- Международное частное право
- Правовое регулирование иностранных инвестиций
- Правовое регулирование Российских инвестиций в иностранные ценные бумаги
- Приобретение иностранных ценных бумаг российскими юридическими лицами
- Размещение ценных бумаг посредством депозитарных расписок
- Приобретение ценных бумаг российскими банками
- Приобретение иностранных ценных бумаг инвестиционными фондами
- Приобретение иностранных ценных бумаг негосударственными пенсионными фондами
- Приобретение иностранных ценных бумаг страховыми компаниями
Международное частное право
Правовое регулирование иностранных инвестиций
Иностранные инвестиции — это материальные и нематериальные ценности, принадлежащие юридическим и физическим лицам одного государства и находящиеся на территории другого государства с целью извлечения прибыли. Инвестиции можно разделить на прямые и косвенные (портфельные). Прямые инвестиции — это создание совместных предприятий и предприятий, на сто процентов принадлежащих иностранным инвесторам.
Иностранные инвесторы прямо и непосредственно участвуют в управлении предприятием. Портфельные инвестиции не предусматривают непосредственного участия в управлении компанией, а предполагают получение иностранными инвесторами дивидендов на акции и ценные бумаги (т.е. на капитал, вложенный в эти предприятия).
В структуре правового регулирования инвестиционных отношений можно выделить два уровня: международно-правовой (заключение международных соглашений) и внутригосударственный (основа — национальное законодательство принимающего государства). Международно-правовое регулирование инвестиций осуществляется на универсальном, региональном и двустороннем уровнях.
Универсальное регулирование предусмотрено в Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государствами и иностранными лицами 1965 г. и в Сеульской конвенции 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций.
В соответствии с Вашингтонской конвенцией 1965 г. при МБРР был учрежден МЦУИС — Международный центр по урегулированию инвестиционных споров между государствами и частными иностранными инвесторами. Разрешение инвестиционных споров производится путем проведения примирительной процедуры (гл. III Конвенции) либо путем арбитражного производства. В целях избежания споров принимающие государства обязаны предоставлять национальные гарантии иностранных инвестиций.
Более действенный способ защиты иностранных инвестиций — это страхование. Сеульская конвенция 1985 г. об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (МИГА) предоставляет иностранным инвесторам финансовые гарантии путем страхования инвестиций от некоммерческих рисков. Функции МИГА — заключение договоров страхования и перестрахования иностранных инвесторов от некоммерческих рисков.
В Сеульской конвенции закреплено понятие традиционных некоммерческих рисков — это риски, связанные с переводом валют (кроме девальвации местной валюты), экспроприацией или аналогичными мерами, войной, революцией, государственными переворотами и гражданскими беспорядками (кроме террористических актов, направленных непосредственно против владельца гарантий). Кроме традиционных некоммерческих рисков, Сеульская конвенция предусматривает покрытие риска нарушения договора со стороны принимающего государства.
В соответствии с Конвенцией создана система государственного и частного страхования на национальном уровне, дополненная международной многосторонней системой страхования иностранных инвестиций. С 1993 г. на территории РФ действует Международное агентство по страхованию иностранных инвестиций в РФ от некоммерческих рисков.
В качестве примеров региональных инвестиционных соглашений можно привести договоры, заключенные в рамках СНГ. Соглашение СНГ о сотрудничестве в области инвестиционной деятельности 1993 г. предусматривает сотрудничество сторон в сфере инвестиционной политики, пресечения недобросовестной конкуренции на международном и внутреннем рынках; предоставление иностранным инвесторам права на приобретение национальных ценных бумаг, аренду помещений, пользование землей; заключение концессионных договоров и создание свободных экономических зон. Соглашение распространяется не только на частное, но и на государственное иностранное инвестирование.
