Развитие регионального туризма инвестиции
Цель. Анализ проблем и перспектив, связанных с привлечением инвестиций в развитие сферы туризма, и описание государственных механизмов создания или улучшения инвестиционного климата в регионах (на примере Республики Марий Эл).
Материалы и методы исследования. Методической и теоретической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных исследователей в области туризма, данные официальной статистики, нормативные правовые акты. Кроме этого, в работе отражен личный практический опыт авторов, полученный в ходе осуществления профессиональной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. По данным Росстата, за 2010 год (более «свежие» данные отсутствуют) объем туристских услуг, услуг гостиниц и аналогичных средств размещения, а также санаторно-оздоровительных услуг составил свыше 254,5 млрд рублей, или чуть более 5,2% от общего объема платных услуг, оказанных населению [4]. В то же время в статистике практически отсутствует информация об объеме инвестиций, вложенных предприятиями сферы туризма в развитие экономики ввиду несовершенства существующих статистических форм.
Статистическую информацию об объеме вложенных инвестиций исследователи могут получить на основе анализа данных в разрезе видов экономической деятельности. Так, из более чем 10,7 трлн рублей инвестиций, вложенных в Российской Федерации в 2011 году, на предприятия гостиничной и ресторанной сферы приходится 54,2 млрд рублей (или 0,5%), на предприятия, осуществляющие деятельность в сфере организации отдыха и развлечений, культуры и спорта — 212,4 млрд рублей (или почти 2%) [1].
Таким образом, суммарный вклад предприятий, осуществляющих деятельность в сфере туризма, в инвестиционную составляющую развития экономики составляет 266,6 млрд рублей (или 2,5%). Авторы статьи полагают, что для поступательного развития сферы туризма данных объемов явно недостаточно. В числе прочего проанализировать иные показатели, характеризующие инвестиционную составляющую сферы туризма на основе статистических данных, невозможно, поскольку они рассчитываются либо по основным отраслям промышленности, к которым туризм не относится, либо в разрезе регионов (при этом сферы не выделяются), либо по видовой структуре инвестиций, где также отсутствует распределение по видам экономической деятельности. Таким образом, основной проблемой, не позволяющей провести объективную оценку инвестиционной составляющей сферы туризма, авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, в т.ч. статистического характера, позволяющей потенциальным инвесторам ознакомиться с информацией об инвестиционной привлекательности сферы туризма. На взгляд авторов статьи, статистическая информация, доступная для свободного получения на официальных сайтах министерств и ведомств, курирующих вопросы развития сферы туризма (въездные и выездные потоки, количество реализованных путевок, количество размещенных в средствах размещения и пр.), не способна заинтересовать потенциальных инвесторов.
Еще одной проблемой в развитии инвестиционной составляющей сферы туризма авторы статьи считают отсутствие единой информационной базы, позволяющей потенциальному инвестору ознакомиться с материалами, необходимыми при реализации инвестиционных проектов (генеральный план размещения туристских объектов, требующих привлечения инвестиций, план местности, бизнес-план, информация о мощностях ресурсов и пр.) Не имея данной информации, инвестор вынужден искать ее самостоятельно. Таким образом, иногда инвестор при наличии финансовых средств и желания вложить их в развитие сферы туризма сталкивается с отсутствием информации о том, куда эти средства можно вложить.
Третьей важной проблемой в развитии инвестиционной привлекательности сферы туризма является создание благоприятного инвестиционного климата. С точки зрения государства, создание благоприятного инвестиционного климата возможно путем принятия нормативных правовых актов, способствующих привлечению инвестиций в развитие экономики. Это могут быть и налоговые льготы, и сокращение сроков согласования решений, и подводка инфраструктурных сетей, и субсидирование процентных ставок при реализации инвестиционных проектов, и другие меры. Существующие в Российской Федерации меры иногда не позволяют инвесторам начать строительство объектов по нескольку лет. Этот период времени уходит на согласование различных решений.
Кроме этого, авторы отмечают, что координацию деятельности в вопросах привлечения инвестиций в сферу туризма детально не осуществляет ни одно из существующих ведомств, хотя в современных условиях информация о строительстве и вводе в эксплуатацию туристских объектов требует упорядочения и специализированного подхода.
Принятые на федеральном и региональном уровне нормативно-правовые акты, направленные на развитие и поддержку сферы туризма, зачастую лишь констатируют факт строительства того или иного объекта туристской инфраструктуры коммерческой организацией и не учитывают меры государственной поддержки.
