Российский экологический оператор инвестиции

«Российский экологический оператор» планирует привлекать частные инвестиции в сферу ТКО с помощью зеленых облигаций

25 марта 2019 года состоялось первое заседание Общественного совета при Минприроды России, в рамках которого прошло обсуждение вопросов развития в России рынка зеленых облигаций и хода реализации новой реформы обращения с отходами. В частности, было отмечено, что в настоящее время в сферу ТКО инвестировано порядка 20 млрд рублей, однако совокупные потребности отрасли оцениваются в 200-300 млрд рублей. По словам экспертов, решить проблему недофинансированности может только привлечение частных инвестиций, в том числе с применением механизмов зеленых облигаций.

В ходе заседания были обозначены два основных направления деятельности совета — реализация национального проекта «Экология» и общественный контроль, в том числе оценка нормативно-правовых актов, качества госуслуг, антикоррупционной экспертизы и кадровой работы Минприроды России.

Генеральный директор публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев в рамках первого заседания Общественного совета при Минприроды России отметил, что отрасль ТКО требует масштабного привлечения внебюджетных средств. По разным оценкам, потребности отрасли и инвестициях оцениваются от 200 млрд до 300 млрд рублей. При этом в настоящее время привлечено только порядка 20 млрд рублей, что является совершенно недостаточным для решения глобальных проблем, стоящих перед страной.

Среди сдерживающих факторов развития отрасли Денис Буцаев назвал недостаточность проработки нормативно-правовой базы, невысокую платежную дисциплину, различия в подходах к оценке нормативов накопления. Кроме того, в настоящее время тарифы в сфере обращения с ТКО становятся предметом общественного недовольства и политических механизмов, что приводит к тому, что тарифы непостоянные и непрогнозируемые даже в пределах короткого временного промежутка. При этом инвестиции в сферу ТКО — это, в большинстве своем, длинные деньги, требующие тщательной проработки финансовой модели возвратности средств. Также, по словам Дениса Буцаева, на региональных рынках ощущается и сопротивление «старых» игроков, тех, кто не захотел включиться в построение новой цивилизованной системы обращения с отходами.

Среди механизмов решения данных проблем, по мнению генерального директора публично-правовой компании «Российский экологический оператор», создание федеральной территориальной схемы, которая учтет как образователей отходов, так и все инфраструктурные элементы — как созданные, так и подлежащие созданию. Кроме того, те, кто инвестируют через зеленые облигации должны рассчитывать на определенные преференции, в том числе, налоговые. В особо значимых высокостоимостных объектах можно предусмотреть государственную поддержку. Денис Буцаев также считает, что широкое обсуждение и общественный контроль над сферой зеленых проектов и облигаций приведет к возрастанию авторитета указанного инструмента. В планах публично-правовой компании многократное увеличение объемов зеленых облигаций в России.

Исполнительный директор Национальной ассоциации концессионеров и долгосрочных инвесторов в инфраструктуру (НАКДИ) Светлана Бик рассказала об историческом событии: первый в России выпуск зеленых облигаций компании «Ресурсосбережение ХМАО» включен в международный реестр зеленых бондов — базу данных Environmental Finance Bond Database. Кроме того, в вышедшем годовом отчете зеленых, социальных и устойчивых облигаций Environmental Finance Bond Database Россия впервые значится в числе стран, выпустивших зеленые бонды.

Светлана Бик подчеркнула, что несмотря на скромный в мировом масштабе объем выпуска — 1,1 млрд рублей — Россия заявила о себе, как о стране, готовой развивать данный инструмент на своем рынке. Для дальнейшего развития рынка ответственного инвестирования необходима тщательная проработка оценки рисков для инвесторов. Светлана Бик предложила включить вопросы развития зеленых облигаций в число задач национального проекта «Экология», так как данные бонды эффективно соединяют в себе два разных направления — финансовую выгоду и экологический эффект.

Секретарь Общественной палаты России Валерий Фадеев отметил важность экологической повестки. Причем, по его словам, экология стала во многом политическим направлением, а не хозяйственным. В частности, вопросы сбора и вывоза бытового мусора, которые стали гигантской проблемой в большинстве регионов страны. Мусор — фундаментальнейшая проблема для России в настоящее время. Общественные советы и организации должны активно участвовать в решении этих задач.