Конвенция СНГ о защите прав инвестора 1997 г. определила правовые основы осуществления различных видов инвестиций и гарантии прав инвесторов. Для иностранных инвесторов устанавливается национальный режим (за исключением изъятий, определенных в национальном законодательстве государств-участников). Инвесторам предоставляются гарантии от изменения законодательства, защита от национализации; право на использование доходов, приобретение акций и ценных бумаг, участие в приватизации, приобретение вещных прав на земельные участки, природные ресурсы и недвижимое имущество; заключение концессионных договоров и соглашений о разделе продукции в отношении объектов, относящихся к монополии принимающего государства.
Наиболее гибким инструментом регулирования инвестиционных отношений являются двусторонние международные соглашения о взаимном поощрении и защите иностранных капиталовложений. Цель таких соглашений — обеспечить на территории одного договаривающегося государства максимальную защиту капиталовложений другого договаривающегося государства, предоставление гарантий беспрепятственного вывоза валютной части прибыли и гарантий от некоммерческих рисков.
В двусторонних международных договорах о взаимной защите инвестиций предусматривается взаимная обязанность государств не проводить принудительного изъятия капиталовложений путем национализации, реквизиций или конфискации в административном порядке. Инвестиционные споры должны рассматриваться в арбитражном порядке. Двусторонние соглашения о взаимной защите и поощрении инвестиций связывают большинство государств мира (РФ заключила более 30 подобных соглашений — с Финляндией, Францией, Канадой, США, Италией, Австрией, Данией, Грецией и др.).
Инвестированию иностранного капитала в экономику принимающего государства в значительной степени способствуют соглашения об избежании двойного налогообложения. Эти соглашения призваны разделить налоговую юрисдикцию государств, согласовать наиболее важные в налоговом праве термины, установить круг налогооблагаемых доходов и налоговый режим. Все это создает дополнительные гарантии для иностранных инвесторов. Россия участвует почти в 90 двусторонних соглашениях об избежании двойного налогообложения (с Великобританией, Канадой, Кипром, Испанией, Италией, Бельгией, Австрией, Японией, ФРГ, США и др.).
В большинстве государств отсутствует кодифицированное национальное законодательство об иностранных инвестициях — к ним применяется общее законодательство (антимонопольное, антитрестовское, налоговое, гражданское, валютное, банковское). Специальные законодательные акты об иностранных инвестициях приняты практически во всех государствах и устанавливают порядок инвестирования, правовой режим иностранной собственности, организацию иностранных капиталовложений, режимы иностранных инвестиций, льготы для них, полную и безусловную правовую защиту иностранных инвесторов.
Каждое государство самостоятельно устанавливает порядок допуска иностранного капитала на свою территорию — в одних странах действует разрешительная или лицензионная система (Индия, страны Латинской Америки), в других установлен режим свободного допуска иностранного капитала. Государства, проводящие политику наиболее активного привлечения иностранного капитала, принимают специальные инвестиционные кодексы (Китай, Польша, Венгрия, Аргентина, Мексика). Повсеместно правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется не коллизионным методом, а непосредственно материально-правовым (в основном с использованием национальных материально-правовых норм).
В любом случае принимающее государство обязано создавать для иностранных инвесторов стабильные, равноправные, благоприятные и гласные условия. Договор 1994 г. к Энергетической хартии предписывает принимающим государствам устанавливать для иностранных инвесторов национальный режим или режим наибольшего благоприятствования.
Изъятия из этих режимов должны быть сведены к минимуму. Как правило, в национальном законодательстве предусмотрено несколько видов режимов иностранного инвестирования. Кроме режимов наибольшего благоприятствования и национального, может устанавливаться и особо льготный (преференциальный) режим. Преференциальный режим предусматривается для иностранных инвесторов, производящих инвестирование в особо крупных размерах либо в особо важные и капиталоемкие отрасли национальной экономики. Такой режим предполагает предоставление определенных льгот: освобождение от некоторых налогов и сборов, от налога на прибыль, предоставление особых гарантий на случай национализации.
