- Роль и масштабы международных прямых инвестиций, мотивы их определяющие. Основные тенденции движения ПИИ
- Роль и масштабы прямых инвестиций
- Прямые иностранные инвестиции
- Прямые иностранные инвестиции
- Роль прямых иностранных инвестиций
- Причины прямых инвестиций
- Масштабы и географическое распределение ПИИ
- Государственное и международное регулирование ПИИ
- Государственное регулирование ПИИ
- Международное регулирование ПИИ
Роль и масштабы международных прямых инвестиций, мотивы их определяющие. Основные тенденции движения ПИИ
Иностранные инвестиции – это экспорт (импорт) финансовых и материальных средств, прав на имущественную и интеллектуальную собственность для вложения их в дело на территории другого государства с целью получения прибыли.
В общую сумму поступления иностранных инвестиций включаются по методике Министерства статистики прямые иностранные инвестиции, портфельные и прочие:
— прямые инвестиции – любые инвестиции, осуществленные прямыми инвесторами полностью или частично владеющими организацией или имеющими не менее 10% акций и паев в уставном фонде, что дает право на участие в управлении организацией;
— портфельные инвестиции – это продажа акций, паев, облигаций, векселей и других ценных бумаг (портфельные инвестиции составляют менее 10% в уставном фонде организации и не дают право вкладчикам влиять на деятельность организации);
— прочие инвестиции – торговые кредиты, иностранные кредиты, ссуды, займы, финансовый лизинг, кроме полученных от прямого инвестора. Торговые кредиты – это задолженность за полученные от нерезидента РБ (не прямого инвестора) основные средства, неустановленное оборудование, нематериальные активы. Иностранные кредиты включают кредиты, полученные под гарантии Правительства, коммерческих банков, залог имущества, поручительства и иное обеспечение.
В мировой практике к прямым инвестициям относят вложение средств в создание совместных, иностранных предприятий и филиалов.
Прямые инвестиции подразделяются:
1) по форме: — товарные; — денежные; — интеллектуальные.
2) в зависимости от того, кто их предоставляет: — частные; — государственные; — международных организаций.
Цели, которые преследует страна, привлекая иностранные прямые инвестиции:
1) получение помощи в налаживании выпуска технически сложной продукции;
2) разовое получение новых технологий в расчете на их постоянный приток;
3) решение проблемы обучения национальных кадров;
4) получение финансовой выгоды по сравнению с импортом товаров и иностранными ссудами;
Мотивы движения прямых инвестиций можно условно разделить на три группы: политические; экономические; конкурентные.
Политические цели связаны с обеспечением присутствия страны-инвестора на рынке инвестируемой страны, что обеспечивает возможность влиять на экономическую политику прямо или косвенно. Прямое влияние оказывается путем лоббирования, а косвенное – через деятельность созданных предприятий, которые так или иначе меняют экономический климат страны.
Основным мотивом движения ПИИ является экономический.
Основные экономические цели вывоза капиталов в виде прямых инвестиций:
1) обход тарифных (таможенных пошлин) и нетарифных протекционистских барьеров;
2) использование разницы в стоимости ресурсов в разных странах, в том числе использование разницы в стоимости рабочей силы, а, следовательно, в издержках производства;
3) повышение качества послепродажных услуг для тех товаров, где эта составляющая товара является его важным компонентом (например, машины и оборудование, бытовая техника) – через совместные предприятия этот процесс контролируется легче, чем при работе через национального торгового посредника, и обходится дешевле;
4) экономия на налогах и экологических программах.
Конкурентные мотивы связаны с повышением конкурентоспособности и более активным, чем в случае внешней торговли, внедрением на рынок, использованием эффекта внедрения на рынок изнутри, а не извне (торговля).
Расширение рынков присутствия повышает имидж фирмы, укрепляет ее позиции на мировых рынках, позволяет оптимизировать конкретную стратегию за счет использования вновь возникших конкурентных преимуществ.
В результате мирового финансового кризиса и снижения экономической активности в мире значительно уменьшились объемы мировых ПИИ – если в 2000 году их объем составил 1,4 трлн. долл. (максимальный показатель, рост на 30% по отношению к предшествующему году), то в 2001 году – всего 735 млрд. долл., т.е. в два раза меньше. В 2002 году по-прежнему сохранилась тенденция снижения объемов инвестиций, которые составили 651 млрд. долл., что на 11% меньше, чем в предыдущем году.
