Региональная политика привлечения иностранных инвестиций

Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций в регионы

Современный зарубежный опыт показывает, что в любом достаточно развитом государстве существует строгая система защиты своих национальных рынков от чрезмерного проникновения зарубежного капитала, причем привлечение из-за рубежа финансовых и других ресурсов всегда основывается на тщательно разработанной государственной концепции привлечения иностранных инвестиций.

Для разработки региональной политики привлечения иностранных инвестиций необходимо структурировать отрасли экономики региона с позиции целесообразности использования в них внешнего капитала. При этом необходимо выделить, по крайней мере, три группы отраслей, в которые:

а) запрещен доступ иностранного капитала;

б) доступ иностранного капитала ограничен и возможен только после получения лицензии;

в) возможен беспрепятственный доступ иностранного капитала.

Отбор инвестиционных проектов с участием зарубежных партнеров должен быть произведен исходя из первоочередных государственных интересов, предусматривающих решение следующих задач:

1) ограничение доступа иностранного капитала в отрасли, имеющие стратегическое значение (оборонно-промышленный комплекс, электроэнергетика и др.), а также в области, где необходимо проведение протекционистских мер с целью поддержания и развития собственных производителей;

2) развитие отсталых регионов и территорий (сельское хозяйство, традиционные промыслы, арктическая зона);

3) реализация крупных инвестиционных проектов, где без помощи иностранных инвесторов с их технологиями, деловым администрированием и финансовыми ресурсами сейчас не обойтись;

4) внедрение новых высокотехнологичных, экологически чистых производств, которые могли бы качественно поднять уровень эффективности производства и реструктурировать промышленность региона в целом.

При этом ограничение притока иностранных инвестиций в стратегически важные отрасли или предприятия, являющиеся естественными монополиями, совершенно необходимо для сохранения экономической безопасности страны и региона.

Следующий этап разработки региональной политики в сфере привлечения иностранных инвестиций – определение предельной доли иностранных капитальных вложений в экономику региона в течение конкретного периода времени. Можно определить и зафиксировать конкретный предельный объем иностранных инвестиций в экономику региона в зависимости от размера внутреннего регионального продукта или объема валовых инвестиций.

Приоритетными направлениями привлечения иностранных инвестиций в экономику большинства регионов являются:

реализация крупных инвестиционных проектов; развитие и модернизация традиционной промышленной базы; организация новых производств, которые основываются на нетрадиционных для региона технологиях, способствуют разрешению структурных проблем экономики (развитие отсталых в экономическом или социальном плане территорий, способствуют повышению занятости населения, улучшению экологической ситуации и т.д.) или насыщают рынок качественно новыми товарами или услугами.

Реализация каждого из направлений использования иностранных инвестиций нуждается в разграничении степени государственного вмешательства. Осуществление крупных инвестиционных проектов требует как усилий со стороны региональных органов власти, так и жесткого государственного контроля. Контроль со стороны правительства должен быть опосредован финансовыми интересами государства. Третье направление нуждается лишь в создании эффективной обезличенной системы государственной поддержки и выработке своеобразных правил игры, возможно, более лояльных к иностранным инвестициям, чем общепринятые нормы. Помимо этого необходимо перейти к применению дифференцированных подходов, т.е. оригинальных, адекватных способов инвестирования или их комбинации в зависимости от текущей ситуации, определяющей условия реализации того или иного проекта.

Читайте также:  Когда упадет биткоин сегодня

К позитивным последствиям иностранных инвестиций можно отнести приток достижений мирового научно-технического прогресса в национальную экономику. Вместе с тем имеются и негативные последствия. К их числу относится, например, увеличение структурной безработицы, усугубление диспропорции в развитии добывающего и производящего секторов экономики, ухудшение экологической обстановки, рост социального неравенства и т.д.

Источник

Основные направления региональной экономической политики в области привлечения и использования иностранных инвестиций

Структура развития производственных комплексов российских регионов под влиянием иностранного капитала такова, что потенциальный благотворный вклад этого иностранного капитала в российскую экономику может реализоваться только при проведении целенаправленной политики в соответствии с установленными общероссийскими и региональными приоритетами экономического развития.