В законодательстве большинства государств есть «дедушкина» (стабилизационная) оговорка о применении к иностранным инвесторам более благоприятного для них законодательства. В законодательстве Армении, Молдовы, Казахстана закреплено положение о том, что, если новое законодательство ухудшает положение иностранного инвестора, к нему применяется автоматически прежнее законодательство вплоть до истечения срока инвестиционного соглашения.
В российском законодательстве «дедушкина» оговорка сформулирована несколько иначе: иностранный инвестор в случае ухудшения своего положения вследствие изменения законодательства сам должен обратиться в компетентные органы с требованием о применении к нему прежнего законодательства.
Принимающие государства, как правило, устанавливают возможность ограничения допуска иностранного капитала: запрещение допуска иностранных инвестиций в определенные отрасли экономики; введение особого контроля за допуском иностранного капитала к разработке недр и естественных ресурсов; обязательное долевое участие государства в создаваемых иностранными инвесторами предприятиях; установление специального фискального режима; определение концессионной политики.
Серьезным препятствием для осуществления иностранного инвестирования является проблема национализации имущества иностранных частных лиц. В современном международном праве признается недопустимость национализации имущества иностранного государства и правомерность национализации иностранной частной собственности. Проведение национализации — это право каждого суверенного государства. Условия и основания проведения национализации устанавливаются во внутригосударственном праве.
С точки зрения правовой природы национализация представляет собой акт суверенной государственной власти, социально-экономическую меру общего характера, а не наказание отдельных лиц. В современном праве и практике закреплена безусловная обязанность государства выплатить иностранному лицу быструю, эффективную и адекватную компенсацию в случае национализации его собственности. Двусторонние договоры о взаимной защите инвестиций, как правило, предусматривают отказ принимающего государства от принудительного изъятия иностранных капиталовложений путем национализации, конфискации или реквизиции в административном порядке.
В России отсутствует систематизированное инвестиционное законодательство. Правовой базой выступают специальные федеральные законы «О соглашениях о разделе продукции» 1995 г., «Об иностранных инвестициях» 1999 г., «Об иностранных инвестициях в форме капиталовложений» 1999 г., отдельные отраслевые законы, указы Президента и постановления Правительства; во многих субъектах Федерации принято собственное инвестиционное законодательство.
Под иностранными инвестициями понимается вложение иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, — деньги, ценные бумаги, иное имущество и имущественные права, имеющие денежную оценку, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, услуги и информация.
Иностранные инвесторы на территории РФ пользуются национальным режимом. Изъятия из него могут быть установлены только федеральным законом и только в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обороны и безопасности РФ. В интересах социально-экономического развития отдельным иностранным инвесторам может быть предоставлен преференциальный режим.
Российское законодательство закрепляет целый комплекс мер, гарантирующих стабильность правового положения иностранных инвесторов: правовую защиту на территории РФ; различные формы осуществления инвестиционной деятельности; возможность передачи прав и обязанностей иностранного инвестора другому лицу; защита от неблагоприятного изменения законодательства; свободный перевод прибыли за границу; обеспечение надлежащего разрешения инвестиционных споров; право на приобретение ценных бумаг и участие в приватизации; предоставление прав на недвижимое имущество.
В свое время национализация, произведенная в России после Октябрьской революции, была признана другими государствами в соответствии с двусторонними международными соглашениями — договоры между СССР и Германией (1922 г.), США (1933 г.), Норвегией (1959 г.), Швецией (1941 и 1964 гг.), Данией (1964 г.), Великобританией (1968 г.). Принцип взаимного зачета финансовых и имущественных претензий, возникших до 9 мая 1945 г., положен в основу Соглашения между РФ и Францией об окончательном урегулировании взаимных финансовых и имущественных претензий 1997 г.
Французская сторона обязалась не предъявлять и не поддерживать требований, касающихся претензий по займам и облигациям, интересам и активам, в отношении которых французские лица были лишены права собственности или владения, претензий по долгам царского правительства и правительства СССР. Россия со своей стороны обязалась не предъявлять требований в отношении ущер6а, причиненного во время интервенции 1918-1922 гг., требований в отношении активов во Франции и переданного золота (в том числе «колчаковского» золота).
