- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- НОВОЕ
- ПОПУЛЯРНОЕ
- ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
- ТОП-25 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капитала
- Скованные одной цепью
- «Инвестиционный шум»: инвестиции в экономику страны выросли за год на 10 процентов
- Инвестиции в экономику за 4 года санкций выросли на треть
- Краснодарский край не смог заманить инвесторов после сочинской Олимпиады
- Самые развитые регионы ПФО сбавили темпы
- Банки вне инвестирования — на кредиты приходится лишь 11 процентов всех вложений
- Как Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала по иностранным инвестициям
- РЕЗЮМЕ
- График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 год
ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
В рейтинг вошли регионы России, в которых по итогам 2019 года зафиксирован наибольший объем инвестиций. Основной критерий для ранжирования — размер средств, поступивших из всех источников финансирования.
Данные для составления топ-50 взяты из открытых баз информации, в том числе с официального сайта Росстата.
ТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 год
№ | Наименование (описание) | млрд руб. |
---|---|---|
1 | Город Москва, ЦФО | |
2 856,9 | ||
2 | Московская область, ЦФО | |
1 044,9 | ||
3 | Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, УФО | |
953,5 | ||
4 | Ямало-Ненецкий автономный округ, УФО | |
864,9 | ||
5 | Город Санкт-Петербург, СЗФО | |
Объем средств, млрд руб. Республика Саха (Якутия) Ненецкий автономный округ НОВОЕПОПУЛЯРНОЕТОП-50 регионов России по объемам инвестиций в основной капитал за 2019 годВ рейтинг вошли регионы России, в которых по итогам 2019 года зафиксирован наибольший объем инвестиций. Основной критерий для ранжирования — размер средств, поступивших из всех источников финансирования. Данные для составления топ-50 взяты из открытых баз информации, в том числе с официального сайта Росстата. ТОП-25 крупнейших инвестиционных проектов России с участием иностранного капиталаРоссия реализовывает международные проекты в сфере высоких технологий В минувшем пандемийном году нашей стране пришлось не только преодолевать санкционные и карантинные препятствия, но и участвовать… Скованные одной цепьюБеларусь — важнейшее инвестиционное направление для российского бизнеса Беларусь является активным участником всех интеграционных процессов России, занимает третье место среди ее торговых партнеров… Источник «Инвестиционный шум»: инвестиции в экономику страны выросли за год на 10 процентовВ российском масштабе банки оказались почти отрезаны от инвестирования – на кредиты приходится лишь 11% всех вложений, а иностранцы практически перестали вкладывать в российскую экономику Объем инвестиций в основной капитал российских предприятий в прошлом году составил 13,2 трлн рублей при темпе роста 9—10%, который держится уже второй год. И если в целом российская экономика оправилась от кризиса 2014—2016 годов, то о регионах ПФО говорить этого не приходится. Аналитическая служба «Реального времени», изучив структуру инвестиций, выяснила, что банки оказались почти отрезаны от инвестирования в предприятия — на кредиты приходится 11% всех вложений (на бюджетные средства — 15%). А на иностранные инвестиции, после «закрытия окна в Европу», приходится 1% и то лишь в нескольких регионах страны. Оказалось также, что по объему иностранных вложений Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала РТ с ее ОЭЗ и ТОСЭР. Инвестиции в экономику за 4 года санкций выросли на третьИнвестиции в основной капитал российской экономики в 2018 году составили 13,2 трлн рублей, что почти на 10% больше, чем годом ранее. За 4 года охлаждения отношений между РФ и Западом объем инвестиций вырос более чем на треть: в 2014 году было вложено 9,8 трлн рублей. Надо отметить, что сразу после начала кризиса темп роста инвестиций составил всего 4,3% (в 2015 году), годом позднее вырос до 7%, и в последние 2 года превышает 9%. Лидером по вложениям в основной капитал формально остается Тюменская область, в которую в прошлом году было