- Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
- Инвестиционный климат регионов РФ
- Инвестиционная политика региона
- Инвестиционный климат регионов России
- Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
- Реестр участников региональных инвестиционных проектов
- Компания, центр и корпорация регионального развития
- Виды инвестиций по региональному признаку
- Привлечение инвестиций в регион
- РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Как привлечь региональные инвестиции корпораций для развития проектов
Инвестиционный климат регионов РФ
В текущем году рейтинг инвестиционной привлекательности впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке.
От объемов бюджетов российских регионов напрямую зависят их возможности по реализации инфраструктурных и социальных проектов. Не всегда имеющихся ресурсов достаточно для решения всего массива социально-экономических задач. Полностью или частично проблемы помогают решить региональные инвестиции. Так именуют долгосрочные капиталовложения, поступающие в виде затрат различных участников рынка, управления и населения конкретной территории.
Законом предусмотрены инвестиции в регионы России, представляющие собой финансирование субъектов федерации из централизованных источников и более обеспеченных территориальных единиц. Конкретные регионы инвестиций (территориальные единицы, испытывающие нужду в денежном капитале) определяются исходя из местных производственных, финансовых, природных, трудовых ресурсов и т. д. Надо признать, что федеральные вливания не получили распространения, поэтому региональные инвестиции за счет средств муниципальных участников являются основным источником пополнения местного бюджета.
Инвестиционная политика региона
Темпы развития и нормальная жизнедеятельность региона зависят не только от наличия ресурсов, но и рационального их применения, в том числе, посредством утверждения местными властями эффективной инвестиционной политики.
Инвестиционная политика региона устанавливает принципы и механизмы взаимодействия между органами управления и хозяйствующими субъектами с целью стимулирования инвестиционных процессов с учетом нужд территории. В рамках этого определяются источники получения средств, структура и масштабы инвестиций, направления и способы их использования, целевые ориентиры.
Региональная инвестиционная политика включает в себя достижение следующих показателей:
- увеличение доходности;
- повышение продуктивности субъектов рынка;
- открытие новых и расширение действующих производств;
- увеличение занятости населения;
- усиление экономической состоятельности и автономности территории;
- формирование и форсированное развитие финансовой основы региона.
Каждый субъект разрабатывает свою индивидуальную инвестиционную политику исходя из специфических условий местности и инвестиционного потенциала региона. Последним именуют сочетанную возможность муниципальных и привлекаемых в регион ресурсов создавать и развивать благоприятный для инвесторов климат в необходимых масштабах.
Инвестиционный потенциал региона – это совокупность следующих внутренних резервов:
- сырьевого (количественного и качественного оснащения местности природными запасами);
- финансового (объема налоговой нагрузки и рентабельности предприятий);
- производственного (показателей региональной хозяйственной деятельности);
- трудового;
- инновационного (степени развития науки и техники);
- инфраструктурного (уровня обеспечения нормального функционирования местности);
- институционального (наличия основных экономических институтов);
- потребительского (покупательной способности населения).
Повышение ресурсного потенциала путем плотного взаимодействия государства, бизнеса и населения увеличивает вероятность привлечения региональных инвестиций, успешной реализации инвестиционной политики и формирования устойчивой модели развития.
В целях унификации требований к местным властям в части обеспечения позитивного инвестиционного климата, Агентством стратегических инициатив был разработан так называемый инвестиционный стандарт. Он представляет собой комплекс необходимых мероприятий, позволяющих создать инфраструктуру эффективного взаимодействия между государством и бизнесом, и привлечь в регион средства инвесторов.
Инвестиционный стандарт включает в себя 15 практических примеров, успешно реализованных наиболее развитыми регионами. К числу обязательных пунктов относятся разработка инвестиционной стратегии, создание плана объектов, нуждающихся в средствах, утверждение нормативного акта о правовой защите инвесторов и т. д. Только после выполнения субъектом всех требований, стандарт считается внедренным в работу.
Инвестиционный климат регионов России
Региональная инвестиционная политика, базирующаяся на ресурсном потенциале, направлена на обеспечение позитивного климата для инвесторов. Инвестиционный климат региона – это формирование социально-экономической, политической, правовой, организационной, инфраструктурной среды, благоприятной для ведения инвестиционной деятельности.