При этом необходима реализация следующих общих методических подходов:

• подготовка региональных законодательных и других нормативных актов в рассматриваемой области;

• сохранение единого поля управленческой деятельности региональных органов управления в производственных комплексах;

• координация работ по формированию и использованию инвестиционных ресурсов регионов;

• обеспечение использования общей информационно-финансовой среды регионального рынка инвестиций, единого комплекса взаимосвязанных инвестиционных технологий по организации обращения инвестиционных ресурсов на региональном рынке, а также создания необходимых условий для развития сферы инвестиционных услуг;

• обеспечение инвестиционной безопасности;

• организация и ввод в действие центрального интегрированного банка информации по установленным профилям, выполняющего функции головного элемента региональной системы инвестиционного мониторинга;

• решение организационно-технических вопросов взаимодействия региональных органов управления, местного самоуправления, специальных государственных служб.

В связи с негативным влиянием значительной части иностранных инвестиций региональная политика в процессах развития региональных производственных комплексов с участием иностранного капитала должна, прежде всего, обеспечивать соблюдение российских интересов.

В таблице 7.4 изложены основные направления региональной экономической политики, необходимые для защиты российских интересов от негативного влияния иностранных инвесторов.

Так, в связи с захватом региональных рынков по многим товарным позициям иностранными фирмами, выражающемся, прежде всего, в вытеснении российских предприятий-поставщиков, а также предприятий торговой и сервисной инфраструктуры, остро необходима региональная инвестиционная поддержка российских производителей и предприятий.

Хорошо спланированная инвестиционная экспансия иностранных корпораций привела к нарушению в РПК сложившихся технологических цепочек, привязке к зарубежным поставщикам оборудования и комплектующих, увеличению доли низкотехнологичных производств и т.п. В этих условиях для обеспечения общероссийских и региональных интересов одной из важных задач экономической политики развития регионального производственного комплекса становится поддержка сбалансированного производственного развития РПК, оптимизация на региональном рынке товаропотоков производственного и бытового назначения отечественного происхождения.

Непродуманная приватизация наряду с общим экономическим кризисом, ослабившим многие РПК, привела к установлению иностранного контроля над значительной частью наиболее прибыльных и стратегически важных предприятий. В такой ситуации необходимой мерой региональной экономической политики становится сохранение собственности или иных форм контроля региональных органов управления над наиболее важными и прибыльными предприятиями, составляющими костяк регионального производственного комплекса.

Читайте также:  Почему падает криптовалюта dogecoin

Направления региональной экономической политики защиты

российских интересов от негативного влияния

Захват иностранными корпорациями с помощью инвестиций ключевых точек в ряде предприятий РПК закономерно привел к ухудшению условий деятельности и снижению прибыльности неподконтрольных иностранцам российских предприятий, преодоления сложившегося неблагоприятного положения необходима первоочередная инвестиционная и иная региональная поддержка предприятий, не имеющих иностранных инвестиций, что позволит отвоевать потерянные конкурентные позиции и поднять прибыльность.

Идущий отток российских «умов» и высококвалифицированных кадров в предприятия с иностранными инвестициями, особенно с чисто иностранным капиталом, ведет к изменению структуры кадров в сторону низкой квалификации, что чревато долгосрочными отрицательными последствиями. Для изменения сложившейся тенденции необходимы инвестиции в подготовку и переподготовку кадров для экономики и науки, обслуживающих региональный производственный комплекс.

Завоевание иностранными корпорациями серьезных позиций в региональной банковской и фондовой инфраструктуре привело к тому, что значительные суммы российских финансовых ресурсов управляются в интересах иностранных компаний, а наиболее прибыльные фондовые операции осуществляются преобладающим образом в интересах иностранных инвесторов. Сохранение контроля за инфраструктурой инвестиционной деятельности в регионе для ее функционирования в российских интересах ставит общегосударственном и региональном уровнях неотложную задачу поддержки и развития именно российских организаций финансовой и банковской инфраструктуры, решение которой позволит усилить контроль за использованием собственных финансовых ресурсов и одновременно проводить в регионе независимую от иностранного влияния экономическую политику.

Последствиями неразборчивости в методах получения доходов, свойственной многим иностранным инвесторам, являются повышение криминальности всей экономической деятельности в регионах, увеличение риска, снижение управляемости регионального производственного комплекса. Для решения этой серьезной проблемы очень важен постоянный жесткий контроль за инвестиционными операциями иностранных фирм.