поступило 2,2 трлн рублей. В действительности, если выделить из области главные нефтяные регионы страны — Ямало-Ненецкий автономный округ и Ханты-Мансийский автономный округ, Тюмень займет лишь 11-е место по объему инвестиций. ЯНАО и ХМАО по этому показателю на втором и третьем местах, в экономику этих округов — то есть, собственно, в нефтедобывающую отрасль — было вложено в прошлом году 1 трлн и 879 млрд рублей соответственно. Интересно, что на фоне роста налоговых платежей «нефтянки» в последние годы (напомним, в 2018 году на ЯНАО и ХМАО пришлось 36% всех поступивших налогов в федеральный бюджет), объем инвестиций здесь, напротив, падает: в ЯНАО инвестиции упали на 5,5%, в ХМАО — на 2%. Любопытно также сопоставить объем налогов и инвестиций в нефтяных округах страны: в ЯНАО на 1 трлн рублей инвестиций в прошлом году пришлось 1,2 трлн рублей налоговых платежей в федеральный бюджет, в ХМАО на 879 млрд рублей инвестиций — 3 трлн рублей налогов. Всего на два нефтяных округах РФ приходится 14,3% всех российских инвестиций. Москва остается драйвером российской экономики — объем инвестиций ее предприятий второй год растет, и рост составляет 20%. Первое место по инвестициям занимает Москва, в экономику которой было вложено в 2018 году 1,7 трлн рублей, что на 20% больше, чем годом ранее. Или 13% всех российских инвестиций. Причем темп роста в 20% сохраняется уже второй год подряд. Для сравнения, в 2015 году он составлял всего 9,4%. Всего за 4 года объем вложений в столичную экономику вырос в 1,85 раза. За ХМАО и ЯНАО идет Московская область, где также велика концентрация крупного бизнеса, Она стала рекордсменом по темпу роста инвестиций в топ-10 регионов страны: объем вложений в прошлом году вырос почти в 1,5 раза, составив 726,4 млрд рублей. Отдельно отметим, что положительные темпы роста инвестиций область показывает лишь второй год подряд: в 2015—2016 годах экономика стагнировала, инвестиции падали (на 0,5—1%). Всего за 4 года объем инвестиций в Московскую область вырос в 1,6 раза (с 436 млрд рублей). Такие же темпы показал Санкт-Петербург (пятое место), но там объем вложений за последние 4 года ни разу не снижался: в прошлом году он составил 553,6 млрд рублей. Краснодарский край не смог заманить инвесторов после сочинской ОлимпиадыВ отличие от экономических грандов первой пятерки, вторая пятерка показывает заметно меньший темп роста инвестиций. А Краснодарский край, например, сильнее пострадал в кризисные 2015—2016 годы, когда инвестиции упали соответственно на 20 и 25%. В результате Краснодарский край оказался единственным регионом в топ-10 по размеру инвестиций, где объемы вложений за 4 года не выросли, а упали, или даже лучше сказать рухнули, на 32% (в 2014 году в региональную экономику было вложено 547,1 млрд рублей). Впрочем, как и в случае с Красноярским краем, где вложения упали на 1%, составив 375,7 млрд рублей, это скорее отражает ситуацию со строительством инфраструктуры для проведения спортивных мероприятий (в Сочи тогда прошла зимняя Олимпиада), когда вложения неожиданно вырастают до рекордных значений, а потом также снижаются. С другой стороны, это означает, что ожидания региональных и федеральных властей, что Универсиада или Олимпиада в итоге дадут сильный толчок к развитию экономики, вызвав приток новых инвесторов, не оправдываются. Самые развитые регионы ПФО сбавили темпыТатарстан не исключение. Фактически, если судить по размеру вложений, в 2015 году объем инвестиций вырос на 9,6%, а годом позднее темп роста оказался отрицательным и составил всего 92,6% (332 млрд рублей — это чуть больше, чем в 2014 году). В 2017 году объем вложений вырос на 2,1%, а в прошлом году можно отметить заметный разгон — 10%. Второй результат после Татарстана показала Самарская область (16-е место), где объем инвестиций составил 210,6 млрд рублей с ростом на 3,9%. Но за 4 года объем вложений в самарскую экономику в действительности снизился на 10% (в 2014 году было вложено 233,3 млрд рублей). Любопытно, что по объему вложений экономически развитая Самарская область с трудом обгоняет Крым, в экономику