Решение проблем государственного регулирования инвестиций

Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности.

Инвестиционная деятельность не может быть саморегулирующимся процессом, поэтому, особенно в условиях развивающейся рыночной экономики государственное регулирование инвестиционной деятельности становится актуальным вопросом. Иначе, развиваясь хаотично, инвестиционные процессы не позволяли бы государству достигать тактических, а тем более стратегических задач при решении общеэкономических и социальных вопросов. Государственное регулирование инвестиционного процесса — это система мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями для стимулирования инвестиционной активности и на этой основе экономического роста. Рыночный механизм предполагает свободу хозяйственного выбора и свободу хозяйственного действия в соответствии с целями и задачами хозяйствующего субъекта. Законодательное регулирование инвестиционного процесса призвано не отменять принципы и механизмы рыночного хозяйствования и не заменять их директивным управлением, а, напротив, способствовать созданию благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов на основе рыночного механизма. Как показывает практика развития рыночных отношений, инновации служат главной движущей силой развития общественного производства и тесно взаимодействуют с инвестиционной деятельностью. Функционирование хозяйственного комплекса страны немыслимо без инвестиций, обеспечивающих непрерывность воспроизводства, разработку и реализацию производственных, инновационных и социальных программ и проектов, позволяющих увеличить объемы производства, повысить эффективность функционирования общественного производства. Государство определяет инвестиционную политику потому, что только оно наделено политической властью и обладает способностью реализовать свою волю в правовых актах, регулирующих инвестиционные потоки, приоритетном финансировании и т.д. Сущность форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, заключается в следующем.

1.Государственное регулирование инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, ведется органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Государственное регулирование инвестиционной деятельности может осуществляться с использованием форм и методов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для регулирования деятельности инвесторов на территории РФ государство использует следующие методы:

— контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации. Т.е. согласно закона «Об инвестиционной деятельности в РФ» субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные законодательством РФ и законодательствами субъектов РФ.

— экспертиза инвестиционных проектов. Т.е. оценка экономической и иной целесообразности инвестиций в данный проект, отрасль или инвестиционную программу.

Федеральным законом от 25 февраля 1999 г. N 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» установлены также следующие формы и методы регулирования инвестиционной деятельности:

— установления субъектам инвестиционной деятельности льгот по уплате местных налогов;

— защиты интересов инвесторов;

— предоставлением финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на развитие отдельных территорий, отраслей, производств.

— проведением финансовой и кредитной политики, политики ценообразования (в том числе выпуском в обращение ценных бумаг), амортизационной политики;

В условиях реформирования экономики определяющая роль в данном процессе принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. Однако анализ законодательного регулирования инвестиционной деятельности свидетельствует о наличии определенных правовых и нормативных пробелов. Важно подчеркнуть, что законодательные неточности при осуществлении инвестиционного процесса не только снижают эффективность инвестиций, но и не способствуют созданию благоприятных условий для осуществления инвестиционной деятельности как со стороны государства, так и со стороны иных инвесторов, например, в действующем законодательстве не приведено четкого определения государственных инвестиций и государственных капитальных вложений.

Для успешного развития инвестиционной сферы необходимо формирование четкой стратегии инвестиционного развития региона на долгосрочную перспективу. Отсутствие такой стратегии приводит к тому, что руководящие органы при определении направлений и пропорций распределения бюджетных средств, привлечении и размещении инвестиций, выборе приоритетных инвестиционных проектов не имеют надежного механизма, позволяющего оценить принятое решение с учетом перспектив развития региона, обеспечения его комплексного развития, организации действия всех его подсистем, наиболее эффективного использования инвестиционного потенциала.