Отрицательная тенденция, выражающаяся в нерациональной эксплуатации и ускоренном исчерпании невозобновляемых природных ресурсов, а также многочисленные иные аспекты деятельности иностранных инвесторов, наносящие серьезный ущерб экологии, требуют обеспечения экономических преимуществ иностранным инвестициям в несырьевые отрасли и экологосберегающие технологии.

Во избежание многих из вышеперечисленных проблем, противоречащих общероссийским и региональным интересам, необходимо осуществить одну из важных мер — налаживание постоянного регионального мониторинга инвестиционных аспектов процессов экономического развития с целью определения негативных черт влияния иностранных инвесторов на развитие регионального производственного комплекса и принятия соответствующих мер к их изменению.

Региональная экономическая политика соучастием иностранных инвестиций должна выполнять три основные функции:

фискальную — инвестиционный проект с участием иностранного капитала должен способствовать наполнению бюджета;

протекционистскую — региональные органы управления ограждают местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции, которая может усилиться вследствие осуществления инвестиционного проекта с участием иностранного капитала;

балансировочную — любой инвестиционный проект с участием иностранного капитала является важным фактором развития регионального производственного комплекса, сбалансированному развитию которого он должен способствовать.

При этом суть вышеназванных функций состоит в достижении следующих эффектов:

эффект получения доходов — увеличение доходов предприятий и бюджета в результате осуществления инвестиционного проекта с участием иностранного капитала; при этом происходит перемещение доходов от иностранных инвесторов к российским предприятиям (с иностранными инвестициями и без них) и к российскому государству в лице федеральных и региональных властей;

Читайте также:  Можно ли еще майнить биткоины

эффект перераспределения доходов — перераспределение доходов от иностранных инвесторов к производителям в региональном производственном комплексе, т.е. к российским субъектам;

эффект защиты — снижение потерь российских производителей от нежелательной конкуренции с иностранными компаниями, реализуемой в той или иной форме через инвестиционные проекты с участием иностранного капитала; при этом происходит замещение (сдерживание возможной экспансии) иностранных товаров и услуг, реализуемых на рынке региона, товарами и услугами местных производителей;

эффект сбалансированного развития — сбалансированное развитие предприятий производственного комплекса региона в результате увязки различных аспектов деятельности предприятий при осуществлении инвестиционных проектов с участием иностранного капитала.

Таким образом, задачи реализации региональной экономической политики, направленной на достижение вышеперечисленных эффектов, требуют формирования региональной системы последовательного и постоянного отстаивания общероссийских и региональных интересов в процессах экономического развития в производственном комплексе региона с участием иностранного капитала в любых формах.

[1] Концессия (от лат. Concessio — разрешение, уступка) — форма договора о передаче в пользование комплекса исключительных прав, принадлежащих правообладателю. Передача в концессию осуществляется на возмездной основе на определенный срок или без указания срока. Объектом договора может быть передача прав на эксплуатацию природных ресурсов, предприятий, оборудования и иных прав, в том числе на использование фирменного наименования и (или) коммерческого обозначения, охраняемой коммерческой информации, товарных знаков, знаков обслуживания и т.п.

Выплата вознаграждения может осуществляться в виде разовых (паушальных) или периодических (роялти) платежей, процентов от выручки, наценки на оптовую цену товаров или в иной форме, установленной договором.

Конце́ссия, концессио́нное соглашение — форма государственно-частного партнёрства, вовлечение частного сектора в эффективное управление государственной собственностью или в оказании услуг, обычно оказываемых государством, на взаимовыгодных условиях.

Легальное определение понятия концессионного соглашения дано в ч. 1 ст. 3 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее — Закон о концессиях). В соответствии с ним по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (далее — объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

[2] Quote.rbc.ru 28.02.2012.

[3] Читать полностью: http://quote.rbc.ru/news/fond/2012/02/28/33575861.html.

[4] Состояние инвестиционного процесса в Тамбовской области. Аналитическая записка. Тамбов: Тамбовстат, 2012. С. 31-33.

[5] Состояние инвестиционного процесса в Тамбовской области. Аналитическая записка. Тамбов: Тамбовстат, 2012. С. 49.

Источник

Оцените статью