В Общественный совет при Минприроды России вошли 28 представителей некоммерческих организаций, в том числе Альбина Дударева (Международный центр наилучших природоохранных технологий, председатель комиссии Общественной палаты России по экологии и охране окружающей среды), Иван Еремин (Институт стратегических коммуникаций и социальных проектов, генеральный директор ООО «Федерал Пресс.Медиа»), Ринат Гизатулин(«Деловая Россия»), Сергей Алексеев (Торгово-промышленная палата РФ), Александр Закондырин (Ассоциация организаций в области переработки и утилизации отходов «Экосистема Подмосковья»), Игорь Честин (Всемирный фонд природы), Кирилл Чистяков (Русское географическое общество) и другие.

На первом установочном заседании было решено создать рабочую группу Общественного совета Минприроды России для анализа поступивших предложений к формированию структуры Совета и плана работы на год.

Читайте также:  Ripple криптовалюта решение суда

Общественный Совет при Минприроды России впервые был создан в 2011 году с полным учетом всех необходимых требований законодательства. За время совместной работы было рассмотрено более 180 вопросов по стратегическим документам. Заседания Совета проходят в открытом режиме, приглашаются представители СМИ, эксперты, заинтересованные граждане. Приказом Минприроды России от 5 марта 2019 года № 135 утвержден новый состав Совета (третий с 2011 года) и его Положение.

Подробнее в видеозаписях выступлений Дениса Буцаева и Светланы Бик.

Источник

«Российский экологический оператор» будет стимулировать частные инвестиции в сферу обращения с ТКО

25 февраля 2019 года в Сколково состоялся Первый профессиональный диалог представителей отрасли управления отходами в России, посвященный обсуждению актуальных вопросов формирования новой системы обращения с отходами, в том числе ТКО. Было отмечено, что более 80% субъектов перешли на новую систему. Кроме того, в рамках деятельности публично-правовой компании «Российский экологический оператор» планируется применение полного спектра инструментов по привлечению инвесторов, в том числе зеленые облигации.

В ходе диалога было отмечено, что по прогнозам Минприроды России, 90% регионов страны «включатся» в реформу в 2019 году. В настоящее время выбран 241 региональный оператор на 262 зонах деятельности, приступили к работе — 196 региональных операторов.

Руководитель публично-правовой компании «Российский экологический оператор» Денис Буцаев отметил важность стандартизации и разработки понятной методики определения норматива накопления и тарифообразования. По его словам, тариф должен быть справедливым и для населения, и для оператора. Необходимо серьезно работать над себестоимостью услуги, стараясь снизить ее. Для этого необходимо использовать, в том числе, типовые технологические решения и возможности оптимизации территориальных схем.

Также он рассказал о привлечении внебюджетных инвестиций в новый сектор экономики. Планируется к запуску полный спектр инструментов по привлечению инвесторов в отрасль. Денис Буцаев отметил, что в настоящее время многие заявляют об инвестиционной непривлекательности отрасли. Но отрасль привлекательная для добросовестных и думающих инвесторов. В ней нет быстрых денег, но сфера обращения с ТКО может быть устойчивым долгосрочным бизнесом с хорошими экономическими показателями. Это возможности субсидий, а также привлечения государственно-частного партнерства, «длинных» денег и использования зеленых облигаций.

Среди основных проблем отрасли обращения с отходами в России выделяются:

— отсутствие единых принципов организации отрасли, прозрачности, четких стандартов и методик в сфере обращения с ТКО,

— технологическое отставание в сфере обращения с ТКО в связи с неразвитостью рынка,

— отсутствие разнообразных инструментов государственного финансирования бизнеса в сфере обращения с ТКО,

— незрелость рынка в сфере обращения с ТКО.

В настоящее время объем утилизации отходов не превышает 8%, менее 0,5% объектов захоронения соответствует законодательству РФ, малые населенные пункты не обеспечены услугой по обращению с ТКО.