Только в 2004 году наметилась тенденция увеличения глобальных потоков ПИИ, до того снижавшихся три года. Рост продолжился и в 2005 году – он был значительным, на 29%, объем ПИИ достиг 916 млрд. долл.
Суммарный объем накопленных ПИИ в 2005 году оценивался в 10,1 трлн. долларов.
Состояние мировых ПИИ отслеживает Конференция по торговле и развитию ООН (ЮНКТАД), которая готовит ежегодные доклады.
Структура инвестиций меняется незначительно. По-прежнему инвестирование носит перекрестный характер, т.е. одни и те же страны одновременно выступают и инвесторами, и заемщиками на финансовых рынках. Основными инвесторами остаются промышленно развитые страны (83%), они же получают наибольший приток инвестиций (59,2%). Следовательно, сохраняется и такая тенденция, как концентрация потоков ПИИ. При этом для США является нетто-импортером в 2005 году, а страны Евросоюза — нетто-экспортерами. Наиболее активными получателями ПИИ являются развивающиеся страны и Восточная Европа, где отток и приток капитала соотносятся как 1 : 3 и 1 : 2,5.
Происходит смена отраслевых приоритетов в динамике ПИИ. На протяжении последних лет снижается инвестиционная привлекательность обрабатывающей промышленности. Основная часть прироста ПИИ пришлась в 2005 году на сектор услуг, в частности, на сегменты финансов, связи и недвижимости. Резко увеличился приток ПИИ в добывающую отрасль, главным образом, в нефтяную промышленность.
По методике ЮНКТАД инвестиционный потенциал страны оценивается по индексу динамики ввоза ПИИ (к ВВП) и индексу потенциала (он рассчитывается как комплексный показатель на основе динамики ВВП, в том числе на душу населения, экспортной квоты страны, доли расходов на НИОКР в ВВП, ряда социальных показателей, а также уровня странового риска).
По этим индексам все страны разделены на 4 группы:
1 группа: Страны-лидеры с высокими показателями индексов (США, Китай, Франция, Венгрия, Германия).
2 группа: страны, повысившие свои инвестиционные показатели (Бразилия, Казахстан, Марокко, Вьетнам) – имеют низкий потенциал, но высокие показатели динамики ПИИ.
3 группа: Страны, не реализующие свой потенциал (Беларусь, Япония, Саудовская Аравия, РФ, Корея) – потенциал высок, а динамика ввоза ПИИ низкая.
4 группа: Страны с низкими инвестиционными показателями (Бангладеш, Эфиопия, Индия, Индонезия).
Источник
Роль и масштабы прямых инвестиций
В мировой практике под прямыми инвестициями понимаются капиталовложения, сделанные юридическими и физическими лицами.
Прямые вложения осуществляются как в СКВ, так и в национальной валюте.
Сравнивая относительную предпочтительность привлечения капитала в различных формах, следует подчеркнуть, что прямые инвестиции имеют ряд преимуществ, в том числе:
1. активизируется деятельность частного сектора;
2. расширяется выход на внешние рынки;
3. облегчается доступ к новым технологиям и методам управления;
4. больше вероятность реинвестирования прибыли внутри страны, чем вывоза в страну базирования;
5. приток предпринимательского капитала не увеличивает размер внешней задолженности;
6. создаются новые рабочие места;
7. расширяется налогооблагаемая база;
8. импорт товаров и услуг замещается товарами и услугами отечественных компаний.
Следует подчеркнуть, что в последние годы наметилась тенденция к росту удельного веса прямых инвестиций в общем размере иностранных капиталовложений в экономику России. Эта форма привлечения капитала остается наиболее важной для экономики страны.
Существует два метода учета прямых иностранных инвестиций: на основании статистики платежного баланса и на основании официальных данных Госкомстата Российской Федерации о сумме валютных и рублевых инвестиций, осуществляемых предприятиями и организациями с иностранными инвестициями.
Данные, рассчитанные по методике Госкомстата, используются в большинстве отечественных публикаций. Большинство зарубежных аналитиков работают со статистикой платежного баланса, регулярно публикуемой, в частности, изданием Международного валютного фонда
На начало 2000 г. накопленный объем прямых иностранных инвестиций в экономику России, по данным Госкомстата, составлял около 17,5 млрд. долл.
Среди отдельных стран как по объему, так и по удельному весу прямых инвестиций в российскую экономику с огромным отрывом лидируют США. В 2000г. из общего объема накопленных американских инвестиций в экономику России на долю прямых вложений приходилось 71,5 %.
