Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Лариса Чиркова
Статья «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Самостоятельность – это потребность человека быть уверенным в своих действиях. Её истоки начинают проявляться у детей уже в раннем возрасте.
Первые признаки самостоятельности малыш проявляет при утверждении «Я сам!», «Я хочу!», «Я умею!», что свидетельствует о существенном скачке в его развитии, о желании освободиться от опеки взрослого, пытаясь самостоятельно реализовать свои интересы.В данных утверждениях малыша заложены зачатки будущих важных качеств: ответственности, настойчивости, уверенности в себе, активности в познании мира, а также самостоятельности,
Как ни странно, но именно в этом возрасте начинают формироваться самостоятельные действия и умения, которые усложняются в игре, в восприятии окружающего мира и общении. С помощью взрослого самостоятельные умения ребёнка закрепляются, а также и проявляются в различных видах детской деятельности.
В возрасте двух лет, ребёнок уже сам может ходить, сам берёт игрушки, которые ему нравятся, пытается самостоятельно есть. Чтобы быстрее понять окружающий мир, ему нужен взрослый, который будет опорой для него.
В возрасте двух-трёх лет малыши хотят делать всё то, что делают взрослые, быть такими как они и стремится быть с ними наравне, подражая им в деятельности. Многих взрослых порой это не устраивает, и часто можно услышать такие фразы,как: «Отойди, не мешай, я сам сделаю». Говоря это, взрослые не понимают, что таким образом они лишают ребёнка возможности проявить свою самостоятельность.
Очень часто взрослым некогда ждать, пока малыш справится с непослушными рукавами или колготками, им гораздо быстрее и легче его одеть. Под «нажимом» нетерпеливых взрослых, ребенок может смириться со своим положением пассивного объекта.При этом совершается грубейшая ошибка в воспитании: он начинает ощущать свою беспомощность, понижается его самооценка, растет его неуверенность в собственных возможностях, пропадает мощный стимул «Я сам», побуждающий к активности, самостоятельности и уверенности в своих силах.
Как гласит пословица «Куй железо, пока горячо», так и развивать самостоятельность детей следует в то время, когда у ребёнка она начинает формироваться, а не тогда, когда это удобно взрослым.
Но это не значит, что взрослые должны полностью идти на поводу у детей. Крайности в воспитании порой очень даже опасны.Говоря фразу: «Я сам!», ребёнок пытается ограничить опеку взрослых, но существуют моменты, когда вмешательство взрослых необходимо.
Например, ребёнок пытается самостоятельно донести тяжёлую сумку с продуктами, помогая маме. Это, конечно, нежелательно делать ребёнку, так как он может таким образом навредить своему здоровью. Но и лишать его удовольствия помочь маме тоже не стоит. Родители – это первые педагоги малыша и они должны понимать важность в стремлении ребёнка быть самостоятельным. Очень важно продумывать каждое слово и каждое своё действие при взаимодействии с ребёнком. В данной ситуации можно предложить ребёнку разложить продукты из сумки на своё место. Он будет очень этому рад, потому что ему доверили не только донести, но и помочь разобрать.
Следует помнить, что существуют моменты, когда фразы ребёнка: «Я сам!» неуместны. Например, зажечь спичкой газ, перейти дорогу, не держа маму за руку и т. д. В таких случаях, уместна пословица «Всему своё время», т. е. существуют некоторые действия детей при проявлении самостоятельности, которые не следует поощрять и допускать. Нежелательно говорить ребёнку только: «Нет», так как у него может развиться чувство собственной ненужности и у него может погаснуть стремление быть активным и самостоятельным. Малыш чутко реагирует на поведение взрослых, которые должны пояснять свои запреты и такой ответ,как: «Потому что я так сказал!», не корректен в воспитании детей.
Важно ребёнку объяснять так, чтобы он понял мотив отказа и не возвращался к обсуждению этого вновь.Порой требования взрослых кажутся противоречивыми: мы то поощряем любознательность малыша, то начинаем ограничивать, то восхищаемся активностью малыша, то препятствуем этому.
Когда ребёнок сталкивается с определёнными трудностями, педагоги и психологи не рекомендуют сразу бежать на помощь и делать всё за него. Надо помочь ребёнку сделать это самому, поддерживая в ребёнке веру в собственные силы и возможности. Взрослые не должны оставлять без внимания неудачи ребёнка.Они могут предложить: «Давай я тебе помогу», но не стоит этим увлекаться, ведь это может и войти в привычку у ребёнка. Постепенно помощь взрослых должна уменьшаться, а самостоятельная деятельность ребёнка должна увеличиваться, если это конечно соответствует возрастным и психофизическим его возможностям.
