Региональное распределение инвестиций
Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 17:03, курсовая работа
Описание работы
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
Содержание
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам 5
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона 5
1.2. Региональная система управления инвестициями 13
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России 20
2.1. Инвестиционный климат в регионах России 20
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики 27
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г. 30
Работа содержит 1 файл
986-а.doc
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
1.2. Региональная система управления инвестициями
2. Оценка регионального распределения инвестиций в России
2.1. Инвестиционный климат в регионах России
2.2. Инвестиционный потенциал и риск Чувашской Республики
3. Инвестиционная деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.
Список использованной литературы
Введение
«Региональное распределение инвестиций» — одна из важных и актуальных тем на сегодняшний день.
Региональные проблемы России во многом связаны с формированием единого экономического пространства и принципиально новой модели экономического развития. В настоящее время российская экономика характеризуется кардинальным изменением системы межрегиональных связей, роли и места отдельных регионов и территорий в национальном хозяйстве. Неоднородность экономического пространства, сложившаяся в условиях традиционной системы хозяйствования, предопределила различие стартовых условий регионов для перехода к системе рыночных отношений. Сложность проблем регионального развития также связана с противоречиями в системе размещения производительных сил и элементов национального богатства, различиями в динамике изменений экономических условий и факторов, формирующих рыночную среду. Возникшие по этой причине диспропорции в уровнях социального и экономического развития регионов России создают реальную угрозу национальной безопасности, требуют со стороны государства принятия мер для уменьшения различий в уровнях развития отдельных регионов, территорий и экономических районов.
Важнейшая роль в процессе обеспечения устойчивого экономического развития территорий принадлежит самим субъектам Российской Федерации. Основой экономического роста и финансовой стабилизации региона, структурной перестройки и повышения благосостояния населения являются инвестиции, привлечение которых возможно только при реализации инвестиционной политики, нацеленной в первую очередь на создание благоприятного инвестиционного климата.
Эффективная региональная инвестиционная политика — это результат синтеза экономических интересов государства, населения и бизнеса. Однако в экономической системе России данное утверждение часто не находит отражения. Регионы, наделенные существенными полномочиями в сфере управления инвестиционной привлекательностью территорий, подчас создают серьезные препятствия для притока инвестиций, применяют инструменты государственного воздействия, характеризующиеся низкой экономической, бюджетной и социальной эффективностью. Поэтому вопросы разработки и реализации региональной инвестиционной политики приобретает новую актуальность, особенно в условиях стабилизации и перехода к росту национальной экономики.
Переход к рынку вызвал потребность в формировании принципиально нового механизма инвестирования, адекватного рыночной экономике. Это обусловлено существенным изменением инвестиционного статуса государства и негосударственных структур, разделением их функции в инвестиционном процессе, сокращением доли централизованных инвестиций в их общем объеме, изменением структуры последних по формам собственности в связи с развитием приватизации, значительным ростом количества объектов инвестирования, изменением состава и соотношения внутренних и внешних источников инвестирования, способа распределения инвестиций в результате перехода от жесткого централизованного распределения к рыночному механизму соответствия спроса и предложения, к иному критерию эффективности инвестирования — доходности вложений.
Таким образом, среди всех вопросов, рассматриваемых экономической теорией, проблема инвестиций сегодня является пожалуй самой животрепещущей.
Актуальность выбранной темы состоит в том, что процесс инвестирования играет важную роль в экономике любого региона России, особенно в условиях постоянного недофинансирования со стороны федерального центра. Инвестирование в значительной степени определяет экономический рост региона, занятость населения и является одним из главных элементов базы, на которой основывается экономическое развитие общества.
Цель работы – рассмотреть вопрос, касающийся регионального распределения инвестиций.
Для достижения цели, необходимо решить следующие задачи: 1) Исследовать теоретические основы распределения инвестиций по регионам. 2) Дать оценку регионального распределения инвестиций в России. 3) Охарактеризовать инвестиционную деятельность в Чувашской Республике в 2010 г.
