- Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
- Инвестиционный климат регионов РФ
- Инвестиционная политика региона
- Инвестиционный климат регионов России
- Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
- Реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Компания, центр и корпорация регионального развития
- Виды инвестиций по региональному признаку
- Привлечение инвестиций в регион
- В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы
- Хронические аутсайдеры
- Кадровый вопрос
- Бороться и искать
- Начать с малого
- Стать ближе к Азии
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
Инвестиционный климат регионов РФ
В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.
От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.
Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.
Инвестиционная политика региона
Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.
Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:
- увеличение доходности;
- повышение продуктивности субъектов рынка;
- открытие новых и расширение действующих производств;
- увеличение занятости населения;
- усиление экономической состоятельности и автономности территории;
- формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.
Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.
Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:
- сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
- финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
- производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
- трудового;
- инновационного (степени развития науки и техники);
- инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
- институционального (наличия основных экономических институтов);
- потребительского (покупательной способности населения).
Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.
В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.
Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.
Инвестиционный климат регионов России
Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.
Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).
В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.
Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.
Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.
Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.
Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.
Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:
- Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
- Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.
Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.
Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:
- Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
- Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
- На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
- Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
- Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
- Каждый объект ведется одним участником.
Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:
- информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
- реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
- информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).
Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.
Компания, центр и корпорация регионального развития
Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:
- Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
- Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
- Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.
Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.
Виды инвестиций по региональному признаку
Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.
Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).
Привлечение инвестиций в регион
Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.
Источник
В поисках новых решений: как привлечь инвестиции в «проблемные» регионы
руководитель проекта «Рейтинги регионов России» НРА, научный сотрудник экономического факультета МГУ
Многим губернаторам, назначенным и избранным в последние полтора года, достались регионы с низкой инвестиционной привлекательностью. Для исправления ситуации новым управленцам придется полностью пересмотреть подход к привлечению инвесторов.
Хронические аутсайдеры
Качество инвестиционного климата в регионах России сильно варьируется. Эти различия отражаются в ежегодно обновляемых рейтингах инвестиционной привлекательности регионов. В России таких рейтингов сразу три: рейтинги инвестиционной привлекательности регионов «Национального рейтингового агентства» (НРА) и «Эксперт РА», а также рейтинг состояния инвестиционного климата в субъектах РФ «Агентства стратегических инициатив» (АСИ).
В основе трех упомянутых рейтингов – совершенно разные методики и разные наборы показателей. Несмотря на это, списки аутсайдеров трех рейтингов удивительно похожи. В числе регионов, чья инвестиционная привлекательность оценивается невысоко, во всех рейтингах из года в год оказываются республики Северного Кавказа, Тыва и Калмыкия, а также некоторые другие «проблемные» регионы из разных частей страны.
Например, в свежем рейтинге инвестиционной привлекательности НРА к группе регионов с самой низкой инвестиционной привлекательностью (имеющей буквенное обозначение IC9) отнесены сразу 12 регионов: Кабардино-Балкария, Дагестан, Чечня, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Северная Осетия, Марий Эл, Калмыкия, Тыва, Забайкальский край, Ивановская и Курганская области. Согласно данным Росстата за первое полугодие 2018 года, на долю этой дюжины регионов приходится около 2,5% от общероссийского объема инвестиций в основной капитал – столько же инвестиций зафиксировано в Ленинградской области, являющейся одним из лидеров рейтинга.
Кадровый вопрос
Системные проблемы с региональной экономикой и инвестициями учитываются федеральным центром при принятии кадровых решений. В 2017-2018 годах в шести из двенадцати регионов группы IC9 (в Кабардино-Балкарии, Марий Эл, Дагестане, Забайкалье, Ивановской и Курганской областях) произошла смена глав.
Логично предположить, что привлечение инвесторов станет одной из ключевых задач для новых руководителей этих регионов. Решить эту задачу будет сложно. Низкая инвестиционная привлекательность этих регионов связана не с плохими управленческими способностями предыдущих губернаторов или их негативным имиджем. Инвестиции не приходят в эти регионы в силу хронических институциональных, инфраструктурных и социальных проблем. У этих проблем глубокие исторические корни, и справиться с ними за один политический цикл не представляется возможным.