В структуре инвестиционного климата выделяют благоприятные и неблагоприятные факторы. К первым относятся гарантии инвесторам в части сохранности и свободного передвижения капитала, защиты прав и законных интересов, стабильности и прозрачности налогообложения. Ко вторым причисляют неэффективную работу государственных структур, отсутствие регулирования цен на товары и услуги естественных монополистов. Отрицательные факторы снижают привлекательность региона в глазах потенциальных инвесторов и ведут к оттоку капитала.
Ежегодно, начиная с 2015 года, инвестиционный климат регионов России оценивается Агентством стратегических инициатив. При этом национальный рейтинг высчитывается на основе мнения представителей бизнеса и экспертного сообщества. В учет принимаются 44 показателя (уровень административных барьеров, оформления разрешительной и согласительной документации, инфраструктуры, поддержки бизнеса, регуляторной среды и т. д.).
В текущем году национальный рейтинг впервые возглавила Тюменская область, сместив с первого места Татарстан, который до этого 3 года подряд лидировал в списке. Победителю удалось добиться прироста инвестиций, благодаря чему был реализован 21 проект в различных отраслях. В общей сложности, инвестпортфель региона включает больше 40 проектов на сумму 1 трлн руб. Такие результаты достигнуты с помощью облегчения налоговой нагрузки и тщательного контроля над каждым проектом.
Непосредственной реализацией инвестиционных проектов в Тюменской области занимаются индустриальные парки. К примеру, «Боровский» и «Богандинский» парки сопровождают 13 проектов, привлекших средств на сумму свыше 3,5 млрд руб. Лидер рейтинга не отстал и в социальной сфере, одним из первых в стране выполнив программу по ликвидации ветхого жилья и расселив более 10 тыс. граждан.
Второе место в национальном рейтинге заняла Москва. Столица из года в год заслуженно улучшает свои позиции в этом списке. Объем инвестиций в город составил 2 трлн руб., что в сравнении с 2016 годом больше на 13%. При этом 2/3 вложений пришлись на сферу услуг (финансовых, деловых, туризм). Принципиальными улучшениями можно назвать уменьшение административных барьеров, в том числе, за счет перевода части услуг в электронный режим, сокращения срока и стоимости согласительных процедур на 50% и т. д.
Увеличился объем заключенных контрактов в сфере государственно-частного партнерства (ГЧП) и достиг в текущем году 800 млрд руб. Повсеместно практикуется малая форма ГЧП в виде льготной сдачи в аренду объектов недвижимости, в частности, в здравоохранении и образовании.
Лидер рейтинга на протяжении последних 3 лет Татарстан, в этом году оказался на 3 месте в списке регионов с успешным инвестиционным климатом.
Фонд развития регионов и региональный инвестиционный фонд
Финансовая помощь регионам из федеральной казны выделяется посредством следующих структур:
- Фонд регионального развития, целью которого является объединение средств, рассредоточенных по многим разрозненным федеральным и местным инвестпрограммам. Впоследствии, социальные инфраструктурные объекты субсидируются за счет этих денег. Фонд развития регионов создается за счет федеральной казны.
- Инвестиционный фонд субъекта РФ (региональный инвестиционный фонд) работает на основе ГЧП и предназначен, в первую очередь, для поддержки транспортных, энергетических, строительных и других капиталоемких отраслей хозяйства.
Денежные поступления из указанных источников предусматриваются в рамках общегосударственной инвестиционной политики.
Реестр участников региональных инвестиционных проектов
Региональный инвестиционный проект – это инвестпроект со следующими характеристиками:
- Цель проекта – товарное производство. Услуги не могут быть предметом деятельности регионального инвестпроекта.
- Запланированная работа ведется на подведомственной субъекту РФ территории.
- На вид проектной деятельности не установлены ограничения.
- Объекты собственности на используемых землях принадлежат уполномоченному лицу.
- Владелец проекта вкладывает не менее 50 млн рублей.
- Каждый объект ведется одним участником.
