- Бизнес-план автосалона: пример с расчетами
- Характеристики
- Скачать файл
- Резюме проекта
- Цель и задачи бизнес-плана
- Анализ рынка в сфере проката авто
- Положение предприятия в отрасли
- Описание доступных услуг
- Инвестиционный план бизнес-плана
- Поиск и аренда подходящего помещения
- Покупка оборудования для автосалона
- Организационный план
- Фонд заработной платы
- Реклама услуг автосалона
- Текущие затраты
- Анализ риска
- Пример бизнес-плана автосалона
- Бизнес-план проката автомобилей
- Резюме проекта
- Оформление бизнеса
- Выбор помещения
- Наем персонала
- Покупка автoмобилей
- Покупка оборудования для стоянки и офиса
- Маркетинг
- Расходы и доходы
- Первоначальные затрaты
- Ежемесячные затрaты
- Доходы
- В итоге
Бизнес-план автосалона: пример с расчетами
Характеристики
Ежемесячная прибыль | 920 000 руб. |
Срок окупаемости | 19 месяцев |
Размер инвестиций | 17 932 000 руб. |
Скачать файл
Заниматься составлением бизнес плана автосалона приходится и новичкам, и опытным предпринимателям. Однако 9 из 10 документов не стоят даже бумаги, на которой напечатаны, поскольку их реализация, в лучшем случае, не приведет к решению поставленных задач, а в худшем – подорвет стабильность фирмы. Выясним, как разработать действенный план, придающий компании толчок к развитию, позволяющий ей занять достойное место в своем сегменте рынка.
Резюме проекта
Любой бизнес-план начинается с составления резюме. В нем сжато освещается основная идея проекта, указывается время выполнения, лицо, руководящее его реализацией. Резюме состоит из 2-3 предложений, обязанных заинтересовать адресатов, побудить их продолжить чтение документа.
Цель и задачи бизнес-плана
Бизнес-план автосалона составляется для оценки экономической эффективности проекта. Также он используется в качестве коммерческого предложения для проведения переговоров с предполагаемыми партнерами или инвесторами. Документ обязан продавать вашу идею, а не просто свидетельствовать о ее наличии и жизнеспособности.
Цель открытия автосалона – создание высокорентабельного торгового предприятия, приносящего владельцам прибыль, удовлетворяющего потребности клиентов в услугах по приобретению или прокату автомобилей разных классов и ценовых категорий. Добиться цели возможно путем решения нескольких задач:
определение формата бизнеса;
расчет срока окупаемости проекта;
определение этапов реализации плана;
установление экономической эффективности проекта.
Анализ рынка в сфере проката авто
Сервис автопроката существует в России довольно давно, хотя до сих пор не получил широкого распространения в регионах. На сегодняшний день примерно 80% договоров на аренду автомобилей заключается в Москве, Санкт-Петербурге, городах Краснодарского края. Бизнес понемногу проникает в другие регионы страны, поэтому конторы, оказывающие услуги автопроката, открываются в городах-«миллионниках». По мнению экспертов, емкость данного сегменты рынка к 2020 г. должна составить около 6 300 000 рублей.
Сегодняшний рынок автопроката сформирован компаниями 5 типов:
точки проката при автомобильных салонах и автосервисах, которые открываются их владельцами;
небольшие фирмы с собственным автопарком 5-10 машин;
организации, сдающие в аренду элитные авто (БМВ, Ауди, Мерседес и т. д.);
филиалы международных прокатных компаний;
крупные отечественные фирмы с развитой региональной сетью.
Бизнес-план по прокату автомобилей составляется в зависимости от того, в каком из перечисленных выше сегментов планируется вести предпринимательскую деятельность.
Положение предприятия в отрасли
Чтобы избежать претензий со стороны надзорных органов, грамотно позиционировать компанию на рынке, вновь создаваемым фирмам нужно отразить в плане вопросы выбора организационно-правовой формы (ООО или ИП), подходящих кодов ОКВЭД (основных и дополнительных), а также системы налогообложения (ОСНО, УСН, ПСН).