Таким образом, в настоящее время названные функции государственного регулирования, координации и контроля инвестиционной деятельности на территории Российской Федерации размыты и рассредоточены между многими федеральными министерствами, ведомствами и учреждениями, каждое из которых реализует их в пределах своей предметной компетенции и по своим направлениям. Зачастую выполняемые этими органами функции либо им не свойственны, либо дублируются другими органами и государственными учреждениями. В результате за формирование и реализацию общегосударственной инвестиционной политики до сих пор ни один из федеральных органов исполнительной власти не отвечает. Объясняется это тем, что в России не было соблюдено в должной мере главное из названных выше условий — необходимость долгосрочной политики государства в инвестиционной сфере была озвучена избранным Президентом РФ Медведевым Д.А. лишь в последнее время. При отсутствии же объявленных и гарантированных государством, хотя бы на несколько лет вперед, четких и ясных «правил игры» с отечественными и иностранными инвесторами, серьезного притока крупномасштабных частных капиталовложений в российскую экономику ожидать не приходится.

Читайте также:  Перечень видов иностранных инвестиций

Особое значение для иностранных инвесторов имеет правовая система, позволяющая ориентироваться на законодательство страны, в которую осуществляются инвестиции. К сожалению, в России правовая система не обеспечивает такой защищенности в должной мере. Новые правовые формы, будь то законы или подзаконные нормативные акты, часто вступают в силу без должной огласки. Поэтому нередко даже специалисты не имеют возможности своевременно получать информацию об изменении законодательства. Планирование экономической деятельности осложняется и тем, что законы, как правило, вступают с момента их опубликования, поэтому субъекты хозяйственной деятельности и органы исполнительной власти не имеют времени перестроиться в соответствии с изменившимися правовыми условиями. Во многих случаях юридические нормы имеют обратную силу.

Наряду с конституцией и федеральными законами в РФ существует огромное количество подзаконных нормативных актов — указов, распоряжений, инструкций, писем, которые часто противоречат друг другу. Отсутствует четкий механизм, регламентирующий, какой именно нормативный акт из множества правовых положений, существующих по одному и тому же вопросу, применяется в каждом конкретном случае. Отсюда ни инвесторы, ни исполнительные органы не могут быть уверены в правильности своего решения. В итоге планирование инвестиций в значительной мере затрудняется, поскольку последствия конкретных решений и связанные с этим расходы становятся непредсказуемыми.

Многими законами РФ в недостаточной степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп. Не менее важным, чем принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Препятствием на пути капиталов в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

Источник

Актуальные проблемы государственного регулирования инвестиций. Правовые предпосылки активизации инвестиционной деятельности

Литягин Николай Николаевич, доцент кафедры истории и теории государства и права ФИПП РГГУ, кандидат экономических наук.

Статья посвящена анализу проблем государственного регулирования инвестиций, а также правовых предпосылок активизации инвестиционной деятельности. Увеличение объема вложенных в российскую экономику долгосрочных инвестиций имеет существенное значение для увеличения благосостояния граждан России, следовательно, нахождение оптимального баланса интересов российских граждан, бизнеса и государства является весьма необходимым при выстраивании публичного регулирования инвестиционной деятельности в Российской Федерации. По мнению автора, инвестиционный процесс нуждается в совершенствовании, в большей формализации и однозначном легальном его толковании.

Ключевые слова: инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестор, инвестиционный процесс, инфраструктура, рыночная экономика.

Actual problems of state regulation of investments. Legal prerequisites for increasing the investment activity

Lityagin Nikolai Nikolaevich, candidate of economic Sciences, associate Professor of the chair of history and theory of state and rights of RSUH.

The article is devoted to analyses of state regulation of investment as well as legal prerequisites for increasing the investment activity. The increase of long-term investment invested in the Russian economy is essential for increasing the welfare of Russian citizens. Therefore, finding a balance between the interests of citizens, business and the state is necessary when regulating investment activities in the Russian Federation. According to the author, the investment process needs improvement in its formalizing and unambiguous legal interpretation.

Key words: investment, investment activity, investor, investment process, infrastructure, market economy.