1. Теоретические основы распределения инвестиций по регионам
1.1. Экономическое содержание инвестиционной политики региона
Эффективность инвестиционной политики в федеральном государстве во многом зависит от того, насколько при ее формировании учтены макроэкономический и региональные аспекты, согласованы и стратегически сориентированы на достижение общих экономических результатов интересы центра и регионов.
В наиболее общем виде инвестиционная политика регионов включает следующие основные элементы[1]:
— разработка и принятие пакета законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих инвестиционный процесс;
— предоставление гарантий сохранности частного капитала;
— предоставление налоговых и иных льгот, отсрочек по налоговым и арендным платежам, нефинансовых стимулов;
— создание организационных структур по поддержке инвестиционной деятельности;
— содействие в разработке, проведении экспертизы и сопровождении инвестиционных проектов;
— выдача гарантий и поручительств коммерческим банкам, финансирующим инвестиционные проекты;
— мобилизация средств населения посредством выпуска муниципальных ценных бумаг;
— содействие становлению институтов региональной инвестиционной инфраструктуры.
С активизацией инвестиционной политики регионов возникает ряд проблем, связанных с углублением межрегиональных противоречий. В их числе усиление конкуренции за привлечение инвестиционного капитала, возрастание дифференциации уровней социально-экономического развития, разрыв единого инвестиционного пространства. Эти противоречия достаточно тесно взаимосвязаны.
Российские регионы характеризуются высокой степенью экономической неоднородности, а, следовательно, и различием возможностей привлечения инвестиционных ресурсов. Анализ региональной структуры инвестиций свидетельствует о неравномерном распределении средств: предпочтения инвесторов связаны в основном с вложениями ресурсов в крупные центры с развитой рыночной инфраструктурой, со сравнительно высокой платежеспособностью населения, а также в сырьевые регионы. Рост самостоятельности регионов в проведении региональной политики инициирует усиление конкурентной борьбы между регионами за привлечение инвестиционного капитала путем предоставления более благоприятных условий для его использования. Это имеет не только позитивные, но и негативные последствия.
Дифференцированность инвестиционной среды, многообразие форм и методов стимулирования инвестиций, отсутствие унифицированных схем продвижения проектов затрудняют активизацию инвестиционного процесса. Анализ фактологического и статистического материала свидетельствует о продолжающихся процессах вывоза отечественного капитала, отсутствии масштабного притока иностранных инвестиций и т.д.
Для инвесторов, особенно иностранных, первостепенное значение имеют стабильность и транспарентность экономики государства в целом, поэтому при принятии инвестиционных решений учитываются в первую очередь не региональные, а страновые риски. Мировой опыт показывает, что основные потоки средств стратегических инвесторов устремляются не столько в места, где созданы максимальные налоговые льготы, сколько в страны, экономика которых стабильно и последовательно развивается на собственной, внутренней основе, так как здесь можно рассчитывать на сохранность вложений, устойчивую прибыль и дальнейшие перспективы.
Регион-субъект РФ представляет собой сформировавшуюся социально-экономическую систему и в то же время выступает подсистемой социально-экономического комплекса страны. Важнейшие его признаки таковы: историческое прошлое территориальной общности; природно-ресурсный потенциал; комплекс экономических, социальных, политических и межнациональных отношений; наличие территориальных границ и территориальных органов управления. Кроме того, регион-субъект РФ обладает правом на саморазвитие и является неотъемлемой частью единого экономического, правового, территориального пространства Российской Федерации.
Инвестиционная привлекательность региона является основой принятия инвестиционного решения. От ее реальности зависят последствия как для инвестора, так и для экономики региона и макроэкономики в целом. Чем сложнее ситуация, тем в большей степени опыт и интуиция инвестора должны опираться на результаты экспертной оценки инвестиционного климата на уровне макроэкономики и региона. Отметим, что история оценок инвестиционной привлекательности или инвестиционного климата стран мира насчитывает более 30 лет. Первые такого рода оценки были разработаны и применены западными экспертами в середине 60-х годов[2].
