Рейтинг всемирного банка инвестиции
Россия заняла 28 место в 2019 году в докладе Всемирного банка Doing Business 2020, поднявшись на 3 позиции по сравнению с прошлым годом.
«Наш рост продолжается уже 9 лет. Россия находится «в клубе» стран с хорошим бизнес-климатом, и наши дальнейшие цели по продвижению в рейтинге становятся более амбициозными. В докладе Doing Business 2020 в топ-30 конкуренция настолько велика, что место решается из десятых, а иногда и сотых числа индекса удаленности от передового рубежа», — подчеркнул Максим Орешкин.
Пятый год подряд у России самая сильная позиция среди партнеров по БРИКС. Соседями России стали Австрия и Япония, удалось обогнать Испанию, Францию, Польшу, Португалию, Нидерланды, Швейцарию и Бельгию. Всемирный банк зафиксировал в России улучшение значений показателей в сферах строительства, энергетики, регистрации предприятий, налогообложения, таможенного администрирования, кредитования и банкротства.
Лучшими качественными результатами в этом году стали направления «получение разрешения на строительство» и «подключение к сетям».
По «получению разрешения на строительство» Россия поднялась на 26 место (ранее – 48), сократив стоимость и затрачиваемое время на 29 дней, а также количество процедур с 15 до 13. Эксперты говорят, что рост связан в том числе с совершенствованием законодательной базы и обширной просветительской деятельностью в предпринимательской среде.
Сократить срок подключения на 32 дня удалось благодаря реформам в области технологического присоединения.
«Важным для нас является улучшение данных страны по направлению «налогообложение». Россия смогла сократить время, затрачиваемое на налогообложение до 159 часов (ранее 168 часов) и не менявшееся с 2014 года. Кроме того, произошло улучшение данных за счет сокращения времени на подготовку, подачу налоговой отчётности и уплату налога на прибыль и обязательные отчисления работодателя на сотрудников», — сообщил министр.
Россия по-прежнему входит в топ-20 стран по направлениям «подключение к сетям» (7 место) и «регистрация собственности (12 место). На среднем уровне Всемирный банк оценивает обеспечение исполнения контрактов (21 место), кредитование (25 место), получение разрешения на строительство (26 место) и регистрацию предприятий (40 место).
Минэкономразвития России не останавливается на достигнутом месте. На постоянной основе проходит плотное взаимодействие с командой Всемирного банка.
Одним из конкурентных преимуществ России является отстроенный механизм формирования и реализации реформ совместно с бизнесом. В частности, сформирован перечень мероприятий механизма «Трансформация делового климата» с активным вовлечением предпринимательского сообщества в формирование повестки реформ по снятию нормативных ограничений.
«Теперь рейтинг Всемирного банка также характеризует эффективность выполненных мер в ТДК. Надеемся, что реализация ТДК позволит качественно улучшить инвестиционный климат в России, а также обеспечить в долгосрочной перспективе разработку и реализацию существенных изменений структуры экономики России», — отметил министр.
По его словам, в дальнейшем подняться в рейтинге Doing Business позволит, в том числе внедрение «регуляторной гильотины» и развитие цифровизации. Также имеется высокий потенциал для дальнейшего роста по показателям «международная торговля» и «защита миноритарных акционеров».
Источник
Россия впервые вошла в топ-30 стран рейтинга Doing Business
В рейтинге Doing Business от Всемирного банка Россия впервые вошла в топ-30 стран. Она заняла 28-ю строчку, переместившись на три позиции вверх по сравнению с прошлогодним рейтингом. Россия расположилась между Австрией и Японией. Первые три строчки рейтинга в этому году заняли Новая Зеландия, Сингапур и Гонконг, на последнем, 190-м месте, оказалась Сомали. Из стран постсоветского пространства выше России находится Грузия (7-е место), Литва (11-е), Эстония (18-е), Латвия (19-е) и Казахстан (25-е). В то же время Россия занимает самую высокую позицию среди стран БРИКС.
Рейтинг Doing Business показывает, насколько легко в той или иной стране вести бизнес. Он рассчитывается по 10 направлениям. Среди критериев, например легкость регистрации собственности и прохождения таможенных процедур, «дружелюбность» налоговой системы и доступ к разрешениям на строительство. В следующем году Всемирный банк обещает добавить в расчеты новый критерий — данные по легкости получения компаниями госконтрактов. При расчетах Всемирный банк использует данные по крупнейшим городам стран. В России авторы рейтинга анализируют условия ведения бизнеса в Москве и Санкт-Петербурге.