Внимание! Предпринимателям, уже организовавшим свое дело, следует проверить имеющиеся ОКВЭДы на соответствие новым видам услуг, рассмотреть возможность перехода на другую систему налогообложения, если это повысит рентабельность бизнеса.
Описание доступных услуг
В данном разделе перечисляются все услуги, которые планирует оказывать фирма, кратко описывается каждая из них, определяется ожидаемая доля выручки. Конторы по автопрокату обычно имеют в своем прайс-листе следующие услуги:
сдача авто в аренду;
продажа автомобилей (новых или подержанных);
Инвестиционный план бизнес-плана
Если вам не хватает средств на запуск либо раскрутку проекта, уделите особое внимание проработке финансовой части плана. Основные освещаемые вопросы:
желаемая сумма инвестиций;
ставка, под которую планируется получить заемные средства;
срок возврата ссуды (кредита);
за счет каких доходов будет обслуживаться и погашаться долг.
Полностью готовый бизнес план автосалона обычно содержит детализированную финансовую модель деятельности на ближайшие 3-5 лет. В ней прорабатываются следующие моменты:
Анализируется прибыль и рентабельность каждого направления бизнеса.
Изучаются риски, сопутствующие реализации проекта.
Рассчитывается максимально допустимая и желаемая кредитная нагрузка.
Прогнозируется объем продаж автомобилей (выручки от сдачи в аренду) и величина ежемесячных расходов.
Находится точка безубыточности.
Составляется прогнозный отчет о движении денежных средств.
Анализируются итоговые финансовые и инвестиционные показатели.
Если полученные результаты оказываются удовлетворительными, в следующих разделах бизнес-плана детализируются значимые аспекты организации и ведения дела.
Поиск и аренда подходящего помещения
Здесь описываются желаемые параметры автосалона, офиса, торгового зала:
наличие желаемой инфраструктуры;
размер арендной платы и регулярность ее внесения;
возможность последующего выкупа (если необходимо).
Покупка оборудования для автосалона
В разделе приводится перечень оборудования, необходимого для запуска бизнеса, указываются среднерыночные цены. Здесь же делается сравнительный анализ условий, предлагаемых возможными поставщиками. Его цель – выбор наиболее подходящего варианта закупки. Также рассматривается возможность приобретения оборудования, в том числе, прокатных автомобилей, в лизинг.
Организационный план
В разделе описываются мероприятия, необходимые для начала работы. Естественно, что для этого важно отлично разбираться в этом деле. Абсолютному новичку, который пока не продал или не сдал в аренду ни одного автомобиля, разумно обратиться за помощью к профессионалам.
Фонд заработной платы
Если мы открываем автосалон, то понимаем, что вознаграждение персоналу не является главной статьей расходов. Однако нам придется сделать расчеты минимального фонда оплаты труда и сумм начисляемых на него налогов. Также в этом разделе следует изложить систему мотивации персонала и ТОП-менеджеров, просчитать сумму, необходимую для выплаты премий и бонусов.
Реклама услуг автосалона
Рекламные расходы составляют существенную часть затрат любого бизнеса, связанного с оказанием услуг. Поскольку рассчитывать исключительно на «сарафанное радио» нельзя, в разделе приводится краткая схема рекламной компании и просчитывается ее бюджет. Также здесь следует указать перечень фирм, способных реализовать рекламную стратегию, выбранную для оповещения клиентов об открытии автосалона.
Текущие затраты
Составление перечня постоянных затрат не вызывает особых затруднений. В список следует включить расходы на:
техосмотр и ремонт автомобилей;
содержание офиса (канцелярские и хозяйственные товары);
интернет, мобильную связь;
уборку помещения и прилегающей территории.
Анализ риска
Тему возможных рисков при продаже (сдаче в прокат) автомобилей обходить вниманием нельзя. Грамотный анализ ситуаций, в которых компания понесет убытки либо полностью лишится средств, помогает определить слабые стороны бизнес-плана и начать работу по их устранению.