Едва ли поможет исправить ситуацию и внедрение «Регионального инвестиционного стандарта», представляющего собой попытку повсеместно внедрить опыт привлечения инвестиций успешных регионов. Но в условиях сильной конкуренции за инвесторов опытные регионы будут выигрывать за счет преимуществ, выходящих за рамки «стандартного минимума».
Универсальных решений для привлечения инвесторов не существует. Каждому из новых региональных руководителей придется задействовать по максимуму задействовать преимущества своего региона и пытаться что-то сделать с недостатками.
Бороться и искать
Больше всего стартовых возможностей для привлечения инвесторов – у новых глав Ивановской области и Марий Эл. Эти два региона удачно расположены в европейской части России, вблизи крупных мегаполисов и основных транспортных потоков. Однако географическое положение этих регионов не только является их ключевым преимуществом, но и создает риски. Связаны эти риски прежде всего с тем, что регионам приходится конкурировать в борьбе за инвесторов с очень сильными соседями (Ивановской области – с Московской и Ярославской областями, а Марий Эл – с Татарстаном).
Выиграть в этой борьбе можно только за счет готовности глав регионов находить и удерживать потенциальных инвесторов. Личные гарантии и «ручной режим» сопровождения инвестиционных проектов – не лучшее решение в долгосрочной перспективе, однако в краткосрочной перспективе такой подход оказывается единственным способом компенсировать слабость институтов и отсутствие отлаженной системы поддержки инвесторов.
Новый губернатор Ивановской области Станислав Воскресенский, по всей видимости, понимает важность борьбы за инвесторов. На инвестиционном портале региона регулярно появляются новости о встрече регионального руководства с потенциальными зарубежными и российскими инвесторами. Эти встречи не всегда дают конкретный результат, однако кейсы позитивных результатов активности ивановского руководства уже есть. Например, руководству Ивановской области удалось приземлить в регионе проект животноводческого комплекса компании «Дымов». Ранее этот проект планировался к реализации в соседней Владимирской области, однако там забуксовал из-за конфликтов с местными жителями и неспособности руководства региона решить эти конфликты.
В Марий Эл ситуация развивается иначе: новое руководство региона пока за инвесторов не борется, зато глава республики Александр Евстифеев предлагает искать инвесторов руководителям предприятий, расположенных на территории региона. Такой подход не может быть решением проблем: инвесторам интереснее площадки в индустриальных парках и особых экономических зонах (таких в Марий Эл нет), а не старые предприятия с изношенными основными фондами.
Начать с малого
Главный фактор, мешающий привлечению инвестиций в Дагестан и Кабардино-Балкарию – это устойчивый имидж небезопасных регионов. Обе республики по-прежнему входят в тройку лидеров по количеству зарегистрированных преступлений террористической направленности, а в лентах новостей практически ежемесячно появляются сообщения о ликвидации боевиков и иных криминальных активностях.
В условиях, когда не приходится ждать прихода крупных внешних инвесторов, помочь может мобилизация внутренних ресурсов регионов. Власти северокавказских регионов могут сделать ставку на стимулирование инвестиционной активности малого и среднего бизнеса. Прямой эффект от этих мер может показаться незначительным: вряд ли даже сотня малых предприятий сравнится по объемам инвестиций с одним инвестиционным проектом крупного бизнеса. Однако не следует забывать о косвенном эффекте: международные исследования показывают, что развитие малого и среднего бизнеса оказывает положительное влияние на приток прямых иностранных инвестиций. Серьезные иностранные инвесторы воспринимают развитие малого предпринимательства в качестве индикатора «здоровья» экономики региона и учитывают этот фактор при принятии инвестиционных решений.
Стать ближе к Азии
Ситуация в Курганской области и Забайкальском крае кажется самой неоднозначной: с одной стороны, у этих регионов нет проблем с репутацией, с другой стороны – нет и очевидных преимуществ. Впрочем, одно преимущество все-такие есть: оба региона расположены в приграничной зоне, при этом близость Забайкальского края к Китаю создает объективно больше возможностей для привлечения иностранных инвестиций, чем близость Курганской области к Казахстану.
Для привлечения азиатских инвесторов регионам придется встраиваться в трансграничные экономические потоки, для чего необходимо активно развивать инфраструктуру и вступать в диалог с инвесторами. Регионам придется ярко заявить о себе: по всей видимости, необычное название инвестиционного портала Курганской области – как раз шаг в правильном направлении.
Источник