Место РФ в сфере международных инвестиций
Российская экономика является привлекательной для иностранных инвесторов. В 90гг 20 в. в экономику было привлечено несколько 10-ов млрд $, это инвестиции из международной организаций и государства, однако эти вложения увеличивают государственный долг. Т.к. необходимо платить кредиты и выплачивать % по их обслуживанию. Чтобы не попасть в ситуацию дефолта, российское правительство приняло меры к тому, чтобы реструктуризировать этот долг, а часть долгов отложить. Не смотря на то, что рос экономика является привлекательной для инвесторов в ее экономику вложены незначительные суммы инвестиций, Россия сама вкладывает капитал в экономику других стран. Путем участия при приватизации этих стран предоставлении льготных кредитов для преобртения российских товаров, предприятий и др. Кроме того в Росси отмечается бегство капитала, ежегодная сумма которого составляет 20-30 млрд $, однако за последние 3 года бегство снизилось.
Вывоз капитала из России
Термином «вывоз» мы будем обозначать всю сумму капитала, переведенного за границу, подразделяя его на легальную часть — «экспорт капитала», и нелегальную или полулегальную — «бегство капитала».
Осуществленная за годы реформ либерализация экономика привела, естественно, к развитию обмена Россией капиталом с окружающим миром, в чем нет ничего удивительного. После проведения правительством либерализации цен и внешнеэкономической деятельности российские крупные предприятия начали создавать зарубежную инфраструктуру для обеспечения своего экспорта, импорта и кредитования.
Причины вывоза капитала из развивающихся стран и стран с переходной экономикой, в том числе из России, обычно трактуются как уход капитала от страховых рисков, попытку стабилизировать условия реинвестирования, стремление укрыть капитал, выведенный из оборота контролируемых предприятий за рубеж, в личное владение и пользование. Эта простейшая трактовка, безусловно, отражает пореформенные реалии российского капитализма: «кража у своего предприятия». Однако она недостаточна, как неадекватно и предположение о классическом поведении экспортеров капитала в зависимости от политических и экономических рисков.
Без сокращения вывоза капитала, решения проблем налогообложения экспортных доходов невозможно долгосрочное решение проблемы долговой зависимости. Однако предлагаемые в настоящее время меры валютного контроля лишь создадут определенные затруднения на уровне среднего и мелкого бизнеса, поднимут издержки вывода капитала в пользу посредников, но вряд ли радикально затронут основные каналы вывоза по текущим статьям.
1991-2001 было выдано предприятиям и организациям более чем 4 тыс. лицензий на осуществление за рубежом валютных операций. Следует подчеркнуть, что значительная часть росс. Экспортеров капитала не обращается за получением разрешения в ЦБ и они не регистрируют свои зарубежные вложения. Так, в государственном Реестре зарубежных предприятий имелись данные лишь о 2 тыс. таких фирм. Официальная статистика вывоза капитала значительно отличается от фактических вложений дел в этой сфере. Это связано с тем, что большая часть капитала вывозится из России нелегальным путем — бегство капитала, связанное с резким изменением экономической ситуации, отсутствием благоприятного инвестиционного климата внутри страны.
Сущность, задачи и функции международной валютной системы
МВС состоит из взаимодействие национальных валют систем и институтов и организаций. Валютная система — это совокупность эк. отношений, сложившаяся на основе интернационализации и хозяйственных связей. Различают национальную, региональную и мировую валютную системы. Сначала возникла мировая валютная система — как совокупность вал. экономических отношений, с помощью которые осуществляют мировой платежный оборот. Национальная валютная система — составная часть денежной системы страны, хотя она относительно с/м и выходит за границы страны. Характерная черта МВС — она постоянно развивается на основе интернационализации мирового х-ва, которая ускоряет процесс переплетения валютных организаций, усиливает интернациональные взаимодействия. Главная задача МВС — поддержание равновесия ПБ, эффективное опосредование платежей за экспорт и импорт товара, капитала, услуг.
Особенности м/у народной валютной системы (МВС)
МВС базируется на одной или нескольких резервных валютах.
