Рост государственных расходов снижает инвестиции

Содержание
  1. Рост государственных расходов снижает инвестиции
  2. Рост государственных расходов снижает инвестиции
  3. 15.3.2. Влияние государственных расходов и налогов на потребительские и инвестиционные решения частного сектора
  4. Читайте также
  5. Инвестиционные решения
  6. Увеличение участия частного сектора
  7. 56. Инвестиционные решения
  8. Послесловие. Что мы знаем о влиянии на экономику государственных расходов?
  9. 10. Виды государственных доходов и расходов
  10. 15.1. Потребительские решения домохозяйств
  11. 15.2. Инвестиционные решения фирм
  12. 15.3. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов
  13. Занятие 5 Потребительские решения домохозяйств
  14. Занятие 6 Инвестиционные решения фирм
  15. Занятие 7 Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов
  16. § 1. Доля государственных расходов в ВВП. Исторический опыт
  17. 5. Влияние налогов на денежные потоки предприятия
  18. Долг частного сектора
  19. Партнерство с компаниями частного сектора

Рост государственных расходов снижает инвестиции

6.12. Воздействие государственных расходов на совокупный спрос

Государственные расходы увеличивают величину совокупных расходов на рынке и стимулируют рост совокупного спроса, а следовательно, и производство ВВП. В результате государственных закупок совокупный спрос возрастает на величину государственных расходов. И, наоборот, сокращение государственных расходов означает снижение совокупных расходов и сокращение производства ВВП.
Следовательно, государственные расходы оказывают непосредственное влияние на объёмы национального производства и занятость населения. Подобно инвестициям, они также обладают мультипликацинным эффектом. Мультипликатор государственных расходов (MG) показывает приращение ВВП в результате приращения государственных расходов:

Покажем суть этого мультипликационного эффекта графически на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Мультипликатор государственных расходов

Предположим, что при данном уровне потребления, инвестиций и государственных расходов равновесное состояние макроэкономики достигалось в точке Е при объёме ВВП = 600 млрд. р. Пусть объём государственных расходов вырос на 100 млрд. р. Следовательно, прямая C + I + G сдвинется вверх на 100 млрд. р. в положение прямой C + I + G1. Теперь состояние равновесия будет достигаться в точке Е1, в которой ВВП составляет уже 800 млрд. р. Таким образом, приращение государственных расходов на 100 млрд. р. привело к увеличению ВВП на 200 млрд. р. Исходя из этого, можно сказать, что MG равен 2. По сути дела, MG по своей модели совпадает с мультипликатором инвестиций. И если исходить из того, что MPC = 1/2, то

Источник

Рост государственных расходов снижает инвестиции

Изучим проблему определения оптимального уровня государственных расходов для стимулирования экономического роста

Тенденция к сокращению государственных расходов в России идеологически основывалась на подходе последователей классической школы. Они считали одним из главных отрицательных последствий вмешательства государства в экономику осуществление им широких внутренних и внешних заимствований и чрезмерную величину государственного долга.

По их мнению, рост государственного долга неизбежно влечет за собой инвестиционный кризис, проявляющийся следующим образом.

Во-первых, осуществляя заимствования на внутреннем рынке, государство лишает частный сектор ресурсов, которые могли быть использованы в качестве производственных инвестиций. Заимствования приводят к росту процентных ставок в смежных секторах рынка, что делает кредиты слишком дорогими для заемщиков, сводя на нет возможность инвестирования банковского капитала в реальный сектор (срабатывает так называемый эффект вытеснения государственными расходами частных инвестиций).

Во-вторых, обслуживание внешнего долга ведет к чистым вычетам из национальных финансовых ресурсов. Так, в частности, приводятся данные, согласно которым в 1992-1995 гг. фактические расходы по обслуживанию и погашению внешнего долга постоянно возрастали – с 1,3 до 6,7 млрд дол. Причем более ускоряющимися темпами по сравнению с динамикой ВВП происходил темп спада капиталовложений. Так, в 1993 году темпы спада капитальных вложений превосходили темпы спада ВВП в 1,4 раза, в 1994 году – в 1,9 раза, в 1995-1996 гг. – в 2,8-3,2 раза.

С их точки зрения, исходя из этих данных, вывод о негативном влиянии государственного долга на макроэкономическую динамику представляется очевидным.