Развивая в ребёнке различные качества, следует помнить одно правило «Не делай за малыша то, что он может сделать сам». Только по полученному результату можно оценить его усердие и старательность.
Опора на детское «Я сам» должна стать одной из основ в воспитании самостоятельности у дошкольников, так как это постоянно развивающееся личностное качество, фундамент которого закладывается ещё в раннем возрасте. Поэтому, уже к концу старшего дошкольного возраста, при создании оптимальных условий для воспитания и обучения, дети могут достигнуть ярко выраженных высоких показателей самостоятельности, развитие которой как личностного качества у дошкольникасвязано с развитием основных видов детской деятельности:
Показателями самостоятельности старшего дошкольника являются: стремление к решению различных задач деятельности без посторонней помощи, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить соответствующий результат, а также способствовать к проявлению инициативы, самостоятельности и творчества в решении возникающих задач.
Например, воспитатель должен организовать деятельность детей так, чтобы каждый день ребёнок открывал для себя что-то новое, развивал ум, формируя основы личности. Самостоятельность ребёнка выражается, в первую очередь, в желании и умении самостоятельно мыслить, в способности действовать в повседневной жизни, ориентироваться в новой ситуации. Ребёнок всегда будет испытывать чувство гордости, демонстрируя результат своих самостоятельных действий и достижений.
Таким образом, самостоятельность является одной из ведущих качеств личности, которая выражается в умении человеком ставить цели и добиваться результата своими силами, а также неся ответственность за свои действия и поступки. Самостоятельность, как и другие волевые качества человека не передаются по наследству, так как не являются врождёнными, но все они тесно связаны между собой. Самостоятельность не может развиваться отдельно от других волевых качеств личности, но в тоже время и они не могут развиваться отдельно от неё. Развитие этих качеств, происходит в процессе деятельности, а также в приобретении личностного опыта и развивать их следует, чем раньше, тем лучше. Самостоятельность предусматривает ответственное отношение человека к своему поведению, способность действовать сознательно и инициативно не только в знакомой обстановке, но и в новых условиях, в том числе требующих нестандартных решений.
Самостоятельность мышления проявляется в умении увидеть и выявить проблему, и затем самостоятельно её решить. Формирование этой способности в процессе учебной деятельности является важнейшим условием интеллектуального развития личности в целом, поэтому воспитание самостоятельного мышления у детей — одна из важнейших задач детского сада, которое ярко проявляется при самостоятельном решении различных логических задач.
Самостоятельность у ребёнка формируется и развивается именно в дошкольном возрасте, если, конечно, для этого были созданы все условия. Взрослые должны проявить максимум терпения, чтобы предоставить ребёнку свободу, с целью развития самостоятельности в тех сферах, где это возможно. Формирование самостоятельности дошкольника способствует развитию его личности в целом, поэтому важно помнить, что чем лучше она развита, тем выше уровень готовности ребёнка к школе.
Дидактические игры как средство развития самостоятельности и инициативы детей дошкольного возраста в контексте ФГОС 1 слайд Для полноценного развития ребенку дошкольного возраста необходима самодеятельная, спонтанная игра, возникающая и развивающаяся по.
Развитие творческой активности и самостоятельности мышления детей старшего дошкольного возраста Хочу поделиться с Вами опытом работы нашего ДОУ по исследовательской деятельности. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЫШЛЕНИЯ.
Конспект родительского собрания на тему «Воспитание самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» План – конспект проведения родительского собрания «Вечер досуга родителей с детьми». Тема: «Воспитание самостоятельности у детей младшего.
Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста «Совместная деятельность педагогов и родителей по поддержанию инициативы и самостоятельности у детей дошкольного возраста». «Лучше один.
Консультация для родителей «Развитие самостоятельности у детей младшего дошкольного возраста» Для Вас, родители! Воспитывая ребёнка, заботливые родители стараются давать ему самое лучшее, оберегать его от всяческих проблем и забот.
Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.
Развитие самостоятельности на занятиях аппликацией у детей дошкольного возраста Развитие самостоятельности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях и поступках.
Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Развитие творческой активности и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством экспериментирования Жизнь во всех ее.
Своеобразие проявления самостоятельности в трудовой деятельности у детей дошкольного возраста Изменения, происходящие в материальной и духовной сфере нашего общества, обусловили широкий интерес и социальную значимость проблемы воспитания.
Источник
Развитие самостоятельной деятельности детей.
учебно-методический материал (старшая группа) на тему
Что такое самостоятельная деятельность?
