Российские инвестиции во вьетнам

Инвестиционные проекты развития международных связей России и Вьетнама

Сегодня многие российские компании стремятся к поиску новых возможностей сбыта своей продукции на мировых рынках. Одним из самых динамично развивающихся рынков Юго-Восточной Азии (ЮВА) с огромным потенциалом роста является рынок Социалистической Республики Вьетнам (СРВ). По экономическим показателям он занимает 3-е место среди стран ЮВА и 15-е в мире. Представляя собой одну из наиболее открытых и интегрированных экономик мира, Вьетнам связан соглашениями о свободной торговле со странами, доля которых составляет 78% мирового ВВП, а стратегическое расположение в АСЕАН дает Вьетнаму доступ к 3,5 млрд потребителей.

Развивающиеся в последнее десятилетие российско-вьетнамские взаимоотношения позволили реализовать ряд проектов в области ТЭК, IT, промышленного производства и запланировать новые проекты в транспортной сфере, связывающие порт Азов и Вьетнамо-Российский индустриальный парк (DEEP C) в порту Хайфон и провинции Куангнинь на севере Вьетнама.

РВДС и прямые связи

В настоящее время зерновой рынок СРВ – это самый объемный рынок фуража в ЮВА – 35 млн тонн. Вьетнам является крупнейшим импортером кукурузы в Азии – более 11 млн тонн. Объем импорта пшеницы в страну составляет 3 млн тонн. С учетом этих данных Российско-Вьетнамский деловой совет (РВДС) ведет активную работу по поиску бизнес-возможностей во Вьетнаме, доля которого во внешнеторговом обороте с Россией увеличивается последние 10 лет.

В этом году исполнилось 70 лет установления дипломатических отношений между нашими странами. Дополнительным импульсом развития двухсторонних отношений может стать проведение различных деловых мероприятий в рамках года России во Вьетнаме и года Вьетнама в России, а также широкая деловая программа в рамках председательства Вьетнама в АСЕАН в 2020 году.

Говоря непосредственно о российско-вьетнамском сотрудничестве, необходимо обратить внимание на предоставление предпринимателям двух стран ясной картины взаимодействия друг с другом и определения открытых для них площадок взаимодействия в новых условиях. Наличие полной информации, распространение деловых материалов о перспективных проектах сегодня стимулируют налаживание прямых производственных связей.

Активное участие в этой работе принимает Российско-Вьетнамский деловой совет при Торгово-промышленной палате Российской Федерации (ТПП РФ), председателем которого в декабре 2019 года стал генеральный директор ООО По производству строительных материалов «С», председатель совета директоров ООО «Азовский морской порт» Андриан Синебок.

В рамках межправительственных соглашений между двумя странами во Вьетнаме реализуется ряд крупных инвестиционных проектов, таких как строительство ТЭС «Лонг Фу-1» (ПАО «Силовые машины»); поставка ветроэнергетических установок и организация производства узлов ветроустановки ИнС-В-1000 во Вьетнаме (ООО «Инновационные системы», корпорация «Сайгон»); совместное участие АО «Зарубежнефть» и КНГ «Петровьетнам» в нефтегазовых проектах на шельфе РФ и СРВ; поставки СПГ и развитие соответствующей инфраструктуры для вновь создаваемых мощностей по выработке электроэнергии для рынка Вьетнама (АО «Зарубежнефть», ПАО «НОВАТЕК», TOTAL, Siemens); создание совместного предприятия по производству электронных компонентов и телекоммуникационного оборудования в СРВ (АО «НПФ Микран», QT Company Ltd.); а также несколько проектов сборочных производств, совместная деятельность в области науки и технологий и другие.

Перспективный транспортный проект

Одним из крупных инфраструктурных проектов в сфере морского транспорта между Россией и Вьетнамом может стать логистический коридор между портами Азов и Хайфон, разработкой которого занимается ООО По производству строительных материалов «С» – стратегический инвестор ООО «Азовский морской порт», с созданием в Хайфоне и провинции Куангнинь на севере Вьетнама Вьетнамо-Российского индустриального парка (DEEP C) в портовой зоне.

