- Как открыть свой бизнес
- Бизнесмен по всем правилам
- Советы предпринимателям от самого богатого человека в мире
- Копилка на свое дело
- Откуда деньги?
- Быть на чеку с онлайн-кассами
- Мы к вам с проверкой
- Бизнес под черным флагом
- Плюс минус ноль на продвижение
- Бизнес своими руками
- Советы стартаперам: какой бизнес начинать в кризис
Как открыть свой бизнес
Бизнесмен по всем правилам
Многие россияне регулярно прикидывают в голове, какой бизнес они хотели бы открыть, как его раскрутить, есть ли рынок и много ли конкурентов, сколько придется вложить и еще миллион вопросов. Однако у большинства дальше размышлений дело не идет. Предприниматели — это отдельная категория людей, имеющая амбиции и способности создавать новые продукты и бизнесы. Они устойчивы к повышенному риску и ожидают существенно больших доходов, чем среднестатистическое окружение, пишет Александр Егоров, генеральный директор компании «Рексофт» и один из основателей Ozon.ru. В России примерно 6,2 млн предприятий, за каждым стоит человек с предпринимательскими способностями. Таким образом, реальных предпринимателей сегодня чуть более 8% трудоспособного населения РФ. Для сравнения: в США этот показатель составляет 14%, что близко к теоретическому максимуму. Почему в России цифра почти в два раза меньше, чем в США, и в каком возрасте попытки открыть бизнес чаще всего наиболее удачны, рассуждает Александр Егоров.
Советы предпринимателям от самого богатого человека в мире
Хороший предприниматель должен не только быть готовым к риску, но и уметь быстро принимать верные решения. Джефф Безос, от решений которого зависит судьба многомиллиардной онлайн-компании Amazon, всегда придерживается четырех правил.
1. Никогда не использовать единый подход при принятии всех решений. Решения зависят от множества условий.
2. Принимать решения, когда доступно 70% необходимой информации. Если ждать 90%, есть вероятность быть слишком медленным.
3. При столкновении интересов рабочих команд нужно своевременно распознавать истинные проблемы и обострять их. Так споры будут разрешаться быстрее.
4. Использовать фразу «Не соглашаться, но делать».
Что значат эти правила на практике, кому лучше не запускать бизнес, почему стоит бояться клиентов и как лоббировать свои интересы в компании — в подборке высказываний Джеффа Безоса.
Копилка на свое дело
Иногда гениальные бизнес-идеи настолько захватывают будущего предпринимателя, что о деньгах на запуск он думает в последнюю очередь. Эксперты компании «Кнопка» подготовили гайд по обязательным тратам при открытии ИП или ООО. Многие основные статьи затрат общие — пошлина за регистрацию бизнеса, страховые взносы, открытие и обслуживание расчетного счета, доступ в интернет, покупка онлайн-кассы (если будете оказывать услуги физлицам). Например, обслуживание расчетного счета и в том, и в другом случае обойдется бизнесу в 500 руб. — 2,5 тыс. руб. Но есть и различия. Гайд от экспертов «Кнопки» поможет начинающему предпринимателю грамотно оценить стартовые затраты на открытие бизнеса.
Откуда деньги?
Развитие молодого бизнеса требует денег, но не у всех начинающих предпринимателей их достаточно. Максим Солнцев, председатель правления СДМ-банка, советует им пользоваться программами поддержки малого и среднего бизнеса. Цель этих программ — снизить затраты предпринимателей при получении и обслуживании кредитов. Большую часть программ реализуют корпорация МСП и Минэкономразвития России. Система работает так: банк — участник программы выдает кредит компании по сниженной ставке, а разницу между этой ставкой и рыночной банку компенсирует государство. Программы рассчитаны в первую очередь на малый и средний бизнес, который работает в приоритетных отраслях экономики: производственная сфера, образование, здравоохранение, услуги, торговые компании, реализующие инвестиционные проекты. Максим Солнцев рассказывает, как получить кредит с субсидированной ставкой, если ваш бизнес соответствует требованиям одной из программ.
Быть на чеку с онлайн-кассами
Еще одна необходимая статья затрат — покупка онлайн-касс. С 1 июля 2019 года их обязаны применять большинство организаций и ИП. Чек должен быть пробит, даже если клиент внес деньги в банк и затем через операциониста перевел их со счета на счет, пишет Нурида Ибрагимова, руководитель департамента контроля качества юридической службы «Амулекс».
Контрольно-кассовая техника (ККТ) может не применяться, если безналичный расчет производится между организациями и/или индивидуальными предпринимателями (п. 9 ст. 2 54-ФЗ). Однако и тут есть исключение — это расчеты с использованием электронных средств платежей. Это значит, что если с вами расплачивается ИП или организация по платежному поручению, то ККТ применять не нужно. Но если расчет идет через карту и приложения на смартфоне (POS-терминалы, электронные кошельки) — то нужно. Нурида Ибрагимова разъясняет, для каких бизнесов закон делает исключение, нужно ли использовать ККТ при выдаче займа или выплате авансов и какие последствия ждут нарушителей.