Развитие самостоятельности — одна из основных задач родителей. Задача это довольно глобальная, поскольку развитие самостоятельности ребенка происходит постепенно от рождения до взрослости. Самостоятельность не означает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых в обществе норм. В связи с этим она — не любое действие в одиночку, а только осмысленное и социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные, хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они и кажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых и не интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
М. Монтессори рассматривала самостоятельность и независимость как биологическое качество человека. Природа дала людям возможность развивать их для формирования всех необходимых умений, реализации способностей, овладения знаниями. Все шаги развития ребенка – от приобретаемой умелости в движениях, в научении переворачиваться, сидеть, ползать, ходить до формируемых социально-коммуникативных реакций и умений (жесты, речь, интонации, поведенческие аспекты…) – это шаг ребенка к независимости от взрослых.
Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
Скорее всего, что задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Формирование самостоятельности у детей будет осуществляться наиболее успешно, если:
-установлены родительские отношения к формированию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста;
-определены критерии и уровни сформированности самостоятельности старших дошкольников, учитывающие его специфику;
— реализуются педагогические условия: использование разработанной программы формирования самостоятельности старших дошкольников.
Одним из системообразующих качеств личности является самостоятельность, приобретающая в условиях современной и перспективной социально-экономической ситуации особый вес. Развитие этого качества приводит к развитию личности дошкольника в целом. Необходимость формирования и развития самостоятельности диктуется потребностями общества в людях нестандартных, умеющих мыслить творчески, совершать открытия на благо человечества. А решение этого вопроса находит свое отражение в процессе развития самостоятельности, который позволяет человеку ставить новые проблемы, находить новые решения.
В развитии самостоятельности могут быть намечены три ступени:
Первая ступень —ребенок действует в обычных для него условиях, в которых вырабатывались основные привычки, без напоминания, побуждений и помощи со стороны взрослого (сам убирает после игры строительный материал; сам идет мыть руки, когда его зовут к столу; сам говорит «пожалуйста» и «спасибо», когда просит о чем-то или благодарит за помощь).
Вторая ступень—ребенок самостоятельно использует привычные способы действия в новых, необычных, но близких и однородных ситуациях. Например, научившись убирать свою комнату, Наташа без подсказки взрослых сама подмела комнату у бабушки, убрала посуду в незнакомый шкаф. Без просьбы мамы Ира сама принесла из комнаты в кухню стул и предложила соседке, которая зашла к маме, присесть. В детском саду ее учили предлагать стул гостям.
На третьей ступени возможен уже более далекий перенос. Освоенное правило приобретает обобщенный характер и становится критерием для определения ребенком своего поведения в любых условиях.
Таким образом, самостоятельность есть всегда продукт подчинения требованиям взрослых и одновременно собственной инициативы ребенка. И чем лучше, глубже, осмысленнее освоил ребенок правила поведения, тем шире у него возможности инициативно и самостоятельно применять их в новых, разнообразных условиях жизни.
Необходимо также правильно руководить действиями детей. Прежде чем требовать от ребенка самостоятельности в самообслуживании, его учат действиям, необходимым в процессе одевания, умывания, приема пищи. Обучая детей тем или иным действиям (надеть кофту, развязать шарф, намыливать руки, правильно держать ложку и т.п.) надо наглядно демонстрировать способ их выполнения. Показ желательно производить в несколько замедленном темпе. Желательно, чтобы показ действий и попытки детей выполнять их самостоятельно взрослые сопровождали не только объяснениями, но и вопросами, направляющими внимание детей на необходимость действовать определенным образом. Это помогает ему быстрее усвоить способ выполнения, уяснить, почему нужно поступать именно так.
Воспитывая самостоятельность лучше, как можно реже, прибегать к замечаниям, порицаниям, опираясь на поощрение и похвалу. Положительная оценка порождает у детей интерес, стремление улучшить свой результат, дает им возможность увидеть, чему они научились, чему еще нужно научиться.
Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?
— во-первых – недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;
— во-вторых – отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
— в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
— в-четвёртых – безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.
Мероприятия, помогающие формировать самостоятельную деятельность.
1. Игра способствует развитию активности и инициативы.
Разные подходы к детской игре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснение природы сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формы деятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либо как проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов, выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным для объяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, что игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижается и впоследствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра и занятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекает деятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда — сущность проблемы заключается во влиянии игры на развитие самостоятельности детей, творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, на котором все психические процессы протекают наиболее активно. Использование игровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будут способствовать в решении данной проблемы.
2. В трудовой деятельности заложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности и осознанности действий, настойчивости в достижении результата. Уже у ребенка раннего возраста есть желание самостоятельно выполнять действия с предметами, относящимися к миру взрослых людей (мыть посуду, накрывать на стол, пылесосить и т.п.). Это желание может быть востребовано и развито в разнообразных видах бытового труда. Формирование навыков бытового труда необходимо, прежде всего, для развития самостоятельности.
