращения очереди детей в дошкольные учреждения, увеличение числа рабочих мест, получение политических очков перед выборами (почему бы и нет).
Любое предприятие и организация осуществляет инвестиционную деятельность. Без этого не выдержать в конкурентной борьбе. Источники средств могут быть разные:
- собственная прибыль,
- амортизация,
- заемные средства,
- эмиссия акций и облигаций,
- средства вышестоящих организаций.
В Бюджетном кодексе дано следующее определение.
Бюджетные инвестиции – это бюджетные средства, направляемые на создание или увеличение за счет средств бюджета стоимости государственного (муниципального) имущества.
Далее в статье 79 написано, что это капитальные вложения в создание объектов капитального строительства или приобретение недвижимости. Впоследствии перечисленные объекты закрепляются за государственными предприятиями на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
Что относится к объектам капстроительства (согласно Градостроительному кодексу):
- здания и сооружения, в том числе объекты, строительство которых не завершено;
- линейные объекты (линии электропередач и связи, автодороги, трубопроводы, ж/д линии);
- некапитальные строения – строения, которые могут быть разобраны и перемещены в другое место, т. е. они не имеют прочных связей с земельным участком.
Из определения можно понять, что на средства из бюджета могут рассчитывать только государственные предприятия и организации. Однако это не так. Негосударственные юридические лица тоже имеют право на бюджетные деньги. Но в этом случае государство в лице РФ, региона или муниципального образования (смотря из какого бюджета пришли деньги) должно получить долю в уставном капитале предприятия, равную его участию в финансировании проекта.
На что тратим бюджетные деньги
Последние годы основное направление бюджетных инвестиций – дорожное хозяйство. Но эксперты ожидают изменения ситуации в связи с необходимостью исполнения последних майских указов Президента. Они предполагают вложения средств в развитие и поддержку инфраструктурных отраслей. Все финансируемые направления за последние 4 года можно проследить в таблице (по данным Минфина).
Направление | Доля государственных инвестиций по годам, % | |||
2015 год | 2016 год | 2017 год | 2018 год | |
Дорожное хозяйство | 25,8 | 27,7 | 27,7 | 30,6 |
ЖКХ | 22,3 | 23 | 19,5 | 17,1 |
Транспорт | 15,5 | 16,6 | 19,6 | 16,6 |
Образование | 10,8 | 9,3 | 10,4 | 14,2 |
Физическая культура и спорт | 4,8 | 5,1 | 4,6 | 5,1 |
Здравоохранение | 4,7 | 5,4 | 5 | 4,3 |
Социальная политика | 2 | 2,1 | 2,3 | 2,5 |
Культура, кинематография | 1,6 | 2,3 | 3,5 | 2 |
Общегосударственные вопросы | 1,6 | 1,7 | 2,1 | 1,8 |
Охрана окружающей среды | 0,7 | 0,6 | 0,3 | 0,3 |
Государство, как и частный инвестор, ищет ответ на вопрос, куда вложить деньги. Бюджетные инвестиции осуществляются с целью:
- увеличения стоимости активов государства;
- повышения эффективности работы и конкурентоспособности значимых для экономики предприятий;
- восстановления инфраструктуры жизненно важных отраслей;
- снижения износа объектов недвижимости в бюджетных учреждениях.
В 2018 году государственную поддержку получили, например, такие проекты, как:
- Строительство участка Сокольнической линии Московского метрополитена от станции “Саларьево” до станции “Столбово” – 40,8 млрд рублей.
- Строительство стартового комплекса на космодроме Восточный – 38,7 млрд рублей.
- Строительство тоннеля под Калужским шоссе и многоуровневой развязки у ТПУ “Столбово” – 27,5 млрд рублей.
- Реконструкция и строительство автомобильной дороги “Варшавское шоссе – деревня Андреевское – деревня Яковлево” – 14 млрд рублей.
- Реконструкция автомобильной дороги М-18 “Кола” от Санкт-Петербурга до границы с Норвегией – 12 млрд рублей.
Это масштабные дорогостоящие проекты. Анализ 10 крупнейших госконтрактов показал, что 8 из 10 относятся именно к дорожному хозяйству.
Порядок получения государственной помощи
Инвестирование за счет средств бюджетов всех уровней осуществляется после заключения госконтрактов. Государство, выступая в качестве инвестора, заинтересовано в эффективности финансируемого им проекта. Эффект не обязательно должен заключаться в получении прибыли.
Эффективность инвестиций можно доказать с помощью технико-экономического обоснования – серьезного документа с подробными расчетами, куда направляется каждый рубль (направления инвестирования), какой эффект он принесет (социальный, экономический, экологический, бюджетный и пр.) и когда вернется назад (срок окупаемости проекта). Без такого обоснования получить государственные деньги невозможно.
Государственные контракты заключаются на:
- проектные и изыскательские работы,
- строительство,
- реконструкцию,
- реставрацию,
- техническое перевооружение,
- приобретение объекта.
Средства из бюджета направляются государственным заказчикам (государственным органам) или организациям, которым госорганы передали свои полномочия в рамках заключения специального соглашения или решения (акта). Такими уполномоченными выступают:
- Государственные корпорации и компании, которые будут инвестировать бюджетные деньги в объекты. А последние потом перейдут в собственность Российской Федерации.
- Юридические лица, доля в уставном капитале которых принадлежит РФ. Профинансированные за счет государства объекты потом перейдут в качестве вклада в уставный капитал такого предприятия.
Например, по госконтракту на строительство стартового комплекса на космодроме “Восточный” заказчиком выступает Дирекция космодрома “Восточный”, а исполнителем, которому переданы полномочия на выполнение заказа, – производственно-строительное объединение “Казань”.
Соглашение обязательно должно содержать:
- цель инвестирования;
- объем инвестиций, распределенных по годам и по каждому финансируемому объекту;
- наименование объекта, его мощность;
- срок строительства (реконструкции) или приобретения объекта;
- права и обязанности сторон сделки;
- ответственность;
- порядок проведения проверок со стороны заказчика (госоргана).
Заключение
На самом деле главная цель бюджетного финансирования – это повышение темпов роста экономики и уровня жизни людей. Но помощь со стороны государства часто сталкивается с бюрократической волокитой, отсутствием инициативы и способности принимать грамотные решения на местах. Это приводит к неосвоенности средств и возврату их обратно в бюджет. Давно замечено, что к концу года, который всегда наступает неожиданно, резко активизируются работы по госконтрактам. Буду рада, если в ближайшие годы что-то изменится.
Источник