В возмещение претензий Россия должна была до 2000 г. выплатить Франции определенную сумму. Полученные средства должны быть распределены во Франции среди французских физических и юридических лиц по французскому праву. Соответственно, у французских держателей облигаций по российским займам и лиц, собственность которых была национализирована в России без выплаты компенсации, должны возникнуть соответствующие отношения с правительством Франции, а не России.
В современном российском законодательстве сохраняется право РФ на национализацию, но устанавливается принцип быстрой, адекватной и эффективной компенсации в пользу иностранного собственника. Выплата компенсации производится в той валюте, в которой было произведено инвестирование, либо в любой другой валюте по желанию инвестора. К спорам о национализации должно применяться российское право, а сами споры — рассматриваться в российских правоприменительных органах.
Естественно резко отрицательное отношение иностранных инвесторов к подобным установлениям нашего национального права и их нежелание рисковать своими капиталами, вкладывая их в российскую экономику. Право РФ на национализацию является серьезным тормозом притока иностранных капиталовложений.
Источник
Правовое регулирование Российских инвестиций в иностранные ценные бумаги
«Инвестиционный банкинг», 2006, N 6
Российское законодательство в последнее время все более либерализуется и предоставляет все расширяющиеся возможности для развития бизнеса и новых операций. Особенно значительны были недавние изменения в валютном законодательстве, которые позволили сделать еще один шаг к свободе сделок российских компаний. Россияне все больше заинтересованы во вложении своих денежных средств в иностранные ценные бумаги, а зарубежные компании — в предложении своих ценных бумаг российским инвесторам, так как ищут новые рынки для их размещения.
Отечественный рынок для иностранных ценных бумаг является достаточно привлекательным, так как, во-первых, в настоящее время российские инвесторы располагают большими денежными суммами, а выбор финансовых инструментов, предлагаемых на российском рынке, пока еще не очень велик. Так, на российских торговых площадках активные торги идут по ограниченному кругу ценных бумаг. Во-вторых, для российских коллективных инвестиций, которые осуществляют управляющие компании в России, интересны не только рискованные, но также и консервативные ценные бумаги, которые выпускают американские или европейские компании.
Таким образом, предложение иностранных ценных бумаг российским компаниям предоставит преимущества как иностранным компаниям в виде привлечения новых инвесторов, так и российским инвесторам, которые будут иметь возможность пользоваться широким кругом финансовых инструментов и диверсифицировать свои инвестиционные риски.
Возможны ли сейчас инвестиции российских юридических лиц в иностранные ценные бумаги? В каких случаях? Какие существуют ограничения?
Приобретение иностранных ценных бумаг российскими юридическими лицами
С одной стороны, российское законодательство было значительно либерализовано с момента внесения изменений в Закон о валютном регулировании и контроле в 2006 г. Однако ограничения на приобретение иностранных ценных бумаг российскими юридическими лицами, которые содержатся в Федеральном законе от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (Закон о рынке ценных бумаг), еще никто не отменял. Такие ограничения содержатся в ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг.
В соответствии с этой статьей ценные бумаги иностранных эмитентов, за исключением ценных бумаг международных финансовых организаций, допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации только при соблюдении следующих условий:
- наличие международного договора.
Ценные бумаги иностранных эмитентов допускаются к размещению и публичному обращению в Российской Федерации на основании международного договора РФ или при наличии соглашения, заключаемого между федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг и соответствующим органом (организацией) страны иностранного эмитента и предусматривающего порядок их взаимодействия. Насколько нам известно, пока что ни одно такое соглашение не было заключено.
Необходимо отметить, что в соответствии с п. 9.1.3 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» такое соглашение или международный договор могут содержать определенные дополнительные или иные правила или требования в отношении допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок по сравнению с российским законодательством;
- учет ценных бумаг в российском депозитарии.