На фоне существующих проблем привлечение инвестиций в сферу туризма видится более чем перспективным направлением вложения частных и государственных инвестиций. В 2009 году в рейтинге конкурентоспособности сектора туризма и путешествий Всемирного экономического форума Россия заняла 59 место из 133 стран мира, при этом 5 место — по наличию природных туристских ресурсов мирового значения и 9 место — по наличию памятников культуры [3]. Кроме этого, специалисты отмечают, что экономическая эффективность от реализации туристских инвестиционных проектов выше, чем в иных отраслях экономики, даже несмотря на высокую капиталоемкость таких проектов.
Ситуация с инвестиционной привлекательностью в регионах Российской Федерации повторяет общероссийскую. Несмотря на высокий туристско-рекреационный потенциал, развитие сферы происходит достаточно медленно. Вложение инвестиций в сферу туризма происходит в основном в регионах, где туризм определен в качестве одного из приоритетных направлений развития экономики. Таких регионов в России меньшинство.
Авторы статьи предлагают рассмотреть состояние инвестиционной привлекательности региона на примере Республики Марий Эл, в которой в последние годы достигнут значительный прогресс в вопросах создания благоприятного климата для реализации инвестиционных проектов. В Республике Марий Эл приняты следующие основные нормативные правовые акты, регулирующие инвестиционную деятельность (в рамках данной статьи не будут рассмотрены нормативно-правовые акты, регламентирующие оказание финансовой поддержки ввиду их множества и различной ведомственной принадлежности).
1. Закон Республики Марий Эл от 13 мая 1997 г. № 23-З «О привлечении инвестиций в экономику Республики Марий Эл» определяет правовые, экономические и социальные условия привлечения в экономику Республики Марий Эл капитала российских и иностранных юридических и физических лиц, а также кредитов иностранных государств и направлен на обеспечение и защиту прав собственности субъектов инвестиционной деятельности, стимулирование производства, реструктуризацию экономики и создание новых рабочих мест.
2. Законом Республики Марий Эл от 2 августа 2011 года № 45-З «Об участии Республики Марий Эл в государственно-частном партнерстве» определены основы правового регулирования, цели, принципы и формы участия республики в ГЧП.
3. Законом Республики Марий Эл от 27 октября 2011 года № 59-З определены основные налоговые льготы и условия их применения для предприятий, реализующих инвестиционные проекты в сфере туризма (освобождение от налога на имущество, понижение налога на прибыль, снижение до 10% ставки при применении упрощенной системы налогообложения).
4. Закон Республики Марий Эл от 21 марта 2012 года № 17-З «Об инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл, осуществляемой в форме капитальных вложений» регулирует отношения в области инвестиционной деятельности и определяет формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений.
5. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 2 марта 2004 г. № 113-р «Об утверждении примерной формы инвестиционного соглашения между Правительством Республики Марий Эл и инвестором, реализующим инвестиционный проект на территории Республики Марий Эл», которым утверждена форма инвестиционного соглашения, заключаемого между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором. В соглашениях и других документах, заключаемых между Правительством Республики Марий Эл и частным инвестором, определяются конкретные мероприятия, объемы и источники финансирования, а также действия сторон при реализации каждого инвестиционного проекта. Это позволяет активизировать и скоординировать действия всех заинтересованных сторон при реализации инвестиционных проектов и дает право Правительству Республики Марий Эл осуществлять мониторинг хода реализации инвестиционного проекта, а частному инвестору — получить административную поддержку в реализации инвестиционного проекта. Таким образом, осуществляется сопровождение инвестиционных проектов до момента запуска предприятия или производства и решение в связи с этим текущих вопросов, связанных с реализацией проекта, а также содействие в получении разрешительной или иной документации, необходимой для его реализации.
6. Распоряжение Правительства Республики Марий Эл от 17 июня 2009 г. № 330-р «О формировании и ведении реестра свободных инвестиционных площадок в Республике Марий Эл», определяющее ведение реестра свободных инвестиционных площадок (свободных объектов, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и пригодных для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения), который размещается для свободного доступа на сайте Правительства республики.
7. Постановление Правительства Республики Марий Эл от 28 апреля 2010 г. № 110, которым утверждена республиканская целевая программа «Развитие инвестиционной деятельности в Республике Марий Эл в 2010—2014 годах». В 2011 году в рамках указанной программы для потенциальных инвесторов подготовлен справочник «Инвестиционные возможности Марий Эл» на русском и английском языках, материалы которого размещены для свободного доступа на официальном интернет-портале Республики Марий Эл, а также изданы в электронном виде [2].
