Агентства по привлечению инвестиций и развитию
Процесс инвестирования на государственном уровне требует постоянного усовершенствования и развития.
Немаловажную роль в этом играют различные организации и учреждения, целью которых является разработка стратегических планов развития отдельных регионов и их экономических субъектов, а также привлечения инвестиций для воспроизводства их основного капитала. Основными участниками этого важного для экономики государства процесса являются агентства инвестиционного развития.
Агентство инвестиционного развития представляет собой государственный орган, работающий на региональном уровне, и несущий ответственность за развитие предприятий разных отраслей экономики и их инфраструктуры.
Функции агентства инвестиционного развития
- Поддержку действующего бизнеса и формирование стимулов для создания нового.
- Создание привлекательного инвестиционного климата.
- Стимулирование развития народного хозяйства.
- Стимулирование развития производственной инфраструктуры.
- Внедрение высокотехнологического и инновационного оборудования с целью увеличения продуктивности труда и капитализации действующих предприятий.
- Привлечение частных инвесторов.
- Создание благоприятных условий для социального и культурного развития регионов.
- Предоставление консультационных услуг предпринимателям, к которым относят разработку бизнес-планов, формирование аналитических отчётов и презентаций.
Каждое агентство инвестиций в своей деятельности руководствуется федеральной и региональной законодательной базой, которая регулирует экономические отношения в сфере инвестирования.
В инвестиционном процессе также активно участвуют агентства по привлечению инвестиций. В широком понимании агентство по привлечению инвестиций представляет собой структуру, занимающуюся разработкой и воплощения стратегических планов, согласно которым осуществляется вовлечение средств инвесторов (частных и государственных) в инвестиционную деятельность.
Функции агентства по привлечению инвестиций
Контроль над деятельностью инвестиционных субъектов, подчиняющихся органам самоуправления.
Работа с инвестиционными проектами, а именно: сопровождение их отдельного этапа, подбор инвесторов и других спонсоров на территории административно-территориальной единицы.
Организация работы со всеми инвесторами согласно схеме «одного окна».
Организация консультаций по всем вопросам, которые тем или иным способом связанны с инвестиционной деятельностью и инвестиционным климатом региона. Сюда входит работа с документами, аналитика, прогнозирование.
Любое инвестиционное агентство по привлечению инвестиций концентрируется на приоритетных отраслях экономики региона. Это можно увидеть на примере Приморского края РФ.
Приоритетными инвестиционными целями этой административно-территориальной единицы являются:
усовершенствование транспортной инфраструктуры,
развитие инноваций и высоких технологий,
усовершенствование процесса транзитных перевозок,
усовершенствование отдельной экономической зоны.
Агентство прямых инвестиций – это независимое учреждение, представляющее собой компанию, предоставляющую услуги, связанные с консалтингом и инвестированием.
Консультации касаются:
оценки бизнес-проектов, бизнес-планов и действующих компаний,
оценки рисков, конъюнктуры рынка,
процессов реорганизации действующих предприятий.
В компетенцию агентства прямых инвестиций также входит предоставление услуг для органов государственной власти. Речь идёт о разработке и презентации планов развития региональных и отраслевых структур.
Особую роль в глобальном инвестиционном процессе играет Российское инвестиционное агентство. Оно финансируется внебюджетными средствами и выполняет широкий спектр функций. Создание этого органа продиктовано необходимостью привлечения иностранных инвесторов к развитию и усовершенствованию экономики страны.
Благодаря Российскому инвестиционному агентству все инвесторы будут получать достоверную информацию о развитии и перспективах того или иного региона, его инвестиционном климате, возможностях и рисках. К каждому инвестору здесь подходят индивидуально.
Агентство инвестиций ведёт активную деятельность на международной инвестиционной арене. В частности речь идёт о сотрудничестве с инвестиционными агентствами других государств.
К функциям агентства относят:
выстраивание деловых связей с зарубежными инвесторами;
оперативное представление данных, касающихся инвестиционных объектов, инвестиционного климата в регионе, по запросу зарубежных контрагентов;
управление инвестиционными проектами, продвижение проектов на уровне отдельных регионов и отраслей экономики;
усовершенствование работы региональных инвестиционных агентств, которое заключается в проведении семинаров и тренингов на примере зарубежных агентств.
Чтобы стать инвестором, нерезидент, желающий вложить капитал в развитии экономики России должен:
иметь разрешение на работу, однако это условие не касается граждан СНГ и граждан, желающих иметь российское гражданство, а также тех, кто занимается установкой оборудования, присланного иностранным поставщиком;
представить разрешение на работу с целью получения визы.