Сторонники классической школы для оценки степени воздействия государства на экономику предлагают сравнить, с одной стороны, размеры государства, выражающиеся в объеме контролируемых им финансовых ресурсов, а с другой стороны, изменение экономической эффективности в зависимости от размеров государства.

Таким образом, с их точки зрения, выгода или ущерб от деятельности государства является функцией от двух переменных: объема контролируемых государством ресурсов и степени эффективности их использования.

Характер воздействия государственной деятельности на эффективность национальной экономики можно оценить косвенным образом – по масштабам роста (сокращения) национального продукта в результате изменения государственных расходов.

На их взгляд, выделяется три направления воздействия государства на экономику.

Во-первых, устанавливая законы, правила и т. д., выступая в качестве регулятора поведения хозяйствующих субъектов, государство воздействует на движение частных финансовых ресурсов. В этом случае результатом государственного регулирования будет разница между суммарными доходами и расходами частного сектора, вынужденного соответствовать требованиям, устанавливаемым государством.

Во-вторых, часть ресурсов, изымаемых государством из частного сектора с помощью налогов и займов, государство вновь возвращает в негосударственный сектор, перераспределяя ресурсы. В этом случае доход (ущерб) от такого перераспределения заключается в изменении эффективности использования ресурсов по сравнению с возможной эффективностью их использования без его вмешательства. Объем перераспределяемых ресурсов равняется суммарной величине государственных трансфертов и инвестиций.

Читайте также:  Инвестируйте с нами сбербанк

В-третьих, часть изымаемых из частного сектора ресурсов государство использует на свое содержание и производство общественных благ – услуг в области национальной безопасности, образования, внешней политики и т. п.

В этом случае экономический ущерб от деятельности государства будет эквивалентен сумме дополнительного государственного потребления сверх уровня, необходимого для производства общественных благ и дополнительных трансакционных издержек, которые частный сектор вынужден нести в силу отсутствия производства либо низкого качества произведенных государством общественных благ.

Указанные выше расходы на государственное потребление, обслуживание и погашение государственного долга, а также трансакционные издержки частных компаний, компенсирующие неэффективность исполнения государством своих функций, являются прямым вычетом из общественного благосостояния.

Для проверки воздействия государственной нагрузки на эффективность экономики сравниваются величины дефицита государственного бюджета и государственных расходов с темпами прироста ВВП.

Значительные размеры дефицита и государственных расходов в 1992 году сопровождались самым глубоким спадом производства. Резкое сокращение масштабов государственной деятельности в 1995 году привело к значительному уменьшению спада производства. В 1996 году возросли и дефицит, и государственные расходы, что привело к увеличению темпов снижения ВВП.

Таким образом, сторонники классической школы делают вывод о наличии отрицательной обратной связи между величиной государственных расходов и темпами роста производства.

В качестве инструментов при осуществлении стратегии роста экономики ими называется значительное сокращение государственных расходов, прежде всего, на социальные нужды, государственное управление, дальнейшая приватизация большинства государственных предприятий, проведение военной, аграрной, коммунальной реформ.

Однако ряд отечественных экономистов, в частности Л. Фридман, М. Видясов, В. Мельянцев, а также Е. Гурвич, придерживаются несколько иной точки зрения. Так, ими оспаривается утверждение о существовании прочной отрицательной связи показателей доли госрасходов и динамики ВВП. Также, на их взгляд, нет оснований считать, что увеличение в развитых странах доли государственных расходов до 37-45 % ВВП само по себе обусловило (даже при увеличении налоговой нагрузки) существенное торможение экономического роста.

Вместе с тем ими отмечается, что существенное превышение величины доли государственных расходов в ВВП показателя 55-65 % (что наблюдалось, в частности, в Швеции, Исландии) могло негативно отразиться на динамике ВВП в связи с действием эффекта вытеснения.

В каждой стране существует свой подход к вопросу оптимального уровня величины государственных расходов в ВВП: в США и Японии ниже, в Европе выше, поэтому нельзя, на взгляд авторов, делать однозначный вывод об оптимальном для данной экономической системы уровне доли государственных расходов в ВВП. Ведь полученные таким образом содержательные и высокоинформативные результаты при упрощенном подходе к их интерпретации могут неправомерно получить статус нормативных и даже директивных.

Также нельзя говорить о том, что государственные расходы являются безусловным тормозом экономического роста.

Государственные расходы на эффективное управление и поддержание социальной инфраструктуры способствуют созданию атмосферы рациональных ожиданий и снижению трансакционных издержек у производителей и потребителей. Они положительно влияют на экономическое развитие по нескольким направлениям.