В случае публичного размещения и/или публичного обращения ценных бумаг иностранных эмитентов учет прав на такие ценные бумаги осуществляется депозитариями, являющимися юридическими лицами в соответствии с законодательством РФ, соответствующими требованиям нормативных правовых актов федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг к таким депозитариям;
- государственная регистрация выпуска.
Требования к документам, представляемым для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, для регистрации проспектов ценных бумаг и государственной регистрации отчетов об итогах выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг таких эмитентов, к составу сведений, включаемых в эти документы, их оформлению, а также к составу сведений и порядку раскрытия информации иностранными эмитентами, в том числе международными финансовыми организациями, применяются с учетом изъятий, определяемых нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Так, регистрация проспекта ценных бумаг в соответствии со ст. 27.6 Закона о рынке ценных бумаг обязательна для публичного обращения эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов.
На настоящий момент требования при регистрации выпусков ценных бумаг содержатся в российском законодательстве относительно российских ценных бумаг. В нем не указано, есть ли какая-то специфика оформления документов по регистрации выпуска иностранных ценных бумаг. Однако, скорее всего, можно ожидать, что такая специфика будет отражена в документах Федеральной службой по финансовым рынкам (ФСФР) о регистрации выпусков ценных бумаг в связи с тем, что некоторые части стандартного проспекта эмиссии не будут относиться к иностранным лицам.
Например, такие изъятия были сделаны в отношении ценных бумаг международных финансовых организаций в Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-4/пз-н «Об утверждении Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг» и Приказе Федеральной службы по финансовым рынкам от 16 марта 2005 г. N 05-5/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» и были обусловлены тем, что международные финансовые организации не отвечают признакам организационно-правовых форм юридических лиц, установленных гражданским законодательством Российской Федерации, а также их репутацией, которая позволяет не раскрывать часть информации о международной финансовой организации.
В соответствии с Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 20 апреля 2005 г. N 05-15/пз-н «О разграничении полномочий по государственной регистрации выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг между Федеральной службой по финансовым рынкам и ее территориальными органами» государственная регистрация выпусков (дополнительных выпусков) эмиссионных ценных бумаг иностранных эмитентов будет осуществляться самой Федеральной службой по финансовым рынкам, а не ее территориальными органами.
Таким образом, как следует из вышеперечисленных требований, на практике обращение ценных бумаг иностранных эмитентов в России в настоящий момент ограничено. Эти ограничения не распространяются на российские евробонды, выпущенные государством или регионами, так как эти ценные бумаги рассматриваются как российские ценные бумаги, деноминированные в иностранной валюте.
В связи с вышеуказанными положениями ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг важным является вопрос о том, что является размещением и обращением ценных бумаг на территории Российской Федерации. Например, если иностранные юридические лица предлагают иностранные ценные бумаги российским лицам из-за границы, а российские юридические лица хотят их купить из России, будут ли считаться такие действия как подпадающие под требования ст. 51.1 Закона о рынке ценных бумаг или это будет рассматриваться как приобретение ценных бумаг за рубежом?
Интересно отметить, что, несмотря на все существовавшие запреты на приобретение ценных бумаг российскими юридическими лицами за рубежом, российские компании приобретали иностранные ценные бумаги. Это делалось через российские банки, которым разрешалось покупать и продавать ценные бумаги. Такое приобретение/продажа ценных бумаг осуществлялось через схемы доверительного управления, по которым банк приобретал иностранные ценные бумаги как доверительный управляющий. Однако по этой схеме российский банк не мог переводить ценные бумаги их действительному владельцу. Поэтому при прекращении договора о доверительном управлении банк продавал иностранные ценные бумаги, приобретаемые для клиента, и возвращал российскому клиенту не ценные бумаги, а денежные средства. Неофициально ЦБ РФ и российские банки рассматривали в то время такие операции как не противоречащие российскому закону, хотя такая схема, конечно же, содержала определенные правовые риски.