Преобразование экономики России находится в непосредственной взаимосвязи с активизацией инвестиционной деятельности, основывается на внутренних и внешних капиталовложениях, осуществление которых создает предпосылки для экономического роста и повышения конкурентоспособности национальной экономики, обеспечивает простое и расширенное воспроизводство, является решающим фактором социально-экономического развития в долгосрочной перспективе. Мировой финансово-экономический кризис еще более актуализировал значимость данного фактора, стимулирование инвестиционной активности стало приоритетным направлением деятельности каждого государства и мирового сообщества в целом. Решение этой проблемы зависит от многих обстоятельств, предполагает осуществление различных по их природе и содержанию мер, важное место занимают в их числе правовые аспекты инвестирования, совершенствование правовой регламентации инвестиционной деятельности. Развитие рыночных отношений в России, либерализация экономики открыли широкий простор для проявления инициативы в этой сфере, но вместе с тем в инвестиционной деятельности проявились и негативные свойства: склонность к противоправным сделкам, незаконному завладению чужими финансовыми средствами и имуществом. Инвестирование как вид экономической деятельности, связанный с обособлением материальных и финансовых ресурсов инвестора и передачей их другим лицам, создает для этого определенные предпосылки.

Читайте также:  Видеокарта hp nvidia quadro rtx 4000 8gb 5jv89aa майнинг

Свойственные инвестированию риски могут быть минимизированы эффективными правовыми средствами, надлежащей правовой регламентацией инвестиционных отношений, учитывающей особенности инвестиций как объекта правового регулирования, обусловленные спецификой их социально-экономической и правовой природы, что, в свою очередь, предполагает необходимость системного и комплексного изучения инвестиций как экономико-правового явления. В уточнении нуждается само понятие «инвестиции», в законодательстве и правовой доктрине оно трактуется широко и неоднозначно, что затрудняет идентификацию инвестиций, их правовое регулирование . В юридической литературе при анализе инвестирования акцентируется внимание на том, что оно связано с отчуждением имущества, передачей его другому лицу. Такое понимание инвестиций нельзя признать обоснованным, инвестирование возможно и без отчуждения инвестиционных вложений, в частности в производственную и социальную инфраструктуру инвестора. Особенность инвестиций, их глубинное, базовое свойство заключается в другом, их квалифицирующим признаком является то, что в результате осуществления инвестиций создается новый, приносящий доход или удовлетворяющий иную, не имеющую антисоциальной направленности, потребность актив либо модернизируется созданный ранее. Вопрос о вложениях, которые могут быть инвестициями, представляется чрезвычайно важным, имеет не только теоретическую, но и большую практическую значимость, от его обоснованного решения зависит предоставление предусмотренных законодательством для стимулирования инвестиций льгот и преференций, поэтому легальное определение инвестиций следует сформулировать более определенно, выделить в нем существенные характеристики данного экономико-правового явления, его качественные особенности как объекта правового регулирования и исключить из законодательного определения инвестиций те виды финансовых вложений, которые инвестициями не являются, отграничить инвестирование от внешне сходных с ним видов финансово-экономической деятельности: финансирования, кредитования и др. В частности, представляется, что из данного понятия должны быть исключены кредиты, банковские вклады, краткосрочные спекулятивные вложения в ценные бумаги. Вместе с тем в него следует включить положение о признании инвестициями вложений, осуществляемых экономическими субъектами в свою производственную и социальную инфраструктуру и обладающих присущими инвестициям свойствами. Придание этим активам статуса инвестиций станет основанием для предоставления указанным субъектам, в установленных законом случаях, налоговых льгот и иных преференций. Представляется, что под инвестициями следует понимать обособленные от иного имущества вложения материальных и финансовых средств, имущественных прав, интеллектуальных ценностей и других активов, в отношении которых государством установлен особый правовой режим, осуществляемые субъектами предпринимательской деятельности и не обладающими данным статусом физическими и юридическими лицами, а также публичными образованиями, в свою инфраструктуру и внешние по отношению к ним факторы производства и другие объекты, в целях получения дохода или достижения иного экономического либо социального эффекта.