которого в прошлом году было вложено 195,8 млрд рублей, при том что Крым регион дотационный и занимает седьмое место по размеру дотаций (в 2018 году они составили 20,3 млрд рублей). Напротив, Самарская область входит в число 13 субъектов РФ, вообще не получающих дотаций, и занимает девятое место по размеру налоговых платежей в федеральный бюджет (в 2018 году в Москву область отправила 291,17 млрд рублей). Объясняется крымский успех взрывным ростом строительства инфраструктуры, в частности, Крымского моста. В другом регионе ПФО, Пермском крае, объем инвестиций за 4 года вырос на 18,6%, однако этот рост большей частью пришелся на 2015 год, после чего темпы роста начали ежегодно падать, спустившись в 2017 году до нулевой отметки (0,7%), а в прошлом году объем инвестиций впервые снизился на 3,4%, составив 183 млрд рублей. В Башкортостане дела обстоят не лучше, чем в Татарстане или Перми: за года объем инвестиций как будто вырос на те же 10%, но в действительности основной рост пришелся на 2015—2016 годы (17,2% и 21,7% соответственно), после чего объем инвестиций рухнул на 25%, и только в прошлом году Башкортостан вернул себе положительный темп роста (4,3%), увеличив вложения в экономику до 172,3 млрд рублей. В Нижегородской области ситуация аналогичная самарской — за 4 года объем инвестиций упал на 14%, составив в прошлом году всего 169,1 млрд рублей. Успехи регионов в любом случае не идут ни в какое сравнение с ростом инвестиций в Ленинградской и Московской областях, Москве, нефтяных округах и т. д. Мало того, четырехлетний темп роста в три раза ниже общероссийского (34%). И даже если исключить крупные мегаполисы (Москву и Питер) с их областями, нефтяные округа и вообще всю десятку крупных регионов, то средний темп роста за 4 года в РФ составил 23,2%. Банки вне инвестирования — на кредиты приходится лишь 11 процентов всех вложенийВ структуре инвестиций в целом по стране 54% приходится на собственные средства предприятий (7,1 трлн рублей), остальное занимают привлеченные. Из привлеченных средств треть приходится на бюджетные: 2 трлн рублей из 6 трлн рублей в прошлом году предприятия получили от государства, примерно поровну из федерального и региональных бюджетов. Компаниям пришлось занимать 3,3 трлн рублей, разумеется, большей частью в банках. Кредитов для инвестиций было взято в прошлом году на 1,42 трлн рублей, из них 607,6 млрд рублей в иностранных банках. На банки (как российские, так и иностранные) приходится лишь 11% от всех средств, вкладываемых в основной капитал. На бюджетные средства, к примеру, приходится 15%. Что нельзя назвать положительным моментом: фактически, банки, призванные неоднократно властями кредитовать производство, инвестировать в экономику, остаются отрезанными от этого процесса (из-за высоких ли процентных ставок, отпугивающих бизнес, или из-за осторожности самих банков). Учитывая все большую закрытость российской экономики, прямые инвестиции из-за рубежа по итогам 2018 года составили незначительную часть: из 13,2 трлн рублей иностранцы вложили лишь 80,9 млрд рублей, или 1%. Для сравнения, даже от населения средства для инвестиций составляют 5%. Так, средства, полученные от долевого участия на строительство от организаций и населения, составили 360 млрд рублей, прямые средства населения — еще 292,2 млрд рублей. Как Тульская область со своими ОЭЗ и ТОСЭР далеко обогнала по иностранным инвестициямЛишь в 23 региона страны в прошлом году пришли иностранные инвестиции. Лидером по этому показателю, как ни странно, оказалась не Москва (9 млрд рублей иностранных инвестиций), а Тульская область, в которую в прошлом году иностранцы вложили 24,7 млрд рублей, или 20,7% всех инвестиций. Связано это, возможно, с тем, что в 2016—2017 годах рядом с Тулой открылась особая экономическая зона. А в прошлом году на Петербургском экономическом форуме было объявлено о том, что американская компания Cargill и власти Тульской области планируют создать в регионе биотехнологический кластер с общим объемом инвестиций 10 миллиардов рублей. Первый транш — 1,5 млрд рублей — вложат в строительство энергоцентра в этом регионе на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Ефремов» с расчетом на то, что в короткие сроки он станет центром крупного технологического кластера. Товарооборот области с США в 2017 году вырос вдвое, составив полмиллиарда долларов.