В связи с вопросом допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок сейчас активно обсуждается вопрос о путях допуска. Есть возможность обеспечить как прямой допуск иностранных ценных бумаг на российский рынок, как мы обсуждали выше, так и посредством депозитарных расписок, как это, например, происходит в США.
При этом, как считают некоторые эксперты, выбор должен быть сделан только в пользу одного пути допуска ценных бумаг на российский рынок. Так как, например, прямое размещение иностранных ценных бумаг на российском фондовом рынке может уменьшить рыночную ликвидность и препятствовать в этом случае успешному использованию депозитарных расписок, так как по сравнению с ними прямое размещение является более простым.
Размещение ценных бумаг посредством депозитарных расписок
Пока вопрос о том, как иностранные ценные бумаги будут обращаться в России, обсуждается, был подготовлен законопроект о российских депозитарных расписках.
Суть депозитарных расписок состоит в том, что иностранные ценные бумаги приобретает отечественный депозитарий, который обязуется управлять ими согласно указаниям резидента. Резиденты получают особые ценные бумаги — депозитарные расписки, которые удостоверяют право собственности резидента на определенное количество акций или облигаций иностранного эмитента. Расписка закрепляет право ее владельца требовать от эмитента российских депозитарных расписок получения взамен нее соответствующего количества предоставляемых ценных бумаг, а также требовать оказания услуг, связанных с осуществлением владельцем расписки прав, которые закреплены предоставляемыми ценными бумагами.
Депозитарные расписки имеют свои определенные преимущества. Как было отмечено в пояснительной записке к проекту закона о депозитарных расписках, при применении механизмов прямого допуска иностранных ценных бумаг на российский рынок российские владельцы иностранных ценных бумаг не имеют доступа к информации об иностранной организации — эмитенте ценных бумаг, сталкиваются с трудностями при осуществлении прав по таким ценным бумагам. В этой связи формирование рынка российских депозитарных расписок представляется наиболее оптимальным и основным каналом связи российского рынка ценных бумаг с международными фондовыми рынками.
Приобретение ценных бумаг российскими банками
Считается, что российские банки могут без проблем приобретать/продавать иностранные ценные бумаги. Но не во всех случаях это так. Осторожно стоит подходить к приобретению ценных бумаг российскими банками в силу ограничений, установленных ст. 35 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», в соответствии с которой уполномоченный банк вправе иметь на территории иностранных государств дочерние организации, создаваемые в порядке, определенном данной статьей.
В соответствии с Положением ЦБ РФ от 4 июля 2006 г. N 290-П «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации» (Положение о разрешениях) приобретение российским банком доли в иностранном предприятии, которое будет его дочерним предприятием, возможно только при получении разрешения Банка России.
Кредитная организация, ходатайствующая о выдаче разрешения Банка России, должна соответствовать следующим требованиям:
а) осуществлять свою деятельность в течение не менее 3 лет с момента государственной регистрации и иметь Генеральную лицензию;
б) иметь собственные средства (капитал) в размере не менее суммы, эквивалентной 5 млн евро;
в) соответствовать требованиям, предъявляемым к участию в системе страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации;
г) выполнять резервные требования Банка России (не иметь недовзноса в обязательные резервы, выполнять обязанность по усреднению обязательных резервов, не иметь непредставленного расчета размера обязательных резервов, не иметь задолженности по неуплаченным штрафам за нарушение нормативов обязательных резервов);
д) не иметь просроченных денежных обязательств перед Банком России;
е) не иметь задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствующим местным бюджетом и государственными внебюджетными фондами .
Пункт 2.1 Положения о разрешениях.
Как было отмечено в Сообщении ЦБ РФ от 21 июня 2006 г. «О Положении Банка России от 4 июля 2006 года N 290-П «О порядке выдачи Банком России кредитным организациям разрешений, предоставляющих возможность иметь на территории иностранного государства дочерние организации», содержание Положения о разрешениях соответствует международной практике стран, применяющих для целей осуществления банковского надзора разрешительный порядок создания банками дочерних организаций.