Российские власти относятся к этому рейтингу серьезно: задачу занять в нем к 2018 году 20-е место ставилась в майских указах президента Путина в 2012 году. На тот момент Россия занимала 124-е место. Достичь поставленной Путиным цели в итоге не удалось — в 2018-м Россия оказалась только на 31-м месте.
«У нас за последние три года прогресс на 12 позиций. Движение вперед продолжаем. Россия остается лучшей среди стран БРИКС, — говорится в комментарии министра экономического развития Максима Орешкина по поводу результатов рейтинга. — Но конкуренция здесь серьезная. Китай с 46-го места передвинулся на 31-е. Нас уже вплотную поджимает. Поэтому, даже чтобы сохранять свои позиции, нам придется очень активно двигаться вперед».
В то же время, Орешкин считает, что рейтинг Doing Business не является полным отражением состояния инвестиционного климата. Он только демонстрирует, насколько стандартные процедуры, связанные с ведением бизнеса, легче или тяжелее по сравнению с другими странами.
«Москва и Петербург как другая страна »
Россия за последний год провела три реформы — в области защиты прав миноритарных акционеров, подключения к электросетям и в налоговой сфере, отмечает Всемирный банк.
В налогообложении власти сократили период проверки для тех, кто хочет получить возмещение по НДС. Заявление на возмещение подается вместе с декларацией. Раньше декларации проверялись особо тщательно — в течение трех месяцев. Только после этого налоговики могли принять решение о возмещении. Но теперь срок проверки сократился на месяц, значит, и деньги налогоплательщик теперь может получить раньше.
Сложно назвать нововведение революционным, говорит председатель московской коллегии адвокатов «Скрипка, Леонов и партнеры» Игорь Срипка. Налоговики смогут продлить проверку до трех месяцев, как это было и раньше, если у инспектора возникнут вопросы. «Так что это на бумаге выглядит хорошо, но проблема в том, что при необходимости проверка легко будет продлеваться по «объективным» причинам», — говорит юрист.
Всемирный банк также указал, что в Москве и Петербурге сократилось время, нужное для подключения компаний к электросетям, а городские власти создали службы «одного окна» для более быстрого подключения. По данным правительства Москвы, время подключения к электросетям объемом мощности до 150 кВт (их обычно использует малый и средний бизнес) в 2019 году действительно сократилось до 70 дней. Для сравнения — в 2012 году это занимало 281 день.
По словам главы «Опоры России» Александра Калинина, для улучшения доступа к электросетям действительно было сделано немало. «Для того чтобы быстро подключиться, нужны близкие подстанции и резервные мощности, нужно решить вопрос о прохождении сетей. Для этого в свое время был создан даже целый штаб при мэрии», — рассказывает он. Но все достижения России, зафиксированные в Doing Business, касаются лишь двух городов, по всей России условия не такие хорошие, признает Калинин.
«Я горжусь тем, что Россия поднялась в этом рейтинге, но Москва и Петербург — это как другая страна. У нас идет серьезная, колоссальная дифференциация по регионам. Это очень тревожный сигнал. Люди переезжают в Москву и Питер, здесь идет все большая концентрация капиталов и институтов и их развитие. В регионах все совсем иначе. Так легко, как в Москве, вы в Хакасии, например, не подключитесь к электросетям», — сокрушается Калинин.
«Право есть, но ты все равно не защищен »
Всемирный банк также учел, что в прошлом году компании в России стали на день раньше отправлять уведомления о собраниях акционеров – теперь за 21 день. «Это можно назвать технической реформой, но тем не менее » , — говорит Forbes директор по корпоративному праву Prosperity Capital Management Денис Спирин.
За последние семь-восемь лет в России действительно заработали механизмы защиты миноритариев — изменили в пользу миноритарных акционеров процедуры делистинга, преимущественного права, перечисляет Спирин. «При этом нужно учитывать, что не все реформы принимает во внимание Всемирный банк. И весь прогресс в рейтинге не отражен», — добавляет он.
В то же время Спирин отмечает, что ощущения по поводу защиты прав миноритариев в России смешанные. По его словам, до сих пор отсутствуют важные нормы, которые нужны для защиты прав миноритарных акционеров. Например, нет запрета на голосование квазиказначейскими акциями — когда компания скупает собственные акции на подконтрольные юрлица, а потом менеджмент или контролирующий акционер в своих интересах ими голосует.
Есть вопросы, касающиеся применения на практике правил принудительного выкупа акций у миноритариев. Зачастую контролирующий акционер через разные схемы уклоняется от обязательного предложения или, наоборот, искусственно создает право принудительного выкупа и занижает его цену, перечисляет Спирин. Есть и проблемы правоприменения: право в законе есть, а на практике ты остаешься незащищенным в суде из-за нежелания суда оценивать злоупотребления правом и обходы закона, добавляет Спирин.