Тульская область входит в пятерку российских регионов с наиболее благоприятным инвестиционным климатом из-за близости к Москве. Для сравнения, в Татарстане, где есть и ОЭЗ «Алабуга» и несколько ТОСЭР, прямые иностранные инвестиции в прошлом году составили всего 2,7 млрд рублей (седьмое место по стране). В иностранных же банках в прошлом году прокредитовались предприятия лишь в 10 регионах РФ, а если считать Тюменскую область, включая ХМАО и ЯНАО, то в семи. И большей частью иностранные банки предпочли прокредитовать нефтедобывающую отрасль ХМАО и ЯНАО. В Татарстане по этому показателю стоит прочерк. Источник РЕЗЮМЕОчередной ежегодный рейтинг инвестпривлекательности регионов, подготовленный агентством RAEX, показывает, что в мировой пандемический кризис субъекты РФ вступили с нарастающими инвестиционными рисками. Основная, если не единственная надежда для многих территорий перед лицом наступающего социально-экономического шторма – поддержка со стороны федерального бюджета. Бюджетный вариант Перелом в траектории развития инвестиционных рисков на уровне регионов наметился еще по итогам прошлого рейтинга – после двух лет снижения основные составляющие интегрального инвестриска сначала замерли, а теперь, как следует уже из самого последнего рейтинга, стали нарастать. И это несмотря на то, что ряд статпоказателей по итогам 2019 года были относительно неплохими: доля регионов, где инвестиции в основной капитал падали, уменьшилась (41% против 45% годом ранее), а объем самих капвложений продемонстрировал рост – с 4,3% по итогам 2018-го до 5,4% в 2019 г. Назревающие негативные тенденции вырвались на поверхность немногим позже – за первую половину нынешнего года инвестиции рухнули на 4% (падение показателя отмечено почти в половине субъектов федерации). Спад оказался бы еще заметнее, если б не спешная реализация федеральными властями пакета антикризисных мер – по оценке Минэкономразвития, рост капитальных расходов консолидированного бюджета в январе–августе составил 34,8%. Самым ярким примером влияния казенных денег на социально-экономическое положение региона в нынешнем рейтинге продемонстрировал город федерального подчинения Севастополь, улучшивший свое место в списке по интегральному риску сразу на 7 позиций (с 55 места в прошлом рейтинге до 48 в нынешнем). Такой рывок легко объясним: компактная территория с небольшим населением уже который год выступает получателем огромных по местным меркам сумм из Центра: только за прошлый год по госпрограмме «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя» было выделено свыше 141 млрд рублей. Реализация программы продолжается, и, нетрудно предположить, именно она станет основным демпфером, который поможет причерноморской муниципии сравнительно безболезненно пережить 10%-ный (индекс промышленного производства в Севастополе за январь-сентября 2020 г. составил 72% к такому периоду прошлого года, за январь-июнь 2020 – 79%, то есть спад больше 20%) спад промпроизводства, зафиксированный Росстатом по итогам первой половины нынешнего года. Другой пример заметного снижения уровня инвестриска в рейтинге связан, что также логично, с углеводородами: улучшение на 7 позиций у Ямало-Ненецкого АО (с 36 позиции на 29) объясняется достигнутой в прошлом году стабилизаций на мировом рынке нефти и газа, поступления от добычи которых служат основным источником развития местной экономики. Мало не покажется Впрочем, приведенные примеры лишь подсвечивают общую безрадостную картину. По ряду ключевых показателей, принимаемых для оценки положения дел в регионах, ситуация развивается пессимистично – причем фронтально. По данным Росстата, доля территорий, где наблюдается падение доходов населения, с 27% в 2019 году подскочила до 95% по итогам второго квартала года нынешнего (см. график 2), а в целом за 2020 год МЭР