Целями данных мер являются:
- во-первых, предотвращение негативного влияния вложения средств в дочерние организации на состояние материнской российской кредитной организации с точки зрения оценки рисков на консолидированной основе через контроль за финансовыми показателями инвестиции, а также наличия у материнской кредитной организации экономически обоснованной бизнес-стратегии инвестиции и возможностей осуществлять эффективное управление дочерней организацией;
- во-вторых, предотвращение развития бизнеса российских кредитных организаций в государствах (на территориях), не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Приобретение иностранных ценных бумаг инвестиционными фондами
В соответствии со ст. 33 Федерального закона от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов могут входить акции иностранных акционерных обществ и облигации иностранных коммерческих организаций. Законодательство не предусматривает возможности для вложений активов инвестиционных фондов в иные ценные бумаги, кроме как акции или облигации. Как представляется, вопрос об отнесении иностранных ценных бумаг к акциям или облигациям должен решаться законодательством государства, в юрисдикции которого такие ценные бумаги выпущены/имеют обращение, так как одинаковые или похожие ценные бумаги могут иметь различные наименования в разных странах.
Далее Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» установлены максимальные размеры активов инвестиционных фондов, которые могут быть вложены в иностранные акции и облигации. Так, например, в состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов денежного рынка, могут входить только облигации иностранных коммерческих организаций. В состав активов акционерного инвестиционного фонда и паевого инвестиционного фонда, относящихся к категории фондов облигаций, могут входить как акции иностранных акционерных обществ, так и облигации иностранных коммерческих организаций. При этом оценочная стоимость акций иностранных акционерных обществ и облигаций иностранных коммерческих организаций совместно с ценными бумагами иностранных государств и ценными бумагами международных финансовых организаций может составлять не более 20 процентов стоимости активов инвестиционных фондов. Ограничения по включению в активы инвестиционного фонда иностранных ценных бумаг существуют и для других категорий фондов, например таких как фондов акций, фондов смешанных инвестиций, фондов прямых инвестиций и т.д.
Однако следует отметить, что все вышеуказанные положения Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов» в настоящий момент являются декларативными, так как они смогут применяться только после того, как будут выполнены требования п. 12.4 Приказа Федеральной службы по финансовым рынкам от 30 марта 2005 г. N 05-8/пз-н «Об утверждении Положения о составе и структуре активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов». В соответствии с этим пунктом иностранные ценные бумаги могут входить в состав активов акционерных инвестиционных фондов и активов паевых инвестиционных фондов при условии, что они прошли процедуру листинга на фондовых биржах, находящихся на территории государств, с государственными органами которых, осуществляющими контроль на рынке ценных бумаг, федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заключены в установленном порядке соглашения о взаимодействии и обмене информацией. Таким образом, иностранные акции и облигации смогут входить в состав инвестиционных фондов только при выполнении следующих условий:
- такие ценные бумаги прошли процедуру листинга на иностранных фондовых биржах;
- заключено соглашение о взаимодействии и обмене информацией с государственными органами государств, где ценные бумаги имеют листинг.
В связи с такими положениями включение иностранных облигаций и акций в активы инвестиционного фонда нереализуемо на практике, так как на настоящий момент, насколько нам известно, ФСФР не подписывало такого соглашения ни с одним из иностранных государств.
Приобретение иностранных ценных бумаг негосударственными пенсионными фондами
В соответствии с положениями Федерального закона от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» (Закон о негосударственных пенсионных фондах) негосударственные пенсионные фонды могут инвестировать свои средства в ценные бумаги иностранных эмитентов. Согласно ст. 36.15 Закона о негосударственных пенсионных фондах, посвященной инвестированию пенсионных накоплений, «максимальная доля в инвестиционном портфеле фонда средств, размещенных в ценные бумаги иностранных эмитентов, не должна превышать 20 процентов».