Процедура получения разрешения на работу значительно упрощается для контрагентов, которые представляют собой высококвалифицированных сотрудников.
Иностранные контрагенты при организации работы на территории РФ имеют возможность:
организации прямых продаж,
заключения контрактов на оптовые продажи,
формирование представительства или дочернего предприятия компании, находящейся в стране инвестора.
Агентство стратегических инвестиций представляет собой отдельную структуру Комитета по стратегическим проектам и инвестициям Санкт-Петербурга. Выбор этого мегаполиса был неслучайным, так как он представляет собой одним из самых развитых населённых пунктов России.
Санкт-Петербург не случайно был выбран в качестве города, в котором была создана такая организация. Всё дело в том, что в этом городе объединены особые экономические зоны. Приоритетными видами экономической деятельности считают микроэлектронику, биомедицину, инновационное приборостроение, технологии энергосбережения и коммуникации.
Резиденты экономических зон имеют льготы, касающиеся налогообложения и таможенных сборов. Также им в упрощённом режиме предоставляются права на земельные участки и льготную арендную плату.
Инвестиционный климат Санкт-Петербурга имеет высокие показатели качества, которые сохраняются на протяжении многих лет. К тому же город представляет собой один из самых крупных транспортных узлов, который соединяет страны Скандинавии и Европу.
Санкт-Петербург славится тем, что он является городом, в который стремятся высококвалифицированные кадры со всей страны, что формирует стабильно высокое предложение рабочей силы. Также Санкт-Петербург является развитым культурным центром, что и представляет собой привлекательный для международных и российских инвесторов фактор.
Основными задачами этой структуры являются:
создание необходимых условий, способствующих реализации инвестиционных проектов, имеющих для города стратегически важное значение;
содействие развитие инвестиционной информации;
содействие усовершенствованию инвестиционного климата города.
Направления деятельности таковы:
организация разработки, формирования и подтверждения всех видов инвестиционной документации;
проведение конкурсов на определение лучшего инвестора для того или иного бизнес-проекта;
исследование и выбор территории для возведения предприятий;
технологическое сопровождение бизнес-проектов;
постоянное проведение тематических форумов, встреч, презентаций;
активное участие в социальных программах региона.
Представители агентства проводят информационную работу во многих регионах страны, в том числе и в Санкт-Петербурге.
Функции инвестиционного совета и его отличия от комитета.
Федеральная адресная инвестиционная программа: её суть и применение.
Политика России в сфере инвестирования, ее суть и контроль над регионами.
Инвестиционный климат России, его суть и оценка.
Источник
ОБ АГЕНТСТВЕ
Автономная некоммерческая организация «Российское Инвестиционное Агентство «Инвестируйте в Россию» создано 20 декабря 2013 года в сотрудничестве с World Association of Investment Promotion Agencies (WAIPA) — Всемирной ассоциацией инвестиционных агентств.
Агентство является некоммерческой неправительственной организацией, основная цель деятельности которой состоит в привлечении прямых иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации.
С 1 мая 2014 года Агентство работает под названием «Российское Инвестиционное Агентство «Инвестируйте в Россию» (РИА). В деловом обороте используется сокращенное название «Российское Инвестиционное Агентство» (РИА).
В своей деятельности РИА руководствуется принципом, который неоднократно озвучивал Президент Российской Федерации Владимир Путин:
«Россия всегда будет открытой для привлечения зарубежных инвестиций, сотрудничества и реализации совместных проектов с представителями всех стран мира». Главная задача РИА: выполнять функцию клиентского центра для прямых иностранных инвесторов, заинтересованных в реализации проектов на территории России.
Источник информации об инвестиционном потенциале российских регионов, их потребностях в инвестициях, новых инвестиционных возможностях.
Инструмент создания условий для входа иностранных компаний на российский рынок, лоббирование интересов иностранных инвесторов в рамках российского законодательства, разрешение спорных ситуаций в процессе реализации инвестиционного проекта.
В 2014 году РИА стало полноправным членом WAIPA в качестве официального представителя Российской Федерации, приняло на себя обязательства использовать международные стандарты и обычаи деловой практики в области привлечения прямых иностранных инвестиций.
Для реализации своей главной задачи РИА взаимодействует с администрацией Президента РФ, Правительством РФ, представителями органов законодательной и исполнительной власти на уровне субъектов Российской Федерации (регионов) и муниципальных образований (городов, районов, поселков).