Для получения организацией региональных инвестиций необходимо включение ее в соответствующий реестр участников региональных инвестиционных проектов – специальный перечень, включающий в себя следующее:
- информацию об организации (полное наименование, ИИН, КПП, адрес);
- реквизиты правового акта о включении организации в реестр;
- информацию об инвестпроекте (название, цель, объемы требуемых средств с направлениями финансирования, объемы затрат, сроки исполнения и т. д.).
Ведением реестра занимаются налоговые службы. Включение организаций в список производится на основании решения уполномоченного органа субъекта РФ.
Компания, центр и корпорация регионального развития
Иную материальную, организационную, методологическую, консультационную поддержку регионам в реализации инвестпроектов оказывают следующие специальные институты:
- Корпорация регионального развития, как правило, государственная структура, целью которой является поиск и привлечение инвестиций, координация работы проекта. Корпорация развития регионов создается в форме АО, где акционером выступает местное правительство.
- Региональная инвестиционная компания, учреждаемая в рамках ГЧП на концессионных началах и осуществляющая оперативное управление проектами на период реализации.
- Центр инвестиций и регионального развития, создаваемый в качестве учреждения при областной администрации и занимающийся сопровождением инвестпроектов, изучением проблем регионального значения и т. д. В настоящее время функционирует на территории Крыма.
Участник проекта вправе прибегнуть к помощи любой из вышеперечисленных организаций, представленных в его регионе.
Виды инвестиций по региональному признаку
Существует большое количество критериев деления инвестиций на виды. В частности, по региональному признаку различают виды инвестиций за границей, внутри страны и региональные. За основу классификации принята территориальная принадлежность объектов, подлежащих инвестированию.
Кроме того, по региональному характеру инвестиции делятся на отечественные (передается капитал резидентов страны) и зарубежные (участвуют средства иностранных граждан).
Привлечение инвестиций в регион
Как следует из изложенного выше, привлечение инвестиций в регион достигается целым комплексом мер в хозяйстве, в реализации которых участвуют все субъекты рынка, власти и населения. Основным способом при этом является увеличение инвестиционной привлекательности, повышение позитивного имиджа региона. Каждый субъект РФ по-своему решает, как привлечь инвестиции в регион, опираясь на свои особые условия и территориальные возможности.
Источник
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКУЮ ЭКОНОМИКУ
Алиуллова Г.Г. *
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Казань, Россия
* Корреспондирующий автор (gamilevna95[at]mail.ru)
Аннотация
Развитие регионов Российской Федерации невозможно представить без эффективного управления инвестиционной деятельностью. Поэтому, так важно исследовать новые подходы к управлению приоритетных инвестиционных проектов.
Поддержку процесса разработки и «активации» инвестиционных проектов в различных регионах России, как правило, берут на себя региональные структуры, которые занимаются комплексной поддержкой инвестиционной деятельности. При этом используемые инструменты поддержки должны коррелировать с территориальными (отраслевыми) приоритетами. Такой подход в конечном итоге будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности регионов и формированию благоприятного инвестиционного климата, а также позволит улучшить перспективы их экономического развития за счет появления новых рынков и участия в новых сферах экономической деятельности.
Ключевые слова: инвестиционный процесс в регионе, модели роста инвестиционной активности, управление инвестиционными проектами, сопровождение реализации инвестиционных проектов.
REGIONAL FEATURES OF ATTRACTING FOREIGN INVESTMENTS IN THE RUSSIAN ECONOMY
Aliullova G.G. *
Kazan (Volga region) Federal University, Kazan, Russia
* Corresponding author (gamilevna95[at]mail.ru)
Abstract
It is hardly possible to imagine the development of the regions of the Russian Federation without effective investment management. Therefore, it is so important to explore new approaches to managing priority investment projects.
The support of the development and “activation” process of investment projects in various regions of Russia is, as a rule, performed by regional structures that provide comprehensive support for investment activities. Moreover, these support tools should correlate with territorial (industry) priorities. Such an approach will ultimately contribute to increasing the investment attractiveness of the regions and the formation of the favorable investment climate, and will also improve the prospects for their economic development through the emergence of new markets and participation in new areas of economic activity.
Keywords: investment process in the region, investment activity growth models, investment project management, support for the implementation of investment projects.