Определены направления работы публично-правовой компании на первый год деятельности:

1. Оценка и гармонизация существующей нормативно-правовой базы. Разработка комплекса нормативно-правовых актов (НПА), учитывающего особенности проводимой реформы. Что позволит избежать противоречий иных отраслевых НПА с действующим законодательство в сфере обращения отходов, сформировать сбалансированную нормативную базу для реализации реформы

2. Формирование единой информационно-аналитической платформы, включая банк информации и данных. Разработка единой методологии и стандартов. Формирование единой федеральной территориальной схемы обращения с отходами, банка лучших технологий, принципов финансово-обоснованного тарифного регулирования и предложений по инвестиционным программам.

3. Формирование и реализация разнообразных инструментов привлечения финансирования в инвестиционные проекты для реализации реформы. Позволит максимально привлечь внебюджетное финансирование. Решит задачи регионов по привлечению дополнительного финансирования в проекты без увеличения уровня государственного долга субъекта.

Основными целями деятельности являются доведение доли твердых коммунальных отходов, направленных на захоронение, в общем объеме образованных ТКО, до не более 40%, создание прозрачной системы расчета тарифа, внедрение новых технологий переработки и рециклинга, удовлетворенность населения реализацией комплексной системы обращения с ТКО.

В ходе встречи также была затронута тема конкретных мероприятий по снижению стоимости услуги для населения: решение Правительства России об освобождении региональных операторов от НДС и налога на прибыль, фиксирование ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду на ближайшие несколько лет.

Директор регионального оператора Саратовской области Михаил Андреев отметил, что усилия федеральной власти по проведению реформы обращения с отходами имеют огромное значение. Задача поставлена Президентом России, Правительство России контролирует все аспекты реализации, установлена персональная ответственность глав регионов, заявлено о поддержке со стороны депутатского корпуса, политических партий. Саратовская область стала одной из первых, где заработал региональный оператор и было отмечено, что у нас полностью реализуется смысл реформы – обеспечение безопасной обработки отходов. Ранний старт позволил уже к февралю 2019 года обеспечить поступление более 1 млн кубометров ТКО из Саратова на экологически безопасную обработку и захоронение.

Публично-правовая компания создана в соответствии с Указом Президента России от 14.01.2019 № 8 «О создании публично-правовой компании по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами «Российский экологический оператор». Компания создается в целях формирования комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами, обеспечения управления указанной системой, предотвращения вредного воздействия таких отходов на здоровье человека и окружающую среду, вовлечения их в хозяйственный оборот в качестве сырья, материалов, изделий и превращения во вторичные ресурсы для изготовления новой продукции и получения энергии, а также в целях ресурсосбережения.

Читайте также:  Инвестиции учебник для университетов

Является одним из ключевых инструментов реализации федерального проекта в составе нацпроекта «Экология» — «Формирование новой комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами», на реализацию которой предусмотрено порядка 78 млрд рублей. Кроме того, средства экологического сбора, более 20 млрд руб. — это средства на создание новой отрасли обращения ТКО, софинансирование для строительства мусороперерабатывающих заводов, а также на формирование единой федеральной системы по обращению с отходами.

Ранее, 19 февраля 2019 года руководителем публично-правовой компании «Российский экологический оператор» был назначен Денис Буцаев.

Источник

Для РЭО доходы оказались важнее отходов

Генеральная прокуратура в ходе плановой проверки работы Российского экологического оператора (РЭО) и его учредителя Минприроды за 2019–2020 годы «выявила многочисленные нарушения федерального законодательства». Это следует из письма первого заместителя генпрокурора Александра Буксмана, которое он отправил 27 января министру природных ресурсов и экологии Александру Козлову.

У РБК есть копия письма. Представители Минприроды и Российского экологического оператора подтвердили его подлинность. Проверка проведена в октябре–декабре 2020 года по поручению генпрокурора Игоря Краснова, сообщили РБК в пресс-службе Генпрокуратуры.

Какие нарушения выявила Генпрокуратура

РЭО был создан в январе 2019 года по распоряжению президента Владимира Путина в статусе публично-правовой компании для курирования мусорной реформы, которая стартовала в России как раз в этот момент. Ее цель — создание экономики полного цикла с повышением доли переработки отходов и снижением доли их захоронения. В каждом регионе должны появиться и быть утверждены территориальные схемы сбора, обработки и утилизации мусора, а также выбраны региональные операторы.