В своей деятельности РИА использует развитую инфраструктуру по привлечению инвестиций, созданную российскими регионами. Агентство стало инициатором создания Ассоциации региональных инвестиционных агентств (Regions-Russia Association), объединившей региональные агентства по привлечению инвестиций и корпорации развития.
Агентство ведет активную работу в качестве площадки взаимодействия представителей российских деловых кругов и органов государственной власти регионов России с международным инвестиционным сообществом.
Мероприятия, проведенные РИА, стали местом встречи представителей российских регионов с инвесторами из Китая, Южной Кореи, Сингапура, Японии, Индии, Турции, Объединённых Арабских Эмиратов (ОАЭ), Катара, Кувейта, Бахрейна, Ирана, Италии, Франции, Бразилии, Мексики и других стран. Агентство на регулярной основе принимает делегации иностранных государств на уровне министров, послов, глав крупнейших корпораций, фондов, банков и других финансовых организаций.
Источник
Интервью с главой нового агентства, которое будет заниматься всеми инвестициями в Средний Урал
Осенью прошлого года в Свердловской области было создано Агентство по привлечению инвестиций по аналогии с соседними регионами. Теперь это основной орган, который будет заниматься привлечением и сопровождением инвесторов. Сразу возникли вопросы — зачем региону еще одна организация, если уже есть министерство инвестиций и «Корпорация развития Среднего Урала», к работе которой тоже неоднократно были претензии. Znak.com поговорил об этом с Александром Породновым — директором агентства, назначенным на прошлой неделе.
— Вы возглавили Агентство по привлечению инвестиций Свердловской области. Чем оно будет заниматься? Какие задачи перед вами поставили при назначении?
— Два основных направления деятельности. Первое — привлечение и сопровождение инвестиционных проектов. Второе — привлечение новых событий, новых деловых мероприятий и содействие развитию существующих, конгрессно-выставочное направление.
— А кто раньше занимался сопровождением инвесторов? Министерство инвестиций? «Корпорация развития Среднего Урала» (КРСУ)?
— Хороший вопрос. К спецорганизациям по работе с инвесторами есть определенные требования: наличие KPI, регламент сопровождения проектов, наличие системы мотивации. КРСУ официально эти требования начала выполнять с конца 2017 года. До этого эти функции были перераспределены между несколькими организациями[ПАВ1].
— Полгода назад, когда агентство только создавалось, вы говорили мне о том, что перед Свердловской областью стоят новые вызовы, что ей стало сложнее удерживать позицию по инвестициям среди других регионов. Какие в связи с этим у вас задачи?
— Задачи агентства отчасти реклама и маркетинг, отчасти клиент-менеджмент для потенциальных инвесторов. За последние 15 лет в себестоимости условного товара или услуги доля маркетинга и продвижения увеличилась в десять раз — с 5 до 50%. Недостаточно иметь хороший продукт, привлекательный инвестпотенциал, главное — чтобы этими возможностями пользовались. От того, сколько людей воспользовались этими возможностями, зависит, насколько привлекательный регион. Только количество компаний и объем инвестиций могут быть мерой того, насколько инвестиционно привлекателен регион. Для этого надо привлекать и, в хорошем смысле, продавать.
Относительно того, что регионы сравнялись. Не Свердловской области стало тяжело, а благодаря политике на федеральном уровне все регионы примерно выровнялись, это четко видно из результатов Национального инвестиционного рейтинга. Нужны новые сервисы, которые повысят конкурентоспособность региона.
— Чем тогда можно привлечь инвестора?
— Во-первых, до инвестора нужно донести информацию о Свердловской области. Это реклама, подробная и прозрачная информация, объясняющая, почему бизнес в Свердловской области им выгоден. Во-вторых, это сокращение сроков реализации проекта, в том числе за счет персонального менеджера, который будет их сопровождать. У каждого менеджера будет три-пять проектов, по которым он будет решать вопросы, взаимодействовать с ведомствами, маршрутизировать проект.
— Непонятно, почему такой сервис создается только в 2019 году, а не был создан раньше.
— Сейчас назрела острая необходимость. Свердловская область привлекательна для инвестора благодаря размерам рынка, кадрам, инфраструктуре. Поэтому дополнительные мягкие факторы вроде сопровождения были не так важны.
Это проблема роста и проблема крупных игроков — когда ты занимаешь доминирующую долю на рынке, ты расслабляешься и тебя начинают сзади «поджимать».
— Какие у вас KPI?