В отечественной правовой литературе определение инвестиций впервые было дано в работе Н.Н. Вознесенской применительно к иностранным инвестициям. В нем указывается, что под инвестициями следует понимать такое предоставление средств иностранными инвесторами, при котором обязательной является экономическая активность иностранного элемента, направленная на согласованное целевое использование этих средств, при условии, что эта деятельность (с участием или без участия местного капитала) приведет к созданию обусловленного производственного объекта, способствующего развитию экономики. Иное определение дано А.Г. Богатыревым. Анализируя различные понятия инвестиций, он пришел к выводу, что инвестиции — это синоним собственности, и они должны рассматриваться как права и интересы владения и распоряжения имуществом во всех его видах и формах. Имеются и другие взгляды на инвестиции.

Нуждаются в уточнении и производные от инвестиций понятия: «инвестор», «осуществление инвестиций», «инвестиционная деятельность». Данные понятия широко используются в экономико-правовой литературе, но при этом дается различное их толкование, формулируются они в абстрактной форме, и в них вкладывается различный смысл. Определение понятия «инвестор» имеется во многих актах внутреннего российского законодательства и международных правовых актах, в соответствии с которыми инвесторами признаются лица, осуществляющие вложения собственных, заемных или привлеченных средств в форме инвестиций и обеспечивающие их целевое использование. Круг инвесторов широк и многообразен, включает физических и юридических лиц, государства и муниципальные образования, международные организации. Конкретизация данного понятия имеет принципиальное значение, и решение этой задачи находится во взаимосвязи с установлением обоснованного легального определения понятия «инвестиции». Проблема определенности понятия и правового статуса инвестора является производной от понятия «инвестиции» и может быть решена после того как будет сформулировано и законодательно закреплено научно обоснованное понятие инвестиций, устраняющее возможность различного его толкования. Что касается понятий «осуществление инвестиций» и «инвестиционная деятельность», то они во многом сходны по своему содержанию, но различия между ними имеются. Осуществление инвестиций предполагает финансовые, материальные и иные вложения в объект инвестирования, а также фактические и юридические действия инвестора по достижению целей инвестирования. Инвестиционная деятельность отличается от инвестирования по субъектному составу и содержанию, для нее характерен более широкий круг участников, осуществляющих функции заказчиков, исполнителей, посредников, соответственно, разнообразным, детерминированным сферой инвестирования является и ее содержание.

Читайте также:  Как рассчитывается доходность пифов

Инвестирование осуществляется посредством совершения широкого комплекса разнообразных действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс.

В экономической и правовой доктрине понятие «инвестиционный процесс» трактуется неоднозначно, в него вкладывается различный смысл, порой оно отождествляется с инвестиционной деятельностью, что нельзя признать обоснованным. Это не идентичные понятия, инвестиционный процесс более формализован, отличается высоким уровнем нормативности, предусматривает разнообразные режимные требования к осуществлению инвестиций. В отличие от формально неопределенной инвестиционной деятельности, инвестиционный процесс наполнен юридическим содержанием. Частично он включает в себя и инвестиционную деятельность в ее юридических проявлениях, в той ее части, которая предусматривает совершение юридически значимых действий. При осуществлении инвестиций инвесторы взаимодействуют с множеством субъектов, с регулирующими инвестиционную деятельность государственными органами и иными участниками инвестиционных отношений. Многообразие данных отношений, их сложный, длящийся характер обусловливают необходимость их упорядочения посредством нормативно-правового регулирования, установления и законодательного закрепления системы правил и регламентных процедур, предусматривающих совершение в определенной логической последовательности фактических и юридических действий, образующих в своей совокупности инвестиционный процесс, целью которого является достижение предусмотренного инвестиционным проектом конечного результата. Как экономико-правовое явление инвестиционный процесс представляет собой ряд относительно обособленных, но единых по цели и задачам последовательных юридических и фактических действий, находящихся в системной взаимосвязи и реализующих ту или иную функциональную роль.