Во-первых, расходы на образование и здравоохранение повышают эффективность экономики за счет улучшения качества человеческого капитала.

Во-вторых, государственные капиталовложения, наряду с частными, вносят важный вклад в экономическое развитие. При этом наиболее эффективными признаются те капиталовложения, которые не заменяют, а дополняют частные. Это относится в первую очередь к инвестициям в производственную инфраструктуру общего пользования (прежде всего транспорт и связь), где рынок не обеспечивает достаточного количества вложений, устраняя несовершенство рынка, его «провалы».

Наконец, расходы на обеспечение законности и общественного порядка защищают права собственности и тем самым служат необходимым и важным условием функционирования рыночной экономики.

Ряд моделей эндогенного роста, в частности Бэрроу и Сала-и-Мартин, а также Ребело приходят к выводу, что зависимость темпов экономического роста от государственных расходов имеет вид «горба»: излишне большие расходы требуют чрезмерно высоких налогов, которые угнетающе действуют на рост.

Однако слишком сильное сокращение государственных расходов приводит к тому, что ряд необходимых функций государства не выполняется, что снижает темпы роста. Таким образом, равно вредны как чрезмерно высокие, так и чрезмерно низкие налоги, детерминирующие соответствующую величину государственных расходов.

Таким образом, эмпирическое измерение влияния уровня государственных расходов на экономический рост дает противоречивые результаты. В одних работах для государственного потребления получается отрицательная связь с экономическим ростом, в других такая связь отсутствует, а отдельные авторы находят даже положительную связь. Вместе с тем практически во всех исследованиях обнаруживается сильное положительное влияние на рост государственных инвестиций в ключевые отрасли экономики.

Некоторые авторы, в частности Истерли и Ребело, сообщают также о значительном влиянии государственных инвестиций на частные.

Базирование стратегии экономического роста на резком сокращении государственных расходов противоречит общемировой тенденции опережающего роста доли государственного потребления в ВВП по сравнению с ростом ВВП, известной как закон Вагнера. В особенности растут государственные расходы на здравоохранение и образование.

Сокращение государственных расходов целесообразно только тогда, когда их уровень завышен по сравнению с оптимальным уровнем. Однако вовсе не очевидно, что такая ситуация имеет место в России.

Читайте также:  Как заработать инвестиции альфа банк

Так, С. Гомулка считает, что благоприятная для инвестиций и роста макроэкономическая среда включает, наряду с другими условиями, поддержание расходов бюджета в диапазоне от 30 до 40 % ВВП. Он приводит данные о том, что средний уровень таких расходов в странах с переходной экономикой Центральной и Восточной Европы (наиболее успешно по всем показателям преодолевшим период реформ, таких, как Словения, Чехия, Польша, Венгрия) составил в 1997 году и 1998 году в среднем 43 % ВВП (отклонение 3 %) при средних темпах роста 4,6 и 3,9 %.

В выборке из 15 стран с переходной экономикой государственное потребление составляло в 1995 году в среднем 18 % ВВП, что превосходило уровень России (17 %). Большинство успешно реформировавшихся стран (за исключением Венгрии) имели, по этим данным, уровень государственного потребления выше, чем Россия: Польша – 18 % ВВП, Словакия, Словения, Чехия – по 20 %, Эстония – 21 %.

И, напротив, страны с таким же, как у России, или более низким государственным потреблением чаще относились к группе с худшими показателями экономической динамики: Болгария имела потребление на уровне 17 % ВВП, Македония и Румыния – 14 %, Азербайджан – 14 % и Албания – 12 % ВВП.

Таким образом, нельзя исключить вероятность того, что Россия уже находится ниже оптимального уровня государственных расходов и дальнейшее их сокращение окажет негативное воздействие на экономическую динамику.

В связи с этим целесообразным представляется замена категорий «маленькое государство» в подходе сторонников классической школы на «эффективное государство». Именно решение вопроса эффективности функционирования государственного сектора должно быть одной из основных задач правительства.

Наряду с анализом источников экономического роста на уровне моделей экономической динамики существует множество эконометрических исследований, где изучается связь между темпами роста различных стран в разные периоды времени и показателями, которые могут влиять на рост.

Таким образом, очевидно многообразие подходов к установлению оптимального уровня государственных расходов и экономического роста как в теоретическом, так и практическом аспектах.

Источник

15.3.2. Влияние государственных расходов и налогов на потребительские и инвестиционные решения частного сектора

15.3.2. Влияние государственных расходов и налогов на потребительские и инвестиционные решения частного сектора

Государство оказывает воздействие на потребительское поведение домохозяйств при помощи влияния налогов на их межвременные бюджетные ограничения. Домашние хозяйства реагируют как на изменение налоговой ставки, так и на рост государственных расходов. Колебания в налогах прямо влияет на бюджетные ограничения домохозяйств, что непосредственно отражено в представленном уравнении:

Изменения в налогах могут носить временный, постоянный, ожидаемый характер, что по-разному отражается на поведении потребителей.

Временное изменение налогов, например их рост, в условиях сбалансированного бюджета, т. е. когда изменение в налогах (T) сопровождается равными изменениями в государственных расходах (G), оказывает влияние на потребление (C 1), уменьшая его, но в меньшей мере, чем наблюдается рост налогов.

Временное увеличение налогов приводит лишь к временному падению располагаемого дохода. Домохозяйства, стремясь стабилизировать доход, будут в период высоких налогов занимать в счет будущих доходов.

Таким образом, при росте налогов сбережения в частном секторе снижаются, государственные сбережения остаются постоянными, общенациональные сбережения сокращаются.

Систематический рост налогов приводит к падению постоянного располагаемого дохода. Домашние хозяйства в большей степени, чем при временном росте налогов, сократят объем потребления, возможно, сбережения частных лиц сократятся на меньшую величину или вообще останутся неизменными.

Несколько иная трактовка влияния изменений доходов и расходов на потребление отличается кейнсианским направлением. Кейнсианцы также признают обратную зависимость между изменением налогов и потреблением домашних хозяйств, но объясняют эту зависимость с помощью особой разновидности мультипликатора государственных расходов [1/(1 – C y)]. Он показывает, насколько изменится величина национального дохода при изменении государственных расходов на единицу.

В результате мультипликативного процесса в экономике отмечаются два эффекта роста:

• спроса со стороны частных лиц.

Влияние государственных расходов и налогов несколько в ином аспекте сказывается на инвестиционных решениях предпринимателей. В соответствии с функцией инвестиций рост процентной ставки сокращает инвестиционный процесс. Отсюда, встает задача: проследить зависимость – динамика доходов и расходов государства? колебания процентной ставки? изменения частных инвестиций.

Важным аспектом принятия инвестиционных решений является проблема распределения сбережений, являющихся источником финансирования, между государственными и частными секторами.

С позиции теоретиков неоклассического толка рост налогов в краткосрочном периоде не влияет на потребление, но сокращает уровень частных сбережений, соответственно, ресурсная база инвестирования уменьшается.

Механизмом, сокращающим размеры инвестирования, является рост процентной ставки на рынке сбережений и инвестиций.

Долговременный характер роста налогов на частных сбережениях не отражается. Когда происходит частичное сокращение сбережений, то инвестиции сокращаются, но не пропорционально росту налогов.

Концепция Кейнса трактует одинаковое увеличение расходов и доходов государства через мультипликативный эффект, приводящий к росту национального дохода, с одной стороны, возрастает и потребление, и сбережения, а, следовательно, и инвестиции. Однако осуществление реальных инвестиций зависит от динамики ставки процента. Но, с другой стороны, рост национального дохода приводит к росту спроса на деньги, росту ставки процента, сокращению инвестиционных проектов. Данное падение инвестиций частично компенсируется сбережениями, которые образовались в результате роста национального дохода.

Читайте также:  Для собственного капитала как источника финансирования реальных инвестиций характерна

Государство своей политикой может регулировать объем инвестиций.

Налоговая политика, как правило, влияет на сокращение инвестиций, уменьшая ее ресурсную базу, например, повышение налога на прибыль, сокращение инвестиционного налогового кредита, уменьшение амортизационных льгот и т. д. Однако на практике фирмы уплачивают налог и получают субсидии, что влияет на принятие оптимальных инвестиционных решений.