Для привлечения потенциальных инвесторов осуществлялось формирование и ведение реестра свободных инвестиционных площадок, предлагаемых для использования в инвестиционных целях и для размещения объектов производственного, торгового и иного назначения. Информация для свободного доступа также размещалась на информационных ресурсах Правительства республики.
Также осуществлялась организация приема представителей иностранных государств и потенциальных инвесторов с целью определения перспектив и возможности реализации новых инвестиционных проектов на территории республики.
8. Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 29 декабря 2009 года № 306 «Об утверждении Положения об аренде земельных участков, находящихся в собственности Республики Марий Эл» определено взимание арендной платы за землю при реализации инвестиционного проекта по минимальной ставке — 0,01% от кадастровой стоимости земельных участков, применяемых для расчета арендной платы.
Реализация инвестиционных проектов на территории Республики Марий Эл осуществляется по следующим принципам.
- Реализация инвестиционных проектов на условиях частно-государственного партнерства.
- Сочетание стратегического подхода и оперативного реагирования на происходящие изменения и общие тенденции развития экономики.
- Обеспечение сбалансированности развития промышленного комплекса, развития инженерной инфраструктуры на территории Республики Марий Эл, а также объектов социально-бытового назначения.
- Активное позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона на российском, межрегиональном и международном уровнях.
- Создание Правительством Республики Марий Эл условий, с одной стороны, направленных на снижения издержек на ведение бизнеса на территории республики, с другой стороны — на снижение инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций.
Общие условия реализации инвестиционной политики Правительства Республики Марий Эл формируются путем:
- снижения издержек на ведение в регионе бизнеса, в частности:
— проведения земельной политики (создание полноценных имущественных комплексов путем формирования земельных участков);
— развития рыночной инфраструктуры, в т.ч. поддержки малого и среднего предпринимательства, инновационной деятельности и др.;
— создания благоприятной налоговой и инвестиционной политики (предоставление налоговых льгот и государственной поддержки в реализации инвестиционных проектов в соответствии с действующим законодательством);
— административной поддержки инвестиционных проектов и др.
- снижения инвестиционных рисков, связанных с вложением инвестиций, в частности:
— повышения эффективности управления, планирования экономики и повышения уровня принимаемых управленческих решений (на основе методов индикативного управления, ориентации всех элементов системы на достижение конкретных целей, внедрения программно-целевого метода реализации целевых программ и др.);
— формирования открытой информационной среды (использование современных технологий распространения информации, Internet, возможностей СМИ, позиционирование Республики Марий Эл как инвестиционно привлекательного региона и др.);
— поддержания стабильного политического климата;
— развития межрегиональных и международных связей, межотраслевой кооперации и др.
Выводы (заключение). Итогом проведенного анализа является выявление основных проблем и тенденций в вопросах развития инвестиционной привлекательности сферы туризма, в т.ч. на региональном уровне. Кроме этого, авторами на примере Республики Марий Эл описан положительный опыт создания благоприятного климата для инвесторов с точки зрения мер государственной поддержки инвестиционных инициатив. Систематизация описанной информации создает предпосылки для разработки исследователями новых методических подходов к эффективному управлению сферой туризма, а также позволяет использовать ее органами государственной власти при подготовке управленческих решений, что подтверждает научную и практическую значимость проведенного исследования.
Рецензенты:
- Катков Н.С., д.э.н., профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
- Царегородцев Е.И., д.э.н, профессор кафедры экономической кибернетики Марийского государственного университета, г. Йошкар-Ола.
Источник
Инвестиции как фактор развития регионального туризма
В статье рассмотрены основные проблемы и перспективы инвестиционного развития туристической отрасли Южного региона. Описываются также основные тенденции развития инвестиционной деятельности в туристической отрасли.
Ключевые слова: инвестиции, иностранный капитал, туризм и гостиничный бизнес, туристический кластер.
Роль индустрии туризма в структуре экономики России неуклонно возрастает. Туризм динамично развивается, показывая не только высокие темпы роста, но и стремление к глубоким качественным преобразованиям. В настоящее время привлечение инвестиций в туристскую сферу — вопрос ее выживания. От понимания логики инвестиционных процессов зависит адекватность практических инвестиционных решений, принимаемых на различных этапах инвестиционного процесса. Один из самых важных и ответственных этапов данного процесса — это выбор предприятия, в которое будут вложены инвестиционные ресурсы. На выбор объекта инвестирования в основном влияет такая категория, как инвестиционная привлекательность предприятия.