— Такие организации есть уже во многих регионах, все по-разному устанавливают показатели эффективности. Мы решили взять методологию Тюмени, достаточно успешной в этом направлении. Они смотрят по уже реализованным проектам, по формам статотчетности и по дополнительным подтверждениям от глав муниципалитетов, что объект введен в эксплуатацию. На 2019 год утверждены показатели в размере 50% от наших соседей — 1,5 млрд рублей привлеченных инвестиционных средств, 150 рабочих мест, 20 заключенных соглашений и три из них реализованных. На следующий год — не менее 100%, на 2021 год — 150% от показателей наших соседей.
— 1,5 млрд рублей — не очень большая сумма.
— Инвестиционный цикл проекта составляет в среднем два года. Если мы считаем показатели по фактическим вложениям, а не заявленным, то инвестиции и рабочие места не могут появиться сразу. Фактически, инвестиции тех компаний, с которыми мы начинаем работать сегодня, отразятся на KPI агентства минимум через два года.
— Сразу вспоминается «Титановая долина», которая была создана в 2010 году, а завод построили только в 2018-м. Существующие площадки в «Титановой долине», в «Богословском парке» будут в вашем подчинении?
— Привлечение инвестиций — это большая государственная задача, которая требует активного совместного участия широкого числа организаций и людей. Поэтому мы работаем в команде. «Титановая долина» или «Богословский», которым управляет КРСУ, — это одни из площадок, которые мы предлагаем как возможность для потенциального инвестора.
— То есть КРСУ теперь будет заниматься управлением существующими площадками? Я просто в своей голове пытаюсь как-то развести все организации, которые отвечают за инвестиции в Свердловской области, их уже много.
— Изначально КРСУ создавалась Правительством как инструмент инфраструктурного развития, для реализации крупных проектов — тот же самый выставочник «Экспо-центр». Корпорация участвовала в том числе в создании госпиталя в Нижнем Тагиле, сейчас работает над высокоскоростной магистралью. У нее есть стратегия, которая предполагает акцентированную работу именно на проектных инициативах. Лучше об этом расскажут в самой корпорации. При этом задачи привлечения и сопровождения инвестиций были для КРСУ дополнительными. Они в большей степени приводили инвесторов на свои площадки.
— Когда в прошлом году агентство только создавалось, вице-губернатор Сергей Зырянов сказал, что в нем возникла необходимость, потому что сотрудники КРСУ не справлялись с поставленным объемом задач. Вы уже понимаете, в чем была их ошибка и как ее избежать в агентстве?
— Я бы не сказал, что это была ошибка. Сергей Михайлович говорил немного о другом — о том, что КРСУ концентрировалась на реализации инфраструктурных проектов, и о том, что внешняя среда поменялась и надо уделять внимание клиентоориентированности.
Одной КРСУ мало. В Свердловской области создадут новое агентство для работы с инвесторами
Изначально этот вопрос в виде прямого поручения был озвучен губернатором в июне 2018 года, когда он подводил итоги участия Свердловской области в Национальном рейтинге инвестпривлекательности. Было четкое поручение предложить меры по повышению эффективности привлечения инвесторов. Это агентство появилось как промежуточный результат выполнения этого поручения. Конечным результатом должны стать новые и модернизированные предприятия.
— У нас сейчас, по сути, губернатор и является «главой» условного агентства по привлечению инвестиций — он ездит по странам и на месте договаривается с бизнесом. Вы фактически будете тем же самым заниматься?
— Губернатор — основной лоббист региона. Для любого крупного инвестора позиция руководителя региона имеет ключевое значение. Задача агентства в том числе отрабатывать те решения, которые приняты губернатором на подобных встречах. Внешние инвесторы не знают регион, его особенности, их необходимо снабдить информацией. Если инвестор реализует крупный проект, у него возникает вопрос, где, например, взять сотрудников. И за два-три года до этого его надо познакомить и свести с учебными заведениями, которые специально для него смогут подготовить специалистов. Может быть, не для всех инвесторов такие комплексные сервисы нужны, но внешними инвесторами они совершенно точно востребованы.
— Вы будете заниматься иностранными инвесторами или российскими тоже?
— У нас страновых или региональных приоритетов нет. Приоритет один — деньги и рабочие места. Есть определенные отраслевые приоритеты, институциональные — например, если в регион приходит новое предприятие, оно не должно конкурировать с существующими. И желательно, чтобы оно расширяло рынок сбыта для местных производителей.
— Но конкуренция — это ведь хорошо?