В настоящее время разработана и принята стратегия развития портовых терминалов DEEP C Russia. Сроки реализации – 2023-2024 годы.

Прогнозируемый бюджет строительства – $130 млн. В рамках проекта уже функционирует портовый терминал Euro Jetty по перевалке нефтехимических грузов мощностью 2 млн тонн в год, после модернизации, заканчивающейся в 1-м квартале 2021 года, мощность терминала составит 3,6 млн тонн. Подразумевается построить:

1) нефтехимический / LPG-терминал мощностью 3,15 млн тонн;

2) зерновой и генгрузов терминал мощностью 3 млн тонн;

3) контейнерный терминал мощностью 16,8 тыс. TEU в год.

Читайте также:  Коэффициент бухгалтерской рентабельности инвестиций

Строительство этих терминалов требует проведения дноуглубительных работ подходного канала до отметки 11 метров, что даст возможность принимать суда грузоподъемностью 30-50 тыс. тонн. Стоимость работ предварительно оценивается в $95-105 млн.

Отправной точкой для поставок из России угля, продукции лесопереработки, сельхозпродукции и других товаров станет порт Азов с оператором ООО «Азовский морской порт».

Морской порт Азов входит во 2-й международный транспортный коридор, представляя собой одно из соединительных звеньев между Россией, странами Европы и Центральной Азии.

Основные параметры терминалов, которыми располагает оператор, следующие: 25 га территории, 12 причалов с возможностью единовременной погрузки 10 судов, 7 км ж/д путей РЖД и 13 км собственных с возможностью единовременной стоянки 600 вагонов, 3 собственных локомотива, 2 ж/д весовых станции, 3 автовесовые станции (до 120 тонн), место для парковки до 500 грузовиков единовременно, зернохранилища мощностью 13 тыс. тонн, контейнерный терминал мощностью 150 тыс. TEU.

Характеристики причалов: глубины – 4,5-8,5 метра, возможность принимать суда типа «река – море» грузоподъемностью до 6 тыс. тонн, 35 портовых кранов грузоподъемностью до 65 тонн, 4 причальных зерновых автоопрокидывателя.

Второй связующей точкой логистического коридора станет индустриальная зона DEEP C Russia, расположенная в районе г.Хайфон и провинции Куангнинь, в 105 км от Ханоя.

Население Хайфона составляет 2 млн человек. Темпы роста ВВП в 2019 году – 16,68% (по стране – 7,02%). Это крупнейший портовый и промышленный город на севере Вьетнама. Порт Хайфон принимает суда грузоподъемностью 20 тыс. тонн

Куангнинь – промышленная и туристическая провинция. Местная инфраструктура интенсивно развивается вдоль залива Ха Лонг. Здесь располагается крупный порт Кай Лан (принимает суда грузоподъемностью 30 тыс. тонн).

Промышленные зоны DEEP C, стратегически расположенные в центре северного Вьетнама, впервые появились в 1997 году с развитием промышленной зоны Динь Ву. Они имеют идеальное логистическое расположение – рядом с шоссе Ханой – КНР (150 км до границы с Китаем), а также льготный налоговый режим особой экономической зоны.

Привлекательность DEEP C

С середины 2018 года торговая война между США и КНР привела к перебоям в торговле во всем мире. Но больше всего пострадали компании, расположенные в КНР, включая как китайские, так и иностранные. Вьетнам с его преимуществами, заключающимися в том, что он граничит с Китаем и сам является конкурентным формирующимся рынком, стал одной из наиболее заметных альтернатив для компаний, ищущих возможность быстрого переезда из Китая в другое место.