В соответствии со ст. 26 Федерального закона от 24 июля 2002 г. N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (Закон об инвестировании средств) «пенсионные накопления могут быть размещены в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов». «Сделки, связанные с инвестированием средств пенсионных накоплений в паи (акции, доли) индексных инвестиционных фондов, размещающих средства в государственные ценные бумаги иностранных государств, облигации и акции иных иностранных эмитентов, совершаются в соответствии с договорами управляющих компаний, осуществляющих доверительное управление средствами пенсионных накоплений, с управляющими активами этих фондов и законодательством государств, на территории которых зарегистрированы указанные фонды» . Положение ст. 28 Закона об инвестировании средств о вложении пенсионных средств напрямую в ценные бумаги иностранных эмитентов в размере не более 20 процентов вводится в действие с 1 января 2010 г. .
Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2003 г. N 379 «Об установлении дополнительных ограничений на инвестирование средств пенсионных накоплений в отдельные классы активов и определении максимальной доли отдельных классов активов в инвестиционном портфеле в соответствии со статьями 26 и 28 Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» и статьей 36.15 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах».
Статья 43 Закона об инвестировании средств.
В соответствии со ст. 41 Закона об инвестировании средств «на период 2003 — 2009 годов устанавливаются следующие максимальные ограничения доли средств в инвестиционном портфеле, размещаемых в ценные бумаги иностранных эмитентов:
в 2003 году — 0 процентов;
в 2004 — 2005 годах — 5 процентов;
в 2006 — 2007 годах — 10 процентов;
в 2008 — 2009 годах — 15 процентов.»
Несмотря на такие постановления, как и в предыдущих случаях, положения законодательства расходятся с состоянием дел на практике.
В соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 — 2008 годы» «в число разрешенных объектов инвестирования средств, отраженных на счетах лиц, не реализовавших право выбора частной управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, предлагается дополнительно включить иностранные ценные бумаги». Далее, как было указано в Распоряжении Правительства РФ от 1 июня 2006 г. N 793-р «Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на 2006 — 2008 годы», «излишние ограничения, касающиеся структуры портфеля частных управляющих компаний, и отсутствие реализуемых на практике механизмов инвестирования в ценные бумаги иностранных эмитентов также снижают эффективность инвестирования пенсионных накоплений».
Таким образом, на настоящий момент на практике ограничена реальная возможность вложения средств пенсионных накоплений негосударственных пенсионных фондов в иностранные ценные бумаги или ими напрямую, или через управляющие компании.
Приобретение иностранных ценных бумаг страховыми компаниями
В соответствии с ранее действовавшим Приказом Минфина России от 22 февраля 1999 г. N 16н «Об утверждении Правил размещения страховщиками страховых резервов» в покрытие страховых резервов могли быть приняты выпущенные иностранными эмитентами ценные бумаги. Однако в 2005 г. этот документ был заменен Приказом Минфина России от 8 августа 2005 г. N 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов».
Приказ Минфина России от 8 августа 2005 г. N 100н «Об утверждении Правил размещения страховщиками средств страховых резервов» хотя и указывает, что суммарная стоимость активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, не относящихся к находящимся на территории Российской Федерации, может составлять до 20 процентов от суммарной величины страховых резервов, однако в ст. 6, которая перечисляет виды активов, принимаемых для покрытия страховых резервов, не содержится упоминание о возможности использования иностранных ценных бумаг для покрытия страховых резервов.
Таким образом, страховые резервы также ограничены в их размещении в иностранные ценные бумаги.
Как следует из вышеприведенного анализа, иностранные ценные бумаги пока ограничены к обращению и размещению среди российских юридических лиц. Однако ведется законопроектная работа по возможности допуска российских лиц к иностранным ценным бумагам. В связи с этим появляются юридические предпосылки к тому, что часть ограничений для иностранных ценных бумаг скоро может быть снята, что приведет к полноправному включению России в фондовый рынок Европы и США.
Источник