РЕФЕРАТ ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Реферат Оболенской | 51.02 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
«КИСЛОВОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
ТЕМА: ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ТРУДА. СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
Выполнил: преподаватель хирургии
- Введение
- Понятие индивидуального стиля деятельности преподавателя и его функциональные компоненты.
- Классификация индивидуального стиля педагогической деятельности.
- Стили педагогического общения.
- Заключение.
- Список учебной литературы.
Современный педагогический процесс — явление многогранное, отражающее сложности и противоречия общественной жизни. Проблемы, возникающие в этом процессе, все менее поддаются решению привычными способами. Опыта и обыденных знаний недостаточно, и становится необходимым обращение к научно-педагогическим знаниям.
Но успех в практике невозможен без умения осмысливать собственную деятельность с научных позиций. Сегодня эта истина актуальна как никогда. Если учитель не хочет сбиться с курса в океане различных нововведений, технологий, учебников и других материалов, который разливается все шире, грозя затопить тех, кто не успел обзавестись современными «плавсредствами», ему не обойтись без науки. Разработка проблемы формирование индивидуального стиля педагогической деятельности учителя представляет собой одну из самых привлекательных проблем научной педагогики.
Успехи в обучении и воспитании детей определяются множеством факторов, каждый из которых является достаточно весомым, и пренебрежение этими факторами неизбежно ведет к неудаче. Методика обучения и воспитания, возрастные особенности детей, уровень их развития являются несомненно важными факторами успешности обучения. Кроме перечисленных, одним из важных факторов детского развития является сам педагог, который берет на себя роль учителя и воспитателя. В этом исследовании мы обсудим то, что касается личности педагога, его профессиональной деятельности, требований, предъявляемых к нему, и путей профессионального самосовершенствования.
Профессиональный педагог—это единственный человек, который большую часть своего времени отводит на обучение и воспитание детей. Остальные взрослые люди, включая родителей ребенка, заняты своими профессиональными проблемами и домашними заботами и не могут много времени уделять детям. Если бы обучением и воспитанием детей не занимались педагоги, то через несколько поколений общество прекратило бы свое развитие. Новое поколение людей оказалось бы просто недостаточно подготовленным для того, чтобы поддерживать социальный, экономический и культурный прогресс.
В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, которая требует особого внимания, и там, где его место занимают недостаточно профессионально подготовленные люди, в первую очередь страдают дети, причем потери, которые здесь возникают, обычно невосполнимы. Это требует от общества создания таких условий, чтобы среди учителей и воспитателей оказывались люди, которые наиболее подготовлены интеллектуально и морально к работе с детьми, а это по плечу далеко не каждому человеку.
Рассмотрение индивидуального стиля педагогической деятельности важно по ряду мотивов: прежде всего оно имеет методологическое значение для теории и практики воспитания и обучения школьников, наиболее рационального построения и организации процесса обучения, позволяет глубже понять саму проблему индивидуального стиля деятельности преподавателя. Сегодня одно из наиболее важных в профессиональной подготовке учителей становится проблема формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
Объект исследования – структура личности и педагогическая деятельность учителя. Предмет исследования — особенности проявления и процесса формирования индивидуального стиля педагогической деятельности учителя. Цель нашей работы – охарактеризовать особенности проявления индивидуального стиля педагогической деятельности учителя и выявить особенности процесса его формирования. В соответствии с целью нашей работы мы ставим перед собой следующие задачи: показать место индивидуального стиля в структуре личности преподавателя; выявить особенности проявления индивидуального стиля руководства и педагогического общения; выделить основные типы индивидуального стиля педагогической деятельности; выявить особенности процесса становления и коррекции индивидуального стиля деятельности и общения преподавателя.
Понятие индивидуального стиля деятельности преподавателя и его функциональные компоненты.
И ндивидуальный стиль деятельности преподавателя Л.Н. Макарова в своих научных трудах определяет как интегральную динамическую характеристику индивидуальности, представляющую собой относительно-устойчивую открытую саморегулируемую систему взаимосвязанных индивидуально-своеобразных действий и определяющую специфику взаимодействия преподавателя со студентами в процессе педагогической деятельности.
Интегральность связана с тем, что преподаватель рассматривается как индивида, личность и субъекта деятельности. Саморегуляция означает определяющую роль внутренних потенций преподавателя, а открытость – неизбежное влияние среды образовательного учреждения. Признак “относительной устойчивости” проявляется в том, что индивидуальные качества, цели и условия педагогической деятельности характеризуются у преподавателя некоторой типичной определенностью, повторяемостью. Завершенность и уравновешенность являются атрибутивными характеристиками стиля деятельности, иначе нельзя выделить среди объединения разнообразных признаков педагогической деятельности преподавателя стилеобразующие черты. Относительность связана с тем, что стиль может изменяться, развиваться, корректироваться.
И ндивидуальный стиль педагогической деятельности является, с одной стороны, важнейшей категорией профессионально-педагогической культуры преподавателя, ее составной частью, а с другой – динамической итоговой системой ее конкретных проявлений, то в нем должны реализовываться функции профессионально-педагогической культуры. Кроме этого существует ряд специфических функций, рассмотрение которых необходимо для целостного восприятия функциональных компонентов.
Исходя из вышесказанного, к данным функциям можно отнести информативно-гносеологическую, оценочно-прогностическую, регуляторно-коррекционную, профессионально-гуманистическую, организационно- коммуникативную, образовательно-технологическую, личностно- воспитательную и креативно-развивающую.
Информативно-гносеологическая функция обеспечивает овладение знаниями и заключается в изучении и осознании преподавателем своих индивидуально-психологических особенностей, уровня профессионализма, умений и навыков в конкретной деятельности; в целостном представлении преподавателя о современных педагогических ценностях и их влиянии на изменение профессиональной деятельности, о путях ее освоения; в выявлении у себя направленности на научную или педагогическую деятельность; в целенаправленном отборе и систематизации знаний о субъектах образовательного процесса в вузе.
Оценочно-прогностическая функция тесно связана с информативно-гносеологической и включает в себя практический анализ преподавателем эффективности и ндивидуального стиля педагогической деятельности за счет соотношения самооценки и экспертной оценки своей педагогической деятельности, прогнозирование возможных направлений изменения стиля с использованием новых приемов и способов деятельности.
Регуляторно-коррекционная функция связана со стремлением преподавателя к тем или иным профессиональным ценностям, выполняет адаптационно-компенсаторно-корректировочные действия и направлена на уменьшение субъективных и объективных противоречий между внутренними и внешними факторами, влияющими на развитие и ндивидуального стиля педагогической деятельности; на поддержание равновесия в стиле-системе; на выбор возможных вариантов развития индивидуального стиля.
В.А. Сластенин считает, что атмосфера обращенности к человеческой личности должна проникать во все структуры педагогического процесса, обеспечивая его ориентацию на гуманитарное развитие студентов. Следовательно, профессионально-гуманистическая функция и ндивидуального стиля педагогической деятельности должна утверждать ценность студента как личности, создавать условия для развития его способностей, формировать у него профессионально-нравственные отношения, такие качества, как интеллигентность, самостоятельность, инициативу, справедливость и т. д.
Гуманистическая направленность и ндивидуального стиля педагогической деятельности связана с индивидуальным становлением студентов, формированием их профессионального «Я». Педагогический процесс не существует без организационно-коммуникативной функции, вне общения между обучающимися и обучаемыми, вне постоянного обмена информацией. Данная функция реализует действия преподавателя, связанные с взаимодействием со студентами и коллегами, целесообразными взаимоотношениями, а также создает необходимый информационный поток в процессе развития и ндивидуального стиля педагогической деятельности . Чем выше у преподавателя уровень педагогической культуры, тем больше его стиль соответствует требованиям профессиональной этики, целям совместной деятельности, конкретной ситуации.
Образовательно-технологическая функция и ндивидуального стиля педагогической деятельности заключается в сознательном овладении будущим специалистом системой знаний, умений и навыков в интересах личности и общества. Эффективная реализация данной функции зависит от уровня профессиональной подготовки преподавателя (специальной, дидактической, технологической); уровня готовности и мотивированности обучающихся к овладению профессией; соответствия индивидуально-психологических особенностей преподавателей и студентов и др.
Личностно-воспитательная функция и ндивидуального стиля педагогической деятельности связана с воспитательной деятельностью преподавателя вуза, и хотя в последнее время акцент педагогической деятельности сместился на учебно-методическую работу, следует помнить, что личность не формируется «по частям». Преподаватель образовательного учреждения влияет на становление будущего специалиста силой своего авторитета, эрудицией, профессионализмом, нравственными качествами, силой индивидуальности.
Креативно-развивающая функция и ндивидуального стиля педагогической деятельности преподавателя состоит в творческом характере педагогической деятельности, направленном на осознание и преобразование себя в окружающей среде: преподаватель познает себя и творит свой стиль, самообогащается и самосовершенствуется, создает условия для творческой самореализации в соответствии с изменившимися внутренними и внешними условиями. Креативно-развивающая функция представляет собой одну из центральных линий развития и ндивидуального стиля педагогической деятельности , именно она позволяет преподавателю проявить свою индивидуальность и уникальность. Творческая уникальность представляет собой индивидуальное своеобразие педагога, которое формируется в процессе его собственной профессионально-творческой активности. При этом и создается продукт творчества – и ндивидуальный стиль преподавателя , и развивается сам педагог.
Необходимо отметить следующую особенность функциональных компонентов и ндивидуального стиля педагогической деятельности : поскольку мы рассматриваем и ндивидуальный стиль преподавателя как в позитивных, так и в негативных аспектах, следовательно, и функции, исследуемые нами, могут или не реализовываться в индивидуальном стиле конкретного педагога, или реализовываться частично. Развитие и ндивидуального стиля педагогической деятельности по самой своей сути содержит в себе возможность разных вариантов. Ни его процесс, ни его результаты не являются однонаправленными, ведущими к одному и тому же конечному состоянию; пластичность, способность к изменению сохраняется, хотя в разной степени, на протяжении всей профессиональной деятельности преподавателя. Несовершенный индивидуальный стиль педагогической деятельности преподавателя является внешним показателем низкого уровня его профессионально-педагогической культуры, говорит о необходимости разработки системы мер, направленных на создание условий для саморегуляции стиля с целью его оптимизации.
Источник
Курсовая работа: Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта
Название: Индивидуальный стиль деятельности и применение чужого педагогического опыта Раздел: Рефераты по педагогике Тип: курсовая работа Добавлен 06:56:04 06 ноября 2010 Похожие работы Просмотров: 1775 Комментариев: 13 Оценило: 3 человек Средний балл: 4.7 Оценка: неизвестно Скачать | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
№ | Вопросы анкеты | 71,4 | 25 | 0 |
Анализ результатов показал, что 85,7% опрошенных I группы используют для формирования индивидуального стиля деятельности чужой педагогический опыт. При этом используют опыт работы старших коллег своего коллектива и опыт педагогов-новаторов -71, 4%, посещают открытые уроки и используют новые методы и приемы, полученные в результате посещения этих уроков- 57,1 %; 71, 4% опрошенных этой группы считают, что использование опыта работы других педагогов является залогом успешности их педагогической деятельности.
Анализ ответов педагогов второй и третьей групп показал, что 50% и более опрошенных не используют в своей работе опыт других педагогов.
Видим, что использование в работе чужого педагогического опыта влияет на формирование индивидуального стиля и способствует успешности деятельности педагога.
Таким образом, проведенные нами исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Не все работающие в современной школе учителя считают свою деятельность успешной.
2. Мнение педагогов об успешности их деятельности подтверждается мнением их учеников.
3. Тот вид индивидуального стиля педагогической деятельности, который сформировался у учителя, не является решающим фактором успешности его деятельности.
4. Одним из факторов влияющих на формирование индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта.
5. Использование чужого педагогического опыта является одним из условий успешности педагогической деятельности.
Полученные выводы полностью подтверждают выдвинутую гипотезу.
2.3 Рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности
Формирование индивидуального стиля происходит постоянно, на различных этапах педагогической деятельности. По мнению И. Ф. Демидовой этот процесс осуществляется постепенно, проходя следующие стадии:
1.Творческая самонастройка на педагогическую деятельность.
2. Педагогическая диагностика.
3. Педагогическое прогнозирование.
6. Осуществление, оценивание результатов и коррекция .
[Демидова И. Ф. Педагогическая психология.- Ростов н/Д, 2003.- с. 159]
Творческая самонастройка на педагогическую деятельность начинается еще в школе, когда ученик решает стать в будущем студентом педагогического вуза. Продолжается эта стадия весь период профессионального обучения. В это же время осуществляется диагностирование предпосылок развития индивидуального стиля деятельности, что позволит определить приоритетные направления развития данной личности.
А. П. Чернявская предлагает каждому студенту педагогического вуза составить карту индивидуального профессионального развития, в которой фиксируются те направления, по которым студенту необходимо осуществлять развитие своего индивидуального стиля. ( См. приложение 5).
Такая или подобная ей карта может помочь сформулировать цели и спланировать действия по дальнейшему саморазвитию.
А. П. Чернявская предлагает следующие рекомендации по практической организации самостоятельной работы по выработке индивидуального стиля педагогической деятельности:
1. При анализе профессионального развития следует фокусироваться на глубоком осмыслении двух процессов – передачи знаний и усвоение их детьми — и понимании детей, которых обучает педагог.
2. В профессиональном развитии учитель всегда выступает в двух ролях – обучающего и ученика. В своем развитии не останавливается только тот учитель, который постоянно учится сам. Важно почувствовать обе роли, только тогда развитие будет эффективным.
3. В основе развития лежит собственная активность учителей, их самостоятельность в приобретении нового опыта и знаний и включении их в свою практику.
4. Эффективнее развивается учитель, имеющий ни одну, а несколько возможностей для развития (например, совершенствование в нескольких методических приёмах, различных дидактических и воспитательных технология и др.). С одной стороны, не найдя в какой-то момент источников информации или коллег – единомышленников для развития в одном направлении, педагог может переключиться на другое. С другой стороны, развитие в одной области поможет быстрейшему развитию в другой.
5. Огромную помощь оказывает кооперирование с коллегами при приобретении нового опыта. Только при объединении с другими учителями возможно быстрое и эффективное приобретение новых знаний и внедрение их в практику. Рефлексия, неизбежно возникающая при обсуждении дел с коллегами, наиболее эффективна именно в группе, и она быстрее способствует изменению «педагогического мировоззрения».
6. Последние правило – немедленная «тренировка» или опробование на практике новых знаний и приёмов. Прежде чем опробовать новое в классе, следует провести «тренировку» в группе коллег.
7. Побывав на такой «тренировке» в роле ученика, педагог сможет лучше понять реакцию реальных детей на изменения в методах или содержании обучения.
[Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя.- М.- с. 101]
Использование опыта коллег не должно быть автоматическим переносом в свою деятельность чужих находок, а должно осуществляться на основе их переосмысления и творческой переработки с учетом индивидуальности педагога.
Выводы по главе II
1) Формирование индивидуального стиля деятельности является важнейшим условием реализации возможностей педагога и достижения успешности его деятельности.
2) Этот процесс формирования осуществляется эффективно в том случае, когда он не является стихийным, а строится целенаправленно по этапам: диагностика, прогнозирование, осуществление, рефлексия, коррекция.
3) Одним из условий формирования индивидуального стиля педагогической деятельности является использование чужого педагогического опыта.
4) Оно эффективно только в том случае, когда не является простым копированием.
5) Опыт других педагогов должен творчески перерабатываться учителем с учетом его педагогической индивидуальности.
Известный советский психолог Б. М. Теплов писал: « Нет ничего нежизненнее и схоластичнее идеи о том, что существует только один способ успешного выполнения всякой деятельности. Эти способы бесконечно разнообразны, как разнообразны человеческие способности». [ Теплов Б. М. Способности и одаренность. — М.,1961.-с. 42.]
В педагогической деятельности успех достигается благодаря развитию и использованию педагогом наиболее сильных сторон личности, наиболее ярких его способностей. Наиболее полно возможности педагога реализуются через индивидуальный стиль деятельности. Учитывая возможность проблемы профессионального становления и формирования индивидуального педагогического стиля для будущего педагога мы ставили своей целью установить зависимость успешности педагогической деятельности от использования опыта других педагогов для формирования индивидуального стиля деятельности. Для достижения поставленной цели нами были решены ряд задач. В I (теоретической) главе были выделены определения таких понятий, как деятельность, педагогическая деятельность, индивидуальный стиль, индивидуальный стиль педагогической деятельности, на основе анализа литературы по изучаемой проблеме. Мы выделили основные подструктуры личности, лежащие в основе формирования индивидуального стиля педагогической деятельности. Это биологически обусловленные особенности, формы отражения, опыт, направленность.
Во II (практической) главе описывается проведенное исследование, в ходе которого были подобраны и применены методики:
«Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога», «Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся», «Определение вида индивидуального стиля деятельности»,«Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта», анализ результатов, которого показал, что одним из условий формирования индивидуального стиля деятельности является использование чужого педагогического опыта. С учетом результатов исследования и в ходе анализа литературы по изучаемой проблеме, нами были подобраны рекомендации по формированию индивидуального стиля педагогической деятельности.
Таким образом, в целом цель работы была достигнута, задачи решены. Однако объем работы не позволил мне рассмотреть и другие факторы становления индивидуального педагогического стиля, помимо использования чужого опыта. Дальнейшие исследования могут быть направлены на разработку новых методик диагностики и формирования индивидуального стиля педагогической деятельности.
1. Демидова И. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. — 224 с.
2. Загвязинский В. И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 208 с.
3. Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учебное пособие.- Ростов н/Д.: изд-во « Феникс», 1997. — 480 с.
4. Кан-Калик., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество.- М.: изд-во «Педагогика», 1990. — 144 с.
5. Коджаспирова Г. М., Борикова Л. Б, Бостанджиева Н.И. и др Педагогическая практика: Учебное методическое пособие. — М.: Издательский центр «Академия», 1998. – 144 с.
6. Крутецкий В. А. Психология: Учебник для учащихся пед. училищ.- М.: изд-во «Просвещение»,1980. – 352 с.
7. Львова Ю. Л. Творческая лаборатория учителя: Кн. для учителя. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: 1992. – 224 с.
8. Немов Р. С. Психология: Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. – М.: Просвещение: Владос, 1994. – 496 с.
9. Роботова А. С., Леонтьева Т. В. Введение в педагогическую деятельность: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений.- М.: Издательский центр « Академия», 2000. – 208 с.
10. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика.- Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1996. – 512 с.
11. Смирнов С. А. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учебное пособие.- М.: Издательский центр « Академия», 1998. – 512 с.
12. Столяренко Л. Д. Педагогическая психология: Учебное пособие. — 2-е изд., перераб. и доп. — Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 2003. – 544 с.
13. Фридман Л. М., Кулагина И. Ю. Психологический справочник учителя.- М.: изд-во «Просвещение», 1991. – 288 с.
14. Харламов И. Ф. Педагогика: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп.- М.: изд-во «Гардарики», 2000. – 519 с.
15. Чернявская А. П. Педагогическая техника в работе учителя. – М., 2000.
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения самого педагога.
Инструкция: Ответьте на поставленные вопросы.
1. Считаете ли вы свою профессиональную деятельность успешной?
2. Удается ли вам достигать высоких результатов в работе?
3. Испытываете ли вы удовлетворение от выполнения своих профессиональных обязанностей?
4. Считает ли вашу деятельность успешной администрация?
5. Получаете ли вы поощрения со стороны администрации за выполнение своих профессиональных обязанностей?
6. Вызывают ли интерес у учащихся уроки и внеклассные мероприятия, проведенные вами?
7. Какие факторы способствуют достижению высоких результатов в вашей профессиональной деятельности?
8. Что мешает вам добиваться высоких результатов в вашей педагогической деятельности?
9. Возникают ли у вас затруднения при выполнении профессиональных обязанностей? Если да то, какие?
10. Считаете ли вы возможным справиться с этими проблемами и затруднениями?
11. Какая помощь необходима для устранения возникших проблем и затруднений?
Обработка: Анализ ответов.
Диагностика успешности деятельности педагога с точки зрения учащихся.
Анкета « Учитель – ученик»
Инструкция: Внимательно прочитайте каждое из приведенных суждений. Если вы считаете, что оно верно и соответствует Вашим отношениям с учителем, то напишите «да», если оно неверно, то «нет».
1. Учитель умеет точно предсказать успехи своих учеников.
2. Мне трудно ладить с учителем.
3. Учитель справедливый человек.
4. Учитель умело готовит меня к контрольным экзаменам.
5. Учителю явно не хватает чуткости в отношениях с людьми.
6. Слово учителя для меня закон.
7. Учитель тщательно планирует работу со мной.
8. Я вполне доволен учителем.
9. Учитель недостаточно требователен ко мне.
10. Учитель всегда может дать разумный совет.
11. Я полностью доверяю учителю.
12. Оценка учителя очень важна для меня.
13. Учитель в основном работает по шаблону.
14. Работать с учителем одно удовольствие.
15. учитель уделяет мне мало внимания.
16. Учитель, как правило, не учитывает моих индивидуальных особенностей.
17. Учитель плохо чувствует мое настроение.
18. Учитель всегда выслушивает мое мнение.
19. У меня нет сомнений в правильности и необходимости методов и средств, которые применяет учитель.
20. Я не стану делиться с учителем своими мыслями.
21. Учитель наказывает меня за малейший проступок.
22. Учитель хорошо знает мои сильные и слабые стороны.
23. Я хотел бы стать похожим на учителя.
24. У нас с учителем чисто деловые отношения.
Каждый вопрос, совпадающий с ключом, оценивается в 1 балл.
Гностический компонент (выявляет уровень компетентности учителя как специалиста с точки зрения ученика) включает вопросы:
Ответ «Да» — 1. 4, 7,10,19, 22.
Ответ «Нет» — 13, 16.
Эмоциональный компонент (определяет степень симпатии ученика к учителю) включает вопросы:
Ответ «Да» — 8, 11, 14, 23.
Ответ «Нет» — 2,5,17,20.
Поведенческий компонент (показывает, как складывается реальное взаимодействие учителя и ученика) включает вопросы:
Ответ «Да» — 3, 6, 12, 18.
Ответ «Нет» — 9,15, 21, 24.
Определение вида индивидуального стиля деятельности .
Инструкция: В предлагаемом вопроснике отметьте галочками варианты ответов, подходящие вам (при совпадении двух- трех вариантов отмечайте все колонки). Подсчитайте количество галочек в каждой колонке.
