Рейтинговая оценка инвестиций это

Рейтинговая оценка инвестиций. Рейтинговая оценка инвестиционных проектов

Определение максимальной степени доверия к той или иной компании как основное назначение кредитного рейтинга. Методология формирования системы показателей привлекательности инвестиционных проектов. Анализ состояния рынка рейтинговых услуг в России.

Рубрика Финансы, деньги и налоги
Вид курсовая работа
Язык русский
Дата добавления 03.06.2015
Размер файла 253,1 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Размещено на http://www.allbest.ru

Обеспечение положительной динамики развития хозяйствующих субъектов любого уровня (страна, регион, город, предприятие) невозможно без глубокого комплексного исследования инвестиций. Инвестиционный процесс, как всякая целенаправленная деятельность, нуждается в анализе и управлении. В связи с этим важное значение приобретают новые подходы к управлению воспроизводственным процессом, включая рейтинговый анализ обоснованности инвестиционных решений. Характерное для современных условий нарастание конкуренции на рынке инвестиций предъявляет к инвестиционным решениям все более жесткие требования. В подобных ситуациях недостаточно субъективных выводов, и зачастую бывают, необходимы независимые оценки. Такую роль в современной экономике играет система рейтингов, под которыми обычно понимают определение положения объекта анализа относительно других объектов, т.е. ранжирование по лексикографическому и другим признакам. По своей сути это первичная интерпретация, характеристика рассматриваемого объекта на данный момент времени (или на перспективу). Рейтинги стран, регионов, предприятий, банков и проектов указывают уровень их стабильности, устойчивости, платежеспособности. Это важная информация о хозяйствующем субъекте для потенциальных инвесторов о допустимом уровне доверия и риска делового взаимодействия.

1. Рейтинговая оценка инвестиций

1.1 Сущность рейтинговых оценок. Основные методы оценки

Рейтинговая оценка — это способность посредством глубокого анализа отнести тот или иной объект к определенному классу, разряду, категории. В мире экономики и бизнеса кредитный рейтинг позволяет оценить максимальную степень доверия к той или иной компании, понять ее возможности, кредитоспособность. Впервые так называемая «степень доверия» появилась еще в 1909 году, и ее автором был Джон Муди. В своей классификации он использовал различные буквы алфавита, начиная от английской А и заканчивая С. С тех времен данная система оценки практически не изменилась и стала настоящим мировым стандартам. Сегодня сложно себе представить финансовые рынки, которые бы не использовали в своей практике подобные рейтинги.

Основные методы оценки:

1) Косвенный метод оценки. Здесь проводится ряд аудиторских проверок, анализируется деятельность компании в финансово-хозяйственном секторе. Аудиторская проверка — это отличная возможность выявить, насколько правильно и своевременно ведется финансовая отчетность. Но такой метод дает косвенную оценку кредитоспособности компании. Если после проверки у компании не обнаружено замечаний к ведению отчетности и не выявлено серьезных нарушений, то уровень ее кредитоспособности будет увеличен. Для оценки берутся такие показатели, как коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости, покрытия долга и прочие. У классического анализа есть неоспоримый плюс — он обладает той универсальностью, которая позволяет оценивать компании самой различной направленности. Часто таким анализом пользуются банки перед тем, как предоставить кредит своему новому клиенту. Для кредитора на данном этапе важнее, сможет ли клиент своевременно и в полном объеме вернуть положенную сумму.

Читайте также:  Можно ли отменить транзакцию криптовалюты

2) Метод прямой оценки. Здесь основное направление — анализ кредитного риска, присвоение кредитного рейтинга и оценивание кредитоспособности. Данный вид оценки больше подходит для выбора наиболее достойной организации и определение ее финансовых возможностей. Оценка кредитного рейтинга — это шанс получить полное представление о хозяйствующем субъекте, особенностях работы его менеджмента, квалификации сотрудников и руководящего состава. С помощью кредитного рейтинга можно сформировать свою систему измерения кредитных рисков при работе с ценными бумагами.

Сегодня часто можно встретить неоднозначность трактовок рейтинга ценных бумаг и кредитного рейтинга. Есть мнение, что это и вовсе одно и то же. Чтобы прояснить данный вопрос, давайте выделим несколько основных определений:

1) Рейтинг ценных бумаг — это емкое определение. По сути, это показатель, который гарантирует своевременный возврат вложений в пределах инвестиционного качества ценных бумаг. В свою очередь кредитный рейтинг — это величина, характеризующая вероятность выполнения обязательств сторонами сделки, а также дающий публичную оценку кредитным рискам.

2) Кредитный рейтинг показывает, какая есть вероятность того, что эмитент не выполнит свои обязательств в период всего срока ее обращения. По сути, это оценка величины кредитного риска, в которой заложена величина вероятных потерь. Рейтинговые агентства в один голос уверяют, что их методы построены исключительно на объективном и независимом анализе.