Согласно данным Всемирной туристской организации, на протяжении последних десятилетий отмечается постоянный рост объемов российских туристов в иностранных государствах. В среднем приток российских туристов на иностранные курорты возрастает на 3-4% в год, несмотря на происходящие время от времени мировые и региональные кризисы. Таким образом, создается проблема эффективности российского туризма в рамках внутреннего и внешнего рынка туризма [11].
Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, пока занимает незначительное место на мировом туристском рынке: ее доля составляет около 1% мирового туристского потока. Несмотря на приоритетное развитие внутреннего, въездного и социального туризма, как это провозглашается в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24 ноября 1996 г, в нашей стране пока преобладает рынок выездного туризма [8, 12].
Таким образом, несмотря на существенные меры, которые в последние годы были предприняты Правительством Российской Федерации для стабилизации туристской отрасли, темпы развития туризма в России оставляют желать лучшего. В индустрии туризма Краснодарского края на сегодняшний день еще не сложилась эффективная система рыночных отношений, налицо неразвитая инфраструктура, низкий уровень сервиса, несмотря на достаточно большой выбор предложений в сфере туризма.
Вместе с тем заинтересованность в развитии туризма, как в органах власти, так и в различных кругах бизнеса, обусловлена двумя основными причинами. Во-первых, сам по себе бизнес в сфере оказания туристских услуг характеризуется достаточно высокой доходностью. Во-вторых, туристский бизнес вовлекает в свою деятельность организации смежных отраслей экономики, например, гостиницы, санатории, пансионаты, базы отдыха, учреждения культуры и досуга, предприятия общественного питания, транспортные и ремонтно-строительные компании, рекламные агентства, предприятия связи и другие. Инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников ее финансирования [1,4].
Различают такие типы инвестиций как: прямые, или реальные, портфельные, инвестиции в нематериальные активы, инвестиции в человеческий капитал, инновационные инвестиции, венчурные технологические инвестиции [1, 3, 7].
На уровне отдельной туристической организации инвестиции представляют собой финансовые вложения на определенный срок в различные инструменты для достижения индивидуальных целей инвесторов. Инвесторов классифицируют по степени коммерческого риска, на который они готовы идти в данном конкретном случае. Различают собственно инвестора — посредника в инвестиционной деятельности, аккумулирующего чужие финансовые средства и направляющего их в капиталовложения на условиях минимального риска. В качестве инвесторов выступают банки, инвестиционные фонды, страховые компании, финансово-промышленные группы 2.
Для любого туристического предприятия каждый инвестор ассоциируется с определенным размером либо потоком финансовых вложений. При этом вкладываться могут как заемные, так и собственные средства. Главными анализируемыми показателями на данном уровне инвестиционной деятельности являются: ожидаемая прибыль (доходность инвестируемых средств); сроки окупаемости инвестиций; права инвестора на управление инвестируемым предприятием; степень коммерческого риска инвестора. С оптимизацией всех этих условий инвестиционного процесса связаны пути и темпы развития любого туристского предприятия [4, 5, 7].
В настоящее время правительство страны приняло решение об обеспечении объектов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея внешней энергетической, транспортной и инженерной инфраструктурой, включая строительство новых и реконструкцию действующих аэропортов. При этом определены источники финансирования указанных мероприятий, а также обеспечено внесение изменений в инвестиционные программы естественных монополий. Запущены в эксплуатацию первые объекты Северокавказского туристического кластера: канатная дорога и две горнолыжные трассы на курорте Архыз. Массовый запуск первых очередей туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея состоится к горнолыжному сезону 2014-2015 годов [10, 12].
На всех территориях, входящих в туристический кластер Юга России, ведутся работы по базовому инжинирингу: осуществляет разработку эскизных проектов, документации территориального планирования, архитектурных концепций, проводит изыскательские работы. Начались проектные работы по первым пусковым комплексам как минимум трех курортов: Лагонаки, Матласа и Мамисона. На этих площадках уже выполнены работы по инвентаризации земельных участков, межевые работы. На территориях Каспийского прибрежного кластера (Дагестан), особой экономической зоны (ОЭЗ) Архыз (Карачаево-Черкесская Республика), ОЭЗ Цори и Армхи (Республика Ингушетия) -завершились кадастровые и межевые работы. Земельные участки, расположенные на территории особых экономических зон, будут переданы в управление и распоряжение Министерства экономического развития России. Общая площадь особых экономических зон оценивается ориентировочно в 333 тысяч гектар [10, 12].