К числу таких льгот можно отнести:

• налоговые скидки на инвестиции – инвестиционный налоговый кредит, который сокращает налоговые платежи фирм на определенную величину с каждой денежной величины, израсходованной на приобретение товаров;

• ускоренный регламент амортизационных отчислений, согласно которому фирма вычитает из корпоративных налогов сумму, отражающую износ основных фондов. Чем больше принятые нормы амортизации, тем больше суммы средств, сэкономленных за счет налоговых скидок на амортизацию.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Читайте также

Инвестиционные решения

Инвестиционные решения Компания может осуществлять множество инвестиционных проектов. Работа финансового менеджера заключается в оказании помощи руководству по оценке инвестиционных проектов, ранжировании их и осуществлении правильного выбора. МВА называют эту

Увеличение участия частного сектора

Увеличение участия частного сектора Первая и самая основная рекомендация Транспортного совета Дании заключалась в перераспределении участия государства и частного сектора в процессе разработки проекта и привлечении частного рискового капитала в схему

56. Инвестиционные решения

56. Инвестиционные решения Решения в сфере управления инвестициями можно разделить на три блока.I. Отбор и ранжирование. Инвестиционная деятельность осуществляется в различных условиях, и обычно перед инвестором имеется не одна, а по крайней мере несколько возможностей

Послесловие. Что мы знаем о влиянии на экономику государственных расходов?

Послесловие. Что мы знаем о влиянии на экономику государственных расходов? Одна из главных идей моей книги заключается в том, что в экономике, находящейся в глубоком кризисе, когда процентные ставки, которые могут контролировать монетаристские власти, близки к нулю,

10. Виды государственных доходов и расходов

10. Виды государственных доходов и расходов Доходы включают обязательные безвозвратные платежи, которые поступают в бюджет и делятся на три группы:1) налоговые;2) неналоговые;3) безвозмездные перечисления.Центральное место в системе государственных доходов занимают

15.1. Потребительские решения домохозяйств

15.1. Потребительские решения домохозяйств 15.1.1. Межвременной выбор потребителя и его оптимизация Ирвинг Фишер впервые поставил вопрос о возможности оптимизации потребительского выбора путем сопоставления потребления в настоящем и будущем. При этом в модели исследуются

15.2. Инвестиционные решения фирм

15.2. Инвестиционные решения фирм 15.2.1.Поведение фирм при формировании автономных инвестиций В макроэкономической теории существуют несколько концепций принятия инвестиционных решений, касающихся автономных инвестиций.Согласно неоклассической теории фирма в условиях

15.3. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов

15.3. Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов 15.3.1. Бюджетный дефицит и государственный долг Будучи самостоятельным экономическим субъектом, государство осуществляет расходы и нуждается в доходах. Самым важным

Занятие 5 Потребительские решения домохозяйств

Занятие 5 Потребительские решения домохозяйств Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Макроэкономическую трактовку сущности потребительского выбора.2. Оптимизацию потребительского выбора и межвременные бюджетные ограничения

Занятие 6 Инвестиционные решения фирм

Занятие 6 Инвестиционные решения фирм Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Тип инвестиций. Функции инвестиций. Мотивы принятия инвестиционных решений.2. Оптимальный запас капитала и формирование индуцированых инвестиций. Принцип

Занятие 7 Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов

Занятие 7 Воздействие государства на потребительские и инвестиционные решения экономических субъектов Семинар Учебная лаборатория: обсуждаем, отвечаем, дискутируем… Обсуждаем1. Доходы, расходы и сбережения государственного сектора экономики.2. Бюджетный дефицит и

§ 1. Доля государственных расходов в ВВП. Исторический опыт

§ 1. Доля государственных расходов в ВВП. Исторический опыт На рубеже XVIII–XIX вв. в Англии, где впервые начался современный экономический рост, доминировали представления о том, что государственные расходы следует ограничить: люди сами должны решать, как им вести свои

5. Влияние налогов на денежные потоки предприятия

5. Влияние налогов на денежные потоки предприятия Отчет о движении денежных средств является четвертым основным отчетом в составе финансовой отчетности предприятия. Цель данного отчета заключается в предоставлении информации о денежных поступлениях и денежных

Долг частного сектора

Долг частного сектора Неудивительно, что весьма рыхлая (некоторые сказали бы – безалаберная) валютная политика США привела к помрачению всего частного сектора патологической страстью к расходам. Частный сектор тратит так, словно завтра никогда не наступит. Но оно

Партнерство с компаниями частного сектора

Партнерство с компаниями частного сектора В нашей книге «Corporate Social Responsibility: Doing the Most Good for Your Company and Your Cause» (New York: Wiley, 2005) («Социальная ответственность бизнеса: как добиться самого лучшего для вашей компании и для вашего дела») представлены 6 разных социальных инициатив,

Источник

Оцените статью