Инвестиционный процесс нуждается в совершенствовании, в большей формализации и однозначном легальном его толковании. В формализации и законодательном закреплении нуждаются юридически значимые действия и аспекты инвестирования, связанные с приобретением статуса инвестора, заключением опосредующих инвестиционную деятельность договоров, фиксацией моментов исполнения инвестиционных обязательств и удостоверения прав инвесторов. Актуальным является также вопрос о соотношении государственного регулирования и саморегулирования в инвестиционной сфере, их эволюции в условиях рыночной экономики, установлении допустимых пределов государственного воздействия на инвестиционные отношения, объективно обусловленных границ их правового регулировании, а также трансформации самого государственного регулирования, которое является сложным по своему содержанию, включает в себя комплекс экономических, социально-политических, организационных и иных средств воздействия на инвестиционные отношения. Его составной частью и преобладающим направлением является правовое регулирование, посредством которого устанавливаются основные параметры деятельности инвесторов и других субъектов инвестиционных отношений. С развитием рыночных отношений претерпевает изменение и государственное регулирование инвестиций, в нем расширяется сфера нормативно-правового регулирования, изменяется его соотношение с саморегулированием, возрастает значение обычаев делового оборота, правил, порождаемых самой инвестиционной практикой.

В условиях рыночной экономики правовое регулирование является основным средством государственного воздействия на инвестиционные отношения. Осуществляется оно нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности, различными приемами и способами. Инвестиционные отношения являются преимущественно товарно-денежными по своему содержанию и регулируются чаще всего гражданским правом, но инвестирование может осуществляться в различных целях, для удовлетворения разнообразных материальных и нематериальных потребностей как самих инвесторов, так и других физических и юридических лиц, публично-правовых образований, поэтому наряду с гражданским правом правовое регулирование инвестиций осуществляется и другими отраслями права, в частности инвестиционные отношения в значительной мере регулируются финансовым правом. Основными инвестиционными вложениями являются финансовые ресурсы, в том числе банковские кредиты, другие заемные средства, в формировании, распределении и перераспределении инвестиционных ресурсов активно участвует фондовый рынок; сложный состав и многообразие возникающих при этом отношений обусловливают необходимость их правового регулирования не только гражданским, но и финансовым правом. Нормами финансового права регламентируются многие аспекты инвестиционной деятельности, связанные с участием в инвестиционном процессе государственного имущества и финансовых средств, они являются в этих случаях приоритетными, оказывают наибольшее влияние на осуществление публичных инвестиций, гражданское законодательство к этим отношениям применяется, если это предусмотрено законом, т.е. юридическое своеобразие возникающих в инвестиционной сфере отношений обусловливает необходимость использования различных приемов и способов их правового регулирования, основывается на сочетании различных методов воздействия на поведение субъектов инвестиционной деятельности, гражданско-правовой (диспозитивный) метод дополняется при регулировании инвестиционных отношений императивным методом — методом властных предписаний, присущим публичному праву. Взаимосвязь частноправового и публично-правового регулирования инвестиционных отношений предполагает необходимость объективно обусловленного, обоснованного их сочетания. В данной связи представляется, что гражданско-правовое регулирование является чрезмерно широким по своему содержанию, многие регулируемые им общественные отношения не имеют общих родовых свойств, позволяющих объединить их в предмете одной отрасли права. Это наглядно проявляется в правовой регламентации деятельности хозяйствующих субъектов, коммерческих организаций, ее особенности создали предпосылки для формирования самостоятельной отрасли права — российского экономического права. Детерминированные рыночной экономикой изменения в отраслевом строении права охватывают и инвестиционную сферу.

Источник

Оцените статью