Причины, обусловливающие необходимость инвестиций, могут быть разными. Они подразделяются, в основном, на три вида:
— обновление имеющейся материально-технической базы (внедрение современных систем бронирования или улучшение оборудования в номерах (кондиционеры, сантехника и пр.) для повышения класса обслуживания в гостиницах и ресторанах);
— наращивание объемов продаж и услуг в туризме;
— освоение новых видов деятельности (выход на рынок туристской индустрии с новым турпродуктом или новым видом услуг) [2, 5, 8].
Гораздо более выгодным способом получения средств коммерческой организацией является привлечение средств индивидуальных и институциональных инвесторов. Таким образом, для привлечения дополнительных финансовых ресурсов организация должна обладать высоким уровнем инвестиционной привлекательности, достаточным для того, чтобы убедить инвесторов вложить в нее свои деньги [2, 3, 9].
На сегодняшний день для любой принимающей страны отсутствует единая концепция в зарубежной литературе, позволяющая оценить эффект иностранного инвестирования. Однако отмечается основной положительный тренд влияния иностранного капитала на национальную экономику: это содействие экономическому росту страны, которое выражается в активизации деятельности национального капитала, усилении инвестиционных процессов, а также формирование новых тенденций в развитии национальной экономики. Это выражается в: ускорении технического прогресса за счет применения новых технологий, перенесении опыта развитых рыночных отношений во взаимоотношении с рынком страны-импортера капитала, а также совершенствовании структуры национальной экономики с ориентацией ее на современные сферы и отрасли производства для более эффективного использования всех национальных трудовых и природных ресурсов.
Рассмотрим инвестиции в основной капитал по формам собственности (табл. 1).
Таблица 1. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по формам собственности, миллиардов рублей (в фактически действовавших ценах)
2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Инвестиции в основной капитал — всего | 2865,0 | 3611,1 | 4730,0 | 6716,2 | 8781,6 | 7976,0 | 9152,1 | 10776,8 |
в том числе | ||||||||
российская собственность | 2389,8 | 2909,0 | 3861,3 | 5580,7 | 7358,9 | 6795,6 | 7886,6 | 9577,5 |
в том числе | ||||||||
государственная собственность | 489,3 | 677,7 | 828,3 | 1190,8 | 1589,6 | 1537,3 | 1577,1 | 1722,6 |
из нее | ||||||||
федеральная собственность | 289,4 | 369,1 | 474,1 | 680,4 | 908,7 | 957,3 | 1000,5 | 1080,4 |
собственность субъектов Федерации | 199,8 | 308,6 | 354,1 | 509,6 | 677,4 | 573,7 | 565,0 | 623,2 |
муниципальная собственность | 119,2 | 137,6 | 197,5 | 298,1 | 380,1 | 288,9 | 294,5 | 313,5 |
частная собственность | 1331,6 | 1623,1 | 2249,6 | 3336,9 | 4490,6 | 4405,4 | 5213,9 | 6146,3 |
смешанная российская собственность (без иностранного участия) | 445,3 | 465,6 | 579,5 | 746,1 | 887,6 | 556,2 | 683,0 | 1211,8 |
собственность потребительской кооперации | 2,1 | 2,5 | 2,6 | 3,4 | 3,2 | 2,7 | 3,0 | 2,3 |
собственность общественных объединений (организаций) | 2,3 | 2,5 | 3,8 | 5,4 | 7,8 | 5,1 | 4,0 | 2,9 |
собственность государственных корпораций | 111,1 | 178,1 | ||||||
иностранная собственность | 196,2 | 298,4 | 367,3 | 476,8 | 655,7 | 545,0 | 537,8 | 581,0 |
совместная собственность | 279,0 | 403,7 | 501,4 | 658,7 | 767,0 | 635,4 | 727,7 | 618,3 |
Источник: http://www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы го сударственной статистики [13].
Анализ данных таблицы 1 показывает, что инвестиции в гостиничный бизнес отличаются от инвестиций в строительство торговой и офисной недвижимости сравнительно низкой доходностью, но вместе с тем и высокой надежностью и стабильностью, что является немаловажным для некрупных инвесторов. Для этой группы инвесторов могут быть интересны малые гостиницы.
Позитивным аспектом влияния иностранного инвестирования на национальную экономику является воздействие на повышение экономического роста путем повышения уровня инвестиционной активности. Иностранные инвестиции восполняют частично инвестиционный пробел в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов в экономике страны, а также повышают рост инвестиционной активности, что ведет к росту ВНП страны [7, 12].