Внимание! Потенциальные инвесторы досконально изучают риски проекта, прежде чем принять решение об участии или неучастии в нем.
Пример бизнес-плана автосалона
Многие предприниматели предпочитают не составлять бизнес-план самостоятельно, а взять за основу подходящий образец в интернете. Это вполне допустимо при условии, что вы хотите открыть стандартный автосалон. Если же планируется осуществлять индивидуальное обслуживание, получать больше доходов, чем в среднем по отрасли, то разрабатывать документ придется с нуля.
Бизнес-план автосалона.
Источник
Бизнес-план проката автомобилей
Статистика ведущих стран мира показывает, что спрос на аренду автомобилей растет постоянно. Иметь собственный авто многим становится все менее выгодно: покупка, страховка, стоянка, техобслуживание обходятся в немалые средства. Добавьте сюда риск угона автомобиля и потери затраченных денег – и автовладение оказывается не такой уж и привлекательной затеей. Однако авто – это, прежде всего, удобство. Заменить личный автомобиль вполне может арендованный, поэтому запуск бизнеса на этой услуге может оказаться выгодной затеей. Предлагаем вашему вниманию наш бизнес-план проката автомобилей. Пример может оказаться полезным, если вы раздумываете, будет ли эта идея выгодной на региональном рынке.
Резюме проекта
Надо отметить, что в настоящий момент существует две разновидности автопрокатов: обычный (от суток) и каршеринг (краткосрочный, с почасовой или поминутной оплатой). Причем рентабельность первого варианта гораздо ниже. Скажем, сдача в аренду на месяц автомобиля класса Daewoo Nexia стоит около 30 тыс. рублей (чаще всего для работы в такси). При этом автомобиль будет эксплуатироваться практически без перерыва (по статистике, машина может пройти до 8 тыс. км), чтобы арендатор максимально окупил эту сумму. Машина окупается за 12-14 месяцев, но к этому времени пробег ее составляет уже около 80 тысяч километров, а это треть среднего срока службы основных узлов. В идеале, через 14 месяцев ее уже нужно продавать и покупать новую, не ожидая начала постоянных поломок.
При краткосрочной аренде машина будет приносить «близкие» деньги (а иногда и больше), окупиться может за то же время, но пробег будет вдвое-втрое меньше. Таким образом, машина без проблем прослужит не год-полтора, а 2-3 года. То есть окупится каждая машина дважды, а потом ее еще можно будет продать за 2/3 от цены покупки.
Наиболее распространена эта услуга в Москве, где на 2017 год действуют 5 перевозчиков: Anytime, Car5, «Делимобиль», YouDrive, Belka Car. Отметим, что на момент публикации этой статьи ни один из данных перевозчиков не делает франчайзингового предложения. Anytime предложение франшизы отозвала, а «Делимобиль» его только планирует в будущем. Остальные официальных заявлений не делают.
В связи с тем, что проект требует огромных вложений и может иметь серьезные риски, мы категорически рекомендуем предпринимателям, которые намерены запустить данный бизнес в регионах, обратиться к варианту франшизы (если на момент прочтения статьи она будет доступна). В противном случае очень высок риск банкротства. Наши расчеты показывают, почему.
К рискам данного бизнеса отнесем следующие:
- Для запуска полноценного бизнеса потребуется не менее 15 автомобилей. Даже при условии лизинга это очень серьезные капиталовложения.
- Важную роль играет автоматизация подачи заказа. Для этого требуется разработка специального дорогостоящего функционала на сайте, а также мобильного приложения. Без этого, как только на рынок вашего региона выйдут крупные франшизы, вы окажетесь в заведомо проигрышном положении.
- Сдача автотранспорта в аренду связана с высокой вероятностью попадания клиента в ДТП. А это значит, необходимо решить вопрос со страхованием КАСКО, а это дополнительные расходы.
- Если в Москве культура пользования каршерингом постепенно формируется, то в провинции до этого пока очень далеко. Даже в Санкт-Петербурге действуют только 2 перевозчика. О других региональных центрах и говорить не приходится. Фактически вам придется создавать спрос с нуля. А задача это очень непростая, почему – подробнее расскажем далее.