Создание благоприятного инвестиционного климата в России является одним из важнейших условий привлечения инвестиций и последующего экономического роста страны.
Россия — страна настолько резких межрегиональных экономических, социальных и политических контрастов, что каждый потенциальный инвестор при наличии достаточной информации об инвестиционном климате может выбрать регион с наилучшими условиями инвестирования. Появление в России вместо одного и единственного инвестора — государства — множества самостоятельных хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов, а также приход на российский рынок иностранных инвесторов обусловили потребность в оценках инвестиционной привлекательности регионов России. Однако, так как регион или, точнее говоря, субъект федерации имеет существенные отличия от страны или государства в целом, то механическое перенесение известных и апробированных в международной практике методологических подходов оказалось невозможным.
Понимание этой специфики привело к разработке целого ряда различных оценок инвестиционной привлекательности регионов России, проведенных не только отечественными, но и зарубежными исследователями и фирмами. Наиболее распространенным методом, применяющимся в этих исследованиях, является ранжирование регионов. В результате этой процедуры составляется рейтинг, т.е. линейный ряд объектов, в котором они по сочетанию выбранных признаков находятся на равном расстоянии друг от друга. Каждому из них присваивается порядковый номер (ранг), соответствующий его месту в общем ряду. Наиболее предпочтительному объекту, как правило, присваивается первый ранг. На основе как рейтингов, так и абсолютных значений показателей могут составляться группировки.
Совокупный потенциал региона включает следующие интегрированные его виды[3]:
а) ресурсно-сырьевой, рассчитанный на основе средневзвешенной обеспеченности территории региона балансовыми запасами основных видов природных ресурсов;
б) производственный, понимаемый как совокупный результат хозяйственной деятельности населения в регионе;
в) потребительский, понимаемый как совокупная покупательная способность населения региона;
г) инфраструктурный, в основе расчета которого положена оценка экономико-географического положения региона и инфраструктурной насыщенности его территории;
д) инновационный, при расчете которого учитывался комплекс научно-технической деятельности в регионе;
е) трудовой, для расчета которого использовались данные о численности экономически активного населения и его образовательном уровне;
ж) институциональный, понимаемый как степень развития ведущих институтов рыночной экономики в регионе;
з) финансовый, выраженный через общую сумму налоговых и иных денежных поступлений в бюджетную систему с территории данного региона.
Инвестиционная привлекательность существенным образом связана с инвестиционным риском. Инвестиционный риск оценивает вероятность потери инвестиций и дохода от них. Риск — характеристика вероятностная, качественная. Применительно к региону можно выделить следующие виды риска:
1) политический, зависящий от устойчивости региональной власти и политической поляризации населения;
2) экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе;
3) социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
4) криминальный, зависящий от уровня преступности с учетом тяжести преступлений;
5) экологический, рассчитанный как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
6) финансовый, отражающий напряженность региональных бюджетов и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий регионов;
7) законодательный — совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории: местные налоги, льготы, ограничения и т.п.
Регионы России сильно дифференцированы по соотношению инвестиционного риска и потенциала. Наиболее наглядно это видно в координатах «потенциал-риск». На этой плоскости можно выделить три интервала по потенциалу (высокий, средний и низкий: 1, 2,3) и четыре — по риску (низкий, средний, высокий и очень высокий: А, В, С и D). В соответствии с ними выделены характерные типы регионов.
Источник
Тема 3. Региональное распределение иностранных инвестиций в России
Россия, крупнейшая из стран с переходной экономикой, встала на путь активного привлечения иностранного капитала с использованием широкого диапазона его современных форм в период реформ 90-х гг. За прошедший период произошли принципиальные изменения, как в масштабах, так и в формах участия страны в международном движении капитала. В частности, были сняты идеологические ограничения на привлечение в страну иностранного капитала в предпринимательской форме — в виде прямых и портфельных инвестиций, создана законодательно-правовая база и механизм их регулирования как на федеральном, так и региональном уровне
В России усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, дифференциация инвестиционного климата на территории страны (см. табл. 2). В связи с этим возрастает необходимость чета региональных факторов и условий в социально-экономическом развитии страны, проведения исследований на мезоуровне, имеющим отраслевой и региональный аспекты.