По приведенной схеме хорошо видно, что в качестве объектов рейтинга ценных бумаг выступают не только долговые активы, к которым относятся как коммерческие бумаги облигации, сберегательные сертификаты и прочие бумаги, но и долевые активы — более привычные акции. В роли объекта для кредитного рейтинга используются активы с фиксированным доходом.

Рейтинги, присвоенные международными службами, имеют ряд существенных недостатков: прежде всего, они ориентированы на международные финансовые рынки, и не всегда учитывают национальную и региональную специфику. В своей деятельности международные агентства защищают интересы, прежде всего американского бизнеса, вследствие чего склонны к занижению суверенного (странового) рейтинга, к которому «привязаны» субнациональные (региональные) и муниципальные рейтинги. Международные агентства и их национальные партнерские организации не занимаются «продвижением» рейтингов регионов и муниципалитетов внутри страны.

В отличие от международных агентств, национальные полностью зависят от доверия национальных эмитентов, инвесторов и других пользователей рейтинга, вероятность конфликта интересов которых значительно меньше. Национальные агентства глубже понимают специфику внутреннего рынка, что позволяет им делать более объективные оценки. Вследствие указанных причин правительства ряда стран с конца 70-х годов стало поддерживать создание и деятельность национальных рейтинговых агентств, считая, что влияние американских агентств слишком велико и необъективно. И уже к 2002 году такие агентства существовали более чем в 100 странах мира.

Достаточно высокий кредитный рейтинг, присвоенный специализированным рейтинговым агентством, повышает возможности региона, города при любой коммерческой или финансовой операции, независимо от того, используется ли рейтинг для привлечения инвестиций, получения кредитов, выпуска ценных бумаг, сбыта продукции, или расширения деятельности, кредитный рейтинг позволяет местному органу власти, демонстрируя свою кредитоспособность, заключать сделки на более выгодных для себя условиях.

Рейтинг является важной составной частью общей программы поддержания отношений с инвесторами, способствуя повышению общей инвестиционной привлекательности. Выход региона на внешний, в том числе, международный рынок в современных условиях невозможен без наличия у него кредитных рейтингов, присвоенных ведущими отечественными и международными рейтинговыми агентствами.

Читайте также:  Следить за новостями криптовалюты

Виды рейтингов кредитоспособности.

Прежде всего, существуют сравнительные кредитные рейтинги (рэнкинги), позиционирующие уровень кредитоспособности страны (региона) среди выбранного ряда других. Более конкретными являются классические индивидуальные рейтинги, в которых каждый эмитент относится к определенному рейтинговому классу не только по уровню риска невозврата (дефолта), но и по вероятному типу его поведения в отношении кредитора. Наиболее общими среди классических рейтингов являются кредитные рейтинги эмитентов — оценка общей способности и готовности эмитента выполнять свои финансовые обязательства.

Рейтинги отражают способность эмитента выполнять финансовые обязательства, выраженные либо в национальной валюте страны эмитента, либо в иностранной валюте. При этом рейтинг эмитента в местной валюте может оказаться выше его рейтинга в иностранной валюте. Кредитные рейтинги различаются также по временному горизонту. По этому признаку они делятся на долгосрочные (>1года) и краткосрочные (

Источник

Кредитный рейтинг: как устроен один из главных инструментов инвестора

Инвестору, который хочет оценить кредитное качество компании, банка или органа власти, понять, насколько они надежны как заемщики, не обойтись без кредитных рейтингов. Их используют и госорганы — например, при размещении в банках бюджетных средств или при разработке правил инвестирования средств пенсионных фондов. При этом полезно не только различать уровни рейтингов, но и иметь некоторое представление о том, как они присваиваются и как построена работа рейтинговых агентств.

Потребность в рейтингах появилась на заре современного финансового рынка — нужна была независимая оценка кредитоспособности эмитентов ценных бумаг . Со временем спрос на кредитные рейтинги только рос, поскольку самостоятельно квалифицированную оценку кредитоспособности заемщика или контрагента могут провести далеко не все, особенно в условиях постоянно усложняющихся рыночных отношений.

Рейтинг может быть присвоен по международной или по национальной шкале. Международная шкала позволяет сопоставлять рейтинги компаний из разных стран, однако рейтинг компании, как правило, не может быть выше рейтинга страны, где она работает. В национальной же шкале этого барьера нет.

В России работают четыре российских рейтинговых агентства и три зарубежных (так называемая «большая тройка»). Но в регулирующих документах внутри страны применяют только рейтинги российских агентств. Компании, которым необходим доступ к зарубежному фондированию, используют также рейтинги агентств «большой тройки».