В зависимости от национальных приоритетов развития следует соблюдать разумное сочетание открытости и протекционизма, а также иметь строго дифференцированный и структурированный подход к иностранному инвестированию при формировании политики привлечения иностранных инвестиций для минимизации отрицательного воздействия на национальную экономику. Следует также отметить, что иностранное инвестирование (как и внутреннее) способно вызвать рост не только туристской отрасли, но и сопряженных отраслей в силу мультипликационного эффекта. Иностранные инвестиции служат основой в «новом» развитии для национальной экономики: в стране-импортере формируется новый тип рабочей силы, работники приспосабливаются к новым условиям труда; создаются новые рабочие места; доля занятости за счет зарубежных инвестиций достигает значительной величины [5-9, 11].
Рассмотрим инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования в таблице 2.
Таблица 2. Инвестиции в основной капитал в Российской Федерации по источникам финансирования, миллиардов рублей (в фактически действовавших ценах)
2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Инвестиции в основной капитал | 2893,2 | 3809,0 | 5217,2 | 6705,5 | 6040,8 | 6625,0 | 8445,2 |
в том числе по источникам финансирования: | |||||||
собственные средства | 1287,2 | 1603,6 | 2105,0 | 2648,6 | 2243,3 | 2715,0 | 3539,5 |
прибыль, остающаяся в распоряжении организации (фонд накопления) | 587,3 | 759,6 | 1010,1 | 1235,4 | 963,7 | 1130,7 | 1508,5 |
амортизация | 605,5 | 729,6 | 920,0 | 1161,3 | 1101,4 | 1359,0 | 1723,2 |
привлеченные средства | 1606,0 | 2205,4 | 3112,2 | 4056,9 | 3797,5 | 3910,0 | 4905,7 |
из них | |||||||
кредиты банков | 235,6 | 364,2 | 544,0 | 791,9 | 621,5 | 595,8 | 725,7 |
в том числе кредиты иностранных банков | 27,9 | 59,2 | 86,9 | 198,1 | 195,2 | 150,0 | 149,4 |
заемные средства других организаций | 171,1 | 227,0 | 370,4 | 413,5 | 445,3 | 404,7 | 485,8 |
бюджетные средства | 589,2 | 769,2 | 1119,0 | 1404,7 | 1324,1 | 1294,9 | 1622,0 |
в том числе | |||||||
средства федерального бюджета | 202,2 | 267,4 | 431,3 | 537,9 | 691,8 | 661,9 | 855,1 |
средства бюджетов субъектов Федерации | 356,1 | 446,4 | 611,1 | 759,5 | 552,8 | 542,8 | 665,7 |
средства внебюджетных фондов | 15,6 | 19,8 | 27,3 | 23,7 | 16,2 | 21,0 | 18,2 |
прочие | 594,5 | 825,1 | 1051,5 | 1423,1 | 1390,4 | 1593,6 | 2054,0 |
Источник: http://www.gks.ru — официальный сайт Федеральной службы го сударственной статистики [13].
По данным таблицы 2 можно сделать вывод о том, что иностранное инвестирование способно оказать позитивное воздействие на состояние туристской отрасли в Краснодарском крае при формировании стратегии приема иностранных инвестиций в интересах развития национальной экономики. Таким образом, при сочетании протекционизма и либерализации внешнеэкономических связей иностранное инвестирование выступает в роли катализатора инвестиционных процессов в экономике. Иностранное инвестирование туризма в Краснодарском крае, развитие сотрудничества с зарубежными партнерами играют важную роль в освоении накопленного ими опыта управления, маркетинга, подготовки кадров, внутрифирменной организации. Иностранные инвестиции должны направляться, прежде всего, в развитие туристской инфраструктуры края, повышение уровня сервиса по отношению к ценам [5-6, 11].
Мы должны отдать должное иностранному инвестированию российского туризма, однако, необходимо подчеркнуть, что иностранные инвестиции должны соотноситься с уровнем внутреннего инвестирования. При соблюдении этого условия иностранные инвестиции оказывают стимулирующее воздействие на развитие туризма. Мировой опыт показывает, что объем прямых иностранных инвестиций практически никогда не превышает 12-15% общего объема инвестиций в национальную экономику [8, 12].
На наш взгляд, как правительству Краснодарского края, так и бизнес-структурам, которые заинтересованы в развитии туризма на территории региона, крайне важно и необходимо прилагать максимальные усилия в позиционировании края как благоприятного для ведения туристской деятельности, открытого для сотрудничества в профильном бизнесе. Этому может способствовать открытие школ менеджмента для персонала, открытие туристских представительств на территории стран Черноморского побережья, рекламные кампании, направленные на повышение интереса иностранного потребителя к возможности отдыха на Юге России с учетом изменения уровня качества и подхода к сервису, развитие сувенирного бизнеса и распространение соответствующей продукции за рубежом.
Следует отметить важность комплексного развития туристской инфраструктуры Краснодарского края, включающей в себя не только средства размещения, но и туристские достопримечательности, транспорт, в том числе прокат автомобилей, дороги, автостоянки, аэропорты, предприятия питания, сувенирную продукцию, средства связи.
Иностранное инвестирование туризма в Краснодарском крае имеет преимущества в получении прямых потоков капитала, что стимулирует благоприятное воздействие иностранных инвестиций на экономику туризма в целом; увеличение экспорта принимающей страны (усиление потока въездного туризма); стабилизация потребности в импортных товарах (выравнивание загрузки объектов внутреннего и социального туризма). Рост местного туристического предпринимательства, развитие предприятий местной инфраструктуры туризма, увеличение международной конкурентоспособности принимающей страны, рост уровня занятости населения, повышение жизненного уровня населения, а также повышение культурного уровня населения, повышение квалификации трудовых ресурсов, возможность привлечения высококвалифицированного персонала, приобретение управленческих и технологических ноу-хау все это также является преимуществом региона.
Создание эффективного и конкурентоспособного туристского комплекса региона — главная цель работы в этом направлении. В результате проведенной нами оценки степени эффективности работы в сфере туризма выделяют 5 основных проблем, сдерживающих развитие рыночной системы туризма:
1. Тенденция к монополизации. Неустойчивость рыночной системы порождает стремление производителя туристских услуг, в целях получения максимальной прибыли, подавить конкурентов. Туристские фирмы, только обладающие большими объемами продаж, посредством распространенных рисковых форм их сотрудничества с поставщиками туристических услуг, способны приобретать необходимые ценовые преимущества.
2. Неравномерное наполнение информационного поля в рыночной среде. Информация (как идущая от потребителей, так и от поставщиков и розничных продавцов) имеет первоочередное значение. Однако в сфере туризма она распространяется неравномерно, порой бывает эксклюзивной — доступной только некоторым туроператорам. Неравномерность распространения информации приводит к тому, что некоторые субъекты туристического рынка, располагающие большими возможностями, получают преимущество перед другими в принятии соответствующих рыночной ситуации решений.
3. Неспособность к установлению социально приемлемых границ неравенства в распределении доходов. Рыночная система имеет тенденцию к концентрации богатства на одном полюсе и бедности на другом, так как туристский рынок нейтрален к моральным требованиям и распределяет блага в зависимости от того, кто и сколько готов заплатить, а доходы субъектов рынка обычно являются результатом капитализации ранее полученных прибылей.
4. Неспособность рынка к устранению внешних эффектов (экстерналий). Экстерналии — дополнительные выгоды или издержки, возникающие как побочный эффект от деятельности других лиц или организаций. Примером негативного воздействия экстерналий является снижение посещаемости санатория, рядом с которым проложили железную дорогу.
5. Неспособность рынка к контролю качества предлагаемого турпродукта. Контроль качества в туристской сфере необходим, так как качество туристских услуг является категорией непостоянной, а сами туруслуги, имеющие определенную длительность во времени, не подлежат обмену или возврату (ничем не заменить испорченный отдых). Туристская сфера в России, в том числе и в Краснодарском крае, по количеству подаваемых претензий и рекламаций недовольных клиентов уступает только финансово-страховой [10].
Несмотря на то, что инвестиционная деятельность в сфере туризма является одним из основных источников ее финансирования, вместе с тем практически не изучены особенности комплексной оценки инвестиций на предприятиях туризма в целом, как единой социально-экономической системы. В то же время туризм (его инфраструктура), будучи важным фактором развития цивилизации, который объединяет государства и континенты, нуждается в обоснованном, профессиональном и эффективном управлении инвестициями. Владение современными методами экономической оценки выбираемых решений, учитывающих особенности функционирования и развития предприятий туризма, необходимо для выработки правильной инвестиционной политики в этой сфере [4, 5].
В сфере туризма инвестиции означают использование финансовых ресурсов в форме долгосрочных вложений капитала (на срок более одного года), как внутри страны, так и за границей, с целью получения желаемой величины прибыли от вложенных средств. Инвестиции в туризме — это процесс создания с помощью капитала новых туристских объектов, а также модернизация или реконструкция существующих, способных производить и оказывать определенные виды туристской продукции (туристских услуг). Инвестиции обеспечивают процесс материализации идей по созданию новых туристских объектов, способных производить и оказывать туристские услуги в большем объеме при улучшении качества обслуживания туристов. Инвестиции становятся таковыми, если имеются спрос и предложение на инвестиции, интересы продавцов и покупателей, а также других участников инвестиционного процесса совпадают, то есть имеет место баланс интересов. При соблюдении этих условий инвестиции в сферу туризма будут выгодны как участникам бизнеса, связанного с туризмом (отели, рестораны, туристские фирмы), так и туристам [6, 9].