Рез валюта — особая категория конвертируемой валюты страны, которая является лидером в экономическом развитии, выполняет функции платежа и резервные средства. Рез валюта — доллар США, фунт стерлинг, нем марка, франк в зависимости от страны. Статус резервной валюты дает преимущество стране иммитенту — покрытие дефицита. Кризис рез. валюты вынуждает страну принимать меры ликвидации дефицита ПБ и поднимать внутри- экономическую политику достигая равновесия. Международно-счетная единица — валютная единица, используемая как условный масштаб для соизмерения международных требований и обязательств, процесс демонитаризации золота, нестабильность национальных валют, выполняющих функции мировых денег создали условия для внедрения спец. прав заимствования. Конвертируемость делится на свободно-конвертируемую валюту (без ограничения, обмен на любую иностранную валюту), частично-конвертируемую (для резидентов введен запрет на обмен валюты). Элементы МВС – ликвидность, золотовалютные резервы, существование валютного паритета. Современная валютная система — долларовый стандарт, дополненный несколькими национальными и наднациональными валютами, выполняют функцию мировых денег.
Источник
Прямые иностранные инвестиции
Прямые иностранные инвестиции
Иностранные инвестиции играют особую роль среди форм международного движения капитала.
Прямые иностранные инвестиции — вложение капитала с целью приобретения долгосрочного экономического интереса в стране приложения капитала, обеспечивающее контроль инвестора над объектом размещения капитала.
Таким образом к прямым иностранным инвестициям относятся как первоначальное приобретение инвестором собственности за рубежом, так и все последующие сделки между инвестором и предприятием, в которое инвестирован капитал.
Основными формами прямых иностранных инвестиций являются открытие за рубежом предприятий, в том числе создание дочерних компаний или открытие филиалов, создание совместных предприятий, покупка контрольного пакета акций предприятий страны-донора и др.
Предприятие с иностранными инвестициями может иметь форму:
- дочерней компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет более 50% капитала;
- ассоциированной компании — предприятие, в котором прямой инвестор-нерезидент владеет менее 50% капитала;
- филиала — предприятие, полностью принадлежащее прямому инвестору.
Прямой инвестор — государственные и частные организации, физ. и юр. лица, а также их объединения, владеющие предприятием с прямыми инвестициями за рубежом.
В настоящее время акции компаний в значительной мере разбросаны и, как правило, контрольный пакет составляет менее 50% акций предприятий. Бывает, что владение даже 5% предоставляет владельцу право решающего голоса в управлении, так как остальные владельцы имеют на руках меньший пакет акций. Например, в США прямыми считаются инвестиции с долей 10% и более в уставном капитале предприятия. Если доля инвестиций составляет менее 10%, то они относятся к портфельным. Граница для предприятий с иностранным капиталом в 10% установлена международными организациями условно в целях обеспечения сопоставимости учета движения прямых и портфельных инвестиций.
Роль прямых иностранных инвестиций
Главная цель экспорта капитала — максимизация прибыли за счет его инвестирования в страны и отрасли, обеспечивающие более высокую прибыль по сравнению со страной происхождения капитала.
Причины прямых инвестиций
ПИИ осуществляются по тем же причинам, что и вложения иностранного капитала в экономику других стран.
Главная выгода для принимающей страны состоит в получении в свое распоряжение дополнительных ресурсов, включая капитал, технологии, управленческий опыт и квалифицированный труд. ПИИ стимулируют развитие национальной экономики, увеличивают объем производства продукта и дохода, ускоряют экономический рост и развитие.
Для стран-доноров основная выгода ПИИ состоит в возможности получить максимальную прибыль, в том числе и за счет сокращения уровня налогообложения и диверсификации рисков по сравнению с аналогичными внутренними инвестициями.
Масштабы и географическое распределение ПИИ
ПИИ составляют основу господства ТНК на мировом рынке. Крупнейшими инвесторами в послевоенный период были ТНК США, а направлялись инвестиции преимущественно в развивающиеся страны.
Однако с начала 1970-х гг. рост ПИИ замедлился, изменилась их направленность. Все больше инвестиции стали направляться в страны Западной Европы. С начала 1980-х гг. ПИИ из Англии, Германии, Канады, Нидерландов стали направляться в США, которые превратились в крупнейшего импортера капитала. С конца 1980-х сформировалось новое направление ПИИ — регион Центральной и Восточной Европы и экономическое пространство бывшего СССР. В настоящее время основными экспортерами и импортерами ПИИ выступают развитые страны. На них приходится почти 90% накопленного объема вывезенных инвестиций и свыше 60% ввезенного капитала. Лидирующее положение в этой области занимают США. За ними следуют Великобритания, Германия, Франция. В 2006 г. в американскую экономику было вложено прямых иностранных инвестиций на 175,4 млрд. долл. По данным ЮНКТАД общий объем ежегодных ПИИ в 2006 г. превысил сумму в 13000 млрд. долл. (для сравнения в 1995 г. — 315 млрд. долл.).