Провинция Куангнинь – одна из провинций Вьетнама, которая находится ближе всего к китайской границе и рассматривается как международные портовые ворота для китайских южных провинций.

Новая скоростная автомагистраль, соединяющая Куангнинь и Хайфон с китайской границей, дает значительное преимущество компаниям, которые хотят переехать во Вьетнам, но все еще поставляют продукцию на китайский внутренний рынок. Поскольку большинство из этих компаний, расположенных в китайском Шэньчжэне провинции Гуандун, к настоящему времени исчерпали свои налоговые льготы в КНР, переезд в индустриальные зоны со специальным налоговым режимом экономической зоны в соседний Вьетнам становится для них весьма интересным.

Если добавить к этому налоговому сдвигу отсутствие перебоев в цепочке поставок, возможность доставки товаров в течение ночи из Шэньчжэня в Куангнинь и Хайфон (870 км, или менее 12 часов грузоперевозки), то привлекательность вьетнамских провинций становится очевидной для возможных инвесторов.

Имея прямое дорожное сообщение с новой скоростной магистралью, DEEP C способен предстать в качестве стратегического места для этих инвесторов. Кроме того, наличие в зоне складских площадей является преимуществом для компаний, рассчитывающих на быстрый выход на рынок с минимальным капиталом, скорейшее возобновление работы и минимизацию негативного воздействия на их бизнес. В результате данное преимущество оборачивается для бизнеса коммерческой выгодой.

Структура российского импорта из Вьетнама

В структуре российского импорта из Вьетнама в 2019 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

– машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) – 57,01% от всего объема импорта из Вьетнама (в 2018 г. – 61,58%);

– текстиль и обувь (коды ТН ВЭД 50-67) – 23,10% (в 2018 г. – 18,72%);

– продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01-24) – 12,61% (в 2018 г. – 13,07%);

Читайте также:  Манометр для рампы своими руками

– продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) – 2,69% (в 2018 г. – 2,52%);

– металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) – 1,10% (в 2018 г. – 1,05%).

Структура российского экспорта во Вьетнам

В структуре российского экспорта во Вьетнам в 2019 году основная доля поставок пришлась на следующие виды товаров:

– минеральные продукты (коды ТН ВЭД 25-27) – 50,53% от всего объема экспорта России во Вьетнам (в 2018 г. – 11,53%);

– продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье (коды ТН ВЭД 01-24) – 16,55% (в 2018 г. – 24,13%);

– металлы и изделия из них (коды ТН ВЭД 72-83) – 11,90% (в 2018 г. – 14,36%);

– продукция химической промышленности (коды ТН ВЭД 28-40) – 9,77% (в 2018 г. – 6,20%);

– машины, оборудование и транспортные средства (коды ТН ВЭД 84-90) – 6,78% (в 2018 г. – 31,89%);

– древесина и целлюлозно-бумажные изделия (коды ТН ВЭД 44-49) – 4,02% (в 2018 г. – 1,62%).

Хорошие перспективы поставок российских медикаментов, спрос на которые во Вьетнаме очень высок (по разным оценкам, рынок составляет около $7 млрд). Также высок спрос во Вьетнаме на сепарацию зерна (поскольку российское зерно идет в страну не очищенное в отличие от американского), разница в цене очищенного зерна – $80 за тонну. На сегодня есть возможность установки сепараторов в индустриальном парке DEEP C.

Источник

Торговля России и Вьетнама составит $10 млрд; обзор проектов

По словам Президента Вьетнамской Социалистической Республики д-ром Чана Дай Хуанга (Tran Dai Quang), сказанным 29 июня 2017 года во время визита в Москву, целевой товарооборот между Россией и Вьетнамом составит $10 млрд в 2020 году. На встрече с Президентом России В.В. Путиным он обсудил реализацию конкретных российско-вьетнамских проектов.