— Если она здоровая. Но у нас есть наболевший пример по федеральным торговым сетям. Они создают много рабочих мест, платят НДФЛ, но принцип их работы негативно сказывается на небольших местных предприятиях, плюс на местных производителях продуктов, которые остаются за бортом.
— Какие у вас отраслевые приоритеты?
— Мы предложили внести небольшую корректировку в классические производственные приоритеты. Есть показатели инвестиций и рабочих мест, они немного противоречат друг другу, потому что предприятия вкладываются в модернизацию оборудования, которое максимально автоматизировано и не требует человеческого труда, поэтому число рабочих мест сокращается. При этом задача обеспечить жителей высокооплачиваемыми рабочими местами есть. Кроме того, налоговые поступления от НДФЛ — существенный компонент в бюджете.
Люди идут работать в сервисные организации, в СМИ, банковскую, финансовую сферы. Поэтому одним из приоритетов, помимо промышленных предприятий, мы ставим задачу привлечения организаций в сфере сервиса и услуг.
Они не всегда инвестиционноемкие, но они обеспечивают создание рабочих мест: IT, финансы, социальные услуги, организации креативной экономики — те отрасли, где добавочная стоимость делается на креативных решениях.
— Есть ли у вас задачи по развитию отдаленных территорий области? Понятно же, что инвестиции легче привлечь в Екатеринбург, чем, например, в Гари.
— Мы будем предлагать разные площадки, но все-таки основная задача — объем инвестиций в целом по региону. В Екатеринбург легче привлечь, это без сомнения точка притяжения и точка, которая может дать хороший синергетический эффект для других территорий. Предприятие, которое размещается в Екатеринбурге, потребляет продукцию, которая производится не только здесь, но и в Краснотурьинске, Каменске-Уральском и других территориях.
— Агентству отдали подготовку к саммиту GMIS, который пройдет летом. Как сейчас по этому направлению обстоят дела?
— Одно из наших направлений — конгресс-бюро, которое возглавит член Общественной палаты Екатеринбурга Татьяна Флеганова. У нас не только GMIS, но и «Иннопром», три выставочных мероприятия за пределами области, а также шесть мероприятий на территории региона. На GMIS работает большая команда во главе с губернатором. За нами — техническое обеспечение участия Свердловской области в самом саммите.
— Как будут распределены 262 млн рублей, которые вам выделили на этот год?
— Средства выделяются по соглашению с мининвестом. На сегодня агентству выделено 249 млн рублей. 70% от этой суммы пойдут на выставочные мероприятия: «Иннопром», GMIS, выставки за пределами Свердловской области и другие. 15% — это обеспечение деятельности. Остальные 15% — на маркетинговые мероприятия.
— Сколько у вас будет сотрудников?
— По штатному расписанию — 33.
— У менеджеров — в среднем 50 тыс. рублей. Я считаю, что здесь достойные зарплаты. Мы ищем кадры.
— Ранее КРСУ часто упрекали в неэффективной трате средств — люди просто не понимали, чем корпорация занимается, не видели итогов ее работы. Есть ли у вас какие-то рецепты, чтобы такое не повторилось вновь? Понимаете ли вы, как будете объяснять, чем занимается структура?
— Мне кажется, в последние годы появилось понимание, чем занимается КРСУ, вопросы о том, чем агентство будет отличаться от КРСУ, тоже об этом свидетельствуют. Единственный рецепт — конкретные результаты: люди смогут, например, устроиться на работу на предприятие, созданное при содействии агентства. Другой панацеи, кроме конкретных показателей, я не вижу. Через год результаты будут видны.
Свердловские власти назначили руководителей Агентства по привлечению инвестиций
— Раньше вы были заместителем министра инвестиций Свердловской области. Почему вы согласились возглавить агентство?
— И здесь, и там есть свои плюсы и минусы. Согласился, потому что искренне верю, что создание агентства — правильный шаг. Задача сложная, сомнения и вопросы, о которых и вы говорили, — понятны. Но только решая такие задачи, возможно профессиональное и личностное развитие.
— Почему решили не проводить на должность директора открытый конкурс?
— Отбор поводили на все должности в агентстве. Собрали более 200 резюме, пригласили на стратегические сессии около 50 человек. Было собеседование на руководящие позиции, некоторые из тех, кому было сделано предложение, отказались. Но в данном случае открытый конкурс, возможно, не самая эффективная стратегия. Кадровые вопросы очень деликатные. Компетентные специалисты занимаются делом, им публичность в подобных вопросах не нужна.
Источник