Введение
Изучение проблем инвестиций всегда было в центре внимания экономической науки. Это связано с тем, что инвестиции относятся к самым глубоким основам экономики, определяющим процесс экономического роста в целом. Активизация инвестиционного процесса является одним из наиболее эффективных механизмов социально-экономических преобразований [1].
Территориальный аспект прямых инвестиций всегда разнился в зависимости от принадлежности к определенной стране, региону или территории. Поэтому оценка инвестиционной привлекательности территории является важнейшим аспектом принятия любого инвестиционного проекта. Это определяет последствия для инвестора и экономики региона в целом. Чем сложнее ситуация, тем больше инвестор должен основываться на результатах экспертной оценки инвестиционного климата в странах и регионах.
Инвестиционные решения являются одними из самых сложных, с точки зрения процедуры, выборов. Они основаны на многовариантной и многокритериальной оценке факторов и тенденций, которые обычно являются разнонаправленными [2].
История оценок инвестиционной привлекательности стран мира насчитывает более 30 лет. Первые подобные оценки были разработаны и использованы западными экспертами в середине 1960-х годов. Одним из первых исследований в этой области было исследование Гарвардской школы бизнеса. Основой для сравнения послужила экспертная шкала, включающая следующие характеристики каждой страны: правовые условия для иностранных и национальных инвесторов, возможность вывоза капитала, состояние национальной валюты, политическая ситуация в стране и уровень инфляции. Этот диапазон показателей не был достаточно конкретным для адекватного отражения всего комплекса условий, которые обычно учитываются инвесторами, но позволяют получить некую информацию, на основе которой уже можно было принять решение об инвестировании [3].
Появление респектабельной категории стран с переходной экономикой и конкретными условиями инвестирования в конце 1980-х годов потребовало разработки специальных методических подходов. В отношении этих стран в начале 1990-х годов несколько экспертных групп (консалтинговые компании «Plan Econ», «Fortune» и «Multinational Business» и т.д.) Независимо друг от друга разработали упрощенные методологии для сравнительной оценки инвестиционная привлекательность. Они учитывали не только условия, но и результаты инвестирования, близость страны к глобальным экономическим центрам, масштаб институциональных преобразований, «демократические традиции», состояние и перспективы реформ, а также качество трудовых ресурсов [4].
В Российской Федерации инвестиционной привлекательностью с начала 90-х обладали далеко не все регионы. Крупные регионы с развитой рыночной инфраструктурой, высоким уровнем дохода и обильными ресурсами привлекали наибольшую долю инвестиций. Согласно источникам в правительстве России пять экономических регионов, привлекали 90 процентов от общего объема инвестиций. Москва, Санкт-Петербург и Нижний Новгород получали около 30% от общего объема прямых иностранных инвестиций, поступающих в Россию.
В сочетании с ограниченностью экономических реформ, неспособность России привлечь большие объемы инвестиций также отражает создание «искусственного» капитализма. Некоторые из элементов процесса реформ сами по себе препятствовали созданию соответствующих условий для роста, в то время как институциональные и инфраструктурные реформы, которые могли бы создать условия, в которых внутренние и зарубежные инвестиции могли бы эффективно сочетаться, часто игнорировались или выступали против. Рыночный капитализм западного стиля требует поддерживающих институциональных механизмов, налоговой и правовой базы, а также одобряющей культуры и этики, позволяющей частному предприятию функционировать с приемлемым уровнем риска. Они не возникли полностью сформировавшимися на Западе, но являются результатом исторического процесса.
Культурное наследие России также создало условия, в которых инвестиции часто воспринимаются с подозрением. Участие Запада в инвестициях, особенно в разработке и эксплуатации природных ресурсов, часто рассматривается враждебно или рассматривается как «колонизация» не только членами Государственной Думы от коммунистических партий, но и государственными чиновниками. Оно отражает воспоминания о враждебном вмешательстве западных капиталистических интересов в послевоенные интервенционные войны [5].
В нынешних же реалиях российская экономика остро нуждается в современных технологиях. Существующий технологический разрыв в промышленном секторе, а также в большинстве других секторов экономики, ставит Россию в невыгодное положение в связи с неизбежной интеграцией России в мировую экономику и в общий цивилизационный процесс. Интеграция России в мировую экономику, где успех развития во многом определяется конкурентоспособным промышленным производством, проходит на фоне сложных политических разногласий с ведущими развитыми экономиками. Однако ни одна страна не может эффективно решить свою проблему модернизации экономики в изоляции. Создание собственной современной технологической базы без заимствования передовых технологий – задача невыполнимая.
Мало кто сегодня не согласится с тем, что прямые иностранные инвестиции являются стратегическим фактором модернизации российской экономики. Несмотря на значимость современного сырьевого сектора, только модернизация реального сектора экономики сделает его конкурентоспособным. Российское руководство старается и прилагает немало усилий для преодоления болезненных факторов экономического перехода, в том числе процесса привлечения иностранных инвестиций. В числе этих усилий – создание особых экономических зон (ОЭЗ).
Специальная экономическая зона определяется Правительством Российской Федерации как особая часть территории России, где применяется особый режим ведения бизнеса (Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», N 116-ФЗ, 22 июля 2005 г.). В России действуют пять промышленных ОЭЗ – «Алабуга» в Елабужском районе Татарстана, «Липецк» в Грязинском районе Липецкой области, «Тольятти» в Ставропольском крае Самарской области, «Псковская» в Псковской области и «Титановая долина» в Свердловской области.
Создание ОЭЗ не является изобретением России. ОЭЗ были созданы давно и создаются в мире в настоящее время. Цели создания ОЭЗ не всегда одинаковы. В развивающихся странах, в отличие от промышленно развитых стран, акцент при создании ОЭЗ заключается в привлечении иностранного капитала, технологий, модернизации промышленности, обучении [4].
Таблица 1 – Основные параметры российского промышленного типа ОЭЗ в 2017 г. [7]
Инвестментс, млн. рублей | Площадь, га | Свободных участков, га | Количество жителей | ||
запланиров. | реализован. | ||||
ОЭЗ Липецк | 17 789 | 7 533 | 1024> | 400 | 23 |
ОЭЗ Алабуга | 83 211 | 16 439 | 2000> | 1000 | 42 |
ОЭЗ Моглино | 2 881 | – | 215> | 180 | 1 |
ОЭЗ Тольятти | 13 600 | 2 251 | 660 | 382 | 17 |
ОЭЗ Титановая долина | – | – | 721 | – | 5 |
Некоторые авторы осторожно говорят о роли малого и среднего бизнеса в экономике страны в целом и, в частности, в ОЭЗ. В силу различных обстоятельств государство не рассматривает малый бизнес в качестве основы экономики. Отношение к малому бизнесу, несмотря на бесконечный поток заявок на его поддержку, можно охарактеризовать как безразличное или даже враждебное в определенной степени. Среди экономистов наряду с положительными оценками, скептицизм и недооценка роли малого бизнеса не редкость.
Следует так же признать, что в целом создание ОЭЗ пока мало помогло заимствованию передовых технологий. Реализация крупных проектов, в ходе которых могут возникнуть ростки модернизации российской промышленности, даже если сравнивать масштабы бразильского «Мануауса», требует чрезвычайно крупных иностранных инвестиций. В нынешних российских условиях высоких рисков потенциальные инвесторы не выходят в такие проекты. Они боятся не только общей коррупции, но и плохой транспортной безопасности и административных барьеров. Крупные проекты испытывают дефицит квалифицированных кадров из-за низкой плотности населения. Чрезвычайно низкая производительность труда также сдерживает.
Тем не менее, международная практика, а именно практика Китая показывает, что принятая стратегия развития экономики «Разница в разнице» (DID), предполагающая создание на территории Китая зон свободной экономики, имеет высокую обоснованность и причинно-следственную интерпретацию результатов.
Во-первых, программа ОЭЗ оказывает общее положительное влияние на инвестиции. Благодаря этому увеличился уровень прироста иностранных инвестиций на душу населения на 21,7% и скорость роста иностранных инвестиций на 6,9 процентных пункта. С другой стороны, программа ОЭЗ не вытесняет внутренние инвестиции. Кроме того, существует значительный эффект создания ОЭЗ и эффект частичной диверсификации, который увеличивается с ростом количества соседних экономических зон. К 2018 году собственная программа ОЭЗ муниципалитета в среднем увеличила прирост иностранных инвестиций на душу населения на 112% по сравнению с 2010 годом.