Мы к вам с проверкой
Каждая компания обязана подавать в ФНС налоговую декларацию. Инспекторы проверяют отчетность за три месяца. Этот период называется «камеральная налоговая проверка». Пока он длится, инспекторы могут запрашивать у предпринимателя документы или пояснения. Если на камеральной проверке инспекторы нашли нарушения, их сумма составляет 15 тыс. руб., рассказывает Ольга Солдатова, ведущий эксперт «Актион 360». Такую сумму инспекторы в среднем фиксируют в решении по итогам проверки. Однако по факту проверка обходится дороже. Дело в том, что инспекторы нередко требуют у компании сдать уточненную декларацию и показать в ней большую сумму налога. Если во время камеральной проверки у налоговой возникают серьезные вопросы к компании и их не удается разрешить, то назначается выездная проверка. Именно по результатам таких проверок доначисляются самые большие суммы налогов, пени и штрафов. Ольга Солдатова рассказывает, во сколько обошлись налоговые проверки российским компаниям в 2019 году и, главное, как не разориться на проверке.
Бизнес под черным флагом
Претензии налоговиков — один из главных бизнес-рисков предприятий. Сергей Елин, руководитель аудиторско-консалтинговой компании «АИП», на примере конкретной строительной компании показывает, как работа по серым схемам может довести до банкротства. Компания из сферы строительства работала на рынке четыре года и имела выручку 500 млн руб. Она использовала «вспомогательные компании» для уменьшения налога, получения наличных, оплаты зарплат рабочих и «откатов» заказчику за получение заказа. Объем таких операций составил 30% от оборота, это 150 млн руб. в год с НДС. Налоговая заподозрила неладное и назначила выездную проверку. В итоге компания оказалась должна более 200 млн руб. Таких денег у нее не было. Когда решение налогового органа вступило в силу, на счет предпринимателя пришло инкассо для безакцептного списания — бизнес остановился. Через два месяца Следственный комитет возбудил против компании дело по ст. 199 УК РФ (уклонение от оплаты налогов). Бизнес встал. Налоговики и кредиторы инициировали процедуру банкротства компании.
Если вам кажется, что работать по серым схемам выгодно, то описанная выше история демонстрирует, что это очень рискованно. Как добиться хороших экономических показателей, работая вбелую, рассказывает Сергей Елин.
Плюс минус ноль на продвижение
Когда бизнесу не хватает имеющихся у него клиентов, нужно задумываться о продвижении. Малому бизнесу недоступны такие дорогие каналы, как телевидение, наружная реклама и мероприятия, пишет Антон Мельников, креативный директор бизнес-альянса Onegroup. Поэтому предприниматели используют онлайн-инструменты. Онлайн хорош тем, что качественной рекламой пользователи сами охотно делятся и тратить деньги на увеличение охватов не приходится. Антон Мельников делится с предпринимателями своими знаниями о том, как продвигать бизнес без бюджета.
Бизнес своими руками
Немало менеджеров уходят из офисов, чтобы заниматься бизнесом. Однако многие из них до конца не представляют, как заработать на деле для души, и со временем пополняют статистику закрывшихся ИП. РБК рассказывает истории двух героев — кадровика и управленца логистической компании, которым удалось превратить в основной источник доходов крафтовое производство. Вложив в проекты скромные средства, они быстро вышли на прибыль. В прошлом кадровик Мария Волгуш сейчас развивает фирму On The Tree, которая выпускает разделочные доски. Выручка фирмы в 2018 году составила 1,3 млн руб. Бывший заместитель гендиректора крупной логистической компании Михаил Хозин делает кошачьи комплексы. Его фирма «Мы Бобры» в 2018 году выручила 550 тыс. руб. Помимо историй успеха в статье есть советы новичкам крафтового производства.
Источник
Советы стартаперам: какой бизнес начинать в кризис
Вадим Дымов
Сейчас можно начинать любой бизнес, основанный на замещении импорта из Европы. Это может быть что-то несложное. Надо просто проанализировать то, что массово покупалось. Для этого можно просто обратиться к таможенной статистике. Это могут быть и продукты питания. Как сделать такой бизнес? Да точно так же: руками и ногами, с холодной головой и горячим сердцем. Кризис толком ничего не изменил, люди – те же, чиновники – те же. Вероятно, покупательская способность изменилась, и то на время. Да и для стартапа это не важно.
Нужно заниматься сельским хозяйством. Например, как мне брат Егор [Дуда] предлагает: все уезжаем на Дальний Восток, берем «путинскую землю» (но не по 1 га, а по 100 га) и начинаем в зоне рискованного земледелия выращивать сою, а потом продаем ее в Китай. Соя – отличный бизнес. Молоко – тоже хорошо.