С учетом данных рисков существуют только два реальных варианта запустить бизнес на каршеринге: перебраться в Москву или же приобрести франшизу известного бренда, когда она будет доступна.
Мы рассмотрим третий вариант: запуск собственного регионального проекта по традиционному прокату автомобилей с популяризацией и постепенным внедрением услуги каршеринга.
Оформление бизнеса
Поскольку на бизнес требуются серьезные вложения, предприятие запускается в формате ООО четырьмя инвесторами с равными долями в уставном капитале.
В качестве системы налогообложения выбирается УСН «доходы минус расходы».
Поскольку оказывать услуги сдачи в аренду авто с водителем не планируется, лицензирование проходить не требуется. Это уменьшает затраты на запуск.
При регистрации указывается ОКВЭД 77.11 «Аренда и лизинг легковых автомобилей и легких автотранспортных средств».
На оформление потребуется 30 тыс. рублей.
Для получения банковских гарантий под покупку автомобилей открывается расчетный счет организации, на который вносится 1 млн рублей оборотного капитала.
Выбор помещения
Для работы потребуется арендовать помещение для офиса в центральном районе города с площадкой для стоянки автомобилей. При выборе места рекомендуем отдавать предпочтение удобной транспортной развязки и близости бизнес-центру. При этом не обязательно размещать офис на центральной улице, поскольку конкуренция в отрасли не так высока. Большинство клиентов приходит по рекламе из интернета.
Общая площадь офиса – 30 кв. м, включает кабинет руководителя (10 кв. м) и приемную (20 кв. м).
Согласно СП 113.13330.2012, с учетом проездов площадь стоянки рассчитывается, исходя из площади 25 кв. м на машину. Поскольку вначале планируется закупить 10 автомобилей, а в дальнейшем увеличить их количество, стоянка должна обеспечить одновременное размещение не менее 15 машин. Таким образом, потребуется площадь 400 кв. м.
Стоимость аренды офиса и площадки составит 250 тыс. рублей в месяц.
Для реализации программы каршеринга заключаются договоры с несколькими автостоянками в разных районах города на предмет использования как площадок, где клиент может взять машину и оставить. Этот вариант связан с рисками, но позволяет сэкономить. В будущем планируется организация собственной сети площадок.
Наем персонала
Поскольку водители для нашего направления бизнеса не нужны, потребуется минимум персонала: администратор, который будет заниматься работой с клиентами, и 3 охранника на стоянку по сменной работе (график: сутки/двое).
Непосредственное управление осуществляется директором, который избирается из числа соучредителей.
Итого, штатное расписание выглядит так:
Должность | Зарплата | Единиц в штате | Расход |
Директор | 35 000 | 1 | 35 000 |
Администратор | 22 000 | 1 | 22 000 |
Охранник | 30 000 | 3 | 90 000 |
Всего | 123 000 | ||
Из них ЕСН, 30% | 44 100 |
Покупка автoмобилей
Опыт московских каршеринговых компаний показывает, что спросом пользуются комфортные автомобили среднего класса с небольшим расходом топлива: Skoda Rapid, Hyundai Solaris, Ford Focus. В провинции планируется использовать авто из того же класса, но по более низкой цене.
Анализ предложений показал, что оптимальные условия сотрудничества в регионе предлагает дилер китайского бренда Lifan, предоставляющий удобные условия лизинга для коммерческих организаций при разовой закупке 10 и более автомобилей под 3,5% годовых на 4 года.
Нами были закуплены автомобили:
Класс | Модель | Количество | Цена | Общая стoимость |
Малый | Lifan Smily (комплектация Luxury CVT) | 3 | 470 000 | 1 410 000 |
Средний | Lifan Solano (комплектация Luxury) | 6 | 620 000 | 3 720 000 |
Кроссовер | Lifan X60 (комплектация Luxury CVT) | 1 | 900 000 | 900 000 |
Всего | 6 030 000 |
За автомобили вносится первый взнос в размере 2 млн рублей из личных средств соучредителей. Остальные 4 030 000 рублей оформляются в лизинг на 4 года. Ежемесячный платеж при данных условиях составит 90 095 рублей.