В старшем дошкольном возрасте у ребенка изменяется отношение к своим обязанностям, появляется ответственность за свою работу. Появляется новый мотив — «сделать для других», ребенок проявляет инициативу, меняется отношение к себе, появляется объективная самооценка.
Выполняя элементарные трудовые навыки, дети начинают работать совместно, распределяют между собой обязанности, договариваются друг с другом, осуществляют свои действия так, чтобы другой мог их успешно продолжать.
Старшие дошкольники оказывают помощь друг другу, контролируют, поправляют друг друга, проявляют инициативу и самостоятельность, правильно относятся к оценке своего труда, редко хвалят себя, часто проявляют скромность при оценке своей работы (Эльконин Д.Б.).
Элементарные формы бытового труда интересны и важны потому, что между ребенком и взрослым устанавливаются своеобразные отношения: это отношения реальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей. Все эти отношения, возникая в дошкольном возрасте, в дальнейшем продолжают развиваться.
3. В продуктивных видах деятельности формируются независимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средств самовыражения.
4. Общение. В дошкольном возрасте, помимо общения со взрослыми, дифференцируется и достигает развернутой формы общение со сверстниками, основу которой составляют отношения взаимного уважения, возможные только между равными. К пяти-семи годам сверстник приобретает индивидуальность в глазах ребенка. Старший дошкольник проявляет острый интерес к товарищам, который проявляется в форме активного подражания, стремления к соперничеству.
5. Самоорганизация — деятельность, направленная на поиск и творческое преобразование действительности, высокая адаптивность, активная мобилизация внутренних ресурсов личности. В психологии деятельность человека рассматривается как внутренняя (психическая) и внешняя (двигательная) активность, регулируемая осознаваемой целью.
Исходя из вышеуказанного, самостоятельность представляется как исходная основа. Стартовая площадка становления самоорганизации в целом, что выступает в тесной связи с субъективной активностью личности.
Главные принципы по развитию самостоятельной деятельности, которые я применяю в своей практике:
1. Заботиться о том, чтобы ребенок обнаружил досадные последствия того, что он однажды поленился сделать. Например, если он обнаружит, что фломастеры засохли из-за того, что он забыл надеть на них колпачки, не следует спешить дать ему новые. Пусть порисует недельку-другую карандашами или красками. Каждый раз, когда ребенок со вздохом будет намекать на то, что неплохо бы было поменять фломастеры, в ответ и высказываю сомнения: вдруг и новые фломастеры проживут недолго? В дальнейшем воспоминания об этом сложном периоде творчества будут мотивировать ребенка следить за состоянием своих вещей, относится к ним бережно и самое главное, понимание, что за каждое действие приходится отвечать.
2. Требуя от ребенка самостоятельности, руководствуюсь принципом целесообразности. Допустим, не стоит просить его класть игрушки на место сразу после игры. Дошкольники занимается одним делом в течение 15-20 минут, и если они будут производить уборку после каждого такого промежутка, то просто устанут и потеряют интерес к игре, будучи озабоченными, не столько самой игрой, сколько уборкой после игры. Просьба разложить все по своим местам после окончания игры, чтобы не споткнуться об игрушки , будет более понятна ребенку.
3. Объем и содержание обязанностей стараюсь сформулировать максимально конкретно. Например: «После обеда нужно убирать со стола свою тарелку, чтобы помочь Анне Петровне», а не «надо убирать за собой!».
4. Стараюсь объяснить ребенку смысл и конечную цель выполняемых им действий. Утверждения, что «все детки одеваются сами» или «люди будут смеяться, если увидят, что взрослые тебе помогает» – плохие аргументы. Ребенок не обратит внимания на эти слова, считая, что может и потерпеть чужие насмешки ради удобства. Лучше рассказать о том, сколько всего интересного можно успеть сделать за сэкономленное время, если одеваться или раздеваться самостоятельно, не дожидаясь помощи: посмотреть половину мультика про Илью Муромца или четыре серии про Лунтика, раскрасить шесть рисунков или подольше поиграть в песочнице.
5. Если ребенок ленится и категорически отказывается покидать свое уютное местечко, прошу его рассказать о своих дальнейших планах. Эта просьба заставит ребенка задуматься о том, чем можно заняться. Согнать ленивца с места иногда помогает маленькая хитрость. Выразить радость по поводу того, что он сидит и никому не мешает. Затем попросите посидеть там же еще часика два, чтобы мы могли заняться с остальными детьми лепкой животного ,рисованием самолета и т.д.. Как правило, уже через несколько минут раздается вопрос: «А можно я тоже с вами?»
Источник