Региональная структура иностранных инвестиций в РФ, %
Регионы | |||
Российская Федерация в том числе: Северный район Северно-Западный Центральный Волго-Вятский Центрально-Черноземный Поволжский Северно-Кавказский Уральский Западно-Сибирский Восточно-Сибирский Дальневосточный Калининградская область | 1,6 13,8 41,9 0,8 0,7 4,8 10,1 8,7 10,7 1,4 5,3 0,2 | 2,2 4,0 52,7 0,5 0,2 1,2 2,1 8,5 17,0 1,7 9,6 0,2 | 3,7 4,0 44,6 0,4 3,0 4,6 1,4 3,5 17,5 4,7 12,5 0,1 |
Рассматривая особенности иностранного инвестировании в регионы РФ, нельзя отметить существование предприятий с зарубежными инвестициями, которые связаны технологическим стадиями производства товара или услуги с производителями, расположенными в других странах. Разделение процесса производства развивается теперь не только в межфирменном, но и в международном хозяйственном пространстве. Участники такого транснационального производственного процесса, находясь в разных странах или на разных континентах, действуют согласованного над производством конкретного товара, соблюдая единые стандарты и нормы совместного производства. Таким образом, сформировался специфический тип международного разделения труда – международное разделение производственного процесса (МРПП). В мировой научной литературе этот феномен получил название «аутсорсинг», «фрагментация производства», «промежуточная торговля», «вертикальная специализация» и т.д. В любом случае имеется в виду разделение технологических стадий производства, находящихся в двух или более странах.
Характерной для региональной структуры иностранных инвестиций в РФ является высокая концентрация иностранного капитала в столичных городах-мегаполисах и прилегающих к ним областях, в центральных районах европейской части страны. Недостаточный приток иностранного капитала характерен для северных, восточных и южных районов, которые наиболее нуждаются в инвестициях (см. табл. 3).
В 2005 году доля иностранных инвестиций, поступавших на территорию Центрального федерального округа, достигла 47, 6% их общего притока в страну. Второе место занимает Уральский округ, включающий тюменскую область, — 17,4%. На третьем месте Дальневосточный округ – 12,5%. Далее в порядке убывания следуют федеральные округи: Сибирский – 7,7%; Северно-Западный – 7,1%; Приволжский – 6%; Южный – 1,7%.
Территориальная концентрация иностранных инвестиций, %
Территориальная структура | |||
Российская Федерация в том числе: Европейская часть Центральный район Москва Московская область Санкт-Петербург Ленинградская область Азиатская часть | 82,6 41,9 36,8 13,8 10,6 2,8 17,4 | 72,4 52,7 46,7 4,0 2,3 0,7 27,7 | 65,3 44,6 43,9 4,5 2,4 0,2 34,7 |
Отмечается территориальный дисбаланс в получении иностранных инвестиций. Так, одна Москва получает больше зарубежных капиталовложений, чем вся Азиатская экономическая зона страны. В восточном регионе 80% иностранных капиталовложений поступает в несколько экспортно-ориентированных сырьевых регионов – Тюменскую область, Красноярский край, Республику Саха (Якутия).
Наряду с этим 12 российских регионов вообще не получили иностранных инвестиций. Такое положение дел свидетельствует о необходимости государственного регулирования и проведения региональной инвестиционной политики.
Основными центрами притяжения иностранных капиталов являются крупные городские агломерации – Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург. В других регионах отсутствие производственной и транспортной инфраструктуры сдерживает иностранных инвесторов.
Тем не менее, в современных условиях для России существуют большие возможности для эффективного вхождения в мировую экономику.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник