Реализуете ли вы своей педагогической деятельности личности дифференцированный подход обучения

Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения
статья на тему

Статья «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»

Скачать:

Вложение Размер
Статья 31 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №38»

«Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения»

Подготовила: Федотова Е.В.

К каждому ребёнку следует применять его собственное мерило, побуждать каждого к его собственной обязанности и награждать его собственной заслуженной похвалой”.

Уровень подготовки и развития способностей к учению не у всех школьников одинаков. В классах собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу без учёта интеллектуальных и индивидуальных способностей, следовательно, они не могут равномерно и одинаково продвигаться вперёд в усвоении знаний. Это и приводит к неуспеваемости.

Задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена на основе дифференцированного подхода с учётом индивидуальных особенностей учащихся.

Дифференцированное обучение — это форма организации учебного процесса, при котором максимально учитываются возможности и запросы каждого ученика или отдельных групп школьников.

Цель дифференцированного обучения – создание комфортной среды для обучения и развития личности с учетом индивидуально-психологических особенностей.

Дифференциация обучения осуществляется через изменение содержания, регулирование трудности и длительности выполнения отдельных заданий, выбора средств педагогической поддержки учеников в соответствии с их возможностями.

По результатам психолого-педагогической диагностики в классе формируются три группы учащихся (по уровню достижений):

1 группа, ученики с высокими учебными способностями — 18%

Учащиеся, относящиеся к этой группе, могут вести работу со сложным материалом, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач, умеют выделять существенное, закономерное, достигают высоких уровней знания.

2 группа, учащиеся со средними способностями — 56%

Эти учащиеся усваивают материал после тренировочной работы, не сразу выделяют существенное, закономерное, умеют увидеть в частном общее, овладев знаниями; для усвоения знаний им требуется более длительное время.

Если учащихся 2 группы направлять, помогать, то они вполне смогут справиться и с заданиями 1 группы детей.

3 группа учащихся с низкими учебными способностями — 26%

эти учащиеся усваивают материал после многократных упражнений и не всегда в полном объёме, выполняют задания репродуктивного характера, овладевают знаниями более длительное время.

Состав групп непостоянен. Он может меняться не только на протяжении всего процесса обучения, но и на различных уроках.

Дифференциацию можно проводить по-разному:

  1. по содержанию задания;
  2. по форме организации работы на уроке;
  3. по способу педагогической поддержки;
  4. по способу восприятия информации;
  5. по индивидуально-психологическим признакам.

Необходимо осуществлять постоянный контроль за результатами этой работы, чтобы использовать его в дальнейшей учебной деятельности конкретного ученика. Одним из примеров дифференцированного подхода является работа на уроке чтения.

Например, для учащихся высокого уровня обучаемости подбираются задания исследовательского характера:

  1. к какому жанру можно отнести данное произведение?
  2. исследуй характер главного героя;
  3. найди закономерность в поведении героев.
  4. Для учащихся среднего уровня обучаемости можно предложить задания творческого характера:
  5. подбери варианты своего заголовка;
  6. измени время повествования;
  7. прочитай часть текста, инсценируй ее.

Для учащихся низкого уровня обучаемости подбираются задания репродуктивного характера.

Обозначенные виды дифференциации взаимосвязаны и могут быть использованы на различных этапах урока. Систематическое применение разных форм дифференциации позволило уменьшить состав учащихся третьей группы. Учащиеся почувствовали себя уверенными, успешными, у них повысилась самооценка и мотивация. Такой подход позволяет организовать совместную работу педагога и ребенка, основанную на сотрудничестве.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья о работе с разными учащимися.

Проблемное обучение относится к технологиям на основе активизации познавательной деятельности учащихся. Методика преподавания на уроках проблемного обучения нацелена на то, что учащиеся должны «открыв.

Учебный процесс в школе организуется как коллективная деятельность, но организация учебного процесса, как коллективной деятельности не исключает, а предполагает осуществление индивидуального подхода в.

Индивидуальный подход к аномальным детям предполагает всестороннее изучение педагогом каждого ребёнка, выяснение причины характера и тяжести дефекта, времени его возникновения, условий развития ребёнк.

презентация к статье» Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО&quot.

статья «Дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в условиях реализации ФГОС НОО&quot.

Доклад.Осуществление дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения.

Источник

Дифференцированный подход в обучении
статья на тему

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Скачать:

Вложение Размер
differentsirovannyy_podhod_v_obuchenii.docx 21.11 КБ

Предварительный просмотр:

Дифференцированный подход в обучении

Принцип дифференцированного подхода дает возможность создавать обучающую систему, обеспечивающую потребности каждого ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей. Психолог Н. А. Менчинская отмечала значимость дифференциации, своевременность и актуальность данного подхода.

Традиционное обучение школьников не позволяет раскрывать их индивидуальные способности и особенности.

Индивидуально — дифференцированный подход – это отличный способ раннего выявления одаренных и талантливых детей. Он позволяет формировать у них универсальные учебные навыки, заниматься по уникальным образовательным траекториям.

Дифференцированный подход в обучении является совокупностью определенных средств, решений, методов обучения, которые охватывают конкретный элемент учебного процесса. Что представляет собой данный процесс? Дифференцированный подход в обучении – это форма организации учебной деятельности, в рамках которой педагог работает с группой школьников, которая составлена с учетом наличия у них общих качеств. Его можно назвать составным компонентом дидактической системы, обеспечивающей специализацию учебного процесса для разных групп обучаемых.

Индивидуально — дифференцированный подход присутствует в любой обучающей системе. Он в полной мере отвечает запросам общества, стремящегося к обеспечению всестороннего развития человека, открытия для ребенка возможности получения определенных знаний.

Индивидуально-дифференцированный подход в обучении позволяет выявлять и развивать задатки и способности детей. Он базируется на открытости, проявляемой в уменьшении регламентированности в работе учителя. У школьников появляется возможность выбирать вопросы и задачи, а также учебную дисциплину, которую он будет осваивать углубленно.

Открытость обучения способствует подбору индивидуального стиля для каждого школьника.

Реализация дифференцированного подхода основывается на следующих тезисах:

  • управление учебной деятельностью со стороны учителя;
  • саморегулирование учения школьниками

Основные цели данного способа обучения и воспитания изложил в своих педагогических исследованиях И. Унт.

Дифференцированный педагогический подход предполагает реализацию следующих целей:

Первая цель предполагает усовершенствование навыков, умений, знаний школьников, содействие реализации учебных программ путем повышения навыков и знаний у каждого ребенка в отдельности, снижение отставания, углубление и расширение знаний у детей с обязательным учетом специальных способностей и интересов.

Организация дифференцированного подхода в рамках воспитательной работы связана с созданием предпосылок для формирования специальных способностей и интересов каждого ребенка. Воспитание предполагает учет познавательных интересов, позитивное влияние на мотивацию к учебному процессу, внеурочной деятельности.

Если педагогу удается реализовывать все цели, повышается успеваемость школьников, меняется их отношение к учебному процессу.

Дифференцированный подход в воспитании обладает определенными достоинствами. При оптимально и рационально организованной коллективной и групповой деятельности можно раскрывать мышление школьников, по достоинству и адекватно оценивать возможности и способности детей, развивать у подрастающего поколения интерес к качественному анализу.

Технология дифференцированного подхода имеет и отрицательные характеристики. Перечислим некоторые из них:

  • сложно в рамках урока удовлетворить интересы одаренных детей, пытаясь научить отстающих;
  • появляются сложности в приобщении детей к систематической самостоятельной деятельности с новым учебным материалом, направить их на процесс самообразования;
  • нелегко справляться с проблемами воспитательного характера, которые связаны с оценкой смыслового и личностного роста подрастающего поколения.

Положительных моментов у данного метода намного больше, чем отрицательных характеристик. Дифференцированный подход касается всех компонентов методической системы обучения, он подходит для всех ступеней школьной программы.

Выступать она может в разных видах. Первый выражается в том, что в процессе обучения в одном классном коллективе по одному учебнику и программе, ребята усваивают материал на разных уровнях. В этом случае определяющим фактором выступает обязательный уровень подготовки учащихся. Достижение его является подтверждением выполнения школьником минимального объема учебного материала. На сформированной базе осуществляется более высокое овладение материалом.

В подобной ситуации дифференцированный подход предполагает использование нескольких уровней.

Второй вариант дифференциации предполагает профильное обучение. На средней ступени обучения ребята вместе с родителями ориентировочно подбирают себе профессиональную сферу, с которой они планируют связать свою будущую жизнь. В этом случае дифференцированный подход способствует выявлению творческих и индивидуальных способностей каждого ребенка, их развитию. В настоящее время в системе образования функционируют художественные, спортивные, музыкальные школы, в которых профильные дисциплины преподаются на высоком уровне.

Дифференциация по интересам

В этом случае учащихся группируют в классы по определенным интересам. В наши дни популярностью пользуются классные коллективы с углубленным изучением химии, физики, математики, гуманитарных дисциплин.

Дифференцированный подход позволяет ребятам изучать те научные области, которые необходимы им для осуществления своей мечты.

К примеру, дети, которые интересуются физикой, имеют в данной области отличные результаты, формируются в класс (группу) продвинутого уровня. Дифференцированный подход в работе помогает учителю подбирать для воспитанников такие задания, которые способствуют развитию школьников.

Из оставшихся учеников параллели выделяют «базу» и группу педагогической поддержки.

Модель подобных групп, которая объединяет в себе два варианта дифференциации: по интересам и по степени достижений, функционирует и на старшей ступени. Для переформирования групп используется итоговый годовой контроль.

Для распределения школьников между различными направлениями учебной деятельности используются многочисленные диагностики, включая интеллектуальные тесты.

Дифференциация на уроках математики

Как для этой научной области используется эта педагогическая технология? Дифференцированный подход оптимально подходит для «царицы наук». Эта сложная дисциплина у многих школьников вызывает серьезные проблемы. В начальной школе в процессе обучения математике применяют уровневую дифференциацию.

Суть метода состоит в поиске приемов и способов образовательного процесса, которые помогают ребятам овладевать основными математическими знаниями.

Ученик получает возможность и право на выбор глубины и объекта усвоения учебного материала, варьирование собственной учебной нагрузки.

В этом случае достижение обязательных образовательных результатов является объективным критерием. На его базе меняется ближайшая цель в обучении отдельного ребенка, происходит перестройка работы в соответствии с таким содержанием.

Педагог либо предлагает ученику задания повышенного уровня сложности, либо продолжает работу по формированию главных умений и навыков.

Подобный подход способствует образованию прочного фундамента, благодаря которому учитель видит результат своей педагогической деятельности.

Педагог получает возможность работать с сильными учениками, поскольку он уже не обязан спрашивать со всех школьников полный объем материала, пропадает необходимость разгружать школьные программы, уменьшать уровень требований, опираться на слабых школьников.

Условия реализации дифференциального подхода

Существует несколько важных условий, при выполнении которых можно рассчитывать на успешное и эффективное выполнение уровневой дифференциации. Первое заключается в том, что обязательные результаты обучения должны быть открытыми для всех школьников. Вторым условием являются определенные «ножницы» между уровнем обучения и требованиями к качеству знаний.

Каждый ученик проходит полноценный курс по учебной дисциплине, затем продвигается по индивидуальной траектории, согласно его индивидуальным способностям и возможностям. При уровневой дифференциации ребятам предлагается одинаковый объем материала, но устанавливаются разные критерии требований к его усвоению.

Среди важных условий, способствующих достижению поставленных педагогом целей, — обеспечение последовательности в продвижении ребенка по уровням. В рамках образовательного процесса школьнику, который не достиг базового уровня, не предлагаются задания повышенного уровня сложности.