В качестве формальных целей инвестирования могут выступать стремление к росту прибыли, увеличению масштабов производства (деятельности), стремление к власти и престижу в обществе, решение социально-экологических проблем, сохранение или увеличение рабочих мест Эти цели, зачастую, бывают нечетко определены, не скоординированы по приоритетности либо не проверены на предмет возможности их реализации. Поэтому важно из целей формальных сформулировать реальные цели инвестирования с установлением конкретных целевых показателей. Например, такая формальная цель, как увеличение прибыли, должна быть конкретизирована в виде ряда показателей, по которым можно будет определить степень ее достижения. В частности, это могут быть показатели средней величины прибыли за ряд лет, либо чистой прибыли, либо иные показатели, характеризующие прибыль от инвестирования [4, 7, 9].
Структуризация факторов по влиянию на туристский бизнес позволяет понять, из чего складывается инвестиционная политика в эту сферу деятельности. Все факторы, влияющие на инвестиционную деятельность предприятий туризма, можно дифференцировать на объективные и субъективные, внешние и внутренние. Объективные факторы не зависят от деятельности государства (правительства) и туристского предприятия, например, наводнение, землетрясение и другие стихийные бедствия [7, 9].
Субъективные факторы полностью зависят от деятельности государства и самого субъекта хозяйствования. Внешние факторы оказывают существенное влияние на выбор форм инвестирования, наиболее значимыми являются темпы инфляции и процентные ставки на финансовом рынке, природные, политические факторы. К внутренним факторам можно отнести:
— размеры (масштабы) туристского предприятия; финансовое состояние туристского предприятия;
— функциональную направленность;
— научно-техническую политику туристского предприятия;
— инвестиционную политику;
— организационно-правовую форму хозяйствования.
Однако сами по себе инвестиции не являются достаточным фактором успешного развития и реализации инвестиционного проекта. Важно, как прогнозируются и планируются инвестиции, как организуется инвестиционный процесс, куда территориально направляются инвестиции, на какие цели и во что вкладываются средства, кто является инвестором и кто реализует проект. Важен весь инвестиционный процесс от начала до конца: предварительный анализ инвестиционного проекта, его мониторинг и коррекция в процессе выполнения, его завершение [7, 9].
Таким образом, инвестиции являются необходимым фактором развития туристской отрасли, создания современного конкурентоспособного туристического комплекса, обеспечивающего широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристских услугах.
Список литературы
1. Балабанов И.Т., Балабанов А.И. Экономика туризма: — М.: Финансы и статистика, 2007. 176 с.
2. Бланк И.А. Основы инвестиционного менеджмента [В 2-х т.]. Т.1 / И.А. Бланк. Киев: Ника-Центр: Эльга-Н, 2004. 536 с.
3. Гуляев В.Г. Туризм: экономика и социальное развитие. М.: Финансы и статистика, 2009. 304 с.
4. Жданов В.П. Инвестиционные механизмы регионального развития. Калининград. БИЭФ, 2006. 355 с.
5. Жукова М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. М.: Финансы и статистика, 2008. 200 с.
6. Квартальнов В.А. Туризм: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2008. 256 с.
7. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. М.: Финансы и статистика, 2008. 144 с.
8. Колмыкова Т.С. Инвестиционный анализ: Учеб. пособие / Т.С. Колмыкова. М.: ИНФРА-М, 2009. 204 с.
9. Купер К., Флетчер Д., Гильберт Д. Экономика туризма: теория и практика. СПб.: СПбГИА, 2008. 200 с.
10. Пахолков Н.А, Орлова B.C. Инновационная модель активизации и регулирования регионального рынка туристских услуг // Инновации. 2009 (Январь). С.70-74.
11. Официальный сайт Министерства курортов и туризма Краснодарского края — URL: http://www.kurortkuban.ru.
12. Портал исполнительных органов государственной власти Краснодарского края — URL: http://www.krasnodar.ru.
13. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики — URL: http://www.gks.ru.
Ten Stanislav Borisovich. Investment as a Factor in the Development of Regional Tourism
The article describes the main problems and prospects of the investment development of the tourism sphere of the Southern region. It also describes the major trends in the development of investment activity in the tourism sphere.
Keywords: investment foreign capital, tourism and hospitality, tourism cluster.
Источник