По своей сути, кредитный рейтинг представляет собой оценку вероятности дефолта заемщика в соответствии со специальной рейтинговой шкалой. Сам рейтинг, как правило, состоит из нескольких частей. В его значении сначала идут символы (буквы, цифры, знаки «плюс» или «минус»), которые показывают уровень рейтинга, далее после точки обозначается, по какой шкале присвоен рейтинг. Отдельным словом дается прогноз — мнение агентства относительно вероятности изменения рейтинга в ту или иную сторону.

Более точному пониманию рейтинга конкретной компании, банка или выпуска долговых бумаг поможет пресс-релиз агентства, который обязательно сопровождает присвоение рейтинга. В нем излагаются факторы, обосновывающие уровень рейтинга, в том числе, как правило, указываются основные «болевые точки» рейтингуемого лица. Например, стоит посмотреть, где находится компания с точки зрения оценки собственной кредитоспособности (ОСК), то есть без учета возможной поддержки со стороны государства и собственников.

Достаточная точность кредитных рейтингов обеспечивается тем, что агентство получает доступ не только к публичным документам и публикуемой финансовой отчетности, но и к данным, которые, как правило, скрыты от широкой аудитории. Кроме того, присвоение рейтингов осуществляется на основании собственных методологий агентств, качество которых обеспечивает эффективная система многоуровневого контроля. К разработке методологий привлекаются профильные рейтинговые аналитики, перед утверждением их проверяет независимая служба валидации. Методологии утверждаются методологическим комитетом, в который входит не менее трех человек. Уже после утверждения методология отправляется в ЦБ для проверки на соответствие требованиям законодательства. Корректность ее применения строго отслеживается как членами рейтингового комитета, так и методологами и сотрудниками службы внутреннего контроля. Выявленные отступления от методологии фиксируются и публично раскрываются.

Читайте также:  Криптовалюта ethereum график за все время

Комплексная процедура присвоения рейтинга включает в себя анализ первичных финансовых документов, встречи рейтинговых аналитиков с представителями рейтингуемой компании или банка, построение финансовых моделей. Если речь идет о нефинансовой компании, то оценивается целый ряд дополнительных факторов, иногда неочевидных. Например, возможность оперативно заменить поставщика, география продаж и прогноз развития рынка, на котором работает компания.

Рейтинговое агентство пристально следит за своей репутацией, ведь это основной актив, обеспечивающий успех на рынке. Работа агентства построена на жестком разграничении процессов присвоения рейтингов и бизнес-процессов, при этом рейтинговые аналитики физически отделены от других департаментов, не имеющих непосредственного отношения к процессу рейтингования.

Пересмотр рейтинга происходит, как правило, раз в год — это плановая процедура. Если это происходит чаще, то инвестору стоит внимательнее посмотреть на компанию, оценить ее перспективы и, возможно, пересмотреть свою стратегию.

Все российские рейтинговые агентства обязательно должны быть включены в реестр кредитных рейтинговых агентств Банка России и поднадзорны ЦБ. Однако между ними есть различия. Одно из главных — это степень готовности раскрывать содержание своих действий и в нюансах объяснять, почему принято то или иное решение и как тот или иной показатель повлиял на уровень рейтинга. Но при этом, с учетом схожести шкал, рейтинги можно сопоставлять между собой, что позволяет инвестору принимать взвешенное решение о готовности принять на себя риски.

Нередко компании и банки имеют рейтинги сразу от нескольких агентств. В силу различия в методологиях это позволяет им получить более полную независимую оценку. Для инвестора наличие у компании нескольких рейтингов — серьезное подтверждение ее открытости и устойчивости.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с позицией редакции

Оценка кредитоспособности компании или государства. Выставляется независимыми рейтинговыми агентствами и производится на основании оценочных анкет, которые преобразуют финансовые и нефинансовые показатели компании в баллы. Кредитный рейтинг позволяет оценивать рискованность вложения в ценные бумаги эмитента (компании) – чем выше рейтинг, тем ниже риск. Лицо, выпускающее ценные бумаги. Эмитентом может быть как физическое лицо, так и юридическое (компании, органы исполнительной власти или местного самоуправления). Дефолт (от французского de fault — по вине) — ситуация, возникшая при неисполнении заемщиком обязательств по уплате или обслуживанию долга. Дефолтом считается неуплата процентов по кредиту или по облигационному займу, а также непогашение займа. Стоит отдельно выделить технический дефолт — ситуацию, когда исполнение обязательств было только временной задержкой платежей, как правило, по независящим от заемщика обстоятельствам. Дефолт служит основанием для предъявления кредитором иска о банкротстве заемщика Финансовый инстурмент, используемый для привлечения капитала. Основные типы ценных бумаг: акции (предоставляет владельцу право собственности), облигации (долговая ценная бумага) и их производные.

Источник

Оцените статью