Вьетнам – одно из основных направлений российской внешней торговли (порядка $4 млрд товарооборота), где в начале 2017 года замечен рост на 16.5%. Основная причина роста – региональная интеграция, соглашение о свободной торговле Вьетнама с Евразийским экономическим союзом, которое было подписано в октябре 2016 года.

Инвестиции России во Вьетнам составляют на данный момент $2 млрд, Вьетнама в Россию – $2.5 млрд. В ближайшие годы стороны запланировали совместных 20 инвестиционных проектов на сумму $10 млрд:

Нефтегазовая сфера

Российско-вьетнамское нефтегазовое сотрудничество реализуется через Петровьетнам (Petrovietnam) и совместные предприятия «Вьетсовпетро», Газпромвьет и другие. Вьетсовпетро добывает треть вьетнамской нефти. В нём активное участие принимают «Роснефть», «Зарубежнефть» и «Газпром». Вьетнамцы же участвуют в разработке месторождений в Ненецком автономном округе и на Ямале (Северо-Пуровский участок), в Оренбургской области (Нагумановское нефтегазоконденсатное месторождение).

По словам В.В. Путина, дальнейшее развитие российско-вьетнамских отношений в нефтегазе получат нефтепереработка, нефтехимия и современные технологичные направления (Россия будет поставлять во Вьетнам газомоторное топливо и СПГ, сжиженный природный газ).

Энергетика

Опора российского присутствия в энергетике Вьетнама – холдинг «Силовые машины», который с 2014 года возобновил деятельность представительства в Ханое, а в 2016 году открыл филиал на месте своей работы в стране – провинции Шок Чанг близ ТЭС «Лонг Фу-1». Электростанция строится совместно с вьетнамской Петровьетнам. Цель проекта – снижение риска отключения электричества в сухой сезон.

В дополнение к теплоэлектростанции «Лонг Фу‑1» (1200 МВт), завершение строительства которой планируется на 2019 год, Россия предложила модернизацию советских мощностей и строительство новых.

Автомобили России во Вьетнаме

На молодом и перспективном вьетнамском автомобильном рынке импорт автомобилей открылся в 2003 году, а сборка автомобилей началась только 2009 году. Дело в том, что регулирование авторынка во Вьетнаме мало способствовало желанию населения покупать машины – высокий налог за его покупку, и дорогое топливо. Да и денег у вьетнамцев особенно нет, они ездят на мотоциклах (в одном Ханое 4.9 млн мотоциклов и скутеров). Тем не менее, некоторые российские автопроизводители легковых автомобилей – АвтоВАЗ и Соллерс, получили преференции по ввозу автомобилей из РФ.

Но основные российско-вьетнамские соглашения остановились на договорённостях о сборке в стране коммерческой техники. Во Вьетнаме будут собираться автомобили «ГАЗ», «КамАЗ», «УАЗ». Они получат право беспошлинного ввоза своей продукции и комплектующих во Вьетнам. Ранее писали о том, что российские автопроизводители получают 3-летнюю квоту в размере 2.5 тыс машин и 13.5 машинокомплектов. Но наполовину этим автомобилям предстоит стать вьетнамскими до 2025 года. По оценке замминистра промышленности В.Л. Евтухова, выгода российских автопроизводителей на экспортных пошлинах при этом составит более 3 млрд руб.

Читайте также:  Binance pool eth phoenix

Направление Вьетнама для российских автопроизводителей интересно по 3 причинам: экономика страны быстро растёт, открывается доступ в ближайшие страны и к 2018 году правительство отменит импортные пошлины для поставок автомобилей из 10 стран мира одновременно со снижением налогов на представительские автомобили.

Инфраструктурные проекты

Вьетнамское правительство в рамках своего транспортного плана строит метро в Ханое и Хошимине – это первый проект метро во Вьетнаме, который предполагается закончить к 2020 году. Им занимается правительство.