В последние 15 лет спрос РС и стран ЦВЕ на иностранный капитал превышает его предложение. Это объясняется тем, что в 1990-е гг. многие развивающиеся страны перешли от стратегии опоры на собственные силы к стратегии экономической открытости. Им не хватает внутренних накоплений, и они активно прибегают к иностранному капиталу.
Фаворитом для иностранного бизнеса среди РС остается Китай и Гонконг. В 2006 г. приток ПИИ в эту страну достиг около 70 млрд. долл.
Однако масштабы этого процесса пока невелики. Кроме того, финансовый кризис 1995-1997 гг. существенно сократил резервы свободных капиталов в экономиках НИС. В странах Восточной Европы и СНГ основные получатели ПИИ — Венгрия, Польша, Чехия. Их притоку способствует либерализация условий миграции капитала. Политика государств строится на устранении всех возможных ограничений в его движении, создавая наиболее благоприятный инвестиционный климат в стране.
Инвестиционный климат — это совокупность экономических, политических, юридических, социальных, бытовых и других факторов (условий), предопределяющих прибыльность капитала и степень риска капиталовложений.
Государственное и международное регулирование ПИИ
Учитывая возрастающее политическое значение ПИИ, они регулируются как на национальном уровне, так и в международном масштабе.
Государственное регулирование ПИИ
Национальное регулирование основано прежде всего на использовании в каждой стране норм и институтов традиционных отраслей права (административное, гражданское и др.). Но в связи с интенсивным развитием международного инвестиционного процесса во многих странах появилось специальное законодательство в виде инвестиционных законов и кодексов. Основу такого законодательства составляют условия инвестирования, а также правовые гарантии для иностранных инвесторов в принимающей стране.
Государственное стимулирование ПИИ включает:
1. Предоставление государственных гарантий
В рамках этих гарантий происходит учет взаимных интересов принимающей страны и иностранного инвестора. В большинстве стран законодательство включает положения, которые предоставляют иностранным инвесторам (юридическим и физическим лицам) национальный режим принимающей страны, т.е. отсутствует дискриминации иностранных инвесторов по сравнению с местными. Эта гарантия своего рода международный стандарт, благодаря которому иностранным инвестициям гарантируются условия не хуже, чем местным.
В законодательстве ряда стран содержатся положения о защите от политических рисков, стихийных бедствий. Например, оговаривается, что национализация частной собственности может быть осуществлена только в исключительных случаях и с гарантией равноценной компенсации, гарантируется свобода вывоза прибылей и репатриации капитала.
2. Предоставление налоговых, таможенных и административных льгот в принимающей стране
В развивающихся странах и странах с переходной экономикой иногда вводятся специальные льготы для иностранных инвесторов. Особенно большие льготы предоставляются инвесторам в офшорных центрах и СЭЗ, в которых значительно упрощены процедуры регистрации новых предприятий, предоставлены широкие налоговые и другие льготы для иностранных предприятий, сняты валютные ограничения, упрощена финансовая отчетность, обеспечивается охрана тайны личности владельца компании и др.
3. Страхование зарубежных инвестиций
4. Урегулирование инвестиционных споров
5. Исключение двойного налогообложения
Законодательства многих стран, предусматривают взаимные прямые инвестиции. С этой целью оговаривается вопрос об исключении двойного налогообложения.
Международное регулирование ПИИ
Международный режим включает в себя специальные межгосударственные соглашения по поводу регулирования отношений, возникающих в связи с прямыми инвестициями частного капитала. Международно-правовой режим может действовать на двусторонней и многосторонней основах.
Двусторонние соглашения определяют принципиальные положения о статусе иностранных инвестиций, согласно которым стороны соглашения взаимно предоставляют национальный режим инвестициям друг друга, а также положения о защите инвестиций и о порядке разрешения споров между инвесторами и принимающим государством.
Международно-правовой режим основан на многосторонних универсальных договорах, заключенных в рамках МВФ, МБРР, ЮНКТАД и т. д. В рамках стран — членов ОЭСР принят принцип международного арбитража, своего рода третейского суда. Правовое регулирование иностранных инвестиций в рамках ЕС предусмотрено Римским договором (1957 г.) и является примером многостороннего регулирования на национальном уровне.
Важный практический документ по регулированию иностранных капиталовложений, разработанный в рамках организации Азиатско-Тихоокеанского сотрудничества (1994 г., Джакарта) — Добровольный кодекс прямых иностранных инвестиций.
При МБРР действует Международное агентство по страхованию иностранных частных инвестиций (МАИГ).
Источник