Вопросы | Варианты ответов | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |
1. Вы составляете подробный план урока? | Нет | Да | Нет | Да |
2. Вы планируете урок лишь в общих чертах? | Да | Нет | Да | Нет |
3. Часто ли вы отклоняетесь от плана урока? | Да | Да | Да | нет |
4. Отклоняетесь ли вы от плана, заметив пробел в знаниях учащихся или трудности в усвоении материала? | Нет | Да | Да | Да |
5. Вы отводите большую часть урока объяснению нового материала? | Да | Да | Нет | Нет |
6. Вы постоянно следите за тем, как усваивается новый материал в процессе объяснения? | Нет | Да | Да | Да |
7. Часто ли вы обращаетесь к учащимся с вопросами в процессе объяснения? | Нет | Нет | Да | Да |
8. В процессе опроса много ли времени вы отводите ответу каждого ученика? | Нет | Да | Да | Да |
9. Вы всегда добиваетесь абсолютно правильных ответов? | Нет | Нет | Да | Да |
10. Вы всегда добиваетесь, чтобы опрашиваемый самостоятельно исправил свой ответ? | Нет | Да | Да | Да |
11. Вы часто используете дополнительный учебный материал при объяснении? | Да | Да | Да | Нет |
12. Вы часто меняете темы работы на уроке? | Да | Да | Нет | Нет |
13. Допускаете ли вы, чтобы опрос учащихся спонтанно перешел в коллективное обсуждение или объяснение нового учебного материала? | ||||
14. Вы сразу отвечаете на неожиданные вопросы учащихся? | Да | Нет | Нет | Нет |
15. Вы постоянно следите за активностью всех учащихся во время опроса? | Нет | Да | Нет | Нет |
16. Может ли неподготовленность или настроение учащихся во время урока вывести вас из равновесия? | Да | Да | Нет | Нет |
17. Вы всегда сами исправляете ошибки учащихся? | Да | Да | Нет | Нет |
18. Вы всегда укладываетесь в рамки урока? | Нет | Нет | Да | Да |
19. Вы строго следите за тем, чтобы учащиеся отвечали и выполняли проверочные работы самостоятельно: без подсказок, не подглядывая в учебник? | Нет | Да | Нет | Да |
20. Вы всегда подробно оцениваете каждый ответ? | Нет | Да | Да | Да |
21. Резко ли различаются ваши требования к сильным и слабым ученикам? | Да | Нет | Нет | Нет |
22. Часто ли вы поощряете за хорошие ответы? | Да | Да | Да | Нет |
23. Часто ли вы порицаете учащихся за плохие ответы? | Нет | Да | Нет | Да |
24. Часто ли вы контролируете знания учащихся? | Нет | Да | Нет | Да |
25. Часто ли вы повторяете пройденный материал? | Нет | да | да | да |
26. Вы можете перейти к изучению следующей темы, не будучи уверенным, что предыдущий материал усвоен всеми учащимися? | ||||
27. Как вы думаете, учащимся интересно у вас на уроках? | Да | Да | Да | Нет |
28. Как вы думаете, учащимся обычно приятно на ваших уроках? | Да | Да | Да | Нет |
29. Вы постоянно поддерживаете высокий темп урока? | Да | Да | Да | Нет |
30. Вы сильно переживаете невыполнение учащимися домашнего задания? | Нет | Да | Нет | Нет |
31. Вы всегда требуете четкого соблюдения дисциплины на уроке? | Нет | Да | Нет | Да |
32. Вас отвлекает «рабочий шум» на уроке? | Нет | Да | Нет | Да |
33. Вы часто анализируете свою деятельность на уроке? | Нет | Да | Нет | Да |
Наибольшее количество ответов в одной из колонок свидетельствует с определенной долей вероятности преобладания у учителя стиля, названого в этой колонке.
Номер колонки | Название индивидуального стиля деятельности. |
1 | Эмоционально-имповизационный |
2 | Эмоционально-методичный |
3 | Рассуждающе-импровизационный |
4 | Рассуждающе-методичный |
Выявление влияния на успешность педагогической деятельности использование учителем чужого педагогического опыта.
Инструкция: Ответьте на поставленные вопросы.
1. Используете ли вы в своей педагогической деятельности опыт других педагогов?
2. Используете ли вы опыт старших педагогов из вашего коллектива?
3. Используете ли вы опыт педагогов- новаторов?
4. Часто ли вы посещаете открытые уроки в школе, в городе?
5. Используете ли вы в своей работе новые методики и приемы, полученные в результате посещения открытых уроков?
6. Читаете ли вы профессиональные педагогические журналы?
7. Используете ли вы в своей работе опыт других педагогов, описанный в этих журналах?
8. Считаете ли вы, что использование вами опыта работы других педагогов является залогом успешности вашей педагогической деятельности?
Обработка: Анализ ответов.
Карта профессионального развития студента.
Источник