Первым гендиректором компании стал Денис Буцаев, который до этого был зампредом правительства Московской области. В ноябре 2019 года он ушел в отставку, но вернулся на этот же пост спустя год — 20 ноября 2020 года. С января по октябрь 2020 года должность главы компании занимал Илья Гудков.

Генпрокуратура обнаружила почти двукратное превышение расходов на зарплаты РЭО в 2019 году, на которое было дано согласие Минприроды. На зарплаты было направлено 146,6 млн руб. вместо согласованных 79,45 млн руб. «за счет использования денежных средств, предназначенных на другие целевые статьи расходов», пишет Буксман. Общий транш из бюджета в качестве имущественного взноса в капитал оператора составил 220 млн руб. По словам источника РБК, близкого к РЭО, бюджет на всю работу компании за этот год составил менее 500 млн руб. «При этом министерством (Минприроды. — РБК) за весь период деятельности Российского экологического оператора ни разу не проводились проверки и ревизии расходования им средств федерального бюджета», — указывает Буксман.

Согласно письму РЭО также проводил «неправомерные» выплаты квартальных премий сотрудникам на общую сумму 76,7 млн руб. Решение о выплатах этих премий за второй и третий кварталы 2019 года было принято в октябре того же года «в отсутствие сэкономленных средств и заработанных средств». Но фактически они были выплачены в первом полугодии 2020 года также за счет средств федерального бюджета. В июле 2019 года в Telegram-каналах появился список зарплат, бонусов и премиальных надбавок руководства РЭО, согласно которому совокупный доход главы компании должен был составлять 2,66 млн руб. в месяц. «У меня зарплата около 950 тыс. [руб.], по-моему, включая бонусы. Официальный оклад в настоящий момент 510 тыс. [руб.], дальше надбавки», — заявил в ответ на это Буцаев в интервью РБК в ноябре 2019 года.

Кроме того, Генпрокуратура пришла к выводу, что до сих пор не принята стратегия развития компании на пять лет, призванная определить целевые показатели и ожидаемые результаты деятельности. «Минприроды и компанией не принимаются необходимые меры по формированию комплексной системы обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), предотвращению их вредного воздействия на окружающую среду, не осуществляется координация федеральных и региональных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления», — говорится в письме. В частности, РЭО не организовал ежемесячный мониторинг достижения в регионах показателей федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами», а направляемые в министерство отчеты «нередко содержат неполные, недостоверные и документально не подтвержденные сведения».

Более того, в ходе проверки было «вскрыто незаконное перекладывание министерством на Российского экологического оператора полномочий, отнесенных к компетенции федеральных органов исполнительной власти», пишет Буксман. Так, по приказу Минприроды Буцаев был назначен руководителем реализации проекта «Комплексная система обращения с ТКО», что «противоречит» паспорту нацпроекта «Экология» — такая обязанность должна быть возложена на замминистра.

Читайте также:  Учет инфляции при оценке денежных инвестиций

Минприроды является учредителем и главным распорядителем средств федерального бюджета, передаваемых РЭО в качестве имущественного взноса, с момента основания компании. С мая 2019-го по ноябрь 2020 года министерство возглавлял Дмитрий Кобылкин. После его отставки новым министром был назначен Александр Козлов.

Как должны быть исправлены нарушения

Генпрокуратура пришла к выводу о «самоустранении» Минприроды от правового и финансового обеспечения РЭО государственных задач по формированию комплексной системы по обращению с ТКО. Буксман поручил принять «конкретные меры» по устранению допущенных нарушений закона и их причин.

Министерство и РЭО должны обеспечить «надлежащую» реализацию задач по улучшению экологической обстановки в России и формированию комплексной системы обращения с мусором. Минприроды поручено «взять под контроль» деятельность РЭО, в том числе расходование средств федерального бюджета, и ускорить утверждение стратегии развития и «объективного отчета» о деятельности компании.