При реализации дифференцированного подхода на практике возникают определенные вопросы:

  • с организацией учета индивидуальных возможностей детей, делением школьников на группы, установлением причин, из-за которых появляются проблемы с изучением учебной дисциплины;
  • с построением урока с методической точки зрения;
  • с организацией постоянной работы с успешными школьниками;
  • с отбором материала для учащихся, в зависимости от формирования у них познавательного интереса к предмету.

Практически в каждом классе можно выделить три группы учеников по учебным способностям:

Среди критериев, согласно которым ребят делят на группы, используют объем знаний, культуру труда, способность к абстрактному мышлению, навыки обобщения и анализа, самостоятельность, работоспособность. Они связаны между собой, поскольку уровень самостоятельности ребят на уроке в рамках интеллектуальной деятельности в существенной степени зависит от их способности к абстрактному мышлению. При низкой работоспособности ученику трудно будет воспользоваться своим высоким интеллектуальным багажом.

Ребята, которые отличаются высокими учебными способностями, владеют достаточным объемом знаний, имеют высокий уровень познавательной активности, могут анализировать, обобщать, отличаются высокой работоспособностью и самостоятельностью.

Для работы с сильными учениками от педагога требуется тщательная организация их учебной деятельности, подбираются задания более высокого уровня сложности.

Ребята, которые имеют средние учебные возможности, познавательную активность, получают от педагога такие задания, которые способствуют последующему формированию познавательного интереса.

Тем школьникам, у которых плохо сформированы речевые навыки, существуют проблемы с обобщением, сравнением, систематизацией, концентрацией внимания, педагог уделяет отдельное внимание, предлагает задания, направленные на повышение уровня их самостоятельности.

Среди основных аспектов, которые касаются дифференцированного подхода, отметим предоставление заданий. Педагог предлагает их на карточках, либо выводит на экран компьютера.

Компьютер стал надежным помощником учителя в формировании интуитивного, вербального, образного мышления и иных видов умственной деятельности.

В настоящий момент в российском образовании наблюдаются существенные преобразования. Благодаря быстрому развитию компьютерных технологий и их внедрению во все образовательные учреждения, серьезные изменения наблюдаются и в развитии личности подростков. Существенный поток информации, постоянная реклама, телевидение, электронные игры воздействуют на воспитание подрастающего поколения, особенности восприятия детьми окружающего мира.

Эти факторы обязательно учитываются при продумывании педагогом методов индивидуально-дифференцированного подхода.

Интерес представляет опытно-экспериментальная работа со школьниками, которая в настоящее время пользуется популярностью. К примеру, при изучении темы «Сложение и вычитание» в начальной школе учитель сначала проводит беседу, целью которой является выявление отличительных особенностей школьников. По итогам формируется детальное представление об уровне каждого ребенка, выявляется группа сильных, средних, слабых школьников.

В классе педагог выделяет группу сильных школьников, которые помогают ему поддерживать высокий темп учебного занятия. Именно для них предназначены вопросы и задачи повышенной сложности, повышающие их образовательный уровень.

Дифференцированный подход используют не только педагоги начальной школы, но и учителя-предметники.

Эта педагогическая технология позволяет учителю химии стимулировать познавательный интерес к естествознанию у своих учеников. Педагог предлагает ребятам задания, для решения которых они должны продемонстрировать свою самостоятельность, логическое мышление, желание приобретать новые научные знания, совершенствовать практические умения и навыки. Дифференцированный подход приемлем и при организации проектной деятельности в рамках образовательной дисциплины. После введения в школьное образование новых федеральных стандартов, создания «портрета выпускника» на каждой ступени обучения индивидуальные и групповые проекты стали обязательным элементом в работе современного педагога. При выборе темы проекта педагог также пользуется дифференцированным подходом. Он учитывает уровень самостоятельности ребенка, наличие у него интеллектуальных и творческих способностей. Любознательные школьники, имеющие отличный словарный запас, обладающие логическим мышлением, благодаря дифференцированному подходу получают возможность продвижения по индивидуальным развивающим и обучающим технологиям.

Источник

Читайте также:  Как основать свой бизнес с нуля
Оцените статью