Во-вторых, программа генерирует СЭЗ-значимые сконцентрированные экономики. Это увеличивает технический прогресс.
В-третьих, средняя заработная плата работников увеличилась на 8% больше, чем в контрольной группе. Так же увеличился и прожиточный минимум на 5%.
Наконец, муниципалитеты с несколькими ОЭЗ демонстрируют большую привлекательность для прироста иностранных инвестиций в экономику агломерации и изменения цен на факторы производства по сравнению с муниципалитетами с одной ОЭЗ.
Из всего выше сказанного можно сделать вывод о том, что создание свободных экономических зон весьма неоднозначно для экономики, тем не менее, международная практика показывает, что создание СЭЗ весьма благоприятно сказывается на привлечении инвестиций, что в конечном итоге должно привести к стабильному экономическому росту в долгосрочном периоде.
Заключение
При такой формулировке особые экономические зоны можно рассматривать как своего рода платформу для разработки государственной политики на федеральном уровне для развития малого и среднего бизнеса на региональном уровне, совершенствования законодательства и правоприменительной практики. Появление системного подхода к деятельности малого бизнеса в ОЭЗ также ускорит его развитие. Правильность этих выводов сегодня подтверждают Липецкая и Татарстанская ОЭЗ.
Отдельно стоит отметить Томскую технико-внедренческую ОЭЗ. Он собирался быть закрытым, но это решение было изменено и продлило его существование до 2055 года. Томск обладает огромным научно-техническим потенциалом. Создание малых предприятий, которые могут не только производить тестовую реализацию, но и служить основой для обучения персонала и экспериментальной платформы, значительно повысит эффективность таких ОЭЗ.
Появление большого количества малых предприятий в реальном секторе экономики неизбежно приведет их к объединению и желанию приобрести политическую надстройку, отстаивая свои интересы в правительстве. Это будет эффективным инструментом в борьбе с коррупцией.
Конфликт интересов Не указан. | Conflict of Interest None declared. |
Cписок литературы / References
- Sibirskaya, E.V. The Contents and Structure of Innovative Activity in the Russian Economy / Sibirskaya, E.V., Stroeva O.A., Serebrykova N.A. and others. Asian Social Science, Vol. 10, 23, 2014, Pp 51-60.
- Управление инвестиционными процессами: учебно-методическое пособие «Экономика» / авт. коллектив: Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова. – Уфа: БАГСУ, 2017. – 77 с.
- О мерах по повышению инвест. привлекательности и бюджетной обеспеченности муниципальных образований: аналит. записка Всерос. совета местного самоупр. // Муницип. власть. – 2014. – № 1. – С. 42–51.
- Управление рисками инновационно-инвестиционных проектов: учебное пособие «Экономика» программы «Управление инновационным развитием социально-экономических систем» / авторский коллектив: Л. С. Валинурова, О. Б. Казакова, Э. И. Исхакова. – Уфа: БАГСУ, 2013. – 80 с.
- Hultén P. A new research paradigm to analyze the threats against fair competition in the global marketplace / Hultén P., Vanyushyn V. Competitiveness Review 20:2, 2016, Pp 182-193.
- Кешишева Н.Г. Проблемы и перспективы особых экономических зон / Кешишева Н.Г. / Вестник Таганрогского института управления и экономики, вып.2, 2017
- Калабеков И.Г. Российские реформы в фактах и цифрах / Калабеков И.Г. (Второе издание, переработанное и дополненное). – М.: Русаки, 2018, 498 с.
- Чудесова Г.П. Значение особых экономических зон для развития предприятий малого и среднего бизнеса / Чудесова Г.П., 2017.
- Swedish SMEs’ Establishment of Business in Russia: A Case Study. Journal of East-West Business 15, Pp 5-24.
- Hultén P. A new research paradigm to analyze the threats against fair competition in the global marketplace / Hultén P., Vanyushyn V. Competitiveness Review 20:2, 2010, Pp 182-193.
Список литературы на английском языке / References in English
Источник