«Объективно у нас уровень корпоративного управления и защиты прав инвесторов колоссально вырос по сравнению с 90-ми годами, но сложно доказать это глобальному портфельному инвестору, когда у нас до сих пор «висят» такие вопросы», — сказал он Forbes.
Источник
Рейтинг стран мира по уровню прямых иностранных инвестиций
Глобальный рейтинг стран и территорий мира по уровню прямых иностранных инвестиций в номинальном (абсолютном) значении, выраженном в долларах США в текущих ценах. | |
Наименование: | Прямые иностранные инвестиции / Foreign Direct Investment. |
Тематика исследования: | Страны и регионыЭкономическое развитие |
Направление исследования: | Экономика Изучение экономических процессов. |
Отрасль исследования: | Управление Экономический анализ Финансовый анализ. |
Методы исследования: | Системный анализ Сравнительный анализ. |
Периодичность исследования: | Регулярно (ежегодно). |
Организация исследования: |
|
Сайт исследования: | http://worldbank.org/ |
Последнее исследование: | The World Bank: Foreign Direct Investment 2019. |
Текст статьи: © Центр гуманитарных технологий. Настоящий документ подготовлен совместно с организацией World Bank Development Research Group. Републикация текста не разрешена. Информация на этой странице периодически обновляется. Последняя редакция: 10.03.2021. | |
Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это форма участия иностранного капитала в реализации инвестиционных проектов на территории государства-реципиента инвестиций, которая представляет собой долгосрочные капиталовложения иностранного инвестора в производственные, торговые и иные коммерческие предприятия с целью получения прибыли. В методологии Международного валютного фонда (МВФ), который ежегодно рассчитывает объёмы прямых иностранных инвестиций на международном уровне, указывается, что иностранные инвестиции могут считаться прямыми иностранными инвестициями в том случае, если они подразумевают приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли в уставном капитале коммерческой организации на территории государства-реципиента инвестиций и позволяют инвестору (или его представителю) оказывать стратегическое влияние на инвестируемые предприятия, включая частичный или полный контроль над ними. На практике, однако, в некоторых странах доля в 10% в уставном капитале инвестируемого предприятия считается недостаточным для установления эффективного контроля над управлением или демонстрации долговременной заинтересованности инвестора. Таким образом, прямые иностранные инвестиции в целом должны быть достаточно крупными и долгосрочными для того, чтобы позволить иностранному инвестору установить эффективный контроль над управлением инвестируемым предприятием и обеспечить его долговременную заинтересованность в успешном функционировании и развитии этого предприятия. При этом длительный срок капиталовложений в рамках ПИИ ограничивает для инвесторов возможности быстрого ухода с рынка и тем самым усиливает к ним интерес стран-импортёров ПИИ. Во многих странах реализация инвестиционных проектов с участием иностранного капитала регулируется законодательно, а в структуре исполнительной власти, как правило, присутствует государственный орган, ответственный за выработку и реализацию государственной политики в области инвестиций. Основным стимулом интенсивного развития международного инвестиционного процесса является необходимость крупного бизнеса повышать свою конкурентоспособность на международном уровне посредством расширения деятельности на новых рынках, рационализации производства, снижения издержек, диверсификации рисков и получения доступа к ресурсам и стратегическим активам в экономиках разных государств. В настоящее время основным субъектом ПИИ являются международные компании и финансовые группы. Основу данных о ПИИ в экономиках разных государств составляют периодические выпуски статистических отчётов серий «Balance of Payments Statistics» Международного валютного фонда, «World Development Indicators» Всемирного банка, «World Investment Report» Конференции Организации Объединённых Наций по торговле и развитию (ЮНКТАД), а также ежегодные экономические отчёты национальных статистических институтов, данные из которых аккумулируются указанными международными организациями. Результаты исследованияЭта страница содержит актуальный (периодически обновляемый) список стран мира и административных территорий без государственного статуса, упорядоченных по размеру прямых иностранных инвестиций (ПИИ), произведённых в их экономику в течение указанного года. В качестве источника информации о размерах ПИИ выступает база данных Всемирного банка «Показатели мирового развития» (World Development Indicators). В рейтинговой таблице представлен перечень экономик с подтверждённой оценкой ПИИ по номинальному (абсолютному) значению, выраженному в долларах США в текущих ценах (без поправки на инфляцию). Отрицательные значения показателя ПИИ некоторых экономик означают, что экспорт инвестиций опережает их импорт, или отток инвестиций из экономики превышает их приток в экономику. Текущие данные представлены по состоянию на 2018 год (опубликованы в 2019 году). Источник |