В стране мотоциклов общественная транспортная сеть занимает около 9% перевозок. К 2030 году запланировано достичь доли 60%. И метро (6 линий в Ханое, 8 – в Хошимине) отводится важнейшая роль. Одновременно к 2025 году будет введён запрет на мотоциклы, которые загрязняют окружающую среду.

В строительстве вьетнамского метро принимают участие компании Франции, Южной Кореи, Японии, Китая, и также планируется участие компаний «Мосметрострой» и «Российские железные дороги» с российской стороны.

Военно-техническое и научное сотрудничество

Ключевым в научном обмене России и Вьетнама традиционно является военно-техническое сотрудничество. Россия – основной поставщик вооружений во Вьетнам. Это и истребители, и противоракетная оборона, и патрульные катера «Светляк» и многое другое.

Помимо военной темы, Россия и Вьетнам сотрудничают в образовании и научных исследованиях. Так, более 6 тысяч вьетнамских студентов учатся в России, функционирует Тропический научно-исследовательский и технологический центр. К 2018 году 1 тыс вьетнамских студентов получат возможность учиться в России за счёт бюджета.

Продолжится строительство Центра ядерной науки и технологий. Этот проект «Росатома» представляет собой исследовательский реактор, один из 20 реакторов, расположенных в 20 странах мира, включая Боливию, Китай, Чехию, Египет, Венгрию, Германию и другие страны. Вьетнамский Центр станет крупнейшим в Азии и сыграет основную роль в развитии вьетнамской ядерной науки. Через её развитие вьетнамцы получат возможность создания и применения атомных технологий в медицине, науке, сельском хозяйстве и других отраслях.

Разное. Несырьевые проекты

Помимо вышеперечисленных, около $500 млн через российско-вьетнамский инвестфонд уйдут в несырьевые проекты, прежде всего фармацевтику и сельское хозяйство. Вьетнамские инвестиции в Россию сосредоточены на Дальнем Востоке, однако, снижение импортных пошлин также позволило вьетнамцам увеличить импорт в Россию фруктов и рыбы.

Глава Минэкономразвития М.С. Орешкин полагает, что сельское хозяйство России уже в ближайшее время сможет расширить ассортимент поставляемой на вьетнамский рынок сельхозпродукции: «Россия готова удовлетворить растущий спрос на кормовые культуры во Вьетнаме. О существующем потенциале говорит многократный – более чем в 15 раз – рост поставок российских зерновых на рынок Вьетнама в этом году», — сказал он.

Снятие барьеров взаимной торговли, создание для неё благоприятных условий, поддержка малого и среднего предпринимательства – всё это, по мнению руководителя Минэкономразвития, способно «раскрыть потенциал» российско-вьетнамских отношений в полной мере.

Экономические соглашения были закреплены в двух документах, подписанных по итогам переговоров: «Регламентом деятельности Российско-Вьетнамской Рабочей группы высокого уровня по приоритетным инвестиционным проектам» и «Соглашением о сотрудничестве между Фондом «Росконгресс» и Торгово-промышленной палатой Вьетнама».

Экономические решения опираются на политические, региональные соглашения АСЕАН. В общей сложности Россия и Вьетнам заключили 80 договоров о стратегическом партнёрстве. Межправительственную комиссию, которая собирается ежегодно по вопросам торговли и науки, возглавляет вице-премьер И.И. Шувалов. Рабочую группу по приоритетным инвестиционным проектам с Вьетнамом возглавляет Министр промышленности Д.В. Мантуров.

Следующий этап российско-вьетнамских переговоров может состояться в сентябре 2017 года на Восточном экономическом форуме во Владивостоке, куда российское руководство активно приглашало своих вьетнамских коллег. Также В.В. Путин посетит саммит АТЭС в ноябре 2017 года.

Все политические и экономические договорённости будут скреплены программами культурного обмена России и Вьетнама. В октябре 2017 года пройдут Дни российской культуры во Вьетнаме. 2019 год станет перекрёстным годом России и Вьетнама.

Источник

Оцените статью