ожидает снижения реальных располагаемых доходов на 3,0%. Это неизбежно привело к провалу в обороте розничной торговли за январь-сентябрь 2020 г. почти на 5% (см. график 3) – указанная тенденция характерна для 85% регионов. На фоне карантинных ограничений произошел рост безработицы. За апрель-июнь 2020 года ее уровень увеличился до 6,0% (против 4,6% за аналогичный период прошлого года). Особенно выпукло проблема занятости проявляется в сфере малого и среднего бизнеса – оказанная федеральным и региональными властями поддержка в данном секторе помогает, конечно, несколько снизить остроту проблемы, но не способна полностью нивелировать последствия локдауна для наиболее уязвимого сегмента предпринимательской деятельности. Можно с уверенностью спрогнозировать, что удар по МСБ скажется на показателях в рейтинге тех регионов, где малый бизнес наиболее развит и в нем занято заметная доля населения. А это в первую очередь мегаполисы – в Петербург (2 место по интегральному риску в нынешнем списке) число предприятий МСБ на 1000 человек населения составляло по итогам 2019 г. 42,5, в Москве (6 место по интегральному риску) – 41,7. Конечно, преувеличивать влияние «малой экономики» на города-миллионники не стоит, но падение занятости в секторе, следовательно, снижение доходов у этой части населения неизбежно скажется и на общей ситуации в столицах. Что уж говорить про регионы вроде Самарской области, также входящей в топ-10 по числу предприятий МСБ на 1000 чел., — здесь влияние кризиса через низовую экономику будет только усиливаться, способствуя, можно предположить, дальнейшему ухудшению уровня инвестиционного риска (в нынешнем рейтинге область опустилась на 4 позиции в списке, заняв 17 место). Жизнь взаймы Ухудшение состояния дел с экономикой на уровне регионов фиксируют и другие показатели, главный из которых – снижение ВВП, которое, по данным Росстата, во втором квартале 2020 г. составило 8,0% (год к году). Причем это падение затронуло практически все регионы, значимые с точки зрения вклада в российскую экономику. Ведь из 85 субъектов РФ более половины (52%) валового внутреннего продукта формируют всего 10, а именно: Москва (6 место по интегральному риску в нынешнем рейтинге) и Санкт-Петербург (2 место), Московская (1 место) и Свердловская области (16 место), Ханты-Мансийский (19) и Ямало-Ненецкий (29) автономные округа, Краснодарский (9) и Красноярский (36) края, республики Татарстан (7) и Башкортостан (23). Перечисленные регионы закономерно занимают верхние строчки в нашем рейтинге по потенциалу (см. таблицу 3), т.е. доле на общероссийском рынке. Но даже они вынуждены для смягчения последствий кризиса и карантинных ограничений прибегать к заимствованиям и рассчитывать на поддержку из центра. К примеру, даже в сравнительно спокойном (на нынешнем фоне) 2019 году такие экономические гиганты, как Подмосковье, Свердловская область и Башкирия входили в топ-10 регионов по дефициту консолидированного регионального бюджета с показателями соответственно 9,1%, 6,4% и 4,3% превышения расходов над собственными доходами. Указанная тенденция только нарастает. По данным Минфина, за 10 месяцев текущего года объем государственного долга субъектов РФ вырос более чем на 100 млрд. рублей, при этом половина регионов показала прирост объема задолженности перед федеральным бюджетом. В целом за январь-октябрь текущего года объем межбюджетных трансфертов вырос на 57,3% к аналогичному прошлогоднему периоду. Понятно, что такие изменения в неизбежно ведут к усилению контроля за региональными бюджетами, которое выразилось в принятие президентом решения о личной ответственности министра финансов за исполнение региональных бюджетов. Пока это временная мера, но в условиях нарастающего кризиса она может стать и постоянной. А т.к. в нынешних условиях «лишние», в том числе инвестиционные ресурсы есть только у федерального центра, то его роль в формировании инвестпривлекательности регионов в очередной раз возрастет. График. Инвестиционный рейтинг российских регионов 2020 годИсточник: RAEX (РАЭКС-Аналитика) Условные обозначения Источник |