Блок видео рекомендаций

Среди поручений заместителя генпрокурора — решение вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, «виновных в допущенных нарушениях законодательства». «В качестве дисциплинарного взыскания по общим правилам Трудового кодекса (ст. 192) предполагается: замечание, выговор или увольнение по соответствующим основаниям», — отмечает Наталья Беляева, гендиректор юридической компании «Дельфи», замглавы комитета по переработке отходов и вторичным ресурсам «Деловой России». Законом «О государственной гражданской службе» дополнительно предусмотрен такой вид дисциплинарного наказания, как предупреждение о неполном должностном соответствии, добавляет она.

По словам Беляевой, предписание Генпрокуратуры не предполагает каких-то резких выводов, материальных взысканий или уголовной ответственности для виновных должностных лиц Минприроды и РЭО. Она считает, что нынешнему руководителю компании Денису Буцаеву, несмотря на обвинение в чрезмерных выплатах и других нарушениях, не грозит увольнение. Вице-премьер Виктория Абрамченко, которая возглавляет набсовет РЭО, поручила Минприроды и компании разработать и утвердить план устранения выявленных нарушений с указанием конкретных сроков и ответственных лиц, сказала РБК ее представитель Марта Галичева. «По итогам служебной проверки, в частности, будет определено взыскание для сотрудников. Предположения и выводы делать преждевременно», — добавила пресс-секретарь Минприроды Марина Евсеева.

Какие меры примут Минприроды и РЭО

Евсеева сообщила РБК, что глава Минприроды Александр Козлов с 12 февраля организовал служебную проверку должностных лиц, отвечавших за создание стратегии работы РЭО и распределение полномочий по федеральному проекту «Комплексная система по обращению с отходами» на предмет возможного нарушения закона. Она будет длиться месяц, и о ее результатах доложат в Генпрокуратуру.

Как глава Минприроды проводил проверку закупки мусорных контейнеров

Через несколько дней после назначения в Минприроды, в ноябре 2020 года, Александр Козлов организовал служебную проверку по факту неисполнения поручений вице-премьера Виктории Абрамченко, связанных с закупкой контейнеров для раздельного сбора отходов в регионах. Тогда речь также шла о дисциплинарных взысканиях, предусмотренных законом о государственной службе. По итогам этой проверки уволился замминистра Константин Румянцев, который до начала сентября прошлого года курировал деятельность подразделений министерства, ответственных за обращение с отходами.

По словам представителя РЭО, в компании также проанализировали письмо Генпрокуратуры и разработали план конкретных мероприятий по устранению замечаний. «Этот план утверждается генеральным директором [Денисом Буцаевым] и будет представлен на совместное рассмотрение с участием представителей Генеральной прокуратуры. По ряду пунктов внутри компании инициированы служебные проверки должностных лиц», — добавил он.

Он указывает, что начало мусорной реформы было связано со многими сложностями, в числе которых проблемы с ее реализацией в отдельных муниципалитетах и регионах, сложные и длительные бюрократические процедуры, отсутствие нормативно-правового регулирования, а также противоречия в решении ключевых вопросов развития отрасли со стороны участников процесса. «Сметы на самые примитивные, жизненно необходимые расходы согласовывались месяцами. Потом произошла смена гендиректора, а затем и смена правительства. Начался процесс формирования нового набсовета и пандемия», — добавляет источник, близкий к РЭО.

Собеседник РБК утверждает, что из-за отсутствия работающих механизмов в 2019–2020 годах было невозможно реализовать меры поддержки отрасли. Это признавала и Абрамченко. «Сейчас, согласно нормативным документам, РЭО может инвестировать в компании — переработчики отходов, уставный капитал которых не превышает 10 тыс. руб. Когда начинаешь оценивать риски, понимаешь, что не можешь с бюджетными деньгами войти в капитал такой организации. Поэтому коллеги [из РЭО] ни рубля не вложили в такие предприятия», — говорила она в интервью РБК в сентябре 2020 года.

В 2020 году ситуация изменилась, утверждает источник, близкий к РЭО: региональные операторы получили реальную поддержку (им были выделены из бюджета около 9 млрд руб. на покрытие кассовых разрывов), начала строиться инфраструктура и стартовала работа по полному пересмотру существующих мер поддержки отрасли со стороны РЭО, утверждает собеседник РБК. В конце 2020 года правительство решило расширить меры поддержки проектов по утилизации мусора.

Источник

Оцените статью