Что еще? Мелкая машиностроительная логистика или комплектующие для сборки. В маленьких городах сейчас можно создавать небольшие склады и развивать сервис для среднего и малого бизнеса. У нас эти ниши пустуют. Можно российскую мебель делать. Я вот хочу построить столярную мастерскую. Неожиданно? Ну, а что, приятно ведь сидеть и есть за мебелью, которую сам сделал. А еще можно стать чиновником, получить деньги и срок потом тоже, но это другая история.
Олег Тиньков
Ближайшее будущее за медицинскими стартапами, за всем, что связано с медициной: БАДы и лекарства, аптеки, клиники и госпитальный сектор. А если для этого нет соответствующих инвестиций, то можно заняться приложениями по онлайн-консультированию и рекомендациям на основе гаджетов – здесь целое раздолье. Мы стали жить дольше, тела стали стареть активнее, и за ними нужен уход. В этом смысле Россия отстала от мировых наработок на 15–20 лет, но это дает возможность для copypaste. В идеале было бы неплохо инвестировать в НИОКР и медицинские разработки, но это дорого и долго окупается – у нас так делать не привыкли.
Федор Овчинников
В сложные кризисные времена можно начинать абсолютно любой бизнес, ведь кризис – это только новая система координат, жизнь при этом не останавливается, меняются только правила игры. Здесь важно не «что», а «как».
«Мерседесы» будут покупать всегда, независимо от кризиса, нужно только найти конкурентоспособную бизнес-модель, чтобы победить в новых условиях. При этом у новых игроков однозначно есть шансы, ведь они могут начать с нуля, выстраивая бизнес в новых координатах.
После того как я потерпел первую серьезную неудачу в своей «предпринимательской карьере» [продажа книжных магазинов за бесценок], я начинаю любой бизнес так, как будто на дворе тяжелый кризис. Я сразу задаю себе вопрос: «Что будет с моим бизнесом, когда все будет плохо, даже если сейчас все очень хорошо?» Мне кажется, теперь в стране прекрасная возможность для старта здорового и сильного бизнеса.
Давид Якобашвили
В текущей ситуации стоит сосредоточиться на бизнесе, который сможет приносить удовольствие, умиротворение и успокоение. Я бы посоветовал стартаперам заняться делом, в которое не жалко вложиться, бизнесом, который может доставить позитивные эмоции. Ведь говорить сейчас о новом бизнесе, который мог бы стать доходным, – сложно: к сожалению, ставка рефинансирования сегодня оставляет желать лучшего. Так что, как нам всем посоветовал министр экономического развития Алексей Улюкаев, – «самое время заняться семьей и духовным развитием».
Сергей Белоусов
Дать конкретный ответ на такой вопрос тяжело, но можно оттолкнуться от простых фактов. Первый – в России сильно подешевела квалифицированная рабочая сила, люди стали лояльнее к своим работодателям, начали работать старательнее. В итоге любой экспортный бизнес получил серьезные конкурентные преимущества. В частности, это относится к экспортному IT-бизнесу, который разрабатывает технологии в России, а продает по всему миру. Я отлично вижу это на примере Acronis, Parallels и портфеля Runa Capital. Такие компании чувствуют себя очень хорошо, и лучший пример здесь – NGINX. Так что можно посоветовать стартовать с таким бизнесом.
Второй факт – в рецессию большим преимуществом является наличие cash, а его отсутствие – серьезным риском. Тем, кто хорошо следит за своим наличным состоянием, в кризис обычно выпадают возможности недорого покупать другие бизнесы. А для тех, кто не уделяет этому внимания, есть риск быть, наоборот, купленным. Обеими возможностями надо быть готовым воспользоваться.
Александр Кравцов
Сейчас можно начинать любой бизнес, если есть сильные люди, то они смогут его сделать. Важно сохранять бодрость духа, вкладывать душу в проект. Если не бояться, не зарывать голову в песок, то все обязательно получится.
Я всегда считал, что кризисов не существует. Сейчас масса схлопывающихся рынков. Но я знаю много предприятий, которые перегружены заказами. Например, в России есть единственная фирма, которая шьет рюкзаки, у них масса заказов. Крайне интересные темы – это продукты питания, внутренний туризм. Все рынки интересны, а особенно те, с которых ушли иностранцы. Если сейчас проехать по Садовому кольцу в Москве, то можно увидеть много предложений по аренде, год назад такого не было.
Но сейчас нужно быть аккуратнее с постоянными расходами. На рынке происходят существенные изменения, возвращается рынок работодателя: раньше работники были привередливыми, людей с высокой квалификацией было мало, а сейчас много свободных специалистов. Сегодня важен здоровый цинизм в управлении: не иметь ненужных расходов, не платить высоких зарплат, дорогой аренды и не инвестировать в то, во что вы стали бы инвестировать раньше.
Источник