Кроме того, требуются дополнительные затраты:
Статья расходов | Цена |
Оформление страховки КАСКО на 10 автo за 1 год | 1 690 000 |
Установка газового оборудования на 10 автo | 300 000 |
Установка терминалов для GPS-мониторинга, систем удаленного контроля ТС, маячков | 300 000 |
Брендирование автoмобилей | 150 000 |
Всего | 2 440 000 |
Покупка оборудования для стоянки и офиса
Серьезная статья расходов для подобного бизнеса – оборудование стоянки автомобилей, поскольку большая их часть будет храниться на базе.
Статья расходов | Цена |
Косметический ремонт в офисе и закупка обoрудования | 250 000 |
Установка шлагбаума | 150 000 |
Установка системы видеонаблюдения | 100 000 |
Всего | 450 000 |
Маркетинг
Продвижение бренда будет ориентироваться на два направления: по секторам B2B и B2C. Во-первых, планируется сотрудничество с местными автодилерами для предоставления услуги «автомобиль на время ремонта». Дилерам это выгодно, потому что не придется выделять на эти цели собственные автомобили, а кроме того, возможно проведение кросс-маркетинговых акций.
Также планируется рассылка коммерческих предложений организациям с предложением предоставления автомобилей в аренду для проведения мероприятий и осуществления деловых поездок.
Во-вторых, планируется обычная работа с конечными потребителями на предмет предоставления автомобилей в долгосрочную и краткосрочную аренду.
Сдавать авто в аренду для работы в такси не планируется. Максимальный дневной пробег устанавливается не более 100 км. Превышение оплачивается дополнительно.
Для привлечения корпоративных клиентов планируется разработка индивидуальных коммерческих предложений для автодилеров.
Поскольку проект высокобюджетный, в продвижение планируется вложить достаточно большие средства:
Статья расходов | Сумма |
Разработка и продвижение сайта | 150 000 |
Контекстная реклама и таргетинг | 30 000 |
Разработка мобильного предложения для Android, iOS | 50 000 |
Разработка дизайна (логотип, корпоративные цвета и прочее) | 150 000 |
Реклама на билбордах в городе | 1 000 000 |
Реклама в нишевых СМИ региона и на радио | 350 000 |
Всего | 1 830 000 |
В процессе работы планируется выявление нескольких приоритетных рекламных каналов, согласно статистике привлечения клиентов. На рекламу планируется выделять 100 рублей ежемесячно.
Расходы и доходы
Первоначальные затрaты
Запуск проекта связан с большими затратами, сведем их в таблице:
Статья расходов | Сумма |
Оформление | 30 000 |
Оборотный капитал | 1 000 000 |
Аренда офиса и площадки на 3 месяца | 750 000 |
Зарплатный фонд на 1 месяц | 123 000 |
Первый взнос за покупку автoмобилей | 2 000 000 |
Дооборудoвание автoмобилей | 2 440 000 |
Закупка оборудования для офиса и стоянки | 450 000 |
Реклама и маркетинг | 1 830 000 |
Всего | 8 623 000 |
Дополнительный кредит в банке брать не требуется. Планируется, что стартовый капитал будет равномерно разделен между четырьмя соучредителями: по 2 155 750 рублей от каждого.
Ежемесячные затрaты
Расходная статья | Сумма |
Аренда помещения (с 4-го месяца) | 250 000 |
Зарплатный фонд (со 2-го месяца) | 123 000 |
Лизинг за автoмобили (со 2 по 48 месяц) | 90 095 |
Реклама и маркетинг | 100 000 |
Всего | 563 095 |
Также необходимо предусмотреть расходы на ежегодное техническое обслуживание автомобилей. Расходы на топливо не производятся, поскольку клиент оплачивает его самостоятельно.
Стоимость страховки не включается в ежемесячные затраты, поскольку под нее в бюджете формируется отдельный фонд, а арендатор оплачивает страховой взнос дополнительно к стоимости аренды авто.
Доходы
Сразу отметим, что точно подсчитать доходность подобного бизнеса заранее очень трудно. Дело в том, что спрос на услугу и прибыль сильно зависят от конкретного региона. Во многих городах действуют прокатчики, которые предлагают в аренду дешевый транспорт типа 5-6-летних Lada Kalina, Renault Logan, Daewoo Nexia, FIAT Albea (которые покупаются в состоянии б/у и эксплуатируются, что называется, «и в хвост, и в гриву», демпингуя цены).
Мы предполагаем установить цену услуг на 25% на посуточную аренду выше средней по региону, привлекая клиентов маркетинговыми акциями, новыми качественными автомобилями и высоким уровнем сервиса. Кроме того, планируется плотно работать с корпоративными клиентами, стоимость услуги для которых на 50% выше средней по региону.
Все доходы даны усредненно, дать детализацию не представляется возможным:
- Доход от корпоративных клиентов: 250 тыс. рублей в месяц.
- Доход от частных лиц: 200 тысяч рублей в месяц.
- Доход от каршеринга: 200 тысяч рублей в месяц.
Итого: 650 тысяч рублей.
Отметим, что доходность и рентабельность бизнеса сильно зависят от количества машин в автопарке. Так, у каршеринговых компаний столицы в автопарке более 300 машин. С 10 авто в нашем случае финансовые показатели будут достаточно низкими. Впрочем, обеспечить арендой 300 автомобилей в региональном центре – тоже задача нетривиальная.
Именно поэтому в заключение мы возвращаемся к мысли, с которой начинали: если вы хотите запустить проект по сдаче автомобилей в аренду, нужно учесть очень многое. И быть готовым первые 3-4 года постоянно инвестировать в проект, доходами от него, в лучшем случае, покрывая затраты.
Возможно, именно поэтому крупные операторы каршеринга до сих пор не запустили франчайзинговое предложение. Риски для франчайзи в регионах слишком велики, от франчайзера требуются серьезные усилия по продвижению бренда, и в каждом случае не будет уверенности, что это даст эффект ввиду банального отсутствия в регионах среднего класса, равного по доходам столичному, и привычки у людей пользоваться личным автомобилем.
Кроме того, в регионах нет таких проблем с пробками и парковкой личного транспорта. Напомним, в Москве не так много парковок, аналогичных региональным, практически нет гаражных кооперативов. Во дворах паркуются только в жилых кварталах старой постройки. В новых обычно строятся подземные паркинги, место в которых стоит от 1 до 10 миллионов рублей.
И еще один момент: средняя стоимость поездки в такси в Москве – 1 500 рублей, в регионах – 400 рублей. Иными словами, автопрокат в Москве обходится примерно так же или даже дешевле такси. В регионах же – такси в разы дешевле. То есть в большинстве случаев потенциальному клиенту будет гораздо проще вызвать такси, чем связываться с арендой (ведь это не только оплата собственно аренды, но еще и страховки, топлива и мойки, а также размещение депозита). Грубо говоря, чтобы впервые взять авто в аренду, нужно около 10 тысяч рублей. Для Москвы это небольшие деньги, для регионов – довольно значимые.
Таким образом, факторы, которые стимулировали семимильное развитие столичного каршеринга, в провинции просто не актуальны.
В итоге
На настоящий момент идея с организацией проката автомобилей с услугой каршеринга в регионах не выглядит удачной затеей, поскольку требует огромного стартового капитала, связана с серьезными рисками, включая опасность низкого спроса на региональном рынке.
Если вы все же решили, что эта затея вам по душе, следует уже на этапе планирования внимательно изучить наш бизнес-план проката автомобилей с расчетами и решить, каким образом вы сократите затраты, которые были прописаны нами. Только в этом случае можно рассчитывать на положительный результат.
Источник